Гл. 19, 11 и да бýдут готóвы в дéнь трéтий: в трéтий бо дéнь снидет Госпóдь на гóру Синáйскую пред всеми людьми 92 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдёт Господь пред глазами всего народа на гору Синай Повелением „быть готовыми к третьему дню”, по мнению св. Исидора Пелусиотск ого, евреи «руководятся к тридневному Господню воскресению» (тв. ч. 1, стр. 204). С ним согласен в этом и св. Киприан Карфагенский (тв., ч. 2, стр. 53). Гл. 19, 16 Бысть же в трéтий дéнь бывшу ко ýтру, и быша глáси и мóлния и облак мрáчен на горе Синáйстей, глáс трýбный глашáше зелó: и убояшася вси людие, иже в полце На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане „В третий день бывшу ко утру...» потому что, – объясняет св. Кирилл Александрийский , – «пришёл и сошёл с небес Единородный не в первое время и не в начале века сего, а также и не во второе или среднее время, но как бы в третье и в последнее, и как бы утром и в начале дня, т. е. уже по отогнанию мысленной тьмы, присущей нам и как бы по прошествии ночи и исчезновению мрака» (тв. ч. 5, стр. 137). При этом «когда Бог сошёл в виде огня, то явился дым, как бы вылетавший из печи и к верху сильно кружившийся, ибо, – замечает он, – снизошло к нам ради нас с неба Слово Божье „яко от горнила” ( Мал.3, 2 )» (ibid, стр. 141). Гл. 19, 24 И речé емý Госпóдь: иди, сниди и взыди ты и Аарóн с тобóю: жерцы же и людие да не нýдятся взыти к Бóгу, да не когдá погубит от них Госпóдь И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы [Господь] не поразил их «Восходит Моисей (олицетворение закона) не без Аарона, который был образом Христа, ибо честен закон во Христе и связан со Христом духовным созерцанием, – говорит св. Кирилл Александрийский , – так что нельзя «отделять закон от созерцания во Христе, прилепляясь только к одной тени и не принимая истину за первообраз прообразов» (тв. ч. 2, стр. 17–18)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 28, 2 И да сотвориши ризу святу Аарóну брáту твоемý в чéсть и слáву И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия Гл. 28, 4 И сия сýть ризы, ихже сотворят: напéрсник и ризу вéрхнюю, и дóлгую ризу и ризу тресновиту, и наглáвие и пóяс: и да сотворят ризы святы Аарóну и сынóм егó, во éже священнодействовати Мне Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне По его же мнению, «Христос многократно был предызображён в украшении Аароновом» (ibid, стр. 268). И св. Афанасий Великий в одеждах его видит мессиански-прообразовательное значение» (тв. т. 2, стр. 266). Гл. 28, 5 И сии да вóзмут злáто и синетý, и багряницу и червленицу и виссóн Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червлёной шерсти и виссона Гл. 28, 6 и да сотворят ризу вéрхнюю от виссóна скáнаго, дело ткáнно пестрящаго и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, и из кручёного виссона, искусною работою «Одежда первенствовавшего в священстве, – говорит св. Кирилл Александрийский , – заключала в себе как бы в образе» и предначертаниях славу Христа; в золоте Он познаётся как Бог; в пурпуре – как имеющий царское достоинство; в тонком виссоне – как Слово тонкое и бестелесное; в червленице – как явившийся во плоти; в материи голубого цвета, воздуховидной – как явившийся свыше и с неба, потому что разве родившееся от Бога Отца Слово не есть вместе и Бог и Царь» (тв. ч. 2, стр. 268, 279). Св. Ефрем Сирин лишь кратко замечает, что «ефод изображает Еммануила» (тв. ч. 6, стр. 511). Гл. 28, 29 И да вóзмет Аарóн именá сынóв Изрáилевых на слóве сýднем на пéрсех, входящь во святóе на пáмять пред Бóгом И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом Гл. 28, 29а И да положиши на словеси сýднем трéсны: плетéния на óба крáя словесé возложиши, и óба щитá возложиши на óбе рáме нарáмника на лицé

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 28, 38 и да бýдет на челе Аарóни: и отимет Аарóн согрешéния святых, елика освятят сынове Изрáилевы от всякаго даяния святых своих, и да бýдет на челе Аарóни всегдá приято ими пред Гóсподем и будет она на челе Аароновом, и понесёт на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его для благоволения Господня к ним Головная повязка (увясло) из материи синего цвета и золотая дощечка с вырезанной на ней надписью – «это таинство Христово, – замечает св. Кирилл Александрийский , – и ясное предвозвещение послания Его в этот мир, ибо „святыня Господу”, сказано; но разве не ясно сказал Еммануил о Самом Себе, что Он освящён от Бога и Отца» (тв. ч. 2, стр. 282–283). Гл. 28, 39 И трéсны риз от виссóна: и сотвориши клобýк виссóнный, и пóяс да сотвориши дело пестрящаго И сделай хитон из виссона и кидар из виссона и сделай пояс узорчатой работы «Пояс и шлем придавали Аарону воинский вид, ибо такой вид имел кидар», замечает тот же св. Отец и в этом видит предуказание того, что «и за нас Христос ратовал „рукою тайною”, по Писанию ( Исх.17, 16 ; Пс.7, 13–14 ), и низринул начала, восторжествовал над силами, потряс господство и освободил пленных на земле. А что не видимая и не чувственная была у Него брань и не с кровью и плотью, на это, – говорит св. Отец, – кажется прикровенно указывает то, что воинские доспехи, кидар и пояс, были сделаны из одного очень тонкого виссона» (ibid, стр. 284–285). Гл. 29, 10 И да приведéши телцá пред двéри скинии свидения, и возложáт Аарóн и сынове егó рýце свои на главý телцá пред Гóсподем у двéрий скинии свидения И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца [пред Господом у дверей скинии собрания] Гл. 29, 11 И да закóлеши телцá пред Гóсподем у двéрий скинии свидения и заколи тельца пред лицом Господним при входе в скинию собрания Приносимый в жертву телец, по мнению того же св. Отца, есть «Христос как находящийся и вне ярма и под ярмом. Ибо, – разъясняет он свою мысль, – будучи по естеству Бог, Он был под законом по человечеству, потому что малый телец, непривычный к ярму, по природе своей разве не способен быть под ярмом? Таким образом, Христос смотрительно был назван тельцом, дабы в одном и том же разумелось нами как необычайность рабства для Божественного Слова, так и явление по человечеству в естестве, которое было под игом» (тв. ч. 2, стр. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 4, 11 и кóжу тéлчу, и всю егó плóть со главóю, и с крáйними частми, и со утрóбою, и с мотылы а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его Гл. 4, 12 и да изнесýт всегó телцá вне полкá на место чисто, идеже изсыпáют пéпел, и да сожгýт егó на дровáх огнéм всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах «Кожа тельца и прочее сожигается вне врат стана. Таким образом, – замечает тот же св. Отец, – даже и самое место страдания Христова не оставляет закон неуказанными нам; посему и Божественный ап. Павел сказал нам: „Да исходим вне врат, поношение Его носяще” ( Евр.13, 13 ), – т. е. за нас и ради нас понесённый крест» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 2, стр. 224, 292; ч. 3, стр. 129). С этим согласен и св. Златоуст, говоря: «Как жертвы, приносимые за грехи, были некоторым прообразом и сожигались за станом, так и Иисус, принёсший Себя за грехи наши, пострадал за вратами» («Толкование на послание к Евреям» стр. 508 и 513). Гл. 4, 13 Аще же вéсь сóнм сынóв Изрáилевых согрешит не хотящь, и утаится глагóл от лицá сóнма, и сотворят едину от всех зáповедий Госпóдних, еяже не леть éсть творити, и согрешáт Если же всё общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно Гл. 4, 14 и увестся им грех, имже согрешиша в нéм: и да приведéт сóнм телцá от волóв непорóчна о гресе, и приведéт и пред двéри скинии свидения то, когда узнан будет грех , которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания «Созерцай, – говорит св. Кирилл Александрийский , – как бы в тельце опять Еммануила, закалаемого за нас, избавляющего нас от греха, изъемлющего от суда и отводящего от наказания, входящего „большею и совершеннейшею скиниею” не с помощью тельцов и козлов, но „Своею кровию” ( Евр.9, 11–12 ) и единожды вкусившего смерть» (тв. ч. 2, стр. 160). «Приводится же телец и за грехи неведения народа одинаково и без изменения, и способ жертвоприношения был во всём тот же самый: ибо равным образом и Еммануил принёс Себя за малых и великих, за народ и священников» (ibid, стр. 224–230). «Телец приносим был за начальника 95 и народ общим как бы и одним и тех же грехом недуговавших; ибо Себя Самого принёс Христос за всех вместе как бы в образе тельца, в жертву многоценную и великую» (ч. 3, стр. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

и в восьмой день возьмёт он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придёт пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику «День восьмой, – по объяснению того же св. Отца, – может означать время нашего домостроительства с плотью», т. е. воплощения Сына Божия (тв. ч. 3, стр. 167, 168). По его же объяснению, «весьма ясно указывает на время пришествия Христова то, что осквернённый излиянием семени, по словам закона, нечист до вечера (ст. 16). Ибо при скончании и едва не при самом заходе времён века сего явился Христос, через Которого и в Котором мы омываемся от всякой нечистоты греховной, и, будучи одержимы прегрешениями, избавляемся от малых и великих грехов» (ibid. 169–170). Гл. 16, 2 И речé Госпóдь к Моисéю: глагóли Аарóну, брáту твоемý, да не вхóдит по вся часы в святóе внýтрь завесы, пред лицé очистилища, éже éсть над кивóтом свидения, и да не ýмрет: во облаце бо явлюся над очистилищем и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил в святилище за завесу пред крышку [очистилище], что на ковчеге [откровения], дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке Гл. 16, 3 сице внидет Аарóн в святóе: с телцéм о говяд грехá рáди, и со овнóм на всесожжéние Вот с чем должен входить Аарон в святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение Гл. 16, 4 и в ризу льняну освящéну да облечéтся, и надрáги льняны да бýдут на теле егó, и пóясом льняным да опояшется, и клобýк (в грéч. «кидарис») льнян да возложит, ризы святы сýть священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды Если во времена Авраама «образом Христа-первосвященника служил Мелхиседек, то во времена Моисеевы, – по словам св. Кирилла Александрийского – Христа, Священника священников, Начальника и Предстоятеля св. скинии, т. е. Церкви, знаменовал собою увенчанный преимуществами первосвященства, получивший право входить во Святое Святых и облачавшийся в славную и достойную удивления одежду Аарон», который во образ этого поставлен над скинией (тв. ч. 3, стр. 6, 8; ч. 1, стр. 72, 151, 187, 213, 230; ч. 2, стр. 17, 150, 264, 355; ч. 4, стр. 87–89; ч. 10, стр. 22). Ибо «облачение, наиболее приличествующее Первосвященнику, и самый первосвященнический образ, – по его объяснению, – знаменовали царское и вместе первосвященническое достоинство нашего Спасителя» (тв. ч. 5, стр. 224–225).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Иона 3:1–5 . Ветхозаветные святые не обязательно обладали в точности тем же самым по содержанию знанием, которое требуется для спасения в Новом Завете. Доктрина °развёртывающегося откровения указывает, что Бог последовательно исполнял Свой замысел на земле, постепенно раскрывая всё больше и больше истин Своего откровения, вплоть до полного и окончательного откровения во Христе ( Евр. 1:1–2 ). Пс. 18:2–3 . Псалмопевец говорит не о частном откровении, а о том общем Божьем откровении через «небеса», которое есть «дела [творящих] рук Его». Речь не идёт о распятии, которое есть дело искупительной любви Божьей ( Рим. 1:14–18 ). Согласно Посланию к римлянам, в общем откровении нам раскрываются «вечная сила Его [Бога] и Божество» ( Рим. 1:20 ). И этого достаточно для осуждения, так как знающие его люди оказываются «безответны» (ibid.), но не для спасения. Рим. 2:6–7 . В этом тексте вовсе не подтверждается, что язычники спасаются через общее откровение; речь идёт только о тех, кто ищет «жизнь вечную». Позднее Павел указывает, что эта цель достижима исключительно благодаря делам Христа, «разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» ( 2Тим. 1:10 ). А общее откровение, как и другие средства, предусматривает для нас та «благость Божия», которая «ведёт [...] к покаянию» ( Рим. 2:4 ). Те, кто воспринял общее откровение, получают частное откровение, через которое могут спастись. Оправдание Божьей справедливости. Но справедливо ли со стороны Бога посылать в преисподнюю людей, никогда даже не слышавших ту единственную Благую Весть, благодаря которой они могли бы спастись? В одном этом вопросе, по сути дела, содержится несколько вопросов. Разложим этот вопрос на его составные части и рассмотрим каждую из них по отдельности. Погибнут ли язычники? Библейский ответ на этот вопрос ясен. Все люди рождены во грехе ( Пс. 50:7 ) и являются «по природе чадами гнева» ( Еф. 2:3 ). Ибо, «как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём [в Адаме] все согрешили» ( Рим. 5:12 ). Говоря именно о язычниках, у которых есть только общее откровение, апостол Павел указывает: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:20 ; курсив Н. Г.). И дальше он говорит: «те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» ( Рим. 2:12 ). А затем, подытоживая всю эту часть послания, Павел восклицает: «нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божьей» ( Рим. 3:22–23 ). Да, рождённые в грехе и непокорстве перед Богом люди погибнут, если только не познают Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

образом предрешены. По словам прп. Иоанна Дамаскина, «это не дело природы, но образ домостроительного снисхождения» ( Ioan. Damasc. Contr. Jacob. 52//PG. 94. Col. 1464). Конечная цель Божественного домостроительства состоит в том, чтобы, по мысли прп. Максима Исповедника, «устроить удобным всеславный путь любви, истинно божественной и обоживающей и ведущей к Богу» ( Maximus Conf. Ep. 2//PG. 91. Col. 404). Путь соединения с Богом, высшим Благом,- это путь Л., по этой причине в проповеди Христа именно заповедь Л. заменяет закон и пророков ВЗ и из Л. выводятся все заповеди (Ibid. Col. 408). Л. Иисуса Христа жертвенна и бескорыстна. Крестная Жертва явилась высшим проявлением Божественной Л. к человеку, а крест, по словам свт. Иоанна Златоуста, стал знамением этой Л. ( Ioan. Chrysost. In illud.: Pater, si possible. 2). Бог не требует взамен от человека ничего. Еще в ВЗ через пророка Бог говорит: «…не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс 49. 9-12). Бог ожидает от человека не жертвоприношений или даров, но ответной Л.: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч 23. 26). В христ. традиции подчеркивается еще один аспект Л. Божией - ее проявление в делах милосердия, сострадания, жалости к людям, особенно заблудшим,- то, что в святоотеческой лит-ре, и в особенности в богослужебных текстах, называется человеколюбием (φιλανθρωπα). Чудеса Христовы в Евангелиях и в последующей экзегетической традиции предстают по преимуществу как дела Его благости, милосердия и Л. Во время искушения в пустыне Христос отверг для Себя путь покорения людских сердец с помощью чудес и знамений, к-рый предлагал Ему диавол. Он не творил чудес ни для собственной выгоды, ни для сохранения жизни, чем в частности вызваны слова распинающих Его: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти» (Мф 27. 42). Чудеса Христовы всегда направлены на конкретного человека и его интересы, здоровье и т.

http://pravenc.ru/text/2561046.html

Подобное сему упоминается и в Апокалипсисе: Ангел видел запечатленных из всех колен Израильских, кроме Данова, ибо оно, как породившее антихриста, не удостоилось сопричислиться к избранным Божиим (см. гл.7). Св. Андрей Кесарийский пишет, что «колено Даново не причислено к остальным, ибо из него родится антихрист; вместо него упомянуто колено Левиино, которое, как священническое, в число колен не входит (Толк. на Апок. слово 7)». По достижении известного возраста антихрист явится в мир. Как Иисус Христос явился своею проповедью прежде всего к Иудеям, так и антихрист, по происхождению – необрезанный жидовин, придет сперва к Евреям – Жидам, а потом привлечет и другие племена. Не верующие во Христа Иудеи примут антихриста с великою радостью; они уверуют в него, как в Мессию, обещанного пророками – О таком заблуждении упорно-неверующих Иудеев говорит Сам Господь: Я пришел во имя Отца Моего и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). То-же самое утверждаешь и Ап. Павел: за то,что они не приняли любви истины для своего спасения, за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду ( 2Сол.2:10–12 ). Согласно с сими словами Божественных Писаний толкуют и Святые Отцы: Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Григорий и Иоанн Дамаскин . Последний говорит: «Иудеи не приняли Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; примут же обманщика, который сам себя именует Богом (ibid)». Глава V. Ложные чудеса антихриста О чудесах антихриста упоминается в Евангелии от Матфея: дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ; ср.: Мк.13:22 ). Множественное число сказуемого «дадут» указываете на то, что ложные чудеса будут творить не только антихрист, но и его последователи. Избранный сосуд Божий, Апостол Павел, говорит: его пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и с великим неправедным обольщением ( 2Сол.2:9–10 ). В толковании на сии слова Св. Иоанн Златоуст рассуждает: «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными – сказал, т. е. антихрист покажет всякую силу и все, что возможно, к обольщению, но не сделает ничего истинного (Беседа 4)». И сотворит велие знамения, говорится в Апокалипсисе, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить, он обольщает живущих на земле ( Апок.13:13–14 ; сравн.: Апок.16:14;19:20 ; Мф.24:24 ). Антихрист, по отеческим толкованиям, будет великий чародей и волхв. Диавол, пребывающий в нем с рождения, сотворит чрез него и ложные чудеса – одни мнимо, другие естественным образом, как некогда творили Египетские мудрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Самое продолжительное из всех по времени и содержавшее много драматических событий. Оно продолжалось ок. 5 лет и завершилось в Иерусалиме. Первая его часть описана в кн. Деяний очень кратко: «И, проведя там (в Антиохии.- Авт.) несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников» (Деян 18. 23). Далее следует отступление, касающееся пребывания Аполлоса в Эфесе, после чего говорится, что П., «пройдя верхние страны, прибыл в Ефес» (Деян 19. 1). Из Антиохии П. должен был направиться в сторону Тарса. Можно предположить, что там он сделал остановку. Далее шел по тем же городам Юж. Галатии, к-рые посетил в ходе 1-го миссионерского путешествия и еще раз в ходе 2-го (ср.: «утверждая всех учеников», т. е. П. не создавал новые общины, но посещал те, которые уже были созданы ранее). Под «верхними странами», очевидно, следует понимать гористую местность, к-рую П. и Тимофей должны были пересечь. Точная идентификация этой области является предметом споров: одни указывают на долину Меандра ( Макрей. 2009. С. 204; Mitchell. 1993. Vol. 2. P. 4), другие - на долину Цеста ( Riesner. 1998. P. 286). Целью этого путешествия был Эфес, к-рый П. ненадолго посетил в ходе предыдущего путешествия и куда обещал вернуться (Деян 18. 20-21). Эфес был одним из крупнейших городов Римской империи, по количеству населения уступая лишь Риму, Александрии и, возможно, Антиохии Сирийской (население Эфеса составляло, по разным подсчетам, от 200 до 400 тыс. чел. ( Kee. 1997. P. 226 (более 200 тыс.); McDonagh. 1989. P. 270 (более 250 тыс.); Jeffers. 1999. P. 57, 267 (400 тыс.)). Это был большой центр торговли ( Ios. Flav. Antiq. XIV 10. 11). Здесь располагался храм Артемиды - один из крупнейших храмов в мире (см. в ст. Эфес ). Городская евр. диспора была достаточно многочисленной в городе. Евреи издавна проживали в Эфесе и имели нек-рые привилегии: в частности, могли не служить в рим. армии (Ibid. 13-19). Первое, о чем упоминает ап. Лука в связи с приходом П. в Эфес,- его встреча с группой последователей Аполлоса (Деян 19. 1-7), к-рый проповедовал там. Он «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге». Акила и Прискилла, в то время тоже находившиеся в Эфесе, «приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Затем Аполлос отправился в Коринф, получив рекомендательные письма от эфесских христиан. В Коринфе он участвовал в полемике с иудеями, «доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян 18. 24-28).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Так, Варнавы апостола Послание говорит о «новом законе Господа нашего Иисуса Христа» ( Barnaba. Ep. 2. 6). Христ. богословы сщмч. Ириней Лионский и мч. Иустин Философ формулируют содержание этого нового закона, встраивая требования Иисуса Христа в нравственно-религ. заповеди ВЗ. Согласно их мнению, Иисус Христос лишил силы только народные обычаи и культовые законы ВЗ, которые с самого начала были определены исключительно для Израиля ( Iust. Martyr. Dial. 44. 2; Iren. Adv. haer. IV 15; 25. 1). И напротив, Он утверждал те нравственно-религ. заповеди, к-рые были действенны еще до Синайского законодательства. Это универсально значимые принципы, ибо они согласуются с тем, что праведно и благо по природе ( Iust. Martyr. Dial. 45. 3-4; 47. 1-2; Iren. Adv. haer. IV 15. 1). Согласно раннехрист. авторам, они были собраны и обобщены в декалоге, к-рый Иисус Христос, взяв за основу, расширил и превзошел Своей двойной заповедью любви (Ibid. IV 16. 3-4; Iust. Martyr. Dial. 93. 2). В этом учении развивается представление о ступенчатой этике: от ветхозаветной к новозаветной. Эта «этика двух ступеней» позднее была дополнена представлением о 3 «евангельских правилах»: об отказе от брака, от имущества и от своей воли ( Goppelt. 1980. S. 157). Они выступают как вершина совершенства: «...Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19. 12); «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф 19. 21); «...кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк 10. 43-44). Такой взгляд на евангельскую этику справедлив лишь в том, что наставления Иисуса Христа предполагают пребывание закона, однако он упускает из виду, что наставления Иисуса Христа не могут быть объединены с законом, ибо они антитетически, качественно отличаются от него. В новейшее время наметилась тенденция (напр., у Бультмана) сводить этические указания Иисуса Христа к единственному принципу, а именно к личному нравственному решению человека.

http://pravenc.ru/text/344423.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010