См. житие 10 марта. В месяцеслове Василиа апостол смешан с сим мучеником 21 сентября. По службе 12 июня несомненно разумеется мученик с дружиною, что 10 марта. Он же и 7 и 9 июня. 8     Св. Ефрем, патриарх антиохийский. Св. Симеон столпник свыше предуведомлен был о кончине его и в ночь кончины с четверга на пятницу видел душу сопровождаемую ангелами. Преставившийся приветствовал подвижника, просил его молиться воспоминая, что он сделал в отношений к нему и его матери. Св. Симеон на рассвета пятка объявил о сем видении братии, которая: узнала потом, что в ту именно ночь действительно умер патриарх (житие св. Симеона 24 мая). Св. Ефрем написал много сочинений в защиту халкидонкого собора (об них у Фотия в библ. ced 227. 228). Он собирал собор на сиклитика тарсийского, который был обвиняем в евтихианстве, но исповедовал жестом православную веру. Св. патриах был на соборе 537 года в Палестине, где осуждена ересь оригенистом, которые за это силою принудили Петра иерусалимского изгладит имя Ефрема из диптихов, это было поводом для императора Иустиниана и патриарха константиноп. Мины осудит ересь оригенистов. В Деяниях св. (Iul. IV. 95) поставление его в патриарха полагается около мая 527 года, а кончина около мая 545 года. Очень вероятно, что 8 июня есть день его кончины потому что в 545 году, в коем пасха была 16 апреля, 8 июня приходится в четверток. 9     Св. Кирилл александрийский. В Деяниях св. (Iann. 28 die) исследование. В июньском V томе в истории патриархов александрийских временем кончины его показаны: 444 год, 27 июня. Автор примечаний к Узуардову мартирологу (Солье) полагает более вероятным, что он скончался 28 января, в какой день память его находится в древних римских мартирологах, но не объясняет причин своего мнения. Он хвалит исследование о св. Кирилле Тильмона (Т. XIV, 267). Из новейших о Кирилле писали Фесслер (Instit. Pamrol. Т. II. 49), Филарет (в Учении об Отцах § 212—216).     Свв. мучч. Февла, Марфа и Мария. В наших минеях и прологе нет сказания о них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Иуст. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 121) [греч. Ιοστος] (I в.?), мч. (пам. 14 июля). Сохранилось краткое Житие И. в составе визант. Синаксарей, в т. ч. в Минологии имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.). И. происходил из Рима, служил в отряде под командованием трибуна Клавдия. Однажды, возвращаясь из похода против варваров, он увидел на небе сверкающий, подобно кристаллу, крест и услышал Божественный глас. Прибыв в Рим, И. принял св. крещение и раздал свое имущество нищим. Когда трибун Клавдий узнал, что И. уверовал во Христа, он попытался убедить его вернуться к язычеству, а затем отослал на суд к правителю Магнентию. Тот велел бичевать И. сырыми сухожилиями. Затем на голову мученику надели раскаленный железный шлем и положили И. на раскаленную жаровню. После этого святого бросили в печь, где он скончался, но при этом его тело не пострадало от огня. А. Аморе предположил, что под Римом подразумевается «Новый Рим» - К-поль, поскольку о почитании И. на Западе неизвестно, тогда как в визант. столице в день памяти мученика совершалась торжественная служба в квартале Орфанотрофий ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 91; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338). Канон в честь И., составленный прп. Иосифом Песнописцем (Ταμεον. Σ. 245. N 756), вошел также в древнерус. служебные Минеи. Краткое Житие И. было включено в славянские нестишной и стишной Прологи и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311 (2-я паг.)). Ист.: PG. 117. Col. 540; SynCP. Col. 819-820; MartRom. Comment. P. 286-287; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 63-65. Лит.: ActaSS. Iul. 1723. T. 3. Р. 651-652; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιοστος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 985; Amore A. Giusto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 23-24; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 223; Aubert R. Juste (3)//DHGE. T. 28. P. 631. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует, однако по рукописям известен канон И., составленнный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιοστον μν μρτυρα στεφηφρον. Ιωσφ (Иуста воспою мученика венценосного. Иосифов), плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιερονκους στεφνους (Священнопобедные венцы) (Ταμεον. Σ. 245). Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237893.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (ок. 832, Неаполь - 15.07.872, Вероли), свт. (пам. зап. 15 июля), еп. Неаполя (с 850). Основные сведения о нем содержатся в 2 житиях, написанных вскоре после кончины святого: анонимном и приписываемом диак. Иоанну Неапольскому. А., сын неапольского герц. Сергия, с детства готовился к церковному служению и воспитывался сначала при ц. Санта-Мария, а затем у свт. Иоанна IV, еп. Неаполя, к-рый впосл. рукоположил его во диакона. После смерти наставника А., несмотря на свой юный возраст, возглавил епископскую кафедру и вел строгую аскетичную жизнь, все свое состояние пожертвовав на помощь бедным и выкуп христиан из мусульм. плена. А. восстановил мн. церкви и упорядочил церковную организацию, принимал участие в Римском Соборе 861 г. В 867 г. новый герц. Неаполя Сергий, племянник А., не желая мириться с высоким авторитетом епископа, требовал, чтобы он оставил кафедру. А. вынужден был бежать из города под защитой отряда префекта г. Амальфи, посланного на 20 кораблях имп. Людовиком II против арабов, привлеченных герцогом на свою сторону и разграбивших мн. церкви Неаполя. А. переправился в Беневент, где был с почетом встречен императором, а затем нашел прибежище у своего брата Стефана, еп. Сорренто. Папа Адриан II послал в Неаполь Анастасия Библиотекаря и аббата Цезария с целью убедить герц. Сергия вернуть А. на епископскую кафедру, после неудачи их миссии папа наложил на город интердикт. Имп. Людовик II во время похода в Юж. Италию восстановил А. на епископском престоле, но тот скончался по пути в Неаполь. Первоначально мощи А. покоились в Монте-Кассино, пока в 877 г. не были перенесены еп. Афанасием II в ц. св. Иануария в Неаполь. Позже их перезахоронили в кафедральном соборе города. Ист.: BHL, N 734-739; ActaSS. Iul. T. 4. P. 72-89; MGH Scr. Lang. P. 433-452, 1065-1076. Лит.: Aloe S. d " . Storia della Chiesa di Napoli. Napoli, 1869. T. 1. P. 67-71; DHGE. T. 1. Col. 1388-1390; Mallardo D. Il Calendario Marmoreo di Napoli. R., 1947; NCE. T. 1. P. 999-1000; Boehm L. Athanasios//LTK. Bd. 1. Sp. 981-982. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЙДАН († 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/76832.html

Чет. Минея от Метафраста и от Четий Макария митроп. Московского. (Surius 8 ocl. Mabilonii Veler. Anal. p. 172. Paris. 1723. Act SS. oct. IV. 50 sqq. Св. Великом. Димитрий Солунский. Соч. Филарета, еп. риж. М. 1848). Март. Р. 8 окт. Мес. В. В службе два канона: один Феофана, другой – Георгия. Воспоминание великого труса. Был в Цареграде при Льве Исавр. в 24 год его царствования (740). (Theoph. in Chronogr. p. 845). В службе канон Иосифа. Преп. Афанасия Мидикийского. Сподвижник преп. Никиты исповедника; скончался в начале 9 века. Чет. Минея в Житии преп. Никиты 3 апр. 27 Св. муч. Нестора. " Младый Солунянин«. Укрепленный благословением великомуч. Димитрия, победил вандала Лия на единоборстве в присутствии Максимиана. За сие, и за веру во Иисуса Христа, усекнут, ок. 306 года. Чет. Минея от Страдания св. Димитрия. (Act SS. 8 oct.). Мес. В. 26 окт. Март. Р. 8 окт. Есть служба. Свв. мучениц Капитолины и Еротииды, рабыни ее. Страдали в Каппадокии при Диоклетиане; скончались от меча. Пролог. Мес. В. Март. Р. Св. муч. Марка и иже с ним. Убиты язычниками за проповедь Евангелия. Пролог. Мес. Вас. 26 окт. Преп. Нестора, Летописца Российского. Постриженник Киево-Печерского монастыря при Стефане, преемнике преп. Феодосия, преставился около 1116 года. Мощи его почивают в Антониевых пещерах. Обретение мощей благоверного князя Андрея Смоленского. В Переяславле Залесском, в 1539 году. Мес. всех свв. 28 Свв. мучч. Терентия и Неонилы, и семи чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вилы и Евники. Усекнуты после мук. Чет. Минея по службе. (В MS gr. par. 19 suppl., сказано, что они пострадали в Африке от Фортуната, при Декии). Св. священномуч. Кириака, явльшего честный Крест святой царице Елене. Впоследствии он был епископом в Иерусалиме, и пострадал за Иисуса Христа от Иулиана. Пролог. (Act SS. 4 maii). Март. Р. 4 мая. Мес. Вас. Св. великомученицы Параскевы. Именитая дева Иконийская, за веру во Иусуса Христа обезглавленная в царствование Диоклетиана. Чет. Минея. (Act SS. iul. V. 491 и VI. 232). Служба с двумя канонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИТТА († нач. IV в.), мц. (пам. 31 июля), пострадала в правление имп. Диоклетиана . Сведения об этой святой содержатся в Беседе свт. Василия Великого на память мц. И. У вдовы И., жившей в Кесарии Каппадокийской, один богатый горожанин отнял значительную часть имения (поля, деревни, стада, рабов и утварь). Она обратилась в суд, но ее обидчик заявил, что рим. законы распространяются только на язычников и, чтобы судиться, И. должна публично отречься от Христа. И. предпочла потерю земного богатства. Рассерженный ее дерзкими словами о бездушных идолах, судья решил предать И. сожжению, если она не откажется от христ. веры. Мученица с радостью взошла на костер. Ее тело осталось нетронутым огнем. На основе Беседы свт. Василия Великого была составлена эпитома в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. В ряде визант. календарей, напр. в Синаксарях семейства С по классификации И. Делеэ, память и Житие И. приводятся под 30 июля. В этот день ее празднование совершается согласно греч. печатной Минее (Венеция, 1591), «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца и совр. календарю Греческих Церквей. Под 30 июля память И. указана также в Римском Мартирологе (XVI в.). В славяно-рус. нестишных и стишных Прологах, ВМЧ и совр. календаре РПЦ память И. отмечена под 31 июля. Рука И. хранится в ц. Мегали-Панагия в Иерусалиме (о ее подлинности свидетельствует грамота 1667 г. Иерусалимского патриарха Нектария). Ист.: BHG, N 972-972е; ActaSS. Iul. T. 7. P. 141-145, 152-156; Basil. Magn. In martyrem Iulittam//PG. 31. Col. 237-261 (рус. пер.: Василий Великий, свт. На память св. мц. Улитты и продолжение сказанного в предыдущей беседе о благодарении//Творения. М., 1993p. Ч. 4. С. 63-83); MenolGraec//PG. 117. Col. 565; SynCP. Col. 855-858; Laty ev. Menol. T. 2. С. 226-228; MartRom. Comment. P. 314; ЖСв. Июль. С. 687; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 135; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 446. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 231; Т. 3. С. 294; Franchi de " Cavalieri P. Note agiografische. R., 1928. T. 7. P. 153; Παπαδοπολου Σ. Γ. Ιουλττα//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 959-960; Sauget J.-M. Giulitta//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1239-1240; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 221; Aubert R. Julitta (2)//DHGE. T. 28. Col. 564-565. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237877.html

Греч. кодекс Безы (V в.) называет И. Иосией вместо Иосифа и Варнавой вместо Варсавы ( Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L.; N. Y., 1971. P. 384). Дж. Фицмайер связывает замену имени Варсава на Варнаву с тем, что переписчик попытался унифицировать текст, приняв И. за одно лицо с ап. Иосифом/Иосией Варнавой ( Fitzmyer, ed. 1998. P. 227). В старолат. переводе НЗ и в Вульгате также фигурирует искаженная форма имени Варнава. В «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарийского , содержится фрагмент сочинения Папия Иерапольского , к-рый в свою очередь опирается на рассказ дочерей ап. Филиппа «о чуде с Иустом, Варсавой по прозвищу: он выпил смертельный яд и по милости Господней не потерпел никакого вреда. Этого Иуста после Вознесения Господня святые апостолы поставили вместе с Матфием и молились, чтобы жребий выпал на того, кем вместо предателя Иуды они пополнили бы свое число» ( Euseb. Hist. eccl. III 39). Свт. Епифаний Кипрский включает И. в число 70 апостолов ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 1915. Bd. 1. S. 232). Некоторые исследователи указывают на совпадение имени И. и упоминаемого в лат. Деяниях ап. Павла (II в.) Варнавы Иуста Плоскостопного (Варсавы Иуста - в греч. версии) (ActaAA. 1891. T. 1. P. 298; Zedda. 1962. Col. 835; Devos. 1973. P. 287; Kerr. 1982. P. 1130; Pervo. 2009. P. 55). Однако маловероятно существование к.-л. связи между этими персонажами, поскольку заточенный в темницу за исповедание христ. веры Варнава/Варсава Иуст был приближенным имп. Нерона (ActaAA. T. 1. P. 28, 108-109, 116). В XVI в. богослов Йосс ван Клихтов высказал мнение, что И. является одним лицом с Иосией (Иосифом), сыном прав. Иосифа Обручника (Мф 13. 55; Мк 6. 3), ссылаясь на то, что прозвище «праведный» носил и старший брат Иосии - Иаков, брат Господень . Другим аргументом сторонников этой гипотезы является наименование Иосии Иустом в одной из версий апокрифической «Книги Иосифа плотника» (между IV и VII вв.) (Evangelia apocrypha/Ed. C. Tischendorf. Lipsae, 1853. S. 116 (рус. пер.: Апокрифические сказания об Иисусе, Св. Семействе и Свидетелях Христовых/Сост.: И. Свенцицкая, А. Скогорев. М., 1999. C. 48)). Несмотря на то что против их отождествления выступили болландисты (ActaSS. Iul. T. 5. P. 24), эта гипотеза получила широкое распространение в XIX в. Кроме того, одним лицом с Иосией и И. был признан Иосиф/Иосия (Мф 27. 56; Мк 15. 47), сын Марии, присутствовавшей при Распятии ( Zahn. 1900. Bd. 6. 2. S. 348-350). Совр. комментаторы НЗ не соотносят И. с кем-либо из новозаветных персонажей ( Lohse. 1971. P. 172; O " Brien. 1982. P. 251; Cockerill. 1992. P. 998; Fry. 1992. P. 614; Barth, Blanke, ed. 1994. P. 480; Fitzmyer, ed. 1998. P. 226; Barrett. 2002. P. 14 и др.).

http://pravenc.ru/text/1237891.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАТ [лат. Datus, Dathus] (II в.), св. (пам. зап. 3 июля), еп. Равеннский. Агнелл (Андрей) Равеннский в «Книге понтификов Равеннских», составленной в нач. IX в., сообщает, что Д. был 8-м епископом Равенны ( Agnellus. Liber Pontificalis Ravennatus. 8). Благочестивый, усердный в молитве и бдениях, Д. проповедовал христ. веру язычникам и многих обратил ко Христу. Погребен в древнем христ. некрополе при базилике св. Проба (впосл. ц. Сант-Аполлинаре ин Классе). В 963 г. его гробница была открыта Петром IV, архиеп. Равеннским, мощи перенесены в базилику Урсиана (кафедральный собор Равенны). Вероятно, это событие послужило началом почитания Д. Никогда не входившие в богослужебную практику литургические чтения в честь ранних архиепископов Равенны (XVI в.) сообщают, что Д. был избран на епископскую кафедру благодаря чудесному знамению: в знак достоинства буд. епископа на него спустился голубь. В чтениях указано, что Д. занимал кафедру 9 лет, при еп. Римском Елевферии (171 или 177-185 или 193) и имп. Коммоде (180-192). Возможно, датировка восходит к древним спискам Равеннских епископов, к-рые использовал Агнелл. Ист.: ActaSS. Iul. T. 1. P. 635; BHL, N 2103; Agnellus. Liber Pontificalis Ravennatus. 8//MGH. Scr. Lang. S. 282-283. Лит.: Lucchesi G. Note agiorafiche sui primi vescovi di Ravenna. Faenza, 1941. P. 97-110. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/171418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИН [Максим; греч. Μαξιμνος, Μξιμος], еп. Антиохийский (ок. 178-190), известен только по спискам древних епископов и кратким упоминаниям в хрониках. Согласно «Церковной истории» Евсевия Памфила, М. был 7-м епископом Антиохии, преемником еп. Феофила и предшественником еп. Спиридона. В «Хронике» Евсевия Памфила начало епископства М. датировано 17-м годом правления имп. Марка Аврелия (2192 г. от Авраама), а конец - 10-м годом правления имп. Коммода (2206 г. от Авраама). У визант. хронистов Георгия Синкелла и патриарха Никифора I К-польского (VIII-IX вв.) он фигурирует под именем Максим, занимал кафедру 13 лет. Ист.: Euseb. Hist. eccl. IV 24; V 22; idem. Chron./Ed. A. Schoene. P. 173-175; Niceph. Const. Chronogr. P. 129; Georg. Sync. Chron. P. 432-433. Лит.: Tractatus historico-chronologicus de Patriarchis Antiochenses//ActaSS. Iul. T. 4. P. 11; Le Quien. OC. T. 2. P. 702. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2561676.html

Imp. I, 47; De civit. Dei, XIII, 14. Что Августин действительно понимал под первородным грехом именно первый грех Адама, в этом яснейше убеждает и тот факт, что он ни разу не упрекал пелагиан в искажении его понятия о первородном грехе, когда они нападали на это понятие с особенною силою, полемизируя «против передачи греха». 313 Во Христе, по Августину, не было первородного греха потому, что он зачат был без похоти. Cont. Iul. I, 4: V, 54. – Мнения Августина и пелагиан о похоти см. в Op. Imp. всю 4-ю кн., Lib. de nupt. et concup., Contra Iul. II, 20; III, 15–19, 21, 20–30, 40–44; IV, 52, 65, 71, 83; V, 15–45; 59–66; VI, 5–6. См. Wörter, Der pelagianismus. S. 281–295. Эта обширная полемика возникла по поводу обвинения православных пелагианами в отрицании богоустановленного супружеского союза. Августиново порицание похоти, как величайшего зла, по мнению пелагиан, вело и к отрицанию брака, так как без похоти немыслимо осуществление цели брака, рождение детей. Отсюда пелагиане доказывали, что похоть, как естественное половое влечение, вложена Богом в человеческую природу и благословлена Богом при благословении брачного союза. 320 Толкование Юлианом слов Апостола «в нем же вси согрешиша» см. в Contra Iul. VI. 75; Op. Imp. II, 47 –70; 173–177; III, 85–86; II, 135, 140. 321 Cont. Iul. VI, 19. Нужно заметить, что этих слов нет в некоторых древних рукописях (Ватикан. и две галльские). Однако выраженная здесь мысль вполне согласна с другими суждениями Августина. См. ibid. n. 20, 21; Op. Imp. I, 50. De pece. mer. III, 16–17. 325 De ресе. mer. I, 30–31; Contra Iul. I, 13. 19; III, 4. 9. 25; V, 44; Op. Imp. III, 161. 164; De praedest. Sanct. 16. 24. 25. 355 Якоби, излагая учения Пелагия, напрасно пытается доказать, что, по Пелагию, смерть Христа избавила людей от смерти (Die Lehre des Pelagius. S. 83–84). В доказательство этой мысли Якоби ссылается на следующие слова из комментариев Пелагия: «Христос искупил нас кровию своею от смерти, коей мы были повинны чрез грех, по Исаии; «вы проданы за грехи ваши» (50:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

239 Contra Iul. III, 26–27. Cf. II, 20; III, 15–17. 21, 40–44; IV, 52. 65. 73. IV, 56; Op. Imp. I. 71, и мн. др. 242 Op. Imp. III, 154–155; V, 30. В доказательство тожества учения Августина с учением манихеев Юлиан приводит обширные выдержки из найденного им в Риме послания одного манихея к своей духовной дочери, в котором автор на основании многочисленных изречений Писания доказывает прирожденность зла. Из этих выдержек видно, что Юлиан не понял учение Августина о зле. Op. Imp. III. 177–187. 264 De nat. et grat. n. 44. Вопрос o том, как и чем спаслись ветхозаветные праведники и какую загробную участь они наследовали, очень труден и требует серьезного специального изследования. Пелагиане думали, что они спаслись благочестивою жизнию и по смерти наследовали царство небесное. Такой смысл имеет осужденное на Карфагенском соборе 412 г. и признанное Пелагием на соборе Диоспольском положение Целестия, что святым еще в ветхом завете обещано царство небесное и что закон вел в царство небесное так же, как и евангелие. Августин высказывал и защищал мысль, что ветхозаветные праведники спасались верою в будущего Искупителя, именно, по этой вере они получали благодать Божию, силою которой они и достигали святости (De peccat. mer. 1, 13). 268 По мнению Августина. «Фабриций наказывается менее, чем Катилина, не потому, что он – добрый, а потому, что тот более злой. Фабриций менее нечестив, чем Катилина, не потому, что он имел истинные добродетели, а потому, что не слишком далеко уклонялся от истинных добродетелей» (Contra Iul. IV, 25). У язычников, по мнению Августина, не может быть чистых намерений в совершении добрых дел, и потому последние лишаются своей ценности (ibid. n. 30, 21). 284 Августин действительно учил, что Бог «увеличивает грехи», посылая в наказание за грех состояние духовной слепоты, которая и сама есть грех. 303 Common. И. Mercat. adversus haeres. Pelagii. n. 2. Ap. p. 2. 8. August, oper. t. X. Edit Bened. У Миня t. 48 patrol, lat. 305 De nupt. et concupt. II, 58: Op.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010