в долину И. и к упомянутым в Свящ. Писании местам этого региона существовало на протяжении мн. веков (можно допустить, что уже сщмч. Пионий (250 г.; пам. 11 марта; в Зап. Церкви 1 февр.) говорит об этом в защитительной речи (Μαρτριον το γου Πιονου. 4. 18//Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. R. Knopf, G. Krüger. Tüb., 1965. S. 47). Паломники из Александрии брали с собой воду И., чтобы благословлять ею отплывающие корабли; в реку окунали льняное полотно и одежду и сохраняли их до времени собственного погребения ( Anon. Placent. Itinerarium. 11). Олицетворение реки Иордан. Фрагмент композиции «Крещение Господне». Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. 30–40-е гг. XII в. Олицетворение реки Иордан. Фрагмент композиции «Крещение Господне». Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. 30–40-е гг. XII в. Упоминается инкубационный исцеляющий сон в «термах Илии» возле И. (Ibid. 7; K ö tting. 1950. S. 396-397). в Галгале показывали 12 камней из И. ( Euseb. Onomast.). Паломники приходили из самых дальних мест, чтобы принять крещение в И. и праздновать здесь Богоявление ( Idem. Vita Const. 4. 62; ср.: D ö lger F. J. Die Taufe Konstantins und ihre Probleme//Konstantin der Grosse und seine Zeit. Freiburg i. Br. 1913. S. 383-384; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 138, 176). Свидетельства паломников о месте крещения, указывающие не на русло реки, но на один из ее берегов (уже в Бурдигальском итинерарии сообщается об отдалении этого места от Мёртвого м. на 5 миль (Itiner. Burdigal. 598)), вызвали споры исследователей о месте расположения здесь первых христ. церквей и мон-рей. Возведенную уже при имп. Анастасии I (491-518) ц. Иоанна Предтечи ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20) одни исследователи локализовали на вост. берегу И., в долине Харрар ( Donner. Pilgerfahrt. 1976. S. 216, 385; Keel O., Küchler M . Orte und Landschaften der Bibel. Zürich etc., 1984. Bd. 2. S. 530 ff.), другие - на зап. берегу ( Avi-Yonah M. The Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1954. P. 39); см. также в статьях Вифавара , Крещение Господне ). Во время раскопок, начатых в 1996 г. на вост. берегу И., была обнаружена церковь, отождествляемая археологами с постройкой имп. Анастасия. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные плиты и напольные мозаики (подробнее в ст. Крещение Господне ). Монастырь Иоанна Предтечи на Иордане первоначально возник на вост. берегу реки, впосл. неоднократно разрушался и восстанавливался на новом месте; существующее в наст. время здание расположено в 10 км от Иерихона, на зап. берегу, в 600 м от реки (см. также статьи Герасима Иорданского монастырь ; Каламон ).

http://pravenc.ru/text/578378.html

Illustrium Christi Martyrum lecti triumphi vetustis Graecorum monumentis consignati. Ed. F. F. Combefis. Paris. 1660 (рассказ Аммония об отцах, избиенных в Раифе и на Синае). [XII] Eusebii Pamphili Onomasticon edd. F. Larsow et G. Parthey. 1862 (тут же и перевод блаженного Иеронима ). Historiae ecclesiasticae scriptores Graeci: Eusebius, Socrates, Theodoritus, Theodoras, Sozomenus, Evagrius, Gr. Lat. ed. I. Christophorson. Colon. Allobr. 1612. Sacrosancta concilia ad. reg. edit, exacta a Ph. Labbeo et Gabr. Cossartio. Paris. 1671. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio ed. novissima cur. I. D. Mansi. Florentiae. 1767. Collectio nova patrum et scriptorum Graecorum ed. B. de Montfaucon. Paris. 1707 (текст Космы Индикоплевста). Notitia dignitatum et administrationum omnium in partibus Orientis et Occidentis. Ed. ill. Ed. Booking. Bonn. 1839. Descriptiones Terrae Sanctae ex saeculo VIII. IX. XII et XV. ed. T. Tobler. Leipzig. 1874 (S. Willibaldus. Commemoratorium de casis Dei. Bernardus Monachus. Innominatus VII. Iohannes Wirziburgensis. Innominatus VIII. La Citez de Jherusalem. Iohannes Poloner). Itinera Hierosolymitana et descriptiones Terrae Sanctae bellis sacris anteriora. Edd. T. Tobler et Aug. Molinier. Vol. I. Genevae. 1879. (Itinerarium a Burdigala Hierosolymam. S. Hieronymus Peregrinatio S. Paulae. Paula et Eustochmm de locis sanctis. Breviarius de Hierosolyma. Theodosius de Terra Sancta; id. de situ Terrae Sanctae. Antoninus Martyr. Arculfus. Beda Uenerabilis. Sanctimonialis Heydenheimensis hodoeporicon S. Willibaldi. Anonymus itinerarium S. Willibaldi. Commemoratorium de casis Dei seu monasteriis. Bernardus monaclms Francus. Descriptio [XIII] parochiae Ierusalem. Notitia Antiochiae et Hierosolymae patriarchatuum. Qualiter sita est Ierusalem). Vetera Romanorum itineraria ed. P. Wesseling. Amstelod. 1735 (Antonini Aug. itinerarium. Itinerarium a Burdigala Hierusalem. Hieroclis Synecdemus). Basilii Seleuciae in Isauria Episcopi de vita et miraculis S. Theclae.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

73. Biblia sacra. Coloniae Agrip., 1679. 74. Explication litterale, historique et dogmatique des prieres et des ceremonies de la messe. A Paris, 1714 75. Novum Testamentum cum vulgata interpretatione latina, 1627 76. Quatres fins de l’homme. 77. Paraphrase evangelique. 1673. 78. Libellus de doctrinis Alcorani contradictoriis. 79. Examen de septantes semaines de Daniel. 80. La pratique des vertus chretiennes, 1677. 81. Homeliae in sacro Thomae Beauxanis 82. Thesaurus sacrae scripturae propheticae et aposto licae. Genevae, 1608 83. De instructione confessariorum. Bartolomaei. 84. Muhammedanus praecans. Sleswigae, 1666 (Kepa 94) 85. Hadriani Relandi de religione Mohamedica (Kepa 35) 86. Les conseils de la sagesse de Salomon. 87. Problema theologo-logicum de communicatione. 88. La pratique de pieté, par Jean Varnoith. 1676 in 12-mo Libri philosophici In folio 89. Prodi commentaria in Platonis Timaeum. Graece. Basiliae, 1534 90. Theophrasti commentaria. Graece. Venetiis. 91. Institutionum imperialium analysis. Argentorati, 1560 92. Francisci Sylvestri questiones in octo libras Physicorum Aristotelis. Venetiis, 1601. 93. Евстратия митрополита никейского толкования на первую нравоучительную книгу Аристотелеву. Graece. Venetiis, 1536. 94. Синезия епископа киринейского Философические сочинения. Graece. Paris, 1553. In Quarto 95. Aristotelis libri omnes ad logicam pertinentes. Graece et lat. In eod. libr. Julii Paccii aberiga in Porphirii Isagogen et Aristotelis Organum commentarius analyticus. 1597 96. Cleomedis meteora. Gr. et lat. Burdigalae, 1605. 97. Disputationes collegii complutensis Carmelitarum in octo libros physicorum Aristotelis. Parisiis, 1636. 98. Aristotelis et Theophrasti metaphysica. Graece. 1585 99. Nouvelle morale, par Jean Baptiste Denis, 1670. 100. Aristotelis Physica et Metaphysica et Moralis. Francof., 1593. Vol 3 101. La logique de Crousaz. A Amst., 1720. Vol. 3. in 8 102. Buddaei elementa philosophiae practitae, tom. tert. 1703. in 8° 103. Порфирия и Аристотеля Философия. Graece. 8°

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Флавия и указаниями древнепаломнической литературы. Но и здесь исследователю приходится бороться с немалыми трудностями. Рассказ И. Флавия там, где он касается топографии Иерусалима, в частности, холмов, на которых был расположен город, и окружавших его стен 1 , так неясен, что дает повод к различным толкованиям, причем каждый трудившийся над этим вопросом считает себя вправе решать по-своему. Насколько вопрос этот труден для решения, лучше всего видно на плане В. Н. Хитрово , где намечены 16 главнейших предположений относительно направления древнеиерусалимских стен, начиная с плана Робинзона 1841 года и оканчивая новейшею гипотезою Конрада Шика 2 . Что касается древнепаломнической литературы, то мы не имеем даже права предъявлять к ее топографическим указаниям требования ясности и точности. В большинстве случаев люди простые и малообразованные, писавшие свои путевые заметки или просто лишь на память для себя, или в назидание своим соотечественникам, древние паломники ко святым местам Палестины делают свои указания самым простым, первобытным способом. Направо и налево – их любимая терминология при определении относительного положения различных мест или зданий, для обозначения же расстояния между ними они прибегают к таким способам измерения, как шаги, метание камня, полет стрелы и т. п. Памятниками паломнической литературы мы пользовались в следующих границах. У нас было под руками издание Общества Латинского Востока: Itinera Hierosolymitana et descriptiones terrae sanctae bellis sacris anteriora et latina lingua exarata sumptibus societatis illustrandis orientis latini monumentis ediderunt Titus Tobler et Augustus Molinier. Genevae, 1879. Из латинских памятников IV–XI в., помещенных здесь, наиболее важны для нашего исследования: Itinerarium a Burdigala Hierusalem usque (333). Breviarius de Hierosolyma (circa 530). Theodosius de terra sancta (c. 530). Antonini Martyris perambulatio locorum sanctorurn (c. 570). Arculfi relatio de locis sanctis ab Adamnano scripta (c. 670).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Развалины восточного хребта гор занимают то место, где были раскинуты шатры Авраама и Лота; – они значительны по своему объему и построению. Тут еще видно похожее на башню, четырехстороннее здание из больших тесаных камней желтого цвета; оно обрушилось на две стороны; оно обнесено было оградою или крытою галереею, в передовой стене, противу Вефиля, было четыре входа; двери и крыльца частью существуют. Зодчество этого здания походит на римское. Вид отсюда на Иорданскую пустыню обширен и прекрасен. Эта гора, находившаяся между Вефилем и Гаием, называлась, в особенности, – Ефраимскою. Гай, которого малые остатки существовали еще во времена Иеронима, находился по дороге отсюда к Иерихону. В Вефиле погребена была Иаковом Девора, кормилица Ревекки; он соорудил ей у подошвы горы Вефиля памятник, под дубом, который был прозван: дуб плача. Здесь ежегодно судил Самуил, который, конечно, может быть признан за образец теократического правителя. «И судяше Самуил Исраилю во вся дни живота своего. И хождаше от года до года и окрест Вефиля и Галгалы и Массифа; и суждаше Исраиля во всех священных сих» ( 1Цар 8:15–16 ). Вручая правление Саулу, он всенародно воззвал: обидел ли он кого? сотворил ли пред кем неправду? – Народ ответствовал ему благословениями и скорбным плачем расставания! При Иеровоаме Вефиль омрачился поклонением золотому тельцу – и от этого Вефиль навлек на себя, чрез Амоса, грозный глагол Божий: « и Вефиль будет аки не быв!» ( Ам 5:5 ) Пророчество это совершилось!.. Оставляя эту забвенную, великую дебрь, я снял с нее вид, которого еще не было в описаниях святых мест. Я рисовал с Гаваонской дороги. Тем же днем, но поздно, мы возвратились в Иерусалим. Расстояние от Иерусалима до Вефиля – три с половиною часа езды. 73 Itinerarium Burdigalense/Palaestinae descriptiones ex saeculo IV, V et VI/Hrsg. T. Tobler. St. Gallen, 1869 (рус. пер.: Бордосский путник 333 г./ППС. 1882. Т. 1, вып. 2. (Вып. 2)). 75 Иосиф Флавий означает Гаваю в 30 стадиях от Иерусалима (около 2 1/2 верст), что согласуется с нашим мнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В житии Андрея, отысканном в Волфенбюттельских сборниках, равно как и в Золотой легенде Якова de Voragine, повторяется почти буквально та же самая сокращенная повесть, с упоминанием Мирмидона 213 . У последнего замечается только та отмена, что Андрей отправляется для освобождения Матфея не изАхаии, а из Скифии. Далее, мы находим у Ордерика Виталия, писателя XII века, указание на книгу, которая содержала в себе замечательные сказания об апостоле Андрее, остановившие на себе внимание историка, так что он счел нужным привести из нее довольно значительное извлечение. В книжке, автор которой был, по словам самого Ордерика, ему неизвестен, речь шла опять о путешествии Андрея к Мирмидонянам, а самый рассказ Ордерика даже своими выражениями очень близко передает вышеизложенное повествование Авдия 214 . Что касается Авдиева рассказа о путешествии апостола Андрея к Мирмидонянам, то не смотря на изменение имен, на появление имени Матфея евангелиста вместо Матфия, на устранение многих подробностей, не смотря на то, что в нем нет речи о людях, питающихся человеческою плотию, и о метании жребия, и явление Христа обращено в явление ангела, – все-таки нужно признать, что этот рассказ есть простая переделка апокрифического источника с намеренным устранением всего странного и неудобного. Что же касается имени города Мирмидона или его жителей Мирмидонян, то нужно полагать, оно уже читалось в самых гностических актах, как другое название антропофагов. В апокрифическом сказании о Матфее, о котором будет сказано ниже, тот же самый город человекоядческий, в котором действовал Андрей, именуется Мирною (Μρνη); но в позднейших греческих житиях, которые встречаются в Минеях, а равно и у Никифора Каллиста (XIV в.) Мирна заменяется едва ли не более правильным чтением Мирмины (Μυρμνη) 215 . В одном кратком описании святых мест, приложенном к Бордосскому дорожнику (Itinerarium Burdigalense), памятнику приблизительно VΙ века, упоминается также город Мирмидона (Myrmidona), где апостол Андрей освободил Матфея, и объясняется, что в этом городе, отожествляемом впрочем с Синопом, все его обитатели имели обыкновение есть себе подобных и что ради того они сидели на улицах, поджидая, как будто в видах гостеприимного сострадания, странствующих иноземцев 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Почти сразу после его смерти в Ирландии и Шотландии началось его почитание, память Адамнана празднуется 23 сентября. 5 Adamnanus Hiensis. De locis sanctis/Ed. L. Bieler. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 183–234. 7 Беда Достопочтеный. Церковная история народа англов. Письмо Беды Эгберту/Пер., коммент. В.В.Эрлихмана. СПб., 2001. V. 15. С. 359 (далее – ЦИ). 8 Альдфрид (тж. Альдфрит, Элдфрит) – был королем Нортумбрии в 685–705 гг. Он был незаконным сыном короля Освиу и ирландской принцессы и до вступления на престол жил в изгнании в Ирландии. С детства его готовили к церковной карьере. В Ирландии Альдфрид получил хорошее образование, Беда называет его «сведущим в Писании мужем» (ЦИ. IV, 26.). Период его правления связывают с началом «золотого века Нортумбрии». 10 ЦИ. V, 24. См. также: Kendall C.B. Bede and Education//The Cambridge Companion to Bede/Ed. S. DeGregorio. Cambridge University Press, 2010. P. 99–112. 11 См.: ÓLoughlin T. Adomnan and the Holy Places: The Perceptions of an Insular Monk on the Location of the Biblical Drama. L., 2007. P. 192. 12 " …eruditissimus in scripturis presbyter Adamnanus lacinioso sermone describens tribus libellis conprehendit». См.: Beda Venerabilis. De locis sanctis. XIX, 4. 15 Об особенностях обучения в монастырских школах в англосаксонской Британии см.: Lapidge M. Anglo-Latin Literature 600–899. L., Rio Grande, 1996. P. 1–5. 16 Среди основных школьных текстов были: Disticha Catonis, собрание двустрочных нравственных правил неизвестного поэта позднелатинского периода; Epigrammata Проспера Аквитанского (ум. 455 г.), собрание примерно 106 эпиграмм, каждая из которых являлась стихотворной версией нравственных правил блж. Августина ; Evangelia, гекзаметрическая версия евангельского рассказа о жизни Христа, написанная испанским священником Ювенком в начале IV в.; Carmen paschale Целия Седулия (V в.), чья поэма, также как и Ювенка, является описанием жизни Христа, но с обширной аллегорической и типологической нагрузкой; Psychomachia испанского поэта Пруденция (IV в.), аллегорическое описание борьбы между Добродетелями и Пороками, и др. Подробнее см.: Lapidge M. Op. cit. P. 3–5. 17 См.: Trent Foley W. Introduction//Bedë A Biblical Miscellany/Ed., trans. W. T. Foley, A. G. Holder. Liverpool, 1999. P. 3. 18 Классический отчет о паломничестве – знаменитое «Паломничество Эгерии» (Egeria. Itinerarium Egeriae seu Peregrinatio ad loca sancta/Ed. P. Geyer, O. Cuntz. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 37–90). Итинерарий – анонимный «Путеводитель из Бордо» (Itinerarium Burdigalense/Ed. J. Fraipont. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 3–36). Хороший пример писем, содержащих топографическую информацию – письма блж. Иеронима 46, 58, 108 (Hieronymos Stridonensis. Epistola 46. PL 22: 400–420; Idem. Epistola 58. PL 22: 1025; Idem. Epistola 108. PL 22: 520) 19 Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana/Ed. J. Martin. (CCSL; 32). Turnhout: Brepols, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

R. Die «Mirabilia Romae»: Untersuch. zu ihrer Überlieferung mit Edition der deutschen und niederländischen Texte. Tüb., 1996; Birch D. J. Pilgrimage to Rome in the Middle Ages: Continuity and Change. Woodbridge; Rochester, 1998; Graboïs A. Le pèlerin occidental en Terre Sainte au Moyen Âge. Brux., 1998; Kedar B. Z. The Tractatus de locis et statu sancte terre ierosolimitane//The Crusades and their Sources: Essays Present. to B. Hamilton/Ed. J. France, W. G. Zajac. Aldershot; Brookfield, 1998. P. 111-133; La via Francigena in Lombardia: Storia e cultura di una strada medievale/A cura di R. Stopani. Firenze, 1998; Connolly D. K. Imagined Pilgrimage in the Itinerary Maps of Matthew Paris//The Art Bull. N. Y., 1999. Vol. 81. N 4. P. 598-622; Webb D. Pilgrims and Pilgrimage in the Medieval West. L., 1999; Elsner J. The Itinerarium Burdigalense: Politics and Salvation in the Geography of Constantine " s Empire//JRS. 2000. Vol. 90. P. 181-195; Ganz-Blättler U. Andacht und Abenteuer: Berichte europäischer Jerusalem- und Santiago- Pilger. Tüb., 2000 3; Gaudio M. Matthew Paris and the Cartography of the Margins//Gesta. N. Y., 2000. Vol. 39. N 1. P. 50-57; The Pilgrimage to Compostela in the Middle Ages/Ed. M. Dunn, L. K. Davidson. N. Y.; L., 20002; Salway B. Travel, Itineraria and Tabellaria//Travel and Geography in the Roman Empire. 2001. P. 22-66; Dietz M. Wandering Monks, Virgins, and Pilgrims: Ascetic Travel in the Mediterranean World, A. D. 300-800. Univ. Park; L., 2005; Löhberg B. Das «Itinerarium provinciarum Antonini Augusti»: Ein Strassenverzeichnis des Römischen Reiches. B., 2006. 2 Bde; O " Loughlin T. Adomnán and the Holy Places: The Perceptions of an Insular Monk on the Location of the Biblical Drama. L., 2007; Дубровский И. В. Из истории вечного (обзор)//СВ. 2009. Вып. 70(4). С. 26-44; The «Book» of Travels: Genre, Ethnology and Pilgrimage, 1250-1700/Ed. P. Brummett. Leiden, 2009. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Так, на V вселенском соборе митрополит этого города подписался афродисиадским, а на трулльском — ставропольским. Особенно много городов переименовал император Юстиниан; явились города под именами Юстинианополей, Юстиниан и др. Документы с такими названиями городов показывают, что они явились не ранее Юстиниана. Место происхождения памятника или совершения описываемых в нем событий определяется вообще на основании встречающихся в нем географических указаний. Если дело идет об именах общеизвестных, то тут, понятно, не может быть каких–либо сомнений. Но раз речь идет об именах мелких, которые и ученым не всегда могут быть известны, — то тут приходится искать, где находится данное географическое название. Практически до настоящего времени в таких случаях оказывает большую услугу старинный труд по географии Келлера — Ch. Ce–llarius, Notitia orbis antiqui, переделанный Schwartz " eM (Lipsiae 1732). В этом труде при помощи алфавитного указателя в це можно найти все имена, встречающиеся в древнем классическом мире, причем приняты во внимание и данные эпиграфики. Из более новых трудов по исторической географии древнего мира можно указать на Л. Forbiger, Handbuch der alten Geographie. I—III. Leipzig 1842—1850; IIP 1877. Краткое пособие дал Я. Kiepert, Lehrbuch der alten Geographie. Berlin 1878. [Его же большой атлас по географии древнего мира выходит теперь в обработке R. Kiepert, Formae orbis antiqui. Berlin 1901 и дал.]. Для географии Малой Азии важное значение имеют труды Рамсэя, W. М. Ramsay, The historical geography of Asia Minor. London 1890; The cities and bishoprics of Phrygia. I—II. Oxford 1895–1897. Но и их иногда требуется дополнять новейшими данными эпиграфики. Если приходится иметь дело с первоисточниками и желательно иметь точные и авторитетные указания, то главным источником географических данных является география Клавдия Птолемея, где указывается и географическое положение городов, широта и долгота. Дальше следует указать Itinerarium provinciarum Antonini Augusti — описание почтовых путей римской империи, Itinerarium Burdigalense (Hierosolymitanum), «Бордосский путник» (ed. Parthey und Pinder 1848, последний переиздан нашим Палестинским Обществом в 1882), и Tabula Peutingeriana (ed. Miller 1888), средневековая карта с указанием расстояний между городами. Можно наконец делать справки в естественной истории Плиния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Так, на V вселенском соборе митрополит этого города подписался афродисиадским, а на трулльском — ставропольским. Особенно много городов переименовал император Юстиниан; явились города под именами Юстинианополей, Юстиниан и др. Документы с такими названиями городов показывают, что они явились не ранее Юстиниана.    Место происхождения памятника или совершения описываемых в нем событий определяется вообще на основании встречающихся в нем географических указаний. Если дело идет об именах общеизвестных, то тут, понятно, не может быть каких-либо сомнений. Но раз речь идет об именах мелких, которые и ученым не всегда могут быть известны,— то тут приходится искать, где находится данное географическое название. Практически до настоящего времени в таких случаях оказывает большую услугу старинный труд по географии Келлера — Ch. Ce-llarius, Notitia orbis antiqui, переделанный Schwartz " eM (Lipsiae 1732). В этом труде при помощи алфавитного указателя в кон- це можно найти все имена, встречающиеся в древнем классическом мире, причем приняты во внимание и данные эпиграфики. Из более новых трудов по исторической географии древнего мира можно указать на Л. Forbiger, Handbuch der alten Geographie. I-III. Leipzig 1842—1850; IIP 1877. Краткое пособие дал Я. Kiepert, Lehrbuch der alten Geographie. Berlin 1878. [Его же большой атлас по географии древнего мира выходит теперь в обработке R. Kiepert, Formae orbis antiqui. Berlin 1901 и дал.]. Для географии Малой Азии важное значение имеют труды Рамсэя, W. М. Ramsay, The historical geography of Asia Minor. London 1890; The cities and bishoprics of Phrygia. I-II. Oxford 1895—1897. Но и их иногда требуется дополнять новейшими данными эпиграфики.    Если приходится иметь дело с первоисточниками и желательно иметь точные и авторитетные указания, то главным источником географических данных является география Клавдия Птолемея, где указывается и географическое положение городов, широта и долгота. Дальше следует указать Itinerarium provinciarum Antonini Augusti — описание почтовых путей римской империи, Itinerarium Burdigalense (Hierosolymitanum), «Бордосский путник» (ed. Parthey und Pinder 1848, последний переиздан нашим Палестинским Обществом в 1882), и Tabula Peutingeriana (ed. Miller 1888), средневековая карта с указанием расстояний между городами. Можно наконец делать справки в естественной истории Плиния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001   002     003    004