2411 Augustinus Hipponensis. De Genesi ad litteram XII, 40, PL 54, 469. Рус. пер. Ч. 8. С. 286–287. 2413 Idem. De utilitate credendi, 34, PL 42, 89; De agone christiano, 24, PL 40, 302; De Genesi ad litteram VIII, 2–5, PL 34, 372; IX, 6–7, 29, PL 34, 395, 404. Рус. пер. Ч. 8. С. 101–102, 145–146, 163–164. 2414 His ergo carnalibus vel corporalibus formis inhaerere amore pueros necesse est; adolescentes vero prope necesse est; hinc jam procedente aetate non est necesse [... Дети по необходимости привязываются любовью к этим плотским и телесным формам; юноши почти с необходимостью; но в зрелом возрасте это уже не необходимо] (Augustinus Hipponensis. De vera religione, 45, PL 34, 141). 2415 Sed in spiritualia mente suspensa atque ibi fixa et manente, etiam hujus consuetudinis impetus frangitur, et paulatim repressus extinguitur. Major enim erat cum sequeremur; non tamen omnino nullus, sed certe minor est cum eum refrenamus [Когда ум устремляется к духовному, пребывает и удерживается в нем, тогда ломается сама привычка и постепенно уничтожается пристрастие Ибо это пристрастие становится еще больше, если мы последуем за ним; и однако же не исчезает совсем, когда мы его обуздываем, но определенно становится меньше] , пусть только в совершенстве знает, чем является единица среди чисел и на что она способна, еще не в том величайшем законе и величайшем порядке всех вещей, но в том, что мы ежедневно повсюду чувствуем и совершаем] (Augustinus Hipponensis. De ordine II, 47, PL 32, 1017). Exercet animum hoc genus disdplinarum, ad subtiliora cernenda, ne luce illorum repercussus, et eam sustinere non valens, in easdem tenebras quas fugere cupiebat, libenter refugiat [Этот род дисциплин упражняет ум, чтобы в созерцании более тонких вещей он не был поражен их светом и чтобы, не будучи в силах вынести этот свет, он вновь не бежал с удовольствием в тот мрак, откуда жаждал убежать] (Idem. De quantitate animae, 25, PL 32, 1049). 2427 Ibid. 19, PL 32, 1046. Рус. пер. С. 347–348. Понятие, влагаемое блж. Августином в эту формулу, имеет более широкое значение. Что в геометрии точка, то в математике умопостигаемая единица, а в онтологии единство. Неделимая и нематериальная единица есть основа всякого числа, потому что число представляет собой совокупность единиц (Augustinus Hipponensis. De libero arbitrio II, 22, PL 32, 1252). Единство, без которого не может существовать никакое тело, никакое животное, никакое общество, есть внутренняя сила вещей (Idem. De ordine II, 48, PL 32, 1017. Рус. пер. Ч. 2. С. 219–220). Итак, бестелесное единство есть начало всякого числа, фигуры, тела. Довести человека до сознания нематериальности единства значит дать ему понятие о нематериальной субстанции, силе и могуществе. Поэтому блж. Августин и говорит, что для понимания духовной субстанции можно ограничиться уяснением значения единства, и диалектика с математикой перестают уже тогда быть необходимыми (Idem. De ordine II, 47, PL 32, 1017. Рус. пер. Ч. 2. С. 218–219).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

1052 A).    Евсевий. Церк. ист. V. 16. 10.    Quoniam latus fusa est nostra provincia habet etiam Numidiam et Mauritaniam sibi cohaerentes (Ep. 48 (45). 3).    Вопреки Покровскому. С. 613.    Monceaux Р. Histoire litteraire de l " Afrique chretienne… Т. II. Р. 61.    Sententiae episcoporum. (Не показывают ли слова Киприана, что в Риме отношения иначе?)    Ер. 75 (75).    Предложение исправлено нами. В машинописи так: «Из письма этого последнего к папе Стефану видно, что последний примыкал к практике Африканской церкви». Но указанное письмо Фирмилиана Кесарийского обращено к Киприану, и Стефан выставлен в нем как непримиримый противник африканской практики и «враг Церкви» (см. также: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. II. М., 1994. С. 386).    Omni igitur actu ad me periato placuit contrahi presbyterium (adfuerint etiam episcopi quinque, qui et hodie praesentes fuerunt), ut firmato concilio, quid circa personam eorum observari deberet.consensu omnium statueretur (Ep. 49 (46). 2).    Quod erat consequens, omnis hic actus populo fuerat insinuandus, ut et ipsos viderent in ecclesia constituos,quos errantes et palabundos jam diu viderant et dolebant (Ibid.).    Ер. 14 (6). 4.    Ibid.    Ер. 19 (14). 2.    Ibid.    Ср. Ер. 15 (11). 1, к исповедникам и мученикам: «Когда окончится гонение и мы, соединившись с клиром, станем снова собираться вместе…»    Ер. 20 (25). 3.    Ер. 34 (33). 3.    Письмо, строго говоря, не от клира, а от исповедников: «от пресвитеров Максима и Моисея, дьяконов Никострата и Руфина и прочих исповедников».    Ер. 31 (26). 6.    Ер. 17 (12). 1.    Ibid. 3.    Ер. 43 (40). 7.    Ер. 55 (52). 6.    Ер. 45 (42). 4.    Ер. 48 (45). 2.    Ер. 55 (52). 6.    Legimus litteras tuas, frater carissime, quibus significasti de Victore, quondam presbytero, quod ei antequam poenitentiam plenam egisset, et Domino Deo, in quem deliquerat, satis fecisset, temere Therapius, collega noster, immaturo tempore et praepropera festinatione pacem dederit.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

28 Юстиниан — император Восточной Римской империи (527–565). 29 Nov. V , c.2. 30 Симония — поставление в священный сан за мзду; происходит от имени Симона–волхва (см. Деян.8,9–24). 31 De Champagny. La charite dans les premiers siecles de l’Eglise. Paris 1864; P Allard. Les esclaves chretiens. Paris, 1900; Ciccotti. Le declin de l’esclavage antique. 1910; Dobschutz. Die urchristliche Gemeinden. 1902. 32 — Ad uxorem, — 11,8. 33 Ibid. 34 — Expositio Evangelii Secundum Lucam, — V,59. 35 De lapsis, 11. 36 Пастырь Ерма, Видение III,6. (Русск. пер., с.240–241.) 37 Ср. Учение двенадцати апостолов, XII ,3. 38 10–е правило Сардикийского собора. 39 12–е правило Сардикийского собора. 40 Ипполит Римский, Апостольское Предание, XVI , 6–7. 41 De baptismo, XVIII. 42 Энкратиты (ог греч. enkrateia — воздержание) — основанная апологетом Татианом в конце II века гностическая секта, члены которой отвергали брак, отождествляя его с блудом, а также употребление мяса и вина, так что даже в Евхаристии заменили вино водой: в широком смысле энкратазм — чрезмерный аскетизм. 43 Ипполит Римский, Апостольское Предание, XVI .23–24. 44 Апостольские Постановления, VIII, 32. 45 Иустин, Апология, 61 и 65. (Русск. пер. П.Преображенского, М, 1864, с.101 и 106.) 46 Учение двенадцати апостолов, VII. 47 Агапы (от греч. agape — любовь) — «вечери любви» в раннехристианской Церкви, совместные общинные трапезы, во время которых совершалась Евхаристия. 48 Ad. Smyrn., VIII. 49 Ibid. 50 De baptismo, XVII. 51 Апостольское Предание, XX. 52 О церковной иерархии, II. PG III, 393–396. (Русск. пер.: Писания св. Отцев и учителей церкви, СПб, с.34–36. 53 Апостольские Постановления, III, 11.( Русск. пер. с. 112.) 54 Holz. Die Taufgebete Hippolyts und andere Taufgebete der alien Kirche. — Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 1906. 55 Письмо LXXIII, 9. Ср. Тертуллиан, De baptismo, VII. 56 Оглашение, или катехуменат (от греч. katecheo — оглашать, устно наставлять, учить) — практика обучения истинам веры всех, готовящихся к крещению; существовала повсеместно в древней Церкви в II — V веках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

27 Hear. Gunth. Thulemarii Tractatio seu commentaries de aurea Bulla Imperatoris Caroli IV. Anni 1356, edit. Heidelberg 1682 in 4, cap. 3. 28 Судебник Царя Ивана Васильевича, изд. С примеч. Татищ. Моск. 1786, стр. 231 и Продолж. Древн. Росс. Вивлиотики Часть V, изд. С. П. Б. 1789, стр. 244. 29 Ioan. Oirych Szanecki Jctus Polonus de linguae Bohemicae f. Czachicae in Polonia ufu diplomatico et forensic, cum aliis quibusdam notitiis, edit. In Miscellaneis Cracoviensibus, fascic. 11 pag. 105. Шанецкий там приводит в свидетельство грамоты 1593 г. 12 июня 1603 г. 20 октября и 1649 г. 14 ноября. 34 Древняя Р. Вивл., изд. 2, Часть 1, стр. 4 и след. и Продолжение Древ. Росс. Вивлиотики, Ч. III,cmp. 80 и след. 38 Ibid. pag. 272. В Договоре великого князя Святослава с греками в 971 году упомянуто, что славяно-руссы тогда со своей стороны к мирной записи приложили печать. См. Нестерову Летоп. по Кенигсбергскому списку, издан. В С. П. Б. в 1767, стр. 65. 39 Gatterer ibid. Образцы бывших у нас свинцовых печатей частных людей при завещательных и купчих грамотах XIV века, писаных на пергамене, можно видеть в IV части Путешественных записок академика Лепехина стр. 428 и след., а также в Собрании государственных грамот и договоров, изданном на иждив. Его Сиятельства графа Н. П. Румянцева в М. 1812 году, Часть I. 41 Polydor. Virgilii de rerum inuentoribus libr. VIII, cap. 2. Но Гаттерер в Сокращении своей дипломатики, изданном Гертнером pag. 149, употребление золотых печатей приписывает еще константинопольским императорам с Юстиниана I в VI, а из западных императоров первому Карлу Плешивому в IX веке. 44 Описание всех этих княжеских и архиерейских печатей почерпнуто, частью, из Древней Российской Вивлиотики и ее Продолжения, а частью, с самих подлинных печатей. О различии же епархиальных печатей см. особенно Продолжение Др. Росс. Вивлиотики, изданное в С. П. Б. Часть VII, стр. 134 и 158. К тому же, смотри Татищева Росс. Истор. Книгу I, Часть 2, гл. 46. 45 Смотри грамоту, данную Соловецкому монастырю в половине XV века от всего Новгорода, напечат. в Описании Белого моря и во 2й Части Истории Российской Иерархии, стр. 386 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

425 Оправдание Добра, 248–249, ср. „Действительность нравственного порядка“ – Вопр. филос. и психолог. 1896, кн. 1, стр. 128. Так естественно вырастает отсюда, из общего понятия Вл. Соловьева о царстве Божием, вся его эсхатология, которую публика заметила только в предсмертных его произведениях! 426 См. Оправдание Добра 204–249, ср. в Трёх разговорах повесть монаха Пансофия о кончине мира... 428 Оправдание Добра, 238–239, 242–243, 247. Из представленного очевидно, что эволюционизм Соловьева не имеет ничего общего с вульгарным эволюционизмом Спенсера, хотя некоторые поспешили приобщить Соловьева к эволюционистам этой категории. Здесь мы имеем дело с своего рода, так сказать, „христианским эволюционизмом“, представителей которого можно назвать на западе и среди богословов и философов с известными именами (напр. Кролль, Бутру, А. Сабатье, Друммонд, Петавель-Олифф, Франке и др.), а также среди верующих натуралистов (как Мейсоннэв, Цам, Леруа, Миварт, Кошен и др.). 443 Contra arian. II, 59. Μ. 26, с. 273. Р. п. II, 339–340. Ту же мысль содержит и следующая выдержка. „Того, что приведено в бытие, как создание, невозможно именовать рождённым, разве только после того, как твари сделаются причастными рождённого Сына и сами наименуются рождёнными, не по собственному естеству, но по причастию (μετουσαν) Сына в Духе“. Contra arian. I, 56. Μ. 26, с. 129. Р. п. II, 250. 444 De Trinit. et Spir. S. 18. M. 26, c. 1211 Слова, заключённые в скобки, внесены автором для пояснения. 452 Contra gent. 30. М. 25, с. 60–61. Р. п. I, 165–166. Ср. Ibid. 34. М. 25. с. 68–69. Р. п. I, 171 и De incarn. 12. М. 25, с. 116–117. Р. п. I, 206. 453 Contra gent. 29. М. 25, с. 60. Р. п. I, 165. ср. Ibid. 45. М. 25, с. 89. Р. п. I, 186. De incarn. 11. М. 25, с. 116. Р. п. I, 205. 455 Психология греха, его развитие от простой, чуждой всякой эмоциональной окраски мысли до страстного желания и, наконец, действия, намеченная св. Афанасием, становится темой для многочисленных трактатов в аскетической литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 Heracl. Parad. (Migne, S. L., t. LXXIV), cap. VI, col. 268: sine intermissione semper in quadam esse translatione animae putabatur, imo magis plurimum vitae suae tempus cum Deo agere, et coelestibus amplius, quam terrenis negotiis interesse. Pallad. Laus. в Append ad VV.PP. (Migne, S. L., t. LXXIV), cap. IX, col. 354:... dicebatur, eum sine intermissione excedere mente, et magis ampliori tempore Deo adhaerere sensus eius, guam in istius mundi habitatione. HL, cap. XIX – XX. col. 1044: .. λγετο οτος γιος διαλεπτως ξστασθαι, χα μ λλον τφ πλεονι χρ ν προσδιατρβειν Θε, τοις υπ’ ουρανν πργμασιν (в издан. Meursii тоже: р. 39). Y («Macarii Aeg. Epistolae, Homiliarum loci, Preces ad fidem Vatic., Vindob – ium, Berol – is, aliorum codicum». Primus edid. H. J. Floss. Coloniae... 1850 ann.) p. 249: ο τος λγετο διαλεπτως ξστασθαι... (далее как в HL). HL, cap. XIX – XX, col. 1046:... «dicebatur hic san ctus esse assidue in extasi, et majori tempore cum Deo versari, quam huius inundi rebus occupari. 13 См. в цитов. нашем исследовании стр. 267 и ср. всю вообще вторую главу первого отдела: стр. 137– 274. 14 Ср., напр., историю пр. Макария и девицы-блудодейницы (чит. ibid. стр. 186–190). Чит. Pall. Laus. в Append. ad VV. PP., cit. cap. 27 Cotelerii «Ecclesiae Graecae Monumenta»; tom. primus, Luteciae Parisiorum ap. Fr. Muguet... 1677; pp. 534–535; 12. Migne (S. Gr. t XXXIV), col. 247–248, 12. Достоп.: стр. 173, 12. ДИ., стр. 34, А» 17. Rosweyd. [ " Vitae Patrum. De vita et verbis seniorum sive Historiae cremiticae libri X»... Antverpiae. 1628. Edit. secunda] lib. V, libell. Ill, pp. 565,2–566,1; 8. ASSM., p. 205. Pall. L. в Append, ad VV. PP., cit. cap. Cp. VDSM., p. 139. 45 Ibid., р. 174, Ближайшим образом здесь, как и во многих иных местах (см., напр., текст к 47-му, 291-му, 307–312, 317 при­мечан. и друг.), имеются в виду «монахи»; но, разумеется, то, что пред­писывается по адресу последних, в соответствующей мере должно касаться и всякого вообще человека (ср. начало § II-ro, трактующего об условиях нормальности отношений человека к самому себе).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

53-я глава у псевдо-Нила соответствует 34-й Эпиктетовой, 54-я – 35-й, 55-я – 36-й, 56-я – 37-й, 57-я – 38-й, 58-я – 39-й, 59-я – 40-й, 60-я – 41-й. При этом следует отметить две особенности, нашедшие место у христианского писателя. а) Почему-то псевдо-Нил выпустил Эпиктетовы (в 36-й гл. у последнего) слова: «предложения: теперь день, теперь ночь " 79 .... Быть может, христианский писатель просто не пожелал воспользоваться обычным у стоиков примером, как не подходившим к его христианскому настроению и положению. Он выразился здесь по-своему. Тогда как стоик пишет: «предложения: теперь день, теперь ночь – имеют большое значение, если их высказывают отдельно, и не имеют никакого, если их соединяют вместе» 80 ..., псевдо-Нил говорит: «считай, весьма ценным то, что отделено, а к тому, что соединено вместе, относись с пренебрежением»... б) В 60-й главе у псевдо-Нила опущено Эпиктетово слово: χεειν (– in coeundo) (у Эпикт. 41-я гл.) – «совокупляться». Пропуск понятен. Говорить об этом христианскому отшельнику было-бы странно. 61-я глава у псевдо-Нила параллельна 42-й главе у Эпиктета, 62-я – 43-й, 63-я – 44-й, 64-я – 45-й, 65-я – первому параграфу 46-й – Эпиктета, а 66-я псевдо-Нила – второму параграфу названной главы стоика, 67-я – 47, 68-я – первому параграфу 48-й – Эпиктетовой, 69-я – второму параграфу последней и 70-я – 50-й (второй ее половине). Различие между стоическим оригиналом и произведением псевдо-Ниловым, имеющееся в этих главах и заслуживающее быть отмеченным, сводится к следующему. а) У псевдо-Нила выпущены Эпиктетовы слова: «но делай то, что вытекает из этих», т. е. «философских», «теорий» 81 (у псевдо-Нила: гл. 65, у Эпикт. гл. 46, параграф 1-й). Ясно, что христианский писатель и не мог поступить иначе, так как христианам, для которых он писал, следует в своем поведении руководствоваться не указаниями «философских теорий», каким, придавали цену стоики и пр., а данными другими, именно богооткровенными. б) Тогда как Эпиктет писал (Ibid.): «помни, как решительно Сократ отвергал всякое хвастовство» 82 ..., псевдо-Нил (ibid.) вместо имени этого греческого философа, т. е., Сократа, употребил общее слово: «философы», вследствие чего все, относящиеся к нему, другие слова поставлены у псевдо-Нила не в единств. числе (как у Эпиктета), а во множественном. Такая замена понятна; языческие имена, как бы славны они ни были, не могут быть решающе-поучительны для христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

39 Ελητν — кусок материи (по идее его, должен быть холщевой), на который поставляются дискос и чаша (Goar, p. 112, § 103). 40 У нас трижды читается: προσλθετε (­подойдите), а у Goar " a трижды: προλθετε (­ выступите вперёд, т. е., уйдите). Goar, p. 57. Не получали ли наставляемые благословения пред выходом? Тогда προσλθετε резонно. 41 У Goar " a также: παντων μν (p. 59). 42 У Goar " a также: μν κα μν (ibid.). 43 Προσκομιδ ­ приношение. Помимо того, что в древней Церкви хлеб и и вино для таинства приносились верующими, в самом этом богослужении различаются три момента, имеющих характер приношения Богу: 1) в предложении, когда дары приготовлены, 2) перенесение даров на престол и 3) пред престолом, когда дары уже освящены, и священник говорит: Твоя от твоих, и проч. Для первого и второго момента имеются особые молитвы, как проскомидийные (Goar, p. 115, § 115). 44 Слова: Т ας θρας , τας θρας ­ «двери, двери» понимают: или прямо — чтобы входные двери храма были закрыты, или переносно — чтобы двери сердца были: или открыты для премудрости, или закрыты для всего земного (Сгоаг, р. 116, § 119). Естественнее первое, прямое объяснение. 45 У нас читается: λαιον ερνης , а у Goar " ä λεον ερνης ­ милость мира (р. 60). Держатся обычно последнего чтения, и объясняют, между прочим, так: будем приносить Богу не столько жертву, сколько милость, сострадание, которое рождается от твердого и чистого мира (ibid. § 122). Но священнические молитвы все в одно слово говорят о дарах, о жертве. Не вернее ли чтение: λαιον ? Смерть Иисуса Христа была и есть для человечества то же, что λαιον милосердного самарянина для израненного (Лк.10:34). 46 Евангельское ωσαννα есть псаломное ­­ (О, Господи), спаси же (Пс.117:25). 47 δπτυχα ­ вдвое сложенное. Так назывались у древних греческих христиан помянники, представлявшие из себя, действительно, две сложенных таблицы (на подобие скрижалей Моисея); на одной из них были имена живых, на другой — умерших (Goar, p. 123, § 145). 48 В передаче τν ηαρποφοροντων ηα ηαλλιεργου мы придерживаемся понимания этих слов Goar " ом, — что здесь разумеются христиане, содействующие Церкви, как обществу, духовною и материальною помощью (р. 124. § 152).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

Поэмы о самом себе, 11. PG37. col.1165–1167. 114 Or. XXI, 9. PG35, col.945C. 115 Or. XXVIII (О богословии 2–е). PG36, col.48–49. 116 Ibid., col.29AB. 117 In Theophan. or. XXXVIII, 8. PG36, col.320BC 118 Or. XXXII, 16. PG36, col.193. 119 Or. XXIII, 11. PG35, col.1164. 120 Or. XXIII, 4. PG36, col.32 121 In sanctum baptisma, Or. 40,41. PG36, col.417. 122 In Cant. Cant. XII. PG44, col.1028. 123 Слово 6–е о блаженствах. PG44, col.1269. 124 Ibid., col.1272BC. 125 Слово 6–е о блаженствах. PG44, col.893. 126 Danielou. Platonisme et theologie mystique. Paris, 1944. 127 Слова огласительные, VI,2 и VII,11 — PG33, col.540 et 617 128 LXX, 7 et 8 PG42, coll.349–353 129 О непостижимом существе Божием/Против аномеев, V,4. PG48, col.740. 130 Беседа на Иоанна 15–я,1. PG59, col.98. 131 О непостижимом, III,3. PG48, col.722. 132 Там же, I, 6,. col 707. 133 Беседа на Иоанна 15–я,1. PG59, col.98 134 Беседа на Иоанна 15–я,2. PG59, col.100. 135 К Феодору падшему вещание 1–е, 11. PG61, col.292. 136 Толкование на Послание к галатам, I,15. PG66, col.928 ВС. 137 PG83, col.45. 138 Там же, col.49. 139 Там же, col.52. 140 Там же. 141 Там же, col.48. 142 Толкование на 1 Коринф. XШ.PG82, coll.336–337. 143 Толкование на Послание к ефесянам, 2. PG82, col.521. 144 Thesaurus de Trinitate, 5. PG75, col.65–68. 145 Там же, col.189B. 146 Толкование на Иоанна. PG74, col.541. 147 Thesaurus… 34, op.cit., col.598. 148 Толкование на Иоанна, op.cit., col.545A. 149 Там же, col. 284–285. 150 Глафира на Исход, II. PG69, col.432A. 151 Толкование на Иоанна, VI,54. PG73, col.577 В–578 А. 152 На Малахию, IV,2–3. PG72, col.360AC 153 Толкование на Иоанна, XVI,25. PG73, col.464. 154 Там же. 155 Tixeront, Histoire des dogmes, t.III, p.4. 156 Сотница ГУ, 50. Ed.W.Frankenberg, p.293. 157 Сотница I,86. Frankenberg, p.123 158 Cap. practica, 2 et 3, PG40, col.1221. 159 Слово о молитве, 60. Trad.I.Hausherr, RAM. p.90. 160 Там же, 55–57. Hausherr, p.86. 161 Сотница VII, 26. Frankenberg, p.481. 162 Слово о молитве, 52. Hausherr, p.84. 163

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

308 Ibid. P. 324, 335. – Эта политика продолжалась и в последующий период византийской истории, о чем ярко свидетельствует византийское законодательство. См.: Васильевский В. Г. Материалы... С. 189 и след. 309 Dolger F. Byzantinischen Diplomatik... S. 348. Медведев И. П. Очерки византийской дипломатики... С. 45. 314 См.: Kaplan M. Les hommes. .. P. 235–237. Критику этих концепций см.: Lemerle P. The agrarian history. .. P. 48; Литаврин Г. Г. Византийское общество... С. 34–45. 315 Успенский Ф. И. К истории крестьянского землевладения. .. С. 187–189. Развитие этой концепции см.: Литаврин Г. Г. Византийское общество... С. 157–167; Удальцова 3. В., Осипова К. А. Отличительные черты... С. 3–30. 316 Еп. Порфирий (Успенский) . История Афона. Ч.З. Афон монашеский. Киев, 1877. См. также другую его работу: Второе путешествие по св. Горе Афонской в 1858, 59 и 61 гг. и описание скитов Афонских//ЖМНП. 1886. С. 45–132. 320 Dolger F. Aus dem Schatzkammer. .. S. 15. См. также отдельные статьи исследователя, посвященные афонским монастырям: Dolger F. Byzantinischen Diplomatik... S. 10–28. 321 Dolger F. 1) Byzantinischen Diplomatik... S. 10–13; 2) Aus dem Schatzkammer... S.5–15; Dolger F., Karayannopulos J. Byzantinischen Urkundenlehre... S. 3–15. 322 Platon G. Observation... P. 400–469. – Ученый впервые связал право предпочтительного отчуждения недвижимости с обычноправовыми отношениями в византийской деревне. 323 Более подробный обзор литературы представлен во введении к настоящей работе. Отметим только, что указанные здесь исследователи из-за малого количества опубликованных тогда актов не имели возможности изучить вопрос во всей целостности. Но их выводы оказали определенное влияние на дальнейшую разработку проблемы. 325 Ostrogorsky G. 1) Pour l " histoire de la feodalite... P. 112; 2) Sur la histoire de la paisannerie. .. P. 78. 326 Lemerle P. Esquis pour une histoire agrarie. .. P. 235; 2) Cinq etudes. P. 243; 3) The agrarian history... P. 154; Svoronos N. Sur quelques formes. P. 111–128; Dolger F. Byzanz und... S. 3–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010