директор компании «Ашманов и партнеры», известный специалист в области искусственного интеллекта и интернет-технологий. См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает митрополит Нижегородский и Арзамасский //Фома. - – август 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Мы так наелись, что оголодали. Почему современный человек бежит от реальности . Беседа с известным православным публицистом и проповедником протоиереем Андреем Ткачевым . Беседовала Валерия Посашко. Фото: jOsh, www.pixael.com ; Ivana Vasilij; www.lori.ru// Фома. - – август 2014. – С.24-29. – (рубрика « Тема номера. Болезни души XXI века »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает митрополит Нижегородский и Арзамасский //Фома. - – август 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). С.30-43. Александр Ткаченко . Луковка, мелочь для дурачка и наивный дембель, или Когда Христос посетит меня в следующий раз . Фото: kasrak, www.flickr.com; Maria G.//Фома. - – август 2014. – С.30-35. – (раздел « Вера »). Аудиоверсию эссе Александра Ткаченко можно услышать в эфире радио «Вера» или на сайте radiovera.ru [Ред.] Толковый словарь: Патриарх: первый среди отцов /Автор – Юрий Пущаев. Ил.: Икона «Торжество Православия. Византия, XV в.//Фома. - – август 2014. – С.36. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь»). Реклама: С.37. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Платава: расстрелянное село. Ко дню памяти преподобномученика Космы (Вязникова), убитого ни за что . Фото Владимира Ештокина и документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – август 2014. – С.38-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). История воронежского села Платава, жители которого в конце 1929 - начале 1930 гг. восстали против создания колхоза и не захотели остаться без богослужений. В результате село взяли штурмом, была открыта стрельба по людям, появились убитые и раненые.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-136-...

35 . When what has been created in time according to the temporal order has reached maturity, it ceases from natural growth. But when what has been brought about by the knowledge of God through the practice of the virtues has reached maturity, it starts to grow anew. For the end of one stage constitutes the starting-point of the next. He who has put an end to the root of corruption in himself by practising the virtues is initiated into other more divine experiences. There is never an end, as there is never a beginning, to the good which God does: just as the property of light is to illuminate, so the property of God is to do good. Thus in the Law, which is concerned with the structure of temporal things subject to generation and decay, the sabbath is honoured by rest from work (cf. Exod. 31: 14), whereas in the Gospel, which initiates us into the realm of spiritual realities, lustre is shed on the sabbath by good actions (cf. Luke 6: 9; John 5: 16 – 17 ). This is so in spite of the indignation of those who do not yet understand that ‘the sabbath was made for man and not man for the sabbath’, and that ‘the Son of Man is Lord also of the sabbath’ ( Mark 2: 27 – 28 ). 36 . In the Law and the prophets reference is made to the sabbath (cf. Isa. 66: 23), sabbaths (cf. Exod. 31: 13) and sabbaths of sabbaths (cf. Lev. 16: 3 I. LXX); and to circumcision and circumcision of circumcision (cf. Gen. 17: 10 – 13 ); and to harvest (cf. Gen. 8: 22 ) and harvest ofharvest, as in the text, ‘when you harvest your harvest’ (cf. Lev. 23 : 10 ). The texts about the sabbath surely refer to the full attainment of practical, natural and theological philosophy ; the texts about circumcision, to separation from things that are subject to generation and from the inner principles of these things; the texts about harvest, to the ingathering and enjoyment of more exalted spiritual principles on the part of the senses and the intellect. Through studying these three sets of texts the person of spiritual knowledge may discover the reasons why Moses, when he dies, takes his sabbath rest outside the holy land (cf. Deut. 34: 5 ), why Joshua carried out the circumcisions after crossing the Jordan (cf. Josh. 5: 3), and why those who inherited the promised land brought to God the superabundant fruits of the double harvest (cf. Lev. 23: 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

2, No. 2, 1986). Douglas Lenz, «Twenty-two Months As a Moonie» Lutheran Church of America Partners (Feb 1982). Barbara Dole, «Former Member " s Story» The Advisor (Feb/March 1981). Michael Lisman, statement about his membership. 1981. 15 Fraser Report, 338–348. Fred Clarkson, «The New Righteous Plan a Third Party» The Washington Herald (Feb 8, 1988). 17 Laura Knickerbocker, «Mind Control: How The Cults Work» Harper " s Bazaar (May 1980). James and Marcia Rudin, Prison or Paradise (Philadelphia: Fortress Press, 1980), 28, 45. 20 Fred Clarkson, «Moon " s Law: God is Phasing Out Democracy» Covert Action Information Bulletin (Spring 1987). 22 Douglas Lenz, «Twenty-two Months As a Moonie» Lutheran Church of America Partners (Feb 1982), 13–15. Josh Freed, Moonwebs (Toronto: Dorset Publishing, Inc., 1980), 191. 24 (UPI) «Ousted Editor Says Church Controls Washington Times» The Boston Globe (July 18, 1984). 25 Fred Clarkson, «Behind the Times: Who Pulls the Strings at Washington " s #2 Daily» Extra! (Aug/Sept 1987). 27 Frank Greve, Knight-Ridder Newspapers (Dec 20, 1987.1) «Мооп/Mormon Conference for Legislators» City Paper (Washington D.C. July 25–31, 1986). 28 Fred Clarkson, «Behind the Times: Who Pulls the Strings at Washington " s #2 Daily» Extra! (Aug/Sept 1987). 29 Andrew Ferguson, «Сап Buy Me Love: The Mooning of Conservative Washington» The American Spectator (Sept 1987). 31 David Shaw, «Washington Times Fights for Its Niche: Paper Tainted by Ties to Right Wing, Moon Church» Los Angeles Times (April 26, 1987). 32 Этот термин уже вошел в русский язык, будучи калькой английского слова indoctrination – букв. «введение в доктрину», «обращение в веру», т. е. идеологическая обработка нового члена религиозной группы – Прим. ред. 33 Douglas Lenz, «Twenty-two Months as a Moonie» Lutheran Church of America Partners (Feb 1982), 13–15. Josh Freed, Moonweb» (Toronto: Dorset Publishing Inc., 1980), 191. 34 «Jacob " s Course and our Life in Faith» (May 27, 1973), 3. Robert Boettcher, Gifts of Deceit-Sun Myung Moon, Tongsun Park and the Korean Scandal (New York: Holt, Rinehart and Winston, 1980), 343–344.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protivos...

54 Об обладавшем чудодейственной силой отшельнике Иакове известно и из житийной литературы. См.: AASS (August. 2). Приведенная здесь легенда свидетельствует о том, что Кавад старался щадить религиозные чувства местного населения. 55 Как видно из этой фразы, несмотря на усилия константинопольской дипломатии, эфталиты выступили на стороне персов, 56 По свидетельству Псевдо-Захарии, амидяне прикрепили к зубцам стен цепями матрасы и таким образом принимали удары баллист. См.: Zach. VII. 3. 57 О хитрости с холмом, хотя и с некоторыми различиями в деталях, сообщают Иешу Стилит и Псевдо-Захария. См.: Josh. Styl. Ch. 50; Zach. VII. 3. 58 Употребление Прокопием словосочетания «так называемые» в применении к монахам некоторые исследователи рассматривают, с одной стороны, как почтение к этой части духовенства, с другой стороны, как подчеркнутую отстраненность историка от религиозной темы. См.: W. III. Erläuterungen: S. 463 zum §22. В действительности, это всего лишь описательная формула, используемая Прокопием, писавшим в традициях аттикизма, для явлений и реалий, не существовавших в произведениях античных авторов. Ср. Cameron Al. Agathias. Oxford, 1970. Р. 75, 98 – 99. 59 По свидетельству Иешу Стилита, войска были посланы из Константинополя в апреле 503 г. См.: Josh. Slyl. Ch. 54. 60 Полководец Ареовинд и по отцовской, и по материнской линии принадлежал к высшей военной знати; сын внучки всесильного некогда Аспара Диагисфеи. Консул 506 г. Женат был на Юлиане, принадлежавшей к аристократическому роду Анициев. В 512 г. во время восстания в Константинополе народ хотел провозгласить его императором, однако он испугался оказанной ему чести и бежал на противоположный берег Золотого Рога. См.: PLRE. II. Р. 143 – 144. 61 Келер – иллириец, земляк императора Анастасия, – занимал пост магистра оффиций в 503 – 518 гг. и играл в государстве весьма важную роль при всем том, что не одобрял религиозной политики императора, являясь приверженцем православия. См.: PLRE. II. Р. 275 – 277. 62 Речь идет о Флавии Патрикии, консуле 500 г., магистре militum praesentalis 500 – 518 гг. Источники описывают его как справедливого и прямого мужа, но в 503 г. он был уже достаточно стар и, по словам Псевдо-Захарии, отличался слабостью ума. См.: Zach. VII. 4. Ср.: PLRE. II. 840 – 842.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Josh Edelson/AFP/Getty Кроме того, людей в штате стало больше. Сейчас в Калифорнии живет около 40 миллионов человек — в 2 раза больше, чем в 70-х. Это значит, что и людей, которые могут пострадать от стихии, стало больше. “Мы молимся, чтобы она оказалась со своими соседями” Сейчас в списках пропавших без вести более 200 человек, но власти надеются, что они находятся в убежищах и пока не могут выйти на связь с близкими. The Guardian рассказал историю 71-летней Барбары Карлсон, которая живет в зоне пожара. Последний раз ее сын Майк и внучка Анника говорили с ней в четверг. Тогда женщина уверила, что не планирует покидать свой дом и уходить в убежище. Затем связь с ней оборвалась. Ее сын и внучка более двух суток объезжали окрестности в поисках женщины. “Мы молимся, чтобы она оказалась со своими соседями”, — говорит Анника. Noah Berger/AP Photo Наконец, в субботу на собрании местных жителей Майк вышел вперед, показал фото матери и рассказал, что ищет ее. “Я видел ее сегодня!”, — раздался голос из толпы. Благодаря помощи других жителей, Майк нашел свою мать в трейлере на парковке перед супермаркетом, где остановились часть потерпевших. “У меня не было телефона!”, — плакала Барбара. “Я не собиралась тебя обманывать”. “Пожалуйста, не дай мне так умереть” В огне сгорела местная больница Adventist Health Feather River Hospital, а ее персонал и пациенты чудом спаслись от огня. В прошлый четверг сотрудники больницы ничего не подозревая пришли на работу. Вечером они узнали, что огонь достиг каньона, который отделял больницу от пожара. Врачам и сотрудникам больницы было дано поручение выводить пациентов из здания и уезжать в безопасное место. Josh Edelson/AFP/Getty В больнице находилось много новорожденных и пожилых людей, некоторые пациенты были в операционных. Благодаря проводившимся до этого противопожарным учениям сотрудники больницы смогли эвакуировать людей всего за 20 минут. Госпиталь Adventist Health Feather River Hospital в огне. Фото Николь Джолли Когда все пациенты были эвакуированы, медсестра Николь Джолли на своей машине также попыталась покинуть опасную зону, но ее машина съехала в овраг и загорелась. Когда дым от пожара стал попадать в машину, Николь Джолли позвонила своему мужу. Она была уверена, что это ее последний звонок. “Я сказала: “Думаю, я умру. Скажи детям, что я люблю их. Я не вернусь домой”, — рассказала Николь журналисту NBC.

http://pravmir.ru/ya-skazala-dumayu-ya-u...

49 Анастасий – византийский император 491 – 518 гг. Как и Зинон, поддерживал монофиситство. В его правление произошла война между Византией и Ираном, длившаяся с 502 по 506 г. Этой войне и посвящены главы 7 – 9 книги I «Войны с персами». Подробно о манере изображения ее Прокопием, сходстве и различии его рассказа с описаниями войны другими авторами (Иешу Стилитом, Псевдо-Захарией, Иоанном Малалой, Феофаном и другими). См. нашу статью «Иешу Стилит или Прокопий? (К вопросу о манере изображения греческими и сирийскими авторами войны между Византией и Ираном в 502 – 506 гг.)»//ВВ. 1981. Т. 42. С. 71 – 77. 50 Согласно Феофану, Кавад требовал деньги, а не заем. См.: Theoph. P. 144. Притязания Кавада, надо полагать, вытекали из договора 441 г, который Византия из-за ослабления Ирана, видимо, не соблюдала. 51 Попытки Византии поссорить между собой персов и эфталитов, возможно, и в самом деле имели место. Во всяком случае, Псевдо Захария утверждает, что Кавад разгневался на византийцев за то, что они побудили эфталитов напасть на персов. См.: Zach VII. 3. 52 Во время этого похода Кавад взял Феодосиополь, о чем поведали Иешу Стилит и Псевдо-Захария. См.: Josh. Styl. Ch. 48; Zach. VII. 3. Знал об этом событии и Прокопий, упомянувший о взятии города персами в своем трактате «О постройках». См.: De aed III 5. 2. О возможной причине умалчивания историком этого факта в «Войне с персами» см, выше нашу статью «Прокопий Кесарийский: личность и творчество». С. 438. По сообщению Иешу Стилита, иранская армия захватила Феодосиополь и подвергла разграблению не только области, тяготевшие к этому городу, но и ряд городов и областей, близлежащих к Амиде и Эдессе. См.: Пигулевская Н. В. Месопотамия на рубеже V – VI вв. н. э.: Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник. М.; Л., 1940. С. 94. 53 Кавад подошел к Амиде в октябре 502 г. Вторая армия персов под предводительством Наамана, царя арабов, двинулась тогда на юг. Военные действия развернулись и в районе Эдессы, о чем Прокопий вовсе не упоминает. Об этих событиях подробно рассказано жителем Эдессы – Иешу Стилитом. См.: Josh. Styl. Ch. 58 – 63.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

26 Имя царя эфталитов – Ахшунвар. См.: Nöldeke – Tabari. S. 123. Нэльдеке, правда, отождествляет Ахшунвара с Кунхой, сыном царя кидаритов – Кидары (Ibid.). 27 Маги – жрецы зороастрийской веры. Роль магов в государстве Сасанидов была очень велика. Со времен парфянской династии Аршакидов они вместе со знатью образовывали собрание, которое избирало шаха из числа его детей или формально закрепляло власть за кандидатом, названным в завещании умершего шаха. Это собрание было особенно влиятельно в IV – V вв. в период усиления знати, и еще в правление Кавада I оно давало о себе знать. Об этом собрании не раз упоминает и Прокопий (В. P.I. 5. 3 – 4; 21. 20 – 22). О роли магов упоминает и историк Агафий (Agath. II. 26). Об участии магов в походах Прокопий говорит неоднократно (см., напр., В. Р. 1.7., 19; II. 26.3. II. 13,9; II.24.2etc.). 28 После этого поражения от эфталитов Фируз уступил им город Талекан, обещал уплатить определенную дань, а сын Фируза Кавад был отдан заложником и пробыл у эфталитов два года, пока условленная сумма не была уплачена. См. Josh. Styl. Ch. 10. Рассказ Прокопия об этом поражении Фируза, имевшем место около 468 г., отличен от изложения Иешу Стилита и близок к персидской традиции, сохранившейся у Табари. Кроме того, Иешу Стилит говорит еще об одном (также неудачном) походе Фируза против этого племени, имевшем место раньше и завершившемся тем, что на выручку Фирузу пришел император Зинон, пославший шаху золото для эфталитов. Josh. Styl. Ch. 10. 30 Об обычае персов клясться на соли известно и по другим источникам. См.: Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С. 469. Примеч. 3. У многих древних народов соль была символом дружбы и гостеприимства. См.: Schleiden M. J. Das Salz: Seine Geschichte, seine Symbolik und seine Bedeutung in Menschenleben. Leipzig. 1875. S. 70 – 73. У армян, в частности, обет сопровождался клятвой, символическим выражением которой служила соль. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 469. 31 О том, что Фируз нашел свою смерть во рву, вырытом царем эфталитов, сообщает и современник событий Лазарь Парбский. См.: Collection des historiens de l’ArménieEd. V. Langlois. P. 1876. P. 351. Ср., также: Agath. IV. 27. (Этот историк, правда, говорит о нескольких рвах). Той же версии придерживаются персидские и арабские хронисты. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 294. История похода Фируза против эфталитов окутана множеством легенд. Согласно одной из них, шах, чтобы не нарушать данную эфталитам клятву не пересекать их границу, повелел поместить на повозку и везти перед войском пограничный камень. По другой легенде он приказал тащить перед войском пограничную башню, водруженную Варахраном V, на что потребовалось 50 слонов и триста солдат. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 294. N 2.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

322 Рассказ о Каваде в действительности относится к событиям, описанным в I книге (гл. 7 – 9). Однако для оживления повествования Прокопий вставил его в эту главу. 323 Мартин – полководец, принимавший участие в войнах в Африке и Италии. Тотчас же после возвращения из Италии был направлен на Восток. В 543 г. после опалы Велисария получил пост магистра милитум Востока. См.: Н. а. IV. 13. Мартин, по всей видимости, оказался в Даре (так же, как в Вуза в Эдессе – см. 13.6) не случайно. Византийцам был ясен маршрут Хосрова и, не дав ему овладеть Дарой, они тем самым не позволили ему отклониться к северу. 324 О постройке города Антиохии Хосрова, в обиходном языке Румаган (город греков) или Сад Хосрова, сообщают и многие другие источники. См., например, Nöldeke – Tabari. P. 165 f.; Joan. Lyd. III. 54; Mich. Syr. IX. 24 etc. Город был построен по образцу Антиохии с использованием мрамора и мозаик, доставленных из Сирии. Руины его сохранились и по сей день. См.: Christensen A. L’Iran... P. 386 – 387. Насильственное переселение византийцев, вероятно, служило экономическим целям и культурному развитию Ирана, который испытывал нужду в разного рода ремесленниках, мастерах и художниках. Примером для переселения антиохийцев послужил угон шахом Кавадом жителей в 503 г См: Josh. Styl. Ch. 58. 325 Имеется в виду землетрясение в мае 526 г. Землетрясения были одним из частых и страшных бичей Византии. Сообщение Прокопия об антиохийском землетрясении 526 г., так же как и упоминание об урагане в Дафне в эпоху Анастасия, свидетельствует о хорошем знании Прокопием событий в Антиохии. 326 Отзыв Велисария из Италии был, по всей видимости, вызван не столько военной обстановкой на Востоке, сколько недоверием Юстиниана к своему полководцу, которого, по слухам, даже обвиняли в попытке учинить тиранию. Ср.: В. Р. II. 3.52. 327 Валериан – видный полководец, участвовал в войне с готами. С 541 г. – магистр милитум Армении. 328 Король готов Витигис после доставки в Константинополь и унижений, выпавших на долю плененного короля, получил сан патрикия и поместье на Востоке, мирно скончавшись в 542 г. См.: Stein Е. Ор. cit. P. 368.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Странноприятие 2 . Taken from Meffreth, ibid. 11. 1–6 cf Meffreth: «Hospitalitas diligenter exercanda est propter quatuor emolumenta. Primo, quod disponit ad Dei recognitionem . Sicut patet de illis duobus discipulis euntibus in Emmaus, qui coegerunt dominum, vt cum eis in hospitium declinaret dicentes. Mane nobiscum Domine, quoniam aduesperascit, & inclinata est iam dies. Et factum est cum ederet cum eis, cognouerunt eum in fractione panis [Luke 24. 13–35].» 11. 7–10 cf Meffreth: «Secvndum emolumentum, quod confert temporalium multiplicationem. Sicut 3. Reg. 17. Kings 17], de vidua, quae Heliam in hospitio suo suscepit, cui farina non defecit, nec lecitus olei diminutus est.» 11. 11–16 cf Meffreth: «Tertium emolumentum, quia excludit diuinam vltionem. Sicut patet Iosue 6. de Raab, de qua dicitur. Sola Raab meretrix viuat & vinuersa, quae cum ea in domo sunt [Josh. 6.25].» 11. 17–26 cf Meffreth: «Quarto, quod meretur Dei & angelorum susceptionem... Gene. 18 de Abraham, & 19. de Loth» (p. 148). Страсть . Based on Faber, Dominica 12 Post Pentecosten, No. 5 «Damna peccata originalis», sect. 3 «Vulnerati sensus et appetitus»: «Denique affectuum omnium humanorum inobedientia: qui omnes desierunt post peccatum in hominis esse potestate, sed commoventur, non expectato rationis imperio, ipsi imperanti non obediunt, nec aliter iam ad rationis et voluntatis imperium se habent, quam membra paralitica ad voluntatem, hominis movere ea cupientis.» The image of wild horses (1. 6) is Simeon " s. Страсть 2 . Taken from Faber, Dominica 4 Post Pentecosten, No. 5 «Quomodo saecularis quisque perfectus esse queat ac debeat», sect. 3 «Si pugnet semper contra vitia»: «An non Ursinus Nursiae postquam presbyter factus uxorem misisset, et ne prope quidem ad se accedere permisisset per annos quadraginta, tandem animam agens (cum uxor aurem adm overet exploratura, num maritus adhuc spiraret) exclam avit: Recede mulier, nondum penitus extinctus est igniculus: tolle paleam, apud Greg. 1. 4. dial. c. 11.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

38 Замок забвения (Анушбард) не раз служил местом заточения высочайших особ. По всей видимости, идентичен с крепостью Гельгард или Андимишн на Сусиане. См.: Christensen. A. L’Iran... Р. 307 et. N. 3 – 4. 40 Пакурий – шах Ирана Шапур II (309310 – 379), Современник Константина I, Констанция II, Юлиана Отступника, Иовиана и Валента. Вел войны с Римом, затем с Византией. При нем Иран внутренне усилился и укрепил свои позиции в Месопотамии и Армении. По договору 363, заключенному Шапуром II и Иовианом, Иран получил крепости Нисибис, Сингару и Бег-Забдэ. См.: Дьяконов М. М. Указ. сот. С. 265 – 268. 41 Имеется в виду Аршак III (339 – 369). О войне между Арменией и Ираном, продолжавшейся в одном случае 30, а в другом – 34 года, говорит и Фавст Бузанд. См.: Collection...Ed. V. Langlois. Т. 1. Р. 267, 270 – 271. Речь идет в данном случае об очередном затяжном конфликте между Византией и Ираном, в который была вовлечена и Армения, являвшаяся одним из объектов борьбы этих двух крупнейших держав Ближнего Востока. Все тридцатилетнее царствование Аршака III (отсюда, видимо, и цифры 30, 32, 34) падает на это тяжелое для Армении время. 42 Этим армянином был евнух Драстамат, который получил в управление один из кантонов Армении. Как-то в сражении с кушанами он спас Шапуру II жизнь. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 307 – 308. 45 Царь эфталитов был женат на сестре Кавада. На ее дочери, т. е. на собственной племяннице и оказался женат Кавад. См.: Josh. Slyl. Ch. 24. Рассказ о бегстве Кавада повторен и Феофилактом Симокаттой. См. Theoph. Sym. IV. 6. 5 – 11. 46 Адергудунвад (Атургундад), племянник Гусанастада (Гушнаспдада) воспитывал впоследствии внука Кавада, также Кавада, сына Зама. См. ниже, глава 23. 47 Балаш (Валаш) в самом деле был ослеплен, но он являлся предшественником Кавада. Что же касается Дьямаша (Замаспа), который тогда находился у власти, то он сам добровольно от нее отказался. См.: Agath. IV. 28; Christensen A. Le règne... P. 114 – 115. 48 Αδρασταδραν σαλνης, т. е. артештарансалар, возглавлял сословие воинов – артештаран (второе сословие Ирана), т. е. являлся главнокомандующим армии. До Сиявуша титул артештарансалара носил Кардар из рода Спендиат, сын Михр-Нарзеса, известного визиря Варахрана. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 131.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

   001   002     003    004    005    006    007    008