Горячность любви псалмопевца и царя Давида к своим детям вскрывает такой характерный факт из его семейной жизни. Узнав о смерти сына Авессалома, Давид пошел в горницу над воротами, там закрыл лице свое и до вечера безутешно плакал, повторяя среди рыданий одни и те же слова: «Сын мой, Авессалом! Сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! " 170 Не менее выразительно библейское описание любви братской, дружеской и супружеской. Картина встречи с братьями в Египте Иосифа Прекрасного содержит в себе много чувства и задушевности. При виде братьев Иосиф воскипел к ним любовию и готов был заплакать. Удалив из приемной комнаты посторонних, он громко зарыдал, открылся братьям, кто он, обнимал, целовал их, а Вениамину, единоутробному брату, с плачем пал на шею 171 . По Евангелию, Самому Христу Спасителю были свойственны чувства дружеской любви к праведному Лазарю и его сестрам, жителям иудейского селения Вифания. Находясь среди иудеев, плакавших об умершем Лазаре, Господь не удержался и прослезился 172 . Ветхозаветным образцом горячей дружеской любви могут служить отношения псалмопевца Давида и сына Саулова Ионафана. Ионафан полюбил Давида, как свою душу, – заключил с ним союз о взаимопомощи и клялся ему в верности своей самым фактом дружеской любви. Весть о гибели Ионафана на войне привела Давида в состояние скорбного плача. Проливая обильные слезы о погибшем друге, он повторял слова: »Скорблю о тебе, брат мой Ионафан. Ты был очень дорог для меня. Любовь твоя была для меня превыше любви женской " 173 . Любовь сплачивает друзей единством горячего взаимного чувства, которое уподобляется в Библии по своей силе единовременному чувству семи сыновей к одной своей матери 174 . Еще более пластичны библейские исторические описания супружеской любви – сладостной, сверхвременной, пламенной, длительной, нежной и отображающей себя в жгучих ласках супругов. Патриарх Иаков, полюбивший Рахиль, служил за нее брату ее Лавану семь лет. И они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Пс.118:167 .   Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко. Пс.118:168 .   Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою. «Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело». «Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою Господи». Зная, что все назираешь, как жительствующий под Твоим смотрением, не только исполнял я заповеди Твои, но и с горячим расположением делал это. Пс.118:169 .   Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня. «Да приближится моление мое пред Тя: Господи по словеси Твоему вразуми мя». Предложив свою молитву, Пророк умоляет принять и не отринуть прошение, и испрашивает себе не человеческаго благоразумия, но ведения Божиих словес. Пс.118:170 .   Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня. «Да внидет прошение мое пред Тя: Господи, по словеси Твоему избави мя». «Прошением» Пророк называет молитву. Ибо сие нашел я у других толковников. Употребляя же различныя речения, умилостивляет ими Владыку. Пс.118:171 .   Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим. «Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим». Отрыгаемое соответствует вкушаемому. Изучив оправдания Твои, говорит Пророк, Тебе, – наставнику в оных принесу в дар песнопение. Пс.118:172 .   Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны. «Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда». Посвящу язык на поучение словесам Твоим, зная, что всякою правдою преукрашены заповеди Твои. Пс.118:173 .   Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал. «Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих». Симмах перевел: возлюбил; а Акила и Феодотион: избрал. «Рукою» же называет Пророк божественную действенность, от которой и просит улучить спасение Божие. Пс.118:174 .   Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое. «Возжелах спасение Твое Господи, и законь Твой поучение мое есть». Желаю, говорит Пророк, улучить от Тебя спасение, непрестанно поучаясь закону Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Его охватил «ужас» и «отчаяние», которое, однако, не ввергло его в безнадежность: присутствие живого Бога укрепляло его. Но даже когда Бог явился старцу, в нем странным образом возрастало отчаяние. Старец пишет: «Даже когда Он был со мною и во мне, я не мог прекратить плача о моем грехе, который предстал во мне в своей метафизической сущности превосходящим все видимые преступления. Сильное желание порвать со всем прежним принимало форму ненависти к себе в моем прошлом. Положительная сторона отталкивания от моих страстей была в том, что оно являлось в то же время актом становления моего в открывшемся мне Боге» 168 . Все его существо заполнило ощущение, что он – преступник, и это породило в нем «священный ужас». Он «молился как безумный», и ему «были даны длительные часы такой молитвы» 169 . Христос говорил, что Его истинным ученикам свойственна «ненависть» к самому себе. Конечно, он имел в виду не патологическую ненависть, а «святую ненависть», сопряженную с великой любовью к Богу и отвержением всякой иной, эгоистической, любви, всякого греха, который таится внутри и может проявляться по-разному. Христос сказал: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» 170 . Невозможно, чтобы Христос, Который учил людей любить всех и почитать родителей, имел в виду страстную ненависть к другим людям – Он говорит о ненависти по отношению к себялюбию, к самому греху. Старец в своих книгах рассказывает о «святой ненависти», о «благодати отчаяния» и «ненависти к себе», которую дал ему Бог, когда Сам явился ему и открыл безобразность и безобразие его искаженного «я» 171 . Истинное покаяние по благодати доходит до ненависти к себе, которая является предпосылкой к тому, чтобы освободиться от «следов люциферического падения» и достичь созерцания света 172 . Старцу было дано «узреть духом Христа молящимся в Гефсимании», и подвижник «возненавидел себя как он есть» за муки Христа, в которых и он был повинен сам через свое падение 173 . Эта благословенная ненависть к себе породила в нем великий мир: через нее он получил опыт созерцания нетварного света и Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

158 Видел я неразумных и истаял, что слов Твоих они не хранили. 159 Смотри, как я возлюбил заповеди Твои, Господи! По милости Твоей оживи меня. 160 Начало слов Твоих – истина и во век все суды правды Твоей. 161 Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце моё. 162 Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу. 163 Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил. 164 Семикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои. 165 Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна. 166 Ожидал я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. 167 Хранила душа моя свидетельства Твои и сильно возлюбила их. 168 Сохранил я заповеди Твои и свидетельства Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи. 169 Да приблизится моление моё к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня. 170 Да войдет принцип мой к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. 171 Изольют уста мои песнь, когда научишь меня оправданиям Твоим. 172 Возвестит язык мой слово Твоё, ибо все заповеди Твои – правда. 173 Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. 174 Возжелал я спасение Твоё, Господи, и закон Твой – поучение моё. 175 Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. 176 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. Псалом 119 Песнь ступеней. 1 Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня. 2 Господи, избавь душу мою от уст неправедных и от языка льстивого. 3 Что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом? 4 Изощренные стрелы Сильного с пустынными углями. 5 Горе мне, что жизнь моя в переселении продолжительна: поселился я в шатрах Кидарских. 6 Много скиталась душа моя: с ненавидящими мир я был в мире. 7 Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною. Псалом 120 Песнь ступеней. 1 Возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя. 2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. 3 Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. 4 Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(159) Посмотри, как люблю я повеления Твои, Г-споди, по милости Твоей оживи меня. (160) Основа слова Твоего – истина, и навеки всякий праведный суд Твой. (161) Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. (162) Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу. (163) Ложь ненавижу я и гнушаюсь (ею); Тору Твою люблю я. (164) Семь (раз) в день я восхваляю Тебя за законы справедливые Твои. (165) Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет у них препятствий. (166) Уповал я на помощь Твою, Г-споди, и заповеди Твои исполнял. (137) Хранила душа моя заповеди Твои, и полюбил я их весьма. (168) Хранил я повеления Твои и заповеди Твои, ибо все пути мои пред Тобой. (169) Пусть дойдет до Тебя, Г-споди, молитва моя, по слову Твоему вразуми меня. (170) Да придет к Тебе моление мое, по слову Твоему спаси меня. (171) Изрекут уста мои хвалу, когда Ты научишь меня законам Твоим. (172) Изрекать будет язык мой слово Твое, потому что справедливы все заповеди Твои. (173) Да будет рука Твоя в помощь мне, потому что повеления Твои избрал я. (174) Жажду помощи Твоей, Г-споди, и Тора Твоя – отрада моя. (175) Да живет душа моя и славит Тебя, и помогут мне суды Твои. (176) Заблудился я, как овца потерянная, ищи раба Твоего, потому что заповеди Твои не забыл я. 120 (1) Песнь ступеней. К Г-споду в несчастьи воззвал я, и Он ответил мне. (2) Г-споди, спаси душу мою от уст лживых, от языка коварного. (3) Что даст тебе и что прибавит тебе язык коварный? (4) Остры стрелы сильного с (горящими) углями дроковыми. (5) Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара. (6) Долго обитала душа моя у врага мира. (7) Мирен я, но как заговорю – они к войне. 121 (1) Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? (2) Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю. (3) Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Йисраэйля. (5) Г-сподь – страж твой, Г-сподь – сень для тебя по правую руку твою. (6) Днем солнце не повредит тебе и луна – ночью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

169 Под ветхой одеждой и далее под ветхими мехами разумеется Ветхозаветное учение. Новая же одежда и мехи новые изображают собою учение Иисуса Христа и новую жизнь в основанном Им Царстве. 170 То есть Пасха, с которой начинался второй год благовествования Иисуса Христа о Царствии Божием 171 Овечьими воротами назывались те ворота в стенах Иерусалима, чрез которые в храм прогоняли овец и других животных для приношения в жертву Богу. От Овечьих ворот и купальня называлась Овечьей. Называлась она еще Вифездою, то есть домом милосердия, так как, при возмущении воды ангелом, сходившие в нее больные получали исцеление. Овечья купальня представляла из себя небольшой водоем, имевший, вероятно, источники. 172 Больной, исцеленный Иисусом Христом, был, несомненно, расслабленный, так как он не мог ходить и спуститься в купальню без посторонней помощи. 173 Фарисеи, делавшие все на показ, искажали заповедь Господню о субботе. В субботу они запрещали не только заниматься неотложными житейскими делами, но и творить дела милосердия. Поэтому они преследовали Иисуса Христа за то, что Он творит чудеса в субботу. 179 и проч. – по-русски: «Наступает время, в которое все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». 180 и проч. – по-русски: «Дела, которые Отец дал Мне совершить самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». 181 Здесь разумеется суббота, которая следовала после Пасхи и праздника опресноков, продолжавшегося семь дней. 182 Фарисеи обвиняли учеников Иисуса Христа не в том, что они срывали колосья, а в том, что они это делали в субботу. 184 Здесь Господь говорит, что суббота установлена для отдохновения от обычных трудов и для служения человека Богу. 185 Как понимали это фарисеи, требуя от людей, чтобы они отказывались в субботу от всякой деятельности и даже от дел милосердия. 186 Значит, Иисус Христос, как Господь, может изменять несовершенное учение закона Моисеева о субботе и тем более не признавать учения о субботе фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

169. Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, — проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе и спасешься, и других спасешь. 170. Светло и тепло и покойно мне, когда я всецело обращаюсь душою моею к мысленному Солнцу, Солнцу Правды, Христу Богу моему. И растаевает лед сердца моего, отъемлется нечистота и тля его, исчезает мрак, отбегает смерть духовная, воцаряется жизнь небесная, ничто земное не занимает меня. 171. Когда ты молишься Богу, то ты не иначе представляй себе близость Его, как так, что ты ежеминутно дышишь Им, двигаешься, просвещаешься, успокаиваешься, утешаешься и укрепляешься — словом, живешь Им, по Писанию: о Нем бо живем и движемся и есмы. Даяй всем живот, и дыхание и вся. Близ ти есть Бог (Глагол) во устах твоих, и в сердце твоем… Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в Него в сердце твоем, спасешися. 172. Когда бываешь очень молод, или живешь жизнию мира грешного, тогда знаешь Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого — сатану всезлобного, только по одному имени, и думаешь, что Христос от тебя далеко — на небе, а диавол где-нибудь есть, только никак не близко и не около тебя, и хотя слышишь, что он зол, но думаешь, что злость его до тебя не касается, но когда будешь в летах зрелых и вступишь в жизнь подвижническую, когда будешь служить Богу чистою совестию, тогда испытаешь на сердце и благое иго Спасителя и тяжелое, несносное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас. 173. Когда молишься Господу, взирай сердечными очами внутрь себя, на душу свою; Господьтам, в мыслях твоих и в движениях сердца твоего правых, как и вне тебя и на всяком месте. Близ тебя Он, во устах твоих и в сердце твоем, а не на небесах только или в бездне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

3 . [И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его 168 ]. О том, что [дитя] было восхищено к престолу Божию читаем в Деяниях апостолов, как Он, говоря с учениками, был восхищен на небо 169 . Надлежит пасти все народы жезлом железным: железный жезл – это меч, потому что все народы уловками антихриста восстанут на святых, однако [апостол] говорит, что все они погибнут от меча. [Дракон], по словам [евангелиста], имеет красный, то есть алый цвет. Плоды его дел придали ему такой цвет. Ибо он был человекоубийцей изначально 170 и весь человеческий род притеснял не столько долгом смерти, сколько различными бедствиями. [Дракон] с семью головами: имеется ввиду семь римских царей, из которых [произойдет] и антихрист, как мы скажем далее. Десять рогов – это десять царей в последнее время и их мы полнее рассмотрим позже 4 . А жена убежала в пустыню И даны были жене два крыла большого орла 171 Два орла – это конечно два пророка , а жена – вся Кафолическая Церковь , в которой в последнее время уверуют сто сорок четыре тысячи, от [проповеди] Илии пророка. Господь наш Иисус Христос в пришествии Своем найдет и другой второй народ, ибо Сам Господь в Евангелии говорит: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы 172 , то есть все, кто будут собраны в Иудее пусть идут в приготовленное для них место, чтобы питаться там три года и шесть месяцев, [скрываясь] от лица диавола 173 . Крылья большого орла – это два пророка, Илия и другой пророк, который будет с ним. 5 . [И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей 174 ]. Вода, которую пустил змей из пасти, обозначает, что за ним, по его приказу, следует войско. А то, что земля разверзла свои уста и поглотила воду, являет, что жена была спасена от преследователей. И, хотя [апостол] показывает ее мучающуюся родами, и затем, уже после рождения скрывающуюся, все это произошло не в одно время. Ибо мы знаем, что время, когда Христос родился, уже настало, а [время, когда] жена скрывается от лица змия еще не пришло.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

3 . Когда же приблизилось время Закона, то он был приложен по причине преступления 167 . И Закон сам свидетельствует о себе, что он был [всего лишь] приложением. Действительно, из-за чего появилось это приложение, если не ради призвания народов, которое было обещано ещё прежде Закона 168 . И был этот Закон хранителем и воспитателем 169 , пока не пришло то семя, в котором благословятся народы. Ибо клятвенное слово, которое было обещано Аврааму, и есть Завет обетования. Вот что сказал ему Бог: В семени твоём благословятся все народы 170 . И это слово есть не что иное, как Завет, установленный раньше Закона на 430 лет 171 . Ибо было обещано Аврааму, что благословятся народы в семени его, а это есть не кто иной, как Христос. И лишь спустя 430 лет появился Закон. Итак, когда получил Авраам это обетова- —55— ние, ему было 85 лет 172 . И от этого времени до того, как вошёл Иаков в Египет, прошло 205 лет. И от того времени как вошёл Иаков в Египет до того, как вышел народ под предводительством Моисея, прошло 225 лет. 4 . Записано слово, что пребывание сынов израильских в земле египетской – 430 лет. Почему же, возлюбленный, хотя [всего лишь] 225 лет они обитали там, им приписывается 430 лет. Не иначе как потому, что [необходимо вести счёт] от того времени, когда [Бог] сказал Аврааму: Знай, что поселенцами будут потомки [досл. семя] твои в земле не своей. И будут угнетать их, и поработят их на 400 лет 173 . Ибо, когда было сказано Аврааму: Ребёнок будет у тебя 174 , – это слово тотчас верою изобразилось в сердце Авраама, как написано: Поверил Авраам в Бога, и это было вменено ему в праведность 175 . Также и слово о том, что порабощены будут сыновья его в Египте, зачалось в сердце Авраама, и начал он переживать: каким же образом будет семя его в порабощении, – и рабствовало сердце его в Египте. Также и Исаак, и Иаков размышляли о рабстве, и рабствовал помысел их в Египте. И ещё до их рожденья было обещано рабство семени Авраама. Итак, предваряет то слово рождение Исаака на 15 лет. И обетование рабства предваряет вход в Египет на 205 лет. И обетование, данное семени Авраама, что в нём благословятся все народы, предваряет Закон на 430 лет 176 . И не мог Закон отменить обетование, потому что Закон был [лишь] приложением к тому слову обетования, до тех пор, пока не прейдёт его [т. е. слова обетования] время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Явились Моисей и Илия, древние великие Пророки: они говорили с Господом. О чем же они говорили? – Говорили о страданиях, которые Спаситель рода человеческого имел претерпеть ради спасения нашего в Иерусалиме. Глаголаста же исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме 170 . Апостол Петр, увидев в такой славе Господа и Пророков, сказал Господу: Господи! добро есть нам зде быти: если хочешь, мы сделаем здесь три сени (палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Еще он говорил, как светлый облак осенил их, и вот из облака слышится голос: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте 171 . Глас был от Бога Отца. Услышав божественный глас, ученики Господни пали ниц и сильно убоялись. Господь подошел к ним, коснулся их и сказал: встаньте, и не бойтесь. Они возвели взор свой: не было уже никого, кроме Иисуса Христа. Когда стали сходить с горы, Господь сказал им, чтобы они никому не говорили о видении дотоле, пока Он вокреснет из мертвых. И так воображайте себе, возлюбленные братия, прославленный вид пречистой плоти Господней, подобно солнцу просиявшей на Фаворе, – и наслаждайтесь дольше, дольше этим небесным зрелищем; воображая его, торжествуйте духом своим и радуйтесь: это – наш человеческий лик просиял в такой славе, в теснейшем единении его с существом Самого Бога – Слова. Торжествуйте и радуйтесь в той надежде, что, если вы будете послушны в этой привременной жизни Господу своему, последуете Его Божественным заповедям: то Он преобразит некогда такою же славою и ваши тела – так, что они сообразны будут славному телу Его; в этом уверяет и Сам Господь, когда говорит, что праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца небесного 172 ; и Св. Апостол Павел, который говорит, что Господь преобразит смиренное тело наше так, что оно будет сообразно славному телу Его 173 . – Но для чего Господь преобразился во славе на горе Фаворской и только пред тремя учениками Своими? Братия! Господу Иисусу Христу надо было пострадать за нас и быть до того поруганным и уничиженным, что, если бы ученики Его прежде страданий Его не были утверждены разными знамениями или чудесами в вере в Него, как Сына Божия, они могли бы соблазниться касательно Его лица, отпасть от Него и рассыпаться, каждый в свою сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010