42 Ефрема Сир., сл. 60 в р. пер. 247; Nili Sin, De mon. exerc. c. 610 и Ad Magnam, c. 3031, 52 – Migne, 724729, 10051008, 1037, в p. пер. твор. IΙ, 613, 138139, 171172; Hieronymi epist. 125 ad Rust. – Migne ΧΧII, 10811082, в p. пер. III, 282283 (п. 101) и др. 44 Isid. Pelus., I. I ep. 49, 298 – Migne 212, 356, в p. пер. I, 33, 174; Nili Sin. De mon. exerc. c. 8 и Ad Magn., c. 23 – Migne, 728, 1000; в p. пер. II, 10, 131, Ionn. Chrysost. De companet. lib. I ad Demetr., c. 6 – Migne XLVII, 403, в p. пер. I, 141142 и др. См. ниже о бродячих монахах. 45 Isid. Pelus., I. I epist. 314; ср. его же epist. I, 41, 173 – Migne, col. 364, 208, 296, в p. пер. I, 182, 2829, 114; Justin. nov. 13 (5) c. 7; VII Всел. Соб. пр. 21. 46 IV Всел. Соб. пр. 4; соб. Агаф. пр. 27 и 58 – Hefele, II, 636, 640; Justin. nov. 13 (5) с. 1; 151 (131) с. 7; VII Всел. Соб. пр. 17. 47 О невежестве см. свидетельства Sozom. Hist. eccl. lib. I, cap. 12, col. 892 и др.; иконоборцы называли иноческий образ σχοτας σχμα – Stephani diac. Vita Stephani Jun., col. 1112 А. О лицемерии см. Hieronymi ep. ad Eustoch. 22 – Migne XXII, 413, в p. перев. (п. 21) III, 128; Nili Sim. De mon. exerc. c. 79 – Migne, col 725729, в p. пер., II, 912; Theod. Stud. epist. I, 39, col. 1049, в p. пер. его твор. I, 254. Постепенно развиваясь, лицемерие дошло до той крайней степени, на какой видим его во времена Евстафия Солунск. (XII в.). См. Eustaph. Thess. De simulat. n. 2028, 35, и др. Migne 396397, 404; его же De emend. vita monach. с. 17, ibid. CXXXV, 741 и др. 48 Sin. lib. 3 epist. 119. De mon. exerc. c. 7, 9, 22 – Migne, 437, 728729, 749, в p. перев. III, 268 (письмо 106), II, 9, 11, 3233. 51 Трулл. пр. 41 и 42; толков. Вальсамона на 42 пр.; Nili Sin. lib. II, epist. 114115 – Migne, col. 249, в p. перев. III, 5657 (письма 109110). 52 Justin. nov. 13 (5) c. 3; 100 (133) prooem, и с. 1; 155 (123) c. 36. Различные суждения о смысле этих новелл см. у Моуег’а I. cit. S. 12 и 14. Marin, Les moin., 290 и у Holl, 193199. Ко времени Вальсамона (XII в.) запрещение Юстиниана не имело силы в мужских монастырях «нигде»; см. его толк. на 41 пр. Трулл. соб. Ср. Е. Голубинского , I, 2, стр. 605607.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Petersburg, 1898 (in Russian). 155 See the principal texts of St. Maximus on the ontology of created being in Hans Urs von Balthasar, Kosmische Liturgie, Freiburg im Breisgau, 1941; especially in the chapter, ‘Die Kosmologischen Synthesen’, pp. 108–60. 167 St. Cyril of Jerusalem, ‘Catech., XV, 24’, P.G., XXXIII, 904; St. Cyril of Alexandria, ‘Oratio pasch., XII, 2’, P.G., LXXVII, 673; St. John Chrysostom, ‘Contra anom., II, 3’, P.G., XLVIII, 714. 172 A. J. Wensinck, Mystic treatises by Isaac of Nineveh, translated from Bedjan’s syriac text. Verhandelingen der koninklijke Akademie van Wetenschappen te Amsterdam, Afdeeling letterkunde, Nieuwe reeks, XXIII, 1, Amsterdam, 1923, p. 127. 173 St. Maximus, text quoted by L. Karsavine, The holy Fathers and Doctors of the Church (in Russian), Paris, 1926, p. 238. We have not been able to find this passage in the works of St. Maximus; however, the same idea is found in many places, e.g. in ‘De Ambiguis’, P.G., XCI, 1305 AB. 175 ‘De hominis opificio, XVI’, P.G., XLIV, 181–5. Cf. Henri de Lubac, S.J., Catholicisme, Paris, 1938, app. I, p. 296. 184 ‘Contra Haereses, IV, Praefatio, 4’, P.G., t. 7, 975 B. Also IV, 20, 1 (1032); V, 1, 3 (1123); V, 5, 1 (1134–5); V, 6, 1 (1136–7); V, 28, 3 (1200). 189 ‘De hominis opificio, XVI’, P.G., t. 44, 184 AC. Cf. de Lubac, Catholicism (Eng. trans.), p. 209. 194 ‘Contra Nestorium et Eutychium’, P.G., t. 86, 1277 CD. The same ideas are developed by St. Maximus (P.G., t. 91, 557–60) and St. John Damascene, De fide orth., I, ix, 531. 196 Words of St. Basil reported by St. Gregory Nazianzen in ‘In laudem Basilli Magni’, or. XLIII, 48’, P.G., t. 36, 560 A. 199 Ibid., 48 A–49 A, 192 BC. In St. John Damascene, ‘De fide orth’, III, 14’, P.G., t. 94, 1036–7; 1044–5. 202 The expression πρ τς λλαγς is from Diadochus of Photike, Ascetic Treatise, ch. LXVII, ed. Sources chrètiennes, 1955, p. 127. 203 St. Tikhon Zadonsky, Works, t. II, 192 (in Russian). Cf. also N. Gorodetzky, St. Tikhon Zadonsky, S.P.C.K., 1951.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

79 Neander, В. VI, S. 341; Hergenröther, Handb., 435; Терновск., 408, 421 и др. О жестокости наглядно говорят увечья преступников и пленников, зверская месть на войне, публичное издевательство и бесчеловечная расправа над жертвами императорского деспотизма или народной ярости. 81 Justin. nον. 39 (14); ср. Терновск., 290 и Курганова, 482, прим.; IV Всел. Соб, пр. 27; Трулл. пр. 86, 87 и 92 и др. 88 См. patr. Photii Amphiloch. qu. I § 14 Migne, t. CI, col. 6465. Cp. Theodori Stud. epist. I, 49, col. 10851088, в p. пер. I, 293294. Об употреблении οκονομα в других значениях см. у Кипарисова «О ц. дисц.», 2730. Соответственно различному употреблению, слово οκονομα переводится различно: dispensatio, dispositio, accomodamio, домостроительство, управление, распоряжение, образ действования, созидание, благосозидание, благоустроение, приспособление к обстоятельствам, благоразумное приспособление к обстоятельствам. См. некоторые примеры у Курганова, I, с. 179180 прим. 3; Кипарисова, 2830, 38. 89 См. Photii ibid.; Трулл. соб. пр. 102; Vita В Theoduri Stud., n. 26, col. 268 С, в р. перев. его твор. I, 38 и др. 90 «Аарон в пустыне, хотя способствовал еврейскому народу в преступлении (поставлении тельца), однако имел оправданием то, что без этого народ, возвратившись в Египет, пребывал бы в идолослужении» Athan. М, epist. ad Rufin. Migne XXVI, 1181 А. в р. перев. его твор. III, 425; жена Давида и Ионафан посредством хитрости спасли Давида от рук Саула; Апост. Павел κονμησε, когда обрезал Тимофея или когда был с иудеями иудей, с язычниками язычник и т. п. Ioan. Chrysost. De sacerd., I, 89, Migne XLVIII, 629631, в р. пер. I, 410412; Theodori Stud., epist. I, 24, col. 984 В, в р. пер. I, 182; Vita В Theodori Stud., n. 18, col. 257, в p. пер. его твор. I, 28; Hieronymi Comment. ad II, 11 Galat. – Migne XXVI, 363 sqq. Примеры Авраама, Давида, ап. Петра в Theod. St. N. pp. bibl. ер. 259 р. 210 и др. 91 Theodori Stud. Epist. I, 49, col. 1085 D, в p. пер. I, 293. В печати оно неизвестно; в рукоп. известны отрывки сочинения Περ τς γας τριδος κα περ τς ϑεας οκονομας. Cod. Bodleian. Barocc. 25 XIV века fol. 267273 и Paris, 228 XIII в. fοl. 1920 v. Он писал еще Кατ Ναυτου κα περ τς οκονομας, упом. в Photii Biblioth. cod. 182, 227 и 280 – Migne 531, 953, CIV, 325 sqq. См. A. Ehrhard в К. Krumbachers Gesch. d. byz. Lit. S. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

56 Георгий Пахимер. история Михаила и Андроника Палеологов т. I стр. 255–266 505–508, рус. пер, изд. Соб. Акад. Император Михаил, по свидетельству Пахимера, выдал свою Дочь замуж за иверца Давида. Мепе, Ibid, стр, 198. 57 Пергаментная грузинская рукопись 1074 с синодиками, хранящаяся в музее Духовенства грузинской епархии, 558, стр. 131–165; юбилейное издание этой рукописи. Тиф. 1901 г., стр. 69–97. 59 Эти невежественные армянские еретики-фанатики, переселенные во Фракию императорами Константином V Копронимом (741–775) и Цимисхием (969–976), положили начало болгарской богомильской ереси. 60 Епископ Порфирий. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты, ч. 11, прилож. к втор. отд. Москва 1881 года. стр. 217. 61 В древнее время Иверийцы назывались Халдеями (=) а наш язык халдейским, от имени наших предков Калдов, которые жили за V-VI тысяч лет до Р. Христова в Мессопотамии. Современные Халдеи, говорит Страбон в древности назывались Халибами (К. Ган. Изв. греч. и риямск. пис. о Кавк. ч. I, стр. 82). 64 Ф. Д. Жордания. Опис.рук. тиф. церк. муз. 40, 129, ст 140, 186, 199, 272, 276, 592, 674 и др. 65 Архиеп. Серпй. Полный месяичлов Востока, т. II, стр. 397; Епископ Порфирий. Перв. пут. в авон. мок. и скити, ч. II прил. к втор. отд. стр. 18, 49, 299– 300. 66 Прежде Олимп назывался св. горой, а Афонская – именитою, но когда стало процветать монашество на Афоне, то за последним упрочилось название св. Горы. 70 Имя Торникий сохраняется в фамилии Ксанских Эристовых, поэтому некоторые и препод. Торникия приписывают к этому княжескому роду . . , .34. 73 .., , t. I, gv. 240–242; Д. 3. Бакрадзе. Зап. 0бщ. Люб. Кавк. Археол. кн I, стр. 70; Асогик Всеобшая история, стр. 131, 133–135; . . I, . 206. 74 Русский путешественник по св. местам В. Г. Барский описавший Иверский монастырь, видел в ризнице его военные предводительские доспехи Торникия, удивительные по тяжести и драгоценным украшениям В. Г. Барский Путешест. по св, местам, издювтрюстр. 280.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 Ср. Аверинцев 1973, с. 167 и прим. 33 на с. 255. 33 Hist. Nat., XXXV, 36, 1. 34 Hist. Nat., XXXV, 36, 2. 86 Hist. Nat, XXXV, 36, 3. 36 Hist. Nat., XXXV, 36, 5. 37 Hist. Nat., XXXV, 36, 10. 88 Hist. Nat., XXXVI, 4, 4. 39 Vasari 1896, p. 489. 40 Ibid., p. 942. 41 Deorat., I, 10,40. 42 Deorat, I, 23, 106. 43 De orat, III, 2, 6. 44 Inst. orat, II, 16, 17. 46 Inst orat., IV, 1, 70. 46 Inst. orat, X, 1,83. 47 De arte poetica, 400 etc. 48 Цицерон называет Платона " как бы неким богом философов " (Denat. deor. ?, 12, 32); еще более яркий пример - поэтическое обожествление Эпикура у Лукреция. 49 Обычно divus, но также divinus princeps, например, в панегирике Назария Константину Великому, XXXV, 3. В самом центре мира поздней античности стоят фигуры мудреца и монарха как образы соотносительные и как раз поэтому соперничающие; уже на пороге эпохи стоит многозначительный " агон " легендарной встречи Александра и Диогена. 50 Ср.: Burckhardt 1908.S. 180. 51 A. Politiani epigrammata latina, LXXXVI (Marullo, Poliziano, Sannazzaro 1976, p. 82). 52 Thilo 1878, p. 2. 53 Trist, IV, 10, 1. 54 " Leviorum artium studium " . 55 См.: Tatarkiewicz 1962. 56 Elegantiae Linguae Latinae, praef. 57 Dolci 1557, p. 164. 58 Vasari. Op. cit., p. 343. 58 Florida, 9, 32 Oudenorp. 60 Dionis or. XII. 61 Enneades, V, 8, 40. 62 Orator, 2, 8. 63 Dionis or, XII, 70-71. 64 Ср. Брагинская 1981, с. 224-289; Око же 7070, с. 146-149. 65 Deorat, I, 166-203. 66 Florida, 20. 67 Пер. Б. Л. Пастернака.     Авторство и авторитет Источник: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994, с. 105-125 Оба слова, вынесенные нами в заглавие, имеют схожий облик, и сходство их отнюдь не случайно. У них одно и то же — латинское — происхождение, единая этимологическая характеристика; и если их словарные значения к нашему времени разошлись довольно далеко, то у истоков значения эти неразличимы. Auctor ( " автор " ) — nomen agentis, т.е. обозначение субъекта действия; auctoritas ( " авторитет " ) — обозначение некоего свойства этого субъекта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

48. С. 304-305; Милонас П. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 7-81; он же. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Т. 1. Ч. 1. С. 127-130; Ч. 2. С. 150-165; Richard M. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs/Éd. J.-M. Olivier. Turnhout, 19953. P. 341-342; Μελισσκης Ζ. Ο κωδικογρφος Ιγντιος (ιδ αι.) της Μονς Παντοκρτορος Αγου Ορους//Παρνασσς. Αθνα, 1995. Τ. 37. Σ. 358-392; idem. Βιβλιοδτηση και ανακανιση κωδκων στη Μον Παντοκρτορος το Αγου Ορους τον 16o αι.//Σμμεικτα. Αθνα, 2005. Τ. 17. Σ. 279-320; idem. Η βιβλιοθκη της Μονς Παντοκρτορος κατ τον 15ο αι.: Περιεχμενο, προσκτσεις, απλεις//Το Αγιον Ορος στον 15ο και 16ο αι. (6ο Διεθνς επιστημονικ συνδριο), Θεσσαλονκη, 25-27 Νοεμβ. 2011. Θεσ., 2012. Σ. 289-309; idem. Η βιβλιοθκη της Ι. Μονς Παντοκρτορος Ιστορικ διδρομ μιας στερης αθωνικς συλλογς//Θματα αρχαιολογας. 2018. Τ. 2 (1). Σ. 32-47; Mount Athos and Byzant. Monasticism: Papers from the 28th Spring Symposium of Byzant. Studies (Birmingham, March 1994)/Ed. A. Bryer, M. Cunningham. Aldershot, 1996; Τζιγαρδας Ε. Ν. Αγνωστες εικνες και τοιχογραφες του Θεοφνη του Κρητς στη Μον Παντοκρτορος και στη Μον Γρηγορου στο Αγιον Ορος//ΔΑΕΧ. Περ. 4. 1996/1997. Τ. 19. Σ. 97-116; Αχειμστου-Ποταμινου Μ. Παρατηρσεις σε δο αμφιπρσωπες εικνες της Μονς Παντοκρτορος στο Αγιον Ορος//Ibid. 1998. Τ. 20. Σ. 309-316; Treasures of the Holy Mount: Cat. of exib. Thessal., 1997. 2.18-20, 75-76, 99, 105, 112, 129, 136; 5.1, 9; 6.9; 8.3; 9.39, 41, 49, 63, 65, 87, 90; 10.1; 11.4, 11, 25; Εικνες Μονς Παντοκρτορος Αγιον Ορος, 1998; Попова О. С. Образ Христа в визант. искусстве V-XIV вв.//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 159-173; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев Москвы и Подмосковья: Кат. выст. М., 2004. С. 141-143, 193-194, 219, 272-273, 277, 279. Кат. II.10; III. 23, 25; V.3, 56, 61; Πασχαλδης Σ. Ιερ μον Παντοκρτορος Προσκυνηματικς δηγς. Αγιον Ορος, 2005; Mertzimekis N.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

56 Стих 2-й: „День тьмы и мрака (близок), день облака и тучи; как утренний свет распространяется по горам народ многочисленный, какого не бывало от века, да и после него не будет когда-либо в роды родов“. – Стих 10-й: „Пред ним трясется земля, колеблется небо; солнце и луна помрачаются, и звезды теряют свой свет“. 58 Ср . Keil. S. 125; Grätz ( „ Der einheitliche Character der Prophetie Ioels“. Breslau 1873. S . 15); Wunsche . S . 70 – 71; Ружемонт, стр. 49 сл. и пр. 60 Напр., Ае nus (V. H. Х II, 52): λεγεν πρ τς ϑηναων πλεως, „он говорил о городе Афинян“. См. Schleusneri N . Т. V., р. 374. πρ. 61 народ, происходит от неупотребительного гл. , заключать что-либо в себе; и поэтому собств. означает: нечто что-либо заключающее в себе, нечто связное, т. е. общество, народ. 62 Слово " производится от неупотребит. гл. , вздулся, опух, – и, таким образом, имеет собственное значение: нечто большое, масса; отсюда – народ. 64 Кимхи ( Rosenm . р. 445:446), Николай Лира (см. Merx . S . 318), Кальвин (см. ibid . S . 431), Друзий (см. W ü nsche . S . 54) и пр. 66 Людольф ( Histor . Aethiop . 13 с. 3, § 16) говорит: „Саранча не оставляет нетронутыми ни травы, ни кустов, ни деревьев, но пожирает все травянистое и лиственное, как бы попаляя огнем. Она обгрызает даже кору на деревьях и, таким образом, вредит им не на один только год“. См. Keil . S . 131. 67 Его высказал Бохарт. „Опустошение земли саранчою, – говорит он, – продолжалось один год, или, как, кажется, правильно можно заключать из Иоил.2:25 , несколько лет. Однако, не должно представлять дело так, что один вид саранчи опустошал в продолжение одного, другой – другого года, но думаю, что все виды саранчи устремились в один и тот же год на Иудею, так что, когда отлетало с какого-либо поля одно полчище, прилетало другое, чтобы пожрать оставшееся от первого полчища, и это повторялось столько раз, сколько было нужно для того, чтобы на поле не оставалось ничего, что доставляло бы пищу для людей и животных“ (Hie rozoic . III , р. 290). Это мнение Бохарта было принято Эдманом, Эккерманом, Турретином, Эйхгорном, Михаэлисом (см. у Iusti . S . 74 –77). Шродером (см. у W ü nsche S . 78) и друг., а также и нашим отечественным толкователем, еп. Палладием ( „ Иоиль“ стр. 3 –4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

39 ...Трактатное общество в России. Рига. Международное трактатное общество. Гамбург, Базель, Ватфорд, Стокгольм, Гельзингфорс, Ныо-Йорк Вашингтон, Коллечь-Вью, Монтен-Вью, Капштадт, Калькута, Варбуртон, 1909. На первой странице брошюры внизу есть пометка: Sleep of the Dead. – Russian. 41 Такое обяснение, что «Котта»·– не на месте я имел случай слышать от Юлия Бетхера во время Киевского Миссионерного Сезда. 45 В 11-й главе послания к Римлянам св. Ап. Павел пишет; «Итак спрашиваю: неужели они (т. е. Израиль) преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность... Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое... Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока не войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:13 ; Рим.11:25–26 ) 49 Полтавским Миссионерским Советом мне было поручено изложение рассмотрения книги Даниила и лишь по связи с последней – рассмотрение Откровения св. Ап. Иоанна. 55 Толк. Библ. стр. 526. В царствование Домициана по достойному вероятия свидетельству св. Иринея был написан и Апокалипсис. Ibid. Стр. 509. 57 Пока не явился антихрист на землю нужно считать бесплодными попытки угадать под этим числом имя. Попыток этих было не мало и все они неудовлетворительны. 58 Поток крови простирался на 1600 стадий: 4х4х100 числа, указывающие на 4 страны света и полноту правосудной кары Божией. Толк. Библ. стр. 578. 59 Бывшие на киевском миссионерском сезде помнят, как Ю. Бетхер демонстрировал это учение зажженной спичкой, по его мнению от грешников останется после адского огня только пепел. 60 Сектанты – адвентисты могут возразить, нельзя говорить, что «воскресение уже было», это ересь по Апостолу ( 2Тим.2:18 ). На это должно сказать сектантам; если какой либо святой во время 1000 летнего царства, как вы его понимаете, скажет: «воскресение уже было» будет ли он подобен Именею и Филиту? Очевидно, Апостол в тексте 2Тим.2:18 разумеет еретиков, отрицающих будущее воскресение мертвых. Сам Апостол учит о воскресении от мертвых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

В базе данных DOHD, N 25 учтено по 2 Житиям 88 чудес П. А., из них 33 посмертных. В большинстве случаев это исцеления, среди к-рых прижизненные: от глухоты (BHG, N 2364. Cap. 16, 68), от различных неназванных болезней (Ibid. Cap. 19, 35, 37, 44, 51, 54, 58), от паралича и немоты (Ibid. Cap. 20) или только от паралича (Ibid. Cap. 24, 45), от проказы (Ibid. Cap. 27, 35, 70), от врожденных уродств (Ibid. Cap. 29), от кожной болезни, вызванной укусом змеи (Ibid. Cap. 32), от болезней суставов (Ibid. Cap. 50) и зубов (Ibid. Cap. 56), от болезни горла (Ibid. Cap. 77), от рака (Ibid. Cap. 78); также описано воскрешение мертвых (Ibid. Cap. 22, 47). Из посмертных чудес можно привести исцеление от различных недугов (Ibid. Cap. 86; BHG, N 2365. Cap. 159): проказы (BHG, N 2364. Cap. 27), болезней суставов, опухолей, разного рода болей (BHG, N 2365. Cap. 137-139), рака (BHG, N 2364. Cap. 141, 157), ран (Ibid. Cap. 149, 151), паралича (Ibid. Cap. 147, 171), хромоты (Ibid. Cap. 161), болезни горла (Ibid. Cap. 163), кашля и лихорадки (Ibid. Cap. 169-171), слепоты (Ibid. Cap. 86; 113; BHG, N 2365. Cap. 159), болезней внутренних органов (BHG, N 2364. Cap. 114); помощь при родах (Ibid. Cap. 161). Очень часто святой изгонял бесов, как при жизни (Ibid. Cap. 13, 21, 25, 31 36, 60, 61), так и после смерти (Ibid. Cap. 86; BHG, N 2365. Cap. 153, 161). Мн. чудеса связаны с животными, в частности с их спасением или возвращением хозяину (BHG, N 2364. Cap. 20; посмертно: Cap. 101, 106, 110), а также с изгнанием вредителей, напр. саранчи (Ibid. Cap. 16, 62). Нек-рые чудеса заключались в том, что святой становился невидимым или входил в запертые помещения (Ibid. Cap. 3, 14, 26). Особенно интересен следующий эпизод: когда П. А. служил литургию в кафоликоне мон-ря Захарии и туда зашли чиновники-иконоборцы, чтобы арестовать его, святой сотворил крестное знамение и стал для них невидим (Ibid. Cap. 14). Неск. чудес состояли в умножении припасов - масла (Ibid. Cap. 30), хлеба и вина (Ibid. Cap. 49, 116), вина (посмертно: Ibid. Cap. 96). Часто святой демонстрировал свою власть над природными явлениями, изводя источники, усмиряя бури, пересекая бурные реки (Ibid. Cap. 6, 8, 16, 18, 19, 40, 71, 76; посмертно: Cap. 111). Наконец, отдельную категорию составляют случаи чудесного освобождения из тюрьмы или спасения от врага (Ibid. Cap. 39, 41). Еще одно чудо, описанное мон. Саввой, говорит о смирении П. А.: отшельник Павел велел ему бросить его церковное облачение в огонь и забрать через час. Святой повиновался и через час нашел облачение не тронутым огнем. Основным способом получить исцеление от гробницы П. А., характерным для визант. Житий, было помазание маслом из лампады, горевшей над местом его упокоения.

http://pravenc.ru/text/2580370.html

Воспринимая проповедь как основную пастырскую обязанность ( Petr. Chrysolog. Serm. 52. 3-6; 70. 10-11; 88. 3-10; 107, 1-2), П. Х. не имел целью дать исчерпывающее объяснение всех аспектов христ. вероучения. Он стремился лишь пробудить в слушателях веру (Ibid. 60. 27-29), подтвердить кафолическую доктрину, предохранить ее от возможных искажений. Содержание христ. вероучения представлено в проповедях П. Х. в сжатой форме, без формальных богословских аргументов. П. Х. просто и ясно излагает слушателям основные истины правосл. веры, ссылаясь на Свящ. Предание (regula fidei - Ibid 156. 4-11) и осознавая непостижимость мн. положений веры. Он руководствуется исключительно пастырскими соображениями, в его Словах нет ни богословской системы, ни сложной богословской терминологии, ни открытой полемики с еретиками. Арианский спор (см. Арианство ) во времена П. Х. не был столь актуален, как в IV в., поэтому П. Х. фактически не затрагивает триадологические вопросы, ограничиваясь простым исповеданием веры в единого Бога, троичного в Лицах, пребывающего вне времени, не разделяемого на три субстанции, не сливаемого в одно Лицо и не имеющего в Себе иерархии (Ibid. 60. 32-43; ср.: Ibid. 59. 72-75; 61. 74-75). П. Х. в общих чертах знаком с обстоятельствами христологических споров, вызванных учением Нестория. Он отстаивает термин «Богородица» (Ibid. 145. 74-84), и образ Марии, Девы и Матери Христа, довольно часто встречается в его проповедях (Ibid. 57. 85-97; 145. 70-94; 148. 3-16; 148bis. 28-40). Во Христе П. Х. признаёт две природы и «одного Бога» (Deus unus - Ibid. 59. 51-58), один субъект (Ibid. 34. 62-74; 40. 77-85) - Бога Слова (Ibid. 62. 119-149; 145. 74-88). По-видимому, он тяготеет к христологической схеме Λγος - σρξ («Слово - плоть») (Ibid. 62. 146-147; 145. 74-88), более характерной в V в. для александрийских писателей. П. Х. склонен подчеркивать божественность Христа и мало говорит о Его человечестве (Ibid. 12. 81-86; 21. 40-63; 34. 62-74; 62. 119-149; 64. 49-81). В его проповедях ничего не сказано о Гефсиманском молении, однако довольно часто он рассуждает о взаимном общении свойств (communicatio idiomatum) во Христе (Ibid. 40. 53-73; 62. 119-149; 72ter. 16-42; 140bis. 43-58). В Словах П. Х. сохранились нек-рые элементы доникейской христологии, в частности учение о Логосе как о посреднике между Богом и миром (Ibid. 49. 77-85; 110. 19-25), представление о ветхозаветных теофаниях как явлениях только Христа (Ibid. 164. 48-54); кроме того, для них характерно отсутствие развернутого учения о Св. Духе и Его действиях ( Benericetti. 1995. P. 176-178).

http://pravenc.ru/text/2580428.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010