В указанном месте у Плутарха читаем: «Elementum enim omne compositum est, — principia neque composita sunt, neque effecta " …, etc. (Plutarchi Ethicorum sive moralium pars II, изд. Basileae 1572, pag. 5). 316 В лат. Ant. — «легко усматривается». 317 Буквально: «сообщающих ей определенный вид» — τας ειδοποιοσας αυτ , видообразующие ее. 318 То же буквально читаем у И. Дамаскина «Точное изложение православной веры», кн. II, гл. 12, стр. 82 по рус. пер. А. Бронзова; ср. Philoponi, Op. cit., pag. 180, 23 sqq. 319 Т.е. составным элементом. 320 Ср. «Тимей» 53 Ε и след.; ср. Philoponi, ibid. pag. 12, 5 sqq. 321 Все сейчас изложенное (а равно и дальнейшие рассуждения о взаимоотношении стихий) заимствовано Немесием у Платона: см. «Тимей» pag. 31C-32C. Ниже Немесий приводит эти рассуждения Платона даже буквально: см. примеч.: 4—5 на стр. 82. 322 В лат. Ant. — «с той стихией, которая предшествует ей» и т. д. 323 Добавлено в лат. переводе Ant. 324 Подобно Немесию и согласно учению Платона и Аристотеля рассуждает о свойствах и о взаимоотношении всех стихий св. Василий Великий «Беседы на Шестоднев» 1-я и 4-я, «Творения» ч. 1, стр. 25, 60—61, М., 1891 г. Ср. Philoponi, ibid. pag. 62, 16 sqq. 325 В лат. пер. Ant. яснее: «чтобы стихии имели не только восхождение от низших к высшим и обратное нисхождение, но и круговое отношение " … и т. д. 326 Vall. — замерзшая. 327 То же — в «Тимее» pag. 49 С. 328 Греч, ευπαθς , в лат. Ant. добавлено: «к чужим качествам». 329 Aristotle Meteorol. lib. I, cap. 3. 330 Здесь в изд. Con. начинается 3-я глава 3-й книги: «Quomodo ad se uniantur elementa in corpore, secundum Aristotelem, et de proprietate elementorum atque habitudine, secundum Platonem». 331 Греч, ς π τς τετραφαρμακου . Tetrapharmacum, по замеч. Оксфордского издателя, был двух родов: во-первых, особый медикамент из четырех составов, в числе которых находились генциана (горечавка), лавровые ягоды и др.; во-вторых, пластырь или мазь (unguentum) тоже из четырех ингредиенций: воска, дегтя, смолы (resina) и сала; эта мазь называлась βασιλικν .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Obolensky D. Byzantium, Kiev and Moscow: a study in ecclesiastical relations//Dumbarton Oaks Papers. XI (1957). P. 21–78. 121 См. выше, гл. 3. 122 См.: Pierlings. J. La Russie et le SaintSiege. Vol. I. P. 56–59; SchдderH. Moskau das dritte Rom. S. 22; Obolensky D. Loc. cit. 123 См. выше. гл. 2. 124 См.: RuncimanS. The Byzantine «Protectorate» in the Holy Land//Byzantion. XVIII (1948). P. 207–215. 125 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 472–473; Wдchmer A. Der Verfall des Griechentums in Meinasien im XIVten Jahrhundert. S. 9–59 (здесь дается информация о различных кафедрах). 126 Wдchmer A. Op. cit. S. 60—65. 127 О соперничестве между Римом и восточными патриархатами см. выше, гл. 2.0 дальнейших спорах между Римом и Константинополем см.·. Runciman S. The Eastern Schism. P. 1–27. 128 Ibid. Р. 49–51. 129 Ibid. Р. 124–144. 130 Применительно к вечности (лат). 131 См.: GillJ. The Council of Florence. P. 12–15; Genakoplos D. J. B yzantine East and Latin West. P. 84–87; Runciman S. The Fall of Constantinople. P. 6–9, 16–21. 132 Глава сената (лат.). 133 John of Damascus. Orationes//PG. Т. XCIV. Col. 1296 ff; Theodore Studites. Epistolae. I, 28//PG. T. XCIX. Col. 1001. Теория пентархии была сформулирована в начале VII в. преп. Максимом Исповедником: Disputatio cum Pyrrho//PG. Т. XCI. Col. 352. 134 См.: Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries. P. 105 ff. 135 Gibbon Ε. Decline and Fall of the Roman Empire/Ed. J. B. Bury. Т. VI. P. 368. О споре по вопросу Filioque во времена Фотия см.: Dvornik F. The Photian Schism. P. 117 ff. (он стремится умалить значение разногласий); Gavin F. Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought. P. 129 ff. 136 Общую характеристику различий см.: Evdokimov Р. L Orthodoxie. Р. 249–252; Gill J. Op. cit. P. 266, 277, 280–281. 137 О раннем этапе истории Filioque см.: Palmieri A. Filioque//Dictionnaire de theologie catholique. Vol. V, II. Col. 2309–2317. 138 Basil. De Spiritu Sancto//PG. Т. XXXII. Col. 136; Gregory Nazianzene. Sanctum Baptisma//PG. Т. XXXVI. Col. 417.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

756 Печатается по изданию: Попов И. В. Святой Амфилохий, епископ Иконийский//Богословские труды. Сб. 9 (1972). С. 15–79. Сопровождается замечанием: «Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред». 850 Idem. In illud: Pater, si possible est, transeat a me calyx iste (Matth. 26, 39)· Цит. nö Holl К Amphilochius von Ikonium, Tübingen, 1904. S. 91–102. 871 Ibid., epiraphium 99, PG 38, 60: Νννη Φιλτατου; ibid, epitaphium 107, PG 38, 66 – об отце Амфилохия: υα Φιλτατου Γοργονας τε μγαν. 891 Idem. Epistula 161, PG 32, 629: σ φεγοντα ς ατς φ ς, οχ μ ς, λλ τν δι’ ημν προσδοκωμνην κλσιν [ты бежишь не от нас (ты сам согласен с этим), но от нашего прошения...]. 892 Gregorius Nazianzenus. Epistula 63, PG 37, 124–125: τ σα τυραννηθντας π τν κανν φλων. 899 ldem. Epistula 109 ad Eusebium Samosatorum, PG 32, 504–505; epistula 176, 200 ad Amphilochium, PG 32, 654, 733–736; epistula 252 ad Fonticae diocesis episcopos, PG 32, 940. 912 Gregorius Nazianzenus. Epistula 25, PG 46, 1093 sqq. Ср.: Vita Marthae V, 49 и 50//Acta Sanctorum. Brussels, 1643. P. 421, 422. 913 Basilius Magnus. Epistula 161, PG 32, 632. Для выяснения смысла ср. Idem. Epistula 199, PG 32, 717. 938 Theodosius II Imperator. Codex XVI, 5, 11, 12//Codex Tbeodosianus/Ed. P. Krüger, T. Mommsen, P. Meyer: In 3 vols. Berlin, 1905. 944 Idem. Epistula 171, PG 37, 280. Такими же словами он говорит о своем отце (Epistula 58, PG 38, 40). 949 SS. Patrum Amphilochii Iconiensis, Methodii Patarensis et Andreae Cretensis opera omnia/Ed. F. Combefis. Paris, 1644. 952 В XX в. в полном объеме сочинения святителя Амфилохия Иконийского были изданы в Бельгии в 1978 г. исследователем К. Datema в серии Corpus Christianorum. В этом издании творения святителя Амфилохия представлены уже большим числом за счет вновь найденных проповедей. Однако следует заметить, что Datema подверг сомнению подлинность проповеди на преполовение Пятидесятницы, которую К. Holl считал написанной самим святителем Амфилохием. Здесь мы перечислим все подлинные сочинения, которые дошли до нас в полном виде, опираясь на последнее критическое издание: 1) Слово на Рождество Христово; 2) Слово на Сретение Господне; 3) Слово о четверодневном Лазаре; 4) Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром; 5) Слово на Великую субботу; 6) Слово на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия...; 7) Слово о новокрещеных, или на Пасху; 8) Слово о Закхее; 9) Слово на текст: Не может Сын ничего творить от Себя...; 10) Сочинение против еретиков; 11) Синодальное послание 376 г. против духоборцев. Небольшое число в полном виде сохранившихся сочинений дополняется фрагментами отдельных произведений святителя Амфилохия, а также сочинениями, которые дошли до нас в сирийской рукописной традиции. Они также приводятся в издании 1978 г. Следует заметить, что и подлинность отдельных фрагментов по-разному трактуют Holl и Datema. -Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Преп. Макарий, hom. 11, n.6. 7; 43, n.3, PG.34, 548D-549A. 773В; р. п., с.86. 277. 59 Hom.16, n.11, PG, 34, 621А; р. п., с.145. 60 Hom.19, n.8; 41, n.3, PG.34, 648D. 769В; р. п., с.169. 273. 61 Hom.29, n.5; 3, n.1; 19, n.2, PG.34, 717C-D. 468В. 644В–С; р. п., с.227. 18. 165. 62 Hom.19, n.7. 8; 40, n.2, PG.34, 648С.649А; 764В; р. п., с.168. 169; 268. 63 Hom.7, n.3. 5; 8, n.3, PG 34. 525В–С. D. 529В; р. п., с.66. 69. 64 Hom.1, n.3; 17, n.14; 49, n.4, PG.34, 453А. 633А. 816В; р. п., с.5–6, 155. 312. 65 Hom.4, n.15; 9, n.9, PG.34, 484В. 537 А–В; р. п., с.75–76. 66 Hom.46, n.3. 4; 15, n.38 (р. п. §36); 8, n.6;14, n.4, PG.34,793CD,601C.532C.572D; р. п., с.295. 129–130. 71.106. 67 Hom.4, n.10. 13, PG.34, 480В. 481C-D; р. п., с.28. 29. 68 Hom.15, n.28 (р. n.§ 26), PG.34, 593C-D; р. п., с.124. 69 Hom.25, n.9. 10; 4, n.29; 30, n.6, PG.34, 873В. С; 481А. 725А–В; р. п., с.190. 29. 233. 70 Hom.2, n.4; 7, n.5, PG.34, 465B–C.525D; р. п., с.16. 66. 71 Hom.9, n.12;46, n.3, PG.34,540B. 793C-D, р. п., с.77. 295. 72 Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 63. 58, PG.40, 1236C-D,1233D-1236A; р. п., с.580,579 [с.109, гл.86]; Gnosticus (fragm.), ibid. 1285B; р. п., с.637 [с.118, гл.44]. св. Григорий Нисский, De vita Moysis, PG.44, 353C-D,361D-364A; р. п. I, 290. 299–300. In psalm, inscriptiones I,8, PG.44, 477B-C; р. п. II, 51; ep. canon, ad Letoium, PG.45, 224A-225A; р. п. VIII, 426–429; npen. Марк Подвижник, Praecepta salutaria 7, PG.65, 1040A (επιθυμα, см. Добротолюбие, т. I,§13, с.476), р. п.(М., 1858), с.281; ibid. 8, 1041А–В (οργ; §16, с.478); р. п., с.284. 73 св. Григорий Нисский, De virginitate 12, PG.46, 376АВ; р. п. VII, 347–348. 74 Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 46. 39, PG.40, 1233А,1232В; р. п., с.577 [с.108, гл.74; с.107, гл.67]. Преп. Марк Подвижник, De lege spirit. 139 squ., PG.65, 921D squ., р. п., с.31 сл. 75 Евагрий, De octo vitiosis cogitationibus, PG.40, 1272A-1276A; р. п., с.603–605 [с.96–98]. У Евагрия эта схема встречается впервые. 76 Созерцание понимается как уврачевание высшей способности — ума — от»неведения»вещей божественных, αγνοια αγνωσα, Евагрий, Сар. pract. 59,58, PG.40, 1236А; р. п., с.579 [с.109, гл.87.86]; преп. Марк Подвижник, Praecepta salutaria. 10, PG.65, 1045ВС (Добротолюбие, т. I, §20, с.481); р. п., с.290. 77

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

933 „Epicuri Epistola tertia“, 125; у Usener’a, 60–61 стр. Ср. подобные выражения в (Epicuri sententiae» 22, 24 (Usener, 76 стр.) и Lucretius, VI, 9, где об Эпикуре говорится, как о научившем нас быть свободными от душевных беспокойств, испытываемых нами в силу ложных мнений. 944 См. „Epist. tertia“, 127–130, Usener, 62–63 стр.; Sententia 20, Usener, 75; Sententia 24, Usener, ibid. и 29–30. Cp. Cicero, Tuscul. V, 33. 93; Seneca, Epist. 15, 10; Cicero, „De finibus”, I, 13. 43–45; 14. 46; Plutarchus, Contra Epicuri beatitudinem, 4 p. 1089 а и др. Ср. особенно приведенные выше места из сочинений Цицерона: Tuscul. II, 17. 7; V, 10–31 и др. 947 Augustinus, „Ad Nectarium CIV, 3, t. II p. 290 с ed. Ven. 1729; no Usener’y 311 стр. 948 Для суждения о взглядах Эпикура на природу существующего в мире нравственного зла и на его неизбежность и неискоренимость, – у нас мало имеется фактических данных. Но из общего отрицания Эпикуром существовал и в мире целесообразности и из признаваемого им господства в мире чисто механических неразумных законов – это учение о нравственном зле в мире, как неизбежном и от нас независящем, следует с безусловной необходимостью. 949 Впрочем, как мы видели, некоторые стоики тоже были непрочь допустить господство в мире слепого случая. 956 Ср. об этом же у „De finibus“ I, 10. 32–19. 62; II 10.31 (о врожденности стремления к удовольствию); 33. 109; Tusc. II, 6. IS, Tusc. Ill, 24. 46 Tusc. V, 10. 31 и мног. др. Первые две книги из „De finibus“ целиком посвящены Цицероном изложению и разбору учения Эпикура об удовольствии, как высочайшем благе. Ср. „Sextus Empir. Hypotyp.“ Ill, 194 и др. 957 Важнейшие из этих свидетельств собраны Usener’oм в его «Epicurea», главным образом, в отделе: «Epicuri Ethica», стр. 263–341. 958 Epistola tertia, 132; Usener, 64 стр. То же самое Эпикур говорит и в Sententia 5; Usener, 72 стр. 960 De flnibus, I, 18. 57–58. Это же свидетельство об учении Эпикура мы находим у Цицерона в Tuscul. disp. Ill, 20. 49 и в De divin. I, 39. 87 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Ю. (Ibid. P. 74-75). Так, 60 книг «царских законов» («Василики») содержат множество фрагментов Н. Ю. и могут использоваться как самостоятельный источник для реконструкции текста имп. постановлений. Вместе с тем в «Василиках» был использован текст греч. Собрания 168 новелл, Бревиария Феодора Гермополита, а также Синтагмы Афанасия Эмесского. Ок. 20 новелл не были включены в «Василики», поскольку содержали устаревшие законоположения; из новелл, вошедших в «Василики», одни были включены в них целиком, другие - только частично. Свидетельство о том, какие именно фрагменты новелл вошли в «Василики», содержат, в частности, комментарии патриарха Феодора IV Вальсамона к Номоканону XIV титулов ( Noaiiles. 1914. Vol. 2. P. 171-207; Bochove T. E., van. ΔΙΑΙΡΕΣΙΣ ICb 2 and the Incorporation of Justinian " s Novels into the Text of the Basilica//Subseciva Groningana. 2001. Vol. 7. P. 45-89). Церковные сборники I. Собрание 25 глав было частью Собрания канонов 60 титулов, к-рое не сохранилось. В собрание 25 глав входит 21 постановление из Кодекса Юстиниана, а также 4 «церковные» новеллы Юстиниана (Nov. 137; 133; 120; 131. 13). По всей видимости, новеллы были включены в основное собрание уже после его составления в качестве приложения, предположительно после 565 г. II. Трехчастное собрание (Collectio tripartita) представляет собой приложение к Собранию канонов 14 титулов; в 3-й части приводятся Н. Ю. Автор использовал Собрание Афанасия Эмесского (см. также в ст. Corpus iuris civilis). III. Собрание 87 глав - см. в ст. Иоанн III Схоластик . IV. Collectio Ambrosiana представляет собой сборник, включавший предположительно 14 титулов. Собрание сохранилось в одной рукописи - Codex Ambrosianus L 49 sup. (484). Фрагменты Н. Ю. распределены по титулам тематически: рассматриваются вопросы церковного права, в т. ч. церковного (епископского) суда, регулирования брачно-семейных отношений, наследования. Собрание было составлено в неск. этапов, первый из к-рых относится к 545-546 гг.; затем оно было дополнено в 572-575 гг.; возможно, оно редактировалось и в 3-й раз, в правление имп.

http://pravenc.ru/text/2577789.html

55 Juliani Imp. Ер. 78 (И. 603, ed. Teubn.). 56 Juliani. Ер. 38. 57 Superstitiosus magis quam sacrorum legitimus observator. A mm. Marc. XXV. 4, 17. 58 Epist. 49. 59 Epist. 63. 60 Epist. 4. 61 Epist. 52. 62 Epist.6. 63 Epist. 26. 64 Epist. 42. 65 xai γαρ οιδιδασκειν , αλλ ουχ κολαζειν χρ τους ανητους . 66 Cod. Theod. XIII. 3, 5. Magistros studiorum doctoresque excellere oportet moribus primum, deinde facundiä sed quia singulis civitatibus adesse ipse non possum, jubeo quisque docere vult non repente nee temere prosiliat ad hoc munus, sed judicio ordinis probatus decretum curialium mereatur, optimorum conspirante consensü hoc emm decretum ad me tractandum refertur ut altiore quodam honore nostro judicio studiis ci vita turn accedat. 67 Migne. Patrol, gr. 76. Col. 510. На него делал возражение Кирилл Александрийский: Προς τα του εν αΟοις Ιουλιανο . 68 Ibid. Col. 708. 69 Следует рассказ о том, как Юлиан раз угорел в Лютеции (Р. 438—439. Teubn ). 70 Cedreni. I. P. 535. Ed. Bonn. 71 Amm. Marc. XXV. 4. 72 Cod. Theod. XVI. 5, 6, а. 381 Jan. 10 (ed. Mommsen-Meyer. I. 856). 73 Hefele-Leclercq. Histoire des Conciles. II. P. 24—25. 74 Superstitio, insania. Cod. Theod. XVI. 10, 2; 10, 3 (a. 341, 346). 75 Monum. Germ. Historica Auctor. antiquiss. VI pars. I. P. 280. 76 Намек на императора Валентиниана I и сыновей его Грациана и Валентиниана П. 77 Sozom. VII. 15. Athanasiades. Die Begriindung des orthodoxen Staates durch Kaiser Theodosius den Grossen. Leipzig, 1902. S. 13—15. 78 Cod. Theod. XVI. l,2;Sozomeni. VII, 4. 79 Sozom.VII, 9. 80 Waitz. Leben und Lehre des Ulfila. 1840; BesseL.Leben des Ulfila. 1860. 81 Григорьев. Журн. мин. нар. проев. Март. 1875. 82 По смерти Константина Великого ряд императоров идет в следующем порядке: 1) от 337 до 353 г. сыновья: Константин II (Галлия и Испания), Констант (Италия и Африка), Констанций (Восток); 2) племянники: Далмации (дунайские провинции), Ганнибалиан (Понт). С 353 по 361 г. империя соединена под одною властью Констанция. Следуют: Юлиан (361—363), Иовиан (363—364), Валентиниан I (364—375) на Западе; Валент (364—378) на Востоке; Грациан и Валентиниан II (375—392) на Западе; Феодосии (379—395) на Востоке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3437...

Вторые утверждали, что страны, которые уже легализовали эвтаназию, должны стать примером для остальных. 44 Rapport de Ia Comniission de l " environnement, de la santé publique el de la protection des cunsom-mateurs. Proposition tie résolution sur l’assistance aux mourants, «La Documentation Catholiquc» 73 (1991 г 16/2034, 792. 45 Цит. по: J. Potin, L " euthanasiesans ledire..., «La Documentation Catholique» 73 (1991) 16/2034, с. 767. 46 Ср.: P. Verspieren, Face à celui qui meurt. Euthanasie, acharnement thérapeutique, accompagnement, Paris: Dosclée de Brouwer 1984, 167–199. 47 Первое издание: Этика паллиативной помощи. На полях Отчета ВОЗ (Женева 1990), «Medicus» 1 (1992), nr 6, 31–33. 48 Ср. Папский Совет Cor Unum, Некоторые этические вопросы, относящиеся к тяжело вольным и умирающим, в: W trosce о ycie, ук. цит., 443 n. 49 Конгрегация вероучения. Декларация об эвтаназии: Iura et bona, в: W trosce о ycie, там же, 337. 51 Ср.: Sens choroby, sens mierci, sens ycia, red. H. Bortnowska. Kraków: «Znak» 1980, с 283–287. 52 Ср. Папский Совет Cor Unum, Некоторые этические вопросы, относящиеся к тяжело больным и умирающим, в: W trosce о ycie, там же, 445n. 55 Ср. Папский Совет Cor Unum, Некоторые этические вопросы, относящиеся к тяжело больным и умирающим, там же, с. 446. 59 Ср. Pius XII, Problèmes religieux et moraux de la réanimation (1957), в Biohgie, medicine et éthique, Paris: Le Centurion 1987, с 371. 60 Ср. Papicska Akadcmia Nauk, Deklaracja о sztucznym przeduaniu ycia I dokadnym ustakniu momentu mierci, в: W trosce о ycie, 453. 61 Ср. Папский Совет Cor Unum, Некоторые этические вопросы, относящиеся к тяясело больным и умирающим, ibid., с. 445п. 62 Ср. Papieska Akademia Nauk, Deklaracja o sztucznym przeduaniu ycia I dokladnym ustalemu memento miercx, в: W trosce о ycie, оп. цит. 453 n. На встрече с Иоанном Павлом II сотрудники Папской академии наук могли услышать из уст Папы, что проблема дефиниции смерти является насущной с точки зрения правильной трактовки моральных и правовых аспектов трансплантации. Папа обратился к авторитету Учительства Церкви в вопросе определения критериев смерти. Он оставил этот вопрос в ведении ученых, но дал согласие на то, чтобы результаты их научных исследований могли опираться на авторитет соответствующих церковных инстанций, т. е. Папской академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/dari...

39 Правило обязано своим происхождением Трулльскому Собору. Оно (53) читается так: поскольку родство по духу выше союза по телу, и мы узнали, что в некоторых местах некоторые воспринимающие детей от святого крещения после сего вступают в брачное сожитие со вдовевшими матерями их, то определяем, чтобы отныне ничего такого не делалось. Правило это подтвердил император Лев IV, сын Копронима, а не сам Копроним. Zachariae. Jus Graecorom., pars III, p. 49–55. Lips. 1857. 42 Theodosii Diaconi. De Cretae expugnatione. Acroases quinque. Напечатано в приложении к истории Льва Диакона, в боннском издании. 45 Leo Diac., ibid., p. 70–71. Cedrenus, II, 364. Речь идет не о нерукотворенном образе Эдесском, который перенесен был в Византию еще при императорах Константине Порфирородном и Романе I (944 г.), а о чудесном отпечатке этого образа на кирпиче. Этот-то кирпич с изображением лика Спасителя, находившийся в Иераполе, теперь и перенесен в столицу. Ct. Constatini Porphyrogeniti. Narratio de divina Christi imagine (Migne, patr. Graec. ser., t. 113, col. 432). 56 О свойстве и размерах политического влияния Византии в Нижней Италии см. у Rambaud. L’empire Grec, p. 439449 59 Novella Nicephori Phocae. Помещена в приложении к боннскому изданию истории Льва Диакона, стр. 311–317. 60 С этим вопросом можно познакомиться у Rambaud. L " empire Grec au X siecle, p. 277–287. См. также статью проф. Васильевского «Материалы из истории Византийского государства». Журн. Мин. Народ. Просвещ. 1879 т. 202, стр. 168–172. 61 Духовенство в качестве, землевладельческого класса начинает возбуждать жалобы и на запад с IX века, и разумеется принимаются меры против слишком большого обогащения духовенства. В капитулярии Карла Великого от 811 года говорится: «pauperes se reclamaut expoliatos esse de eorum proprietate et hoc aequaliter clamant super episcopos et abbates et eorum advocates. Dicunt etiam quod quicumque proprium suum episcopo, abbati, dare noluerit, occasioues quaerunt super illum pauperem, quomodo eum condempnare posint…. usque dum pauper factus volens-nolens suum proprium tradat aut vendat». Capitularia regum francorum. Tomi primi pars prior, p. 165, cap. 2–3 Hannov. 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Лит.: Scheil J. V. Chodorlahomor dans les inscriptions Chaldéennes//RB. 1896. Vol. 5. P. 600-601; Pinches Th. G. Certain Inscriptions and Records Referring to Babylonia and Elam and Their Rulers, and Other Matters//J. of the Transactions of the Victoria Institute. L., 1897. Vol. 29. P. 43-90; King L. W., ed. The Letters and Inscriptions of Hammurabi, King of Babylon. L., 1898. Vol. 1. P. XXV-LVI; Jeremias A. The Old Testament in the Light of the Ancient East: Manual of Biblical Archaeology. N. Y.; L., 1911. Vol. 2. P. 21-31; idem. Die sogenannten Kedorlaomer-Texte: Sp. III, 2, Sp. 158 + Sp. II, 962, Sp. II, 987//Orientalistische Schriften: Fr. Hommel zum 60. Geburtstag. B., 1917. Bd. 1. S. 69-97; Albright W. F. A Revision of Early Hebrew Chronology//JPOS. 1921. Vol. 1. P. 49-79; idem. The Historical Background of Genesis XIV//J. of the Society of Oriental Research. Toronto, 1926. Vol. 10. P. 231-269; idem. A Third Revision of the Early Chronology of Western Asia//BASOR. 1942. N 88. P. 28-36; Speiser E. A., ed. Genesis. Garden City (N. Y.), 1964. P. 106-109. (The Anchor Bible; 1); Astour M. C. Political and Cosmic Symbolism in Genesis 14 and in Its Babylonian Sources//Biblical Motifs: Origins and Transformation/Ed. A. Altmann. Camb., 1966. P. 65-112; idem. Chedorlaomer//ABD. 1992. Vol. 1. P. 893-895; Borger R. Assyrisch-babylonische Zeichenliste. Neukirchen-Vluyn, 19863; Hinz W., Koch H. Elamisches Wörterbuch. B., 1987; Charpin D., Durand J.-M. La suzeraineté de l " empereur (Sukkalmah) d " Elam sur la Mésopotamie et le «nationalisme» amorrite//Mésopotamie et Elam: Actes de la XXXVI Rencontre Assyriologique Internationale/Ed. L de Meyer, H. Gasche. Ghent, 1991. P. 61-73; Lambert W. G. The Fall of the Cassite Dynasty to the Elamites: An Historical Epic//Cinquante-deux reflexions sur le Proche-Orient Ancien: Offerts à Léon de Meyer. Leuven, 1994. P. 67-72; Foster B. R. Before the Muses: An Anthology of Akkadian Literature. Bethesda, 19962. Vol. 1. P. 283-289; Немировский А. А. У истоков древнеевр. этногенеза: Ветхозаветное предание о патриархах и этнополит. история Ближ. Востока. М., 2001. С. 196-216; Durand J.-M. De l " époque amorrite à la Bible: le cas d " Arriyuk//Babel und Bibel. Moscow, 2005. N 2. P. 59-70; Krebernik M. Philologische Aspekte elamish-mesopotamischer Beziehungen im Überlick//Ibid. 2006. N 3. S. 76-77.

http://pravenc.ru/text/1684089.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010