«На весах Иова», стр. 80, 224—227. «Власть ключей», стр. 260. «Киркегард и экзистенциальная философия», стр. 15. Ibid., стр. 22. Ath. u. Jerus. S. 359. Ibid., стр. 356. Ibid., стр. 351. Из предсмертной статьи о Гуссерле (Рус. записки, 1939 г., 1, стр. 110). Ath. u. Jerus. S. 35. С точки зрения вечности (лат.). Формула Спинозы. Ibid., стр. 207. «Апоф. беспочвенности», стр. 108. Ibid., стр. 215. Ibid., стр. 9. «Единичные явления, – пишет Шестов (Ibid., стр. 207), – говорят нам больше, чем постоянные повторения». «Справиться с индивидуальным философии не под силу» («Власть ключей», стр. 263). «На весах Иова», стр. 22. Ath. u. Jerus. S. 230. Ср. «Скованный Парменид» (р. изд.), стр. 15, 31. «На весах Иова,», стр. 52. «Наука – всегда об общем» («Ск. Парменид», рус. изд., стр. 13). Ath. u. Jerus. S. 34. Ibid., стр. 285. Ibid., стр. 226. См. также статью о Гуссерле, Рус. зап., 1938, XII, стр. 144. «Скованный Парменид». Стр. 7 (Ath. u. Jerus. S. 43). «На весах Иова», стр. 188. Ibid., стр. 371. «Киркегард и экзист. философия», стр. 38, «Апоф. беспочвенности», стр. 4. Да будет (лат.). «На весах Иова», стр. 157. Ibid., стр. 58. Ibid., стр. 158. Ibid., стр. 220. «На весах Иова», стр. 168. Ibid., стр. 208. Ibid., стр. 215. «Киркегард и экзист. философия», стр. 194. Ibid., стр. 195. В этом отношении исключительно интересна и своеобразна реабилитация Протагора у Шестова («На весах Иова», стр. 164—168, passim). «Власть ключей», стр. 36. «На весах Иова», стр. 195. Статьи о Бердяеве. Совр. записки, 1938, 67, стр. 202. Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие 1. Мы переходим к изучению мыслителей, которые хотя и связаны с религиозным возрождением в России в XX в., но творчество которых проявилось больше всего в чисто философской области. Целая плеяда ярких, высокоталантливых людей, часто исходя из совершенно различных оснований, не только связывают свои философские идеи с христианством, но пытаются религиозно осмыслить и самые пути и задачи философии. Большинство из них, совершенно не разделяя установок секуляризма, все же ставят философию и религиозный «мир» рядом: получается, таким образом, своего рода «неустойчивое равновесие» с неизбежностью перевеса, в разных точках, в одну или другую сторону... Не менее любопытная особенность мыслителей, к изучению которых мы переходим, состоит в том, что все они в общем верны трансцендентализму, но толкуют его в линиях реализма и заняты преимущественно проблемами метафизики.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1915...

Чтобы ответить на эти вопросы, обозначим процесс посвящения, описанный во 2-й главе рассматриваемого трактата: 1. Желающий принять Крещение получает наставление от диаконов (ср. PG. 3. Col. 532A). 2. Он находит восприемника (Ibid. Col. 393B). 3. Он приходит к епископу через посредство восприемника (Ibid. Col. 393B). 4. Епископ воздает благодарение, совершает поклонение перед крещальной купелью, созывает клириков, они поют вместе песнь из Священного Писания, епископ целует Престол и подходит к кандидату (Ibid. Col. 393C). 5. Епископ дает краткое наставление и вопрошает пришедшего (Ibid. Col. 393C-396A). 6. Совершаются запись будущего катехумена и сопутствующие обряды: А) епископ возлагает руку на голову кандидата (Ibid. Col. 396A); B) епископ запечатлевает кандидата знамением креста (Ibid. Col. 396A); C. священники записывают имена кандидата и его восприемника в церковную книгу (Ibid. Col. 396A). 7. Обряды, непосредственно предшествующие отречению от сатаны: A) епископ со священниками совершают молитву (Ibid. Col. 396A); B) епископ снимает с кандидата сандалии (Ibid. Col. 396A); C) диаконы снимают с кандидата верхнюю одежду (Ibid. Col. 396B). 8. Троекратное отречение от сатаны: лицом на запад, с простертыми руками, совершается тройное дуновение и отрицание от сатаны (Ibid. Col. 396B). 9. Сочетание со Христом: лицом на восток, с воздетыми руками и возведенными к небу очами (Ibid. Col. 396B). 10. Тройное исповедание веры (Ibid. Col. 396B). 11. Обряды перед погружением: A) епископ молится о кандидате (Ibid. Col. 396B); B) епископ благословляет кандидата (Ibid. Col. 396C); C) епископ возлагает руки на кандидата (Ibidem); D) диаконы полностью раздевают кандидата (Ibidem). 12. Двухчастное предкрещальное помазание: A) епископ начинает помазание троекратным крестным знамением (Ibidem); B) священники затем помазывают все тело (Ibidem). 13. Епископ освящает воду Крещения через возлияние мира и произнесение молитв (396C). 14. Епископ повелевает привести к нему кандидата (Ibidem).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Ист.: трактаты: Hugo Lingonensis. De corpore et sanguine Christi contra Berengarium//PL. 142. Col. 1325-1334; Durand. De corpore et sanguine Christi contra Berengarium et ejus sectatores//Ibid. 149. Col. 1375-1424; Guitmundus. De corporis et sanguinis Christi veritate in Eucharistia//Ibid. 149. Col. 1427-1494; Lanfrancus. De corpore et sanguine Domini//Ibid. 150. Col. 407-442; Algerus. De sacramentis corporis et sanguinis dominici//Ibid. 180. Col. 739-854; письма к Б . Т . : [Гуго Лангрский]//PL. 142. Col. 1325-1334; [Адельманн]//Ibid. 143. Col. 1289-1296; [Фроланд Сенлиский]//Ibid. 143. Col. 1369-1372; [Евсевий Бруно]//Ibid. 147. Col. 1201-1204; [Асцелин]//Ibid. 150. Col. 67-68; письма, связанные с Б . Т . : [Гозехин Льежский]//PL. 143. Col. 885-908; [Теодуин Льежский]//Ibid. 146. Col. 1439-1442; [Григорий VII, папа]//Ibid. 148. Col. 506; Specilegium. T. 2. P. 508; [Анастасий Клюнийский]//Ibid. 149. Col. 433-436; [Ланфранк]//Ibid. 150. Col. 516, 543-545; [Вольфельм]//Ibid. 154. Col. 412-414; [Павлин из Меца]//Thesaurus novus anecdotorum. T. 1. Col. 196; [ Папа Александр II. 4 письма]// Bishop M. E. Unedierte Briefe zur Geschichte Berengar " s von Tours. Münster, 1880. S. 273-275. (Hist. Jb.; Bd. 1); [ Гумберт, кард. К еп. Евсевию Бруно]// Brucker P. P. L " Alsace et l " Église au temps du pape saint Léon IX: (Bruno d " Egisheim), 1002-1054: In 2 vol. Strasbourg, 1889. T. 2. P. 393-395; анафематизмы и вероисповедания: [Руанский Собор]//PL. 143. Col. 1382-1383; Bernoldus. De Beringerii haeresiarchae damnatione multiplici//Ibid. 148. Col. 1454-1460; [Римский Собор 1059]//Ibid. 150. Col. 410-411; [Римские Соборы 1078 и 1079]//Thesaurus novus anecdotorum. T. 4. Col. 104; PL. 148. Col. 808-809, 811-812; Ibid. 150. Col. 411. Лит.: Anglade. Controverse sur l " eucharistie pendant le XIe siècle. P., 1858; De Crozals. Bérenger. P., 1877; Schitzer. Berengar von Turs. Stuttg., 1892; Clerval A. Les Écoles de Chartres au Moyen Âge. Chartres, 1895; Heitz Th. Essai historique sur les rapports entre la philosophie et la foi de Bérenger de Tours à S. Thomas Aquin. P., 1909; Heurtevent R. Durand de Troarn et les origines de l " hérésie bérengarienne. P., 1912; Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в IX в. Владимир, 1917. 2 т.; Geiselmann J. R. Die Eucharistielehre der Vorscholastik. Paderborn, 1926; Vernet F. Bérenger de Tours (2)//DTC. T. 2 (1). Col. 722-742; Cappuyns M. Bérenger de Tours (51)//DHGE. T. 8. Col. 385-407; McDonald A. J. Bérengar and the Reform of Sacramental Doctrine. L., 1930, 1977R; Morin G. Bérenger contre Bérenger//Recherches de théologie ancienne et médiévale. Louvain, 1932. T. 4. P. 109-133; Sheedy Ch. E. The Eucharistic Controversy of the 11th Cent. Wash., 1946; Montclos J. de. Lanfranc et Bérenger. Leuven, 1971.

http://pravenc.ru/text/78134.html

Отметим главные его работы: 1) О диалектическом методе (1872), 2) Философия будущего (1880), 3) О высшем благе (1886), 4) Философия феноменального формализма (1892, 1895) и ряд мелких статей.О Дебольском см. главу в книге Чижевского (стр. 300—305) и большую статью проф. Н.Н. Л а н г е (племянника Дебольского) в журн. М. нар. проев. 1900 4; см. также в книге Jakovenko, S. 306. 1883 Философия будущего, стр. IIΙ—XXI. 1884 Ibid., стр. IV. 1885 Ibid., стр. 14. 1886 Философия феноменального формализма. Вып. I, стр. 5. 1887 Философия будущего, стр. 78. 1888 Ibid., стр. 86. 1889 См., напр., Ibid., стр. 144 слл. 1890 Философия будущего, стр. 90. 1891 Ibid., стр. 82. 1892 Ibid., стр. 83. 1893 Ibid., стр. 85. 1894 Философия будущего, стр. 34. 1895 Ibid., стр. 92–95. 1896 Философия будущего, стр. 134. 1897 Ibid., стр. 105. 1898 Чижевский, op. cit., стр. 301. 1899 Биография П.А. Бакунина изложена в книге Чижевского (Гегель в России), гл. VII. См. книги Корнилова, посвященные М. Бакунину, статью П. М. Бицилли в «Пути» (1932 г.). Несколько страниц посвящено П.А. Бакунину в книге В. А. Оболенского «Очерки минувшего» (1931). 1900 К анализу построений П. Бакунина, кроме уже упомянутой работы Чижевского, см. соответствующие страницы уЯковенко (Op. cit, стр. 285—289), где дан очень удачный очерк взглядов П. Бакунина. К сожалению, важнейшей книги П. Бакунина «Основы веры и знания» я не мог достать; для этой книги пользуюсь выписками, оставшимися у меня от России. Остальные материалы были мне доступны, поэтому точные цитаты относятся только к ним. 1901 «Запоздалый голос сороковых годов». Стр. 12. 1902 Ibid., стр. 365. 1903 Ibid., стр. 191. 1904 Ibid., стр. 213. 1905 Ibid., стр. 215. 1906 Ibid., стр. 215. 1907 Ibid., стр. 242. 1908 Чижевский. Op. cit., стр. 317. 1909 См. интересные цитаты у Чижевского. 1910 «Запоздалый голос…», стр. 457. 1911 Чижевский. Op. cit., стр. 317. Jakovenko, s. 289. 1912 Беру цитаты из статьи Б и ц и л л и (Путь 34, стр. 24). 1913 Здесь Бакунин очень приближается к учению Толстого о личности, и недаром Толстой таквосхищался книгой Бакунина (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Р. 209-212. Biørndalen A.J. Erwägungen zur Zukunft des Amazja und Israels nach der Überlieferung Amos 7,10-17, in: Werden und Wirken des Alten Testaments, Fs Westermann C. Göttingen, 1980. P. 236-251. Zalcman L. Piercing the Darkness at bôqer (Amos VII 14). “Vetus Testamentum”, (1980). Р. 252-255. Bach R. Erwägungen zu Amos 7,14, in: Die Botschaft und die Boten, Fs Wolff H.W. Neukirchen, 1981. P. 203-216. Mallau H.H. Las reacciones frente a los mensajes proféticos y el problema de la distinción entre profetas verdaderos y falsos. A propósito de Am 7,10-17. “Revista Bíblica”, (1972). Р. 33-39. Soggin A. Il profeta Amos. Brescia, 1982. P. 170 Rudolph W. Joel, Amos, Obadja, Jona. “Kommentar zum Alten Testament”, 2ª. Gütersloh, 1971. Soggin A. Ibid. P. 171. Нечто похожее было в России XVIII века, когда императорская власть через Святейший Синод обязывала духовенство к доносительству в случае обнаружения крамолы, вплоть до нарушения тайны исповеди. Арамейское слово раба означает то же, что евр. рав – титул высокого начальника или вельможи (ср. Иер. 41, 1; Ион. 1, 6 и др.). Такого мнения придерживаются Карбоне и Рицци: CarboneS.P., RizziG. Il libro di Amos. Lettura ebraica, greca e aramaica. Bologna, 1993. P. 129. Alonso Schökel L., Sicre Diaz J.L. Profetas. Vol. II. Madrid, 1980. P. 985-986. Кирилл Александрийский, свт. Толкования на пророка Амоса. Творения. Часть 9. Москва, 1891. С. 509. Иероним Стридонский, блаж. Три книги толкований на пророка Амоса. Творения. Часть 13. Киев, 1896. С. 131. Кирилл Александрийский, свт. Ibid. С. 509. Феодорит Кирский, блаж. Толкование на пророка Амоса. Творения. Часть 4. Москва, 1857. С. 375. Юнгеров П. Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение. Казань, 1897. С. 150. Юнгеров П. Ibid. С. 150. Ефрем Сирин, преп. Толкование на Книгу пророка Амоса. Творения. Том 6. Сергиев Посад, 1901. С. 136. Это мнение согласуется с иудейским преданием. В Талмуде говорится, что Иеровоам не убил Амоса потому, что признал божественный авторитет его слов (Песахим 87b). Феодорит Кирский, блаж. Ibid. С. 376. Иероним Стридонский, блаж. Ibid. С. 131. Simian-YofreH. Amos. Milano, 2002. C. 156. Soggin A. Ibid. P. 166. Simian-Yofre H. Ibid. Р. 157. В Синод. пер. – «освящение». CarboneS.P., RizziG. Ibid. P. 131. Кирилл Александрийский, свт. Ibid. С. 512. Иероним Стридонский, блаж. Ibid. С. 135. SogginA. Ibid. P. 169. Иероним Стридонский, блаж. Ibid. С. 135. Феодорит Кирский, блаж. Ibid. С. 377. Кирилл Александрийский, свт. Ibid. С. 511. Юнгеров П. Ibid. С. 152. Ср. Зах. 14, 2. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/1352210

10 . Обзор церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада за июль, август и сентябрь 1874 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 12, 641–684. —14— 11 . Апологетический труд Феодорита Кирского . Ibid. 1875 I (отд. I), 4, 317–349. 12 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1875. III (отд. II). 2, 109–122; 3, 191–212; 4, 289–321:7. 413–435:8, 525–558; 9, 590–617:11. 705–728; 12, 755–780. 13 . Старокатолический синод 19 мая в Бонне. Ibid. 1875, III (отд. II), 7, 436–447. 14 . Сербский церковный конгресс в Австрии. ibid. 1875, III (отд. II), 8, 515–524. 15 . Весенние конференции пасторов евангелической церкви в Германии. Ibid. 1875, III (отд. II), 9, 618–627. 16 . Речи Деллингера, произнесенные на Боннской конференции. Ibid. 1875, III (отд. II), 10, 669–690. 17 . К истории христианских гимнов на Западе. I. Гимны Амвросия. II. «Повседневные» гимны Пруденция. Ibid. 1876, I (отд. I), 1–2. 78–97; 3, 166–187. Тоже. Отдельный оттиск. Москва, 1876. Стр. 41. 18 . Состояние инославных христианских обществ на Западе в 1875 году. Московские Епархиальные Ведомости. 1876, 8. 61–63; 9, 70–72. 18а. Тоже. Отдельный оттиск (Религиозная жизнь в инославных религиозных обществах Запада в 1875 году.) Москва, 1876. Стр. 19 . Современное положение главнейших религиозных обществ на Западе и чрезвычайный генеральный синод евангелической церкви. Чт. О. Л. Д. II. 1876, III (отд. II), 1. 38–48. 20 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1876, III (отд. II), 4, 175–204; 5, 330–348; 6, 400–415; 7, 417–424; 9, 480–494; 10, 509–532. 21 . Судьбы старокатоличества. Ibid. 1876, II (отд. I), 7, 112–119. 22 . Старокатолические синоды: Германский в Бонне и Швейцарский в Ольтеие. ibid. 1876, (отд. I), 7, 120–136. 23 . Старокатоличество и вопрос о реформе церкви. Ibid. 1876, II (отд. I), 9, 385–390. 24 . Из современной истории протестантства в Германии. Ibid. 1877. I (отд. I), 1, 114–128. 25 . В каком направлении старокатолики предполагают совершить реформу церкви? Ibid. 1877, I (отд. I), 5, 542–546.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

WA: BW. Bd. 1. S. 99). 4 сент. 1517 г. Л. в публичном диспуте в Виттенбергском ун-те представил серию из 97 тезисов с показательным названием «Против схоластической теологии» (Disputatio contra scholasticam theologiam; опубл.: Luther M. WA. Bd. 1. S. 221-228). В тезисах подтверждалось августиновское учение о грехе, свободе воли и благодати, а также отвергались противоположные ему мнения. В число истинных богословских положений Л. включал среди прочих следующие: весь Аристотель по отношению к теологии есть то же самое, что тьма по отношению к свету (Ibid. N 50); воля человека без благодати Божией по необходимости избирает злой акт (Ibid. N 7); воля не свободна и не может выбирать добро (Ibid. N 10); падший человек не может любить Бога, но желает сам стать богом (Ibid. N 16-17); единственным приготовлением и расположением к благодати является вечное избрание и предопределение Божие (Ibid. N 29); нет никакой естественной добродетели, которая не была бы соединена с грехом (Ibid. N 38); человек не становится праведным вслед. того, что он праведно действует, но праведно действует вслед. того, что он уже стал праведным (Ibid. N 40); закон никоим образом не может быть исполнен без благодати (Ibid. N 68); всякое дело закона без благодати Божией снаружи кажется благом, однако внутри есть грех (Ibid. N 76); прокляты все, кто совершают дела закона (Ibid. N 79); благословенны все, кто совершают дела благодати Божией (Ibid. N 80); не только ритуальные предписания закона, но и Десять заповедей могут быть как благим законом, так и злым законом (Ibid. N 82-83); благой и оживотворяющий закон - это любовь Божия, излитая в сердца людей Св. Духом (Ibid. N 84); любить Бога - значит ненавидеть самого себя и не знать ничего, кроме Бога (Ibid. N 95). Т. о., к сент. 1517 г. Л. окончательно отказался от следования схоластической теологии и от использования схоластического метода исследования богословских вопросов. Даже бывшие ранее близкими ему представители оккамизма были объявлены лжеучителями и врагами Евангелия (ср.: Brecht.

http://pravenc.ru/text/2561088.html

Впосл., в период расцвета исихастской традиции в XIV в., особую известность получил отрывок из «Лествицы», в к-ром дыхание связывается с молитвой: «Памятование об Иисусе да будет соединено с дыханием твоим, и тогда узнаешь пользу безмолвия» ( Ιησο μνμη νωθτω τ πνο σου κα ττε ϒνσ συχας φλειαν) (Ibid. 27. 61 (27. 2. 26)), но, возможно, дыхание здесь упомянуто прежде всего для того, чтобы подчеркнуть непрестанность молитвы, без к.-л. акцента на обязательном психосоматическом методе. В др. месте о дыхании говорится просто как об образе молитвы (Ibid. 4. 21 (4. 19)). Бесстрастие (πθεια) является конечным результатом духовной брани. Согласно «Лествице», приобретение навыка в добродетели должно быть такой же силы, какую имеют страстные люди в грехе (Ibid. 29. 9 (29. 6)). Как подверженный страсти грешит даже без повода, так бесстрастный не искушается злом, даже если подвергается нападкам лукавого, поскольку стал нечувствительным ко злу, непрестанно пребывая в единении с Богом (Ibid. 29. 10 (7-14)). На примере борьбы с гневом И. Л. различает 2 уровня овладения страстью: первый - негневливость (ορϒησα) в новоначальных как следствие плача; второй, и высший,- неподвижность (κινησα) на гнев в совершенных. «В одних гнев связан слезами, как бы некою уздою; а в других, как змей, умерщвлен он бесстрастием (πθεια), как мечом» (Ibid. 8. 26 (8. 29)). В бесстрастной душе царит божественная гармония: чувства подчинены уму, а ум возвышается «превыше всей твари», вся душа предстоит лицу Господню, и даже тело становится нетленным (Ibid. 29. 3 (29. 2)). Достигший этого состояния имеет в себе Бога, Который руководит его словами, делами и помышлениями (Ibid. 29. 11 (29. 15)). По замечанию Дж. Хрисавгиса, для Лествичника бесстрастие обозначает собирание всех разобщенных стремлений души и преобразование их в единое стремление любви ( Chryssavgis. 1989. P. 184), к-рому посвящена следующая, и последняя, ступень «Лествицы». Бесстрастие как навык достигается мн. трудами (Scala. 1. 24 (1. 43)). Вместе с тем для его приобретения необходимо Божественное содействие: «Скоро приобретали многие отпущение грехов, но никто не приобретал скоро бесстрастия; для сего нужны и время, и великое усердие, и Божие содействие» (Ibid. 26. 242 (26. 3. 49)). Бесстрастие достижимо в любом месте (Ibid. 4. 97 (4. 98)), и кратчайшим путем к нему является смирение (Ibid. 25. 36 (25. 35)). Для описания достижения бесстрастия в «Лествице» используются как ветхозаветные, так и новозаветные образы: Амалик страстей, с к-рым ведется борьба (Ibid. 1. 7 (1. 14)), достижение Иерусалима, «земли бесстрастия» (ϒ τς παθεας - Ibid. 3. 11 (3. 14)) в то время как «земля чуждая» (ϒ λλοτρα) (Пс 136. 5) - это земля страстей (Scala. 7. 24 (7. 26)); воскресший Лазарь, который сравнивается с умом (νος), достигшим бесстрастия (Ibid. 1. 6 (1. 13)).

http://pravenc.ru/text/471351.html

Созерцание нетварного божественного Света,- к-рый Г. С. именует неприступным (πρσιτος - Transf. 8, 18) и непримесным (κραιφνστατον - Ibid. 7), трисолнечным и сверхсущим (τρισλιον κα περοσιον - Ibid. 18), умной и вечной лучезарностью славы Божией (θεα κα νοητ διος λλαμψις - Ibid. 3; παγασμα τς μς δξης - Ibid. 18), лучом Божественного сияния и светоявлением (τν φωτοφνειαν ατν, κτνα θετητος - Ibid. 7; λλαμψις θεα - Ibid. 6), превосходящим сияние солнечное и производящим несказанное преображение и изменение (τν πρ λιον... ξαστρπτοντα - Ibid. 25; τν ρρητον... μεταμρφωσιν κα λλοωσιν - Ibid. 23),- составляет существенную сторону духовного делания подвижников безмолвия. Для этого просвещения характерно восполнение испытываемого ранее «недостатка в существенной мудрости, созерцании и единичном и нераздельном знании» (Cap. acrostich. 2). Богосозерцание совершается очищенным умом, к-рый становится сверхчувственным оком души (Ibid. 23). По Г. С., существуют 8 основных предметов созерцания: 1-й - «Бог безвидный, безначальный, несотворенный, Причина всего, Троическое Единое и пресущественное Божество»; 2-й - «порядок и строй [жизни] разумных сил»; 3-й - «устройство существующего»; 4-й - «домостроительное схождение Слова»; 5-й - «общее воскресение»; 6-й - «страшное Второе Христово пришествие»; 7-й - «вечное мучение»; 8-й - «Царство Небесное» (Ibid. 130). Созерцание тесно сопряжено с неразделенным ведением истины (Ibid. 2). Созерцание и ведение - это 2 стороны единого состояния просвещения, к-рое Г. С. называл «неложной славой [разумных] существ» (Ibid. 25, 57). Облеченные в славу ведения не останавливаются на достигнутом: на высших состояниях совершенства человек охватывается силой изумления и исступления (экстаза) (Ibid. 58). Существо экстатического состояния состоит в возвышении восприятия из низины чувственности, от всего воображаемого и внешности скоропреходящего мира к Богу (Transf. 1), к-рое не обязательно означает отделение ума от тела, но совершается через преодоление естественных человеческих способностей. В состоянии экстаза ум как словесная энергия человека восхищается «до третьего неба» благодатью Св. Духа, Который властно обладает умом и поставляет его за гранью собственных возможностей. Тогда «ум становится отделенным от мира вещей... лишается чувственного восприятия отношений [мира]» (Ibid. 13). По мысли Г. С., происходит отделение скорее не ума от тела, к-рое в этом случае не составляет препятствия для восхождения ума горе, а отделение ума от чувств и чувств от отношений мира, когда ум, охваченный ревностью по Боге, непрестанно отгоняет всякую привязанность к чувственным предметам, доставляемым через чувственное восприятие мира (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/168073.html

Н. А. советовал монахам соблюдать аскетическое правило, к-рое помимо молитвы и рукоделия включает в себя также бдение и псалмопение. Следуя древней традиции, восходящей к античным авторам (ср., напр.: Hes. Theog. 211-212), он рассматривал сон как «краткую смерть» ( Nil. Ep. I 28//PG. 79. Col. 96). Сон, с его т. зр., состояние опасное (Ep. III 318//Ibid. Col. 537), поскольку он приводит к ослаблению бдительности (Ep. I 26//Ibid. Col. 92-93). Любитель сна есть «гробница (νεκρωταφεον), мертвая душа в живом теле» (Ep. III 317//Ibid. Col. 536-537). Монах, конечно, не может постоянно бодрствовать, иногда он «отдыхает»; но в этом состоянии его жизнь бессмысленно сокращается, хотя сам он не осознаёт этого (Ep. I 26//Ibid. Col. 93). Трезвенный монах в идеале не должен спать (Ep. III 127//Ibid. Col. 444), бдение - его оружие против демонов (Ep. III 171//Ibid. Col. 464), необходимое условие боговидения. Вместе с молитвой и бдением монах обязан заниматься псалмопением, под которым в узком смысле подразумевается славословие, прославление Бога в псалмах и духовных песнях (Ad Agath. 4. 3//Ibid. Col. 828; In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Magnam. 64//Ibid. Col. 1056). При этом душа монаха должна быть определенным образом подготовлена в такому прославлению, т. е. исполнена любви к Богу (Ep. I 30, 234//Ibid. Col. 97, 169), иначе хвала будет неискренней. Псалмопение должно быть непрерывным, как дыхание (Ep. IV 25//Ibid. Col. 561), ежедневным и неусыпным (Ep. I 30//Ibid. Col. 97). Наличие у Н. А. экзегетических сочинений свидетельствует о том, что он считал размышление над Свящ. Писанием важным делом для монаха. Именно словами Свящ. Писания монах «путеводится в жизнь неукоризненную, приобретая вместе и обильную пищу, и великое наслаждение» (Exerc. 62//Ibid. Col. 796). Свящ. Писание является духовной пищей, «подобной меду» (Ep. I 262//Ibid. Col. 180). Как тело питается пищей, так душа - Свящ. Писанием (Ep. II 37//Ibid. Col. 213; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; In Cant. 2. 6). Оно помогает монаху в борьбе со страстями, доставляя ему примеры добродетели, в т. ч. из исторических книг (Exerc. 21//Ibid. Col. 748) - в образе пророков Илии, Елисея и Иоанна Крестителя (Ibid. 60//Ibid. Col. 792-793). Монах должен читать Свящ. Писание, постоянно размышлять над ним (De mon. praest. 20//Ibid. Col. 1084), посвящать ему день и ночь (In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Agath. 1. 3; 4. 3//Ibid. Col. 813, 828). Свящ. Писание избавляет монаха от уныния и подготавливает его к созерцанию (Ad Magnam. 20//Ibid. Col. 996; In Albian.//Ibid. Col. 708), доставляет подлинное наслаждение (τρψις) душе (In Albian.//Ibidem; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; Ad Magnam. 20, 61//Ibid. Col. 996, 1052).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010