344 . 37–39. Aliud (LXIX-LXX). PG 38,117–118. 345 . 40. Aliud (LXXI-LXXII). PG 38,118–119. 346 . 41–44. Aliud (LXXIII-LXVI). PG 38, 119–120. 347 . 45–46. Aliud (LXXVIII-LXXIX). PG 38, 121. 348 . 47–48. Aliud (LXXX). PG 38, 121–122. 349 . 49–54. Aliud (LXXXI-LXXXVI). PG 38,122–124. 350 . 55–60. Aliud (LXXXIX-XCIV). PG 38, 125–130. 1848 Творения св. Василия Великого. Часть 7 ТСО 11. Кн. 1. 351 . Отдел II. Письма, написанные св. Василием во время епископства. Письма 180–283. С. 1–293. 2040/4. CPG 2900. Classis II. Epistulae CLXXXVIII-CCXCU. PG 32, 664–1033. ТСО 11. Кн. 2. Отдел III. Письма, написанные св. Василием, в которых не видно времени написания. 2040/4. CPG 2900. Classis ИП. Epistulae. 352 . Письма 284–312. С. 294–325. Epistulae ССХСИИ-СССХХ. PG 32, 1033–1068. 353 . Письма 313–326. С. 325–335. Epistulae СССХХИИ-СССХХХ40;. PG 32, 1068–1077. 354 . Письмо 327. С. 335–336. Epistula СССХХХ40;ИИ. PG 32,1081. 355 . Письмо 328. С. 336–337. Epistula СССХХХИХ. PG 32, 1084–1085. 356 . Письмо 329. С. 338. Epistula CCCXLII. PG 32, 1088. 357 . Письмо 330. С. 339. Epistula CCCXLIV. PG 32, 1088–1089. 358 . Письмо 331. С. 339–340. Epistula CCCXLVIII. PG 32, 1092–1093. 359 . Письмо 332. С. 340–341 31 . Epistula CCCL. PG 32, 1093. 360 . Письмо 333. С. 341–342. Epistula CCCLI. PG 32, 1093, 1096. 361 . Письмо 334. С. 342. Epistula CCCLIII. PG 32, 1096. 362 . Письмо 335. С. 343 32 . Epistula CCCLVI. PG 32, 1097. 363 . Письмо 336. С. 343–344. Epistula CCCLIX. PG 32,1100. Указатель мест Священного Писания , объясняемых или приводимых в творениях, и алфавитный указатель предметов, содержащихся в семи частях творений св. Василия Великого . Т. 11. Кн. 2. С. V-LXXVIII. Письма св. Василия Великого (сводная таблица) 33 TCO Pyc. пер. T. 10. Кн. 3. T. 10. Кн. 4. 73–112 77–116 113–160 118–165 161–179 168–186 T. 11. Кн. 1. 180–283 188–291 T. 11. Кн. 2. 284–312 292–320 313–325 322–334 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 1 ТСО 12. Кн. 3. ПИСАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ. 364 .1. Слово о добродетелях и пороках. С. 3–31. [Т. I. С. 3–23.] TLG 4138/1. Sermo de virtutibus et vitiis [Dub.] 34 . CPG 3903.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Ржига В. Ф. Опыты. С. 72. 328 Там же. С. 62,71. 329 Россия и греческий мир. С. 352—354. 7. 330 Там же. С. 355–358. 8. 331 Там же. С. 211—214. Десятилетний разрыв во времени объясняется тем, что решение об обращении в Константинополь было принято лишь после победы над царствами Казанским и Астраханским, что продемонстрировало силу русского православного царя и истребление «богохульных царей». 332 Там же. С. 265–273. 128–129. 333 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 346—357. 334 Синицына Н. В. Максим Грек в России. С. 232; Ржига В. Ф. Опыты… С. 72–75. 335 Казакова Н. А. Максим Грек и идея сословной монархии. — В кн.: Общество и государство феодальной России. Сб. статей, посвященный 70–летию ак. Л. В. Черепнина. М., 1975. С. 151—158. 336 Черепнин JI. В. Земские Соборы Русского государства в XVI?XVII вв. М., 1978. С. 67–89. 337 Синицына Н. В. Сказания о преподобном Максиме Греке. С. 96. 338 Судные списки. С. 125—139. 339 Акты исторические, собранные и изданные Археографической ко- миссиею. СПб., 1841. Т. 1. С. 298. 161. 340 Белокуров С. А. О библиотеке… С. XLIII, LXXXI. 341 О собраниях сочинений Максима Грека см.: Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 161—185, 223—276; БуланинД. М. Переводы и послания… 342 Верещагин Е. М. Максим Грек и Паисий Величковский о неисправности славяно–русских церковных книг. В кн.: Россия — Афон: 1000–летие духовного единства. Материалы международной научно–богословской конференции. Москва. 1—4 октября 2006 года. М., 2008. С. 301—313. 343 Сочинения преп. Максима Грека. Казань, 1859. Ч. 3. С. 377—398; Ч. 2. С. —88. 344 Spidlik Т. La spiritualite de l " Orient Chretien (Orientalia Christiana Analecta. 206). Roma, 1978. P. 85–120. 345 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 5—52, 148—152. 346 Там же. Ч. 2. С. 89–118. 347 Подробнее о нестяжательской концепции Максима Грека см.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 282—283 др.; Иванов А. И. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека//Византийский временник. Т. 29. М., 1969. С. 137—138, 144—145; Синицына Н. В. Этические и социальные аспекты нестяжательских воззрений Максима Грека. — В кн.: Общество и государство феодальной России. С. 159—170; Каптерев Н. В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека//Богословский вестник. 1903. Ч. 1. 1. С. 114—171. 348

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Церковному суду открывается возможность действовать самостоятельно и независимо от уголовного суда, действовать в сфере припадлежащего ему права прилагать к виновным против церковных законов соответствующия наказания. Таким образом церковной власти теперь предстоит задача – выработать те формы, в каких должен быть организован самостоятельный церковный суд над мирянами за религиозные преступления. Но этот вопрос в нашу тему уже не входить. Нам достаточно только отметить этот результат, к какому привел нами изложенный на предыдущих страницах исторический ход событий и явлений в области наказания судом церковным и уголовным религиозных посягательств. Чтобы покончить с настоящей главой, нам необходимо сказать несколько слов об отношении нового Высочайше утвержденного 22 марта 1903 года Уголовного Уложения к его Проэкту. Мы на предыдущих страницах говорили только о Проэкте, а теперь будем говорить о той его редакции, какая ему дана в Государственном Совете. Так мы делаем для того, чтобы лучше оттенить те черты, какия внесены в Проэкт при окончательном обсуждении его в нашем высшем законодательном учреждении. Первая особенность – это место, на каком религиозные посягательства поставлены в кодексе. Проэкт их поместил в гл. 17 после того, как в предыдущих главах было рассмотрено много других преступлений с государственным (напр., мятеж, измена, смута) и общественным характером (как, напр., нарушение законов и постановлений, ограждающих народное здравие, общественное благоустройство, общественную и личную безопасность, общественный порядок и спокойствие и т. п.). За этой главой следовала глава о нарушениях семейной нравственности и далее главы, васающияся личных преступлений. Таким образом религиозные посягательства были поставлены на границе между общественными и личными преступлениями. Но уже совещание при Министерстве Юстиции, в виду сделанных на проэкт Св. Синодом замечаний, поместило их на первое место во 2 главу Уголовного Уложения, так же, как они были поставлены и в Уложении о наказаниях. Порядок статей вообще оставлен прежний с одним-двумя исключениями. Это можно видеть из нижеследующей таблицы, показывающей отношение Нового Уголовного Уложения к его Проэкту. статей Угол. Улож. статей Проэкта статей Угол. Улож. статей Проэкта статей Угол. Улож. статей Проэкта 73=328 82=337 91=342, ч. 2 74=329 83=338 92 – нет 75=330 84=339 93=343 76=331 85 – нет 94=344 77 – нет 86 – нет 95=345 78=332 87=336 96=346 79=333 88=340 97 – 110 80=334 89=341 98 – нет 81=335 90=342, ч. 1 нет – 347 Уже из этой таблицы видно, что в Уголовное Уложение внесено 5 новых статей, коих нет в Проэкте, а одна статья Проэкта (347) не включена в кодекс. Не включенною оказалась статья о вторичном отпадении в раскол. Какия же статьи внесены вновь?

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Адельхайда, ж. итальянского кор. Лотаря, затем – германского имп. Оттона I, д. верхнебургундского кор. Рудольфа II (ум.в 999 г.) I, 116 Адельхайда (Адлейта), первая ж. чешского кор. Братислава II, д. венгерского кор. Эндре I (ум. в 1062 г.) II, V, VI Адельхайда, ж. мгр. Саксонской северной марки Удона I 341 Адельхайда, ж. балленштедтского гр. Адальберта I, д. майсенского мгр. Оттона Орламюндского 231, 232, 232 Адельхайда, ж. штаденского гр. Генриха, д. балленштедтского гр. Оттона Богатого 342 Адельхайда, ж. зульцбахского гр. Беренгара, д. дисенского гр. Оттона II (ум. в 1126 г.) III, IXb Адельхайда, ж. вартбургского гр. Людвига, д. мгр. Саксонской северной марки Удона II 342 Адельхайда, см. Евпраксия (Адельхайда) Адемар Шабаннский, французский историограф (ум. в 1034 г.) 86–90, 92 Адлейта, см. Адельхайда (Адлейта) Адольф I, гр. гольштейнский (1111–1130) 272 Адольф II, гр. гольштейнский (1130–1164) 272, 272, 283, 343 Адольф III, гр. гольштейнский (1164–1201) 283, 283, 343 АйналовД. В. 101 Акарина (?), см. Алиарина (?) (Акарина?) Акош, венгерский историограф (70-е гг. XIII в.) 348 Акош, венгерский род 368 Аларих, кор. вестготов (ум. в 410 г.) 222, 222 Александр Ярославич Невский, вел. кн. владимирский (1252–1263) IXb, 373 Александр I, п. римский (107–116 [?]) 326, 326 Александр III, п. римский (1159–1181) 258 Александр, посол германского кор. Конрада III 247, 247 Александр Македонский (ум. в 323 г. до н. э.) 298, 307 Алексеев М. П. 102 Алексей I Комнин, имп. византийский (1081–1118) VIII, IXa, 159, 198 Алексей II, имп. византийский (1180–1183) VIII Алексей III Ангел, имп. византийский (1195–1203, ум. в 1212/3 г.) VIII, 347 Алексей, с. и соправитель византийского имп. Uoahha II Комнина (ум. в 1142 г.) VIII, IXb Алиарина (?) (Акарина ?), сестра или д. Оды, второй ж. киевского кн. Святослава Ярославича 339–340, 340 Альбан, св. (умучен в сер. III в.) 47 Альб(е)рик из Труафонтэн, французский хронист (ум. в 1252 г.) 346–347 Альберт Аццо II, мгр. итальянский (ок. 1026–1097) III

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

346 – Филократов мир, контроль Филиппа над Грецией. Первая филиппика Демосфена 345 (ол. 108,4) – Аристотель (и Феофраст?) в Митиленах (V 9) 342 (ол. 109,2) – Аристотель при дворе Филиппа Македонского как учитель Александра (V 10) 341 (ол. 109, 3) – род. Эпикур (X 14). Род. комедиограф Менандр 340–337 (ол. 110) – расцвет Анаксарха (IX 58) 339 (ол. 110, 2) – ум. Спевсипп. Ксенократ во главе Академии (IV 3, 14); Гераклид Понтийский спорит с ним за главенство, а потом возвращается в Гераклею 338 – битва при Херонее, закрепление власти Македонии над Грецией. Диоген в македонском плену (? VI 43); Ксенократ в посольстве от афинян к Филиппу (IV 9). Смерть Исократа 336 – смерть Филиппа, воцарение Александра Македонского. Расцвет скептика Пиррона. Род. Зенон Китийский 335 (ол. 111, 2) – поход Александра в Грецию, разорение Фив; он встречается с Диогеном (? VI 38) и гостит у киника Кратета (V 88). Аристотель возвращается в Афины и учит в Ликее (V 10) 334 – Александр отправляется в поход против Персии; среди его спутников – Каллисфен (V 4), Онесикрит (VI 84), Анаксарх (IX 58), Пиррон (IX 61) 332 – основание Александрии 331 – победа Александра над персами при Гавгамелах. Род. Клеанф (VII 176) 327 – Каллисфен казнен Александром (V 5) 325 – Эпикур впервые приезжает в Афины (X 1) 324 – Александр требует от греков божеских почестей, Диоген высмеивает его (VI 63). Гарпал, казначей Александра, укрывается в Афинах; начало политической деятельности Деметрия Фалерского (V 75) 323 (ол. 114, 3) – ум. Александр в Вавилоне и Диоген в Коринфе (VI 79). Расцвет киника Кратета; Гиппархия и Метрокл – его ученики. Возмущение в Афинах против сторонников Македонии; Аристотель уезжает в Халкиду (V 10) 322 – Ламийская война; Ксенократ и Деметрий Фалерский в посольстве греков к Антипатру Македонскому (IV 9). Гибель Демосфена. Аристотель умирает в Халкиде (V 10); Феофраст во главе Ликея (V 36). Афиняне изгнаны с Самоса, Эпикур переезжает в Колофон (X 1) Ок. 320 – Анаксарх замучен Никокреонтом Кипрским (IX 59). Род. скептик Тимон Флиунтский

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

334 Исследования и взгляды ученых о питекантропе в период 1894–1896 г.г. подвергнуты мною обсуждению в статье «Мнимое открытие» (Богослов. Вестн. 1896 г., 10). 336 Э. Геккель, Естественная история миротворения. Перевод Генкеля. С.-Петербург. 1909. Книга II-я, стр. 297. 339 L. Pervinquière, Le Pithecanthrope et l’homme fossile de la chapelle – aux-saints (Rev. scientif. 1909, 2–1 er sem, p. 39). 341 Е. Деннерт, Геккель и его «мировые загадки». Перев. под редак. С. Никитского. 1909, стр. 148. 342 Volz, Das geologische Alter der Pithecanthropus – Schichten bei Trinil. Ost. Java. Neues Jahrbuch für Mineralogie, Geologie und Paleontologie, Festband. 1997, p. 256–271. 343 Branca, Vorläufiger Bericht über die Ergebnisse der Trinilexpidition… Sitzungsberichte d. math. phys. Klasse d. Akad. d. Wiss. Berlin. 1908, p. 261–273. 344 E. Dubois, Einige Niederländischerseits erhaltene Resultate mit Bezug auf die Kenntnis der Kendengfauna (Fauna von Trinil). Tijdscrift van het Kön. Nederl. Aardrijkskundig Genootschap, (2). XXIV, p. 449–458. 345 Гиена, кошка, свинья, гиппопотам, тапир, носорог, стегодон (принадлежит к слоновым, более приближается к настоящим слонам, чем мастодонт), слон, бык, бибос (принадлежит к семейству Bovinae – бычачьих, лоб короткий с высокопонятыми рогами), лептобос (принадлежит к семейству верблюдовых, родственен ламе, кабарге), семиопитекус (хвостатая обезьяна родственная мартышкам), макак (отчасти приближается к мартышкам, отчасти к павианам). 346 L. Pervinquière, цитир. статья из Revue scientifique. Должно заметить, что журнал этот в общем относится сочувственно к дарвинистическим и геккелевским умозрениям. Здесь помещал свои статьи о питекантропе, как о промежуточном звене, Мануврье. На русском языке сообщение о находке в la chapelle-aux-saints помещено в Историческом Вестнике. 1909. Февраль, стр. 907–910. 347 Boule, L’Homme fossile de la Chapelle-aux-saints (Corrèze). C. R. A. d. S. vol. CXLVII, 14 décembre 1908, p. 1349–1352. 348 Департамент Corrèze во Франции лежит под 45° северн. ш. и 1° восточн. долготы от Гринвича к северо-востоку от Дордоньи знаменитой находками по палеонтологической антропологии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

337 . Ковалевский Ε. П. Афонское дело//Голос Москвы. 18.03.1914 (64). 338 . Командировка архиепископа Никона на Афон//Утро России. 16.05.1913 (112). 339 . Командировка на Афон//Московские ведомости. 17.05.1913 (113). 340 . Конец владычеству ислама на Старом Афоне//Русский Инок. 1913. 11. 341 . Кончина схимонаха Илариона//Сергиевский листок. Париж. 1936. 1–2. 14–16. 342 . Косвинцев Ε. Н. Черный бунт (странички из истории «афонской смуты»)//Истор. вестник. 1915 (январь). 139. 137–160; 1915 (февраль). 140. 470–487. 343 . Котляревский С. Судьба Афона//Русская молва. 10.02.1913 (61). 344 . Крупенский Г. Открытое письмо члену Г. Думы епископу Анатолию//Новое время. 3.05.1914 (13699). 345 . Крупенский Г. Письма в редакцию//Новое время. 1.09.1913 (13460). 346 . Кто виноват?//Церковно-общественный вестник. 1913. 29. 1–2. 347 . Кто причастен к разгрому афонских обителей//Русские ведомости. 26.07.1913 (172). 348 . [Кунцевич Л. 3.] Переписка с отшельником Иларионом, автором книги «На горах Кавказа»//Ревнитель. Воронеж. 1915. 3. 23–38. 1995. 1–4. 182–199. же://Начала. 1998. 1–4. 194–211. 349 . Ликвидация процесса имябожников//Речь. 24.04.1914 (110). 350 . Ликвидация суда над имябожниками//Утро России. 24.04.1914 (94). 351 . Линдеман К. Афонские монахи на родине//Голос Москвы. 12.03.1914 (59). 352 . Лопатин Н. Ватерлоо архиепископа//Утро России. 9.07.1913 (157). 353 . Лукинский А. Учение афонских имябожников//Россия. 22.03.1914 (2561). 354 . Лукьянов Г., Харламов Н. С Афона//Русская речь. 1913 (2266). 355 . Львов А. Что это значит?//Дым отечества. 27.02.1914 (9). 356 . М. А-ин. Афонские монахи//Речь. 27.07.1913 (202). 357 . М. К. Афонский бунтарь (от нашего сумского корреспондента)//Русское слово. 9.7.1913 (157). 358 . Материалы к спору о почитании Имени Божия. М. 1913. 1. 156. 359 . Материалы к спору о почитании Имени Божия. Издание 2-е: Дополнительные материалы. СПб. 1913. переизд.://Начала. 1998. 1–4. 248–273. 360 . Мельгунов С. Современные еретики и Синод//Русские ведомости. 4.09.1913 (204).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

нагота же и необутость – на свободу, несвязанность, неудержимость, и очищающие от привнесенного извне 334 , и уподобляющие, насколько возможно, божественной простоте. 5 . Но поскольку, опять же, простая и «многоразличная премудрость» 335 ( Еф.3:10 ) и непокровенных одевает (ср. Иез.16:8–11 ), и орудия некие дает им носить (ср. Иез.9:1 ), давай, насколько нам возможно, скажем и о смысле священных покровов и орудий у небесных умов. Светлая (см. Мф.28:3 ; Мк.16:5 ; Лк.24:4 ) и пламенная ( Откр.9:17 ) одежда означает, я думаю, боговидность, соответствующую образу огня, и способность просвещать – благодаря небесным обителям, где все свет, повсюду умопостигаемо 336 сияющий, либо умственно осияваемый; а священническое облачение 337 – способность приводить к божественным и таинственным созерцаниям и освящать всю жизнь; пояса же (см. Иез.9:2 ; Дан.10:5 ; Откр.15:6 ) – охрану их производительных сил и свойство 338 собирать их воедино в самом себе и обращаться вокруг себя в строгом порядке и неизменном тождестве; жезлы же (см. Суд.6:21 ; Зах.11:10 ) – царственность, владычественность и прямоту осуществления всего; копья же и секиры (ср. Иез.9:2 ) – отделение неподобного 339 , а также быстроту, энергичность и предприимчивость их различающих сил; а землемерные 340 и строительные орудия (см. Иез.40:3, 5 ; Ам.7:7 ; Откр.21:15 ) – способность основывать, созидать и завершать и вообще делать все, что относится к промыслу возведения и обращения к Богу сил вторичных. Иногда же орудия, с которыми изображаются святые ангелы (см. Чис.22:23 ; Откр.20:1 ), суть символы божественного суда над нами, из каковых орудий одни указывают на исправительное 341 наставление или карающее правосудие, а другие на освобождение от напастей, или окончание наказания, или возвращение прежнего благополучия, или прибавление иных даров, малых или великих, воспринимаемых чувствами или умопостигаемых. И совсем не трудно проницательному уму подобающим образом связать видимое с невидимым. 6 . А наименование их ветрами 342 (см. 2Цар.22:11 ; Пс.17:11, 103:3 ; Иез.1:4 ; Дан.7:2 ), являет их быстроту и всего достигающий почти без затраты времени 343 полет 344 , а также способность двигаться, перемещаясь сверху вниз 345 и снизу вновь вверх, простирая вторичных ввысь, к большей высоте, а первенствующих подвигая к приобщительному и промыслительному выступлению вовне ради низших. Можно также сказать, что и наименование воздушным 346 исполненным ветра дыханием 347 выявляет богообразность небесных умов. Ибо образ и оттиск богоначальной энергии (как это более пространно было нами показано при объяснениях четырехстихийности в «Символическом богословии» 348 ) присутствует и в подвижности и животворности ангельской природы, и в быстроте и неудержимости их перемещений и неведомой нам и невидимой сокровенности начал и завершений их движения. «Ибо не знаешь, – как говорит евангелист, – откуда приходит и куда уходит» ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Как и в Заблудовском ЕУ, Бог в отношении к человеку выступает прежде всего как «человеколюбец»: «Бо не про то Бог человека карет албо створил, абы его загубил, але ижбы его потом наверненого и надею имаючи на милосердие его за сына собе обрал и дедичем вечного царства своего оучинил» 337 . Бог расположен к человеку даже прежде, чем последний принесет покаяние. В этом смысле трактуется, например, тот факт, что отец дал вернувшемуся блудному сыну обувь еще прежде, чем тот покаялся 338 . «Господь нашъ Исус Христос завжды хощет человеческаго спасения. И не рад есть ся его святаа милость людскому упадкови, як ту слышиш из днешней святой евангелии» 339 . Особенно оптимистично в этом отношении поучение на Пасху 340 . Но, с другой стороны, в нашем памятнике можно встретить и такие пассажи, где говорится о строгости Божьего суда в отношении нераскаявшихся грешников, которых Бог повелевает отдать «шатанови на затраченя вечное». Тому, кто не отпускает грех своему ближнему на этом свете, тому Бог не отпустит на том 341 . Однако тут же автор напоминает, как Христос сказал Петру, что отпускать грехи нужно не семь раз, а семижды семь. «Присмотрижся, хрестианский человече, коу такому милосердю Божему. Замеряет нендзному человекови, яко кресом 342  алъбо час келкакрот мает отпущати ближнему своему. А собе его святая милость замерити не рачил, оповедаючи нам милосердие свое Боское. А так илекрот неньдзьный человек оупадает оу грех , а встигнет оупечися до его святой милости, обецует нам ласкавым быти» 343 . В чем состоит спасение? Тут автор ЕУ из собрания Яворского опирается на представление о превращении праведников в «сынов Божиих», хотя вряд ли можно будет сказать, что мы имеем дело с учением об «обожении», теозисе 344 . «Каждый, котрый ся станет сыном Божиим способеным през Христа тогды юж от отца небеснаго добра мает, то есть милость, покоу (ту), царство его есть. И волный будет имати пристоупь до него» 345 . «А кто поведает на том свете мирно живет, что есть яко ангелъ без греха, то тации небеснии соут, и царство небесное в собе имают» 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Даже и в этой своей роли стоическая система была едва ли на высоте призвания. Своими утопическими порывами она разжигала несдержанную мечтательность, а к функционировавшему процессу освобождения не прибавила живительности. В ней много было хороших слов и помыслов, но не было и капли деятельной зиждительной любви 337 . Для нее добродетель казалась чересчур мягкою, если не давала чувствовать своей жестокости, снисхождение же приближалось к слабости 338 , благостность еще уступает юридической норме suum cuique 339 и Сенека не допускает прощения 340 . Эта холодность мертвила самые энергичные влечения и убивала их в зародыше. С нею связывался школьногорделивый аристократизм, не позволявший стоикам успешно работать на общественную пользу 341 и – в частности – для темной низшей массы народной, ибо они презирали ее с сектантскою нетерпимостью 342 . Наконец, древний мир слишком уничтожительно смотрел на внешний физический труд 343 , который Аристотель презирал 344 , а Панэтий считал недостойным свободного человека (Ci се г. De offic. I, 150) 345 . Не легко постигнуть, когда провозглашается, будто христианство взяло свой девиз «labora!» 346 из римской философии, коль скоро римляне всячески пренебрегали этой деятельностью 347 . Здесь было новое препятствие к реализации стоической эгалитарности. Эти заключения вполне бесспорны для иудейских авторов, будучи для них лишь естественным выводом. Они говорят, якобы все прекрасное, что приписано христианству, есть иудейская собственность 372 , и лишь этим только оно превосходит другие религии 373 , усвоив из раввинизма все свои возвышенные истины 374 . После ветхозаветной Библии – Новый Завет почитается наиболее монументальным и великим продуктом иудейского гения 375 . Христос был иудей по рождению и по убеждениям 376 , как фарисей 377 и ученик Гиллеля 378 , вера которого стала Его религией 379 . Неизбежно тогда тожество иудейской и христианской морали 380 по совпадению в доктрине, гуманитарной любви к ближним 381 , о чем свидетельствуют параллели к Нагорной беседе 382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010