Писания (ср.: CVatII. PO. 18; Ibid. DV. 21). В противовес индивидуалистическим представлениям и практике прошлого (см.: Lubac. 1949) на первый план выходит осуществляемое в евхаристическом общении универсальное, «кафолическое» начало: подчеркивается, «что Евхаристия совершается в общении (in communione) со всей Церковью, земной и небесной, с живыми и умершими, а также в общении с пастырями Церкви, с папой, с епископом епархии, ее священниками и диаконами и всеми епископами всего мира с их Церквами» (ККЦ. 1354). В утверждении того, что Евхаристией «осуществляется единство верных» (CVatII. LG. 3, 11), значимыми для К. являются 2 объединяющих фактора. С одной стороны, воцерковляющее свойство этого таинства через приобщение (communio) единому Христу, Который объединяет причащающихся со всеми верными в единое церковное тело, а также углубляет их воплощение (incorporatio) в Церковь (ККЦ. 1396), так что «благодаря Евхаристии Церковь непрестанно живет и возрастает» (CVatII. LG. 26; ср.: Ibid. DV. 26). С др. стороны, это стоящий над всеми юрисдикционными границами Римский папа, связанный «с каждым совершением Евхаристии, в котором он поминается как знак и слуга единства вселенской Церкви» (ККЦ. 1369). Папа Римский Иоанн Павел II на процессии Тела Христова. Фотография. 2000 г. Папа Римский Иоанн Павел II на процессии Тела Христова. Фотография. 2000 г. Стремительное развитие католич. богословия и практики Евхаристии в XX в. в направлении «коммуниального», общинного характера происходило нередко в ущерб личностному евхаристическому благочестию, в результате чего таким аспектам, как степень подготовки верующего к причастию, его внутреннее состояние, личное благодарение и молитва, не уделялось должного внимания, несмотря на то что об этом говорилось и в нек-рых папских посланиях, и на II Ватиканском Соборе (см., напр.: Miserentissimus Redemptor//AAS. 1928. Vol. 20. P. 171; CVatII. SC. 12). В связи с этим кард. Вальтер Каспер , анализируя проблему соотношения между обновлением церковной традиции и преемственностью в таинстве Евхаристии в К., заключает: «Некоторые формы преподания и принятия причастия в прежние века были бы сочтены явным святотатством.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Однако, как подчеркивает кардинал Ратцингер (ср. MF, p. 33), факт завершения единого Божиего Откровения в Иисусе Христе не означает, что Церковь может смотреть только в прошлое и обречена на его бесплодное повторение. Катехизис утверждает: " И все-таки, если Откровение и завершено, оно не полностью доступно нашему пониманию; христианской вере предстоит на протяжении веков проникать постепенно в глубины его смысла " (см. ККЦ 66). Здесь необходимо отметить два существенных элемента, а именно, связь с историческим событием и процесс восприятия этого события. Это подтверждает и Сам Спаситель, когда говорит: " Еще много имею вам сказать, но пока вы не можете понять. Когда придет время, Он, Дух истины приведет вас к познанию истины. Но теперь еще не можете " (Ин 16, 12-14). Т.е. Святой Дух постоянно ведет и открывает доступ к углублению познания Откровения. Недаром Катехизис цитирует св. Григория Великого, что слова Божие взрастают вместе с тем, кто их читает (ср. In Ez 1, 7, 8: ККЦ 84). А II Ватиканский Собор в Конституции " Dei Verbum " о Божественном Откровении указывает три основные пути развития апостольского Предания при содействии Святого Духа, а именно: через созерцание и исследование верующими, слагающими все это в сердце своем (ср. Лк 2, 19ю 51), через глубокое постижение переживаемой ими духовной реальности, и через проповедь тех, кто с епископским преемством принял достоверный благодатный дар истины (ср. DV 8). В этом контексте и следует рассматривать " частное откровение " , которое относится ко всем видениям и откровениям, свершившимся по завершении Нового Завета; именно под эту категорию и подпадает фатимское послание (с. MF, p. 34). " В ходе веков бывали откровения, называемые " частными " , некоторые из которых были признаны Церковью. ...Их роль – не " улучшить " или " дополнить " Откровение Христово, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху " , – учит Катехизис (ККЦ 67). Из всего этого следуют два фундаментальных вывода. Общее откровение или, в нашем случае, Божественное Откровение, требует принятия его с верой как слово самого Бога. В то же самое время, нет и даже не может быть обязанности публично выражать веру в признанные Церковью частные откровения. Они касаются, прежде всего, послушной принципам благоразумия, индивидуальной веры, – писал Кардинал Просперо Ламбертини, будущий Папа Бенедикт XIV.

http://religare.ru/2_41512.html

Еп. Илья Новгородский в своих правилах говорит, что в случае, если священник забыл влить вино в потир, он должен начинать служить со слов: «А еже есть в чаше сей — честную Кровь Христа Твоего " . С м. Калайдович К.Ф. Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснением, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. М.: тип. С. Селивановского, 1821. C. 223-224. См., например, в «Тридентском катехизисе» главу «Три Тайны Евхаристии» и ранее, где объясняется, что после цитирования установительных слов происходит преложение (Также доступен английский перевод: Tridentine Catechism of the Holy Catholic Church. [ Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 21.01.2020). То же самое у Фомы Аквинского, ST. lib. XII, q. 73 (русский перевод в: Сумма теологии. Том XII//Азбука.ру. [ Электронный ресурс.] Режим доступа: https ://azbyka .ru /otechnik /konfessii /summa -teologii -tom -12/19 (дата обращения: 21.01.2020). Действительно, ККЦ утверждает, что « В повествовании об установлении Евхаристии сила слов и действия Христа и сила Духа Святого делают сакраментально присутствующими под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христа, а также Его Жертву, принесенную за нас на Кресте раз и навсегда» (пар. 1353, цит. по Катехизис Католической Церкви. [ Электронный ресурс.] Режим доступа : http://catholic.tomsk.ru/catechism/0221.htm (дата обращения: 21.01.2020. ), однако не совсем понятно, относится ли это замечание к любому евхаристическому приношению в принципе или же только к латинскому обряду, в котором, согласно ККЦ, эпиклезис предшествует анамнезису (надо сказать, что православные полемисты, например св. Николай Кавасила, и в латинском обряде видели эпиклезис после установительных слов. С м. в его « Изъяснении Божественной Литургии» главу 30 « О том, что и в Латинской церкви Таинство Евхаристии совершается таким же образом». Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М.: Издательство храма мученицы Татианы, 2007. С. 258-261.). В то же время, утверждая в пар. 1375, что « Отцы Церкви непоколебимо подтвердили веру Церкви в действенность слова Христова и действия Духа Святого для совершения этого преложения» , ККЦ оставляет неопределе нным, что понимает под действенностью слова Христова. Имеется ли в виду действенность слова Христова, сказанного Им тогда, единожды, на Тайной Вечере (как это понимает цитируемый катехизисом св. Иоанн Златоуст), или же речь иде т об действенности слов при их цитировании священником, в духе Фомы Аквинского?

http://bogoslov.ru/article/6024817

Эта роль, как и все служения в Церкви, имеет сакраментальную (таинственную) природу, поскольку зависит от данного нам в крещении участия в священстве Христа. Особо следует подчеркнуть именно этот момент — таинство священства называется «крещение», и благодаря ему все мы участвуем в едином священстве Христа. Таинство поставления производит дьяконов, пресвитеров и епископов — не священников. Кандидаты в эти церковные степени уже крещены, и потому они уже суть священники во Христе. Требуется лишь прочитать названия параграфов катехизиса, чтобы в этом убедиться: «Участие мирян в священническом служении Христа» (ККЦ, § 901–903); «Участие мирян в пророческом служении Христа» (ККЦ, § 904–907), «Участие в царском служении Христа» (ККЦ, § 908–913). Ибо, как мы читаем о Народе Божьем в 1Пет.2:4–10: «Вы — род избранный, царское священство, святой народ, народ Божий». Вот почему в чине Римской мессы предстоящий пресвитер или епископ призывает: «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему». И что же это за жертва? Жертва Церкви, которая есть жертва Христа: не много жертв, даже не две жертвы, но единая Христова Жертва, которая есть также жертвоприношение всей Церкви, клира и мирян. Вот почему предстоящий служитель всегда возносит молитву во множественном числе: «Мы молимся, Мы приносим», ибо он есть служитель и уста всех. Как бывает свойственно всякому обновлению, оно восстанавливает в первоначальном достоинстве Традицию (с заглавной буквы), не потому вовсе, что церковь в истории утеряла какой-либо из элементов этой Традиции. Просто вследствие перемещений и изменений времени какие-то вещи оказались задвинутыми в дальний угол, и теперь необходимо обрести их заново, очистив от пыли. Из этого, однако, не следует, что Церковь движется назад, дает «задний ход», или что ее Традиция, как некоторые из наших современников склонны думать, носит избирательный характер, подобно фуршету или «шведскому столу», где каждый может выбрать то, что ему нравится.

http://azbyka.ru/kakova-rol-mirjan-v-cer...

В Катехизисе Католической Церкви (1992), где учение об И. дается в ст. «Таинство Покаяния и Примирения», в сжатом виде представлено изложение конституции «Indulgentiarum doctrina» с добавлением определения И., данного в Кодексе канонического права (ККЦ. 1471-1479). Отличительной особенностью изложения Катехизиса является разъяснение понятия кары за грех. Вечная кара означает лишение «общения с Богом» и доступа к вечной жизни, что является следствием тяжкого греха (ККЦ. 1472). На этом основывается требование «нахождения в состоянии благодати» для получения И., т. е. отсутствия у получающего нераскаянных тяжких (смертных) грехов. Временная кара соотносится в Катехизисе с «неупорядоченной привязанностью к творениям», возникающей вслед. всякого греха; от этой привязанности «необходимо очиститься» либо на земле (в т. ч. посредством И.), либо после смерти в чистилище (ККЦ. 1472). Провозглашая «Великий юбилей 2000 г.» буллой «Incarnationis mysterium» от 29 нояб. 1998 г., папа Римский Иоанн Павел II объявил о предоставлении И. всем «должным образом подготовленным» верующим во время празднования юбилея. Исходя из представленного в конституции «Indulgentiarum doctrina» учения, папа сделал акцент на понимании И. как «дара милосердия Божия», необходимого для постепенного устранения зла, коренящегося внутри человека даже после раскаяния в таинстве Покаяния. В приложении к булле давался декрет Апостольской пенитенциарии, устанавливавший правила получения И. в юбилейный год. Современная практика предоставления И. Основные нормы и правила получения И. содержатся в «Enchiridion Indulgentiarum» (далее: EInd). Полную И. может получить только верующий, находящийся «в состоянии освящающей благодати», свободный от всякой привязанности к грехам. В «Enchiridion Indulgentiarum» придается большая значимость факту совершения благочестивых дел (opus operantis) с намерением получить И., нежели самим этим делам (opus operatum). Объявление об индульгенции на фасаде базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_36504.html 25 декабря 2006 Рождественское послание главы католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископа Т.Кондрусевича Источник:  http://www.interfax-religion.ru Интерфакс-Религия Возлюбленные в родившемся Господе братья во священстве, монашествующие, верный народ Архиепархии Божией Матери в Москве! 1. " И Слово стало плотию, и обитало с нами " (Ин 1, 14). Этими словами пролога Евангелия от Иоанна от всего сердца приветствую и поздравляю всех вас с радостным и спасительным торжеством Рождества Христова. В них выражена суть тайны Боговоплощения, главной целью ко-торой является искупление человека, его возвышение и обожествление. Слово стало плотью, " чтобы сделать нас " причастниками Божеского естества " " (2 Пет 1, 4), – учит Катехизис (ККЦ 460). Бог становится человеком, чтобы человек стал сыном Божиим, – как говорит св. Иреней (ср. Против ересей 3, 19, 1: PG 7/1, 939: ККЦ 460). А св. Афанасий подчеркивает, что " Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать Богом " (Слово о воплощении Бога Слова, 54, 3: PG 25, 192B: ККЦ 460). 2. Заканчивающийся пастырский Год Библии помог нам лучше осознать одну существенную для каждого из нас истину: что Бог никогда не оставляет человека, что Он любит его даже тогда, когда тот отрекается от своего Творца. Возьмем, к примеру, евангельскую притчу о блудном сыне (ср. Лк 15, 11-32). Сын, живя распутно, растратил полагающуюся ему часть имения и, в конце концов, осознал, что согрешил против неба и своего отца и недостоин дальше называться его сыном. Он был даже готов стать наемником у своего отца. Полный сокрушения, он возвращается к отцу, который, и это следует подчеркнуть особо, не дает ему сказать этой последней фразы. Отец позволяет своему сыну высказаться лишь до слов: " я недостоин называться твоим сыном " , и тут же его перебивает, возвращая обратно в свою семью. Он распоряжается принести ему лучшую одежду и обувь, надеть кольцо на палец и приготовить для него пир. Свое поведение отец объясняет тем, что его пропавший, духовно мертвый сын, ожил и вернулся. Отец поступает именно так, а не иначе, потому что отцовство не снимается, оно всегда остается.

http://religare.ru/2_36504_1_21.html

Д. В. Смирнов К. в современном католическом вероучении (см. подробно в ст. Католицизм ). К. относится наряду с Миропомазанием (Конфирмацией) и Евхаристией к таинствам христ. инициации, т. е. введения в Церковь и начала сакраментальной жизни (см.: CVatII. LG. 11; ККЦ. 1212-1213). Оно уподобляет крещаемого Христу, освобождает от всех грехов, включая первородный, и считается необходимым для спасения (ККЦ. 1257). Исходя из этого представления, католикам вменяется в обязанность «позаботиться о том, чтобы их дети были крещены в первые недели жизни» (CIC. 867. § 1). К. налагает на душу человека неизгладимую духовную печать (character indelebilis) и потому неповторимо. Перекрещивание принявших К. во имя Св. Троицы не допускается независимо от того, в границах какой христ. Церкви или церковной общины таинство совершалось ( Denzinger. Enchiridion. N 1609; ККЦ. 1272; CIC. 849, 864, 869. § 2). Ибо, «оправдавшись верой в крещении, они сочетаются (incorporantur) Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием (merito) признают их братьями в Господе» (CVatII. UR. 3). Крещение взрослых во время богослужения навечерия Пасхи в соборе Непорочного зачатия, Москва. Фотография. 2006 г. Крещение взрослых во время богослужения навечерия Пасхи в соборе Непорочного зачатия, Москва. Фотография. 2006 г. Традиционным для обряда Римско-католической Церкви является К. через обливание, однако после II Ватиканского Собора допускается и практикуется К. через погружение в воду (CIC. 854), как правило, только головы крещаемого ( Fischer. 1971. S. 169). В совр. литургической практике используются 2 чина К.: для взрослых (Ordo initiationis christianae adultorum. R., 1972) и для детей (Ordo baptismi parvulorum. R., 1969). При этом чин для взрослых считается первичным, т. к. в нем наиболее адекватно обретает видимые формы богословский смысл, «эйдос Крещения», в то время как чин для детей является производным, хотя и законным видом К. ( Fischer. 1971. S. 165-166). Крещению взрослых предшествует основательная катехизация, крещению детей - просветительская беседа с родителями и крестными, один из к-рых может не быть членом католич. Церкви (CIC. 874. § 2). Эта беседа призвана помимо прочего обнаружить серьезность их намерений в отношении таинства, зрелость веры и готовность взять на себя религиозно-нравственную ответственность за воспитание ребенка в католич. вере. В случаях обоснованных подозрений, что таковые отсутствуют или недостаточны, церковным правом предусмотрено откладывать преподание таинства на более поздний срок (CIC. 868. § 1). Активное участие родителей и крестных в чинопоследовании К. подчеркивается выполнением ими нек-рых литургических действий, напр. послекрещального елеопомазания ребенка.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание главы католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископа Т.Кондрусевича Возлюбленные в родившемся Господе братья во священстве, монашествующие, верный народ Архиепархии Божией Матери в Москве! 1. " И Слово стало плотию, и обитало с нами " (Ин 1, 14). Этими словами пролога Евангелия от Иоанна от всего сердца приветствую и поздравляю всех вас с радостным и спасительным торжеством Рождества Христова. В них выражена суть тайны Боговоплощения, главной целью ко-торой является искупление человека, его возвышение и обожествление. Слово стало плотью, " чтобы сделать нас " причастниками Божеского естества " " (2 Пет 1, 4), – учит Катехизис (ККЦ 460). Бог становится человеком, чтобы человек стал сыном Божиим, – как говорит св. Иреней (ср. Против ересей 3, 19, 1: PG 7/1, 939: ККЦ 460). А св. Афанасий подчеркивает, что " Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать Богом " (Слово о воплощении Бога Слова, 54, 3: PG 25, 192B: ККЦ 460). 2. Заканчивающийся пастырский Год Библии помог нам лучше осознать одну существенную для каждого из нас истину: что Бог никогда не оставляет человека, что Он любит его даже тогда, когда тот отрекается от своего Творца. Возьмем, к примеру, евангельскую притчу о блудном сыне (ср. Лк 15, 11-32). Сын, живя распутно, растратил полагающуюся ему часть имения и, в конце концов, осознал, что согрешил против неба и своего отца и недостоин дальше называться его сыном. Он был даже готов стать наемником у своего отца. Полный сокрушения, он возвращается к отцу, который, и это следует подчеркнуть особо, не дает ему сказать этой последней фразы. Отец позволяет своему сыну высказаться лишь до слов: " я недостоин называться твоим сыном " , и тут же его перебивает, возвращая обратно в свою семью. Он распоряжается принести ему лучшую одежду и обувь, надеть кольцо на палец и приготовить для него пир. Свое поведение отец объясняет тем, что его пропавший, духовно мертвый сын, ожил и вернулся. Отец поступает именно так, а не иначе, потому что отцовство не снимается, оно всегда остается.

http://religare.ru/2_36504.html

…Ибо в литургии Бог говорит к Своему народу, а Христос снова и снова возвещает Евангелие. Народ же отвечает Богу как песнопениями, так и молитвой» (Ibid. 11, 33). Современная учительная позиция К., подразумевая и всячески поощряя активность верующих в литургической сфере, в первую очередь «через благоговейное и частое принятие таинств» (Ibid. CD. 30. 2), не ограничивает и их «сакраментального» участия только пассивным восприятием благодати, поскольку с этой т. зр. также «в совершении таинств участвует все собрание (tota congregatio), которое становится «литургом», каждый в своей роли, но в «единстве Духа», действующего во всех» (ККЦ. 1144; ср.: CVatII. SC. 41, 48). Так понимаемое «празднование» таинств является «диалогическим событием» (Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 326). Соответственно богослужебные акты клириков Церкви рассматриваются в этой системе координат как священнодействия не только «in persona et in nomine Christi» (в лице и от лица Христа, Его именем; ср.: ККЦ. 1120), но и в лице и от лица всей церковной общины, «in persona totius ecclesiae», «nomine totius Ecclesiae» (CVatII. PO. 2). Так, «молитвы, возносимые к Богу священником (a sacerdote), возглавляющим собрание от лица Христа (in persona Christi praeest), произносятся от имени всего святого народа (plebis sanctae) и всех присутствующих» (Ibid. SC. 33; ср.: Теста. 2000. С. 59). Вероучительные особенности отдельных таинств. Крещение Папа Римский Иоанн Павел II совершает таинство Крещения. Фотография. 2000 г. Правильным и, следов., полностью признаваемым в К. считается любое Крещение, совершенное с соблюдением главных условий. К ним относятся в первую очередь наличие воды как «материи» таинства и произнесение имен Лиц Пресв. Троицы, являющееся «формой» таинства (ср.: CFlor. Exsultate Deo// Denzinger. Enchiridion. N 1314) и выражающее квинтэссенцию евангельской, церковной, а также необходимой для Крещения личной веры (см.: CTrident. Decretum de iustificatione. Cap. 7//Ibid. N 1531; ККЦ. 1226, 1229, 1253; Katholischer Erwachsenen-Katechismus.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Т. о., в спасительном домостроительстве Христа, свершаемом «в единстве и посредством Святого Духа» (Dominus Jesus. 12//AAS. 2000. Vol. 92. P. 752), утверждается экуменическая универсальность искупления, к-рое «простирается за видимые границы Церкви ко всему человечеству» (Ibidem; ср.: ККЦ. 519), потому что, как учит католическая Церковь, «Христос умер за всех людей без исключения» (ККЦ. 605; ср.: ККЦ. 616), а «Святой Дух дает всем возможность приобщиться (consocientur) этой пасхальной тайне ведомым Богу образом» (CVatII. GS. 22; ср.: «Но, хотя Он и «за всех умер», однако же не все испытывают благотворные последствия Его смерти, а только те, кому сообщено достоинство Его Страстей» - CTrident. Decretum de iustificatione. Cap. 3// Denzinger. Enchiridion. N 1522). В такого рода вероучительных формулировках берет начало развиваемая в теологии освобождения и во мн. офиц. документах К. тема спасающей и приносящей подлинную свободу солидарности Христа со всеми страждущими и людьми доброй воли (см., напр.: CVatII. GS. 32; Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 188-191, 196), а также идея «анонимного христианства», разрабатывавшаяся одним из вдохновителей и влиятельных консультантов II Ватиканского Собора - К. Ранером. Однако в условиях распространившегося к нач. III тыс. в странах христианской культуры религ. плюрализма, релятивизма и индифферентизма в К. на официальном уровне настоятельно подчеркивается абсолютность, «единственность и вселенский характер спасительной тайны (unicitas et universalitas salvifica) Иисуса Христа» (Dominus Jesus. 4//AAS. 2000. Vol. 92. P. 745). Истина католич. вероучения состоит в том, «что вселенский спасительный замысел триединого Бога дарован раз и навсегда (semel pro semper) и исполнен в тайне воплощения, смерти и воскресения Сына Божия» (Idem. 14//Ibid. P. 755). Не отрицая принципиальной возможности спасительного действия Божия за пределами христ. религии (см.: CVatII. LG. 13, 16), учительство К. настаивает, что любые альтернативные пути спасения, рассматриваемые в отрыве от единственного посредничества Христа (unica Christi mediatio), в корне противоречат католической доктрине и теряют, т. о., подлинное сотериологическое значение (см.: Dominus Jesus. 14). Бескомпромиссное отстаивание неповторимой единичности христианского домостроительства связывается здесь с тем, что из непреложного догматического утверждения неограниченной спасительной действенности Жертвы Христа логически следует ее абсолютная достаточность: «Спасительное посредничество соотносится с единичностью искупительной Жертвы Христа, высшего и вечного Первосвященника» (Idem. 11//AAS. 2000. Vol. 92. P. 752).

http://pravenc.ru/text/1683907.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010