Н. содействовал преодолению кризиса в Миланском архиеп-стве, связанного с Патарией и с борьбой мирян против симонии и николаизма, широко распространенных среди высшего духовенства Ломбардии. В нач. 1059 г. Н. пригласил Миланского архиеп. Гвидо из Велате (1045-1068) и его суффраганов в Рим для участия в Римском Соборе. Тогда же понтифик направил в Милан в качестве легатов Петра Дамиани и Ансельма, еп. Луккского (папа Римский Александр II в 1061-1073) ( Kehr. 1913. P. 7, 47). Убедившись в том, что народные волнения были вызваны повсеместным распространением симонии и николаизма среди клириков, легаты заставили архиепископа осудить канонические нарушения; миланское духовенство пообещало соблюдать церковные правила, а миряне - следить за поведением клириков и бороться со злоупотреблениями (см.: Lucioni A. L " età della pataria//Diocesi di Milano/Ed. A. Caprioli et al. Brescia, 1990. Pt. 1. P. 178-179). Архиеп. Гвидо и 7 его суффраганам, которых «григорианец» Бонизон называл «упрямыми быками», пришлось явиться на заседания Римского Собора. Участники Патарии выдвинули обвинения против архиепископа, но тому удалось оправдаться и получить прощение от Н. Т. о., под давлением Патарии ломбардские прелаты были вынуждены признать юрисдикцию папы Римского, хотя посредничество папских легатов не привело к прекращению конфликта. С целью распространения григорианской реформы Н. попытался наладить отношения с франц. двором. Папские легаты были направлены на коронацию Филиппа I (23 мая 1059); в окт. 1059 г. Петр Дамиани от имени Н. призвал кор. Анну Ярославну поддержать церковные преобразования ( Jaff é . RPR. N 4423; Petrus Damiani. Ep. 64//Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 225-227). Вероятно, тогда же папа Римский обратился к Гервасию, архиеп. Реймсскому, с просьбой оказать влияние на кор. Филиппа I и его отца Генриха I, чтобы те соблюдали решения Римских Соборов ( Jaff é . RPR. N 4443). В 1060 г. Н. направил во Францию легатов; кард. Стефан провел Соборы во Вьенне и в Туре, клюнийский аббат Гуго I - в Авиньоне и Тулузе. Решения, принятые франц. епископами на этих Соборах, в основном повторяли постановления Римского Собора 1059 г. (осуждение симонии и николаизма, запрет мирянам владеть церквами и присваивать церковное имущество и т. д.).

http://pravenc.ru/text/2566080.html

Преемником Ансегиза, переведенного в аббатство Фонтенель (Сен-Вандрий), стал Дрогон, незаконнорожденный сын Карла Великого, к-рый был сослан в Л. после подавления восстания кор. Италии Бернарда (818). Впосл. Дрогон занимал епископскую кафедру в Меце (823-855). Согласно более позднему свидетельству агиографа Адсона, при аббате Дрогоне монастырю принадлежало 15 тыс. крестьянских хозяйств (mansi), но эта цифра скорее всего сильно завышена ( Moyse. 1973. P. 461). Ослабление власти франк. правителей из династии Каролингов негативно сказалось на положении Л. По словам Адсона, аббат Гибард и некоторые монахи были убиты норманнами, когда они путешествовали. Хотя обитель не пострадала от викингов, монастырские владения были разорены и частично захвачены местной знатью во время междоусобиц (ActaSS. Mai. T. 1. P. 280). В 857 г. Хукберт, шурин имп. Лотаря II (брат его жены Теутберги), вместе со свитой устроил беспорядки в аббатстве ( Moyse. 1993. P. 181-182). По Мерсенскому договору (870) Л. достался кор. Людовику Немецкому и, т. о., вошел в состав королевства вост. франков (MGH. Capit. T. 2. P. 194). В 891 г. кор. Арнульф Каринтийский передал мон-рь епископской кафедре Меца ( Moyse. 1973. P. 32). Об истории Л. в X в. сведений немного. Сохранились данные об обменах земельными владениями с аббатством Клюни (Recueil des chartes de l " abbaye de Cluny/Éd. A. Bernard, A. Bruel. P., 1876. T. 1. N 650; 1880. T. 2. N 1702). Агиограф Адсон, монах в Л. и впосл. аббат Монтье-ан-Дер († 992), составил «Книжицу о чудесах св. отцов, аббатов Евстасия и Вальдеберта», посвященную гл. обр. чудесам от мощей св. Вальдеберта (BHL, N 8775; изд.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 277-281; MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 1170-1176). XI-XII вв. Папа Римский Бенедикт VIII по просьбе имп. Генриха II даровал монахам Л. во главе с аббатом Милоном привилегию иммунитета от епископской юрисдикции и перевел обитель в непосредственное подчинение Папского престола (13 апр. 1018 - Jaff é . RPR. N 4023). Подлинность этой грамоты оспаривалась нек-рыми исследователями (см.: B ö hmer. Reg. Imp. 2. Bd. 5. N 1202; Locatelli. 1992. P. 60). Однако привилегия папы Льва IX с почти аналогичным содержанием несомненно является подлинной, хотя некоторые фразы могли быть добавлены позднее (18 нояб. 1049 - Jaff é . RPR. N 4202; B ö hmer. Reg. Imp. 3. Bd. 5. T. 2. N 698). Впосл. иммунитет Л. от власти архиепископа Безансонского неоднократно подтверждался и уточнялся в папских грамотах XII-XIII вв. ( Locatelli. 1992. P. 60-61). В сер. XI в. аббат Герард II построил новую монастырскую церковь в романском стиле (сохр. капеллы юж. трансепта и неск. резных капителей) и провел работы в приоратах Аннегре и Фонтен.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

Высказывалось предположение о том, что П. изначально вошли в обиход во франкских землях в связи с обрядом помазания рук нового епископа св. миром во время ординации, чтобы сохранить руки неоскверненными и чтобы епископ далее мог касаться необходимой литургической утвари. Однако по источникам проследить такую зависимость невозможно. Более вероятной является гипотеза, согласно к-рой П. подчеркивали высокий статус епископа, в т. ч. в иерархии феодального общества. Епископ надевал П. при облачении для совершения торжественной мессы и носил их до оффертория, перед к-рым их необходимо было снять для умовения рук, а затем снова надевал для заключительного благословения в конце службы. До тридентской реформы П. можно было носить и при совершении служб оффиция , и во время литургических процессий. Авторы литургических толкований XII в. настаивали на апостольском происхождении этой детали облачения, считая ее символом чистоты дел в связи с евангельской темой тайного и явного (Мф 5. 16; 6. 1-4) ( Honor. August. Gemma animae. I 215//PL. 172. Col. 609; Sicard. Mitralis. II 5//CCCM. 228. P. 107; Innocent. III, papa. De sacr. altar. myster. I 57//PL. 217. Col. 795). Вильгельм Дуранд видел прообраз ношения П. в Быт 27. 16 ( Durand. Rationale. III 12. 3-4). В средние века П. были льняные или шелковые, имели манжеты и украшались кистями, бахромой, жемчугом, драгоценными камнями, колокольчиками, вышивкой (растительный орнамент, роза, крест, надпись: «IHS») и аппликациями (в виде медальонов с изображениями десницы Божией, агнца, святых). Во 2-й пол. XI в. появляется практика дарования права ношения П. за богослужением аббатам крупных мон-рей (обычно вместе с правом ношения далматики и сандалий или митры ). Так, в 1070 г. папа Александр II даровал такую привилегию аббату Сан-Пьетро-ин-Чьель-д " Оро в Павии ( Jaff é . RPR. 4679; достоверность более ранних привилегий, данных папами Иоанном XV и Львом IX, сомнительна), а в 1088 г. папа Урбан II наделил правом ношения П. св. Гуго, аббата Клюни ( Jaff é . RPR. 5372; впосл. право ношения П. получали даже приоры Клюни). Пятый канон Синода в Пуатье 1100 г. запретил аббатам использовать П. без разрешения папы ( Sdralek M. Wolfenbüttler Fragmente. Münster, 1891. P. 137), но с XIII в. вручение П. вошло в состав чина поставления аббата (Pontif. Rom. (XIII c.). XVI 1, 10, 15).

http://pravenc.ru/text/2580064.html

В 1705 г. указом царя Петра I М. стала принадлежностью сана архимандрита. В 1786 г. М. впервые была дарована прот. Иоанну Памфилову, поскольку он был духовником имп. Екатерины II и членом Синода. В 1797 г. имп. Павел I включил М. в число наград для белого духовенства (несмотря на протесты со стороны нек-рых архиереев). Имп. указы 1859 и 1884 гг. закрепили право награждения М. непосредственно за императором. Однако до XX в. митрофорных протоиереев было мало. Согласно «Положению о наградах», принятому Архиерейским Собором РПЦ в 2013 г., М. возлагается одновременно с возведением в сан архимандрита, а награждение протоиереев М. производится указом патриарха не ранее чем через 5 лет после награждения крестом с украшениями (для монашествующих - через 7 лет). В латинской традиции В латинской традиции М. появились во 2-й пол. IX в. в подражание папскому головному убору (camelaucum; известен с нач. VIII в.- LP. Vol. 1. P. 390), к-рый папы носили вне богослужения (впосл. он принял форму папской тиары ). Изначально этот элемент епископского костюма назывался cidaris, corona, infula или cophia (cucufa). Употребление термина «митра» по отношению к литургическому головному убору фиксируется в сер. XI в. В 1049 г. папа Лев IX своей буллой даровал привилегию ношения рим. М. (romana mitra) Эберхарду, архиеп. Трирскому, как примасу Бельгийской Галлии ( Jaff é. RPR. T. 1. P. 530. N 4158; Urkundenbuch... Coblenz und Trier/Hrsg. H. Beyer. Coblenz, 1860. Bd. 1. S. 383-385. N 329). В 1051-1052 гг. такое же право было даровано кардиналам-пресвитерам диоцезов Безансон и Бамберг ( Jaff é. RPR. T. 1. P. 540. N 4249; P. 543. N 4283), а в 1063 г.- аббату мон-ря св. Августина в Кентербери (Ibid. P. 573. N 4541). Митра. 1611 г. (Сокровищница мон-ря Эчмиадзин, Армения) Митра. 1611 г. (Сокровищница мон-ря Эчмиадзин, Армения) К XII в. М. стала повсеместно использоваться в католич. Церкви в составе чина епископской ординации (Pontif. Rom. (XII c.). Vol. 1. P. 152). Наряду с духовными лицами (епископами, аббатами, кардиналами) в XI-XV вв. М. папа Римский награждал светских правителей в знак особых отношений с апостольским престолом, а также они использовались в чинах светской коронации (подробнее см.: Schramm. 1954).

http://pravenc.ru/text/2563386.html

Так, аббат св. Одон за подтверждением монастырских привилегий и прав собственности обращался не только к папе Римскому, но и к герм. королю и др. светским правителям. К 942 г. св. Одон получил 7 папских грамот о привилегиях (больше, чем до сер. XI в. было выдано любому др. мон-рю или епископской кафедре) и 7 королевских ( Idem. 1959. S. 97). Залогом развития К. р. стала привилегия 931 г. папы Римского Иоанна XI, взявшего мон-рь под защиту. Грамотой о привилегиях ( Jaff é . RPR. N 3584) подкреплялась правовая самостоятельность Клюни: мон-рь был выведен из юрисдикции епископа Макона, подтверждались право свободного выбора аббата и неприкосновенность монастырских владений (т. о. Клюни укрепил независимость от светских сеньоров). Принципы начатой св. Одоном реформы представлялись в папской грамоте как поручение понтифика: Иоанн XI призывал монахов реформировать др. обители с согласия их собственников, даровав Клюни право (libertas et licentia) принимать для «улучшения жизни» (meliorandae vitae) монахов, покинувших те мон-ри, где не соблюдался бенедиктинский устав. Папскими привилегиями был обозначен новый этап К. р.: с этого момента она окончательно вышла за рамки реформы св. Бенедикта Анианского, ее целью стало создание союза реформированных мон-рей, живущих «словно единая община» (quasi una haberetur congregatio) (в 937 насчитывалось уже 17 мон-рей). Разрешение на реформу в 938 г. было повторено в привилегии папы Льва VII ; понтифик обратился также ко всем архиепископам с просьбой оказывать св. Одону Клюнийскому всестороннюю поддержку и защищать владения клюнийцев. Тогда же право принимать к себе монахов (но не присоединять мон-ри) при посредничестве св. Одона получили реформированные им аббатства Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Деоль ( Jaff é . RPR. N 3603, 3606), которые также стали важными центрами реформы: из этих мон-рей К. р. распространялась на север - в Реймсское архиеп-ство и в Британию ( Sackur. 1892. Bd. 1. S. 186-194, 277-278; Hallinger. 1951. Bd. 2. S. 889). Впосл.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Герхарда , еп. Тульского (2 мая - Jaff é . RPR. N 4219; MGH. SS. T. 4. P. 506-508). Епископы Бретани, которых на Реймсском Соборе обвиняли в симонии и неповиновении архиепископу Турскому как законному митрополиту (см. ст. Доль ), были отлучены от Церкви ( Jaff é . RPR. N 4225). Летом 1050 г. Л. отправился в Верчелли, где в сент. был созван Собор, участники к-рого вновь рассматривали вопрос об учении Беренгария. Источником этого учения признали трактат Эриугены (в действительности Ратрамна ) «О Евхаристии», который был осужден при участии Ланфранка (PL. 150. Col. 413). Впосл. посланный во Францию в качестве легата Хильдебранд добился отречения Беренгария на Соборе в Туре. Среди др. проблем, к-рые обсуждались на Соборе, был конфликт Л. и Хунфрида, архиеп. Равеннского (1046-1051), к-рого понтифик, по одной версии, низложил, по другой - отлучил от Церкви (MGH. SS. T. 5. P. 129; Vita Leonis IX. II 15). Возможно, тогда же Л. по просьбе кор. Эдуарда Исповедника разрешил перенести епископскую кафедру из Кредитона в Эксетер ( B ö hmer. Reg. Imp. N 512). Из Верчелли Л. направился в Бургундию; 3 окт. 1050 г. он освятил собор св. Стефана в Безансоне, после этого в Лангре рукоположил Ардуина, еп. Лангрского, и Фротмунда, еп. Труа. 20-22 окт. вместе с Халинардом Лионским, Гуго Безансонским и др. прелатами понтифик возглавил торжества в честь перенесения мощей св. Герхарда в Туле. По его поручению аббат Видрих составил Житие св. Герхарда (BHL, N 3431). В Туле Л. встретился с Георгием, архиеп. Калочи, посланником венг. кор. Андраша I, вступившего в конфликт с императором (MGH. SS. T. 4. P. 508-509). После праздника Рождества понтифик отправился в Германию и встретился с императором в Трире, откуда они вместе поехали в Аугсбург, где в нач. февр. 1051 г. собрались имп. прелаты и знать. Согласно Герману из Райхенау, они обсуждали спор Л. и Хунфрида Равеннского, склонив обоих к примирению (Ibid. T. 5. P. 129). В Тульском Житии говорится, что император заставил Хунфрида удовлетворить требования папы, и архиепископ, простершись перед Л., молил его о снятии отлучения.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Духа от Отца и Сына. Возможно, понтифик также обсудил с Аргиром положение, сложившееся после битвы при Чивитате (см.: B ö hmer. Reg. Imp. N 1113). По-видимому, после Собора Николай, архиеп. Бари, и некий аббат Василий отправились в К-поль, доставив туда текст полемического «Диалога» кард. Гумберта (см.: Бармин. 2006. С. 138, 148). С этой миссией можно связывать действия имп. Константина Мономаха, который направил папе Римскому примирительное письмо и побудил сделать то же патриарха Михаила Кирулария (эти письма были получены в Беневенто в кон. 1053 или нач. 1054). Император и патриарх призвали Л. к совместным действиям против норманнов. В ответном послании Константину Мономаху понтифик выразил готовность сотрудничать с Аргиром и предложил византийцам привлечь к войне с норманнами имп. Генриха III. Он также попросил визант. императора усмирить патриарха, чьи действия, по его мнению, угрожали единству Церкви ( Jaff é . RPR. N 4333; Acta et scripta. 1861. P. 85-89). Ответ папы Михаилу Кируларию выдержан в более резких тонах; Л. упрекал его в присвоении титула «Вселенский патриарх», в анафематствовании лат. литургических обычаев и т. д. ( Jaff é . RPR. N 4332; Acta et scripta. 1861. P. 89-92). Между янв. и апр. 1054 г. понтифик направил в К-поль легатов - кард. Гумберта, канцлера Фридриха Лотарингского и Петра, архиеп. Амальфи. Вероятно, по поручению папы Доминик, патриарх Градо, написал Антиохийскому патриарху Петру III послание с просьбой высказать мнение о действиях К-польского патриарха (Acta et scripta. 1861. P. 205-208). Деятельность папских легатов в К-поле была неудачной, т. к. они занимались гл. обр. полемикой и участвовали в диспутах. Поскольку патриарх избегал общения с легатами, 16 июля 1054 г. они анафематствовали «Михаила и его приспешников» (Ibid. P. 153-154); после отъезда легатов патриарх также провозгласил против них анафему. Однако в лат. источниках приведена т. зр. кард. Гумберта, согласно которой миссия легатов завершилась успешно, им удалось установить доброжелательные отношения с визант.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Покинув Реймс 6 окт. 1049 г., Л. направился в Майнц, где 19-21 окт. в присутствии имп. Генриха III он возглавил Собор, в к-ром участвовали 40 епископов, в т. ч. архиепископы Безансона, Бремена, Зальцбурга, Кёльна, Магдебурга, Майнца и Трира. По свидетельству Адама Бременского , участники Собора приняли постановления против симонии и «нечестивого брака священнослужителей». Шпайерский еп. Сигебод (Сибихон), обвиненный в нарушении целибата, дал очистительную клятву, «но, говорят, его челюсть свело параличом, и в таком состоянии он провел оставшуюся жизнь» (Vita Leonis IX. II 12; Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. III 29-30// Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 172-173. (MGH. Script. Rer. Germ.; 2)). Среди др. вопросов, к-рые рассматривались на Соборе,- спор между епископом Вюрцбурга и аббатом Фульды о пределах епископской юрисдикции (решен в пользу мон-ря; см.: MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 5. P. 324-326. N 243) и дело Бертольда, который оспаривал Безансонскую кафедру у архиеп. Гуго ( Jaff é . RPR. N 4188; изд.: MGH. Const. T. 1. P. 97-100; см.: Munier. 2002. P. 130-131). По словам Адама Бременского, после возвращения в Бремен архиеп. Адальберт запретил женщинам жить внутри квартала, где находились резиденции каноников и клириков. Впосл. Л. подтвердил юрисдикцию Гамбургско-Бременской кафедры над епископами Сев. Германии и церковными иерархами «шведов, датчан, норвежцев, исландцев, скридевинов, гренландцев и всех северных народов, а также славян, живущих между реками Пене и Айдер» ( Jaff é . RPR. N 4290). Согласно более позднему источнику, 1-й исл. еп. Ислейв Гицурарсон (1056-1080) был рукоположен Адальбертом по благословению Л. (Húngrvaka//Biskupa sögur. Kaupmannahöfn, 1858. Bd. 1. S. 61-62). Оставшуюся часть осени 1049 г. Л. провел в Лотарингии, гл. обр. в Туле. Между 23 и 26 нояб. он находился в аббатстве Райхенау , где освятил ц. Св. Креста, затем направился в Италию и к празднику Рождества прибыл в Верону.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Понтифик, «тронутый его раскаянием», признал его невиновным и вручил ему новый посох. Самые тяжкие обвинения были выдвинуты против еп. Гуго Лангрского (симония, ношение оружия и человекоубийство, притеснения клириков и др.), к-рый бежал из Реймса и был отлучен от Церкви. Впосл. Гуго совершил покаянное паломничество в Рим и скончался на обратном пути. Нантский еп. Будик признался, что унаследовал кафедру от отца, также епископа, и заплатил за это крупную сумму. Он был лишен епископского сана, но участники Собора позволили ему служить как пресвитеру. Были отлучены от Церкви прелаты, к-рые отказались прибыть на Собор и вместо этого отправились с королем в поход против Жоффруа II, гр. Анжу (архиепископ Санса, епископы Амьена и Бове), а также аббат мон-ря св. Медарда в Суасоне, к-рый бежал из Реймса, боясь осуждения. Отлучению подвергся и «архиепископ св. Иакова в Галисии», именовавший свою кафедру апостольской (в это время архиепископом Сантьяго-де-Компостела был Кресконий). Ансельм привел 14 постановлений, принятых в последний день работы Собора (5 окт.). Участники Собора подтвердили каноническое требование об избрании епископа клиром и народом; было запрещено продавать церковные должности и алтари (особенно мирянам), взимать плату за совершение таинств и обрядов, давать в долг под процент, клирикам - носить оружие. Постановления против насилия над клириками и бедными были связаны с идеей «Божьего мира» (ср.: Jaff é . RPR. N 4404). Участники Собора осудили «новых еретиков, появившихся в Галлии», выступили против содомии и нарушений канонического права в области брака (за это были отлучены некоторые франц. сеньоры; гр. Фландрии Балдуину V было запрещено выдавать дочь замуж за герц. Нормандии Вильгельма Завоевателя) (PL. 142. Col. 1430-1440; ср.: Vita Leonis IX. II 11; см.: Munier. 2002. P. 125-130). Впосл. Л. призвал жителей франц. королевства почитать св. Ремигия как своего «апостола» и покровителя и праздновать день перенесения его мощей (1 окт.- Jaff é . RPR. N 4185).

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Григорианские авторы восхваляли поход Л. как справедливую войну за освобождение угнетенных христиан и укрепление Церкви. По их словам, павшие воины получили вечное блаженство, т. к. они сражались за христ. веру против нечестивых угнетателей: «Погибшие за правое дело причисляются к мученикам» ( Bruno. Libellus de symoniacis. 5//MGH. Lib. T. 2. P. 550; ср.: Bonizo. Liber ad amicum. 5//MGH. Lib. T. 1. P. 589; Poncelet. 1906. P. 286-287). Автор Тульского Жития называл этих воинов святыми и утверждал, что от их останков совершались чудеса (Vita Leonis IX. II 21; ср.: De obitu Leonis IX. 11). Идея праведной войны в защиту христианства получила развитие в эпоху крестовых походов , вдохновителями которых были преемники Л. В то же время некоторые авторы сдержанно относились к военной экспедиции папы или открыто ее осуждали. Так, в Тульском Житии почти ничего не сказано о сражении; вместо этого приведена цитата из послания Л. имп. Константину IX Мономаху ( Jaff é . RPR. N 4333). Герман из Райхенау сомневался в том, что предстоятелю Церкви следовало возглавлять войско (MGH. SS. T. 5. P. 132), а Петр Дамиани считал действия Л. ошибочными (Die Briefe des Petrus Damiani. Münch., 1988. Tl. 2. S. 514-515. N 87). Вероятно, в Италии на папу Римского возлагали ответственность за гибель множества воинов. В описании его чудес приведены слова женщины, не верившей в его святость: «Если папа Лев прогонит демонов, я стану царицей и верну к жизни погибших по его вине» (quos ipse fecit gladio perimere - De obitu Leonis IX. 8; Vita et obitus Leonis IX. 22. 7; ср.: Bruno. Libellus de symoniacis. 7//MGH. Lib. T. 2. P. 552). Позиция норманнских историков получила отражение в легенде о видении Иоанна, архиеп. Салернского, которому было открыто, что Бог отдал Юж. Италию норманнам, поэтому война с ними была сопротивлением Его воле (Storia. 1935. P. 151-152) (см.: Munier. 2002. P. 193-215, 247-253; Taviani-Carozzi H. Léon IX et les Normands d " Italie du Sud//Léon IX. 2006. P. 299-329). Пребывая в Беневенто, Л. занимался только важнейшими делами, требовавшими его внимания. Он передал управление городом князьям Пандульфу и Ландульфу, которые признали себя вассалами папы. Получив жалобы Карфагенского архиеп. Фомы и его суффраганов Петра и Иоанна на епископа Гумми, присвоившего полномочия митрополита, понтифик подтвердил права Карфагенской кафедры как митрополии Африки, непосредственно подчиненной Папскому престолу. В посланиях содержатся ссылки на Лжеисидоровы декреталии (17 дек. 1053) ( Jaff é . RPR. N 4304-4305; см.: Munier. 2002. P. 394-397).

http://pravenc.ru/text/2537627.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010