Рождением Его мы возродились, Крещением Его омылись, ранами Его исцелились, Воскресением Его восстали, Вознесением Его прославились. А что Он [Христос] должен был прийти, чтобы уврачевать болезни наши, пророк твой говорит: «Ранами Его мы исцелились» 939 . И в другом месте: «И грехи наши на Себе понесет и будет ходатаем за преступников» 940 , и еще: «Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Во смирении суд Свой претерпел. Род Его кто изъяснит? 941 Господь воинств – имя Его» 942 . Об этом говорит также и Иаков, от которого, как ты хвалишься, ведешь свой род, когда он, благословляя своего сына Иуду, сказал, обращаясь как бы к самому Христу, Сыну Божию: «Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда. Из семени, сын мой, взошел ты. Возлегши, уснул ты, как лев, как скимен льва. Кто пробудит его? Прекрасны очи его паче вина, и белы зубы его паче молока. Кто, говорит, пробудит его?» 943 . И хотя Он сам сказал: «Имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее» 944 , однако апостол Павел говорит: «Кто не поверит, что Бог воскресил Его из мертвых, тот не спасется " ». 945 Несмотря на то, что мы говорили и то, и другое, однако несчастный никак не склонился к вере 946 . Так как иудей хранил молчание и король видел, что до его сердца не доходят эти речи, король обратился ко мне, чтобы получить благословение и уехать. При этом он сказал: «Скажу тебе, епископ, слова Иакова, сказанные им ангелу, который говорил с ним: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» 947 . С этими словами он приказал подать мне воды для омовения рук. После омовения я сотворил молитву, взял хлеб и, возблагодарив Бога, вкусил его сам и предложил королю. Отпив глоток вина, я попрощался и ушел. Король же сел на коня и вместе с супругой, дочерью и всем своим семейством возвратился в Париж. 6. В то время близ города Ниццы жил затворник Госпиций 948 , отличавшийся большим воздержанием. Он перетянул нагое тело железными цепями, сверху надел власяницу и ел только хлеб и немного фиников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Соответствие Пролога и Эпилога подтверждается элементами нумерической композиции (вообще очень характерной для этого Евангелия 941 ). Пролог состоит из 496 слогов: возможно, это связано с тем, что 496 – число треугольника 942 , совершенное 943 , а кроме того, представляет собой числовое значение греческого слова monogenes («единородный» – слово, используемое в 1:17, 18) 944 . Нам эти соображения могут показаться странными; однако в новозаветные времена люди придавали огромное значение некоторым видам чисел, в особенности треугольным и совершенным числам 945 , а также привыкли к мысли, что любое слово имеет собственное числовое значение – легко вычисляемое, ибо все буквы греческого алфавита служили также и цифрами. Однако для наших нынешних целей число 496 важно тем, что оно связывает воедино Пролог и Эпилог Евангелия. В Прологе 496 слогов – в Эпилоге (намного более пространном) 496 слов. Такое соотношение слогов Пролога и слов Эпилога вполне оправданно: Пролог – поэтическая композиция, в которой естественно обращать внимание на количество слогов, Эпилог – прозаическое повествование. Дальнейшее подтверждение гипотезы о нумерической композиции можно найти в том, что обе части заключения (20:30–31 и 21:24–25), обрамляющие Эпилог, состоят из 43 слов 946 . Это указывает на то, что их следует рассматривать вместе, параллельно друг другу. Теперь проведем подробное сравнение этих двух частей заключения. Вот их тексты: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его : (20:30–31). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг : (21:24–25). Две части заключения параллельны, но не повторяют друг друга. В каждом случае, где они параллельны, вторая часть продвигается на шаг дальше первой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Так же и наши объясняют это в отношении к Антихристу. Порфирий же и прочие, следующие ему, полагают, что здесь говорится об Антиохе Эпифане, что он восстал против служения Богу и дошел до такого высокомерия, что в храме Иерусалимском приказал поставить свою статую 943 . Следующие же затем слова: доколе не совершится гнев, ибо над ним самим последует исполнение, они так понимают, что власть его продлится до тех пор, пока не прогневается на него Бог и не повелит умертвить его самого. Ибо Полибий и Диодор, написавшие «Исторические библиотеки», сообщают, что он не только действовал против Бога иудейского, но, подстрекаемый корыстолюбием, пытался также ограбить храм Дианы в Элемаиде 944 , который был весьма богатым, но был оттеснен стражами [храма] и соседними народами и вследствие некоторых ужасных привидений впал в безумие и погиб от болезни; случилось же это с ним, говорят они, потому, что он покушался на храм Дианы. Но мы говорим, что если это случилось с ним, то случилось потому, что он совершил много жестокостей над святыми Божиими и осквернил храм Его. Ибо нужно думать, что он был наказан не за то, что он покушался сделать и что, после раскаяния, оставил без исполнения, а за то, что было совершено им. И о Боге отцов своих не помыслит, и будет [иметь] пожелания жён, и ни на кого из богов не будет обращать внимания, ибо восстанет против всего. Но богу Маозиму на месте его он будет воздавать честь, и бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом, серебром, драгоценными камнями и дорогими вещами. И укрепит Маозим с чужим богом, которого он признает, и умножит славу, и даст им власть над многими, а землю раздаст в дары. Вместо переведенного нами: и будет [иметь] пожелания жён, Семьдесят перевели: и пожеланиям жён не подчинится. Затем вместо «бога Маозим», как читается в еврейском [тексте] 945 , Акила перевёл: бога крепостей, Семьдесят: бога сильного. Вместо сказанного нами: и будет [иметь] пожелания жён, в еврейском стоит двусмысленно, как говорит Акила, который перевёл так: и о Боге отцов своих не помыслит, и о пожелании жён, и о всяком боге не помыслит.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего. Итак, скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою?» И этот старец, вероятно, не ожидал подобного вопроса, но должен был отвечать наугад: «под зеленым дубом» 944 . Тогда пророк сказал ему: «точно, солгал ты на твою голову; ибо ангел Божий с мечем ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтоб истребить вас». Противоречивые показания обоих старцев раскрыли глаза народу: все поняли, что Сусанна была ложно оклеветана беззаконными судьями, и громким голосом выражали свое негодование на виновников дела; конечно, и их нужно было судить за лжесвидетельство и все собрание произнесло им смертный приговор 945 . Такой оборот дела обрадовал всех, а особенно мужа, родителей и всех родственников Сусанны; все прославляли Бога не столько за то, что ложно оклеветанная женщина спаслась от смерти, сколько за то, что она всенародно была оправдана и невинность её была доказана пред всеми 946 . Для пророка же Даниила факт этот имел тоже весьма важное значение, так как он положил начало его известности и возвышению его пророческого авторитета среди пленного иудейского народа. Спустя три года, назначенные для воспитания плененных Навуходоносором отроков, всех воспитывавшихся при дворе Асфеназ представил для испытания самому царю. Царь лично экзаменовал их, стараясь узнать как специальные познания, так и вообще степень умственного развития каждого, предлагал им остроумные вопросы, на которые отроки со своей стороны должны были давать соответствующие ответы, – беседовал с ними и т. д.; вероятно, при этом обращалось внимание и на другие качества, какие были необходимы для будущих придворных, – напр., на внешний лоск, ловкость и уменье держать себя. Оказалось, что пророк Даниил и друзья его превзошли своих сверстников «красотою и ростом тела, мудростью и разумением души, стройностью речей и всяким разумным познанием» 947 . Во всех отношениях они далеко опередили других воспитывавшихся с ними отроков; что же касается в частности их умственного развития и приобретенных ими познаний, то в этом отношении они оказались в десять раз мудрее даже всех тайноведцев и волхвов 948 , Какие только были в царстве вавилонском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Умер от бо­лез­ни желудка. Алек­сандр 912–913/ок. 870–913 Ис­пол­не­нию цар­ских обя­зан­но­стей он пред­по­чи­тал бес­пут­ство и рос­кошь, а уж во­ца­рив­шись еди­но­лич­но, и во­все не со­вер­шил ни­че­го доб­лест­но­го и до­стой­но­го упоминания. По­шел по­иг­рать в мяч и вер­нул­ся в кро­ви, тек­шей из но­са и де­то­род­но­го чле­на. Стра­дая от гни­е­ния и бо­лез­ни, вско­ре умер. Кон­стан­тин VII Баг­ря­но­род­ный/Константин 913–945, 945–959/905–959 Ак­ти­ви­зи­ро­вал во­ен­ные дей­ствия про­тив ара­бов, ос­но­вал шко­лы и Уни­вер­си­тет и дал ре­ша­ю­щий им­пульс со­зда­нию эн­цик­ло­пе­дий. Сбли­же­ние с Русью вы­ра­зи­лось в тор­же­ствен­ном при­е­ме, устро­ен­ном кня­ги­не Оль­ге в 957 г. Ко­гда Кон­стан­тин за­хо­тел при­нять сла­би­тель­ное ле­кар­ство, ему при­го­то­ви­ли на­пи­ток, со­дер­жа­щий яд, от ко­то­ро­го он, за­не­мог и умер. Ро­ман I Ла­ка­пин/Ро­ман Лакапин 920–944/ок. 870–948 Стре­мил­ся по­ме­шать обез­зе­ме­ли­ва­нию сво­бод­ных кре­стьян, ко­то­рые яв­ля­лись ос­нов­ны­ми на­ло­го­пла­тель­щи­ка­ми и нес­ли во­ен­ную служ­бу. Укре­пил ар­мию, от­ра­зил на­па­де­ние ки­ев­ско­го кня­зя Иго­ря , за­клю­чил мир­ный до­го­вор с Русью. Был низ­ло­жен соб­ствен­ны­ми сы­но­вья­ми и че­рез не­сколь­ко лет умер мо­на­хом в ссылке. Хри­сто­фор/Хри­сто­фор Лакапин 921–931/?-931 Ис­то­ри­ки со­хра­ни­ли ма­ло све­де­ний о прав­ле­нии и о лич­но­сти это­го им­пе­ра­то­ра. Во вся­ком слу­чае, ни­ка­ких зна­чи­тель­ных со­бы­тий за вре­мя его прав­ле­ния не произошло. Об­сто­я­тель­ства его смер­ти оста­ют­ся неизвестными. Сте­фан/Сте­фан Лакапин 924–945, 944–945/?-963 Под­дер­жан­ный сво­им бра­том им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном Ла­ка­пи­ном, ока­зал­ся во гла­ве за­го­во­ра про­тив сво­е­го от­ца, ко­то­ро­го от­пра­вил в ссыл­ку. Поз­же сам был со­слан в то же са­мое место. По­стри­жен в мо­на­хи, умер в ссылке. Кон­стан­тин Лакапин 924–945/? — по­сле 948 Под­дер­жал сво­е­го бра­та им­пе­ра­то­ра Сте­фа­на Ла­ка­пи­на, ока­зал­ся во гла­ве за­го­во­ра про­тив сво­е­го от­ца, ко­то­ро­го от­пра­вил в ссыл­ку. Поз­же сам был со­слан в то же са­мое место.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Купцы поселялись не в самом Константинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом у русских купцов пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии. В 941 г. великий киевский князь Игорь (912–945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию – возможно, это был поход-реванш. Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси. Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии. Тем не менее, не стоит обольщаться такими блестящими результатами. Следует помнить, что Византия в то время постоянно воевала и сильно нуждалась в новых воинах. Естественно, ей необходимо было заручиться мирными отношениями с набиравшим силу соседом – Киевской Русью. Подписывая договор 944 г., такой выгодный для руссов, византийский император действовал, прежде всего, в своих собственных интересах. Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию. В 946 г. туда отправилась великая киевская княгиня Ольга. Этот поход сыграл огромную роль как в развитии русско-византийской дипломатии, так и в дальнейшей судьбе самого древнерусского государства. В 955 г. Ольга совершает второе посольство в Константинополь и принимает там крещение. В это время императором Византии был Константин VII (945–959) Багрянородный. Как писатель он оставил целый ряд сочинений, в том числе о Киевской Руси и о посольстве Ольги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

73) 6420. В Олеговых походах из Новгорода в Киев, и затем в Грецию принимают участие вместе с Словенами, чудью и другими, также и Варяги, а об участии Руси летописец умалчивает, тогда как в договорах с Греками 912 и в Игоревом 944 переговоры ведутся от имени Руси. 74) 6424–6448. С 916 по 940 год т. е. за 25 лет нет никаких известий касательно Руси,-летописец красноречиво молчит. 75). 6453. «Рекоша дружина Игореви; отрош свеньлжи изоделися суть оружьем и порты, а мы нази; поиди,, княже, с нами в дань, да и ты будешй и мы». За год только, говорить историк С. М; Соловьев, Игорь возвратился из греческого похода, взявши с Грекоа золото и поволоки и на вся воя, а между тем дружинники его жалуются, что они наги. Или распределение событий по годам у летописца неверно, или описание похода и его последствий неверно, а может-быть и то, и другое ( С. М. Соловьев . кн. I, стр. 128, прим. 1). Последнее вернее всего. 76) 6453. В договоре 945 года сказано:... «по уставу и по закону Русском»у, но на Руси тогда никакого Уложения не было. 77) 6453. В договоре Игоря 945 года Варяги христиане Руси поставлены наравне с языческой партией, а в договоре Святослава с Иоанном Цимисхием 971 года нет уже ни слова о христианах. 78) 6453 (945). Длугошу известен сын Свенельда Mikina или Niskina, убивший Игоря, а Повесть временных лет его не знает. Заметим, что летописец отводит неестественно длинный период времени для деятельности Свенельда. Имя этого воеводы встречается между 914 и 977 годами. Сподвижники Олега, по свидетельству летописи во главе Свенельда продолжают воевать все сравнительно долгое (33 лет.) княжение Игоря, затем Святослава и Ярополка (см. ниже п. 90). 79) 6462. Начальная летопись не знает о важных сношениях великой княгини Ольги с немецким двором в 954 году (Проф. Ф. Я. Фортинский. Крещ. св. Влад…,стр. 118). 80) 6463. Под 955 годом помещен в летописи рассказ о путешествии Ольги в Царьград и о крещении ея, по несомненным же византийским хроникам Ольга была в Константинополе в 957 году. Она, по словам летописи, приехала в Константинополь в царствование Цимисхия (969–976), тогда как в это время византийским императором был Константин Багрянородный (912–959), который и повествует о пребывании Ольги в Царьграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Безусловно одно – ко времени написания трактата, то есть после 934 г. и до 944 г., Херсон вновь именовался фемой, причем двадцать девятой в общем списке и двенадцатой, последней по счету среди европейских военно-административных областей. Он был столицей обширной фемы, охватывавшей территориально климата – приморские и горные области полуострова, а также Боспор. Если учесть, что в Тактиконе Бенешевича, составленном между 933 и 944 гг., в списке стратигов фем Херсон фигурировал на 30 месте 2022 , то уже ко времени самостоятельного правления Константина VII (945–959), еще до разгрома Хазарии и печенегов князем Святославом в 965 г., произошли серьезные изменения в Крыму в пользу Империи, а значение города возросло. Видимо, не случайно с начала 20-х гг. X в. здесь опять активизировалась деятельность монетного двора, и к середине века, ко времени правления Романа II (959–963), она достигла своего апогея (421 монета на год правления), после чего интенсивность выпуска снова упала 2023 . В качестве условного terminus ad quem non для этих переломных событий может быть указан 944 г. («лето 6453»), так как в конце договора, заключенного в этом году, великим князем Игорем и его приближенными с императорами Романом, Константином и Стефаном в клаузуле «О стране Херсона» («О Корсуньстъи странъ») признавались византийскими все («еликоже есть») ее города, то есть не один Херсон, но, очевидно, давно известные «кастра климата», снова собранные воедино под властью василевса ромеев 2024 . Источник ни словом не упоминает хазар и даже не намекает на какую-то роль Хазарии, что совершенно не совместимо с заявлением некоторых исследователей о контроле каганатом в середине X в. «практически всей Таврики», о строительстве под Херсоном неких «хазаро-булгарских храмов» 2025 . Константин Багрянородный тоже отмечал, что в случае неповиновения собственно Херсона стратиг фемы должен был покинуть город и «отправится в другую крепость» (kai apelthein en etero kastro), чтобы там обосноваться и продолжать дело 2026 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принципиально важно указание византийского хрониста Скилицы: “И жена некогда отправившегося в плавание против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер ее муж, приплыла в Константинополь. Крещенная и истинной вере оказавшая предпочтение, она после предпочтения (этого) высокой чести удостоенная вернулась домой”. Сообщение это помещено в начале правления Константина VII. Оно может означать, что крещеная Ольга прибыла в Константинополь в 946 г. и была удостоена высокой чести. Для нас интересно, что крестилась княгиня вскоре после гибели мужа. Нам могут возразить, что для Ольги было чисто физически невозможно оказаться в Царьграде в 944 г.: ПВЛ датирует гибель Игоря 945 г., а окончание борьбы с древлянами 946 г. При этом упоминается, что все лето после смерти Игоря Ольга простояла под Искоростенем. Однако после научно обоснованной передатировки похода на греков (943 г.) все летописные даты сдвигаются. Если же учесть, что древнерусский год начинался с 1 сентября, то нет ничего невозможного в том, что осенью 943 г. (944 по ст. стилю) был заключен договор с греками, зимой Игорь был убит, а весна ушла на расправу с древлянами. Упоминание о длившейся все лето осаде Искоростеня для нас здесь значения не имеет, так как это одна из позднейших вставок в текст летописи. Таким образом, летом и осенью 944 г. для Ольги было вполне возможно и, главное, насущно необходимо оказаться в Царьграде. Читайте также — Князь Владимир: житие, иконы, молитвы Летом или осенью св. Ольга прибыла в Константинополь ко двору императора Романа Лакапина. Несмотря на ее отчаянное положение, василевс принял ее благосклонно. Просьба о крещении и предложение союза чрезвычайно обрадовали императора. Он воскликнул: “Патриарху ли возвещу слово сие!” Возведение на киевский престол византийскими войсками княгини-христианки сразу обеспечило бы империи могущественного и верного союзника. Но еще более привлекательной показалась вдовому императору перспектива женитьбы на архонтиссе русов, необычайно умной и по-прежнему красивой. Личная уния с державой ромеев сразу включила бы Русь в экономическую и политическую систему империи. Христианизация, осуществленная княгиней-василиссой, совершилась бы быстро и безболезненно. Вместо сильных и опасных соперников Византии русы превратились бы в мирных граждан имперской окраины. Княгиня Ольга — «Я — язычница, крести меня сам»

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Фаррухзад (Шахрвараз) 630 Борандохт 630 Пероз II 630 Азармедохт 630–631 Хосров III 631 Йездигерд III 632–651 В 636–651 Иран завоеван арабами и включен в состав исламского Халифата 8. Арабский халифат а) «Праведные халифы» Абу Бакр 632–634 Умар (Омар) I 634–644 Усман (Осман) 644–656 Али 656–661 б) Омейяды (в Дамаске) Муавия I 661–680 Йазид (Язид) 680–683 Муавия II 683–684 Марван 684–685 Абдальмалик 685/8–705 Валид I 705–715 Сулайман 715–717 Умар II 717–719 Йазид II 720–724 Хишам 724–743 Валид II 743–744 Йазид III 744 Ибрахим 744 Марван II 744–750 в) Аббасиды (в Багдаде) Абдаллах ас-Саффах 750–754 Абдаллах аль-Мансур 754–775 Мухаммад аль-Махди 775–785 Муса аль-Хади 785–786 Харун ар-Рашид 786–809 аль-Амин 809–813 аль-Мамун 813–833 аль-Мутасим 833–842 аль-Васик 842–847 аль- Мутаваккиль 847–861 аль-Мунтасир 861–862 аль-Мустаин 862–866 аль-Мутазз 866–869 аль-Мухтади 869–870 аль-Мутамид 870–892 аль-Мутадид 892–902 аль-Муктафи 902–908 аль-Муктадир 908–932 аль-Кахир 929,932–934 ар-Ради 934–940 аль-Муттаки 940–944 аль-Мустакфи 944–946 В 945 Багдад захвачен Бундами, лишившими халифа светской власти и основавшими султанат Ахмад Муизз ад-Даула (султан) 945–967 аль-Мути (халиф) 946–974 Хосров Азуд ад-Даула (шаханшах) 977–983 ат-Таи (халиф) 974–991 Самсам ад-Даула (султан) 983–987 Баха ад-Даула (султан) 989–1012 Султан ад-Даула (султан) 1012–1021 аль-Кадир (халиф) 991–1031 аль-Каим (халиф) 1031–1075 В 1055 Багдад захвачен Сельджукидами, которые сменили Бундов в качестве султанов Тогрул-бек (султан) 1055–1063 Алп-Арслан (султан) 1063–1072 Малик-шах (султан) 1072–1092 аль-Муктади (халиф) 1075–1094 аль-Мустазхир 1094–1118 аль-Мустаршид 1118–1135 ар-Рашид 1135–1136 аль-Муктафи 1136–1160 аль-Мустанджид 1160–1170 аль-Мустади 1170–1180 ан-Насир 1180–1225 аз-Захир 1225–1226 аль-Мустансир 1226–1242 аль-Мустасим 1242–1258 В 1258 халифат ликвидирован монголами 9. Сельджукиды Рума Сулейман ибн Кутулмыш 1077–1086 Дауд Кылыч-Арслан I 1092–1107 Малик-шах 1107–1116 Рукн ад-Дин Масуд I 1116–1156 Изз ад-Дин Кылыч-Арслан II 1156–1188

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010