В то же время в Палестине при крестоносцах оставались нек-рые правосл. архиереи. В паломнической лит-ре и различных документах XII в. фигурируют правосл. еп. Самуил, находившийся в Иерусалиме в 30-х гг., Мелетий, «архиепископ греков и сирийцев» Газы и Элевтерополя (упом. в 1173), не названные по именам епископы Лидды, Скифополя и Акры (Там же. С. 185; Jotischky. 2001. P. 91; Ришар. 2002. С. 154-155). Считается, что эти епископы выполняли вспомогательные функции при лат. архиереях Палестины: совершали богослужения по визант. обряду и рукополагали священников для местного арабо-христ. населения, но не обладали адм. властью ( Планк. 2000. С. 185; Jotischky. 2001. P. 91-92). На фоне разрушения церковных структур ИПЦ контрастом стал расцвет палестинских мон-рей. В лит-ре встречаются утверждения, что к кон. XI в. за стенами Иерусалима оставалось только 2 действующих мон-ря: лавра св. Саввы и мон-рь Св. Креста ( Jotischky. 2001. P. 85). Однако это противоречит свидетельствам рус. паломника игум. Даниила (1106-1107), к-рый отмечал существование мон-рей св. Феодосия Киновиарха и св. Харитона в Иудейской пустыне и даже процветание мон-рей св. Иоанна Златоуста и св. Герасима (Каламон; Дайр-Хаджла) в долине Иордана. Различные источники подтверждают также наличие 3 мон-рей на горе Фавор (более поздние авторы говорят о 2 обителях) («Хожение» игумена Даниила. 2007. С. 49, 55, 59, 61; Путешествие Зевульфа. 1885. С. 286). Иерусалимские короли терпимо относились к правосл. мон-рям и даже оказывали им покровительство. В отсутствие в Палестине правосл. патриархов игумен лавры св. Саввы выступал в роли предстоятеля правосл. населения и духовенства, как явствует из описания Даниилом пасхальных торжеств 1107 г. в Иерусалиме. Благоприятное положение правосл. мон-рей отчасти объясняется некоторым несовпадением принципов политики Папской курии и иерусалимских королей, заинтересованных в поддержании дружественных отношений с Византией. Имп. Мануил I Комнин, стремившийся выступать покровителем православия, получил возможность вкладывать большие средства в восстановление и украшение палестинских обителей. Кроме того, не возникало конкуренции между лат. и правосл. мон-рями, поскольку католич. мон-ри учреждались в окрестностях Иерусалима либо в Галилее, в густонаселенных сельских районах; православным была оставлена Иудейская пустыня ( Jotischky. 2001. P. 93).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Вступление монголов в Дамаск (март 1260) положило конец правлению династии Айюбидов. Однако мамлюки, правившие Египтом с 1250 г., отказались подчиниться монголам, а в сент. 1260 г. в сражении у Айн-Джалута в Галилее одержали над ними победу и вскоре распространили свою власть на всю Палестину и Сирию. Эпоха крестовых походов, отмеченная военно-политической нестабильностью и сложными отношениями правосл. общины как с крестоносцами, так и с мусульманами, не была благоприятной для культурного развития вост. христиан. Лит. деятельность православных сосредоточилась гл. обр. в мон-рях. Основной идеей монашества в Палестине XII в. было возрождение традиций ранневизант. монашества, что приводило к попыткам копирования всего, что было известно о жизни мон-рей IV-VII вв., вплоть до ее незначительных деталей (одежда, утварь, повседневный обиход). Книжники переписывали сочинения отцов Церкви, деяния Соборов, литургические тексты. Особое место в лит. деятельности занимала антилат. полемика. Мон-ри не только сохраняли правосл. церковно-литургическую и культурную традицию, но и отстаивали постулаты правосл. учения в спорах с латинянами ( Jotischky. 2001. P. 91-92). Оригинальное лит. творчество православных связано прежде всего с именами Иерусалимских патриархов, многие из к-рых были крупными церковными писателями. Визант. богословы того времени активно занимались осмыслением доктринальных расхождений вост. и зап. христианства. Патриархам Симеону II и Иоанну VIII принадлежат антилат. полемические трактаты об опресноках. Иоанн VIII подготовил также греч. перевод араб. Жития св. Иоанна Дамаскина. Св. Афанасий II был автором многочисленных проповедей, вскоре переведенных с греч. на араб. язык и сохранившихся во множестве списков ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 101-107; Рансимен. 1998. С. 61-62; Pahlitzsch. 1996. P. 473-474). Правление мамлюков (1260-1517) Отразив натиск монголов, Мамлюкский султанат почти на 250 лет утвердил свою гегемонию на Ближ. Востоке. Это было временем наибольшего упадка православия в Сирии и Палестине.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 81-101. Delehaye H. Narratio di monacho Palaestinensi//Analecta Bollandiana 26 (1907) P. 173. Conf.: Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule//The Sabaite heritage in the Orthodox Church from the fifth century to present. Papers presented at the international symposium held in Jerusalem and Haifa on May 24-30, 1998/Ed. by J. Patrich. Leuven, 2001. P. 85-86. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres. Relations historiques. Paris, 1984. P. 232-233. Первая коронация Михаила VIII Палеолога состоялась в Никее в 1259 голу (Pachymer II, 7-8. Ibid. P. 140-145). Talbot A.-M. The Restoration of Constantinople... P. 249-260. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres, P. 233:8-11. Makridis R. The New Constantin and the New Constantinople - 1261?//Byzantine and Modern Greek Studies. 6 (1980) P. 22-24, 41. Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI-XV веков. Стб. 132, 133-134. Ср.: Приложение, Стб. 7 (Русская историческая библиотека, 6). См., например, Синайский типикон 1214 года Sin. gr. 1097, f. 28v, 50. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 6. См., например, свидетельства Типикона Великой церкви и Евергетидского синаксаря: Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Roma, 1963. T. II. P. 6, 8, 82 (Orientalia Christiana Analecta, 166); Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 508-509, 510, 553. Levy К. A Hymn tot Thursday in Holy Week//journal of the American Musicological Society 16 (1963) P. 131, 155-157; Williams E. John Koukouzeles " Reform of Byzantine Chanting for Great Vespers in the Fourteenth Century/Thesis (Ph.D.). Yale University, 1968. P. 74-86, 103, 111, 140, 379-388 (unpublished); Conomos D. Byzantine Trisagia and Cheroubika of Fourteenth and Fifteenth Centuries. A Study of Late Byzantine Liturgical Chant. Thessaloniki, 1974. P 42-49. О Иоанне Кукузеле см.: Jakovlevic А. О megas maistor loannes Koukouzeles Papadopoulos//Kleronomia 14 (1982) S. 359-374; Trapp E. Critical Notes on the Biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studis 11 (1987) P. 223-229.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Лит.: Hotzelt M. Kirchengeschichte Palästinas im Zeitalter der Kreuzzüge, 1099-1291. Köln, 1940; Wolff R. L. The Organization of the Latin Patriarchate of Constantinople, 1204-1261: Social and Administrative Consequences of the Latin Conquest//Traditio. 1948. Vol. 6. P. 33-60; idem. Politics in the Latin Patriarchate of Constantinople, 1204-1261//DOP. 1954. Vol. 8. P. 227-303; Kane T. The Jurisdiction of the Patriarchs of the Major Sees in Antiquity and in the Middle Ages. Wash., 1949; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1951. Vol. 1; он же (Рансимен С.). Вост. схизма: Византийская теократия. М., 1998; M é debielle P. Le patriarchat latin de Jérusalem. Jérus., 1962; idem. Le Diocèse patriarcal latin de Jérusalem. Jérus., 1963; Ruiz Garc í a F. Patriarcado de Indias y Vicariato General Castrense//Revista Española de Derecho Canónico. 1967. Vol. 23. N 65. P. 449-471; Mayer H.-E. Bistümer, Klöster und Stifte im Königreich Jerusalem. Stuttg., 1977; idem. Die Kreuzfahrerherrschaft Montréal (Š bak): Jordanien im 12. Jh. Wiesbaden, 1990; Frazee A. The Catholic Church in Constantinople, 1204-1453//BalkSt. 1978. Vol. 19. P. 33-49; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States: The Secular Church. L., 1980; idem. The Growth of the Latin Church of Antioch and the Recruitment of its Clergy//East and West in the Medieval Eastern Mediterranean: Antioch from the Byzantine Reconquest until the End of the Crusader Principality. Louvain, 2006. P. 171-184; idem. Jerusalem, Latin Patriarchate of//The Crusades: An Encycl./Ed. A. V. Murray. S. Barbara etc., 2006. Vol. 2. P. 673-677; Heyer F. Kirchengeschichte des Heiligen Landes. Stuttg., 1984; Richard J. The Establishment of the Latin Church//A History of the Crusades/Ed. K. Setton. Madison; L., 1985. Vol. 5. P. 233-250; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993-1998. 2 vol.; Jotischky A. The Perfection of Solititude: Hermits and Monks in the Crusader States. Univ. Park (Pa), 1995; Asbridge Th. S. The Creation of the Principality of Antioch, 1098-1130. Woodbridge, 2000; Sampaio Dias Barbosa D. Patriarcado//Dicionário de história religiosa de Portugal. Lisboa, 2000. Vol. 3. P. 393-395; Nedungatt G. Der Patriarch in der katolischen Kirche//Patriarchale und synodale Strukturen in den katholischen Ostkirchen. Münster, 2001. S. 83-122; Pahlitzsch J. Graeci und Suriani im Palästina der Kreuzfahrerzeit: Beitr. u. Quellen z. Geschichte des griechisch-orthodoxen Patriarchats von Jerusalem. B., 2001; Kirstein K.-P. Die lateinischen Patriarchen von Jerusalem: Von dem Eroberung der Heiligen Stadt durch die Kreuzfahrer 1099 bis zum Ende der Kreuzfahrerstaaten 1291. B., 2002; Maloney G. A. Jerusalem, Patriarchate of//NCE. Vol. 7. P. 775-776; Os Patriarcas de Lisboa/Ed. C. A. Moreira Azevedo. Lisboa, 2009.

http://pravenc.ru/text/Латинские ...

По свидетельству визант. паломника Иоанна Фоки, к 80-м гг. XII в. в Св. земле в дополнение к упомянутым выше были восстановлены мон-рь прор. Илии между Иерусалимом и Вифлеемом, лавра св. Евфимия, мон-рь Хозива, мон-ри св. Герасима и Иоанна Предтечи у Иордана, монастырь прор. Илии на горе Фавор (соседний мон-рь Преображения перешел в руки католиков). В кон. XII в. правосл. монахи из Калабрии возродили мон-рь прор. Илии на горе Кармель над Хайфой, однако позднее в нем поселились лат. монахи (возможно, какое-то время они жили вместе с православными по одному уставу) ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 46-47, 50-52; Jotischky. 2001. P. 93). Археологические исследования подтвердили перестройку мон-рей Хозива и св. Герасима, украшенных в то время новыми росписями. В мон-ре св. Герасима сохранилась греч. надпись о восстановлении обители в Патриаршество Иоанна (предположительно Иоанна IX), при игум. Иакове. Араб. надписи из этих же мон-рей содержат имена мастеров, участвовавших в перестройке ( Sharon. 2004. P. 50-52). Правосл. престол на Голгофе в храме Гроба Господня Правосл. престол на Голгофе в храме Гроба Господня В мон-рях собирались иноки из разных стран правосл. мира; большинство были греками, росло количество груз. монахов; есть данные об учреждении в Палестине в 20-х гг. XII в. груз. жен. мон-ря ( Pahlitzsch. 1996. P. 36). В палестинских обителях пребывали также выходцы из слав. земель, о чем свидетельствует, напр., Житие св. Евфросинии Полоцкой. О рус. монахах в Палестине рассказывается также в Житии св. Саввы, архиеп. Сербского, написанном его учеником иером. Доментианом , в эпизоде, посвященном 1-му хождению святителя в Св. землю (1229). В мон-ре св. Саввы Освященного он остановился «у святого Михаила, в русском монастыре, вблизи великой церкви», который в лит-ре трактуется как «малый» национальный мон-рь в составе лаврского комплекса ( Дoмehmujah. Жumuje светог Саве/Предговор, превод дела и коментари др. Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001. С. 297, 479; М. Прво светог Саве у Палестину//Зограф: Часопис за уметност. Београд, 2002/2003. 29. С. 71-72). Упоминается даже присутствие в лавре св. Саввы сообщества «франкских» монахов, составлявших одну из неск. автономных этнических групп насельников мон-ря. Историки отмечают влияние визант. монашеской традиции на католическое монашество Иерусалимского королевства ( Jotischky. 2001. P. 93). Мон-ри получали богатые вклады из Византии, Грузии и др. стран; эти средства позволили обителям приобрести значительные земельные владения в различных местностях, и особенно в долине Иордана. Известны документы о пожаловании деревень лавре св. Саввы иерусалимской кор. Мелисандой (1131-1153), а также о сделках с земельной собственностью обителей. По свидетельству Иоанна Фоки, долина Иордана была покрыта садами, находившимися в совместном пользовании мон-рей Иудейской пустыни ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 49; Pahlitzsch. 1996. P. 36-37; Jotischky. 2001. P. 90, 92; Frenkel. 2001. P. 111-112).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Haddad R. On Melkite passage to the Unia. – Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Za‘im (1672–1720)/Christians and Jews in the Otto-man Empire. N.Y.-L. 1982. Vol. 2. P. 67–90. Haddad R. Syrian Christians. – Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society. An In-terpretation. Princeton. 1970. Heyberger B. – Heyberger B. Les Chretiens du Proche-Orient au temps de la reforme catholique. P. 1994. Hitti P. – Hitti P. History of Syria. N.Y. 1951. Hiyari M. – Hiyari M. Crusader Jerusalem 1099–1187 AD/Jerusalem in History. N.Y. 1990. P. 130–176. Hopwood D. – Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine. 1843–1914. Church and Politics in the Near East. Ox. 1969. Humphreys S. – Humphreys S. From Saladin to the Mongols. The Ayyubids of Damascus. 1193–1260. N.Y. 1977. Icones Arabes. – Mere Agnes-Mariam de la Croix. Icones Arabes mysteres d’Orient. S.l. 2006. Immerzeel M. Divine Cavalry. – Immerzeel M. Divine Cavalry: Mounted Saints in Middle Eastern Christian Art/East and West in the Crusader States. III//OLA. 125. Leiden. 2003. P. 265–286. Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest. – Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest/Inalcik H. The Ottoman Empire: Conquest, Organization and Economy. L. 1978. P. 103–129. Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch. – Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch under the Ottomans/Inalcik H. Essays in Ottoman His-tory. Istanbul. 1998. P. 195–218. Iorga N. Byzantium after Byzantium. Iasi – Ox. – Portland. 2004. Irwin R. – Irwin R. The Middle East in the Middle Ages. The Early Mamluk Sultanate 1250–1382. L.1986. Jotischky A. – Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule/The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven. 2001. P. 85–96. Karalevskij C. Antioche. – Karalevskij C. Antioche/DHGE. T. III. Col. 585–703. Karalevsky C. Bostra. – Karalevsky C. Bostra/DHGE. T. IX. Col. 1399–1405. Kilpatrick H. – Kilpatrick H. Macarius Ibn al-Za‘im and Bulis Ibn al-Za‘im (Paul of Aleppo)/Essays in Arabic Literary Biography 1350–1850. Wiesbaden. 2009. P. 262–273.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ИПЦ постепенно утрачивала контакты с христианами удаленных горных и пустынных районов, территория, на к-рой действовали церковные институты, уменьшалась. Общий упадок палестинского православия сказался на судьбе мон-рей. Мн. обители были разорены и покинуты в ходе войн: в 1183 г. подвергся нападению правосл. мон-рь на горе Фавор, в 1187 г.- мон-рь св. Евфимия Великого ( Jotischky. 2001. P. 85). Как мусульм. духовный противовес мон-рям Иудейской пустыни султаны основали в этом районе суфийскую обитель Наби-Муса (прор. Моисея). При ее строительстве было разрушено неск. десятков окрестных монашеских келлий. Султан Бейбарс передал в вакф обители обширные земли в долине Иордана, ранее в основном принадлежавшие христ. мон-рям. Деревни, пожалованные лавре св. Саввы иерусалимскими королями, упоминаются в документах XIV в., так же как и мусульм. вакфы ( Frenkel. 2001. P. 112-113). Т. о., мон-ри лишились большинства земельных владений и целиком зависели от милостыни, поступавшей из христ. стран. Число мон-рей Иудейской пустыни сокращалось. После XII в. более не упоминается в источниках мон-рь св. Иоанна Златоуста под Иерихоном. Последним свидетельством существования лавры св. Харитона стала написанная там араб. рукопись 1223 г. На развалинах монастыря св. Герасима в XIII в. образовалась араб. деревня, впосл. тоже покинутая жителями. Свт. Савва Сербский в 30-х гг. XIII в. был, вероятно, последним из паломников-писателей, кто посещал и одарял обители св. Феодосия Киновиарха и св. Евфимия Великого. Рус. архим. Агрефений в 70-х гг. XIV в. на месте лавры св. Феодосия видел только руины. Он же последним упоминает мон-рь Хозива. Мон-рь св. Герасима Иорданского был заброшен, когда Палестину посетил рус. инок Зосима (1420-1421). Почти в то же время запустел мон-рь на Сорокадневной горе. Зосима был последним, кто посетил крупнейший в долине Иордана мон-рь св. Иоанна Предтечи. Паломники 80-х гг. XV в. описывают его как пристанище разбойников (Путешествие св. Саввы. 1884. С. 3, 4, 17, 34, 37, 59; Хожение архим. Агрефения. 2005. С. 274-275; Хождение Игнатия Смолнянина. 1887. С. 21-22; Прокофьев. 1971. С. 35-38; Рассказ и путешествие по Св. местам Даниила. 1884. С. 54-58; Sharon. 2004).

http://pravenc.ru/text/293788.html

По утверждению позднейших зап. хронистов, правосл. Иерусалимский патриарх Симеон скончался летом 1099 г. (практически одновременно со взятием Иерусалима крестоносцами), крестоносцы имели формальное право заместить пустующий Патриарший престол. Однако в правосл. историографии распространено мнение, что патриарх Симеон был жив еще в 1106 г. (в принадлежащем ему антилат. трактате об опресноках есть ссылка на документ 1105) ( Попов. 1903. Т. 1. С. 227-230; Планк. 2000. С. 188). Т. е. избрание в Иерусалиме лат. патриарха произошло при правосл. первосвятителе. После смерти патриарха Симеона был избран новый правосл. патриарх - Иоанн VIII, бывший епископ Тирский. По некоторым данным, избрание состоялось в Иерусалиме; неясно, как к этому отнеслись лат. власти и каким статусом обладал Иоанн ( Jotischky. 2001. P. 91). Так или иначе, в 1107-1108 гг. он переехал в визант. К-поль, где и оставался до кончины. Иоанн стал первым из сложившейся в К-поле группы правосл. Иерусалимских патриархов в изгнании. Визант. императоры придавали большое значение сохранению преемства правосл. патриархов Св. града как символу своих притязаний на покровительство палестинскому православию. Патриархи имели резиденцию в к-польском мон-ре св. Диомида; некоторые из них были крупными богословами и церковными деятелями, играли видную роль в визант. истории XII в. ( Планк. 2000. С. 187). Патриархи Николай (1122-1156), Иоанн IX (1156-1157), Никифор II (1166-1173) участвовали в К-польских Соборах этого времени ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 104-105). Патриарх Леонтий II (1174/75-1185) был единственным предстоятелем ИПЦ, который в то время попытался осуществить пастырское служение в Св. земле. Он прибыл в Иерусалим, но не был допущен лат. властями к служению в храме Гроба Господня и мог посещать храм лишь как простой паломник. Патриарх поселился в Вифлееме, где было неск. покушений на его жизнь. Эмир Дамаска предлагал Леонтию переселиться в его владения, но патриарх отклонил это приглашение. Только по настойчивому призыву визант. имп. Мануила I Комнина, не желая провоцировать межконфессиональные столкновения в Палестине, Леонтий вернулся в К-поль (Из жизни патриарха Леонтия. 1889. С. XXV-XXXVII; Планк. 2000. С. 187-188). Мн. правосл. епископы ИПЦ в XII в. также были вынуждены покинуть свои кафедры. Известно, что Савва, митр. Кесарии Палестинской, захваченной в 1101 г. кор. Балдуином I, переехал во владения Фатимидов и, вероятно, впосл. стал Александрийским патриархом. В источниках упоминается также некий митрополит Тивериады, проживавший в 20-х гг. XII в. в изгнании в Византии ( Планк. 2000. С. 186).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Арабоязычная христ. культура Палестины в X-XI вв. переживала некоторый упадок. Центры арабо-христ. лит. творчества сместились в визант. Антиохию и отчасти в мусульм. столицы, прежде всего в Каир. Среди немногих араб. писателей ИПЦ этого времени были еп. Сулейман аль-Газзи, поэт и богослов (ок. 2-й пол. XI в.); переводчик, богослов и полемист Антоний, монах лавры св. Саввы, а впосл. игумен мон-ря прп. Симеона Дивногорца близ Антиохии в Сирии (кон. X в.); автор гомилий мон. Михаил из мон-ря св. Харитона (датировка проблематична, между кон. IX и XI в.) ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 273-289, 332-333; Vol. 3/2. P. 118-130). Ограниченность источников не позволяет должным образом реконструировать историю ИПЦ IX-XI вв. Тем не менее, сопоставляя данные авторов IX в. (Епифания, Бернарда и др.) и наблюдения паломников нач. XII в. (Зевульфа, игум. Даниила), можно сделать вывод о явной тенденции к упадку палестинского христианства. Многие из церквей, существовавших в IX в. (ц. св. Стефана на горе Сион, Вознесения на Елеонской горе, церкви мон-ря Пастырей под Вифлеемом, св. Петра на сев. берегу Тивериадского оз. и др.), к XII в. были разрушены или покинуты. В запустении пребывали Вифлеем, Назарет и Кана Галилейская, хотя стоявшие там мон-ри еще действовали. Не исключено, впрочем, что большая часть этих разрушений приходится на кон. XI в. и связана с походами сельджуков или крестоносцев. Однако лишь в редких случаях можно установить точное время разрушения того или иного храма или мон-ря. Так, в гонение аль-Хакима 1009 г. были разорены среди проч. ц. вмч. Георгия в Лидде (впосл. восстановлена и вновь разрушена в 1099) и лавра св. Евфимия. Историю палестинского монашества IX-XI вв. Ж. Насралла назвал «великой лакуной» ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 69). Последние подробные сведения о мон-рях содержит лат. источник 808 г., из к-рого известно, что в лавре св. Саввы подвизались 150 иноков, в мон-ре Иоанна Предтечи - 35, св. Харитона - 30 и св. Феодосия - 70 насельников; точность этих цифр сомнительна ( Jotischky. 2001. P. 86). После разорения мон-рей пустыни в 809 г. информация о них сводится исключительно к колофонам рукописей. Лит. творчество и церковно-общественная жизнь продолжались гл. обр. в лаврах св. Саввы и св. Харитона. Др. обители (Иоанна Крестителя, св. Евфимия, св. Герасима) упоминаются в источниках крайне редко.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Укрепление связей ИПЦ с Византией привело к возрождению влияния греч. языка на жизнь Церкви в XI в. Хотя император так и не получил возможности назначать патриархов Св. града, нек-рые из предстоятелей ИПЦ 2-й пол. XI в. были греч. происхождения. Патриархи Евфимий I в 1082 г. и Симеон в 1094 г. участвовали в работе к-польского Патриаршего синода; патриарх Евфимий жил в Фессалонике, выполнял дипломатические поручения императора, состоял в переписке с визант. канонистом Никоном Черногорцем; патриарх Симеон писал по-гречески богословские трактаты ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 101). В агиографической лит-ре фигурируют греч. монахи, подвизавшиеся в монастырях Палестины ( Jotischky. 2001. P. 89). Сохранилось неск. печатей XI в. с греч. надписями, принадлежавших Иерусалимским патриархам, палестинским епископам и др. клирикам, а также мон-рям ( Laurent. 1965. P. 394-413). Несмотря на тесные связи с К-полем, ИПЦ не приняла активного участия в полемике правосл. и лат. богословов, сопровождавшей Великую схизму 1054 г. Паломнические поездки западноевропейцев в Св. землю во 2-й пол. XI в. участились (есть предание о прибытии в Иерусалим в 1064, при патриархе Софронии II, 7 тыс. пилигримов из Германии во главе с 4 епископами). Иерусалимские патриархи не хотели осложнения отношений с лат. Церковью, что могло бы уменьшить поток паломников и доходы от них ( Рансимен. 1998. С. 58; Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 43; Laurent. 1965. P. 395). Наряду с греч. влиянием в Св. земле в XI в. усилилось груз. присутствие. В 30-50-х гг. XI в. в 3 км к западу от Иерусалима был построен Крестовый мон-рь (Св. Креста), ставший центром груз. монашеской колонии в Палестине. Обитель основана прп. Прохором Грузином по инициативе и при поддержке афонского сообщества груз. монахов ( Иверский мон-рь ) и царского семейства Багратиони. Сохранились рукописи, к-рые заказывал 1-й настоятель мон-ря прп. Прохор у груз. братии лавры св. Саввы, а также в одном из антиохийских мон-рей. С 1055 г. в Крестовом монастыре началось собственное книгописание ( Цагарели. 1888. С. 90-93).

http://pravenc.ru/text/293788.html

  001     002