by C. Meyers, R.S. Kraemer, T. Craven. Houghton Mifflin Books, 2001. P. 21, 94–95, 148–149. 92 Буквально: «дела рождения». Но γνεσις может значить «творение» как совокупность тварных вещей (ср. L, s.v. 3), и я предпочитаю более широкое значение (в отличие от G.P. 248, n. 2). 93 Фр. 316 (на Мф.14:6–8 ): «Жена царя Трахонитского, – [т. е.] некое порочное мнение и учение, благодаря движениям одноименного [ей] чада, соразмерным для любивших тварные блага (τ γενσεως πργματα), становится причиной того, что ныне в народе нет пророческой главы». 94 Следую переводу Жиро: c’est pour un anniversaire qu’ils dansent, tandis que regne sur eux une doctrine impie (G.P. 249). Но можно перевести: «они танцуют на дне рождения правящего ими беззаконного учения», так как в дальнейшем контексте это «учение» уподобляется Ироду, справляющему свой день рождения. 95 Ср. Phil. De ebr. 208–209. О влиянии Филона на Оригена см.: Runia D.T. Philo and the Church Fathers: A Collection of Papers. Brill, 1997. P. 117–126; Hoek A., van den. Philo and Origen: A Descriptive Catalogue of their Relationship//The Studia Philonica Annual, 2000. 12. P. 44–121; Thummel H.G. Philon und Origenes//Origeniana octava. Р. 275–286. Для большинства ссылок на Филона в оригеновских текстах характерна расплывчатость формулировки, с которой мы сталкиваемся и в данном месте («кто-то из наших предшественников»). Ср. Runia D.T. Op. cit. P. 125. 98 Фр. 318 (на Мф.14:10 ): «И ныне Иудеи убивают пророчества не открыто, но словно в темнице и тайно. Ибо они у них мертвы и обезглавлены, так как у них нет главного [в пророчестве] – Иисуса Христа, Который у нас невредим, ибо, говорит он, „Кость Его не сокрушится“». 101 Имеется в виду, что жалость представляет собой πθος, «страдание» или «претерпевание». Это парадоксальное высказывание, в котором платоническое представление о бесстрастности Бога (ср. PA 2:4, 4; HN (l.) 23:2//PG 12, 718 C; Sel. Ez. 16//PG 13, 809 D) совмещается с утверждением Его способности страдать из-за любви к людям (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Шенкером [Schenker]) аргументацию в ее пользу. Сохраненная Септуагинтой 2 Книга Ездры (без рассказа о состязании отроков) содержит более раннюю версию рассказа о послепленном восстановлении. В результате многочисленных изменений, сделавших Неемию главным действующим лицом в восстановлении города Иерусалима, этот рассказ был подготовлен для включения в него мемуаров Неемии. К этой обработке восходят также Неем.7 и 9–12. Еврейская Книга Ездры–Неемии, таким образом, не образец 2Ездр., но более поздняя версия рассказа о восстановлении (иначе у З. Талшира [Talshir], по мнению которого 2Ездр.– поздняя композиция, созданная на базе Ездр., Неем. и 2Пар.). Предположение, согласно которому глава Неем.8 была лишь на позднем этапе отделена от Ездр.7–10 и помещена в конец рассказа о строительных мероприятиях (что имело важные последствия), выдвигается и в рамках других моделей возникновения (это было сделано редактором, жившим позднее хрониста – W. Rudolph; это сделал автор истории о Ездре и Неемии – H.G.M. Williamson). (6) Есть версия (A.H.J. Gunneweg), что Ездр./Неем. может быть продолжением девтерономической истории. 1/2Пар. возникли и были поставлены впереди позднее. Оба произведения представляют собой продукт длительного процесса создания, протекавшего в хронистической школе. (7) Группа исследователей (D. Kraemer, J.C. VanderKam и B. Becking) ставит под сомнение первоначальное единство Ездр.и Неем. Этот тезис опирается в первую очередь на различия между Ездр.7–10 и Неем.8–10 и на повтор «списка первых репатриантов» ( Ездр.2 и Неем.7 ). Но эти наблюдения могут быть легче объяснены с помощью другой модели – истории редакций, что позволяет отказаться от данного тезиса. 2.4 Модель истории редакций В последнее время большинство исследователей предпочитают объяснять возникновение Ездр./Неем. постепенным ростом текста, но содержательного консенсуса нет, прежде всего ввиду больших расхождений во взглядах на подлинность и проблематику взаимозависимости отдельных тем и тематических блоков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

20. Торчащие в Сети. Интернет становится главной площадкой для торговли легальными наркотиками. [Электронный ресурс]. URL: 21. УФСКН: В Орле выросло число пострадавших от " спайса " . [Электронный ресурс]. URL: 22. Crippa J.A., Zuardi A.W., Hallak J.E. [Therapeutical use of the cannabinoids in psychiatry]//Rev. Bras. Psiquiatr. - 2010. - Vol. 32, Suppl. 1. - P. 656-666 [Article in Portuguese] 23. Derungs A., Schwaninger A.E., Mansella G., Bingisser R., Kraemer T., Liechti M.E. Symptoms, toxicities, and analytical results for a patient after smoking herbs containing the novel synthetic cannabinoid MAM-2201//Forensic Toxicology - 2013. - Vol. 31, 1. - P. 164-171 24. Escobar-Chávez J.J., Domínguez-Delgado C.L., Rodríguez-Cruz I.M. Targeting nicotine addiction: the possibility of a therapeutic vaccine//Journal of Drug Design, Development and Therapy. - 2011. - Vol. 5. - P. 211-224 25. Fernández-Ruiz J., Moreno-Martet M., Rodríguez-Cueto C., Palomo-Garo C., Gómez-Cañas M., Valdeolivas S., Guaza C., Romero J., Guzmán M., Mechoulam R., Ramos J.A. Prospects for cannabinoid therapies in basal ganglia disorders//British Journal of Pharmacology. - 2011. - Vol. 163, 7. - P. 1365-1378 26. Harbert C.A., Johnson M.R., Melvin L.S.Jr. 3-[Hydroxy-4-(substituted)-phenyl]-cycloalkanone and cycloalkanol derivatives, DE Patent 2839836. - 1979 27. Howlett A.C., Barth F., Bonner T.I., Cabral G., Casellas P., Devane W.A., Felder C.C., Herkenham M., Mackie K., Martin B.R., Mechoulam R., Pertwee R.G. International Union of Pharmacology. XXVII. Classification of cannabinoid receptors//Pharmacol. Rev. - 2002. - Vol. 54, 2. - P. 161-202 28. Howlett A.C., Breivogel C.S., Childers S.R., Deadwyler S.A., Hampson R.E., Porrino L.J. Cannabinoid physiology and pharmacology: 30 years of progress//Neuropharmacology. - 2004. - Vol. 47, Suppl. 1. - P. 345-358 29. Huffman J.W., Thompson A.L.S., Wiley J.L., Martin, B.R. Synthesis and pharmacology of 1-Deoxy Analogs of CP-47,497 and CP-55,940//Bioorganic & Medicinal Chemistry - 2008. - Vol. 16 (1). - P. 322-335

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

1992. P. 973; Kraemer. 2015. P. 14sq.). В то время в Петру прибыли известные философы-софисты и риторы ( Bowersock. 1994. P. 135). В помещении, примыкающем к раскопанной близ «храма крылатого льва» визант. церкви в Петре, в 1993 г. был обнаружен корпус папирусных документов (ок. 140 обгоревших свитков), написанных на визант. греческом и датируемых 537-594 гг. по Р. Х. Эти документы, публикация к-рых продолжается (см.: The Petra Papyri I-IV. Vol. 1-4. Amman, 2002-2012; т. V - в печати), представляют собой деловой архив семьи Теодора, сына Ободиана, церковного диакона, в основном связанный с имущественными вопросами. В одном из папирусов упоминается «дом Аарона». К свидетельству Иосифа Флавия восходит традиция, согласно к-рой гора Ор (  ), на к-рой умер брат Моисея Аарон (Числ 20. 25-29, 33. 38, Втор 32. 50; ср.: Втор 10. 6), считается одной из гор близ набатейской столицы Петры (ср.: Ios. Flav. Antiq. IV 7. 1 Исламская традиция идентифицирует ее с Джебель-Харун. На этой расположенной близ Петры горе обнаружена базилика визант. периода; среди артефактов сохранилось и написанное по-гречески имя Аарон ( Frosen, Fiema. 1999. P. 81). Согласно ислам. преданию, в долине Вади-Муса близ Петры Моисей добыл воду из скалы и возник действующий до наст. времени источник Айн-Муса ( Шифман. 2007. C. 175). Лит.: Clermont-Ganneau Gh. Recueil d " archéologie orientale. P., 1906. Vol. 7; Brockelmann G. Grundriss der vergleichenden Grammatik der semitischen Sprachen. B., 1907. Bd. 1; Dalman G. Petra und ihre Felsheiligtümer. Lpz., 1908; Levy J. Wörterbuch über die Talmudim und Midraschim. B.; W., 1924. Bd. 3; Eissfeldt O. Das Alte Testament im Lichte der safatenischen Inschriften//ZDMG. 1954. Bd. 104. N 1. S. 88-118; Cantineau J. Cours de phonétique arabe. P., 1960; Negev A. Inscription from Avdat (Oboda)//IEJ. 1963. Vol. 13. P. 113-124; idem. The Chronology of the Middle Nabataean Period//PEQ. 1969. Vol. 101. P. 5-14; idem. Obodas the God//IEJ. 1986. Vol. 36. P. 56-60; idem. Personal Names in the Nabatean Realm.

http://pravenc.ru/text/2564566.html

zu «Joseph und Aseneth». Tüb., 1980; Delling G. Die Kunst des Gestaltens in Joseph und Aseneth//NTIQ. 1984. Vol. 26. P. 1-42; Rowland Chr. А Man Clothed in Linen, Daniel 10. 6ff. and Jewish Angelology//JSNT. 1985. Vol. 24. P. 99-110; Lindars B. «Joseph and Asenath» and the Eucharist//Scripture: Meaning and Method/Ed. B. P. Thompson. [Hull], 1987. P. 181-199; Chesnutt R. D. Bread of Life in Joseph and Aseneth and in John 6//Johannine Studies: Essays in Honor of F. Pack/Ed. J. E. Priest. Malibu, 1989. P. 1-16; idem. From Death to Life: Conversion in Joseph and Aseneth. Sheffield, 1995; Dschulnigg P. Überlegungen zum Hintergrund der Mahlformel in JosAs: Ein Versuch//ZNW. 1989. Bd. 80. N 3/4. S. 272-275; Holz T. Christliche Interpolationen in Joseph und Aseneth// Idem. Geschichte und Theologie des Urchristentums: Gesammelte Aufsätze/Hrsg. E. Reinmuth, Ch. Wolff. Tüb., 1991. S. 55-71; Zerbe G. M. Non-Retaliation in Early Jewish and NT Texts: Ethical Themes in Social Contexts. Sheffield, 1993; Humphrey E. M. The Ladies and the Cities: Transformation and Apocalyptic Identity in Joseph and Aseneth, 4 Ezra, the Apocalypse and the Shepherd of Hermas. Sheffield, 1995; Standhartinger A. Das Frauenbild im Judentum der hellenistischen Zeit: Ein Beitrag anhand von «Joseph und Aseneth». Leiden, 1995; idem. Weisheit in «Joseph und Aseneth» und den paulinischen Briefen//NTS. 2001. Vol. 47. N 4. P. 482-501; Bohak G. Joseph and Aseneth and the Jewish Temple in Heliopolis. Atlanta, 1996; Hubbard M. Honey for Aseneth: Interpreting a Religious Symbol//JSP. 1997. Vol. 8(16). P. 97-110; Kraemer R. Sh. When Aseneth Met Joseph: A Late Antique Tale of the Biblical Patriarch and his Egyptian Wife, Reconsidered. Oxf., 1998; Schneider M. Sefer Yosef ve-Asnat ve-ha-mistiqah ha-yahudit ha-qadomah [= Шнейдер М. Книга Иосифа и Асенеф и ранняя еврейская мистика]//Kabbalah: J. for the Study of Jewish Mystical Texts. Culver City, 1998. Vol. 3. P. 303-344 (на иврите); он же. Инициация и небесный мед в Повести об Иосифе и Асенефе//Мат-лы XII Ежег.

http://pravenc.ru/text/673673.html

Kraeling and Mowry, «Music» Kraeling, Carl, and Lucetta Mowry. «Music in the Bible.» Pages 283–312 in Ancient and Oriental Music. Edited by Egon Wellesz. New Oxford History of Music 1. London: Oxford University Press, 1966. Kraemer, «Ecstasy» Kraemer, Ross Shepard. «Ecstasy and Possession: The Attraction of Women to the Cult of Dionysus.» HTR 72 (1979): 55–80. Kraemer, «Ecstatics» Kraemer, Ross Shepard. «Ecstatics and Ascetics: Studies in the Functions of Religious Activities for Women in the Greco-Roman World.» Ph.D. diss., Princeton University, 1976. Kraemer, «Jew» Kraemer, Ross Shepard. «On the Meaning of the Term " Jew» in Greco-Roman Inscriptions.» HTR 82 (1989): 35–53. Kraemer, Maenads Kraemer, Ross Shepard. Maenads, Martyrs, Matrons, Monastics: A Sourcebook on Women " s Religions in the Greco-Roman World. Philadelphia: Fortress, 1988. Kraemer, «Reliability» Kraemer, David. «On the Reliability of Attributions in the Babylonian Talmud.» HUCA 60 (1989): 175–90. Kragerund, Lieblingsjiinger Kragerund, Alv. Die Lieblingsjünger im Johannesevangelium. Oslo: Osloer Universitätsverlag, 1959. Kraybill, Cult Kraybill, J. Nelson. Imperial Cult and Commerce in John " s Apocalypse. JSNTSup 132. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1996. Kreitzer, «Apotheosis»   Kreitzer, Larry. «Apotheosis of the Roman Emperor.» ΒΑ 53 (1990): 210–17. Kreitzer, John Kreitzer, Larry. The Gospel according to John. Regent " s Study Guides. Oxford: Regent " s Park College, 1990. Kremer, «Verheissung» Kremer, Jacob. «Jesu Verheissung des Geistes.» Pages 247–76 in Die Kirche des Anfangs. Für Heinz Schürmann. Edited by R. Schnackenburg, J. Ernst, and J. Wanke. Freiburg: Herder, 1978. Krieger, «Hauptquelle» Krieger, Klaus-Stefan. «Zur Frage nach der Hauptquelle über die Geschichte der Provinz Judäa in den Antiquitates judaicae des Flavius Josephus.» BN 63 (1992): 37–41. Krieger, «Judenfeind» Krieger, Klaus-Stefan. «Pontius Pilate–ein Judenfeind? Zur Problematik einer Pilatus-biographie.» BN 78 (1995): 63–83.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Рассказ о танце дочери И. также является предметом споров в научной лит-ре. Во-первых, женщины, принадлежавшие к высшему сословию, обычно не принимали участия в муж. застольях, хотя данный случай мог быть исключением. Во-вторых, в античной лит-ре есть подобные сюжеты (см., напр., рассказ у Тита Ливия о кровавом пиршестве консула, исполнившего просьбу одной из гетер: Liv. Ab urbe cond. XXXIX 43. 3-4), возможно, и этот рассказ не историческое сообщение, а лит. сюжет. С т. зр. нарративной критики образы И. и ее дочери имеют как ветхозаветные прототипы (напр., Иезавель , враждовавшую с пророками, согласно 1-2 Цар), так и противоположные им по характеру образы в НЗ (напр., последовавших за Иисусом Христом женщин или воскрешенной дочери Иаира ( Janes. 2006)). По мнению Р. Кремер, рассказ об обезглавливании Иоанна в целом неисторичен, поскольку противоречит сообщению Иосифа Флавия, к-рый называет причиной конфликта Иоанна с Иродом Антипой не этот брак, а огромный авторитет Крестителя в народе ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2), при этом ничего не сообщая о роли И. и Саломеи в убиении Иоанна Предтечи ( Kraemer. 2006). Др. проблемой, затрагивающей вопрос историчности евангельского рассказа об И., является имя ее дочери. Согласно Иосифу Флавию, ее звали Саломеей, она стала женой тетрарха Филиппа, а после его смерти вышла замуж за своего двоюродного брата Аристовула и родила ему 3 сыновей ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 4 факт 2-го брака подтверждается изображением Аристовула и Саломеи на монетах, к-рые обычно датируются 62 г.- Meshorer Y. Ancient Jewish Coinage. Dix Hills, 1982. Vol. 2. P. 171; Gillman. 2003. P. 120). Нек-рые исследователи усматривают в этом противоречие с повествованиями евангелистов, где не названная по имени дочь И. предстает юной девушкой, зависимой от своей матери, а не женой (вдовой) Филиппа. Как и в случае с именем 1-го мужа И., совр. библеисты либо предполагают наличие ошибки в рассказе Иосифа Флавия, к-рый спутал 2 женщин с именем Саломея, либо объявляют дочь И. в Евангелиях лит. персонажем ( Kokkinos. 1998. P. 305. Not. 147; Kraemer. 2006). Др. исследователи на основании собственной версии родословия семейства Ирода считают возможным гармонизировать рассказ Флавия с Евангелиями ( Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C.- A.D. 135)/Ed. G. Vermes et al. Edinb., 1973. Vol. 1. P. 348-349. Not. 28; Gillman. 2003. P. 119-120; подробнее см. в ст. Саломея).

http://pravenc.ru/text/674091.html

Duggan, The Covenant Renewal in Ezra-Nehemiah (SBL.DS 164) Atlanta 2001; T.C. Eskenazi, In an Age of Prose. A Literary Approach to Ezra-Nehemiah (SBL.MS 36), Atlanta 1988; dies./K.H. Richards (Hg.), Second Temple Studies. 2. Temple and Community in the Persian Period (JSOT. S 175) Sheffield 1994; K. Galling, Studien zur Geschichte Israels im persischen Zeitalter, Tübingen 1964; A.H.J. Gunneweg, Zur Interpretation der Bücher Esra-Nehemia, in: J.A. Emerton (Hg.), Congress Volume Vienna 1980 (VT.S 32) Leiden 1981, 146–161; ders., Die aramäische und die hebräische Erzählung über die nachexilische Restauration – ein Vergleich: ZAW 94, 1982, 299–302; K.G. Hoglund, Achaemenid Imperial Administration in Syria-Palestine and the Missions of Ezra and Nehemiah (SBL.DS 125) Atlanta 1992 (Lit.!); S.H. Horn/L.H. Wood, Die Chronologie von Esra 7, Wien 1995; D. Janzen, The «Mission» of Ezra and the Persian-Peiod Temple community: JBL 119, 2000, 619–643; S. Japhet, The Temple in the Restoration Period. Reality and Ideology: USQR 44, 1991, 195–251; Ch. Karrer, Die Bücher Esra und Nehemia, in: L. Schottroff/M.-Th. Wacker, Kompendium Feministische Bibelauslegung, Gütersloh 1998, 156–168; dies., Ringen um die Verfassung Judas (BZAW 308) Berlin 2001; U. Kellermann, Nehemia. Quellen, Überlieferung und Geschichte (BZAW 102) Berlin 1967; ders., Erwägungen zum Problem der Esradatierung: ZAW 80, 1968, 55–87; ders., Erwägungen zum Esragesetz: ZAW 80, 1968, 373–385; R.W. Klein, Art. Ezra-Nehemiah, Books of: AncBD 2, 1992, 731–742; E.A. Knauf, Zum Verhältnis von Esra 1,1 zu 2Chronik 36, 20–23: BN 78, 1995, 16f; K. Koch, Ezra and the Origins of Judaism: JSSt 19, 1974, 173–97; ders., Der Artaxer-xes-Erlaß im Esrabuch, in: FS H. Donner, Wiesbaden 1995, 87–98; D. Kraemer, On the Relationship of the Books of Ezra and Nehemiah: JSOT 59, 1993, 73–92; R.G. Kratz, Die Komposition der erzählenden Bücher des Alten Testaments, Göttingen 2000; J. Lust, The Identification of Zerubbabel with Sheshbas-sar: EThL 63, 1987, 90–95; A.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Доклад был принят и высказаны пожелания: а) чтобы в программе Ассамблеи была уделена известная часть для «вопроса новой эры в технической науке, начавшейся после открытия атомной энергии»; б) чтобы за шесть месяцев до Ассамблеи были изданы четыре международных сборника (согласно 4 подтемам Ассамблеи); в) чтобы за год до нее был издан специальный выпуск под заглавием: «Авторитетность и применимость социальных и политических посланий Библии на сегодня». После решения многих других конструктивных вопросов была определена необходимость достигнуть сближения со всеми Православными Церквами, чтобы привлечь их к участию в экуменическом движении. Генеральным секретарем был переизбран д-р Виссерт Хуфт, а помощниками его: с резиденцией в Лондоне Оливер Томкинс и с резиденцией в Нью-Йорке д-р Лейпер. Затем были приняты следующие предложения и приглашения: а) директором Отдела изучения м-ру Нилсу Эренстрему (Nils Ehrenstrom), содиректором – еп. Стефану Нэйль (Stephen Neill) (Тинневелли, Южная Индия); б) директором Всемирного Центра обучения д-ру Крэ-меру (Kraemer) 17 ; в) директором Отдела реконструкции д-ру Хутчисону Кокбурну (Hutchison Cockburn) 18 . Всемирная Ассамблея Молодежи была проведена летом 1947 г. в г. Осло до совета с братскими Церквами Русская Православная Церковь воздержалась от посылки на нее своих делегатов. Сожалеем, что до 1 января 1948 г. Русская Православная Церковь еще не получила из Женевы «Отчета о конференции в Осло». Несколько замечаний к «Положению о Всемирном Совещании Церквей». Положение было принято на Конференции в г. Утрехте в мае 1938 г. и одобрено «Эдинбургским Постоянным Комитетом» в августе 1938 г. На стр. 48 разбираемого нами Отчета об Эдинбургской конференции, в главе «Что делать, чтобы приблизиться к единству, которого мы ищем», в статье 15 «Территориальное и экуменическое единство» говорится: «Особо дальновидная церковная политика требуется в тех местностях, где при обсуждении вопроса о соединении отдельная церковь вынуждена выбирать, вступить ли ей в соединение с другими исповеданиями в пределах своего государства или сохранить связи с другими общинами своего исповедания в других странах. Опыт показывает, что вред, наносимый христианскому делу наличием множества отдельных церквей в пределах данной территории так велик, что территориальное соединение должно нормально почитаться желательным – там, где оно может осуществиться без нарушения принципов соответствующих исповеданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Hofmann J. Vibia Perpetua, liberaliter instituta. Zum Bildungsstand einer karthagischen Christin an der Wende des zweiten Jahrhunderts//Frühchristentum und Kultur/Hrsg. F. R. Prostmeier. Freiburg; Basel; Wien, 2007. S. 75–94. Ide A. F. Martyrdom of Women: A Study of Death Psychology in the Early Christian Church to 301 CE. Garland, 1985. Kitzler P. From Passio Perpetuae to Acta Perpetuae. Recontextualizing a Martyr Story in the Literature of the Early Church. Berlin; Boston, 2015. Klawiter F. C. The Role of Martyrdom and Persecution in Developing the Priestly Authority of Women in Early Christianity: A Case Study of Montanism//Women in Early Christianity/Ed. D. M. Scholer. New York, 1993. P. 105–116. Kraemer R. S., Lander S. L. Perpetua and Felicitas//The Early Christian World/Ed. Ph. F. Esler. Vol. 2. London, 2000. P. 1048–1068. Lefkowitz M. Motivations for St. Perpetua’s Martyrdom//Journal of the American Academy of Religion. Vol. 44.1976. P. 417–421. McKechnie P. St. Perpetua and Roman Education in A. D. 200//L’Antiquité classique. Vol. 63.1994. P. 279–291. Miller P. C. A Dubious Twilight: Reflections on Dreams in Patristic Literature//Church History. Vol. 55.1986. P. 153–164. Miller P. C. The Devil’s Gateway: An Eros of Difference in the Dreams of Perpetua//Dreaming. Vol. 2.1992. P. 45–63. Moriarty R. The Claims of the Past: Attitudes to Antiquity in the Introduction to Passio Perpetuae//Studia Patristica. Vol. 31. 1997. P. 307–313. Osiek C. Perpetua’s Husband//Journal of Early Christian Studies. Vol. 10. 2002. P. 287–290. Perkins J. The Passion of Perpetua: A Narrative of Empowerment//Latomus. Vol. 53. P. 837–847. Perkins J. The Rhetoric of the Maternal Body in the Passion of Perpetua//Mapping Gender in Ancient Religious Discourses/Ed. T. Penner, S. C. Vander. Leiden; Boston, 2007. P. 313–332. Perpetua’s Passion. Multidisciplinary Approaches to the Passio Perpetae and Felicitatis/Ed. J. N. Bremmer and M. Formisano. Oxford, 2012. Petraglio R. Lingua latina e mentalité biblica nella Passio sanctae Perpetuae. Analisi di caro, carnalis e corpus. Brescia, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003