706       Brown C. Christianity and Western Thought: A History of Philosophers, Ideas and Movement. Vol. 1: From the Ancient World to the Age of Enlightnment. Leicester, 1990; Wilkens S., Padgett A.G. Christianity and Western Thought: A History of Philosophers, Ideas and Movement. Vol. 2: Faith and Reason in the 19th Century. Leicester, 2000. 707       См., например: Nock Arthur D. Early Gentile Christianity and Its Hellenistic Background. N.Y.; Evanston; L., 1964. 708       См., например: Nigg W. The Heretics. N.Y., 1962; Brown H., OJ. Heresies: The Image of Christ in the Mirror of Heresy and Orthodoxy from the Apostles to the Present. Garden City (NY), 1984. 709       См.: Клеман O. Истоки: Богословие отцов древней Церкви. Тексты и комментарии. M., 1994. 710       См. рус. пер.: «Добротолюбие» и православная духовность. M., 2006 (оригинальное изд.: P., 1997). 711       Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Bd. 1–3. Lpz., 1937–1952. 712       Corpus christianorum Hagiographies: Histoire internationale de la littérature hagiographique latine et vemaculaire en Occident des origines à 1550. International History of the Latin and Vernacular Hagiographical Literature in the West from Its Origins to 1550/G. Philippart (ed.). Vol. 1, 2. Turnhout, 1994–1996. 713       Pourrat P. La Spiritualité Chretiénne. 4 vols. P., 1921–1930 (repr. – 1953–1955; англ. пер.: Christian Spirituality. 3 vols. L., 1922; 4 vols. Westminster (MD), 1996–1997). 714       Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique, doctrine et histoire/By M. Viller, A. Derville, P Lamarche, A. Solignac. 16 vols. P., 1932–1995. 715       Bouver L., Leclercq J., Vandenbroucke F., Cognet L. Histoire de la spiritualité chretiénne. 3 vols. P., 1961–1966. Англ. пер.: Bouver L., Leclercq J., Vandenbroucke F. A History of Christian Spirituality. 3 vols. N.Y., 1963–1969 [Vol. 1: The Spirituality of the New Testament and the Fathers; Vol. 2: The Spirituality of the Middle Ages; Vol. 3: Orthodox Spirtuality and Protestant and Anglican Spirtuality]. Работа неоднократно переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

709 Единичность, утверждающая свою независимость от всеобщего, есть принцип произвола и зла. 710 Все обилие её определений не может её спасти, ибо оторванность от субстанциальной жизни лишает её внутреннего средоточия и закономерности в саморазвитии. Ей грозит, подобно эмпирической вещи, тщета и распыление. В таком состоянии самообольщенного ничтожества единичность не может оставаться: она должна обратиться на себя с глубоким неудовлетворением, отринуть себя и возродиться из этой негации к субстанциальной жизни. Самоотрицание ведет её к разделению её конкретной 711 природы на составные элементы и к подведению их под особенные, видовые понятия; однако в этих «суждениях», открывающих, что «единичное» есть «особенное», 712 совершается не простое подведение (Subsumtion), но своеобразное расширение («Erweiterung») 713 единичного до особенного. Единичное, превратившееся через самонегацию в живую спекулятивно-смысловую величину, убеждается, что его определения не суть проявления его специфической, своеобразной ограниченности, но фрагменты более широких смысловых реальностей; каждое определение его предстает для него в живой связи, в непосредственном единстве с качественно тождественным, но более обширным смысловым образованием – «особенным»; единичное открывает особенное в себе и находит себя в особенном. Особенное пронизывает его так, как существенная ткань проникает свой единичный фрагмент; особенное в то же время включает его и наряду с ним еще другие многие модификации той же природы. Единичность убеждается, что она есть особенное, что она образует вместе с другими подобными ей единичностями обширное поле «единичного», составляющего все «содержание» и весь «реальный объем» особенного. Единичное входит в особенное как его живая часть; особенное входит в единичное как его живая сущность. Это движение самоотрицания и подъема 714 есть по существу восхождение единичного к Духу, 715 процесс его одухотворения. 716 Раз начавшись, он увлекает единичное далее и возводит его ко всеобщему, к осознанию своей связи, своего единства, своего тождества с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

709 Впервые: Критическое обозрение. Критико-библиографический журнал. 1909. Bыn.IV. Апрель. С.85–90. Статья является развернутой рецензией на книги Д.В.Философова «Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени» (СПб., 1909) и Н.Минского «На общественные темы» (СПб., 1909). 710 О Философове Д.В. см.примеч. к статье «О задачах религиозно-философского общества». Минский (псевд., наст, фамилия – Виленкин) Николай Максимович (1855–1937) – один из первых теоретиков декаданса в России, писатель и поэт, автор философии «мэонизма», один из организаторов и активный участник Религиозно-философских собраний; веря в социал-гуманизм, выступал в качестве издателя большевистской газеты «Новая жизнь». О философии Минского см.статью Э.Л.Радлова в книге Русская литература XX века. Под ред. С.А.Венгерова. (М., 1914. Т.1). 711 Оценка прагматизма дана С.Л.Франком в статьях «Прагматизм как философское учение» (Русская мысль. 1910. 5), «Прагматизм как гносеологическое учение» (Новые идеи философии. 1913). Пирс Чарльз Сандер (1839–1914) – американский философ и логик, родоначальник основных идей прагматизма. 712 Гартман Эдуард (1842–1906) – немецкий философ, автор «Философии бессознательного» (1869), согласно которой основой всего сущего является бессознательное духовное начало, орудием действия которого является человеческий разум. Майнлэндер Филипп, псевдоним Филиппа Батца (1841–1876) – немецкий поэт и философ, последователь творчества А.Шопенгауэра. Главный его труд – «Философия спасения» (1876) . Покончил жизнь самоубийством. 715 Впервые: Критическое обозрение. Критико-библиографический журнал. 1909. 1. С.17–23. Перепечатана в сборнике Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры (СПб., 1910). 716 В драме Ибсена «Кесарь и Галилеянин» идея «третьего царства», как синтеза между язычеством и христианством, высказана с полной отчетливостью. 720 П.Я.Чаадаев так оценивает этот «патриотизм»: «Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы» (Там же. С.150).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Выждав его на возвратном пути: о родителе сведать Поплыл он в Пилос божественный, в царственный град Лакедемон”. Так он сказал: задрожали колена и сердце у бедной Матери; долго была бессловесна она, и слезами 705 Очи ее затмевались, и ей не покорствовал голос. С духом собравшись, она наконец, отвечая, сказала: “Что удалиться, Медонт, побудило дитя мое? Нужно ль Было вверяться ему кораблям, водяными конями Быстро носящим людей мореходных по влаге пространной? 710 Иль захотел он, чтоб в людях и имя его истребилось?” Выслушав слово ее, благородный Медонт отвечал ей: “Мне неизвестно, внушенью ль он бога последовал, сам ли В сердце отплытие в Пилос замыслил, чтоб сведать, в какую Землю родитель судьбиною брошен и что претерпел он”. 715 Кончив, разумный Медонт удалился из царского дома. Сердцегубящее горе объяло царицу; остаться Доле на стуле она не могла; хоть и много их было В светлых покоях ее, но она на пороге сидела, Жалобно плача. С рыданьем к ней собралися рабыни, 720 Сколько их ни было в царском жилище и юных и старых. Сильно скорбя посреди их, сказала им так Пенелопа: “Слушайте, милые; дал мне печали Зевес Олимпиец Более всех, на земле современно со мною рожденных; Прежде погиб мой супруг, одаренный могуществом львиным, 725 Всякой высокою доблестью в сонме данаев отличный, Столь преисполнивший славой своей и Элладу и Аргос. Ныне ж и милый мой сын не со мною; бесславно умчали Бури отсюда его, и о том я не сведала прежде; О вы, безумные, как ни одной, ни одной не пришло вам 730 Вовремя в мысли меня разбудить? А, конечно, уж знали Все вы, что он собрался в корабле удалиться отсюда. О, для чего не сказал мне никто, что отплыть он замыслил! Или тогда б, отложивши отъезд, он остался со мною, Или сама б я осталася мертвою в этом жилище. 735 Но позовите скорее ко мне старика Долиона; Верный слуга он; в приданое дан мне отцом и усердно Смотрит за садом моим плодоносным. К Лаэрту немедля Должен пойти он и, сев близ него, о случившемся ныне Старцу сказать; и Лаэрт, все разумно обдумав, быть может,

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

16 710 Плиний Тациту привет. Ты просишь описать тебе гибель моего дяди; хочешь точнее передать о нем будущим поколениям. Благодарю; я знаю, что смерть его будет навеки прославлена, если ты расскажешь о ней людям. (2) Он, правда, умер во время катастрофы, уничтожившей прекрасный край с городами и населением их, и это памятное событие сохранит навсегда и его имя; он сам создал много трудов, но твои бессмертные произведения очень продлят память о нем. (3) Я считаю счастливыми людей, которым боги дали или свершить подвиги, достойные записи, или написать книги, достойные чтения; к самым же счастливым тех, кому даровано и то и другое. В числе их будет и мой дядя – благодаря своим книгам и твоим. Тем охотнее берусь я за твое поручение и даже прошу дать его мне. (4) Дядя был в Мизене и лично командовал флотом 711 . В девятый день до сентябрьских календ, часов около семи, мать моя показывает ему на облако, необычное по величине и по виду 712 . (5) Дядя уже погрелся на солнце, облился холодной водой, закусил и лежа занимался; он требует сандалии и поднимается на такое место, откуда лучше всего можно было разглядеть это удивительное явление. Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало; что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: (6) вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину; местами оно было яркого белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху. (7) Явление это показалось дяде, человеку ученому, значительным и заслуживающим ближайшего ознакомления. Он велит приготовить либурнику 713 и предлагает мне, если хочу, ехать вместе с ним. Я ответил, что предпочитаю заниматься; он сам еще раньше дал мне тему для сочинения. (8) Дядя собирался выйти из дому, когда получил письмо от Ректины, жены Тасция 714 : перепуганная нависшей опасностью (вилла ее лежала под горой, и спастись можно было только морем), она просила дядю вывести ее из этого ужасного положения. (9) Он изменил свой план: и то, что предпринял ученый, закончил человек великой души; он велел вывести квадриремы 715 и сам поднялся на корабль, собираясь подать помощь не только Ректине, но и многим другим (это прекрасное побережье было очень заселено). (10) Он спешит туда, откуда другие бегут, держит прямой путь, стремится прямо в опасность и до того свободен от страха, что, уловив любое изменение в очертаниях этого страшного явления, велит отметить и записать его.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

И в том же 715 году по докладу о том вышепомянутого губернатора князя Голицына Её Императорское Величество указал тех раскольщиков положить в оклад, которые тогда ж и обложены в 1519 рублей, а потом по новоучинённой в 736 году переписи окладу на них с новоприбыльными положено 1839 рублей 76 копеек, в том числе поселившиеся на землях Киево-Печерской лавры две слободы, Святская и Ордань, обложены в 256 рублей 12 копеек, в них раскольщиков 65 дворов, а при Тимошкином перевозе столько дворов и в каком окладе состоят, о том в присланном из Малой России деле не показано. И из оной новоположенной суммы прежний оклад по 1519 рублей в год отсылается в Киевскую губернскую канцелярию на окладные ружным монастырям и киевским рейтарам и другие дачи, а с прибылых раскольщиков по 320 рублей 76 копеек отдаются на расходы в Малороссийскую Министерскую Канцелярию. А те раскольщики поселились на монастырских землях в 710 и в 714 годах с ведома и позволения той Киево-Печерской лавры архимандрита Миславского, на что и универсалы того архимандрита от них, раскольщиков, объявлены. А в тех универсалах написано именно, что он, архимандрит с братиею, по прошению их, вышедших из-за Польского рубежа российских людей, раскольщиков, позволил им поселиться двумя слободами на властных их монастырских грунтах, призываемых Святским и Орданским, между их же монастырскими местностями, и чтоб им, раскольщикам, быть монастырскими подданными со всякою подданническою повинностию. В 716 году помянутый бывший Киевский губернатор князь Голицын в открытом указе о поселившихся в Малой России раскольщиках написал, дабы оным раскольщикам никто обид не чинил, и никакими делами их не ведал, и во владении грунтов, которыми они владели, никто не интересовался под опасением штрафа, а жить им, раскольщикам, на тех грунтах, на которых они жили, и землями и всякими угодьями владеть теми, которыми владели, невозбранно, понеже-де по именному указу велено оных раскольщиков переписать, и кто на каких грунтах в подданстве жил, жить на тех грунтах позволить, а владельцам ими отнюдь не владеть, с чего он, губернатор, то в оном указе включил, в Сенате известия, кроме вышеобъявленного именного Его Императорского Величества 1715 года указа, по которому тех раскольщиков велено только положить в оклад, не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несносно им было, что человек самый бедный, сгорбленный, поникший в землю, одетый худо, обуздавший чрево слезами, страхом будущего и другими злостраданиями, странник, скиталец, 700. не имеющий ничего привлекательного для взоров, скрытый во тьме земной, берет преимущество перед людьми, отличающимися силой и красотой. От них слышны были такие почти слова: «Мы льстим, а ты нет; мы чтим высокие седалища, 705. а ты чтишь богобоязненность; мы любим дорогие яства, а ты любишь дешевую пищу, в которой вся приправа соль, и презираешь соленую горечь высокомерия. Мы рабы времени и народных прихотей, отдаем ладью свою всякому подувшему ветру, у нас учение, 710. наподобие хамелеонов или полипов, принимает непрестанно новый цвет, а ты неподвижная наковальня. Какая надменность! Как будто всегда одна вера, что так слишком стесняешь догмат истины, 715. ступая все по одной скучной стезе слова. Для чего же тебе, превосходнейший, и народ привлекать говорливым своим языком? Для чего с успехом низлагать предающихся худым мудрованиям в заблуждениях всякого рода? Для чего неодинаковым быть для друзей и для посторонних, 720. но для одних камнем магнитом, а для других пращей?» Но если это не худо (как и действительно не худо), для чего негодуешь, как будто встретив какую необразованность? Если же худо (как это тебе одному кажется), суди правдиво, как Божий предстоятель. 725. Порази меня, который впал в погрешность, но не трогай народ, который не сделал никакой неправды, кроме того, что любит меня и покорился моим наставлениям. В состоянии еще был я сносить первые нападения. 730. Хотя новость изумила меня ненадолго, подобно грому, внезапно поразившему слух, или быстроте молнии, облиставшей непривычные глаза, но на мне не было еще ран, и мог я все перенести. И надежда, что дела примут счастливый оборот и в другой раз не случится со мной того же, 735. убеждала меня легко переносить несчастье. Но из этого самого вскоре произошли для меня новые беды. Как мне описать труды свои? Как мог привести в исполнение такое злое дело ты, изобретатель всякого зла, завистливый демон? 740. Меня низложили не кровь, не жабы, не тучи скнипов, не песьи мухи, не истребление скотов, не струны, не град, не пруги, не тьма, не губительство первородных – это последнее из бедствий, какие, что всякому известно, 745. были казнями для свирепых египтян, а наконец меня сокрушили и не волны Чермного моря, потопившие народ. Что же поколебало меня? Легкомыслие египтян. А как поколебало? Это стоит того, чтобы рассказать о сем, ибо может послужить вечным памятником позора для злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

И вот, в противовес поездке по Украине преосвященного Виктора, униатский митрополит Смогоржевский высылает туда же своего коадъютора Феодосия Ростоцкого 710 , и будущий униатский митрополит навещает в Богуславе больного православного архиерея и передает ему поклон от своего митрополита 711 . XI Измученный годичным путешествием, не вполне оправившийся от тяжёлого недуга, преосвященный Виктор, наконец, вернулся в Слуцк. Но он вернулся не на отдых. Сразу же почти его встретило чрезвычайно неприятное дело. Консисторский секретарь Сухозанет 712 , который по настойчивому ходатайству преосвященного Виктора был и определён в эту должность, и награждён чином 713 , – этот самый Сухозанет начал оправдывать на себе «пророчество», высказанное о нём когда-то, при первом с ним знакомстве, Киевским митрополитом Самуилом: «Pessima progenies» 714 . Спесивый польский шляхтич, может быть даже бывший орудием интриги против преосвященного Виктора, позволял себе различные самоуправства в отсутствие преосвященного Виктора из Слуцка, а теперь не хотел возвратить преосвященному взятого у него на время его повара; кроме того, поспорил из-за чего-то с новым членом консистории, присланным из Петербурга игуменом Киприаном, и так как преосвященный Виктор взял сторону последнего, то Сухозанетова злоба обрушилась и на преосвященного. Преосвященному грозила досадная, долгая волокита, и с её тягостями он уже начинал знакомиться 715 . Но главное было не это. Как ни досадна всегда бывает междуусобная война, всё же Сухозанет был не Бог весть какая сила. Против преосвященного Виктора выдвигался враг более сильный и более опасный. Этот враг – соединённые силы латинства и польщизны. Как бы ни был миролюбив преосвящённый Виктор, каким бы верноподданным польским гражданином он ни казался, это для поляков, в сущности, не было важным. Важно было для них то, что преосвященный являлся орудием оживления той силы, которая для унии и римского католичества в польских владениях давно уже стало страшным призраком, которую и уния, и римское католичество душили вот уже несколько столетий и задушить не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

23 себе за спину; и пусть Всесущий благословит вас, и восстановит Иерусалим в ваши дни, 24 и спасет вас и также нас с вами 708 . А(минь?) А(минь?) А(минь?) BQZ [.] 709 25 Авраам Парнас 710 [...]эль бар MNS 711 Реувен бар Самсон 712 26 GWSTT’ бар KYBR. Коген 713 27 Иуда, по прозвищу SWRTH 714 Ханукка бар Моисей 715 28 QWFYN бар Иосиф 716 MNR бар Самуил Коген 717 29 Иуда бар Исаак Левит 718 Синай бар Самуил 719 30 Исаак Парнас 720 (руническим письмом) HWQWRWM «Я прочел (это)» 721 (Голб, Прицак 2003. С. 30–31) II.3. Кембриджский документ Иные наименования – Кембриджский аноним, текст Шехтера. Письмо, составленное на еврейском языке в правление хазарского царя Иосифа (960-е гг.), обнаружено в материалах каирской генизы (собрания древних еврейских актов, перевезенных в Кембридж) и опубликовано в 1912 г. английским гебраистом С. Шехтером. В письме не сохранилось начала (автор неизвестен), текст повествует о бегстве евреев (с территории Армении?) в страну хазар, где они жили с язычниками, практически забыв о своей вере, пока некая благочестивая жена не убедила удачливого еврейского полководца вернуться к иудаизму. Обеспокоенные распространением иудаизма у хазар, правители Византии и Халифата отправили послов, чтобы предупредить хазар о религии народа, пребывающего в рабстве. В результате прений о вере еврейские мудрецы продемонстрировали лучшее понимание священных текстов: один из мудрецов был провозглашен «судьей» – «каганом», полководец же стал царем под именем Сабриэль. Это свидетельство о «двоевластии» у хазар, при котором и каган, и «бек» по происхождению – иудеи, равно как и рационалистическое объяснение распространения иудаизма в Хазарии, отличает документ от письма царя Иосифа (см.: II.4.2). Манускрипт содержит также текст, повествующий о политических конфликтах в Хазарии X в., в том числе о подстрекательстве Византии, натравившей традиционных союзников Хазарии алан в 930-е гг. на своего былого сюзерена. Однако царь хазар Аарон в ответ нанял турок (узов?), аланы подчинились хазарам, их правитель отдал дочь в жены Иосифу, сыну Аарона (адресату еврейско-хазарской переписки).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, внутренним словом называется мысль, созерцаемая в данный момент в неизменяемой Премудрости. Так в вечной Истине ум видит форму, согласно которой мы существуем и правильно действуем. Почерпая непосредственно из Нее правильное знание о вещах, он рождает внутреннее слово, в котором и вы­сказывает пред самим собой возникшую в нем идею 709 . Наконец, все познанное, поскольку извлекается из памя­ти и, становясь предметом раздельного мышления, заклю­чается в рамки точного определения, есть также внутреннее слово 710 . Раз внутренним словом называется все, зани­мающее в данный момент воображение или ум, то вся­кое мышление, воспоминание и мечта есть внутренний разго­вор души с самой собою 711 . Отношение между движением души и знаком, слу­жащим его выражением, определяется самым понятием внутреннего слова. Если последнее есть всякая вообще от­четливо созерцаемая мысль, то оно должно предшествовать каждому сознательному действию к обусловливать его 712 . Оно может не обнаруживаться в деле, но не может быть дела, которому не предшествовало бы слова в виде зара­нее обдуманного плана или намерения 713 . Произнесение внеш­него слова есть только частный случай этого общего правила, —46— потому что оно также представляет собою сознательное дей­ствие. Но внутреннее слово не только служит причиной внешнего слова, но и его сущностью. Понятие относится к выражающему его звуку, как форма к материи, как душа к телу, как Божественная природа к человече­ской в лице Искупителя. Звук голоса есть материя сло­ва, а слово – звук, получивший форму 714 . Звук, одушевлен­ный внутренним содержанием, есть как бы живое суще­ство, в котором душу составляет внутреннее слово, а тело – внешнее слово 715 . Внутреннее слово невидимо, звук, его обозначающий, доступен чувству слуха. Как внутрен­нее слово воплощается в звуке, так Слово Божие вос­приняло плоть, благодаря которой было видимо и осязаемо. Как природа Божественного Слова, став человеком, не превратилась в плоть, так внутреннее слово, будучи произнесено, не обращается в звук 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010