В слове 75-м вкрадце противна против глав Самойла евреянина 690 и всем евреаном и жидом. В том же слове вкратце сопротивление Иванну Лодовику толковнику священныа книги святого Августина епископа Пантьскаго 691 и от богословиа обличает Иванна Лодовика, что неправо и нечестиво «влагает в мысли благочестивым 692 смердящую тину гнилых и умолчанных басний, размещая и замышляа блядущих баб и Пиеридовы басни, а не философ 693 мужий», и похваляет еллинских нечестивых мудрец 694 Платона и Аристотеля и ины некиа 695 . (Л. 33 об.) И наконец в 21 главе ко Иванну ж Лодовику: «тем же, рече, подобно есть нам послушати глаголаше 696 глаголющаго премудраго архиерея, иже не написана быша пророки и апостолы, ни мудрствовати подобает» 697 . А на конце слова 69-го: «согласна же сему учит блаженный Сидор 698 Пилусиот: от(ъ)емлюще что или приложити что смеющии от богодухновенных словес единым от двоего 699 недугуют: или убо не веруют, яко Духом святым писана быша святаа писаниа, или себе самех мнят мудрейша 700 святого Духа и что ино разве неистовствуют? И аз грешный и богомолец ваш молю вы Иисусом 701 Христом, престаните от таковаго новоявленнаго мудрованиа, брань бо и соблазн двигаете точию православным, а не ползу 702 . Се аз, послушан царя и пророка глаголющаго: глаголах о свидении твоем пред цари, не 703 стыдяхся 704 , сказах вам всю истинну 705 апостольскую и отцы преданую. И аще убо послушаете краткое 706 сие воспоминание мое и престанете прочее (л. 34) смущати люди Божиа, славу Богу, давшему мне грешному сицеву 707 силу словесную. Аще ли не послушаете, блюдетеся глаголюща Господа: горе тому человеку, им же соблазн приходит 708 и прочее. Мир Христов с вами» 709 . В начале слова 54 пишет: «велие воистину благо и спасително есть богодухновенных писаний известный разум и искуство, не точию бо неблазненому постижению, еже о Бозе и его создании их и строение их 710 учит послушателя их, но еще и житие непорочно и по всему богоугодно совершает, всегда наказует нас соединена бывша божественей 711 любви содетеля его прилежным деланием спасителных заповедей его, превелие такоже зло и многи ж нечестивии 712 виновно еже сих 713 неведение и испытание неразсудное и нерасмотрителное. Отселе бо Арие, и Македоние, и Несторие, и Ефтихие и Диоскорид в различныя пропости уклонишася, зле, а не прилежне, божественных 714 писаний разсуждающих 715 (л. 34 об.) и принудящи их ко еже им угодно» и прочая того ж их слова 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

8 октября 1916 г. на заседании Общего собрания Академии наук состоялось избрание Н. К. Никольского в ординарные академики по Отделению русского языка и словесности. 708 Записку об ученых трудах кандидата составили: В. Н. Перетц, А. А. Шахматов, Η. П. Кондаков, А. И. Соболевский, Н. А. Котляревский. 709 Это событие явилось закономерным результатом многолетних ученых занятий доктора церковной истории, статского советника Н. К. Никольского (от избрания его членом-корреспондентом прошло 16 лет). Друзья с радостью поздравили его с этим важным и долгожданным событием: «С неподдельной радостью и большим удовлетворением узнал об избрании Вас академиком» ( Д. И. Абрамович , 4 апреля 1916 г.); 710 «Поздравляю с избранием в ординарные академики. Я лет 15 тому назад предвидел Вам академическое кресло, которое Вы уже тогда заслуживали» (X. М. Лопарев, 4 апреля 1916 г.); 711 «Поздравляю Вас душевно с назначением в члены Академии наук, где Вы будете светить еще более ясным светом для нашей науки, чем в звании профессора. Дай Вам Бог послужить ей в этом новом звании» (Д. В. Айналов, 23 декабря 1916 г.). 712 Несмотря на свое сознательное отстранение от занятий историей церкви, в 1917 г. ученому все же пришлось принять участие в деятельности Поместного Собора. 2 сентября 1917 г. на экстраординарном собрании православных членов Академии наук Н. К. Никольский был избран представителем Академии в Предсоборное Присутствие. 713 Обстоятельства сложились так, что на первой сессии Поместного Собора Н. К. Никольскому не удалось присутствовать. В личном фонде ученого сохранилось уведомление из канцелярии Собора с предупреждением о выводе его из состава участников в случае неявки и на вторую сессию, намеченную на июнь 1918 г. 714 В ответном письме Н. К. Никольский сообщал: «Отсутствовал ввиду необходимости охранять от возможной реквизиции ценные для науки рукописи и книги, которые собраны для моих занятий в моей квартире и среди которых находятся принадлежащие и церковным учреждениям (вместо зачеркнутого: «вследствие национализации недвижимостей в г. Царское Село и происходящих здесь погромов». – Н. К.). Хотя в настоящее время мне и удалось обезопасить собранные в моей квартире книги и рукописи от возможной реквизиции, но я не могу быть уверенным в том, что происходящие события позволят принять участие в третьей сессии Собора в том случае, если Совет признает причину моей неявки и на вторую сессию уважительной». 715 О своем пребывании на Соборе с середины сентября до середины декабря Н. К. Никольский сообщил в письме к доктору медицины М. Е. Кириллову. Здесь же он упомянул о состоянии своего здоровья: «Я также еженедельно прихварываю, то из-за простуды (в комнате около 6–7), то из-за недоедания или питания мякинным хлебом». 716

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приидите, все племена 704 народов 705 , почтим песнями 706 Крест Господний. Радуйся 707 , Крест, совершенное избавление 708 павшего Адама. Тобою хвалятся наши вернейшие цари, как твоею силою мощно 709 покоряющие измаильские народы. Целуя 710 со страхом тебя ныне, мы, христиане, славим пригвоздившегося 711 на тебе Бога, говоря: пригвоздившийся 712 на нем Господи, помилуй нас, как благий и человеколюбивый. Глас 5 Приидите людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся; яко древо в раи смерть прозябе, сие же жизнь процвете, безгрешнаго имуще пригвожденна Господа; от Негоже вси языцы нетление вземлюще зовем: Иже Крестом смерть упразднивый, и нас свободивый, слава Тебе. Приидите, люди 713 , увидев необычайное 714 чудо 715 , преклонимся 716 перед силой Креста, так как 717 древо в раю произрастило смерть, а это зацвело 718 жизнью, имея пригвожденным 719 на себе безгрешного Господа. Получая 720 от него нетление, мы, все народы, восклицаем: Упразднивший Крестом смерть и освободивший нас, слава Тебе! Глас тойже 721 Глас пророк Твоих Исаии и Давида исполнися, Боже, глаголющий: приидут вси языцы, Господи, и поклонятся пред Тобою: се бо людие, иже Твоея, Блаже, благодати наполнишася, во дворех Твоих Иерусалима. Крест претерпевый за ны, и воскресением Твоим животворяй, сохрани и спаси ны. Исполнился голос пророков Твоих, Боже, Исаии и Давида 722 , говорящий: придут все народы, Господи, и поклонятся пред Тобою; ибо вот люди, которые наполнились, Благий, благодати Твоей, (теперь) в Твоих Иерусалимских дворах 723 . Претерпевший крест за нас и оживотворивший нас воскресением Твоим, сохрани и спаси нас! Глас 6 Четвероконечный мир днесь освящается, четверчастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш, и рог верных христиан совозносится. Тем врагов сокрушаем роги. Велий еси, Господи, и дйвен в делех Твоих; слава Тебе. Четырехконечный мир сегодня освящается воздвижением четырехчастного Креста Твоего, Христе Боже наш, и вместе с тем возвышается сила 724 верного императора нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

697 Ibid. Col. 1296D. Это также чисто аристотелевское учение, что признает ниже и сам автор. – Прим. ред. 701 Данное утверждение еще раз показывает, сколь мало автор знаком с философией Аристотеля и историей его рецепции в христианском богословии. Достаточно напомнить хотя бы тринитарную терминологию Каппадокийцев, Диалектику преп. Иоанна Дамаскина или Сумму теологии Фомы Аквинского, чтобы показать возможность непротиворечивого синтеза христианского вероучения с философией Аристотеля, которая оказалась для этого несомненно более подходящей, чем философия Платона. -Прим, ред. 703 Ψυχ στιν ντελχεια πρτη σματος φυσικο δυνμει ζων χοντος «Душа есть первая энтелехия природного тела, в возможности обладающего жизнью» (Аристотель. De anima, 412а 28–412b 1). См. Zeller. S. 479, прим. 4. 710 Zeller. S. 355, прим. 2: η κνησις οκ ν τ εδει, λλ’ ν τ κινουμνω κα κινητ κατ νep γειαν «движение не в виде, но в движущемся [предмете], способном к актуальному движению», говорит Аристотель в Physica, V.l 224b 25–26. 711 В Contra Nestorianos et Eutychianos. Col. 1284A читаем: «Все разумные сущности ( α λογικα πασαι οσαι ), допускающие различие в отношении добродетели, то так, то иначе усматриваются в движении, ибо сотворенной природе не свойственно находиться в одном и том же положении». В Col. 1456А Леонтий выражается о душе как φυτικ κα τοπικ κνησις «растительном и пространственном движении». 714 Zeller. S. 355, прим. 3; Аристотель. Topica 103 b 20–23: τα γνη των mi κατηγοργν... εστι τατα τον ριθμν δκα τ στι, ποσν, ποιν, προς τi, που, ποτ, ке σθαι, χειν, ποιεν, πσχειν «роды категорий... числом десять: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание». Ср. Аристотель. Categoriae 1 b 25–27. 715 Zeller. S. 271, прим. 6: πντως η οσα πρτον κα λγω κα γνσε κα χρνω «сущность вообще первичнее и по определению, и по познанию, и по времени» (Аристотель. Metaphys., VII. 1 1028а 32–33). 716 Zeller. S. 305, прим. 2: πρτον μν γρ ουσα καστου η διος εκστω, οχ υπρχει λλω, τ δε καθλου κοινν «во-первых, сущность каждой вещи – это то, что принадлежит лишь ей и не присуще другому, а общее – это относящееся ко многому» (Аристотель. Metaphys., VII. 13 1038b 9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Да в прошлом 715 году, по состоявшемуся Его Величества именному указу, велено на жалованье ландратом и комиссаром и подьячим и рассыльщикам положить вновь по гривне с двора, а хлеб давать рожь и овес пополам, собирая оный с дворового числа. А по определению вице – губернатора г-на Лодыженского с товарищи велено на жалованье помянутым ландратом и комиссарам и подьячим и рассыльщикам против вышепомянутого указа вновь с дворового числа по переписным книгам 710 года сбирать самим по гривне с двора, да хлеба по полу четверику с осмою долей четверика ржи и овса пополам. А в прошлом 719 году апреля в 13 д., в указе Его Величества из Вологодской губернской канцелярии вологодских двух долей в Канцелярии писано: Марта 13 дня в указе Его Императорского Величества Президента Князя Дмитрия Михайловича Голицына в Архангелогородскую губернию к вице-губернатору г-ну Лодыженскому с товарищи писано: февраля 20 дня в указе Его Величества из Канцелярии Правительствующего Сената в Камер-коллегию написано: Его Императорское Величество указал по именному своему Императорского Величества указу прошлого 719 года генв. 28 дня положенные деньги на дачу жалованья в долях ландратом и комиссарам и прочим приказным людям и другим служителям по гривне с двора, да за хлеб деньгами по тамошней настоящей средней цене, где тот хлеб сбирать будет, на тот 719 год собрать и впредь по вся годы сбирать с дворового числа по-прежнему. По оному именному указу и по приговору г-на Президента Князя Дмитрия Михайловича Голицына с товарищи велено в губерниях те положенные ландратские деньги в долях по гривне с двора, а за хлеб деньгами по настоящей средней цене, где тот хлеб сбирать будут, на тот 719 год собрать и впредь по вся годы сбирать с дворового числа по-прежнему, и конечно бы оные деньги на тот год собраны и впредь повсегоды сбираны были на каждую треть года сполна без доимки. Да в прошлом 720 году ноября 25 дня, по присланному Его Императорского Величества из Государственной Камор-коллегии в Вологодскую провинцию указу, велено оные гривенные и за хлеб деньги собирая отдавать в рентереи, а из рентереи присылать с другими сборными книгами, расписав именно, в Штатс-Контор-Коллегию, а что когда собрано и в рентерею отдано будет, в Штатс-Контор-коллегию писать в рапортах именно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

707 Спрашивается, что это была за суббота , в которую Иудеи постились? Одни (между прочим Sanclemente) 708 полагали здесь совпадение ее с 23 числом месяца Siwan, когда все благочестивые раввины соблюдали пост. Друге, считая третий месяц оъ Tischri, находили более правдоподобным совпадение субботы с 28 числом Хислева, в которое как думает (Usser ad an. 3940) Иудеи постились. Скалигер и Казобон хотят лучше изменить самый образ чтения – τετρτον вместо τρτον, и навязывают Иудеям пост в м. Фамус. 709 Basnage считает за невозможное развязать этот узел без меча и готов выскабливать вовсе «третий месяц» из данного места Иосифа, как вставку. 710 Jost не находит ничего лучше, как предоставить это произволу каждого, и, как образчик подобного произвола, относит день поста на 10-е Tischri. 711 Herzfeld 712 делает догадку, что замечание о дне поста следует отнести к невнимательной компиляции Иосифом языческих источников 713 , которые допускали здесь ошибочное представление вообще греко-римского мира, что суббота Иудеев был день постный. 714 Это действительно возможно в виду особенно известного места Страбона из его исторического труда, цитируемого Иосифом ρχ.XIV, 4, 3 и имеющего свою параллель в Географии Страбона XVI, 2, 40, 763: κατελβετο (Πομπιος) δ’ ς φασι, τηρσας τν τς νηστεας μρν, νκα πεχοντο ο ουδαοι παντς ργου. Между всеми этими затруднениями одно несомненно прежде всего, что «третий месяц» Иосифа здесь не третий месяц от начала года, будь то греческий или иудейский, или еще какой, как многие упускали из вида, строя на этом свои фантастичные выводы, а «третий месяц» от «начала осады», как ясно видно из параллельных мест самого Иосифа. Другая несомненность, подтверждающая первую, здесь та, что взятие города должно было падать на глубокую осень, иначе нет возможности поместить в более коротком промежутке длинный ряд событий между наступлением Помпея 715 – (весной 63 г.) и завоеванием города, и, во всяком случае, не в июне, как, полагают Grätz 716 и Hitzig 717 , вводясь в заблуждение указанной недомолвкой Иосифа при «третьем месяце», каковой они считают от начала еврейского года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Бросился, ратный доспех Лаодоку любезному вверив, Другу державшему подле коней его твердокопытых. 700 Быстро, лиющего слезы, несли его ноги из боя, Чтобы сыну Пелея ужасное слово поведать. Сердцу, Атрид, твоему не угодно, божественный, было Тех утесненных друзей защищать, которых оставил Несторов сын: в сокрушении горьком остались пилосцы; 705 К ним Менелай послал Фразимеда, подобного богу; Сам же опять полетел на защиту Патрокла героя; Вместе с Аяксами стал и вещал к ним крылатое слово: “Я Антилоха послал к мирмидонским судам мореходным, С вестию сыну Пелееву быстрому; но, я уверен, 710 Он не придет, хоть и страшно на Гектора мощного гневен. Как он, лишенный оружия, в битву с троянами вступит? Сами собою, данаи, придумаем способ надежный, Как и сраженного друга спасем от враждебных, и сами Как под грозою троян от судьбы и от смерти избегнем”. 715 И Атриду ответствовал сын Теламона великий: “Все справедливо, что ты ни вещал, Менелай знаменитый. Бросьтеся ж, ты и Молид Мерион; наклонитеся быстро Тело поднять и несите из боя; а мы позади вас Будем сражаться с народом троянским и Гектором мощным, 720 Мы, равносильные, мы, соименные, кои и прежде Бурные грозы Арея, друг с другом сложась, выносили”. Рек, – и они, от земли подхвативши, подняли тело Вверх и высоко и мощно; ужасно завопили сзади Трои сыны, лишь узрели данаев, подъемлющих тело; 725 Бросились прямо, подобно как псы на пустынного вепря, Если он ранен, летят впереди молодых звероловцев; Быстро сначала бегут, растерзать нетерпеньем пылая; Но, едва он на них оборотится, силою гордый, Мечутся вспять и кругом рассыпаются друг перед другом, — 730 Так и трояне сначала толпой неотступно неслися, В тыл аргивянам колебля мечи и двуострые копья; Но едва лишь Аяксы, на них обратясь, становились, — Лица бледнели троян, и от них не дерзал ни единый Выйти вперед, чтоб с оружием в длани за тело сразиться. 735 Так усердно они уносили Патрокла из боя К стану судов мореходных; но бой возрастал по следам их, Бурный, подобно как огнь, устремленный на град человеков;

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

685 Многие дал ты дары, чтобы выкупить мертвого сына; Но за живого тебя троекратной ценою заплатят Дети твои, у тебя остающиесь, если узнает Царь Атрейон о тебе и ахейцы другие узнают”. Так провещал; ужаснулся Приам и глашатая поднял. 690 Гермес мгновенно запряг им и коней и месков яремных; Сам через стан их быстро прогнал, и никто не увидел. Но лишь достигнули путники брода реки светловодной, Ксанфа пучинного, богом рожденного, Зевсом бессмертным, — Там благодетельный Гермес обратно вознесся к Олимпу. 695 В ризе златистой Заря простиралась над всею землею. Древний Приам, и стенящий и плачущий, гнал к Илиону Коней, а мески везли мертвеца. И никто в Илионе Их не узнал от мужей и от жен благородных троянских Прежде Кассандры прекрасной, златой Афродите подобной. 700 Рано на замок восшед, издали в колеснице узнала Образ отца своего и глашатая громкого Трои; Тело узрела на месках, на смертном простертое ложе; Подняла горестный плач и вопила по целому граду: “Шествуйте, жены и мужи! Смотрите на Гектора ныне, Вы, что живого, из битв приходившего, прежде встречали 705 С радостью: радостью светлой и граду он был и народу!” Так вопияла; и вдруг ни жены не осталось, ни мужа В Трое великой; грусть несказанная всех поразила, — Все пред вратами столпилися в встречу везомого тела. 710 Всех впереди молодая супруга и нежная матерь Плакали, рвали власы и, на труп исступленно бросаясь, С воплем главу обнимали; столпившиесь плакали стоя. Верно, и целый бы день до заката блестящего солнца, Плача над Гектором храбрым, рыдали толпы за вратами, 715 Если бы старец Приам не воззвал с колесницы к народу: “Дайте дорогу, друзья, чтобы мески проехали; после Плачем вы все насыщайтесь, как мертвого в дом привезу я!” Так говорил; расступилась толпа и открыла дорогу. К славному дому привезши, на пышно устроенном ложе 720 Тело они положили; певцов, начинателей плача, Подле него поместили, которые голосом мрачным Песни плачевные пели; а жены им вторили стоном. Первая подняла плач Андромаха, младая супруга,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

И еще бы их более сверг Одиссей знаменитый, 680 Если бы скоро его не узрел шлемоблещущий Гектор: Ринулся он сквозь передних, сияющей медью покрытый, Ужас данаям несущий. Обрадован друга приходом, Зевсов сын, Сарпедон, говорил ему гласом печальным: “Гектор! не дай, умоляю, лежать мне добычей ахеян; 685 Друг, защити! и пускай уже в вашем приязненном граде Жизнь оставит меня; не судила, как вижу, судьбина, В дом возвратившемусь, в землю отечества, милого сердцу, Там обрадовать мне и супругу, и юного сына!” 690 Так говорил, но ему не ответствовал Гектор великий, Быстро пронесся вперед, нетерпеньем пылая скорее Рать аргивян отразить и у множества души исторгнуть. Тою порой Сарпедона героя друзья посадили В поле, под буком прекрасным метателя молнии Зевса . 695 Там из бедра у него извлек длиннотенную пику Храбрый, могучий Пелагон, друг, им отлично любимый: Дух Сарпедона оставил, и очи покрылися мглою. Скоро опять он вздохнул, и кругом его ветер прохладный Вновь оживил, повевая, тяжелое персей дыханье. Рать аргивян пред Ареем и Гектором меднодоспешным, 700 Тесно фаланги сомкнувши, как к черным судам не бежала, Так и вперед не бросалася в бой, но лицом непрестанно Вся отступала, узнав, что Арей в ополченьях троянских. Кто же был первый и кто был последний, которых доспехи Гектор могучий похитил и медный Арей душегубец? 705 Тевфрас, бессмертным подобный, и после Орест конеборец. Воин бесстрашный Эномаос, Трех, этолийский копейщик”, Энопа отрасль Гелен и Орезбий пестропоясный, Муж, обитающий в Гиле, богатства стяжатель заботный, Около озера живший Кефисского , где и другие 710 Жили семейства беотян, уделов богатых владыки. Их лишь узрела лилейнораменная Гера богиня, Храбрый ахейский народ истребляющих в битве свирепой, Быстро к Афине Палладе крылатую речь устремила: “Горе, дочь необорная молний метателя Зевса! 715 Тщетным словом с тобой обнадежили мы Менелая В дом возвратить разрушителем Трои высокотвердынной, Если свирепствовать так попускаем убийце Арею! Нет, устремимся, помыслим и сами о доблести бранной!”

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Черные, крепостью равные, плуг многосложный волочат; 705 Пот при корнях их рогов пробивается крупный; но дружно, Оба единым блестящим ярмом едва разделяясь, Дружно идут полосой и земли глубину раздирают, — Так и Аяксы, сложася, держались один близ другого. Вслед Теламонова сына стремилися многие мужи, 710 Храбрые, ратные други; они его щит принимали, Если усталость и пот изнуряли колена герою; Но за вождем Оилидом никто не стремился из локров: Дух не вытерпливал их рукопашного, стойкого боя; Воинство их не имело ни медяных с гривою конской 715 Шлемов, ни круглых щитов, ни возвышенных ясенных копий; Только на верные луки и волну, скрученную в пращи, Локры надеясь, пришли к Илиону, и ими на битвах, Быстро и метко стреляя, троян разрывали фаланги. Тут, как одни впереди блестящим оружием разным 720 Бились с дружинами Трои и с Гектором меднодоспешным, Локры стреляли, держась позади, – и уже забывали Бранную храбрость трояне: смущали их стрелы густые. Худо б им было, с стыдом от судов и от кущей ахейских Трои сыны отступили б под шумную ветрами Трою, 725 Если б отважного Гектора Полидамас не подвигнул: “Гектор, жестокий ты муж, чтоб других убеждения слушать! Бог перед всеми тебя одарил на военное дело; Ты ж и советов мудростью всех перевысить желаешь! Нет, совокупно всего не стяжать одному человеку. 730 Бог одного одаряет способностью к брани, другому Зевс, промыслитель превыспренний, в перси разум влагает Светлый: плодами его племена благоденствуют смертных; Оным и грады стоят; но стяжавший сугубо им счастлив. Гектор! склонися к совету, который мне кажется лучшим. 735 Битва везде пред тобою, как огненный круг, пламенеет; Мужи троянские, после того как ворвалися в стену, С боя одни удалились с оружием, прочие спорят В слабых толпах против множества, вдоль кораблей растянувшись. С боя сойди и сюда призови ратоводцев храбрейших; 740 Здесь мы важнейшее дело решим совещанием общим: Разом ли нам на суда многоместные ратью ударить, Если бы бог даровал одоление, или немедля Вспять от судов обратиться, пока не разбиты! скажу ли?

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010