15 Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae/Ed. H. Delehaye. Bruxelles, 1902. Col. 409, 887, 910, 924. (Acta sanctorum, Nov., Propyl.) 16 «Монастырь святого Арсакия» в статье SEC под 21 января – явная описка, отсутствующая, к тому же, в рукописи Sa. 17 См. также: Khoperia L. Maximus the Confessor: Life and Works in the Georgian Tradition//Maximus the Confessor and Georgia. Louisville, KY, 2010. P. 45–46. (Iberica Caucasica; 3); Larchet J.-C. Le martyre, l’exil et la mort de saint Maxime le Confesseur et de ses deux disciples, Anatsase le Moine et Anastase l’Apocrisiaire. Quelques précisions en rapport avec des découvertes archéologiques recentes//RHE. 2013. Vol. 108. 1. P. 65–97 18 Текст BHG 1236d остается неопубликованным, и мы ссылаемся здесь на: Bracke R. B. Op. cit. P. 416–418. 21 Нил и Аллен (Scripta… P. 171) обтекаемо пишут, что «for the contents at the beginning of the lacuna, one may refer to a passage in Greek in the… BHG 1233m». Видимо, именно поэтому издатели и не решились использовать этот текст для реконструкции греческого оригинала ПАФ. 22 καυτς το ατο κστρου Σχημρεως κμης Μιστρινος, κα βιγλεων μετ τν αυτο στρατιωτν… οχ παξ, ο δς. 23 Практически все высокогорные крепости Западного Кавказа, каковой являлся Схимар, расположены на обрывистых утесах, рядом с которыми нет других построек. 24 См.: Janin R. La géographie écclesiastique de l’Empire byzantine. Vol. III. P., 1969. P. 121. 27 Кекелидзе К. Указ. соч. С. 35. Нельзя исключать, что в плохо читаемой греческой вставке упоминалась, на самом деле, крепость Схимар – тогда загадочная вставка греческого текста в грузинскую глоссу становится понятна как цитата из какого-то греческого текста. 28 Греческие предания о св. апостоле Андрее. Том 1. Жития/Издание подг. А. Ю. Виноградовым. СПб., 2005. С. 144–145, 312. (Библиотека «Христианского Востока». Т.3) 29 Сомнительно путешествие самого Епифания в Аланию, так как убежища искать в нехристианский стране он вряд ли бы стал, а выполнять дипломатическую миссию не мог, так как находился в оппозиции ко Льву III. С другой стороны, разыскивавший повсюду мощи Епифаний вряд ли бы преминул поклониться гробнице прп. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Vol. 1. P. 215-227; eadem. Reliefs on Georgian Stelae within the System of Early Byzantine Arts//Acts: 18th Intern. Congr. of Byzantine Studies: Select. Papers. Moscou, 1991. Shepherdstown (WV), 1996. Vol. 3: Art History, Architecture, Music. P. 171-179; eadem. Stèles géorgiennes en pierre. Lugano, 1997; она же. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998; eadem. Early Medieval Stelae in Georgia in the Contexte of East Christian Art//Ancient Christianity in the Caucasus. Richmond, 1998. P. 83-96. (Iberica Caucasica; 1); eadem. Remarques sur l " iconographie de la Crucifixion sur les stèles géorgiennes du Haut Moyen-Âge//Byz. 2000. T. 70. Fasc. 1. P. 91-104; она же. Фрагмент стелы из селения Сацхениси//ПКНО, 2000. М., 2001. С. 167-177. К. Мачабели Фрагмент мозаики пола церкви в Бичвинте. IV–V вв. Традиция украшения церковного интерьера изображениями известна в Грузии с раннехрист. периода. Один из древнейших образцов - мозаики V в. пола кафедрального собора в Бичвинте (совр. Пицунда), обнаруженные при археологических раскопках. Подобно совр. им памятникам христ. Востока, на этих мозаиках представлены в основном символические образы и орнаментальные мотивы. Первые образцы христ. монументальной живописи - настенные мозаики и фрески - известны с VI-VII вв. Монументальный декор Джвари (586/87-604), Цроми (30-е гг. VII в.), Тетри-Удабно (VII-VIII вв.) органически сочетался со строгим, классическим стилем раннесредневек. зодчества. До кон. Х в. живопись украшала только главные части интерьера груз. храмов, алтарь и купол, др. части оставались без декора. Искусная каменная кладка с чередованием горизонтальных и вертикальных рядов, теплый цвет камня в сочетании с монументальной живописью составляли единое художественное целое. С раннего периода сложились 2 вида декора: т. н. аниконический, включавший только символические образы, орнаментальные мотивы и надписи (напр., 1-й слой декора Атени Сиони, VII в.), и фигуративный, с образами святых. В выборе изображений и богословской программы груз. раннесредневек. росписи в значительной мере восходят к монументальному искусству Св. земли. Одна из главных идей, воплощенных в мозаиках и фресках той эпохи,- это непреходящее величие Иисуса Христа. Важнейшей частью монументального декора было помещаемое в сфере купола рельефное изображение креста, нередко покрытое росписью. Иконоборческое движение, охватившее в VIII-IX вв. большую часть восточнохрист. мира, не коснулось Грузии, где устойчивость традиции поклонения иконам ярко выражена в непрерывном развитии художественного творчества раннего средневековья. Фактически неизменными остались те древнейшие темы и образы христ. искусства, большинство к-рых оказались забытыми в этот и последующие периоды в Византии. Распятие. Роспись церкви мон-ря Саберееби. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Подлинными переводами Иоанна Петрици считаются переводы сочинений еп. Немесия Эмесского «О природе человека» (Кекел. S 1358, XVII в.) и Прокла Диадоха «Элементы теологии» (комментарии Петрици. Кекел. H 1337, XIII в.); оригинальным его сочинением является предисловие к несохранившимся Толкованиям Иоанна Петрици на Псалтирь (Кекел. Н 1337, XIII в.). Согласно источникам, ему принадлежит также перевод сочинений Аристотеля «Об истолковании» и «Категории». Т. Цкитишвили считает, что большинство названных сочинений гелатской школы принадлежат Иоанну Петрици. В XI-XII вв., возможно, были переведены или созданы неск. сборников высказываний т. н. внешних философов (ЦГИАГ. Ркп. 75, XV в.; Кекел. A 67, XVI в. и др.; изд. Лолашвили), распространенных в эллинистическую и визант. эпохи. В тот же период Петре Гелатели, Иезекиели, Иоанн Петрици, католикос-патриарх Арсений (Булмаисимисдзе), а также оставшиеся неизвестными авторы создали ямбические стихотворения в эллинофильском стиле (см. разд. «Нелитургическая духовная поэзия»). Ист.: Немесий Эмесский. О природе человека/Текст подгот.: С. Горгадзе. Тбилиси, 1914 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Толкование Екклесиаста Митрофана Смирнского. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Труды/Текст подгот.: С. Каухчишвили, Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1937-1940. 2 т. (на груз. яз.); он же. Рассмотрение платоновской философии Прокла Диадоха/Примеч.: Г. В. Тевзадзе. М., 1984; Ioane Petristi. Kommentare zur «Elementatio Theologica» des Proclos (Ausgewälte Texte)/Einl. von L. Alexidze//Orthodoxes Forum. St. Ottilien, 1995. Bd. 9; он же. Толкования «Элементов теологии» Прокла Диадоха/Пер., исслед.: Д. Меликишвили. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); КЦ. 1955. Т. 1 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Лествица добродетели/Подгот. текста: И. Лолашвили. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Поучения и мудрость философов/Сост.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3; Рапава М. Сочинения Аммония, сына Гермия, в груз. лит-ре. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Иосиф Флавий. Иудейские древности/Ред.: Н. Меликишвили. Тбилиси, 1987-1988 (на груз. яз.); Хоперия Л. Древнегруз. переводы «Диспута с Пирром» Максима Исповедника: Текст, исслед.: Дис. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Gregorius Nazianzenus. Opera: Versio Iberica. Oratio XLIII (cum comment. Nicetae Heracliensis)/Ed. B. Coulie, H. Metreveli, T. Otkhmezuri etc. Turnhout; Leuven, 2004. (CCSG; 52. Corpus Nazianzenum; Vol. 17).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Тетрицкаройский, принявший священный сан в Грузии и ставший авторитетным и почитаемым епископом ГПЦ, архим. Андроник (Лукаш ; † 1974), архим. Серафим (Романцов; † 1976), архим. Виталий (Сидоренко; † 1992; см. в ст. Дидубе ). Особым почитанием в Грузии пользуется юродивый старец прп. Гавриил (Ургебадзе; † 1995), духовник жен. мон-ря Самтавро в Мцхете, значительно повлиявший на воспитание совр. поколения груз. монахов. После падения советского режима и обретения Грузией независимости при активном участии Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) были восстановлены многие древние обители и основаны новые. В наст. время в ГПЦ насчитывается более 170 мон-рей. Число насельников в совр. груз. монастырях невелико. Самые большие обители (Бодбе, Самтавро, Шиомгвиме) насчитывают чуть более 30 чел. В муж. мон-рях обычно живут в среднем 10-15 насельников, в женских - чуть больше (20-25 сестер). Мн. древние груз. обители до сир пор лежат в руинах. Останки знаменитых Двенадцати монастырей Тао-Кларджети находятся на территории Турции, и восстановление в обителях монашеской жизни пока невозможно. Ист.: Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. J.: syrische Übers. einer um das Jahr 500 verfassten griechischen Biographie/Hrsg., übers. R. Raabe. Lpz., 1895; Груз. агиогр. памятники: Кимени. Тифлис, 1918. Т. 1. Ч. 1/Предисл., исслед.: К. Кекелидзе; Procop. Орега omnia/Ed. J. Hauri. Monachii, 2001.Vol. 4: Peri ktismaton libri VI, sive De aedificiis/Ed. G. Wirth; Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. Лит.: Джанашвили М. Г. Грузинские обители в Святой земле. Тифлис, 1894; он же. Грузинские обители вне Грузии. Тифлис, 1899; Жордания Ф. Исторические документы Шио-Мгвимского мон-ря и памятник Ваханского типикона. Тифлис, 1896 (на груз. яз.); Lemm O., von. Iberica//ЗИАН. ИФО. 1906. Т. 7. 6. С. 1-39 (на нем. яз.); Janin R. Les géorgiens à Jérusalem//EO. 1913. Vol. 16. N 98. P. 32-38; Amé lineau E. Les coptes et la conversion des ibères au christianisme//RHR.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Nam mons eorum Libanos dicitur, ubi tura colliguntur. Myrra arbor Arabiae altitudinis quinque cubitorum, similis spinae quam κανθον dicunt: cuius gutta viridis atque amara; unde et nomen accepit myrra. Gutta eius sponte manans pretiosior est, elicita corticis vulnere vilior iudicatur. Sarmentis eius Arabes ignes fovent, quorum fumo satis noxio, nisi ad odorem storacis occurrant, plerumque insanabiles morbos contrahunt. Myrrha autem Trogodyte ab insula Arabiae dicta, ubi melior colligitur et purior. Storax arbor Arabiae, similis mali Cydonii, cuius virgulae inter Caniculae ortum cavernatim lacrimam fluunt. Distillatio eius in terram cadens munda non est, sed cum propriae corticis sc[r]obe servatur. Illa autem, quae virgis et calamis inhaeserit, munda est et albida, dehinc fulva fit solis causa. Et ipsa storax calamites, pinguis, resinosa, odoris iucundi, humecta et veluti mellosum liquorem emittens. Storax autem dicta quod sit gutta arboris profluens et congelata. Nam Graeci stiriam guttam dicunt, Graece autem στραξ, Latine storax dicitur. Bdellium Indiae et Arabiae arbor, cuius lacrima melior Arabica. Est enim lucida, subalbida, levis, pinguis, aequaliter cerea, et quae facile molliatur, neque ligno vel terrae commixta, amara, odoris boni. Nam ex India sordida est et nigra et maiore gleba. Adulteratur autem admixto gummi, qui non ita amarificat gustum. Mastix arboris lentisci gutta est. Haec granomastix dicta, quia in modum granorum est. Melior autem in Chio insula gignitur, odoris boni, candoris cerae Punicae. Unde et splendorem cutis pulchrificat. Adulteratur interdum resina vel ture. Piperis arbor nascitur in India, in latere montis Caucasi, quod soli obversum est, folia iuniperi similitudine. Cuius silvas serpentes custodiunt, sed incolae regionis illius, quum maturae fuerint, incendunt, et serpentes igni fugantur; et inde ex flamma nigrum piper efficitur. Nam natura piperis alba est, cuius quidem diversus est fructus. Nam quod inmaturum est, piper longum vocatur, quod incorruptum ab igni, piper album; quod vero cute rugosa et horrida fuerit, ex calore ignis trahit et colorem et nomen.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Aegyptus, qui prius Aeria dicebatur, ab Aegypto Danai fratre postea ibi regnante nomen accepit. Haec ab oriente Syriae ac Rubro mari coniuncta, ab occasu Libyam habet, a septentrione mare Magnum, a meridie vero introrsus recedit, pertendens usque ad Aethiopas; regio caeli imbribus insueta et pluviarum ignara. Nilus solus eam circumfluens inrigat, et inundatione sua fecundat; unde et ferax frugibus multam partem terrarum frumento alit; ceterorum quoque negotiorum adeo copiosa ut inpleat necessariis mercibus etiam orbem terrarum. Finis Aegypti Canopea a Canope Menelai gubernatore, sepulto in ea insula quae Libyae principium et ostium Nili facit. Seres oppidum orientis, a quo et genus Sericum et regio nuncupata [est]. Haec ab Scythico Oceano et mari Caspio ad Oceanum orientalem inflectitur, nobilibus frondibus fertilis, e quibus vellera decerpuntur, quae ceterarum gentium Seres ad usum vestium vendunt. Bactriae regionis proprius amnis Bactros vocabulum dedit. Partes huius quae pone sunt Propanisi iugis ambiuntur, quae adversae sunt Indi fluvii fontibus terminantur; reliqua includit Ochus fluvius. Mittit Bactria fortissimos camelos numquam adterentes pedes. Scythia sicut et Gothia a Magog filio Iaphet fertur cognominata. Cuius terra olim ingens fuit; nam ab oriente India, a septentrione per paludes Maeotides inter Danubium et Oceanum usque ad Germaniae fines porrigebatur. Postea vero minor effecta, a dextra orientis parte, qua Oceanus Sericus tenditur, usque ad mare Caspium, quod est ad occasum; dehinc a meridie usque ad Caucasi iugum deducta est, cui subiacet Hyrcania ab occasu habens pariter gentes multas, propter terrarum infecunditatem late vagantes. Ex quibus quaedam agros incolunt, quaedam portentuosae ac truces carnibus humanis et eorum sanguine vivunt. Scythiae plures terrae sunt locupletes, inhabitabiles tamen plures; nam dum in plerisque locis auro et gemmis affluant, gryphorum inmanitate accessus hominum rarus est. Smaragdis autem optimis haec patria est: cyaneus quoque lapis et crystallus purissimus Scythiae est.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Massagetae ex Scytharum origine sunt. Et dicti Massagetae quasi graves, id est fortes Getae. Nam sic Livius argentum grave dicit, id est massas. Hi sunt, qui inter Scythas atque Albanos septentrionalibus locis inhabitant. Amazones dictae sunt, seu quod simul viverent sine viris, quasi μα ζν, sive quod adustis dexterioribus mammis essent, ne sagittarum iactus inpediretur, quasi νευ μαζν. Nudabant enim quam adusserant mammam. Has Titianus Unimammas dicit. Nam hoc est Amazon, quasi νευ μαζο, id est sine mamma. Has iam non esse, quod earum partim ab Hercule, partim ab Achille vel Alexandro usque ad internicionem deletae sunt. In partes Asiaticae Scythiae gentes, quae posteros se Iasonis credunt, albo crine nascuntur ab adsiduis nivibus; et ipsius capilli color genti nomen dedit. Et inde dicuntur Albani. Horum glauca oculis, id est picta, inest pupilla, adeo ut nocte plus quam die cernant. Albani autem vicini Amazonum fuerunt. Hugnos antea Hunnos vocatos, postremo a rege suo Avares appellatos, qui prius in ultima Maeotide inter glacialem Tanaim et Massagetarum inmanes populos habitaverunt. Deinde pernicibus equis Caucasi rupibus, feras gentes Alexandri claustra cohibente, eruperunt, et orientem viginti annis tenuerunt captivum, et ab Aegyptiis atque Aethiopibus annuum vectigal exegerunt. Troianorum gens antea Dardana a Dardano nominata. Nam Dardanus et Iasius fratres e Graecia profecti; ex his Iasius ad Thraciam, Dardanus ad Phrygiam pervenit, ibique primus regnavit. Post quem filius eius Ericthonius, deinde nepos eius Tros, a quo Troiani nuncupati sunt. Galatae Galli esse noscuntur, qui in auxilium a rege Bithyniae evocati, regnum cum eo parta victoria diviserunt; sicque deinde Graecis admixti primum Gallograeci, nunc ex antiquo Gallorum nomine Galatae nuncupantur. Graeci ante Thessali a Thessalo, postea a Graeco rege Graeci sunt nuncupati. Nam Graeci proprie Thessali sunt. Lapithas autem gentem Thessaliae fuisse aiunt, circa Penion amnem olim inhabitantem, a Lapitha Apollinis filia nuncupatos.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

634 Выход готов на север за Альпы облегчил положение Италии, и Гонорий начал принимать свои меры к упрочению пошатнувшегося трона. 462 Oros.7, 36,1: Arcadius... et Honorius... commune imperium divisis tantum sedibus tenere coeperunt. Ср.: Marc. com. s. a. (Chron. min. II 64). 463 16 января 383 года – Socrat. 5, 10. Событие совершилось в Евдоме по примеру, данному Валентинианом. Marc. Сот. s. a. (Chron. min. II 61). Гонорий был объявлен цезарем в 393 г. также в Евдоме (ib. s. а. р. 63). 464 Philostorg.11,3. Весьма резкий отзыв о слабом умственном развитии Аркадия дает также историк Зосим – 5, 28. 465 Ib. 11, 5. Иоанн Лидиец объясняет честолюбие Руфина тем, что государственная почта и фабрики оружия перешли в ведение префекта претория от магистра оффиций, который ведал ими раньше. Johan. Lyd . De magistr. 2, 10. 469 Евтропий был родом с Востока и в детские годы был продан, как раб, в столицу империи. Он сумел выдвинуться при Феодосии и занял влиятельный пост препозита. 470 Относящиеся сюда свидетельства собраны в моем исследовании «Аланы по сведениям классических и византийских писателей». Киев, 1899 (отд. оттиск из XIII тома Чтений в Историческом обществе Нестора-летописца). 471 Philostorg.11, 8; Socrat. 6, l;Sozomen.S, 1. Chron. Edess. p. 104; Jos. Styl. c. 9 – дает 707 год, т. e. 395 – 6. Так как набег мог быть только летом, то, быть может, следует отнести его к 396 году, как делает Дюваль (Litter. Syr. P. 336). 473 Ib. 60, 16 (р. 600). Ессе tibi anno praeterito ex ultimis Caucasi rupibus, immissi in nos, non iam Arabiae, sed Septentrionis lupi tantas brevi provincias percurrerunt. Quot monasteria capta quantae fluviorum aquae humano cruore mutatae sunt! Obsessa Antiochia et urbes reliquae, quae Halis, Cydnus, Orontes Euphratesque praeterfluunt. Arabia, Phoenice, Palaestina, Aegyptus timore captivae. 478 Зосим – 5,6 – рассказывает о спасении Афин богиней Афиной и Ахиллом; другие источники свидетельствуют об ограблении Афин. Philostorg. 12, 2; Hieronym. Ер. 60, 16. 479 Claudian.De bel.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Гемод – 11. VI, 56; 60; 64; 88 (Hemodus); см. также Эмод, Имав, Имай. – Все эти названия относятся к Гималаям (санскр. Himlaya – «обитель снегов»). У античных авторов, несмотря на постепенное более близкое ознакомление с горной системой Восточной Азии, до конца оставалось не очень ясное представление о ней. Впервые греки непосредственно ознакомились с Гиндукушем (древний Паропанис, см.) во время похода Александра Македонского, который они назвали Кавказом, считая его продолжением Тавра на востоке. Горную цепь к востоку от Гиндукуша также часто называли Кавказом (или Тавром). С Мегасфеном (кон. IV–haч. III в. до н. э.) появляются названия Гемод (или Эмод) и Имав (или Имай) для обозначения Гималаев: Гемод – для западной части, Имав – для восточной части Гималаев. И «Гемод» и «Имав» восходят к одному и тому же названию, обозначающему «снежный» – «снег»; этим словом также иногда обозначают Гималаи). «Гемод» возводится к среднеинд. hemoda, пракр. hemavata, из санскр. haimavata; «Имав» – к пракр. himavañ, палийскому himavan, из санскр. himavat. Причем первая форма употребляется в поэзии, а вторая обычно в прозе, для обозначения Гималаев. Считают, что Мегасфен, слыша то и другое название, ошибочно принял «Гемод» за обозначение западной части Гималаев, а «Имав» – восточной. Это разделение осталось в античной традиции. Обычно и перечисление (с запада на восток) идет: Паропанис, Гемод, Имав. У Плиния 11. VI, 60; перечисление идет с востока на запад) во всех рукописях читается: Imavus, Hemodus, Paropanisus, Caucasus pr. Здесь pr – сокращение, которое можно читать как pariter («равно, равным образом») и как pars, partes («часть, части»). Прочтение как Caucasi partes, «части Кавказа», представляется убедительным (т. е. «Кавказом» обозначается вся система Гиндукуша и Гималаев); ср. VI, 71. По Птолемею 23), Имав имел также северный отрог (с юга на север, с тем же названием), который разделял Скифию на Скифию по сю сторону Имая и Скифию по ту сторону Имая, но это считается ошибочным, поскольку в действительности такого отрога нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1551 Andretta S. La venerabile superbia: Ortodossia e trasgressione nella vita di Suor Francesca Farnese (1593−1651). Torino, 1994. (Sacro/Santo; Vol. 9). 1552 Cabibbo S. Santa Rosalia tra cielo e terra: storia, rituali, linguaggi di un culto barocco. Palermo, 2004. 1554 О религиозном опыте и местностях см.: Boesch Gajano S. 1) Gli spazi della santità//Diventare santo: Itinerari e riconoscimenti della santità tra libri, documenti e immagini. Città del Vaticano; Cagliari, 1998. P. 17−23; 2) Des ‘loca sanctorum’ aux espaces de la sainteté: étapes de l’historiographie hagiographique//Revue d’histoire ecclésiastique. 2002. 95. P. 48−70. Об отношениях между агиографическим письмом и построением политико-территориальной идентичности см.: Europa Sacra: Raccolte di vite dt santi e identità politiche fra Medioevo e Età moderna. Roma, 2002. 1555 Помимо веб-сайта, можно назвать множество результатов исследования: Lieux sacrés, lieux de culte, sanctuaires: Approches terminologiques, méthodologiques, historiques et monographiques. Rome, 2000. (Collection de l’Ecole Française de Rome; Vol. 273); Per una storia dei santuari cristiani d’Italia: approcci regionali. Bologna, 2002. (Annali dell’Istituto storico italogermanico di Trento, Quaderni; Vol. 48); Santuari cristiani d’Italia: Committenze e fruizione tra medioevo e età moderna. Rome, 2003. (Collection de l’Ecole Française de Rome; Vol. 317); La geografia dei santuari fra medioevo e età moderna. Bologna, 2004; I santuari francesi e italiani nel mondo contemporaneo: Tradizioni, riprese, invenzioni. Rome, 2005; Il censimento dei santuari tra dinamiche istituzionali e devozione popolare. Bari, 2005; Culti, santuari, pellegrinaggi in Sardegna e nella Penisola Iberica tra medioevo e età contemporanea. Genova, 2006; I santuari cristiani d’Italia: bilancio del censimento e proposte interpretative. Rome, 2007; Lo spazio del santuario: Un osservatorio per la storia di Roma e del Lazio. Roma, 2008. (Le Chiese d’Italia; Vol. 3). Об истории этих исследований см.: Boesch Gajano S. I santuari cristiani in Italia: Percorsi e prospettive di una ricerca//Rivista di Storia del Cristianesimo. 2005. Vol. 2, 2. P. 501−515.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002