Lugduni, 1561; Paspates A. G. Byzantinai Meletai. Constantinople, 1877. P. 334-336; Pulgher D. Les anciennes églises byzantines de Constantinople. Vienne, 1878. P. 27. Pl. 12; Gurlitt C. Die Bautkunt Konstantinopels. B., 1912. S. 36; Millingen A., van. Byzantine Churches of Constantinople. L., 1912. P. 196-198; Ebersolt J., Thiers A. Les églises de Constantinople. P., 1913. P. 139-146; Wulzinger K. Byzantinische Substruktionsbauten Konstantinopels//Jb. des Kaiserlich deutschen archäologischen Instituts. B., 1913. Bd. 28. P. 370-395; idem. Byzantinische Baudenkmäler zu Konstantinopel auf der Seraispitze, die Nea, das Tekfur-Serai und das Zisternenproblem. Hannover, 1925. S. 98-108. (Mittelmeerländer ud Orient; 1); Rice T. D. Excavations at Bodrum Camii 1930//Byz. 1933. Vol. 8. P. 151-176; Bal G. Contribution à la question des églises superposées dans le domaine byzantin//ИАИ. 1936. T. 10. C. 156-167; Naumann R. Der antike Rundbau beim Myrelaion und der Palast Romanos I. Lekapenos//IstMitt. 1966. Bd. 16. S. 199-216; idem. Ausgrabungen bei der Bodrum Camii (Myrelaion)//Annual of the Archeol. Museums of Istanbul. 1966. N 13/14. P. 135-142; Striker C. L. A New Investigation of the Bodrum Camii and the Problem of the Myrelaion//Ibid. P. 210-215; idem. The Myrelaion (Bodrum Camii) in Istanbul. Princeton (N. Y.), 1981; Janin. Églises et monastères. 1969. P. 351-354; Mathews T. F. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographic Survey. Univ. Park; L., 1976. P. 209-219; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 103-107; Kleinbauer W. E. [Rev.] «The Myrelaion (Bodrum Camii) in Istanbul» by C. L. Striker//AJA. 1983. Vol. 87. N. 3. P. 421-422; Morganstern J. [Rev.] C. L. Striker, «The Myrelaion (Bodrum Camii) in Istanbul»//Speculum. Camb., 1983. Vol. 58. N. 4. P. 1090-1092; Berger A. Untersuchungen zu den «Patria Konstantinupoleos». Bonn, 1988. (Poikila Byzantina; 8); Stri evi G. The Myrelaion - An Imperial Foundation?//15th Annual Byzantine Studies Conference.

http://pravenc.ru/text/2563310.html

Надгробное слово Василию Великому/Твор. Т. IV. С. 79. 118 Там же. С. 78. 119 Василий Великий. Письмо к Леонтию-софисту/Твор. его. T.VI. С. 58 120 Григорий Богослов. Письмо к Евдоксию-ритору/Твор. его. Т VI. С. 235. 121 Августин. Исповедь. Кн. IV, гл. 2. 122 Иероним. Письмо к Минервию и Александру/Твор. его в рус. переводе. Т. III. С. 111. 123 Григорий Богослов. Письмо к Евдоксию..»: 124 Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 3. 125 Василий Великий. К юношам..»: 126 Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 30. 127 Григорий Нисский. Слово о жизни Григория Чудотворца/Твор. его в рус. переводе. Т. VIII. С. 136. 128 Там же. С. 135. 129 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Твор. его. Т. IV. С. 78. 130 Василий Великий. Речь к юношам..»: 131 Св. Щетин Философ. Разговор с Трифоном, гл. 2. 132 Письмо Никовула-сына к отцу»: 133 Григорий Богослов. Письмо к Филагрию/Твор. его. Т. VI. С. 274. 134 Василий Великий. К юношам..»: 135 Там же. 136 Письмо Никовула-сына к отцу/Твор. Григория Богослова. Т. V. С. 274. 137 Кожевников. Нравственное и умственное развитие римского общества. С. 120. 138 Там же. С. 84. 139 Григорий Богослов. Надгробное слово брату Кесарию/Твор. его. Т. I. С. 246. 140 Кожевников. Указ. соч. С. 181—182. 141 Письмо Никовула-сына к отцу»: 142 Григорий Богослов. Надгробное слово брату Кесарию/Там же. С. 274. 143 Он же. Надгробное слово Василию Великому/Твор. его. Т. IV. С. 79. 144 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Там же. С. 75. 145 Письмо Никовула-сына к отцу/Творения Григория Богослова. Т. V. С. 274—275. 146 Августин. Исповедь. Кн. 5, гл. 8. 147 Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 17. 148 Фридлендер. Указ. соч. С. 155. 149 Sievers. Op. cit. S. 29. 150 Ibid. S. 35. 151 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 10. 152 Фридлендер. Указ. соч. С. 445. 153 Августин. Там же. 154 Фридлендер. Указ. соч. С. 544—545. 155 Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 2. 156 Фридлендер. Указ. соч. С. 155. 157 Herzierg.Der Untergang des Hellenismus und die Universitat Athen.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

P. 39-42, 151-156, 158-167; Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1899. Vol. 1. P. 119-125; 1901. Vol. 2. P. 115-121; Lewis A. Acta Mythologica Apostolorum. L., 1904. P. 130-133. (Horae Semiticae; 3); eadem. The Mythological Acts of the Apostles. L., 1904. P. 152-156. (Ibid.; 4); Balestri I. Il martirio di S. Luca Evangelista//Bessarione. Ser. 2. R., 1905. Vol. 8. P. 128-140; Gaselee S. A Bohairic Fragment of the Martyrdom of St. Luke//JThSt. 1908/1909. Vol. 10. P. 52-53; Acta Martyrum/Ed. Balestri et al. P., 1924. Vol. 2. P. IV-VI, 1-8. (CSCO; 86); idem/ Ed. H. Hyvernat. Louvain, 1950. Vol. 2 (Versio). P. 1-6. (CSCO; 125); Esbroeck М., van. Le martyre de St. Luc//San Luca evangelista testimone della fede che unisce: Atti del Congr. intern., Padova 16-21 ottobre 2000. Padova, 2004. Vol. 3. P. 105-134; Evelyn White H. G. The Monasteries of the Wadi " n Natrun. N. Y., 1926. Vol. 1. P. 47-50; Les homélies festales d " Hésychius de Jérusalem/Publ. par M. Aubineau. Brux., 1980. Vol. 2: Les homélies XVI-XXI et tables des deux volumes. P. 936-950. (SH; 59); Ecrits apocryphes chrétiens/Publ. sous la dir. de F. Bovon. P., 2005. Vol. 2. P. 961-982. (Biblioth. de la Pléiade; 516). Лит.: Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1884. Bd. 2. Pt. 2. P. 369-371; Henze C. H. Lukas der Muttergottesmaler. Leuven, 1948; Massi P. Luca, Evangelista: 1. La Vita//BiblSS. 1967. T. 8. P. 188-192; Santos Otero A., de. Passio Lucae//NTApo. 1989. Bd. 2. S. 423-424; Godding R. San Luca nella tradizione agiografica Latina//San Luca evangelista testimone della fede che unisce: Atti. Padova, 2004. Vol. 3. P. 135-150; Vassiliou A. La residenza di san Luca evangelista a Tebe: Fonti, testimonianze, tradizione//Ibid. P. 41-68. А. Ю. Виноградов Евангелие от Луки Текстология Папирус P75 с текстом Евангелия от Луки. 175–225 гг. (Vat. p. Bodmer XIV–XV) Папирус P75 с текстом Евангелия от Луки. 175–225 гг. (Vat. p. Bodmer XIV–XV) В наст. время известны 6 папирусов III - нач.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Σ. 323), первомч. архидиак. Стефану (27 дек.- см.: Ibid. Σ. 438-439; Там же. С. 418-419), 14 тыс. мученикам-младенцам, избиенным от Ирода (29 дек.- см.: Ibid. Σ. 459; Там же. С. 446), прп. Ефрему Сирину (28 янв.- см.: Μηναον. Ιανουριος. Σ. 420; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 413), на Сретение Господне (1 февр.- см.: Μηναον. Θεβρουριος. Σ. 9; Минея (МП). Февр. Ч. 1. С. 4), 40 мученикам Севастийским (9 марта - см.: Μηναον. Μρτιος. Σ. 78), вмч. Прокопию (8 июля - см.: Μηναον. Ιολιος. Σ. 78; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 463), мц. Христине (24 июля - Ibid. Σ. 215). В рукописях сохранились составленные К. каноны: на Пасху, на Фомину неделю, на Лазареву субботу, на Благовещение и Успение Пресв. Богородицы, на Крестовоздвижение, св. апостолам, ап. Иоанну Богослову, прмц. Фекле, вмч. Димитрию Солунскому, свт. Николаю Чудотворцу, на Рождество и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, св. Бесплотным силам, вмч. Феодору, на Воскресение и всем святым (см.: Ερμολγιον/Εκδ. μητρ. Σωφρνιος (Εστρατιδης). Chennevières-sur-Marne, 1932 . Σ. 24-26, 40-41, 47-50, 62-63, 111-115, 127-129, 151-152, 156-157, 185-187, 210-215, 251-252), мученикам Акепсиму, Иосифу и Аифалу (Ταμεον. Σ. 76), прп. Алипию Столпнику (Ibid. Σ. 106). Основная особенность канонов К.- уникальность ирмосов. Сохранились каноны К. как со 2-й песнью, так и без нее; известны каноны К. на все 8 гласов, кроме 3-го; гимнограф не пренебрегал акростихами, причем в богородичнах мог помещать свое имя - Κυπριανς (Киприан) или Κυπριανο (Киприаново). Лит.: Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 248-249; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910; É mereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. P. 23; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Κυπριανς Μοναχς//Να Σιν. Ιερουσαλμ, 1935. Τ. 30. Σ. 689-697; 1936. Τ. 31. Σ. 3-10; Schir ó G. Lineamenti storici sulla genesi e lo sviluppo del syntomon//BollGrot. 1949. Vol. 3. P. 133-152, 195-217; Τρμπελας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 1949. Σ. 119-122; Sz ö verffy. Hymnography. 1979. Vol. 2. P. 18 [Библиогр.]; Arata M. C. Some Notes on the Cyprian the Hymnographer//Studies in Eastern Chant/Ed. D. Conomos. N. Y., 1990. Vol. 5. P. 123-136. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/1684744.html

Лит.: Schir ò G. Quattro inni per Santi Calabresi dimenticati//Archivio Storico per la Calabria e la Lucania. 1946. T. 15. N 1/2. P. 17-21, 26; idem. «S. Luca di Bova», problema insoluto//Ibid. 1949. T. 18. N 1/2. P. 151-159; Basile A. San Luca di Bova santo calabrese dimenticato?//BollGrott. 1948. Vol. 2. P. 127-136; Halkin F. Bulletin d " hagiographie italo-grecque//AnBoll. 1948. T. 66. P. 289-299; Russo F. S. Luca di Bova o di Melicucca?//Archivio storico per la Calabria e la Lucania. 1948. T. 17. N 1/2. P. 113-122; idem. Note di agiografia calabro-bizantina (Rassegna bibliografica del decennio 1952-1962)//BollGrott. 1963. Vol. 17. P. 57-71; M è nager L.-R. La «byzantinisation» religieuse de l " Italie méridionale (IX-XII siècles) et la politique monastique des Normands d " Italie//RHE. 1959. Vol. 54. P. 5-40; Joannou P. La personalità storica di Luca di Bova attraverso i suoi scritti inediti//Archivio Storico per la Calabria e la Lucania. 1960. T. 29. N 3/4. P. 175-180; idem. A propos de Luc de Bova: Une mise au point//BollGrott. 1962. Vol. 16. P. 23-24; Parisi A. F. Alle origini della diocesi di Bova//Ibid. 1961. Vol. 15. P. 145-161; idem. Ancora su Luca di Bova//Ibid. 1962. Vol. 16. P. 159-164; Follieri E. Il culto dei santi nell " Italia greca//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI sec. Padova, 1972. Vol. 2. P. 553-577; eadem. I santi della Calabria bizantina//Calabria bizantina: Vita religiosa e strutture amministrative. Reggio di Calabria, 1974. P. 71-93; Ferrante N. Santi italogreci in Calabria. Reggio di Calabria, 1981. P. 227-234; idem. San Luca, primo vescovo di Bova//Calabria sconosciuta. 1996. Vol. 19. N 70. P. 43-48; Minuto D. Profili di santi nella Calabria byzantina. Reggio di Calabria, 2002; idem. Le lettere di San Luca, vescovo di Bova (XI-XII seculo)//Nicolaus. 2005. Vol. 32. P. 147-156 [исслед.]; Hester D. P. Monasticism and Spirituality of the Italo-Greeks. Θεσ., 1992. P. 109, 117, 155, 163. (Ανλεκτα Βλατδων; 55); Acconcia Longo A. S. Leo, S. Luca di Bova e altri santi italogreci// Eadem. Ricerche di agiografia italogreca. R., 2003. P. 165-177. (Testi e studi bizantino-neoellenici; 13).

http://pravenc.ru/text/2110772.html

Сцены из Жития сщмч. Ираклидия, еп. Тамасского. Роспись кафоликона мон-ря сщмч. Ираклидия в дер. Политико. 1759 г. Сцены из Жития сщмч. Ираклидия, еп. Тамасского. Роспись кафоликона мон-ря сщмч. Ираклидия в дер. Политико. 1759 г. Особого внимания заслуживают эпизоды Жития, в к-рых рассказывается о миссионерской деятельности И. и Мнасона на Кипре: после воскрешения Аэтия И. крестил 400 язычников (Ibid. P. 144); в Пафосе к вере были обращены 15 идолопоклонников (Ibid. P. 151-152); И. усмирил бурный речной поток, чтобы жители Перата смогли прийти к нему, креститься и получить наставление (Ibid. P. 156-157). Мнасон наказал ростовщика Александра, сделав его немым и недвижимым. Видя это, Геласий и 3 его сына-каменщика уверовали во Христа. Когда Александр раскаялся, Мнасон вернул ему способность говорить и двигаться, и тот обратился к вере (Ibid. P. 158-160). После того как некий Николай принес письмо от апостолов Павла и Варнавы, И. и Мнасон отправились проповедовать в Пафос (Ibid. P. 147-149), но язычники изгнали их из города. Они пошли в Курий, однако и там увидели процессию идолопоклонников и решили вернуться в Тамас (Ibid. P. 152; ср. о языческих празднествах в Курии в Актах ап. Варнавы - Acta Barnab. 19). Когда умер сын язычника Филофея, отец призвал жрецов Аполлона и Артемиды из Перата и жрецов Асклепия, Диониса и Афродиты из Тамаса, чтобы они воскресили ребенка. Их усилия оказались тщетными, и жена Филофея Нимфа обратилась за помощью к И. По молитве ко Христу ребенок воскрес, и вся семья Филофея крестилась. Через 3 дня толпа язычников напала на И. и Мнасона, желая разрушить церковь в Тамасе. И. обратился к Богу с молитвой, и тогда выломанная язычником Савином дверь ударила его по голове, после чего нечестивцы разошлись ( Halkin. 1964. P. 164). Согласно повествованию, И. и Мнасон не встретили ни одного епископа во время путешествия по Кипру, и на основании этого Алькен предположил, что изначально весь остров был обширной епископией с кафедрой в Тамасе. Житие И., по мнению исследователя, является свидетельством в защиту древности Церкви Тамаса. Главенство Церкви Тамаса над др. Церквами Кипра было также отмечено в Актах ап. Варнавы (Ibid. P. 134).

http://pravenc.ru/text/673835.html

1 . In Conceptionem SS. Deiparæ (Ballerini), 543–68. 2 .     In Nativitatem (Combefis), 567–600. 3 .     In Præsentationem (Ballerini), 599–632. 4 .     In Annuntiationem (id.), 631–60. 5 . In Visitationem (id.), 659–98. 6 . In Desponsationem (id.), fg,, 697–700. JEJUNATOR. Vide JOANNES J. JEREMIAS, Chersonis metr., s. XIV, 152. Attestatio (Ada Joan. Calecæ, 10), græce, 1227. JOANNES, s. IX. Acrostichon adversus imagines , 1–2, 99, 435–36, 475–76. JOANNES ANAGNOSTA, s. XV, 156. De excidio Thessalonicensi (Allatius), 587–632. Notitia Hankius, 583–6. JOANNES I ANTIOCHENUS ер., 77. Epistolæ in Synodico, 84, с. 2, 4, 17, 37, 38, 39, 44, 48, 49, 50, 76, 77, 80, 86, 91, 122, 123, 126, 176, 187, 196, 197. 1 . Epist. ad Nestorium (Mansi), 77, 1449–58. 2 . – ad Cyrillum (inter cyrillianas 22), 131–22. 3 . – ad Xystum papam (ibid., 35), 163–66. 4 . – ad Cyrillum (ibid., 38), 169–74. 5 . – -- (ibid., 47), 247–50. 6 .   – – latine (ibid., 66), 329–32. 7 .   – ad clerum CP. (inter Theodoreti epist., 145), 83, 1447–8. 8 . Relatio ad imperatorem (ibid., 161), 1457–64. Notitia Lequien, 77, 1449–50. JOANNES IV ANTIOCHENUS patr., s. XI-X1I, 132. De monasteriis laicis non tradendis, 1117–50. Notitia Cotelier, 1115–8. JOANNES ARGYROPULUS, s. XV, 158. De processione Spiritus S. (Allatius), 991–1008. Epistola ad cardinalem Roboreum (Pasini), 1007. Notitia Bo_erner, 983–92. JOANNES XIV CALECAS, CP. patr., 1334–47. Synodicæ constitutiones (Miklosich-Muller), 152, 1215–84. (n. 23=151, 679–92 [Dositheus].) Tomus contra Palamam (Allatius), 150, 863–4. De tomo [syhodica n. 23] (id.), 150, 900–6. Sermo patriarchalis (id.), 150, 891–7. De cruce (Gretser) 1–2, 152, 253–62, 263–80. Notitia, 249–50. Montfaucon. Index homiliarum 1–60 ex cod. Coislin 386, 249–52. JOANNES X CAMATERUS, CP. patr., 1199–1206. Responsio canonica (Leunclavius), 119, 890–94. JOANNES CAMENIATA. s. X. 109. De excidio Thessalonicæ, 52–638. Monitum Combefis, 519–22. JOANNES CANANUS, s. XV, 156. Narratio de CP. oppugnata (Allatius), 61–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

3-е Слово открывается темой Церкви как Нового Израиля, поскольку старый Израиль утратил веру (Ibid. Σ. 109. 24-43; ср.: Iust. Martyr. Dial. 11). Традиционно для антииудейской полемики акцент делается на тринитарном истолковании Быт 1. 26 ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 118. 317 - 119. 333). Таинство Воплощения «предшествующего всем векам Божественного замысла... стало раскрываться в прообразах начиная с создания Адама» отцам и пророкам (Ibid. Σ. 124-125). Слова 4 и 5 посвящены доказательству Божества Христа. Силой Христовой апостолы побеждали мир, всюду распространяя учение Христа (Ibid. Σ. 128. 44 - 130. 108); у кого еще из умерших, кроме Христа, тело не знало истления, что предсказал псалмопевец (Пс 15. 10) ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 134. 205-213). В вопросе о явлении Христа Аврааму И. К. продолжает устойчивую с первых веков христианства традицию, согласно к-рой один из 3 явившихся Аврааму ангелов - Сын Божий (эта традиция представлена св. Иустином Философом ( Iust. Martyr. Dial. 56), свт. Кириллом Иерусалимским, а на лат. Западе - Новацианом («2-й тип истолкования», по Л. Тунбергу; см.: Thunberg. 1966. P. 563-565)). 5-е Слово представляет собой экзегетический трактат, посвященный изъяснению Пс 71 (см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 149-156). Как отмечает Х. Сотиропулос, в христологическом истолковании этого псалма И. К. следует Феодориту , еп. Кирскому ( Theodoret. Interpr. in Ps. 71//PG. 80. Col. 1429 sqq.). Так, Пс 71. 5 указывает на собезначальность Бога Отца и Бога Сына; Пс 71. 6 - на Воплощение; Пс 71. 12 - на искупление Христом человеческого рода ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 150. 73-75; 151. 83-90; 153. 163-166). Начиная с 6-го Слова И. К. приступает к детальному разбору ветхозаветных провозвестий и предзнаменований новозаветных событий, а также ветхозаветных указаний на Св. Троицу. Так, Ис 11. 1 указывает на Рождество Господа Иисуса Христа («цвета») от Богородицы («отрасли») (Ibid. Σ. 161. 136-139; ср.: Ioan. Damasc. In Nativ. B. V. M.). Оставшуюся часть Слова занимает пространное толкование Ис 7. 14 ввиду важности этого стиха для понимания домостроительства Христа в целом ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 167. 306 -173. 458).

http://pravenc.ru/text/471274.html

151 Μχαλ νθυπτου κα κριτο, το τταλειτου, ποημα νομικν, τοι πραγματικ, ττλος Β, к. 4–5//Leunclavius. Jusgraeco-romanun. T. II. Francofurti, 1596. P. 83. 152 Zacharie a Lingenthal. Jus graeco-romanum. Pars II: Liber juridicus alphabe- ticus sive Synopsis Minor (Νμιμον κατ στοιχεον), lit В. с. 24–25, Lipsiae, 1856. P. 41. 153 Ματθαου το Βλαστρεως Σνταγμα κατ στοιχεον Σ. 123//Ρλλης κα Ποτλς. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. T. VI. θναι, 1859. 154 Zachariae a Lingenthal. Jus graeco-romanum. Pars II: Ecloga legum in epitome expositarum, p. 291: σχλια κ – κα. Lipsiae, 1856; Hergenröther. Photius, Patriarch von Constantinopel. Bd. II. Regensburg, 1867. S. 588–589; Сокольский В., проф. О характере и значении Эпанагоги//Византийский Временник. I (1894), 34. 155 Об этом говорит и буквальное сходство императорских новелл в Эпанагогой в определении царской власти: βασιλεα (или βασιλες) ννομος πιστασα στιν. Ср.: Epanagoge. Т. II, cap. I, Nov. XXXI imp. Alexii Comneni (Zachariae. III, 378), Nov. LXVI imp. Manuelis Comneni (Zachariae . Ibid. III, 460), Nov. LXXXVI imp. Isaacii Angeli (Zachariae . Ibid. Pars III. P. 515). 156 Tν κρατοσαν ν τας συνοδικας περ κοινν πρξεσι διατηροντες συνθειαν, νενεγκεν κα πρς τν μν εσεβ βασιλεαν τ πα ατν διαγνωσθντα κα ροδοτηθντα καλς βουλεσαντο//Zachariae. Ibid. Pars III. P. 483. 157 Constantinus Porphyrogenitus. De cerimoniis aulae byzantinae. Т. I,I.I, cap. 9. Bonnae, 1839. P. 59–60; Ρλλης κα Ποτλς. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. II, 467 (толкование Вальсамона на 69-е пр. Трулльского собора); III, 44 (толкова­ние его же на 12-е пр. Анкирского собора). – Об усвоении царю звания епистимонарха Церкви в силу св. помазания на царство более подробно говорит св. Си­меон Солунский (PG. Т. CLV. Col. 352–353, 356 ). Ср.: Ματθαου το Βλαστρεως Σνταγμα Σ. 124 (Ρλλης κα Ποτλς. Т. VI). 158 Перед избранием византийского патриарха Василия Скамандрина (6 фев­раля 970 г.) Иоанн Цимисхий обратился к синоду и синклиту с такой речью: «Μαν ρχν ξεπσμαι, τν νωττην κα πρτην, τις κ το μ ντος ες τ εναι τ το ρατο κα ορατου κσμου παργαγε σστημα. Δο δ τς ν τδε τ β γινσκω κα τ κτω περιφορ, ερωσνην κα βασιλεαν, ν τ μν τν τν ψυχν πιμλειαν, τ δ τν τν σωμτων κυβρνησιν νεχερησεν Δημιουργς» κτλ// Leo Diaconus. Historia. Lib. VI, cap. 8. Bonnae, 1828. P. 101–102.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

693 «Дела человека не столь ценны, чтобы заслужить нам оправдание, но без них оправдание невозможно», – кажется, эту мысль хочет выразить Джон Весли. 695 Для понимания этого места нужно помнить, что методисты признавали возможность знать: кто именно, как и когда получил прощение грехов чрез свидетельство Св. Духа непосредственно данное духу человека. 697 Jacoby, I, 151, 152. Нужно думать, что в подлиннике по данному вопросу было написано больше рассуждений. См. Hunt’a ibid., vol. III, р. 293. 700 «Противодействие антиномизму» и «Христианское совершенство». См. Jacoby, I, 156 и Hunt, III, 295. 703 Southey, II, 361 говорит, что о запальчивости споров можно судить из сочинений того времени. Lecky, S. 84, именно с этой стороны рассматривает труды Топледи, Берриджа и др. 704 В насмешку над Весли Топледи заставляет его говорить в одном из стихотворений: «Я (Весли) имею среди проповедников чеботаря… это нечто имеющее универсальный талант… Он владеет… шилом, бритвою, пером; он бреет мою бороду, чинит мои сапоги и пишет для меня панегирики. С одинаковою легкостью он может починить мои чулки и мое исповедание веры». См. Hunt’a, ibid. р. 299 (примечание). 705 В нем Топледи дерзко вызывает Весли на суд пред лицом Божиим, по поводу учения Весли о спасении людей, никогда не слышавших об Иисусе Христе. Из немногих слов у Нипт’а, видна желчность Топледи. Ibid и р. 300. 706 A low and pury tadpole in divinity – значит нечто иное: для нас трудно перевести это выражение. 710 Jacoby I, 166, 167; Lloyd, History of the English Church, p. 174; о равнодушии к вероисповедным разностям говорит Southey, I, 466, а также Jorg в Geschicht. d. Protestantismus, B II. S. 465. 711 Называют его то церковным обществом (Baur Ferd.), то партией (Schneckenburger), то сектою (Jorg), но всегда маленькою (Kleine) 714 Члены епископального исповедания взяты нами у Преосв. Иоанна из III выпуска статей: «Из истории религиозных сект в Америке» (стр. 87 и далее); члены методистов – из сочинения Jacoby Geschichte d. Methodismus, В. II. SS. 62–70.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010