1 Для сравнения: похожее «изложение» истории приведено Бегичев П. Миф о жестокости Елисея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.word4you.ru/interesting/6621/(дата обращения: 30.06.2016) 2 Показательной иллюстрацией тезиса, что и среди современных православных христиан есть сомнения относительно данного отрывка, является вопрос, заданный протоиерею Димитрию Смирнову в эфире программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» 11 марта 2012 года. См. Беседы с батюшкой (11 марта 2012 г.). [Электронный ресурс]. URL: обращения: 30.06.2016) 4 Возраст Измаила на момент его изгнания из дома Авраама определяется следующим образом: он был на 14 лет старше Исаака (сравни Быт. 16:16 и 21:5); причиной изгнания Измаила были его насмешки над Исааком; соответственно, к этому времени Исаак уже вышел из младенческого возраста, ему, наверное, было около 5 лет как минимум. 5 Messner R. G. Elisha and the Bears: A Critical Monograph on 2 Kings 2:23–25//Grace Journal, Volume 3.2. 1962. P. 16–17 6 Messner R. G. Elisha and the Bears: A Critical Monograph on 2 Kings 2:23–25//Grace Journal, Volume 3.2. 1962. P. 17 8 Очень хорошо подходит здесь слово «тинэйджер»: хотя оно и нелитературное, но зато оно четко обозначает возраст этих детей и в русском языке более точного аналога нет. 9 Сравни Lange J. P., Schaff P., Bähr W., Harwood E., & Sumner B. A. A commentary on the Holy Scriptures: 2 Kings. Bellingham, 2008. P. 18 10 Ефрем Сирин. Комментарии на 4-ю книгу Царств.//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет . Том V: Исторические книги (часть 2). Книги Царств (3-я и 4-я), Паралипоменон (1-я и 2-я); Ездры (1-я), Неемии и Есфири/Под ред. Дж. Р. Фрэнки/Русское издание под редакцией Ю.Н. Варзонина/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 174 11 Harris R. L., Archer G. L., Waltke, B. K. Theological Wordbook of the Old Testament. Chicago: Moody Press. 1980, P. 801 12 Впрочем, принимая тезис о том, что употреблением породы хитпаель применительно к корню выражается продолжительность действия, следует все же учитывать, что данный глагол встречается слишком редко, потому такие рассуждения все равно остаются гипотезой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Phases of Irish History. Dublin, 1920; Kenney J. F. The Sources for the Early History of Ireland. N. Y., 1929. Vol. 1: Ecclesiastical; O’Rahilly T. F.Early Irish History and Mythology. Dublin, 1946, 1999 r ; Binchy D. A. The Fair of Tailtiu and the Feast of Tara// É riu. Dublin, 1958. Vol. 18. P. 113–138; Byrne F. J. The Ireland of Saint Columba//Historical Stud. L., 1965. T. 5: Papers Read before the 6 th conf. of Irish Historians/Ed. J. L. McCracken. P. 37–58; idem.Irish Kings and High-Kings. Dublin, 1973, 2004 r (рус. пер.: Бирн Ф. Дж. Короли и верховные правители Ирландии/Пер. с англ.: С. Иванов. СПб., 2006); idem.The Trembling Sod: Ireland in 1169//A New History of Ireland. Oxf., 1987. Vol. 2: Medieval Ireland, 1169–1534/Ed. A. Cosgrove. P. 1–42; Greene D. H.The Irish Language. Dublin, 1966; Hughes K.The Church in Early Irish Society. L., 1966; eadem.Early Christian Ireland: Introd. to the Sources. L., 1972; Ó  Fiaich T. The Church of Armagh under Lay Control//Seanchas Ardmhacha: J. of the Armagh Diocesan Historical Society. 1969. Vol. 5. N 1. P. 75–127; Watt J. A.The Church and the Two Nations in Medieval Ireland. Camb., 1970; MacNiocaill G.Ireland before the Vikings. Dublin, 1972; Ó  Corr á in D. Ireland before the Normans. Dublin, 1972; idem.D á l Cais — Church and Dynasty// É riu. 1973. Vol. 24. P. 52–63; Smyth A. P.Scandinavian York and Dublin. New Jersey; Dublin, 1975–1979. 2 vol.; O’Dwyer P.C é l í D é : Spiritual Reform in Ireland 750–900. Dublin, 1981 2 ; Калыгин В. П., Королёв А. А.Введение в кельтскую филологию. М., 1989; McCone K. Pagan Past and Christian Present in Early Irish Literature. Maynooth, 1990. (Maynooth Monographs; 3); Gwynn A.The Irish Church in the 11 th and 12 th Cent./Ed. G. O’Brien. Dublin, 1992; Carey J.The Irish National Origin-Legend: Synthetic Pseudohistory. Camb., 1994; Raftery B.Pagan Celtic Ireland: The Enigma of the Irish Iron Age. L., 1994, 2000 r ; Kelly F. A Guide to Early Irish Law. Dublin, 1988; Edwards N.The Archaeology of Early Medieval Ireland.

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

В источниках приводятся противоречивые сведения об основании И. В анналах это событие упомянуто под 563 г. («Плавание Колума Килле на остров И на 42-м году жизни»), у Беды Достопочтенного - под 565 г. ( Beda. Hist. eccl. III 4; V 24; см.: The Chronicle of Ireland. 2006. P. 104-105). В составленном Адамнаном Житии св. Колумбы об основании И. не упоминается. Согласно Адамнану, св. Колумба принадлежал к роду Кенел Коналл, ветви правящей династии И Нейл, получил церковное образование и основал несколько монашеских общин. Он покинул Ирландию через 3 года после битвы при Кул-Дребене, в к-рой сражались представители разных ветвей династии И Нейл (в анналах битва датирована 561), и в сопровождении 12 монахов отправился в паломничество (peregrinaturus) ( Adamnani Vita Columbae. I 7// Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 224-226). В Житии о причинах переселения св. Колумбы в Шотландию не говорится, однако в источниках XI-XII вв. зафиксировано предание о том, что именно действия св. Колумбы привели к сражению при Кул-Дребене и святой покинул Ирландию в знак покаяния (см.: Anderson A. O., Anderson M. O. 1961. P. 71-73). Адамнан не упоминает об этом, однако сообщает о временном отлучении св. Колумбы церковными иерархами на Соборе в Тальтиу (562 (?); о причинах отлучения агиограф умалчивает - Adamnani Vita Columbae. III 3). Большинство исследователей полагают, что св. Колумба покинул Ирландию в результате церковно-политического конфликта, подробности которого неизвестны. По мнению Д. Бинчи и М. Херберт, причиной отъезда св. Колумбы было стремление правителя Диармада мак Кербалла, потерпевшего поражение в битве при Кул-Дребене, отомстить родственникам святого ( Binchy D. A. The Fair of Tailtiu and the Feast of Tara//Ériu. 1958. Vol. 18. P. 122-123; Herbert. 1988. P. 27-28), однако Ф. Бирн отверг эту гипотезу ( Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 95-97). Беда Достопочтенный сообщает, что св. Колумба прибыл в Британию для проповеди христианства ( Beda. Hist. eccl.

http://pravenc.ru/text/578330.html

588 См. например: HE. I.31. В «Церковной истории» приводилось письмо Григория Великого Августину Кентерберийскому, в котором папа предостерегал епископа, творившего чудеса во славу христианской веры от греха гордыни. 593 Обсуждение образа «короля-монаха» у Беды см.: Malo Chenard М.А. Narratives of the Saintly Body in Anglo-Saxon England. (Dissert.) Notre Dame, 2003. Pp. 85–87; Stancliffe C. Kings who opted out//Ideal and Reality in Frankish and Anglo-Saxon Society: Studies presented to J.M. Wallace-Hadrill/Eds. P. Wormald, D. Bullough, R. Collins. Oxf., 1983. Pp. 154–76; Ridyard S.J. Monk-Kings and the Anglo-Saxon Hagiographic Tradition//Haskins Society Journal, 6. 1995. Pp. 13–27. 596 См., например: Jones C.W. Saints Lives and Chronicle in Early England. Ithaca, 1947. P. 83; Colgrave В. Bede’s Miracle Stories//Bede: His Life, Times and Writings/Ed. A.H. Thompson. Oxf., 1935. Pp. 201–29; Loomis C.G. The Miracle Traditions of the Venerable Bede//Speculum, 21. 1946. Pp. 404–18. 597 McCready W.T. Miracles and the Venerable Bede. Toronto, 1994; Ward B. Miracles and History: A Reconsideration of the Miracle Stories used by Bede//Famulus Christi: Essays in Commemoration of the Thirteenth Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L., 1976. Pp. 70–76. 604 Так, при излечении праведник иногда помогал страждущему благодаря молитве и своим познаниям в медицине. Как чудо рассматривался случай исцеления больного паршой, которое происходило следующим образом: «епископ распорядился, чтобы врач позаботился об излечении парши его головы. Тот сделал, как было приказано, и с помощью благословения и молитв епископа вместе со здоровьем кожи пришла и красота волос». НЕ. V.2. 616 Ibid. V.12. Представления Беды о том, как должно было строиться повествование о загробном мире также сложились под сильным влиянием «Диалогов» Григория I. 620 Подробнее об этом см.: Ярхо Б.И. Средневековые латинские видения//Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. С.36. 624 Ibid. Cap. I. Ha библейские аналоги чудес, которые Беда приводил в «Житии св. Кутберта», обращалось внимание в работах: Colgrave В. Bede’s Miracle Stories... Рр. 210–211; McCready W.T. Miracles and the Venerable Bede... Pp. 78–79. МакКриди обращал особое внимание на тот факт, что такие параллели отсутствовали в анонимном житии Кутберта, и были проведены самим Бедой, а так же на то, что Беда сравнивал своего героя со св. Антонием (VSC 19), св. Августином (VSC 38) и св. Бенедиктом (VSC 14, 19, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Он опустошил Самарию» (ср. далее, напр.: Grayson. 2000. P. 73). Однако в анналах ассир. царя Саргона II (722-705), преемника Салманасара V, написанных уже неск. годами позднее падения Самарии, утверждается, что именно Саргон разрушил Самарию в 1-й год своего царствования (ANET. P. 284b - 285b; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 296). При этом в обобщающей записи Саргон характеризуется как «завоеватель Самарии ( Sa-mir-i-na) и всего Израиля (букв.- «Дома Амврия» [ B t-H u-um-ri-a])» (ANET. P. 284a; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 297). Вероятно, Саргон был главнокомандующим армией Салманасара в то время, когда пала Самария. После смерти Салманасара V в 722 г. именно Саргон осуществил депортацию населения Самарии, численность которого, согласно анналам последнего, составила 27 290 чел. (ANET. P. 284b - 285a; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 296; см. также: Na " aman. 1990. P. 222-225). Вероятно, имплицитное указание на эти 2 этапа покорения Самарии содержит текст 4 Цар 18. 9-10, где, с одной стороны, говорится, что Салманасар выступил против Самарии и осадил ее «в седьмой год Осии» и что ассирийцы взяли город «через три года» осады (см. также: 4 Цар 17. 5), т. е. в 10-й год царствования О. (вероятно, в 722), а с другой - что Самария была взята «в девятый год Осии» (см. также: 4 Цар 17. 1, 6), т. е. предположительно в 723/2 г. ( Тантлевский. 2007. С. 305). Лит.: Thiele E. R. The Chronology of the Kings of Judah and Israel//JNES. 1944. Vol. 3. N 3. P. 137-186; idem. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. Grand Rapids, 1983; Tadmor H. The Campaigns of Sargon II of Assur: A Chronological-Historical Study//J. of Cuneiform Studies. 1958. Vol. 12. N 1. P. 22-40; idem. The Inscriptions of Tiglath-Pileser III, King of Assyria: Crit. ed., with introd., transl., and comment. Jerus., 1994; Na " aman N. Historical and Chronological Notes on the Kingdoms of Israel and Judah in the 8th Cent. B. C.//VT. 1986. Vol. 36. P. 71-92; idem. The Historical Background to the Conquest of Samaria (720 bc)//Biblica.

http://pravenc.ru/text/2581623.html

В 1998 г. израильский археолог Н. Нааман высказал предположение, что рассказ о реставрации И. храма должен был базироваться на некой надписи ( Na " aman N. Royal Inscriptions and the Histories of Joash and Ahaz, Kings of Judah//VT. 1998. Vol. 48. Fasc. 3. P. 333-349). В янв. 2001 г. в Иерусалиме при невыясненных обстоятельствах была обнаружена на плитке из аркозового песчаника размером 30×60 см т. н. надпись царя Иоаса. В ее тексте упоминается реконструкция храма, предпринятая И. (4 Цар 12). 18 июня 2003 г. израильское Управление по делам древностей на основании собственного расследования официально признало эту надпись подделкой. Недоверие к надписи основано на том, что ее обнаружение связано со скандально известным антикваром Э. Голаном, на к-рого было заведено уголовное дело за изготовление поддельных артефактов. Специалист по евр. эпиграфике И. Наве из Еврейского ун-та на основании анализа текста надписи пришел к выводу, что начертания букв носят смешанный характер и составлены из образцов евр., арам. и моавитского письма IX-VII вв. до Р. Х. Мн. исследователи отмечают существенные ошибки в написании и терминологии, считают надпись подделкой (см., напр.: Cross F. M. Notes on the Forged Plaque Recording Repairs to the Temple//IEJ. 2003. Vol. 53. P. 119-122). Подделкой называют надпись специалисты по евр. эпиграфике Х. Мисгав, Ш. Ахитув, А. Горовиц, И. Эфаль (см., напр.: Ephal I. The «Jehoash Inscription»: A Forgery//Ibid. P. 124-128). При этом ряд ученых отстаивают лингвистическую достоверность текста надписи (напр.: Sasson V. Philological and Textual Observations on the Controversial King Jehoash Inscription//Ugarit-Forschungen. Kevelaer, 2003. Vol. 35. P. 573-587). Анализ остатков патины, покрывавшей надпись, с помощью метода ускорительной масс-спектрометрии дает основания для вывода о ее подлинности ( Ilani S. et al. Archaeometric Analysis of the «Jehoash Inscription» Tablet//J. of Archaeological Science. L., 2008. Vol. 35. Issue 11. P. 2966-2972; ср. также упоминание о ее подлинности: Снигирев Р., прот. Библейская археология. М., 2007. С. 283). Однако анализ изотопного состава атомов кислорода патины не подтверждает этот вывод ( Goren Y. et al. Authenticity Examinatiom of the Jehoash Inscription//Tel Aviv: J. of the Inst. of Archaeology. 2004. Vol. 31. N 1. P. 3-16). Споры относительно подлинности этого артефакта ведутся в наст. время.

http://pravenc.ru/text/578034.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕХОНИЯ Иехония [евр.  ,  - «Господь [Яхве] основал»; греч. Ιεχονας], иудейский царь, правивший в течение 3 месяцев (598-597 гг. до Р. Х.), сын и преемник царя Иоакима . Возможно, основное имя (вар.  ) было дано И. при вступлении на трон, а другое (  или      - 1 Пар 3. 16-17; Иер 27. 20; 29. 2) было получено им при рождении ( Berridge. P. 660). Современник пророков Иезекииля и Иеремии. После смерти отца И. в 18 лет стал царем (4 Цар 24. 8). Его мать Нехушта, дочь Елнафана из Иерусалима, была весьма влиятельна при дворе, об этом свидетельствует неоднократное упоминание о ней в Библии (4 Цар 24. 8, 12, 15; Иер 22. 26). Точные даты правления И. устанавливаются благодаря Вавилонской хронике (впервые опубл. в 1956), согласно к-рой конец его правления приходится на 2-й день месяца адара в 7-й год правления Навуходоносора ( Wiseman D. J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B. C.) in the British Museum. L., 1956. P. 73; Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. Locust Valley (N. Y.), 1975. P. 102). Эта дата соответствует 15/16 марта 597 г. до Р. Х. И. правил 3 месяца и 10 дней (2 Пар 36. 9), поэтому дату его восшествия на престол можно уверенно отнести к 9/10 дек. 598 г. до Р. Х. После того как отец И. умер при осаде Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором, его мать и приближенные решили сдаться в надежде, что вавилоняне отведут войска (4 Цар 24. 12). Осада была снята, однако И. был низвергнут с трона и отправлен вместе с семьей и приближенными в Вавилон (ср. также: Иер 13. 18-19). Вместо И. Навуходоносор возвел на престол дядю И.- Маттафию, получившего впосл. имя Седекия (4 Цар 24. 17). Положение И. и его семьи в плену описано в вавилонских адм. источниках. На неск. клинописных табличках, датируемых временем правления Навуходоносора, сообщается в т. ч. о поставках масла для И. (аккад. Ia-ú-kinu) и его 5 сыновей (ANET. P. 308). Одна из табличек уверенно датируется 13-м годом правления Навуходоносора (т.

http://pravenc.ru/text/293810.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАС [евр.  ,   греч. Ιως], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства. Иоас (ок. 835-796 гг. до Р. Х.), 9-й иудейский царь, сын царя Охозии от Цивии из Вирсавии (4 Цар 11-12; 2 Пар 22. 10-24. 27). Др. вариант его имени   - «Господь даровал» (4 Цар 12. 1 по МТ). Согласно 4 Цар 12. 1, И. правил 40 лет; существуют разные даты его правления: 837-800 гг. ( Albright. 1945) или 832-793 гг. ( Hayes, Hooker. 1988. P. 38-40). Иоас, иудейский царь. Гравюра из кн. «Promptuarii Iconum Insigniorum». Худож. Г. Руилле. Lion, 1553 г. Иоас, иудейский царь. Гравюра из кн. «Promptuarii Iconum Insigniorum». Худож. Г. Руилле. Lion, 1553 г. После смерти царя Охозии его мать Гофолия приказала предать смерти всех его потомков - законных претендентов на трон и провозгласила себя царицей Иудеи (4 Цар 11. 1). Избежать смерти удалось только И., к-рого младенцем спрятала при храме его тетка Иосавеф, жена первосвященника Иодая (2 Пар 22. 11; Ios. Flav. Antiq. IX 7. 1). По всей видимости, Иодай был регентом при малолетнем царевиче. Возможно, избежать преследования царицы помогло усыновление И. первосвященником ( Gray J. 1 and 2 Kings: A Comment. Phil., 19702. P. 570). И. воспитывался при храме в течение 6 лет; в возрасте 7 лет при поддержке военачальников, придворных телохранителей и левитов Иодай торжественно провозгласил его законным царем (4 Цар 11. 4; 2 Пар 23. 20-21). И. был помазан на царство при ликовании народа, а на его голову был возложен царский венец (4 Цар 11. 12). Он стал одним из немногих царей, к-рые были помазаны на царство (наряду с Саулом, Давидом, Соломоном и Ииуем), что подчеркивало его особую роль в израильской истории. Во время церемонии интронизации был заключен завет «между Господом и между царем и народом… и между царем и народом» (4 Цар 11. 17). Мн. исследователи считают эту формулировку результатом диттографии, поскольку ст. 17b отсутствует как в параллельном повествовании 2 Пар 23. 16, так и в Лукиановской рецензии LXX ( Schearing. 1992. P. 857). После заключения завета народ разрушил жертвенники Ваала в Иерусалиме и убил его жреца (4 Цар 11. 18). Царица Гофолия была убита по приказу Иодая (4 Цар 11. 13-16). В рассказе о воцарении И. священство представляет влиятельную политическую силу в стране; результатом напряженного противостояния священства и дворцовых кругов стал династический переворот, в результате к-рого к власти пришел И. ( Reviv H. The Priesthood as a Political Pressure Group in Judah//Wünschet Jerusalem Frieden/Hrsg. M. Augustin, K.-D. Schunck. Fr./M., 1986. P. 205-210).

http://pravenc.ru/text/578034.html

Странноприятие 2 . Taken from Meffreth, ibid. 11. 1–6 cf Meffreth: «Hospitalitas diligenter exercanda est propter quatuor emolumenta. Primo, quod disponit ad Dei recognitionem . Sicut patet de illis duobus discipulis euntibus in Emmaus, qui coegerunt dominum, vt cum eis in hospitium declinaret dicentes. Mane nobiscum Domine, quoniam aduesperascit, & inclinata est iam dies. Et factum est cum ederet cum eis, cognouerunt eum in fractione panis [Luke 24. 13–35].» 11. 7–10 cf Meffreth: «Secvndum emolumentum, quod confert temporalium multiplicationem. Sicut 3. Reg. 17. Kings 17], de vidua, quae Heliam in hospitio suo suscepit, cui farina non defecit, nec lecitus olei diminutus est.» 11. 11–16 cf Meffreth: «Tertium emolumentum, quia excludit diuinam vltionem. Sicut patet Iosue 6. de Raab, de qua dicitur. Sola Raab meretrix viuat & vinuersa, quae cum ea in domo sunt [Josh. 6.25].» 11. 17–26 cf Meffreth: «Quarto, quod meretur Dei & angelorum susceptionem... Gene. 18 de Abraham, & 19. de Loth» (p. 148). Страсть . Based on Faber, Dominica 12 Post Pentecosten, No. 5 «Damna peccata originalis», sect. 3 «Vulnerati sensus et appetitus»: «Denique affectuum omnium humanorum inobedientia: qui omnes desierunt post peccatum in hominis esse potestate, sed commoventur, non expectato rationis imperio, ipsi imperanti non obediunt, nec aliter iam ad rationis et voluntatis imperium se habent, quam membra paralitica ad voluntatem, hominis movere ea cupientis.» The image of wild horses (1. 6) is Simeon " s. Страсть 2 . Taken from Faber, Dominica 4 Post Pentecosten, No. 5 «Quomodo saecularis quisque perfectus esse queat ac debeat», sect. 3 «Si pugnet semper contra vitia»: «An non Ursinus Nursiae postquam presbyter factus uxorem misisset, et ne prope quidem ad se accedere permisisset per annos quadraginta, tandem animam agens (cum uxor aurem adm overet exploratura, num maritus adhuc spiraret) exclam avit: Recede mulier, nondum penitus extinctus est igniculus: tolle paleam, apud Greg. 1. 4. dial. c. 11.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

7 . Grabbe L. L. (ed.). Can a “History of Israel” Be Written? Sheffield: Sheffield Academic Press; 1997. 8 . Grabbe L. L. Ancient Israel. What Do We Know and How Do We Know It? London; New York: Bloomsbury T&T Clark; 2007. 9 . Desnitskii A. S. Introduction to the Biblical exegesis. Moscow: PSTGU; 2011. (In Russ.). 10 . Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. 10,000–586 B.C.E. New York; London; Toronto; Sydney; Auckland: Doubleday; 1990. 11 . Veinberg I. P. The genesis of History. The history of the Historiography in the Middle East (mid of the 1s t millennium BC).Moscow: Evreiskii Universitet; Nauka; 1993. (In Russ.). 12 . Tantlevskii I. R. King David and his time. The Biblical and Historical versions. St Petersburg: RHGA; 2016. (In Russ.). 13 . Yadin Y. Megiddo of the Kings of Israel. The Biblical Archaeologist. 1970;33:65–96. 14 . Meletinskii E. M. A genesis of a literature: from a mythical narrative. Moscow: RGGU; 2000. (In Russ.). 15 . Ricœur P.; Valdes M. J. (ed.) A Ricoeur Reader: Reflection and Imagination. New York; London: University of Toronto; 1991. 16 . Alter R. The Art of Biblical Narrative. New York: Basic Books; 1983. 17 . Fish S. Is There a Text in this Class? The Authority of Interpretative Communities. Cambridge, MA: Harvard University; 1980. 18 . Tantlevskii I. R. A history of Israel and Judea. From the beginnings till the Destruction of the 1 st Temple. St Petersburg: St Petersburg State University, 2005. (In Russ.). 19 . Tantlevskii I. R. A History of Israel and Judaea till the year 70 AD. St Petersburg: RHGA; 2014 (In Russ.). 20 . Lipovskii I. P. Israel in the Biblicat Time. A history of two peoples. St Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya, 2010 (In Russ.). 21 . Herzog Z. The Bible. There are no findings on the Ground. Ha-Aretz (Newspaper) from 29.10.1999. (In Hebrew) Информация об авторе Десницкий Андрей Сергеевич , доктор филологических наук, профессор РАН, Институт востоковедения РАН, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010