Подрдбно cмDraguem R. L " Histoire Lausiaque, une oeuvre ecrite dans Г esprit d " Evagre//Revue d " Histoire Ecclesiastique, t. 41, 1946, p. 321—364; t. 42, 1947, p. 5—49.    См.: MolimierN. Ascese, contemplation et ministere d " apres l " Histoire Lausiaque de Pallade d " Helenopolis. Abbaye de Bellefontaine, 1995, p. 211—219.     Троицкий И. Указ. соч., с. 233—234. Впрочем, суждение И. Троицкого о «бессистемности» этого сочинения, на наш взгляд, слишком категорично. «Система», хотя и не явно проступающая наружу, у Палладия, несомненно, есть.    См.: Myeyer R. Т. Palladius and Early Christian Spirituality//Studia Patristica, v. X, pt. 1, 1970, p. 379.     Троицкий И. Указ. соч., с. 259—260.    Ср. высказывание владыки Сергия: «Справедливо новейшие ученые полагают, что Руфин — не писатель Истории Египетских монахов, а переводчик ее и Иероним несправедливо называет его автором ее». Епископ Сергий (Спасский). Указ. соч., с. 5.    См.: Preuschen Ε. Palladius und Rufmus. Glessen, 1897, S. 1—97.    Ibid., S. 176—180.    «Scheint sich mir mit Sicherheit zu ergeben, dass die griechische Form secundдr ist und als eine Bearbeitung des lateinischen Origi hales zu gelten hat». Ibid., S. 196.    Среди прочего, Э. Пройшен полагает, что анонимный переводчик «Истории египетских монахов», в отличие от Руфина, не принадлежал к сторонникам «оригенистов», хотя и не вступал в открытую борьбу с ними («In den dogmatischen Kдmpfen hat er sich nicht mit demselben Eifer auf die. Seite Origenismus gestellt, wie Rufin. Zwar hat er diesen nicht direkt bekдmpfm»). Ibid., S. 200.    Ibid., S. 201—205.    Свои контраргументы гипотезе Э. Пройшена К. Батлер излагает: The Lдusiac History of Palladius., v. 1, p. 198—203.    «There can be no reasonable doubt that the Greek is the original and the Latin a translation made by Rufin». Ibid., p. 15. См. также: Murphy F. X. Ruflnus of Aquileia (345—411). His Life and His Works. Washington, 1945, p. 175—179.     Троицкий И. Указ. соч., с. 265. Автор греческой версии, по мнению русского ученого, хорошо знал латинский язык и был греческим, монахом в латинской обители на Масличной горе, «и следовательно Руфин перевел на латинский язык произведение одного из своих восточных товарищей — сожителей в Иерусалиме». Там же, с. 283—284.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1535 Non intelligunt non sentiri tenebras, nisi quando non videmus, sicut non sentitur silentium, nisi quando non audimus [Мы не понимаем, что такое тьма, разве только когда не видим, как не понимаем и молчание, разве только когда не слышим] (Augustinus Hipponensis. De Genesi contra Manichaeos I, 7, PL 34, 176). Cp.: Ibid. I, 15, PL 34, 180. Tenebrae, ut dixi, nihil sunt aliud quam lucis absentia, quae oculis non videndo discernuntur, sicut silentium auribus non audiendo; non quia tenebrae sunt aliquid, sed quia lux non est; sicut non quia silentium est aliquid, sed quia sonus non est [Тьма, как я сказал, есть не что иное, как отсутствие света, и она воспринимается глазами, когда они не видят, как и молчание воспринимается ушами, когда они не слышат, не потому, что тьма представляет из себя нечто, но потому, что она не есть свет, как и молчание – не потому, что оно есть нечто, но потому, что это отсутствие звука] (Idem. Contra epistulam Manichaei, 34, PL 42, 196). Cp.: Ibid. 33, PL 42, 195. 1536 Tenebrae non videntur, sed lucis comparatione sentiuntur [Мы не видим тьму, но ощущаем ее, сравнивая со светом] (Augustinus Hipponensis. Expositio propositionum ex Epistula ad Romanos, 43, PL 35, 2071). 1537 Non nossemus tenebras, si in tenebris semper essemus… [Мы не знали бы, что такое тьма, если бы пребывали постоянно во тьме] (Augustinus Hipponensis. De duabus animabus, 10, PL 42, 101). 1539 Non mihi videtur debere dici intellectus, quo intelligitur ipsa stultitia, quae non intelligendi vel sola vel maxima causa est [Мне кажется, нельзя говорить, что сама глупость воспринимается посредством познания, потому что она является единственной или важнейшей причиной незнания] (Ibid. II, 10, PL 32, 999). 1540 Non absurde dicitur, intelligi non posse stultitiam: nam nullas alias mentis tenebras nominamus. Nec jam illud movebit, quomodo stultitia possit non intellecta vitari. Ut enim oculis tenebras vitamus eo ipso quo nolumus non videre: sic quisquis volet vitare stultitiam, non eam conetur intelligere; sed ea quae possunt intelligi, per hanc se non intelligere doleat; eamque sibi esse praesentem, non quo ipsam magis intelligit, sed quo alia minus intelligit, sentiat [… Отнюдь не неразумны слова, говорящие, что глупость не может быть познана, потому что мы не знаем никакой иной тьмы ума. И нас не заботит, каким образом можно избежать глупости, которая не познана. Ибо как глаза наши избегают тьму только потому, что мы не желаем не видеть, так и каждый человек желает избежать глупости, а не стремится ее познать; он скорбит о том, что не может из-за нее познать доступное познанию, и чувствует в себе ее присутствие не потому, что познает ее больше, другие а потому, что другие вещи познает меньше] (Augustinus Hipponensis. De ordine II, 10, PL 32, 999). Cp.: De duabus animabus, 7, PL 42, 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Document 4SC. P. 48–49. Трудно представить себе более циничное провозглашение официального государственного атеизма и отрицание земного Царства Иисуса Христа, причем в устах официального представителя комиссии по составлению соборной декларации о религиозной свободе! 159 В этих словах слышится голос Жака Маритена, его «меняющиеся исторические небеса» и «конкретный исторический идеал» (ср.: Maritain J. L’Humanisme integral. P. 152–153). Нелегко решить, кто здесь на кого повлиял! 164 Albert de Broglie. L’Eglise et l’Empire Romain au IV siccle. T. IV. P. 424; цит. в кн.: P. Théotime de Saint-Just. La Royauté sociale de N. S. Jésus-Christ, d’après le cardinal Pie. P. 55. 165 Третья синодальная инструкция об основных заблуждениях настоящего времени, см.: Cardinal Pie. Œuvres, V, 178. 166 Crétineau-Joly. L’Eglise romaine et la. 1859; стереотипное переиздание: Paris: Cercle de la renaissance française, 1976; эти же документы вновь опубликовал монсеньор Делассю в своей книге: Mgr Delussus. La conjuration antichrélienne. DDB, 1910. T. 111. P. 1035–1092. 175 Raymond Dulac. La collégialité épiscopale au II concile de Vatican. Paris: Cèdre, 1979. P. 9–10. 176 Ibid. P. 10; Frère Michel de la Sainte Trinité. Toute la vérité sur Fatima. Le 3e secret. P. 182–199. 177 В своей «Истории II Ватиканского Собора»; ср.: Raymond Dulac. La collégialité épiscopale au II concile de Vatican. P. 11. 178 Ср.: Jean XXIII et Vatican II sous les feux de la pentecôte luciféri-enne//Le Règne social de Marie. Fatima. Janvier–février 1985. P. 2–3. 180 L. Bouyer. Dom Lambert Bauduin, un Homme d’Eglise. Casterman, 1964. P. 180–181; цит. в кн.: Abbé Didier Bonneterre. Le Mouvement liturgique/Ed. Fideliter. 1980. P. 119. 181 Газета «Фигаро» в номере за 9 декабря 1976 года опубликовала выдержки из «Журнала II Ватиканского Собора», который вел кардинал Льенар. См. комментарий к ним: Michel Martin. «L’ardoise refilec»//Courrier de Rome. 165. 190 Речь идет не о «тилаке», который Иоанн Павел II получил 2 февраля в Дели (ср.: Fideliter.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Августин среди виновников обожествлений называет Ромула, Тита Татия, Нуму и Гостилия (Aug. De civ., IV, 23). Все они были царями. Лактанций (Lact. Div. Inst., I, 20, 11—12) упоминает, кроме Татия и Тулла Гостилия (о которых говорит также Минуций Феликс: Min. 25, 8), о Марке Марцелле, но сам Агад не решается восстанавливать текст Варрона из слов этого церковного писателя (Ibid. Р. 68). Кроме того, божество горы Альбурн (ср.: Verg. Georg., Ill, 146—148) входит в иной ряд богов, чем Коне, Клоакина и Павор. Метелл (или М. Эмилий), также как и Адриан, не были царями, и информация о них, вероятно, была заимствована Тертуллианом из позднейшего каталога апофеозов. 169 Адриан (76—138 гг.) — император с 117 г. после P. X. 170 Антиной — любимец Адриана, утонувший в 130 г. в Ниле. В его честь был основан город Антинополь, воздвигнут храм, изготовлены статуи, отчеканены монеты. Ср.: «Римский император благоговейно провозгласил в Египте и, можно сказать без большой натяжки, также в Элладе другим новым богом своего любимца — красивого и цветущего Антиноя, которого он освятил таким же образом, как Зевс Ганимеда» (Cl. Protr.,49, 1). 171 Речь идет о III книге данного трактата. 172 Антонин Пий — римский император с 138 по 161 гг. Ему наследовал его приемный сын Марк Аврелий Антонин (правил с 161 по 180 гг.). 173 Каникулярный, «собачий», т. е. связанный с восходом звезды Сириус (лат.: Canicula «собачка») из созвездия Пса. Появление этой звезды (во второй половине июля) совпадало с периодом страшной жары, вследствие чего эти явления часто связывались между собой, в том числе и в римской литературе (см.: Verg. Georg., IV, 425; Ног. Od., 1,17,17—18; III, 13,9; Ног. Sat., II, 5,39—40; ??. Ars., И, 231). По словам Вергилия, жар Сириуса, принося жажду и недуги болезненным смертным, опечаливает небо зловещим светом (Verg. Aen., X, 273—275; ср.: III, 141). Тертуллиан, говоря о принесшем Маркиона «собачьем» ветре, намекает также на киника («собачьего» философа) Диогена, происходящего из Синопа, родного города Маркиона. Возможны и другие ассоциации, напр., с Tert. Adv. Marc., 1,18,1 (о влиянии звездна судьбу маркионитов). 174 Согласно иному прочтению: «В какой именно год правления Антонина Старшего каникулярный ветер Маркионова спасения дохнул с его Понта, я не удосужился исследовать». 175 Игра слов: Pius, Пий — букв.: «благочестивый». 176 В действительности, Тиберий умер 16 марта 37 г., Антонин Пий стал императором 19 июля 138 г. 177 Ср.: Гал. 2:9. 178 Ср.: Гал. 2:14. 179 Ср.: Гал. 2:2. 180 Вставка van der Vliet’a. 181 Ср.: Гал. 2:11—14. 182 Ср.: 1 Кор. 9:22. 183 Ср.: 1 Кор. 9:20. 184 Ср.: Гал. 2:9. 185 См.: 1 Кор. 15: И. 186 Ср.: Гол. 2:4. 187 Ср.: Гал. 1:6—7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Biichner К. P. Vergilius Maro, der Dichter der Romer. S. 344–352,432–440. 165 Poschl V. L " epopee romaine//Association Guillaume Bude. Actes du X " congres. Toulouse, 8–12 avril 1978. P., 1978. P. 139–156 (144–145). 166 WlosokA. Die Gottin Venus in Vergils Aeneis. Heidelberg, 1967AlbrechtM. v. Romische Poesie. Texte und Interpretationen. Heidelberg, 1977; Die Kunst der Spiegelung in Vergils Aeneis//Hermes. 93.1995, S. 5464; Einheit und Vielfalt von Vergils Lebenswerk//Gymnasium. 90.1983. S. 123–143. 167 Albrecht M. Einheit und Vielfalt… S. 126. 168 Parry A. The Two Voices of Virgil " s Aeneid//Virgil. 1966. P. 116. 169 Ibid. P. 120. 170 Ibid. P. III. 171 Williams R. D. Virgil//Greece and Rome. New Survevs in the Classics. 1967. I. P. 32. 172 Otis B. Virgil: A Study in Civilised Poetry. L„ 1963. 173 Putnam M. C. J. The Poetry of the Aeneid: Four Studies in Imaginative Unity and Design. Harvard, 1965. 174 Гаспаров Μ. Л. Указ. соч. С. 34. 175 Putnam Μ. C. J. Op. cit. P. 196. 176 BiichnerK. P. Vergilius Maro, der Dichter der Romer, S. 344–352; Wlosok Vgl. A. Vergils Didotragodie: Ein Beitrag zum Problem des Tragischen in der Aeneis//Studien zum antiken Epos/Hrsg. v. H. Gorgemanns u. E. A. Schmidt. Meisenheim a. Glan, 1976. S. 228–250. 177 Wilson J. R. Action and Emotion in Aeneis//Greece and Rome. 1969. N 16. P. 67–75. 178 Quinn К. Virgil " s Aeneid: A Critical Description. L„ 1968. 179 WlosokA. Vergil in der neueren Forschung. S. 146. 180 Выражение, употребленное в докладе американского исследователя У. С. Андерсона «Дикция и поэзия в»Энеиде»» на Международной вергилиевской конференции, которая состоялась и сентябре 1981 г. в г. Маитуе. 181 Ср. следующие рецензии: Otis В.//Classical Journal. 1968. 64. P. 371; PoschI K//Anzeiger fur die Altertumswissenschaft. 1969.22. S. 5–6; v. AlbrechtM.//Gnomon. 1970.42. S. 95. 182 Newman J. R. Augustus and the New Poetry (Collection Latomus, vol. 88). Bruhelles. Berchem, 1967. 183 См. примеч. 120. 184 Georg. IV, 563–566. 185 пастбища… сёла. 186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

120  Cf. Gabriele Winkler, «Anmerkungen zu einer neuen Untersuchung von R.F. Taft über die auf den Kommunion-Empfang vorbereitenden Ritus», Oriens Christianus 86 (2002): 171–191, here 176–180. 121  Taft, The Precommunion, 225–226. Taft also points out that some sources instruct the priest to extend his arms while saying the prayer (ibid., 208). 123  Cf. Alexey Dmitrievsky, A Description of the Liturgical Manuscripts [original title in Russian: Дмитриевский A.A. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока] 2 (Kiev, 1901) 158, 174–175, 828. 125  See Taft, The Precommunion, 248–256. It should be noted that Taft does not link these developments, despite his observation concerning the pneumatological character of some of them (ibid., 254) with the understanding of the elevation as consecratory. 129  Three preliminary bows and putting on the omophorion also have their parallel in the Byzantine manner of the celebrant’s preparation to recite the epiclesis (cf. Παναγιτης Τρεμπλας, Α τρεςΛειτουργαι κατ τος ν θαις κδικας [Athens, 1935], 113–114). 131  Yet, other explanations could also be suggested: the Byzantines could have heard some mystical overtones in the ekphonesis «Τ για τος γοις», or felt the need for the bread to be «shown» to the Father (cf. the anaphora of BAS: «He [Jesus] took the bread in His holy and undefiled hands and showed it to You, the God and Father»; Jasper and Cuming, Prayers of the Eucharist, 119), but these are less likely. 132  Cf. Theodor Schermann « " Das Brotbrechen» im Urchristentum», Biblische Zeitschrift 8 (1910): 33–52, 162–183. 133  ET from Jasper and Cuming, Prayers of the Eucharist, 122 (with some corrections of mine). Greek text in Brightman, Liturgies Eastern and Western, 336 and 409; Orlov, The Liturgy of St. Basil, 246–248. 137  Cf. Τρεμπλας, Α τρες Λειτουργαι, 113. In the course of the nineteenth and twentieth centuries the Greeks have abandoned the practice of reciting this troparion before the epiclesis, but in Russian usage it is still said there, despite much criticism; see Desnov, «Some More Words».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Слова: кто прольет кровь человеческую того кровь прольется рукой человека, ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ), также ничего не доказывают в этом отношении. Здесь идет речь о высоком достоинстве человека, вследствии которого жизнь его должна цениться дорого. Таким образом, место это говорит против указанного предположения, потому что заключает в себе мысль о внутреннем достоинстве человеческой жизни. 169 Эвальд замечает, и справедливо, что греческое πνεμα получило свое высокое духовное значение очень поздно и под влиянием еврейских понятий. Ibid. s. 58. 170 По контексту и смыслу речи здесь могут разуметься только люди, а не все живые твари вообще, особенно – во втором из этих мест, где употреблено имя Иеговы, Бога благодатного царства. 171 Выражение по книге пророка Иезекииля: все души – Мои; душа согрешающая, та умрет (18:4), кажется, сверх общей – которую одну только и находят здесь некоторые экзегеты – мысли о вседержительстве Божием, заключает в себе и частнейшую мысль о том, что души по своему происхождению и по цели жизни принадлежат Богу. 173 Замечательно, впрочем, как говорит по этому поводу Эвальд, на что мы уже и обращали внимание, что Библии, несмотря на это, совершенно чуждо понятие общей мировой души. 176 Мы думаем, что в выражении образуем был во внутренности земли высказывается особое воззрение на процесс образования человека в утробе матерней при посредстве сил, возникающих из внутренностей земли, где сокрыты их тайники. 178 Имеется при этом в виду дерево жизни и дерево познания добра и зла в раю – жилище первого человека. 179 Эвальд впрочем здесь видит вовсе не это, a скорее согласие библейского сказания с рационалистическим воззрением на падение, как на неизбежный и необходимей акт в развитии человеческой природы, без которого не могла и начаться разумная жизнь человека. Die Lehre d. Bibel т. Gott. III, s. 150–155. 180 Эвальд и здесь двоится. Он признает или находит возможным признать это сказание еврейским и исходящим из глубокой, первобытной древности, но в то же время видит в нем и влияние Ирана и вообще других народов (D.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

174 Deus unus est et Christus unus et una ecclesia et cathedra una super Petrum Domini voce fundata. Aliud altare constitui aut sacerdotium novum fieri praeter unum altare et unum sacerdotium non potest (Ep. 43. 5). 175 Ep. 36(30). 12. 176 Sohm R. Kirchenrecht. S. 218. 177 Ер. 67(68). 178 «Приговор всеобщего мнения» (лат.). 179 Любопытно отметить почти полное совпадение взглядов Киприана со взглядами автора «De aleatoribus». См. Sohm R. Kirchenrecht. S. 219. 180 «Благодать истины» (лат.). 181 «Власть решить и вязать» (лат.). 182 Audio etiam edictum esse propositum et quidem peremptorium. Pontifex scilicet maximus, quod est episcopus episcoporum, edicit: ego et moechiae et fornicationis delicta poenitentia functis dimitto (Tertullianus. De pudicitia. 1). 183 Batiffol Р. L " Eglise naissante… Р. 350. 184 «Все позволено епископам» (лат.). 185 De monogamia. 12; ср. De pudicitia. 1. 15. 186 Le pamphlet de Tertullien n " en est plus significatif. S " il s " émeut, en effet, de l " édit de l " évêque de Rome, n " est-ce pas la preuve quun semblable édit est de nature à retentir dans toutes les églises (Batiffol P. Op. cit. P. 348). 187 Aguntur praeterea per Graecias illa certis in locis concilia ex universis ecclesiis per quae et altiora quaeque in commune tractantur, et ipsa repraesentatio totius nominis christiani magna veneratione celebratur (Tertullianus. De jejunio. 13). 188 Евсевий. Церк. ист. V. 19. 3—4. 189 Harnack Α . Geschichte der altchristlichen Litteratur… Teil I. Bd. II. S. 504. 190 Далее у автора следует незаконченная фраза: «Одновременно это указывает, что формально грань между первичной формой собора и ее вторичной формой…» 191 Quod quidem et Agrippinus bonae memoriae vir, cum ceteris coepiscopis suis qui illo tempore in provincia Africa et Numidia ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato concilii communis examine firmavit (Cyprianus. De baptismate haereticorum. Ad Quintum. 2). 192 Apud nos autem non nova aut repentina res est, ut baptizandos censeamus eos, qui ab haereticis ad ecclesiam veniunt, quando multi jam anni sint et longa aetas ex quo sub Agrippino bonae memoriae viro convenientes in unum episcopi plurimi hoc statuerint (Ibid. Ad Jubaianum. 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

103 De ulit. cred. 2. Confes. III. 21; IV, 1. 7. Рус. п. I. 65, 67, 73–74. De morib. I, 34, II, 68. Contr. ep. Fund. 11. 119 См. E. Brehier, Les idees philosophiques et religieuses de Philon d’Alexandrie. Pares 1908. P. 168–170. 147 Confes. V, 19. Рус. пер. I, 116.V, 25. Рус. п. I, 123. VI, 1. Рус. п. I, 125. VI, 2. Рус. п. I, 128. De utilit. cred. 20. 152 Iustinus, Apol. Г, 44. Apol. II, 10. 13. Tatianus, Orat. ad Graec. cc. 3. 25–26. Athenag. Supplic. pro Christ. c. 7. Theophilus, Ad Autolic. II, 8; III, 3. 7. Hermias, Irriser gentio. Philos. cc. I – 10, Ps. Iustinus, Cohort. ad. Gentil. cc. 5. 35. 164 Таковы: Exameron, De Paradiso, De Cain et Abel, De Noe et arca, De Abraham, De Iacob, De Ioseph. De patriarchis, Apologia prophetae David. 165 Confes. VI, 6. Рус. п. I, 131–132. Об экзегетических приемах св. Амвросия см. И. Адамов, Св. Амвросий Медиоланский . Сергиев Посад 1915. стр. 180–225. J. Kellner, Der hl. Ambrosius, Bischof von ЬMailand, als Erklärer des alten Testamentes. Regensburg, 1893. О. Лосев, Св. Амвросий Медиоланский , как толкователь Св. Писания Ветхого Завета. Киев, 1897. 167 P. Heinisch. Der Einfluss Philos auf die älteste christliche Exegese. Müster i. М. 1908, S. 187–194. 201. 205. Об источниках св. Амвросия см. Адамов, Цит. соч стр. 114–149. Г. Прохоров, Нравственное учение Св. Амвросия, Епископа Медиоланского. СПБ. 1912, стр. 52–110. 206 Ibid. VII, 13; VIII. 3. Рус. п. 176, 200. Что под именем платоников Августин разумеет главным образом Плотина, см. подробнее Fr. Wörter, Die Geistesentwicklung des hl. A. Augustinus. S. 38–50. Необходимые поправки к исследованию Wörter’a. см. у W. Thimme, Augustins geistins Entwicklung. S. 14–16. 304 Таково было отношение Августина ко Христу в момент обращения и в следующие годы до посвящения, в пресвитера, как это показывает анализ сочинений, относящихся к этому периоду его жизни. См. О. Scheel. Op. cit. S. 20–71. W. Thimme, Augustins geistige Entwickelung in den ersten Jahren nach seiner Bekebrung 386–391. Berlin 1908. S. 152–159.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/zh...

23 См. Prof. Hermann Gunkel, Die Wirkungen des heiligen Geistes nach der populären Anschauung der apostolischen Zeit und nach der Lehre des Apostels Paulus (Göttingen 1888), S. 86–87. Cp. и David Somerville, St. Conception of Christ (Edinburgh 1897), p. 118–119. 25 См., напр., Rud Cornely, Epistola ad Galatas в Cursus Scripturue sacraë commentariorum in Nov. Test. Pars II-in libros didacticos, vol. III (Parisiis 1892), p. 529. 27 Касательно миссии Духа Св. ср. и у о. проф. П.Я. Светлова, Курс апологетического богословия (Киев 1901), стрн. 370 сл. 28 Не отрицая некоторых эллинистических оттенков или полуфилософских приражений в доктрине о Духе, Rev. Prof. James Denney справедливо говорит, что «in St. Paul Spirit is in the last resort coextensive with Christianity» (The Theology of the Epistle to the Romans 7: The New Life and the Spirit в «The Expositor» 1901, XII, p. 422), почему есть «a subject of experience» (p. 424) и – значит – «the Spirit is co-extensive with Christian experience» (p. 427). 30 Но отсюда вовсе не следует несправедливое заключение Alfred Hegler " a. (по поводу книги С. Р. Nösgen " а) в «Theologische Rundschau» IV, 11 (Nowember 1901), S. 446: «es der Theologie nicht gelungen ist, auf dem Grund der orthodoxen Trinitätslehre das spezifische Wirken des Geistes als persönlichen göttlichen Heilsfactors verständlich zu machen». Равно и Alexander R öhricht как будто допускает, что Дух бывает личностью собственно в качестве заместителя Христа и по связи с Ним (Das menschliche Personenleben und der christliche Glaube nach Paulus, Gütersloh 1902, S. 87), а не по своему бытию в самой троичности (S. 98). Однако личность Духа не только не устраняется, а – скорее – утверждается (ср. Prof. R. С. Moberly, Atonement and Personality, London 1901, р. 176. 180 sq.) чрез признание, что именно Им посредствуются присутствие и деятельность Сына (р. 169. 181; ср. Rev. Hugh R. Mackintosh в «The Critical Review» XI, 6 [November, 1901], p. 532. 534. 536–537), почему Дух и бывает Христовым (R. С. Moberly ibid., р. 194–197. 203 sq.). См. и выше на стрн. 644, 810 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010