1882 Cp. Duchesne, loc. cit., 99; Halévy, Mélanges d " épigraphie et d " archéol. sémitiques, стр. 23. 1884 Ср. Dillmann, loc. cim., u ero комментариик абиссинским надписям Аксума, напечатанный у Мюллера, loc. cit., 39–41, 44–47. Греческая надпись царя Аейцаны (С. I. G., III, 5127) перепечатана у Мюллера 16–17. 1885 Ср. С. I. G., III, стр. 508 и 515 (пп. 5127 u 5128), u Lemronne, Oeuvres, I, 41–48. Относительно обращения см. у Малалы, стр. 433, который ошибочно относит событие ко времени Юстиниана. 1886 Ср. Dillmann, loc. cit., 1880 г., стр. 26–27.  Иоан. Ефес. (Comm. 56) изображает нам монофизитского аксумского царя вступающимся даже в Персии за своих единоверцев. 1887 Schlumberger, в Rev. numism., 1886 г.; ср. Dillmann в Берлинских Berichte, 1890 г., стр. 8–9 и 9–11. 1888 Mal., 433–434; Иоан. Ефес. (Bibliot. orient, I, 359–361); Иоан. Никиусский (Journal asiat., 7-e serie, XII, 334); письма Симеона Бет-Арзама  (Bibl. orient., I, 365–366); ср. Cosmas, loc. cit., 1880, стр. 28–33. 1890 В. Р., 104–105; Иоан. Ефес. (Bibl. orient, I, 363); письма Симеона Бет-Арзама (Bibl. orient., I, 364–379; Zach. Rh., 142 и сл. и примечание на стр. 355, где содержится библиография этого запутаннаго вопроса). Mal.,       457, надп. Гuch-Xopaбa(Halévy, Journ. asiat., июнь 1873 г.); Иоан. Ефес. (Bibl. orient., I, 383–384). Ср. Fell, Die Christenverfolgung in Südarabien (Zt. d. morgenl. Gesch., 1881) u Dillmann, loc. cit., l880, стр. 33–44). 1892 Mal., 457–459. В. Р., 106. Bury напрасно полагает (loc., cit. IV, 542–543), что это посольство было тождественно с посольством Ноннозоса. Правда, Малала не указывает имени посла, но Феофан, переписавший рассказ Малалы (стр. 244–245), называет посла Юлианом. И в самом деле один из послов, отправленных Юстинианом в Гимиар и в Аксум, действительно носил это имя (В. Р., 106, 155); ср. Dillmann, loc. cit., 1880, стр. 40–43. 1899 Известно, что эфиопы и гомериты просили себе епископов у Юстиниана (Иоан. Еф., в Bibl. orient., I, 385). 1902 Ср. об этом эпизоде у Дюшена, loc. cit., 82–90; Letronne, Oeuvres, т. I; Revillout, Mémoire sur les Blemmyes (Acad. Inscr. Savants étr., VIII, 371–445).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

285 И по сей день в Синодальном издании мы читаем “Бог” вместо аутентичного местоимения oV (Р.Х.) 288 См. список ошибок переписчиков: Satiders Henry A., Schmidt Carl. The Minor Prophets in the Freer Collection and the Berlin Fragment of Genesis. New York, 1927, pp. 244–246. Примеры разночтений в кодексе Безы, восходящих, вероятно, к курсивному предшественнику, см. списки Paul Glaue в Zeitschrift fur die neutestamentiche Wissenschaft, xlv, 1954, pp. 92–94. 289 О возможности перемещения взгляда переписчика на другую колонку текста оригинала см. примеры, приведенные Rendel Harris в American Journal of Philology, vi (1885), pp. 25–40. 290 Начиная со II b. по н.э. буквы греческого алфавита использовались для обозначения чисел. В дополнение к 24 буквам алфавита применялись и вышедшие из употребления знаки: дигамма или стигма (V) для обозначения числа 6, коппа для обозначения 90, и сампи для обозначения 900. Первые девять букв алфавита обозначали единицы, вторые девять – десятки, третьи девять букв – сотни; á ­ 1, b» ­ 2, g» ­ 3, d» ­ 4, é ­ 5, [дигамма]» или V» ­ 6, z» ­ 7, h» ­ 8, ’» ­ 9, í ­ 10 (iá ­ 11, ib» ­ 12 и т.д.) k» ­ 20 (ká ­ 21 и т.д.), l» ­ 30, m» ­ 40, n» ­ 50, x» ­ 60, ó ­ 70, p» ­ 80, [коппа]»  ­­ 90, r» ­ 100, s» ­ 200, t» ­ 300, ú ­ 400, f» ­ 500, c» ­ 600, y» ­ 700, w» ­ 800, [сампи]» ­ 900, ,a ­ 1000, ,b ­ 2000, ,g ­ 3000, и т.д. 292 Другие примеры влияния лекционариев можно найти в монографии: Metzger B. M. The Saturday and Sunday Lessons from Luke in the Greek Gospel Lectionary. Chicago, 1944, pp. 14–17. 293 Описание других рукописей, содержащих в Евангелии от Луки генеалогию Иисуса с большими или меньшими ошибками, см. Geerlings Jacob. Family Π in Luke. – Studies and Documents, xxii, Salt Lake City, 1962, pp. 127–137. 294 Иероним выражает недовольство теми переписчиками, которые “пишут не то, что видят, а то, что они думают, и тогда, когда они пытаются исправить ошибки других, они только демонстрируют свои собственные” (scribunt non quod inveniut, sed quod intellegunt; et dum alienos er-rores emendate nituntur, ostendunt suos), Epist. lxxi 5, Ad Lucinum (Migne, P.lxxii. 671; C. S. E. L lv, pp. 5f).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

36 Gorgias, cap. XXXVI. (Ed. Smalbaum-a. Goth. 1861, t. II, p. I, pag. 186–188). См. у Огюста Николя, цит. соч., II, стр. 618. 39 Огюст Николя . Размышления о бож. Христианск, религии, т. II, стр. 617. Если порою она не имеет здесь самостоятельного значения, то, во всяком случае, считается существенною стороною всех очистительных обрядов». (См. у Воздвиженского цит. ст., стр. 143). 40 Lois de Menus, fils de Brahma dans les oeuvres de W. Sones, in 4, t. III, c. XI (у Огюста Николя, Ibid). 41 ВоздвиженскийМ.М . Чувство греховности и потребность в искуплении. (Правосл. обозр. 1885 , 1, стр. 148). 45 Ibid. стр. 147–148. По этому обряду совершитель сначала умоляет Бога за грешника, затем убеждает последнего к сознанию преступных и произвольных своих деяний. После же исповеди он произносит: «Своею собственною волею и хотением ты осквернил и огрязнил себя и погряз в нечистоте грешных дел, которые ты совершил и в которых теперь исповедуешься. Поистине, ты пришел к источнику милости, который подобен самой чистой воде, где нечистота души очищается нашим Господом Богом, заступником и покровителем всех обращающихся к нему... ты исхищен из ада и стал на путь, ведущий к жизни в этом мире, ты как бы человек пришедший из другого мира. Теперь ты родился снова, ты начал жить снова, и наш Господь Бог даст тебе свет и новое солнце». Затем кающийся предостерегался от гордости, ему делалось напоминание о муках загробного мира и, наконец, он увещевался к делам милости. (Документ содержащий описание этого обряда, однако, подвергается сомнению. См. Ibid. стр. 147). 46 Extrait des voyages d’Effremoff, dans le journal au Nord. S.-Pémersbourg, Mai, 1807. (См. у Огюста Николя, цит. соч., стр. 618). 48 Для некоторых частностей и особенно для истории молитвенного состава, – впрочем, здесь имеются документальные данные (и то – только по одному памятнику) еще с VIII века. 51 Иак. 5:16 . ξομολογεσθε ον λλλοις τς μαρτας κα εχεσθε πρ λλλων πως αθτε. Впрочем, такими местами здесь признаются собственно два первых из цитируемых. См. Правосл. исповед., вопр. 113; ср. Антоний (архим.), Догмат. ботосл. Спб. 1862, стр. 231; Русский раскол пред судом истины и церкви, Правосл. Соб. 1864, III, стр. 345.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

289 В письме к знатной галльской даме по имени Алгасия (Epist. Cxxi. 6, 15), которая спрашивала его, что значит притча о неверном управителе, Иероним цитирует комментарий на четыре Евангелия, принадлежащий Феофилу, епископу Антиохии. По–видимому, Иероним полагает, что Феофил первым составил свод из четырех Евангелий (quattuor evangelistarum in unum opus dicta compingens). Однако в справке о Феофиле в De viris illustribus (25) он, по причинам стилистическим, колеблется, назвать ли Феофила автором комментария. См. W. Sanday, «A Commentary on the Gospel attributed to Theophilus of Antioch», Studia Biblica (Oxford, 1885), pp. 89–101. 290 «Theophilus von Antiochia und das Neue Testament», Zeitschrift fur Kirchengeschichte, ix (1889–1890), pp. 1–21. 291 R. M. Grant, «The Bible of Theophilus of Antioch», Journal of Biblical Literature, lxvi (1947), pp. 173–196; ср. также Apolinar Aguado Esteban, «San Teofilo de Antioquiay el Canon del Nuevo Testamento», Estudios btblicos, iii (1931–1932), pp. 176–191, 281–289; iv (1933), pp. 3–11, 290–306. 293 В рукописях есть разночтение – в двух написано Μρκου, в одной – Μαρκωνος, а в остальных, как и у Евсевия, Μαρκιανο. 294 Hans von Campenhausen, «Bearbeitungen und Interpolationen des Polykarpmartirums», Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften,philos. – hist. Kl., 2, 1957, переизд. в Aus der Frühzeit des Christentums (Tubingen, 1963), pp. 253–301. 295 L. W. Barnard, «In Defence of Pseudo–Pionius» Acoount of Policarp " s Martyrdom», Kyriakon; Festschrift Johannes Quasten, ed. by P. Granfield and J. A. Jungmann, i (Munster i. W., 1970), pp. 192–204. 296 Boudewijn Dehandschutter, Martirium Polycarpi. Een literairkritische studie(Louvain, 1979), pp. 140–155. 297 Hans Conzelmann, «Bemerkungen zum Martyrdom Polykarps», Nachrichten der Akademie der Wissenschaften zu Göttingen, phil. – hist. Kl., 1978, no. 2, pp. 41–58. 298 Об ассоциации с библейским текстом см. Marie–Louise Guillaumin, «En marge du «Martyre de Polycarp»; Le Discernment des allusions scripturaires», в Forma futuri; Studi in onore del Cardinale Michule Pelegrino (Turin, 1975), pp. 462–469.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

A study in the Biblical Theology of Irenaeus. Edinburgh-London, 1959, pp. 14—26. 101 Revillout Ε . La Vie du bienheureux Aphou, eveque de Pemdje (Oxyrinque) 102 Rossi, Francesco . Trascrizione di tre manoscritti Copti del Museo Egizio di Torino, con traduzione italiana 103 Болотов В. В . Из церковной истории Египта: II. Житие блаженного Афу, епископа пемджеского 104 Drioton E . La Discussion d " un moine anthropomorphite audien avec le Patriarche Theophile d " Alexandrie en l " annee 399/Revue de l " Orient chretien. Deuxieme serie, X (XX). 1915—1917, pp. 92—100,113—128. 105 Manoscritti copti esistenti nel Museo Egizio nella Biblioteca Nazionale di Torino, raccolti da Bernardino Drovetti e indicati dal Prof. Francesco Rossi/Rivista delie Biblioteche e degli Archivi. X, 9. 1889, Settembre, p. 114. 106 Catalogus Codicum Copticorum manu scriptorum qui in Museo Borgiano Veletris adservantur, auctore Georgio Zoega Dano . Romae, MDCCCX, p. 169. 107 См. Rossi, Francesco . Trascrizione di un Codice Copto del Museo Egizio di Torino/Memorie della Reale Accademia delle Scienze di Torino. Serie II, XXXV (1884), pp. 165—167; атакже: Trascrizione di alcuni testi copti tirati dai papiri del Museo Egizio di Torino/Memorie della Reale Accademia delle Scienze di Torino. Serie II, XXXVI (1885), pp. 89—91. 108 Peyron, Amedeo . Saggio di studi sopra papiri codici cotti ed un Stella trilingue del Reale Museo Egiziano/Memorie della Reale Accademia delle Scienze di Torino. XXIX (1825), p. 78; атакже: Lexicon Linguae Copticae, studio AmedeiPeyron . Taurini, 1835, pp. XXV-XXVI. 109 Rossi, Francesco . Trascrizione di un Codice Copto del Museo Egizio di Torino, p. 166. 110 Revillout E . Le Concile de Nicee, d " apres les textes coptes/Journal asiatique. VH-eme serie, I (1873), 2, pp. 217—222; здесь Ревилью дает перевод дарственной записки. В то время он полагал, что всё собрание было составлено в первые годы папства святителя Кирилла. Впоследствии он становится более осторожен и говорит о конце правления святителя: Le Concile de Nicee d " apres les textes coptes et les divers collections canoniques.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3039...

185 Отсюда, быть может, произошло поверие, что явления этого рода будто бы происходят лишь в старых домах. Это решительно несправедливо. 186 Индивидуализация явлений в непокойных домах принимает иногда очень странный характер. В случае 163, в доме появлялся призрак в виде головы и плеч (без туловища). Однажды он был усмотрен двумя свидетелями одновременно (Journal, дек. 1885 г.). В другом случае, напротив, появлялось туловище без головы (Proecel. VIII, 101–106). 189 Подобный же случай рассказывал полковник Игнатьев с Васильевского острова. Когда с противоположной стороны кухни полетело ему в спину полено дров, он не чувствовал боли от удара, который коснулся его лишь слегка. 215 Пастырь Церкви, повторяем, должен крайне осторожно относиться к так называемым бесноватым, не причисляя к ним ни истеричных, ни кликуш-сомнамбул, которые излечиваются гипнотическим внушением и противонервными средствами, – ни кликуш-притворщиц, избравших кликушество, как средство выйти из под влияния семейного деспотизма, и успокаиваемых чисто пастырскими назиданиями. «Отчитывать» нервнобольных от бесоодержания значит внушать им гибельную мысль, что они подвержены ужасному недугу, которого в самом деле у них нет. Беснование в собственном смысле есть явление крайне редкое, допускаемое свыше лишь по особо важным религиозным целям; потому всякая загадочная болезнь подобного рода должна быть предварительно строго обследована как богословами, так и компетентными врачами. См. недавно вышедшее сочинение Н. В. Краивского: " Порча, кликуши и бесноватые», Москва 1900 г., в котором для пастыря есть много весьма ценного материала, хотя гипотеза автора о небытии демонов есть мысль противобиблейская, ничем не доказанная, и представляет просто рационалистическое увлечение автора, который, очевидно, не дает себе труда поразмыслить о происхождении нравственного зла в мире и не принял во внимание явлений, происходящих на спиритических сеансах, где присутствие демонов ни в каком случае не может быть отвергаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Именно это свое убеждение я хотел выразить, по мере своих возможностей, в настоящей работе. Избранная библиография 69 (1) Невозможно перечислить все книги и статьи о таинстве крещения, его установлении, богословском значении и литургическом развитии. Библиографию ранних работ см. в книгах: Coblet J. Histoire dogmatique, liturgique et archeologique du sacrement de bapteme. Paris, 1881. Vol. 1–2; Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1885, а также в ст.: Bellamy J., Bareille G. [et. at.]//Dictionnaire de theologie catholique. Paris, 1923. Vol. 2. P. 167–355; Puniet P. de. Bapteme: Benedictions de l’eau//Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1925. T. 2. Col. 251–346, 685–713; Vacant A. Bapteme//Dictionnaire de la Bible. Paris, 1893. Vol. 1. Col. 1433–1441; Ales A. d’, Coppens J.//Dictionnaire de la Bible. 1928. Suppl. 1. Col. 852–924; Deinhardt W. Taufe//Lexikon fiir Tneologie und Kirche. Freiburg, 1937. Bd. 9. S. 1007–1018. Библиографию более поздних работ см.: Neunheuser В. Baptism and confirmation/Tr. J. J. Hughes. N. Y., 1964 [нем. ориг. см.: Handbuch der Dogmengeschichte. Freiburg, 1951. Bd. 4. Th. 2]; Hatchett M.J. An introduction to liturgical studies//The St. Luke’s journal/The School of Theology of the University of the South. 14.4.1972. P. 19–158; Crehan J. Ten years work on baptism and confirmation//Theological Studies. 1956. Vol. 17. P. 494–515; Flemington W. Baptism//The interpreter’s dictionary of the Bible. 1962. Vol. 1. P. 345–353; Stenzel A. Die Taufe: Eine generische Erklarung der Taufliturgie. Innsbruck, 1957; Beraudy R. L’initiation chretienne//Martimort A. G. L’eglise en priere: Introduction a la liturgie. Paris, 1961. Библиографию и обзоры текущей литературы см. в периодических изданиях: Jahrbuch fur Liturgik und Hymnologie. Kassel, 1955-; La Maison Dieu: Revue de pastoral liturgique. 1945-; Yearbook for liturgical studies. Notre Dame, I960-; Studia liturgica. Rotterdam, 1962-. (2) О крещении в Священном Писании и ранней церкви см.: Danielou J.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

480 Pfarrer Dr. phil. Eugen Huhn отмечает (Die messianischen Weissagungen des israelitisch – judischen Volkes bis zu den Targumim nebst Erorterung der alttestamentlichen Citate und Reminiscenzen im Neuen Testamente II: Die alttestamentlichen Citate und Reminiscenzen im Neuen Testamente. Freiburg i. B. Leipzig u. Tubingen 1890. S. 271), будто в Ebp. XIII, 5 b свящю писатель «das A. T. in der nur bei Philo nachweisbaren Wortfassung citiert», при чем указывается (S. 225) Mangey I. 430, но там (De confus. lingu. § 32. CW. II, 261. Yonge II, 36) из Иис. Hab. I, 5 выводится урок, что Бог, все связующий Своими силами, не оставляет и души Своими узами, между тем в апостольском тексте дается лишь мимоходное уверение в непокидающей помощи Божией. Напротив сему James Stevenson Riggs пишет (Alexandria and the New Testament в «The American Journal of Theology I, 4 [October 1897], p. 944): «The epistle (to the Hebrews) is not Alexandrian in thought; it has borrowed Alexandrian phraseology, but it has put to it the sober, spirit – inspired teaching of the aposte». Cp. J. Fr. Todd, The Apostle Paul and the Cristian Church at Philippi, p. 33. См. еще на стрн. 170, и ниже к прим. 994 – 997. 482 См. и Prof. Albrecht Ritschl, Die Entstehug der altkatholischen Kirche (zw. Aufl., Bonn 1857), S. 198. 483 Ср. Aug. Clemen, Der Gebrauch des Alten Testamentes in den neutestamentlichen Schriften, S. 3. 485 См. O. Pfleiderer, The Influence of the Apostle Paul on the Development of Christianity (London 1885), p. 288 – 289. 488 A. Hansrath, Neutestamentliche Zeitgeschichte II, S. 166: «Philo hat nur in der Sprache der griechischen Schulen gesagt, was Paulus gleichzeitig in den Synagogen verkundigte, dass Abraham vordem nur Vater eines Volks, forthin der Vater eines unzahligen Geschlechtes sein werde». Cp. и ниже к прим. и в прим. 418 на стрн. 191. 489 По данному вопросу см. для Филона подбор материала и сжатый его анализ у J. B. Lightfool, saint Paul’s Epistle to the Galatians, p. 159 – 161. 163 – 164 (Note on «the faith of Abraham»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

80 It should be stressed that the problem as it is posed today does not stem from the texts but is artificial given that the antithetical scheme “localism vs. universalism” was alien to the mind of the primitive Church (see Introduction above) 81 The view that the “universal” Church precedes the “local” is held by (among others) P.Bratsiotis, “The Apostle Paul and the Unity of the Church” (in Greek) in E.E.Th.S. (years 1957–58), 1959, p.154; R.Bultmann, “The Transformation of the Idea of the Church in the History of Early Christianity” in Canadian Journal of Theology, 1 (1955), pp.73–81; and A.Medebielle in Dictionnaire de la Bible, Suppl. II, 1934, pp.660 and 668. The opposite view is taken by J.V.Campbell, “The Origin and Meaning of the Christian Use of the Word Ekklesia” in Journal of Theological Studies, 49 (1948), pp.130f. and 138; K.Schmidt, “Ekklesia” in T.W.N.T., III, p.503; and L.Cerfaux, La Théologie de l’Église... For a full bibliography, see K.Stendahl, “Kirche...”, col. 1303f 86 On the boundaries of Achaea at this time see G.Konidaris, Church History of Greece, 1, 1954–60, pp.44–47 88 Cf. verse 29, where “coming together unto judgment” is clearly connected with being a communicant of the Eucharist 90 Most probably, even the term “church” had not yet prevailed everywhere as a technical term when Paul’s Epistles were being written 91 Thus, for instance, the terms “Christianity”, “Catholic Church”, “Bishop”, etc., which first appeared in purely local usage in Antioch and soon became technical terms for the entire Church. Cf. G.Konidaris, On the Supposed Difference, p.45f 92 It is worth noting that one does not find an examination of “church in the household” either in H.Strack – P.Billerbeck, Kommentar zum N.T., III, 1926, nor in the entry “ekklesia” in Kittel, T.W.N.T. 95 See e.g. K.Hase, Kirchengeschichte, I, 1885, p.210. Cf. also Winderstein, Der Episcopat, p.38 et infra 97 Jeremias, J., Hat die älteste Christenheit die Kindertaufe geubt?, 1938 (1942 (2ed.), and more recently Die Kindertaufe in der ersten vier Jahrhunderten, 1958

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Müller D. A. Über El und Eloah im Sabäischen. Actes du sixième Congrès des orientalistes, tenu en 1883, à Leyde, part II, p. 465–472. Müller W. Max. Aegyptologisch-Biblisches. Orientalistische Litteratur-Zeitung herausgegeben von F. E. Peiser, 1900, 15 September, S. 326–328. Nestle Eb. Die Israelitischen Eigennamen nach ihrer religionsgeschichtlichen Bedeutung, Haarlem, 1876. Nestle Eb. Zur Frage, ob ‎ Hiphil sein könne? Jahrbücher für deutsche Theologie, 1878, S. 126–128. Nestle Eb. El, Eloah, Elohim. Theologische Studien aus Würtemberg, 1882, IV, S. 243–258. Nöldeke Th. Über den Gottesnamen El. Monatsschrift der königlichpreussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin, 1880, S. 760–776. Nöldeke Th. El, Eloah, Elohim. Sitzungsberichte der königlich-preussi-Akademie der Wiesenschaften zu Berlin, 1882, S. 1175–1195. Plilippi. Ist ‎ accadisch-sumerischen Ursprungs? Zeitschrift für Völkerpsychologie, 1883, S. 175–190. Pinches Th. Note upon the divine name Malik-Aa. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, First Meeting, 1885, p. 27–28. Pinches Th. Ya and Yâwa (Jah and Jahveh) in Assirobabylonian inscriptions. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, 1892, November, p. 14–15. Pinches Th. The religious ideas of the Babylonians. Journal of the transactions of the Victoria Institute, or Philosophical Society of Great Britain, 1896, p. 1–33, 37–38. Redpath Henry. A new theory as to the use of the divine names in the Pentateuch. The American Journal of Theology, April 1904, p. 286–301. Relandii Adriani. Decas exercitationum philologicarum de vera pronunciatione nominis Jehova, quarum quinque priores Joann. Drusii, Sixtini Amamae, Lud. Cappelli, Joan. Buxtorfii et Jac. Altingii lectionem nominis Jehovah impugnant; posteriores quinque Nicol. Fulled, Thorn. Gatakeri singulae et ternae J. Leusden tuentur. Traiecti ad Rhenum, 1707. Reinke Laur. Dr. Philologisch-historische Abhandlung über den Gottesnamen Jehova. Beiträge zur Erklärung des Alten Testamentes, Bd. III, S. I-146.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010