Пещера обретения Креста Господня в храме Гроба Господня Пещера обретения Креста Господня в храме Гроба Господня Имп. Константин скончался, не успев осуществить свое желание посетить св. места. Но среди известных людей позднерим. эпохи многие совершали паломничества в Палестину. В Св. земле неоднократно бывал свт. Афанасий Великий, как правило во время многочисленных поездок по разным областям Римской империи в борьбе за Православие, а также за свои права на Александрийский престол. Ок. 357 г. Иерусалим и св. места посетил свт. Василий Великий ( Basil. Magn. Ep. 223. 2//PG. 32. Col. 824). В 382-383 гг. в Иерусалиме был свт. Григорий Нисский, к-рый участвовал здесь в выборах епископа для Бостры Аравийской и в прениях о вере с мелкими сектами коллиридиан и антидикомарианитов ( Greg. Nyss. Ep. 2//PG. 46. Col. 1009-1016; Idem. De vita Macr. 1//Ibid. Col. 960). При этом свт. Григорий выступал с критикой традиции паломничества в Св. землю, считая, что посещение св. мест не приносит к.-л. духовной пользы человеку, если он еще не открыл свое сердце Христу. Существует также предание о том, что Иерусалим однажды посетил имп. Феодосий I Великий (379-395), переодевшись простым путешественником. Однако рассказ об этом содержится лишь в поздней визант. хронике Георгия Кедрина (XII в.) и, безусловно, недостоверен ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 567). В 438-439 гг. Иерусалим посетил свт. Кирилл Александрийский. Некоторые из путешественников позднеантичной эпохи оставили более или менее подробные итинерарии - описания своих поездок и сведения о состоянии святынь, к-рые они видели. Наиболее ранний итинерарий принадлежит неизвестному паломнику из Бурдигалы (ныне Бордо, Франция), к-рый посетил Палестину в 333-334 гг. и застал базилики эпохи имп. Константина еще в процессе строительства (Itiner. Burdigal//PL. 8. Col. 783-796). Важнейший памятник этого жанра - описание путешествия Эгерии, знатной дамы и диакониссы из Испании, в 381-384 гг. ( Eger. Itiner.). Сведения о святынях и об их почитании содержит «Послание Евстохию» блж. Иеронима, посвященное жизнеописанию св. Павлы ( Hieron. Ep. 108//PL. 22. Col. 878-906). Известны также трактат архидиак. Феодосия ок. 530 г. ( Theodos. De situ Terrae Sanctae), итинерарии анонимного паломника из Пьяченцы ок. 570 г. ( Anon. Placent. Itinerarium), монаха (или епископа) Аркульфа из Галлии ок. 670 г. (записан Адомнаном - Adamn. De locis sanctis). Догматические споры IV - 1-й пол. V в.; возвышение кафедры Иерусалима

http://pravenc.ru/text/293788.html

Храм Гроба Господня изначально задумывался как наиболее роскошная христ. постройка всей империи. Имп. Константин в письме еп. Макарию Иерусалимскому указывал, что следует позаботиться о том, чтобы «не только самый храм был великолепнее всех храмов, но и другие при нем здания были бы гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» и чтобы «самое дивное место в мире» было украшено как подобает ( Euseb. Vita Const. III 25-30; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theodoret. Hist. eccl. I 17). При строительстве были частично использованы архитектурные детали рим. форума и языческого храма. Возведение храма Св. Гроба стало наряду с т. н. Золотым октагоном (Великой ц.) в Антиохии (327-341), кафедральной базиликой св. Иоанна на Латеранском холме в Риме (313-318), базиликой Св. Софии (ок. 326-360) и храмом св. Апостолов в К-поле (в целом завершен в 337) одним из примеров наиболее масштабного строительства эпохи Константина. Современники видели в нем выдающееся архитектурное произведение (описания храма см.: Itiner. Burdigal.//PL. 8. Col. 783-796; Euseb. Vita Const. III 33-40, IV 47; Idem. De Theophania. III 61//Die Theophanie/Hrsg. H. Gressmann// Eusebius. Werke. Lpz., 1904. Bd. 3). Храм стал новым центром И., его главной религ. и архитектурной доминантой. Основу его замысла составило объединение в одном комплексе ротонды и базилики. В римской архитектуре и ранее практиковалось соединение центрической и базиликальной структур: гексагона, квадратного атриума и периптера храма Юпитера в Гелиополе (ныне Баальбек, Ливан; сложился ко II в. по Р. Х.), квадрифолия и обходной галереи на вилле Адриана в Тибуре (ныне Тиволи; 20-30-е гг. II в.) близ Рима, мацеллум из 2 октагонов внутри прямоугольного атриума в г. Лептис Магна (близ совр. г. Эль-Хумс, Ливия; 9-8 гг. до Р. Х.); неоднократно в рим. архитектуре соединяли амфитеатр и базилику. По форме и деталям ротонда Гроба Господня вполне типична (ближайшая аналогия - Пантеон в Риме, ок. 125). Тип 5-нефной базилики тоже известен в античной (базилика Ульпия в Риме, ок. 113) и раннехрист. традиции (базилики на Латеране и в г. Кастеллум Тингитанум (ныне Эш-Шелифф, Алжир; 324)). Однако апсида базилики в ширину центрального нефа, заключенная между 2 пастофориями, уникальна. Наличие пастофориев может свидетельствовать о сир. архитектурном влиянии: известно, что строительством руководил сириец Зиновий. Храм времени Константина перестраивался после разрушений 614 и 1009 гг., совр. здание относится в основном к сер. XII в.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Согласно блж. Августину, И. «жил на три поколения позже Израиля» и «не был ни туземцем, ни даже прозелитом… а происходил от народа Идумейского, в среде которого родился и умер»; его праведности и благочестию не было равных среди современников ( Aug. De civ. Dei. XVIII 47). Традиц. упоминание о царском достоинстве И. можно видеть и в указании блж. Августина на то, что И. был низвержен с трона и сидел на гноище ( Idem. Serm. 13. 11). Блж. Иероним в отличие от большинства христ. авторов, следующих за текстом LXX и Test. Job., принимает раввинистическую традицию толкования образа И. Он считает И. потомком брата Авраама Нахора (ср.: Быт 22. 20), к-рый остался язычником ( Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 22. 20-22). Уц, по мнению толкователя, расположен между Палестиной и Келе-Сирией и тождествен Авситиде из текста LXX (Ibid. 10. 23; ср.: Иер 25. 20b). Блж. Иероним близок к раввинам и в сопоставлении Елиуя с Валаамом, потомком сына Нахора Вуза (ср.: Быт 22. 21). Позднее этот пророк, непокорный Богу, потерял дар пророчества ( Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 22. 20-22). Однако блж. Иероним опять сближается с принятой раннехристианскими авторами традицией ( Baskin. 1983. P. 39), утверждая, что И. произошел не из колена Левия, а из языческого священнического рода ( Hieron. Ep. 73. 2//CSEL. 55. P. 15). Почитание На греческом Востоке. В 333 г. составитель Бурдигальского итинерария посетил Вифлеем , где недалеко от базилики имп. Константина видел «памятник Иезекииля, Асафа, Иова, Иессея, Давида, Соломона», на к-ром «и при спуске в пещеру, сбоку надписаны вышеупомянутые имена еврейскими буквами» (Itiner. Burdigal. 568). Три первых, по мнению мн. исследователей,- имена оруженосцев царя Давида Асахела, Ависея и Иоава (2 Цар 2. 18, 32), к-рые паломник понял неверно ( Donner. 1979. S. 62-63. Anm. 110; Stemberger. 1987. S. 84). Имение И. паломник видел в Азере, по дороге из Скифополя (ныне Бет-Шеан) в Неаполь (ныне Наблус) (Itiner. Burdigal. 472; др. источники, однако, не упом. здесь традиц. представлений об И.; возможно, в данном случае зафиксирован отголосок древних иудейских преданий об И.- Donner. 1979. S. 52. Anm. 69; Stemberger. 1987. S. 80).

http://pravenc.ru/text/578142.html

Расстояния указаны в «перегонах» (μονα), равных, по утверждению автора, 60 рим. милям. Христианские И. по Св. земле Самым ранним примером описания паломнической поездки на Св. землю, к-рая состоялась, по-видимому, в 333 г., является Бурдигальский итинерарий (Itinerarium Burdigalense). В этом небольшом трактате композиционно выделяются 3 раздела: в 1-м описан путь из г. Бурдигала (ныне Бордо) в К-поль и далее в Иерусалим (фактически это 2 отдельных И.); во 2-м разделе дано описание Св. земли; в 3-м рассказывается об обратном пути из Иерусалима до Кесарии и затем от Ираклии Понтийской (ныне Эрегли, Турция) до Медиолана. Первый и 3-й разделы Бурдигальского итинерария, автор к-рого, вероятно, также пользовался данными гос. курьерской службы (cursus publicus), по форме близки к «Итинерарию провинций императора Антонина» и запискам Феофана из Гермополя Великого. Это обстоятельство, а также тот факт, что посещение Иерусалима не было приурочено к Пасхе или к иному празднику, позволили англ. исследователю Б. Солуэю предположить, что автор Бурдигальского итинерария поехал в К-поль по гос. делу и лишь позднее решил воспользоваться случаем и посетить Палестину ( Salway. 2001. P. 35-36). Первый и 3-й разделы Бурдигальского итинерария представляют собой перечень географических пунктов с указанием расстояния между ними (на территории Галлии в лигах, дальше в рим. милях), в редких случаях внимание обращается на достопримечательности, к-рые были связаны с политической историей (гробницы Ганнибала и Еврипида, места рождения Аполлония Тианского и Александра Великого - Itiner. Burdigal. 572, 604, 578, 606) или с библейскими событиями (Тарс, где род. ап. Павел; Сарепта близ Сидона, где прор. Илия укрывался у вдовы - Ibid. 579, 585). В центральном разделе Бурдигальского итинерария, в к-ром описывается Св. земля - Иерусалим с окрестностями, Иерихон, долина р. Иордан и Мёртвое м., Вифлеем, Хеврон и др. (Ibid. 585-599), нет указаний на почтовые станции (mansio, mutatio), т. е. паломник, вероятно, путешествовал по Палестине самостоятельно. В этом разделе рассказ становится более подробным, заметны нек-рые стилистические параллели с «Ономастиконом» Евсевия Кесарийского (ок. 326-331), однако прямое заимствование маловероятно, т. к. этот трактат был переведен на латынь блж. Иеронимом Стридонским ок. 390 г., а свидетельств того, что паломник из Бурдигалы знал греч. язык, нет ( Elsner. 2000).

http://pravenc.ru/text/1237723.html

В наст. время на территории Г. находятся ц. Успения с гробницей Пресв. Богородицы (греч. и арм.), Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь (РПЦЗ), францисканские храм Моления о Чаше на месте Гефсиманской молитвы, Пещера учеников (или Пещера предательства) и сад с 8 маслинами 300-летнего возраста, приобретенный и огороженный францисканцами в XVII в.,- небольшая часть евангельского Гефсиманского сада. Местное предание о том, что эти деревья современны евангельским событиям, маловероятно, с т. зр. ученых, занимающихся ботаникой и историей (согласно Иосифу Флавию, воины рим. имп. Тита срубили все маслины в окрестностях Иерусалима во время осады города ( Ios. Flav. De bell. 6. 1. § 1)). С Г. связана группа памятников археологии христианской и церковной архитектуры. Базилика на месте Гефсиманской молитвы Евсевий Кесарийский упоминает о почитании места молитвы Христа перед Его предательством на мучения у подножия горы Елеон и о том, что верующие стремились прийти туда для молитвы ( Euseb. Onomast. 74, 16-18). В Бурдигальском итинерарии (333) указывается, что за вост. воротами Иерусалима, в долине Иосафата, при подъеме к Елеонской горе, с левой стороны находились виноградники со скалой, где Иуда предал Христа, а с правой - пальма, с к-рой дети срывали ветви во время Входа Господня в Иерусалим (Itiner. Burdigal. 594-595). Пещера учеников Пещера учеников Ступени, ведущие в ц. Успения Пресв. Богородицы Галльская паломница Эгерия (кон. IV в.) подробно описывает многолюдную процессию и службу на Елеонской горе в ночь с четверга на пятницу Страстной седмицы и упоминает «прекрасную церковь» в Г.: «Когда запел петух, все покинули Imbomon (место Вознесения) и спустились с песнопениями ниже, к месту, где Господь молился... и епископ со всем народом вошел в прекрасную церковь, которая там построена, и сотворили приличествующую месту и дню молитву с подобающим пением. Затем читалось Евангелие, где Он говорит ученикам: «Следите, дабы не впасть вам во искушение», а по окончании чтения снова молились». После этого процессия двинулась в Г., к-рая была освещена 200 подсвечниками и где читалось Евангелие о взятии Христа под стражу, а затем направилась в город ( Eger. Itiner. 36, 1-3). Блж. Иероним (390), редактируя текст Евсевия, добавляет, что на месте Гефсиманской молитвы была поставлена церковь ( Hieron. Onomast. 75, 18-19). Г. изображена на мозаичной карте из Мадабы (2-я пол. VI в.).

http://pravenc.ru/text/164923.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФАВАРА Вифавара [греч. Βηθαβαρ, Βηθααβαρ, Βηθαβαρ; евр.     - дом, место переправы], вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча (Ин 1. 28); здесь же произошло призвание Иисусом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин 10. 39-42). Большинство ранних греч. рукописей НЗ, в т. ч. папирусы (в т. ч. ¸ 66, до 200 г.), называют место Крещения Вифанией Заиорданской (Βηθανα πραν το Ιορδνου). Этому же чтению следует лат. перевод и рус. перевод еп. Кассиана (Безобразова). Вариант В., по-видимому, впервые был предложен Оригеном . Признавая, что «почти все списки» содержат чтение «Вифания», он считал его ошибочным, поскольку города с таким названием в районе Иордана ему обнаружить не удалось, а известное ему предание свидетельствовало, что св. Иоанн крестил в местечке В. «на высоком берегу Иордана» (παρ τ χθ το Ιορδνου). В подтверждение Ориген приводит этимологию названия В.- «дом уготовления» (οκον κατασκευς), соотнося его с пророчеством Исаии (Ис 40. 3; Мф 3. 3; Мк 1. 3; Лк 3. 3) ( Orig. Comm. ad Joh. VI 40). В пользу историчности сообщения о Крещении в В. говорит то, что здесь во времена земной жизни Иисуса Христа находилась переправа через Иордан, к-рой пользовались паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход Самарии. Евсевий Кесарийский пишет, что на месте В. «еще и доныне многие братья считают за честь принять омовение» ( Euseb. Onom. 58). В Бурдигальском итинерарии (333 г.) напротив долины Крещения указывается холм, откуда вознесся на небо прор. Илия (Itiner. Burdigal. 598). На карте из Мадабы (VI в.) «Вифавара, [место] Крещения св. Иоанна», изображена в нижнем течении Иордана на зап. берегу реки, что противоречит локализации за Иорданом. В соч. «О расположении Св. земли» лат. паломника архидиак. Феодосия (V-VI вв.) сообщается, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом; поблизости находилась ц. св. Иоанна Предтечи (см. в ст. Иоанна Предтечи мон-рь ), построенная при визант. имп. Анастасии I (491-518); жившие там монахи получали из казны по 6 золотых монет в год ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20). О празднике Богоявления, проходившем на обоих берегах Иордана в 6 милях севернее Мертвого м., рассказывает анонимный паломник VI в. из Пьяченцы ( Anonym. Placent. Itiner. 11). Подробное описание места Крещения дает галльский паломник еп. Аркульф, посетивший Св. землю во 2-й пол. VII в. (PL. 88. Col. 800).

http://pravenc.ru/text/158870.html

Внимание христианских авторов и паломников ранневизант. периода сосредоточено в основном на дубраве Мамре , где во времена имп. Константина Великого уже была построена церковь. На Мадабской карте (см. Мадаба ) также изображается только Мамре. Паломник из Бордо (333) упоминает монумент квадратной формы, «построенный из камней удивительной красоты, где похоронены Авраам, Исаак, Иаков, Сарра, Ревекка и Лия». Расположен он, согласно описанию паломника, в 2 рим. милях от Мамре (между Теребинфом и Хевроном) (Itiner. Burdigal. p. 27). Эгерия (между 381 и 384, в пересказе Петра Диакона, 1-я пол. XII в.) упоминает в М. церковь без крыши ( Eger. Itiner. 190). Упоминает М. и блж. Иероним в «Сказании о добродетелях блаженной Павлы»: «...она была в кельях Сарры, где видела колыбель Исаака и следы дуба Авраамова, под которым он предузрел день Христов, и возрадовался (Быт 18. 1; Ин 8. 56). Отсюда, поднявшись, взошла она в Хеврон, или (по-древнему) Кариафарбе, то есть город четырех мужей, Авраама, Исаака, Иакова и Адама великого, который погребен также в этом месте, по мнению евреев, основанному на Книге Иисуса Навина, хотя многие четвертым считают Халева, памятник которому указывают в стороне». Антонин из Пьяченцы (560-570) и диак. Феодосий также описывают захоронения патриархов, но, видимо, путают М. с Мамре ( Anon. Placent. Itinerarium 180; Theodos. De situ Terrae Sanctae. 85). Статус Мамре как святыни в ранневизант. период был, судя по всему, выше, чем у М. В 685 г. Адомнан описывает гробницы: гробница Адама находилась недалеко от 3 других, она проще по оформлению; все 4 гробницы были отмечены небольшими капеллами из хорошо обработанных камней; гробницы патриархов были из белого камня, в то время как гробница Адама - из темного. Жены патриархов находились в более скромных и меньших по размеру гробницах ( Adamn. De locis sanctis. II 9). Статус М. по отношению к Мамре изменился после араб. завоевания в 638 г. Пещеру начинают почитать не только как место упокоения Авраама и его потомков, но и как место, над к-рым пролетал на своем чудесном коне пророк Мухаммад . В 918 г. фатимидский халиф Убайдаллах аль-Махди открыл дверной проем в сев.-вост. стене и провел строительные работы ( Strange. 1890. P. 315); впосл. М. упоминается как Пятничная мечеть. Ок. 985 г. Шамсуддин аль-Мукаддаси отмечал, что постройка имеет купол из камня, к-рый закрывает гробницу Авраама, гробница Исаака находится внутри главного здания мечети, гробница Иакова - у ее задней стены; рядом с каждым из пророков лежит его жена (Ibid. P. 309).

http://pravenc.ru/text/2562726.html

Иоиля только свт. Кирилл Александрийский предлагал исторически буквальное, а не эсхатологическое понимание этого места ( Суг. Alex. In Joel. 3. 1-3). Топографическое отождествление Иосафатовой долины с расположенной между Иерусалимом и Масличной горой Кедронской долиной встречается впервые у Евсевия ( Euseb. Onomast. 118. 18 затем во мн. раннехрист. рассказах паломников (Itiner. Burdigal. 594. 1; Anton. Placent. Itinerarium; Adamn. De locis sanctis. 1. 1. 3; 12. 12. 1; 13; 15. 1; 25. 9). В др. месте Евсевий отождествлял ущелье Иосафатово с Енномовой долиной ( Euseb. Onomast. 170. 8-10 к-рая также связана с христ. апокалиптическими представлениями (см.: Beda. De schemat. et trop. 5. 2). Однако подобную эсхатологическую топографию не принимал свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Rom. 31. 4). Окончание Книги прор. Иоиля (Иоил. 3. 18-21) в основном интерпретировалось христ. комментаторами экклезиологически: как указание на буд. блага, уготованные для просвещенных божественным учением апостолов и учеников ( Ephraem Syr. in Joel. 3. 18), к-рые будут собраны вокруг Христа как источника жизни вечной в доме Господнем, т. е. в Его Церкви ( Суг. Alex. In Joel. 3. 18; Hieron. in Joel. 3. 18-21). А. Е. Петров Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 70) под 19 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 20; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 132, 133, 137-140) под 19 окт. выписывается последование И., содержащее минимальный набор песнопений: канон, стихиры, седален. Такое же последование назначается И. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 297). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 41) память И. отмечается 19 окт., служба подробно не описана. Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait.

http://pravenc.ru/text/578234.html

37 Ebrard. Wigsenschaftliche Kritik der evangelischen Geschichte. 3 Anfl. Frankfurt a. M. 1868. S. 535 Anm. 39 Мы прибавляем «почти», имея в виду Толковое Евангелие еп. Михаила (I. Москва. 1871. Стр. 325). В западной экзегетической литературе мы встретили такое мнение только в комментарии Генри и Скотта (Α commentary upon the holy Bible from Henry and Scott. Matthew to Acts. P. 106) и Бэрн ca (Notes on the Gospel of Matthew and Mark. P. 235) Против Фавора или горы Елеонской (об этом упоминается только itiner. Burdig 333 г. См. Real-Encyclopadie von Herzog. X. S. 550) высказываются· Paulus. Op. cit. S. 436. Ebrard. Wisseuschaftliche Kritik dcr evangelischen Geschichte. Dritte Auflage Frankfurt a. M. 1868. S. 531–532. – Weiss. Das Leben Jesu. S. 306 Anm. и 319 Anm. Keim. Op. cit .S. 585 текст и прим. Hase. Op. cit. S. 491. Neander. Das. L. I. S. 515 Anm. Meyer: Kritisch exegetisches Handbuch uber das Evangulium. des Matthaus. Vierte Auflage. Gottingen. 1858. S. 331. Keil. Comment. uber das Evang. Matth. S. 359. Bleek. Synoptische Erklarung der drei ersten Evangelien. Herausgeg. von Holtzmnn. Zw. Bud. Leipzig. 1862. S. 56–58. Lange. Das Evangelium nach Matthaus. Theologich-homiletisch bearbeitet. Bielefeld. 1857. S. 239. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. Перевод А. Лопухина . Спб. 1885. Ч. 2 Стр. 243–244. 40 Так в большей части греч. изданий Нового Завета (напр. editio S. Curceltaei. Amstelodami. 1685. Polyglotten-Bihel hearbeitet vou Stier and Theile; IV Bnd.: Neues Testament и др.). В московском издании (по благословению Святейшего Синода) 1871 г. член поставлен пред обоими именами. 42 Biblischer Commentar uber sammtliche Schriften des Neuen Testament 1 Bnd. Vierte Auflage, revidirt von A. Ebrard. Konigsberg. 1853. S. 334. 43 Феофилакт, архиеп. болгарский: Толков. на Ев. Матфея. Зигабен. Commentarius in quatuor Evangelia I, 2. P. 669, Мнение, что Христос взял с собою ап Иакова потому, что он был неприятен, ненавистен иудеям (Златоуст. Беседы на Ев. Матфея. Феофилакт: тяжек. Зигабен: σφ δρα βαρ ς как-то оказалось впоследствии, а равно и предположение Феофилакта (толкование на Ев. Луки), что были избраны трое, как наиболее способные хранить тайны в тех видах, чтобы не оставить Иуду одного и тем не дать ему повода оправдываться после отчуждением и пренебрежением к нему Господа (Феофилакт: Толкование на Ев. Матфея), – не имеют за себя никаких оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мамре на карте. Мозаика в ц. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания). VI в. Мамре на карте. Мозаика в ц. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания). VI в. В Книге Юбилеев (Юб 29. 17, 19; 37. 14, 17) упоминаются столица Авраама среди холмов Хеврона и построенная там башня. В раввинистических источниках место называется Бейт-Иланим, или Ботна. Здесь находился языческий рынок, один из нескольких в Палестине (Genesis Rabba. 47. 10). Евреям запрещалось посещать его, хотя, вероятно, запрет не действовал строго. Блж. Иероним ( Hieron. In Jerem. VI 18. 6; Idem. In Zach. III 11. 4-5) также сообщал, что Веспасиан и Адриан продавали на рынке «Теребинфа» пленных евреев по цене лошади за одного человека (вероятно, недостоверное местное предание). Аналогичная история, рассказанная в Пасхальной Хронике (PG. 92. Col. 613), отличается некоторыми деталями. Неск. иначе ситуацию описал историк Созомен (нач. V в.; Sozom. Hist. eccl. II 4. 1-8), к-рый указывал, что в ярмарках участвовали не только идумеи и евреи, но и финикийцы и арабы. Язычники, иудеи и христиане приносили богатые жертвы, возжигали благовония и ладан; празднующие кидали в колодец глиняные лампы в качестве приношений, выливали в него вино, из чего можно заключить, что как источник воды колодец уже не использовался. Паломник из Бордо (Itiner. Burdigal. 599. 3-7) сообщил, что имп. Константин построил базилику в М. Евсевий Кесарийский ( Euseb. Vita Const. III 51-53) и Созомен ( Sozom. Hist. eccl. II 4) оставили наиболее подробное описание этих событий. Ок. 329 г. паломническую поездку в Палестину совершила Евтропия, теща имп. Константина. Посетив св. места Иерусалима и Вифлеема , она обратила внимание на М. Евтропия написала письмо императору, в к-ром пожаловалась на то, что св. место принадлежит иудеям и используется неподобающим образом. В ответ Константин распорядился передать право собственности на священный участок М. христианам и построить там храм. Праздники в М. с участием иудеев и язычников продолжались в течение долгого времени, поскольку Созомен еще в нач. V в. был их свидетелем. Согласно Евсевию, Созомену и блж. Иерониму, в М. в IV - нач. V в. находились следующие почитаемые объекты: дерево Авраама, дом Авраама рядом с ним, отдельная комната (или жилище) Сарры, колодец, вырытый Авраамом, колыбель Исаака (вероятно, в доме), жертвенники иудеев и язычников, перенесенные за пределы священной ограды при имп. Константине, а также некие идолы (вероятно, изображения племенных богов местного араб. населения), также разрушенные или перемещенные ( Euseb. Vita Const. III 51-53; Hieron. Vita Paul. 11; Sozom. Hist. eccl. II 4). Расположение, а также дальнейшая история большинства этих объектов М. неизвестны.

http://pravenc.ru/text/2561796.html

  001     002    003    004