The place ofwomen in the counsels of the church for the future; their place in its offices of authority, and its common social and missionary strategies for the centuries ahead, is something that remains to be worked out and something that calls to be worked out, for the newly ascendant educa­tion and professional eminence of so many modern women demands an extensive reconsideration of the role of women in the Orthodox Church worldwide. Such a discussion has been partially initiated in the modern era, but a long road lies ahead, demanding much Christian honesty and willingness in all the Orthodox communi­ties – not only those that already have large numbers of professionally educated women, but also those (for historical rea­sons) with less. SEE ALSO: Contemporary Orthodox Theol­ogy; Deaconess; Marriage; Monasticism; St. Elizaveta Feodorovna (1864–1918); Virgins; Widows REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Cameron, A. and Kuhrt, A. (eds.) (1983) Images of Women in Antiquity. Detroit: Wayne State University Press. Connor, C. (2004) Women of Byzantium. New Haven: Yale University Press. Constas, N. (2003) Proclus of Constantinople and the Cult of the Virgin in Late Antiquity. Leiden: Brill. Hackel, S. (2003) Pearl of Great Price: The Life of Mother Maria Skobtsova 1891–1945, Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press. Holum, K. (1982) Theodosian Empresses: Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley: University of California Press. Kraemer, R. (1988) Maenads, Martyrs, Matrons, Monastics. Philadelphia: Fortress Press. Lipsius, R. A. and Bonnet, M. (1891) Acta Apostolorum Apocrypha. Leipzig: Mendelssohn. McGuckin, J. A. (1994) St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy. Leiden: E. J. Brill. Talbot, A. M. (1996) Holy Women of Byzantium. Washington, DC: Dumbarton Oaks. Tsironis, Ν. (2002) Κασσιαν η Υμνοοδς. Athens. Читать далее Источник: The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity/John Anthony McGuckin - Maldin : John Wiley; Sons Limited, 2012. - 862 p. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Kraeling and Mowry, «Music» Kraeling, Carl, and Lucetta Mowry. «Music in the Bible.» Pages 283–312 in Ancient and Oriental Music. Edited by Egon Wellesz. New Oxford History of Music 1. London: Oxford University Press, 1966. Kraemer, «Ecstasy» Kraemer, Ross Shepard. «Ecstasy and Possession: The Attraction of Women to the Cult of Dionysus.» HTR 72 (1979): 55–80. Kraemer, «Ecstatics» Kraemer, Ross Shepard. «Ecstatics and Ascetics: Studies in the Functions of Religious Activities for Women in the Greco-Roman World.» Ph.D. diss., Princeton University, 1976. Kraemer, «Jew» Kraemer, Ross Shepard. «On the Meaning of the Term " Jew» in Greco-Roman Inscriptions.» HTR 82 (1989): 35–53. Kraemer, Maenads Kraemer, Ross Shepard. Maenads, Martyrs, Matrons, Monastics: A Sourcebook on Women " s Religions in the Greco-Roman World. Philadelphia: Fortress, 1988. Kraemer, «Reliability» Kraemer, David. «On the Reliability of Attributions in the Babylonian Talmud.» HUCA 60 (1989): 175–90. Kragerund, Lieblingsjiinger Kragerund, Alv. Die Lieblingsjünger im Johannesevangelium. Oslo: Osloer Universitätsverlag, 1959. Kraybill, Cult Kraybill, J. Nelson. Imperial Cult and Commerce in John " s Apocalypse. JSNTSup 132. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1996. Kreitzer, «Apotheosis»   Kreitzer, Larry. «Apotheosis of the Roman Emperor.» ΒΑ 53 (1990): 210–17. Kreitzer, John Kreitzer, Larry. The Gospel according to John. Regent " s Study Guides. Oxford: Regent " s Park College, 1990. Kremer, «Verheissung» Kremer, Jacob. «Jesu Verheissung des Geistes.» Pages 247–76 in Die Kirche des Anfangs. Für Heinz Schürmann. Edited by R. Schnackenburg, J. Ernst, and J. Wanke. Freiburg: Herder, 1978. Krieger, «Hauptquelle» Krieger, Klaus-Stefan. «Zur Frage nach der Hauptquelle über die Geschichte der Provinz Judäa in den Antiquitates judaicae des Flavius Josephus.» BN 63 (1992): 37–41. Krieger, «Judenfeind» Krieger, Klaus-Stefan. «Pontius Pilate–ein Judenfeind? Zur Problematik einer Pilatus-biographie.» BN 78 (1995): 63–83.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

2. Участники празднования. – 1988, 9, 3. 3. начало торжеств в Богоявленском патриаршем соборе. – 1988, 9, 4. 4. Слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 4. 5. Возложение венка к могиле Неизвестного солдата. – 1988, 9, 8. 6. Торжественный акт, посвященный 1000-летию Крещения Руси. – 1988, 9, 21. 7. Речь Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 21. 8. Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 25. 9. Вручение наград. – 1988, 9, 26. 10. Речь Святейшего Патриарха Пимена при вручении наград в Кремле. – 1988, 9, 27. 11. Концерт в Большом театре Союза ССР. – 1988, 9, 28. 12. Встреча и прием в Кремле. – 1988, 9, 29. 13. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Московском Кремле. – 1988, 9, 31. 14. Торжественные богослужения в Даниловом монастыре. – 1988, 9, 33. 15. Слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 34. 16. Прием в честь участников торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. – 1988, 9, 35. 17. Слово Святейшего Патриарха Пимена на приеме. – 1988, 9, 35. 18. Закладка нового храма в Москве. – 1988, 9, 37. 19. Слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 39. 1536. ПАЛЛАДИЙ, еп., ЗАТОВСКИЙ А., прот. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Киеве. – 1988, 10, 10. 1537. ВОЙНАКОВ В. Великое торжество на древней Владимиро-Суздальской земле. – 1988, 11, 8. 1538.ПРАЗДНОВАНИЕ 1000-летия Крещения Руси в Ленинграде. – 1988, 12, 13. 1539. ПРАЗДНОВАНИЕ 1000-ЛЕТИЯ Крещения Руси в Московской епархии. Послание Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 12, 17. 1540. СПЕРАНСКАЯ Е. Торжество в Москве. – 1988, 12, 18. 1541. КИРИЛЛ, архиеп. Христос – надежда наша. – 1989, 2, 12. 1)Празднование 400-летия учреждения Патриаршества 1542. ЛЕБЕДЕВ В. Под патриаршим омофором. – 1989, 1, 10. 1543. БЕЛАВЕНЕЦ С. Готовясь к юбилею. – 1989, 5, 24. 1544. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1988 года: О составе Комиссии по подготовке и проведению празднования 400-летия учреждения патриаршества в РПЦ. – 1989, 3, 7. 1545. ВСЕРОССИЙСКИЕ Патриархи. – 1989, 10, 10. 1546. ЮБИЛЕЙНАЯ конференция. – 1989, 10, 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

932. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6–9 июня 1988 года, Троице- Сергиева Лавра 1. Определение Священного Синода от 27 марта 1988 года: О представительствах от епархий, монастырей, Духовных учебных заведений, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, зарубежных благочиний РПЦ на Поместный Собор. – 1988, 6, 9. 2. Документы Поместного Собора Русской Православной Церкви: а) Деяние Освященного Поместного Собора РПЦ о канонизации святых. – 1988, 8, 2. б) Послание Поместного Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. – 1988, 8, 5. в) Обращение Поместного Собора к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву. – 1988, 8, 9. г) Приветствие участникам Поместного Собора РПЦ (от Совета Министров СССР). – 1988, 8, 10. д) Ответное послание Поместного Собора Председателю Совета Министров СССР Н.И. Рыжкову. – 1988, 8, 11. е) Определения Поместного Собора РПЦ. – 1988, 8, 12. ж) Обращение Освященного Поместного Собора РПЦ ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом. – 1988, 8, 14. з) Обращение Поместного Собора РПЦ к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью. – 1988, 8, 14. и) Обращение Поместного Собора РПЦ ко всем христианам мира. – 1988, 8, 16. к) Обращение Поместного Собора РПЦ к Председателю III Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. – 1988, 8, 17. л) Заявление Поместного Собора РПЦ по насущным проблемам современности. – 1988, 8, 18. 3. Празднование РПЦ 1000-летия Крещения Руси: а) Поместный Собор РПЦ 6 июня, первый день заседания. – 1988, 9, 8. б) Слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 9–11. в) 7 июня, второй день заседания. – 1988, 9, 14. г) 8 июня, третий день заседания. – 1988, 9, 18. д) Принятие нового Устава РПЦ. – 1988, 9, 19. е) 9 июня, четвертый день заседания. – 1988, 9.20. ж) Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 21. 933. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6–12 июня 1990 года, Москва

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Постановление Комиссии Священного Синода. – 1988, 6, 14. 1526. ЗАСЕДАНИЕ Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летию Крещению Руси. (Данилов монастырь, 26 марта 1988 года): 1. Вступительное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – 1988, 6, 16. 2. Постановление Комиссии Священного Синода. – 1988, 6, 17. 1527. ЛЕБЕДЕВ В. “Великого Владимира восхвалим!”-1988, 6, 19. 1528. ПУТЬ, которым мы идем и поныне. – 1988, 6, 23. 1529. БЕЛЯЕВ С. Находка в Херсонесе. (Исследования о месте крещения и венчания св. кн. Владимира). – 1988, 6, 23. 1530. ВСТРЕЧА Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской Православной Церкви. – 1988, 7, 2. 1531. III МЕЖДУНАРОДНАЯ научная церковная конференция, посвященная 1000-летию Крещения Руси, “Литургическая жизнь и церковное искусство Русской Православной Церкви”. (Ленинград, 31 января-5 февраля 1988 года): 1. Приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена участникам конференции. – 1988, 7, 22. 2. Слово митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. – 1988, 7, 23. 3. Слово представителя генерального директора ЮНЕСКО, директора отдела по исследованиям и политике в области культуры Мориса Глеле. – 1988, 7, 25. 4. Коммюнике. – 1988, 7, 25. 1532. ВСТРЕЧА Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная 1000-летию Крещения Руси. (Троице-Сергиева Лавра, 23 мая 1988 года). – 1988, 8, 21. 1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на открытии встречи. – 1988, 8, 21. 2. Обращение к Третьей Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. – 1988, 8, 23. 1533. АВГУСТИН, архим. III Международная научная церковная конференция в Ленинграде. – 1988, 8, 25; 9, 47; 10, 15; 11, 10. 1534. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ награды в связи с 1000-летием Крещения Руси. – 1988, 9, 2. 1535. ПРАЗДНОВАНИЕ Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси: 1. Подготовка к юбилею. – 1988, 9, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ерм. Пастырь. Подобие восьмое, VI, 4 Святитель Поликарп Смирнский. Послание к Филиппийцам. VI, 3. Daniélou J . Les symboles chrétiens primitifs, Paris, 1961, 143-152 Ориген. Δετερος δ λεγε σμβολον εναι τ Θα τν τν νμον τετηρηκτων πεπερ ο νμος παρ’ ’Εβραους Θωρ καλεται, κα τ πρτον ατο στοιχεν στι τ Θα κα σμβολον εναι τν κατ τν νμον βεβιωκτων. Τρτος δ τις φσκων, τν κα ες τν Χριστν πεπιστευκτων, λεγε τ αρχαα στοιχεα μφερς χειν τ θα τ το σταυρο χαρακτρι, κα προφητεεσθαι περ το γενομνου ν Χριστιανος π το μετπου σημεου περ ποιοσιν ο πεπιστευκτες πντες οτινoσoν προκαταρχμενοι πργματος, κα μλιστα εχν γων ναγνωσμτων. Ωριγενουσ. Εκλογαι εις τον Ιεζεκιηλ, κεφ. Θ, P.G. ΧΙΙΙ, 801Α Ерм. Пастырь. Подобие девятое. XIV Jean Danielou. Théologie du Judéo-Christianisme, Paris 1991, La Croix cosmique. р. 341. Священномученик Ириней Лионский . Доказательство апостольской проповеди. 34. Patrologie Orientale (Graffin), 773. Священномученик Ипполит Римский. На благословение Иакова. XI. Patrologie Orientale (Graffin), XXVII, 131. Оды Соломона 23. Оды Соломона 22. В литературном русском переводе замечательно то, что переводчик счел правильным поставить последнее слово фразы с большой буквы, ибо это Крест: «Он, подвигший меня снизойти свыше и вознестись из нижних, и Он, собирающий тех, что в Середине». Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы 89-96. Священномученик Ириней Лионский. Против ересей. Книга V, 18, 3. Acta Petri. IV, 38 (9); Цит. по Text, Ubersetzung und Kommentar zu den Actus Vercellenses, Berlin-Boston, 2018. Этих слов нет в славянской редакции, есть в латинской и греческой, см.: Acta Apostolorum Apocrypha, Martyrium Andreae   (1851), p. 105 et suiv., также: LipsiusBonner , 54-55, Acta Apostolorum apocrypha, II, 1, Acta Andreae; Bonnet. Supplementum codicis apocryphi, II, здесь Акты Андрея (Martyrium Andreae) даются под наименованием Laudatio, Narratio, Latin passion. Так же: Actes apocryphes des Apôtres. Texte grec, par R. A. Lipsius et M. Bonnet, 3 vol., Leipzig, 1891, переиздание 1959, а также: Les Actes Apocryphes de Apôtre André, Les Actes d " André et de Mathias, de Pierre et d " André et les textes apparentés, par J. Flamion, Louvain – Paris- Bruxelles, 1911.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Н. Отголоски. По поводу «Записок отшельника»//Свет. 1891. 14 марта. А-т Заблуждение отшельника//Новое время. 1891. 20 марта. Дневник//Гражданин. 1891. 24 марта. Шевелев А. М. Н. Катков//Московские ведомости. 1891. 20 июля. Розанов В. В. (1856–1919). Европейская культура и наше отношение к ней//Московские ведомости. 1891. (Лернер). Ю. Н.: Ю. Н. Говоруха-Отрок. Несколько слов по поводу кончины К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Языков Дим.: Д. Д. (1850–1918), библиограф. Краткий некролог и перечень сочинений К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Некролог//Новое время. 1891. 14 нояб. Субботин Н.И., профессор Москов. Духовной академии. К. Н. Л. – Из Сергиева Посада//Московские ведомости 1891. 316, 319. Vox. Маленькие заметки//Московские ведомости. 1891. 319, 326. Заметка в «Московском иллюстр. газете». 1891. 304. Заметка в «Московском листке». 1891. 317, 320. А.А. К. Н. Л.//Московская иллюстр. газета. 1891. 21 нояб. Н. Отголоски//Свет. 1891. 22 нояб. Памяти К. Н. Л.//Гражданин. 1891. 317. Южный: М. Г. Зельманов//Гражданин. 1891. 320. Ф. Ч.: Ф. П. Чуфрин. Последние дни К. Н. Л. в Троице-Сергиевом Посаде//Гражданин. 1891. 322. Заметки в «Московских церковных ведомостях». 1891. 47 и 48. Заметка в «Русском вестнике». 1891. 112. Заметка в «Церковных ведомостях». 1891. 49, прибавл., с. 1768–1769. Райский: Н. Г. Вучетич (?) (1845–1912) 988 . Поэт-воин//Гражданин. 1891. 332. Александров А. А. (1861–1930). Заметка о Л. в журнале «Нива», 2 (Лернер). Соловьев Вл. С. Памяти К. Н. Л.//Русское обозрение. 1892. I. Розанов В. В. Эстетическое понимание истории//Русский вестник. 1892. II. Теория исторического прогресса . Там же. II и III. Архимандрит Антоний (Храповицкий, 1863–1936), позднее митрополит. Как относится служение общественному благу к спасении собственной души//Вопросы философии и психологии. 1892. III. . Согласно христианскому взгляду, спасение души нельзя отделять от душевной и деятельной любви к людям, как это делает Л. Архим. Антоний также упрекает Л. в незнании Св. Писания – так, он приводит несуществующее изречение апостола: начало премудрости Божией – страх Божий, а плод его – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

1714. БОГОСЛУЖЕНИЕ в храме Воскресения словущего. – 1986, 3, 18. 1715. СОКОЛОВ Ф., диак. Пасха Христова в Богоявленском патриаршем соборе. – 1986, 6, 22. 1716. В.И. Богослужение в храме Воскресения словущего. – 1986, 6, 29. 1717. СОКОЛОВ Ф., диак. Рождество Христово в Богоявленском патриаршем соборе. – 1987, 3, 9. 1718. КЛИМАШИН А. Посещение Святейшим Патриархом Пименом храма Воскресения словущего. – 1987, 4, 6. 1719. СОКОЛОВ Ф., диак. Пасха Христова в Москве. – 1987, 7, 9. 1720. ПРАЗДНОВАНИЕ 16-й годовщины патриаршей интронизации. – 1987, 8, 9. 1721. АГАФОДОР, архим. Мироварение в Москве. – 1987, 9, 22. 1722. СОКОЛОВ Ф., диак. День тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 11, 10. 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном молебне в Богоявленском патриаршем соборе. – 1987, 11, 9. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном приеме. – 1987, 11, 9. 1723. К 30-ЛЕТИЮ епископской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 2, 9. 1. Приветственный адрес Священного Синода РПЦ. – 1988, 2, 6. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе. – 1988, 2, 7. 3. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном приеме 17 ноября 1987 года. – 1988, 2, 8. 1724. СОКОЛОВ Ф., диак. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 3, 10. 1725. В.Л. Храмовый праздник. – 1988, 3, 20. 1726. СОКОЛОВ Ф., диак. “Воскресения день…” (Пасха Христова 1988 года). – 1988, 7, 8. 1727. ПРАЗДНОВАНИЕ Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси. – 1988, 9, 3–42. 1728. ЗАКЛАДКА нового храма в Москве. – 1988, 9, 37. 1729. 17-Я ГОДОВЩИНА интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – 1988, 9, 45. 1730. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена в день 17-й годовщины патриаршей интронизации. (Богоявленский патриарший собор, 3 июня 1988 года). – 1988, 9, 44. 1731. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена: 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе 9 сентября 1988 года. – 1988, 12, 5. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена на приеме в день тезоименитства 9 сентября 1988 года. – 1988, 12, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

The early Christian period is marked by the multitude of female martyrs who – even with their blood – helped the message of Christianity reach contemporary society. In the New Testament ( Lk. 8.2–3 ) we encoun­ter references to women as sponsoring patrons of the early missionary efforts of Christianity. Priscilla and Aquila, a notable couple within the Pauline circle, probably sustained in a most decisive way the activity of St. Paul. The earliest reference to a deaconess is encountered in the Pauline Epistle to the Romans (16.1) and refers to Phoebe, a young sister from Kenchreae (near Corinth) whom Paul commends to the Romans. In the same chapter of his epistle, Paul refers to another nine women out of a whole of twenty-four notable people mentioned; among them, the above-mentioned Priscilla, the scholarly missionary and patron of the churches in Corinth and Ephesus. The notable female disciple Junia (mentioned together with Andronicus) is explicitly referred to as an Apostle; and she along with many other women (such as the explicitly named Mary, Tryphosa, Tryphaena, Persis, and so on) recall for us the early, apostolic, Chris­tian environment where women played a vital role in the life of the church and its proclamatory mission. It seems that the role of the deaconess designated an ordained member of the church with specific duties and obligations. Sixty-four inscriptions from the Eastern Roman Empire testify to the existence of ordained deaconesses, while a few others refer to female presbyters (the meaning of which is not entirely clear). Part of the body of Christian texts which did not find their way into the New Testament, such as the apocryphal Acts of Paul and Thecla, recount the fascination of the young betrothed virgin who for three days and three nights, without eating or drinking, remained fastened to the window like a spider listening to the words of Paul (Kraemer 1988; Lipsius and Bonnet 1891). According to the Acts, Thecla followed Paul and when thrown to the lions she was miraculously saved.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Лагард (в предисловии к своему изданию «Климентин», стр. 22) и Дж. Э. Стейтц (в обширном отзыве об издании Лагарда в «Studian und Kritiken», 1867, по. III, p. 556 sqq.) проводят параллель между псевдоклиментовским описанием Симона и немецкой историей о маге Фаусте и утверждают, что второй образ произошел из первого при посредничестве «Встреч», которые были в церкви более известны, чем «Гомилии». Георгий Сабелл, около 1507 г., называл себя Faustus junior, magus secundus. Отца Климента зовут Фаустом, а два его брата, Фаустин и Фаустиниан (во «Встречах» – Фауст и Фаустин), воспитывались вместе с Симоном Волхвом и сначала были его спутниками. Образы Елены и Гомункула представлены в обеих историях, хотя и очень по–разному. Я не уверен, достаточно ли такого сходства, чтобы установить связь между двумя вымышленными и очень разными в остальных отношениях популярными историями. §115. Гностицизм. Литература Источники I. Труды гностиков (валентиновской школы в широком смысле слова): Pistis Sophia; Opus gnosticum e codice Coptico descriptum lat. vertit M. G. Schwartze, ed. J. H. Petermann. Berl. 1851. Середина III века. Рассказ о падении и раскаянии Софии и о таинстве искупления. См. также статью Köstlin, в «Tüb. Theol. Jahrbücher», 1854. Апокрифические евангелия, деяния и апокалипсисы тоже по большей части гностического происхождения, например, Деяния святого Фомы (любимого апостола гностиков), Иоанна, Петра, Павла, Филиппа, Матфея, Андрея, Павла и Феклы. Некоторые из них были переработаны католическими авторами и внесли существенный вклад в формирование учения церкви по преданиям. Они и истории о монахах – религиозные повести ранней церкви. См. сборники апокрифической литературы Н3, составители Fabricius, Thilo, Tischendorf, Max Bonnet, D. William Wright, G. Phillips, S. C. Malan, Zahn, особенно Lipsius: Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden (Braunschweig 1883, 2 vols.) См. также список литературы в т. I. 90 sq.; 188 sq., и в Lipsius, I. 84 sqq. II. Труды отцов церкви (в которых есть много цитат из гностических произведений): Ириней: Adv. Haereses. Основной источник, особенно о гностицизме Валентина. Ипполит: Réfutât, omnium Haeresium (Philosophumena), ed. Duncker and Schneidewin. Gott. 1859. Отчасти основывается на Иринее, отчасти на самостоятельном чтении гностических текстов. Тертуллиан : De Praescriptionibus Haereticorum; Adv. Valentin; Scorpiace; Adv. Marcionem. Последний труд – основной источник сведений о маркионитах. Климент Александрийский : Stromata. Разбросанные упоминания большой ценности. Ориген : Com. in Evang. Joh. Содержит много важной информации и выдержки из Гераклеона. Епифаний: Πανριον. Много информации, но некритически отобранной и фанатически ортодоксальной. Евсевий: Hist Eccl. Феодорит: Fabulae Haer.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010