Ко времени прибытия О. Бернон возглавлял не только аббатство Бом, но и более крупный мон-рь Жиньи (возможно, первоначально О. и Адегрин жили именно в Жиньи; см.: Ibid. P. 121-122). Вскоре после того как О. стал монахом, герц. Гийом Благочестивый назначил Бернона настоятелем мон-ря Клюни. Вероятно, О. (Oddo leuita) составил акт об основании Клюни (11 сент. 910), в к-ром были перечислены привилегии аббатства, т. н. монастырские свободы (libertas monastica): обитель была освобождена от подчинения к.-л. светскому или церковному сеньору и находилась под защитой папы Римского; монахи имели право свободно распоряжаться монастырским имуществом и избирать аббата (изд.: Recueil. 1876. Vol. 1. N 112; Les plus anciens documents. 1997. P. 33-39). По просьбе аббата Бернона Турпион, еп. Лиможский († 944), рукоположил О. во пресвитера. Приблизив к себе О., Бернон, вероятно, в 923 или 924 г. назначил его преемником (в грамоте, датированной апр. 926, О. назван аббатом Клюни - Les plus anciens documents. 1997. P. 40-42). Это вызвало недовольство «молодых монахов» во главе с Гвидоном, родственником Бернона, к-рые заставили О. и его сторонников переселиться в Клюни ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 34; II 1). В 926 или 927 г. Бернон составил завещание, в котором разделил свои мон-ри между 2 аббатами: Гвидон должен был возглавить старейшие обители Жиньи, Бом и Мутье-ан-Брес, а «дорогой Оддон» должен был стать настоятелем Клюни, Деоля и Масе. Поскольку мон-рь Клюни оставался небогатым, некоторые владения Жиньи были переданы в пользование клюнийцам при условии уплаты 12 денариев ежегодно (Bibliotheca. 1915. Col. 9-12). После кончины Бернона (13 янв. 927) между Гвидоном и О. началась тяжба из-за монастырских владений. О. обратился за помощью к папе Римскому Иоанну X (914-928), к-рый решил спор в его пользу ( Jaff é . RPR. N 3578). Тогда же кор. Родульф (923-936) подтвердил статус Клюни как «свободного» мон-ря в соответствии с актом об основании обители (Recueil. 1876. Vol. 1. N 285; подробнее см.: Ros é . 2008. P. 161-182).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

В послании папы Григория IV, автором к-рого скорее всего был Пасхазий Радберт, среди аргументов в пользу права любого епископа апеллировать к Папскому престолу приведены цитаты из «Испано-галльского собрания» ( Jaff é . RPR. N 2579; MGH. Epp. T. 5. P. 72-81; о подлинности послания см.: Knibbs. 2013. S. 18-19). После изгнания Валы (834) работу над Л. д., по-видимому, возглавил Пасхазий Радберт, стремившийся защитить епископов, к-рые оказались в опасности. Часть предполагаемых создателей Л. д. последовала за Валой в Италию; возможно, после кончины аббата (836) они составили сборник Псевдо-Дамаса, на основе которого позднее возникла краткая редакция А2 (в этом сборнике были использованы постановления Ахенского Собора 836 г.). Однако после смерти Людовика Благочестивого (840) и войны между его наследниками (840-843) работа над Л. д. прекратилась. Возможно, Пасхазий Радберт, который возглавлял монашескую общину Корби в 843-851 гг., препятствовал завершению работы и публикации текстов. Только после его отречения «Испано-галло-отёнское собрание» и Л. д. были переработаны в «Лжеисидорово собрание». Это было сделано 2 группами редакторов: монахи Корби, скорее всего ученики и помощники Пасхазия Радберта, составили редакцию A/B; одновременно в др. месте, вероятно при епископской кафедре, была создана редакция А1. По-видимому, инициатива принадлежала оппонентам архиеп. Гинкмара Реймсского, к-рые пытались ограничить его полномочия (заказчиком редакции А1 мог быть еп. Гинкмар Ланский). Самые ранние свидетельства о Л. д. относятся к сер. IX в. В споре о юрисдикции с Гинкмаром Реймсским архиеп. Титгауд Трирский (846/7-863), требовавший признать его примасом Бельгийской Галлии (церковных провинций Реймс и Трир), опирался на предложенную Лжеисидором идею примаса-патриарха. На собрании прелатов и знати в Кьерзи (14 февр. 857) был опубликован капитулярий кор. Карла Лысого против расхитителей церковного имущества; в его состав вошло «Соборное увещевание» (Admonitio synodalis), написанное Гинкмаром Реймсским, к-рый цитировал Л.

http://pravenc.ru/text/2463631.html

Д. представляли собой послания-предписания (epistolae preceptoriae); уже в ранних Д. декларируется их равенство по значимости и действующей силе с соборными постановлениями. Начиная с папы Римского Сириция в Д. употреблялась формула volumus et mandamus («мы желаем и повелеваем» - послание «Directa» от 10 февр. 385 г. к еп. Имерию Таррагонскому - Jaff é. RPR. N 255) и др. формулы предписывающего характера (praecipimus, decernimus, decrevimus, jubemus и т. д.). Послания, где речь шла о ересях и вопросах церковной дисциплины, направлялись церковным иерархам или могли иметь коллективного адресата (напр., «епископам Галлии и Испании», «епископам Кампании и Тосканы»). Сохранилось мало ранних сводов папских грамот (litterae), наиболее известные - «Canones urbicani» (30-40-е гг. V в., Галлия) и «Epistolae decretales» (сер. V в., Рим), в к-рых представлены Д. 401-432 гг. Ранние папские Д. и послания, носившие в основном полемический характер и созданные по поводу догматических и дисциплинарных споров, сохранились также в сочинениях церковных писателей Евсевия , еп. Кесарийского, Илария , еп. Пиктавийского, Феодорита , еп. Кирского, Созомена . Нек-рые папские грамоты из сочинений церковных писателей позднее вошли в своды церковного права. Небольшое число Д. сохранилось во фрагментах регест и в применявшихся в папской канцелярии сборниках формул (особенно начиная с правления папы Льва I Великого (440-461)). Значительное число Д. сохранилось от пап Геласия I (492-496), Гормизда (514-523), Вигилия (537-555), Пелагия I (556-561). По количеству и значимости для церковного права их превосходят послания папы св. Григория I Великого (590-604) (более 850). Большинство его посланий, вошедших в состав сводов церковного права вместе с Д. его предшественников на Римской кафедре, были по своему характеру постановлениями по вопросам церковного управления и дисциплины, изданными по инициативе папы; как и Д., они посвящены решению конкретных проблем. В «Collectio Frisingensis» (I Фрайзингский свод, нач.

http://pravenc.ru/text/171626.html

Благодаря изучению К. п. и знакомству канонистов с наиболее значительными раннесредневековыми сборниками источников церковного права стало возможным появление ложных канонических документов, известных как Лжеисидоровы декреталии . О случаях фальсификации папских посланий упоминал еще папа Иннокентий I ( Jaff é . RPR. N 304). В эпоху Каролингов появление корпуса подложных правовых текстов в первую очередь было обусловлено недостаточностью не только существовавших канонических сборников, но и системы церковного права в целом. Отсутствие универсального правового свода и противоречивые, нередко устаревшие нормы препятствовали деятелям Каролингского возрождения, стремившимся утвердить авторитет К. п. в жизни Церкви и гос-ва. Ощущалась необходимость приведения норм церковного права в соответствие с требованиями современности: в древних канонах ничего не говорилось о защите прав Церкви от посягательств светской власти и аристократии, о христианском браке и проч. ( Fournier, Le Bras. 1931. T. 1. P. 1-4, 120-126; Fuhrmann H. False Decretals (Pseudo-Isidorian Forgeries)//NCE. Vol. 5. P. 615-619; Erd ö . 2002. S. 74-81). «Ирландское собрание канонов». 1-я пол. IX в. (Cod. Sang. 243. P. 6) «Ирландское собрание канонов». 1-я пол. IX в. (Cod. Sang. 243. P. 6) Вопрос о времени и месте создания Лжеисидоровых декреталий остается нерешенным. Согласно Х. Фурманну, они были составлены группой книжников между 847 и 852 гг., скорее всего в Реймсской пров. ( Fuhrmann. 1972-1974; Jasper, Fuhrmann. 2001), а по мнению К. Цехиль-Эккеса,- в мон-ре Корби под рук. Пасхазия Радберта (аббат Корби в 844-851) ( Zechiel-Eckes. 2011). Исследователи выделяют 4 сборника, отразивших процесс создания подложных канонических документов. По версии Ф. Маассена и Фурманна, самым ранним (ок. 847?) было «Испано-галло-отёнское собрание» (Collectio Hispana Gallica Augustodunensis), основанное на «Испано-галльском собрании». При его составлении использовались также «Собрание Дионисия-Адриана» и «Ирландское собрание канонов». Тексты соборных канонов и папских декреталий содержат интерполяции, аналогичные Лжеисидоровым ( K é ry. 1999. P. 69-70).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Непросто складывались отношения К. с церковными иерархами Галлии, среди которых главенствующее положение занял епископ г. Арелат (ныне Арль, Франция). Решением еп. (папы) Римского Зосимы (417-418) Арелатский еп. Патрокл получил широкие полномочия и фактически стал первенствующим иерархом (примасом) Галлии. Папа Бонифаций I хотел ослабить позиции Патрокла и потому сохранил за ним только права митрополита Вьеннской пров. В 426 г. еп. Патрокл, оказывавший значительное влияние не только на церковную, но и на политическую жизнь Галлии, был убит по указанию военачальника Флавия Констанция Феликса. Однако его преемники св. Гонорат и св. Иларий также делали все для возвышения Арелатской кафедры: вмешивались в дела др. церковных провинций, самостоятельно назначали епископов, оказывали покровительство монахам, в основном выходцам из Леринского мон-ря (см. Лерен ). В Галлию бежал некий Даниил, приехавший с Востока, которого обвиняли в осквернении посвященных Богу дев. Узнав об этом, К. направил в Арелат субдиак. Фортуната с требованием представить Даниила в Рим для суда. Однако Арелатский епископ (им скорее всего был св. Гонорат) не только не выдал Даниила, но и возвел его на епископскую кафедру. Тогда К. обратился к епископам Вьеннской и Нарбонской провинций с посланием, призвав галльских иерархов устранить вошедшие в обычай злоупотребления (28 июля 428 - Jaff é . RPR. N 369; PL. 50. Col. 429-436). К. указывал, что на епископские кафедры можно возводить только клириков, в течение долгого времени служивших в определенном диоцезе, имеющих пастырский и адм. опыт (в соответствии с 13-м каноном Сардикийского Собора (343) и распоряжениями предшественников, Римских епископов Сириция, Иннокентия I и Зосимы). Поэтому К. возражал против существовавшей в Галлии практики возводить на кафедры монахов как чужестранцев и мирян (laici; не имевшие священного сана монахи считались мирянами) и не одобрял ношение епископами монашеского одеяния. К. осудил введенный в Галлии запрет на предсмертное покаяние (запрет обосновывали тем, что умирающий не сможет исполнить епитимию), хотя практику причащения на смертном одре одобрил еще папа Иннокентий I в послании к Экзуперию, еп. г. Толоза (ныне Тулуза) ( Innocent. I, papa. Ep. 6//PL. 20. Col. 498-499). К. не удалось преодолеть сопротивление галльских епископов в этом вопросе; впосл. св. Лев I Великий поднял тему предсмертного покаяния в письме Теодору, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс) ( Leo Magn. Ep. 108//PL. 54. Col. 1011-1014). К. запретил митрополитам вторгаться в чужие провинции (эта мера имела цель ограничить влияние Арелатского епископа) и призвал галльских иерархов привлечь к церковному суду Массилийского (Марсельского) епископа, который выразил неумеренную радость при известии об убийстве Патрокла Арелатского (см.: Mathisen. 1989. P. 97-100).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Почти нет сведений о дальнейшей деятельности Л.; сохранились лишь отдельные привилегии, дарованные им мон-рям. Л. приписывали 3 подложных документа, созданные веком позже в ходе борьбы за инвеституру в кругу итал. сторонников герм. кор. Генриха IV (1056-1106; император с 1084), - «Privilegium minus» и «Privilegium maius», согласно которым папа уступал императору право избрания понтифика и светской инвеституры епископов прежде их церковного поставления, а также «Cessatio donationum», где Л. якобы отказывался в пользу имп. Оттона I, его жены Адельгейды и их наследников от всех дарений, которые папы получали от прежних королей и императоров. По-видимому, эти документы приписывались именно Л. потому, что он был известен как последовательный приверженец императора. Легитимность избрания Л. на Папский престол ставится под вопрос до наст. времени; при Иоанне XII и Бенедикте V он рассматривался как антипапа. Одним из главных аргументов против каноничности избрания Л. являлось низложение его предшественника, осуществленное по инициативе императора; еще во время конфликта между папой Римским Симмахом (498-514) и антипапой Лаврентием (498-499, 502-506) право светского правителя судить понтифика было поставлено под сомнение. Однако тот факт, что следующий папа по имени Лев получил порядковый номер IX, показывает, что Л. признавался законным епископом Римским. Благодаря проимператорски настроенным историографам в источниках закрепился образ Л. как благочестивого понтифика, с избранием которого окончился период т. н. порнократии. Ист.: LP. T. 2. P. 246-250; Jaff é . RPR. Vol. 1. N 329-380; Johannis XII Synodus Romana//MGH. Const. T. 1. P. 532-536; Leonis VIII Papae Privilegia spuria//Ibid. P. 663-678; Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi, 963-965//MGH. Sript. Rer. Germ. T. 50. P. 173-176; Benedetto di S. Andrea del Soratte. Chronicon. 36-39/A cura di G. Zucchetti. R., 1920. P. 178-184. (Fonti per la Storia d " Italia; 55); Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. VI 16-22// Idem. Opera omnia/A cura di P. Chiesa. Turnhout, 1998. P. 172, 180-183. (CCCM; 156); B ö hmer. Reg. Imp. 1969. Bd. 2/5: Papstregesten, 911-1024. S. 129-150; Papsturkunden, 896-1046/Bearb. H. Zimmermann. W., 1988. Bd. 1: (896-996). S. 294-333.

http://pravenc.ru/text/2463267.html

Х. Фурманн предположил, что основная работа по подготовке Лжеисидоровых декреталий проходила в Корби, где имелись большая б-ка и скрипторий ( Fuhrmann H. Einfluss und Verbreitung der pseudoisidorischen Fälschungen. Stuttg., 1972-1974. 3 Bde). К. Цехиль-Эккес связал появление Лжеисидоровых декреталий с конфликтом между Валой и имп. Людовиком Благочестивым и предположил, что П. Р. принимал непосредственное участие в работе над текстом ( Zechiel-Eckes K. Fälschung als Mittel politischer Auseinandersetzung: Ludwig der Fromme (814-840) und die Genese der pseudoisidorischen Dekretalen. Paderborn etc., 2011). По мнению Э. Ниббса, П. Р. редактировал канонический сб. «Collectio Hispana Gallica», к-рый в 833 г. передал папе Римскому Григорию IV ( Paschas. Ratb. Epitaphium Arsenii. II 16; см.: Knibbs E. The Interpolated Hispana and the Origins of Pseudo-Isidore//ZSRG.K. 2013. Bd. 99. S. 1-71). Именно этот сборник лег в основу Лжеисидоровых декреталий. Однако П. Р. препятствовал продолжению работы, к-рая была завершена в 50-е гг. IX в., уже после его ухода с должности аббата Корби. Ниббс приписывал П. Р. составление текста послания папы Григория IV «Divinis praeceptis» ( Jaff é . RPR. 2579; MGH. Epp. T. 5. P. 72-81) ( Knibbs E. Pseudo-Isidore on the Field of Lies: «Divinis praeceptis» (JE †2579) as an Authentic Decretal//BMCL. N. S. 2011/2012. Vol. 29. P. 1-34). Хотя однозначно определить роль П. Р. в появлении Лжеисидоровых декреталий невозможно, само его положительное отношение к псевдоэпиграфичности позволяет предполагать участие П. Р. в фальсификациях ( Jong M., de. Paschasius Radbertus and Pseudo-Isidore: The Evidence of the Epitaphium Arsenii//Rome and Religion in the Medieval World: Stud. in Honor of Th. F. X. Noble/Ed. V. L. Garver, O. M. Phelan. Farnham, 2014. P. 149-178; см. также: Fälschung als Mittel der Politik?: Pseudoisidor im Licht der neuen Forschung/Hrsg. K. Ubl, D. Ziemann. Wiesbaden, 2015; Werlich P. Paschasius Radbertus: Theologe, Mönch und Fälscher?: Einige Hinweise zur Pseudoisidorthese//DA. 2016. Bd. 72. N 1. S. 33-70). Учение о Евхаристии

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ II Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (до 476, Рим - 17.10.532, там же), папа Римский (22 сент. 530 - 17 окт. 532). Согласно Liber pontificalis , сын гота Сигибальда, или Сигисвульда, первый папа герм. происхождения. Когда он был архидиаконом, папа Феликс III назначил его своим преемником, дабы избранием на Римскую кафедру гота предотвратить конфликт с остгот. королем, особенно вероятный, если бы папой был избран сторонник вытеснения остготов из Италии с помощью визант. армии. Этот выбор приняла лишь нек-рая часть духовенства, др. же, принадлежавшая к провизант. партии, выдвинула в качестве кандидата на Римский престол диак. Диоскора из Александрии (см. Диоскор , антипапа), что стало причиной раскола, к-рый завершился со смертью Диоскора в окт. 530 г. На Соборе 27 дек. 530 г. Б. осудил действия Диоскора, а 6 священников, бывших его приверженцами, принесли публичное покаяние. Укрепив свое положение, Б. также решил назначить себе преемника - диак. Вигилия (впосл. папа Римский Вигилий ), но в дальнейшем, осознав, что недопустимо предотвращать политические конфликты неканоническими действиями, на Соборе, созванном в Риме, отказался от своего намерения и торжественно сжег документ с подписями духовенства в пользу Вигилия, признав т. о., что назначение преемника не соответствует церковному праву. Б. поддержал несправедливо смещенного К-польским патриархом Епифанием еп. Ларисского Стефана, при этом еще раз подтвердив юрисдикцию Рима над Иллириком. Из сохранившегося эпистолярного наследия Б. наибольшее значение имеет послание от 25 янв. 531 г., к-рым он утвердил решения II Аравсионского Собора (Юж. Галлия), созванного Кесарием , еп. Арелатским, в 529 г. для борьбы с полупелагианством . Соч.: PL. 65. Col. 29-48. Ист.: LP. Vol. 1. P. 281-284; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 111-112; Vol. 2. P. 694, 737. Лит.: Harnack A. von. Der erste deutsche Papst und die beiden letzten Dekreten des römischen Senats//Sitzungsber. d. Deutschen Akad. d. Wiss. zu Berlin: Phil.-hist. Klasse. 1924. S. 24-42; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 142-145; Pontal O. Histoire des conciles mérovingiens. P., 1989. P. 75-99; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 80-82. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153077.html

Ист.: PL. 163. Col. 31-448; Jaff é . RPR. T. 1. P. 702-772; MGH. Leg. Const. T. 1. P. 134-152; LP. T. 2. P. 296-310, 369-376; Bethell D. Two Letters of Pope Paschal II to Scotland//ScottHR. 1970. Vol. 49. P. 33-45; Somerville R. An Unknown Letter of Pope Paschal II//Speculum. Camb. (Mass.), 1972. Vol. 47. N 4. P. 737-741; The Early Councils of Pope Paschal II, 1100-1110/Ed. U.-R. Blumenthal. Toronto, 1978; Brett M. Some New Letters of Popes Urban II and Paschal II//JEcclH. 2007. Vol. 58. P. 75-96. Лит.: Rowe J. G. Paschal II and the Relation between the Spiritual and Temporal Powers in the Kingdom of Jerusalem//Speculum. 1957. Vol. 32. N 3. P. 470-501; idem. Paschal II, Bohemund of Antioch and the Byzantine Empire//BJRL. 1966. Vol. 49. P. 165-202; Zerbi P. Pasquale II e l " ideale della povertà della Chiesa//Annuario dell " Università Cattolica del Sacro Cuore. Mil., 1964/1965. P. 207-229; Blumenthal U.-R. Patrimonia and Regalia in 1111//Law, Church and Society. Phil., 1977. P. 9-20; eadem. Paschal II and the Roman Primacy//AHPont. 1978. Vol. 16. P. 67-92; eadem. Bemerkungen zum Register Papst Paschalis " II.//QFIAB. 1986. Bd. 66. S. 1-19; eadem. The Correspondance of Pope Paschal II and Guido of Vienne, 1111-1116//Supplementum festivum: Studies in Honor of P. O. Kristeller. N. Y., 1987. P. 1-11; Servatius C. Paschalis II. (1099-1118): Studien zu seiner Person und seiner Politik. Stuttg., 1979; Chodorow S. A. Paschal II, Henry V, and the Origins of the Crisis of 1111//Popes, Teachers, and Canon law in the Middle Ages. Ithaca, 1989. P. 3-25; Robinson I. S. The Papacy, 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990; Cantarella G. M. Pasquale II e il suo tempo. Napoli 1997; Schilling B. Zur Reise Paschalis " II. nach Norditalien und Frankreich 1106/1107 (mit Itineraranhang und Karte)//Francia. Sigmaringen, 2001. Bd. 28. N 1. S. 115-158; 1106: Il Concilio di Guastalla e il mondo di Pasquale II: Atti del Convegno per il IX centenario del Concilio di Pieve di Guastalla (26 maggio 2006)/Ed. G. M. Cantarella, D. Romagnoli. Alessandria, 2006; De Palma L. M. La Pie postulatio voluntatis di Pasquale II in favore dell " Ospedale di San Giovanni di Gerusalemme (1113)//Lateranum. Mil., 2013. Vol. 79. N 2. P. 469-483.

http://pravenc.ru/text/2579159.html

После кончины Н. и кард. Гумберта во главе рим. сторонников реформ встал Хильдебранд, к-рый организовал избрание на Папский престол еп. Ансельма Луккского (папа Александр II) в соответствии с декретом 1059 г. В то же время представители рим. аристократии обратились за поддержкой к герм. двору, и имп. прелаты, действовавшие от имени Генриха IV, избрали антипапу Гонория II . Соч.: Jaff é . RPR. T. 1. N 4392-4468; PL. 143. Col. 1299-1362. Ист.: Guillermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi//MGH. SS. T. 9. P. 239-298; Wido episcopus Ferrariensis. De schismate Hildebrandi//MGH. Lib. T. 1. Р. 529-567; Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum//Ibid. P. 568-620; Deusdedit presbyteri cardinalis Libellus contra invasores et symoniacos et reliquos schismaticos//Ibid. T. 2. P. 292-365; LP. T. 2. P. 279-280, 334-336, 357-358; Annales Altahenses. Pars altera//MGH. SS. T. 20. P. 791-824; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/Ed. O. Holder-Egger. Hannoverae; Lipsiae, 1894. (MGH. Scr. Rer. Germ.; Annales Casinenses//MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1385-1429; Le carte della canonica della cattedrale di Firenze (723-1149)/Ed. R. Piattoli. R., 1938; Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); Die Briefe des Petrus Damiani/Hrsg. K. Reindel. Münch., 1983-1993. 4 Bde. (MGH. Briefe; 4); Benzo von Alba. Sieben Bücher an Kaiser Heinrich IV./Hrsg. H. Seyffert. Hannover, 1996. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 65); Die Chroniken Bertholds von Reichenau und Bernolds von Konstanz, 1054-1100/Hrsg. I. S. Robinson. Hannover, 2003. (MGH. Scr. Rer. Germ. N. S.; 14); MGH. Conc. T. 8. Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 4. Pt. 2. P. 1133-1216; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1913. Vol. 6. Pars 1; 1935. Vol. 8; 1962. Vol. 9; Schwartz G. Die Besetzung der Bistümer Reichsitaliens unter den sächsischen und salischen Kaisern. Lpz.; B., 1913; Fliche A. La Réforme grégorienne. Louvain; P., 1924. T. 1. P. 309-340; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Middle Ages. L., 19252. Vol.

http://pravenc.ru/text/2566080.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010