Скачать epub pdf Содержание Книга I Введение Понятие об Историко-критическом Первый Отдел. История происхождения Священной ветхозаветной письменности Второй отдел. История канона священных ветхозаветных книг 1. Понятие о каноне и история его происхождения и заключения Разбор отрицательно-критических мнений о заключении ветхозаветного канона 2. Канон палестинских и александрийских иудеев 3. Ветхозаветный канон у новозаветных писателей 4. История ветхозаветного канона в Церкви Первый период (I-III вв.) Второй период (IV-V вв.) Третий период (VI-XVI вв.) Четвертый период: с XVI-XX вв Третий отдел. История ветхозаветного текста Внешняя история текста 1) Материал и способ еврейского письма 2) История еврейского алфавита 3) Еврейская пунктуация 4) Вавилонская пунктуация 5) Словоразделение 6) Разделение ветхозаветных книг на отделы Внутренняя история ветхозаветного текста Первый период Второй период Третий период (III-VI bb.) Четвертый период (VII-X вв.) Пятый период (XI-XV вв.) Шестой период (XVI-XX вв.) Четвертый отдел. История переводов ветхозаветных книг 1. Перевод LXX толковников а) Происхождение перевода LXX б) Язык перевода LXX в) Значение перевода LXX толковников г) История текста перевода LXX толковников 2. Греческие переводы: Акилы, Феодотиона, Симмаха, Пятый, Шестой и Седьмой Перевод Акилы Перевод Симмаха Перевод Феодотиона Пятый, Шестой и Седьмой переводы 3. Таргумы Таргум Онкелоса на Пятикнижие Таргум Ионафана на пророков Палестинские таргумы па Пятикнижие Таргумы на Писания Таргумы на пять свитков-мегиллот: Руфь, Есфирь, Екклезиаст, Песнь Песней и Плач Иеремии Таргумы на Иова, Притчи, Псалтирь и Паралипоменон 4. Сирский перевод Пешито 5. Переводы: Арабские, Коптский, Эфиопский, Армянский, Грузинский и Готфский Арабские переводы Коптский перевод Эфиопский перевод Армянский перевод Готфский перевод Грузинский перевод 6. Латинский перевод Вульгата Древне-италийский перевод Перевод бл. Иеронима 7. Славянский перевод Его происхождение История текста славянского перевода в рукописном виде История текста славянского перевода в печатном виде 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 71-80; Смирнов И. И. Восточная политика Василия III//ИЗ. 1948. Т. 27. С. 18-66; Казакова Н. А. Рус.-ливонские и рус.-ганзейские отношения, кон. XIV - нач. XVI в. Л., 1975; Кузнецов А. Б. К вопросу о борьбе Рус. гос-ва за воссоединение зап.-рус. земель в нач. XVI в.//Тр. НИИ языка и лит-ры. Саранск, 1964; Розов Н. Н. Похвальное слово вел. кн. Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 278-315; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. М., 1965. Т. 26. С. 110-136; она же. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998; Каштанов С. М. Соц.-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; он же. Финансы средневековой Руси. М., 1988; он же. Из истории рус. средневек. источника: (Акты X-XVI вв.). М., 1996; Шмидт С. О. О времени составления «Выписи» о 2-м браке Василия III//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 110-122; Бегунов Ю. К. Повесть о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 105-118; Балязин В. Н. Рус.-имперские отношения в 1-й трети XVI в.//Вопр. историографии и источниковедения слав.-германских отношений. М.,1973; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в.). М., 1972; он же. Выпись о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148; он же. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: (Очерки соц.-полит. истории). М., 1982; Морозов С. А. Опыт литературоведческого анализа «Повести о болезни и смерти Василия III»//Вопр. источниковедения и историографии истории досов. периода. М., 1979. С. 88-98; он же. Повесть о смерти Василия III и рус. летописи//Теория и практика источниковедения и археографии отеч. истории: Сб. ст. М., 1978. С. 61-77; R ü ss H. Der Bojar M. Ju. Zachar " in im Chronikbericht über die letzten Tage Vasilijs III.//FzOG. 1980. Bd. 27. C. 168-176; Плигузов А. И., Семенченко Г.

http://pravenc.ru/text/150787.html

На унциалы опираются критические издания К. К. Лахмана , отдававшего предпочтение древним источникам, Тишендорфа и Хорта-Уэсткотта, теория Хорта, согласно к-рой главные текстовые группы (нейтральная, александрийская, зап. и сир.) отождествляются соответственно с кодексами Ватиканским (03), Ефрема и Королевским (04 и 019), Безы (05) и Александрийским (02). Сегодня текстологическая значимость для исследования Евангелия признается за кодексами 019, 029, 035, 037 (V-IX вв.) как представителями александрийского текста, за кодексами 028, 031, 045 (IX-X вв.) как представителями визант. текста. Не до конца выяснено текстологическое значение кодексов 032 (Фрирский или Вашингтонский, V в.) и 038 (Коридетский, IX в.), обладающих рядом уникальных чтений. III. Минускульные рукописи. Датируются IX-XVII вв. (древнейшая датированная относится к 835 г.- РНБ. Гр. 219, Евангелие из собр. еп. Порфирия (Успенского)) и особенно многочисленны в XII-XIV вв. В научной лит-ре после Ветштейна обозначаются араб. номерами. Лишь 57 из общего числа минускулов содержат или содержало НЗ целиком, в большинстве - либо Евангелия, либо Апостол. В минускулах, как правило, включены предисловия, каноны Евсевия, существует деление на главы; приблизительно в XII в. появляется деление на литургические зачала. Почти обязательной частью минускулов являются лекционарный аппарат и месяцесловы с указанием литургических чтений. Порфириево Четвероевангелие. 835 г. Порфириево Четвероевангелие. 835 г. Минускулы раньше др. рукописей поступили в научное обращение, на них основаны издания Эразма Роттердамского (1516) и НЗ Комплютенской полиглотты (1514-1517), многочисленные издания и исследования XVII-XVIII вв. В XIX в. интерес был перенесен на унциалы с древними текстами. Однако в то же время В. Х. Феррар, за ним Ф. Скривенер, Д. Р. Харрис, К. Лейк выделили группу рукописей XI-XV вв. (13, 69, 124, 346, 788, 826, 828, 1689), получившую название «семьи 13». Позже Лейк объединил 4 рукописи XII-XIV вв. (1, 118, 131, 209) в «семью 1».

http://pravenc.ru/text/209477.html

Примечания 1 «Римляне» здесь — собирательное обозначение «латинян», как называли представителей католической церкви. 2 Омонимы — слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение. 3 Топоним «Палестина» был не только географическим термином, но использовался также для обозначения отечества, родины (Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 14. М., 1988. С. 132). 4 «Нарочитый» — среди значений слова имеются следующие: «известный, знаменитый»; «достойный, почтенный»; «исключительный, выдающийся, замечательный» (Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 10. С. 220). 5 Латинское название Милана. 6 Турецкий султан Баязет II (1481—1512). 7 Король Неаполя Альфонс II (1448—1495). 8 Наиболее поздняя дата (лат.). 9 Патавия — древнее название Падуи. 10 Одно из значений глагола «зазрети» — «осудить, укорить, поставить в вину» (Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 200). 11 — «соблазн, греховное искушение, прельщение, обман» (Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 18. М., 1992. С. 259). 12 Слово «художество» имело ряд значений, среди них: «искусство» («художество разумения», «врачебного ради художества»); «знание» («и нет в них [в народе] художества», греч. episteme, лат. scientia); «хитрость», «лукавство» («могли бы стати противу художества дьявола») — см.: Срезневский И. И. М атериалы для словаря древнерусского языка. Т. III. СПб., 1903. С. 1415. 13 «Прельстити» — «обмануть, ввести в заблуждение; совратить» (Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 18. С. 267). 14 К слову «силлогизмы» глосса «слогни»; одно из значений — «способ, манера словесного изложения; слог, стиль» (документировано текстом Ивана Грозного 1573 года по списку XVII века) — см.: Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 25. С. 109. Процитированный текст — более ранний (1521—1522 год, список середины XVI века). В «Материалах» И. И. Срезневского слово отсутствует. 15 Имеется в виду одно из семи «свободных художеств», то есть «внешних наук» (по–видимому, диалектика). 16 «Беззаконити» — «поступать беззаконно, грешить» — см.: Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 1. С. 110.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2365...

Миска с изображением хоровода. XXVI–XXI вв. до Р. Х. (Музей пров. Цинхай в г. Синин) Миска с изображением хоровода. XXVI–XXI вв. до Р. Х. (Музей пров. Цинхай в г. Синин) На памятниках разных культур Сев.-Зап. Китая встречаются бронзовые изделия сейминско-турбинского круга, с XVI в. известные от территории Финляндии на северо-западе до бассейна Хуанхэ на юго-востоке. Среди них - огромный (61,5 см) наконечник копья из Шэньна (верховья Хуанхэ), не имевший заточки и использовавшийся, вероятно, в ритуалах. В раннем железном веке сохранялось влияние культур, связанных со степной зоной Евразии. Показательна культура Чауху, созданная кочевниками Юж. Притяньшанья в основном в IX-V вв. В ее становлении принимали участие представители карасукской культурной общности (ядро в Минусинской котловине - главном металлургическом очаге огромного региона); расписная керамика имеет аналогии в Ср. Азии; зеркала с изображением свернувшегося хищника в «скифо-сибирском зверином стиле» содержат сложный цифровой (возможно, астрономический) код. На основе Чауху сложилась этнокультурная общность гуши, связанная с пазырыкской культурой Алтая. Регион входит в зону «оленных камней» (стелы со стилизованным изображением «летящего оленя», др. животных, оружия, одежды, аксессуаров), простиравшуюся от Приамурья до Центр. Европы (основная концентрация в Монголии). Встречаются петроглифы «в стиле оленных камней». С этой средой связан один из истоков «скифо-сибирского звериного стиля», ярко проявившегося в изделиях из металлов, органических материалов, представленных и находками из К. Кинжал культуры верхнего слоя Сяцзядянь. XI–VII вв. до Р. Х. (Ин-т археологии и памятников материальной культуры Внутренней Монголии в г. Хух-Хото) Кинжал культуры верхнего слоя Сяцзядянь. XI–VII вв. до Р. Х. (Ин-т археологии и памятников материальной культуры Внутренней Монголии в г. Хух-Хото) Группы индоевропейского и тохароязычного населения, продвигаясь на восток, вступали во взаимодействие с др. народами, образуя культуры типа Маоцингоу и Янлан (VII-III вв.). В письменных источниках упомянут «рейд» VII-VI вв. племен ди, основавших на территории совр. пров. Хэбэй гос-во Сяньюй (с 414 известно как Чжуншань); в его культуре прослеживается влияние «скифо-сибирского звериного стиля».

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Верхняя часть и основа сделаны скорее всего в XI в., с большим мастерством, использованы техника филиграни и вставки драгоценных камней; стиль работы мастера соответствует эпохе Каролингов. Оформление более поздних панелей с ангелами и задней части треугольника заметно грубее, проще и экспрессивнее по стилю. Памятник может являться частью монументального креста; в таком случае «альфе» должна была соответствовать утраченная ныне «омега». Статуя-реликварий св. Веры. IX–XVI вв. (ризница мон-ря Спасителя и св. Веры) Статуя-реликварий св. Веры. IX–XVI вв. (ризница мон-ря Спасителя и св. Веры) «Светильник Бегона» - самый ранний сохранившийся европ. реликварий, предназначенный для открытой демонстрации мощей (черепа святого); выполнен по заказу аббата Бегона III и, очевидно, переделан в XII в. Он декорирован медальонами с подписными сценами («Победа Христа над злом и смертью», «Самсон, побеждающий льва») и полуфигурами святых. Во время реставрации в 1954 г. под верхним слоем были обнаружены 2 медальона более раннего реликвария Пипина. Шестиугольный реликварий - ассамбляж из разнородных частей VII-XII вв., в т. ч. квадратных ювелирных деталей эпохи Меровингов с эмалью клуазонне; в центре передней панели выделяется большой круг в той же технике. Вокруг центра закреплены серебряные пластины с чернением рубежа VIII и IX вв.; крупные кабошоны по нижнему бордюру датируются кон. IX в. Пятиугольный реликварий - ассамбляж XVI в. из фрагментов VII-XII вв.; самые древние элементы - пластины с эмалью клуазонне VII в. и детали из позолоченного серебра с растительным орнаментом, выполненным в технике чеканки. Реликварий Пипина - небольшой деревянный ларец, покрытый пластинами позолоченного серебра с элементами IX-XI вв. и включениями XII, XIII и XV вв. Среди наиболее ценных деталей - прозрачная эмаль красного и зеленого цветов по золоту (плакетки с лицевой и обратной сторон ларца, относящиеся к эпохе Каролингов); на обратной стороне - детали с белой, синей и красной непрозрачной эмалью клуазонне на крыльях птиц, а также античная инталия из сердолика с образом Аполлона.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Так, с помощью методов богословского анализа и синтеза, описательно-аналитического и системного подходов в работе, выявлены воззрения церковных авторов на христианскую Пасху во II–V вв. Сравнительный метод позволил сопоставить эти воззрения между собой, а исторический – выявил причины и богословский характер пасхальных споров рассматриваемого периода. Хронологические рамки исследования определены в теме диссертации и совпадают с временными границами, в пределах которых происходили основные пасхальные споры в Древней Церкви. Для удобства изложения материала рассматриваемый период разбит на две части. Первая часть (II–III вв.) относится к Доникейскому периоду, а вторая (IV–V вв.) – к Золотому веку святоотеческой письменности. Научная новизна исследования состоит в выявлении на основании изучения богословских трудов II–V вв. принципиальной многоаспектности Пасхи (жертва, священное событие, праздник), а также в решении вопроса о степени «сродства» ветхозаветной и новозаветной Пасхи, на основе исследования взаимосвязи их соответствующих аспектов. Степень достоверности результатов проведенных исследований обеспечивается анализом первоисточников и научно-исследовательской литературы по теме на русском и иностранных языках, а также использованием общенаучных принципов и методов исследования. Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1 . Во II–V вв. основной мотивацией богословского осмысления христианской Пасхи явилось стремление отмежеваться от иудейской пасхальной практики и желание исследовать степень связи новозаветной и ветхозаветной Пасхи. 2 . Причина пасхальных споров рассматриваемого периода, носивших в основном богословский характер, – расхождение в воззрениях на христианскую Пасху. 3 . Богословское осмысление христианской Пасхи во II-V вв. в основном было сконцентрировано на решении вопроса о степени «сродства» ветхозаветной и новозаветной Пасхи. 4 . Пасхальная тематика в творениях церковных писателей II-V вв. раскрывается через богословское осмысление основных аспектов Пасхи – жертва, священное событие и праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bo...

Schopehi. Vol.I-II. Bonnae, 1829–1830. Jus graeco-romanum/Ed. K.E.Zahariae a Lingenthal. Vol.I-III. Lipsiae, 1856–1862. Leon Diaconus Caloensis historiae libri decem/Rec. C.B. Hash. Bonnae, 1828. Miclosich F., Muller J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vindobonnae, 1860–1890. Vol. 1–6. Niceta Choniata. Historia/Rec. LA. van Dieten. Berlin, 1975. Novellae Justiniani/Ed. Scholl, Kroll. Berolini, 1959. Pachimer Georgius. Relations historiques/Ed. par A. Fallier, trad, par V.Laurant. T.I-II. Paris, 1984, Pitra J. B. Analecta sacra et classica specilegio Solesmensi parata. Vol. VI. Romae, 1891. Tactica Leonis imperatoris sive de re militari liber//PG. 1863. T. 107. Theophanes Continuatus. Chronographia/Ex rec. I. Bekkeri. Bonnae, 1838. Zonara Joannes. Epitoma historiarum/Ed. L. Dindorf. Vol. 1–6. Lipsiae, 1868–1875. Историография Ангелов Д. О некоторых характерных чертах развития византийского общества на путях феодализма//ВВ. 1976. Т. 37. Ангелов Д. Принос към народностните и поземельии отношения в Македонии (Епирския деспотат) през първата четверт на XIII век (Главна според документа на Охридската архиепископия)//Известия на камарата на народната культура. Серия жумаиитарни науки. Т. IV. София, 1947. Ангелов Д. Принос к поземельните отношения във Византия през XIII век//ГСУ. Историко-филологический факультет. 1952. 2. Ангелов Д. [Рец.] Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX-X вв.//BS. 1964. 25. N1. Андреева М. А. Очерки по культуре византийского двора в XIII в. Прага, 1927. Арутюнова-Фиданян В. А. Административные перемены на востоке Византии в X-XI вв. (К вопросу о «кризисе» фемного строя)//ВВ. 1984. Т. 43. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. М., 1994. Арутюнова-Фиданян В. А. Византийские правители фемы Иверия//ВОН. 1973. 12. Арутюнова-Фиданян В. А. Византийские правители Эдессы в XI в.//ВВ. 1973. Т. 35. Арутюнова-Фиданян В. А. Фема Васпуракан//ВВ. 1977. Т. 38. Бартикян Р. Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основной целью работы стало формирование богословской концепции личности, основанной на анализе святоотеческих релевантных категорий III–XIV вв. и сочинений православных богословов XIX–XXI вв. Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи : 1 . Рассмотрение различных аспектов (в том числе семантического и этимологического) богословия личности в трудах русских богословов и религиозных философов конца ΧΙΧ – начала ΧΧ вв. 2 . Изучение богословия личности в трудах православных богословов новейшего периода. 3 . Выявление смыслового содержания богословских категорий πστασις, πρσωπον, νυπστατον, τρπος πρξεως, προαρεσις, сопряженных с богословским понятием «личность», в святоотеческих текстах III–XIV вв. 4 . Описание основополагающих свойств богословского понятия «личность» в антропологическом аспекте. 5 . Демонстрация необходимости существования адекватного богословского понятия «личность» для богословия обобщенных категорий 82 и для уяснения положений различных сфер святоотеческого Предания, включающих аскетику и духовное руководство, а также для оценки различных педагогических, культурных и социальных явлений. В диссертации применяются следующие основные методы и методологические принципы: этимологический и семантический анализ философских и святоотеческих терминов, связанных с понятием «личность» в историческо-богословском аспекте; сравнительный анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблематике; синтез отобранных идей и теоретических положений; практическое применение богословского понятия человеческой личности к конкретному (культурно-историческому, психологическому, аскетическому и педагогическому) материалу. Объектом исследования выступает понятие «личность» и смежные с ним понятия в христианской богословской мысли; предметом исследования является эволюция понятийного аппарата, представленного в святоотеческих текстах III–XIV вв., а также в трудах православных богословов и религиозных мыслителей XIX–XXI вв., обращавшихся к проблеме индивидуального или личного начала в Боге и в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Колчин Б. А., Янин В. Л., 1982. Археологии Новгорода 50 лет//Новгородский сборник. М. Комарович B. JI., 1960. Культ Рода и земли в княжеской среде XI-XIII вв.//ТОДРЛ. Вып. 16. М.; Л. Кондаков Н. П. , 1896. Русские клады. СПб. Кондаков Н. П. , 1914. Иконография Богоматери. Т.1. СПб. Конецкий В. Я., 1985. О «каменных кругах» юго-западного Приильменья//Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л. Конецкй В. Я., 1989. Новгородские сопки и проблема этносоциального развития Приильменья в VIII–X вв.//Славяне. Этногенез и этническая история. Л. Конецкий В. Я., Носов Е. Н., 1985. Загадки Новгородской округи. Л. Константин Багрянородный, 1989. Об управлении государством. М. Корзухина Г. Ф., 1950. Киевские ювелиры накануне монгольского завоевания//СА. Т. XIV. Корзухина Г. Ф., 1954. Русские клады IX–XIII вв. М.; Л. Корзухина Г. Ф., 1958. О памятниках «корсунского дела» на Руси//Византийский вестник. Вып. 14. Коробушкина Т. Н., 1988. Население Белорусского Понеманья в Х-ХП вв.//Труды V MKAC. Т.2. Киев Коробушкина Т. Н., Саливон И. М., 1990. Сельское население среднего Побужья IX–XIII вв. (по материалам курганных могильников)//С A. Котигорошко В. Г., 1987. Жертвенник III–IV вв. н.э. у села Солонцы//СА. 2. Котляр Н. Ф., 1985. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX–XIII вв. Киев. Котляревский А. А., 1868. О погребальных обычаях языческих славян. М. Котляревский А. А., 1893. Сочинения. Т. 3. М. Крайнев Д. А., 1988. О религиозных представлениях племен волосовской культуры//Древности славян и Руси. М. Кривошеев Ю. В., 1985. О социальных коллизиях в Суздальской земле 1024 г.//Генезис и развитие феодализма в России. Л. Куза А. В., 1966. Родовой знак Всеволода III Большое Гнездо//Культура древней Руси. М. Куза А. В., 1989. Малые города древней Руси. М. Куза А. В., Соловьева Г. Ф., 1972. Языческое святилище в земле радимичей//СА. Кулаков В. И., 1980. Ритуальные комплексы в могильнике у Клинцовки//КСИА. Вып. 160. Кулаков В. И., 1989. Знамена дружин Балтийского региона//СА. 4. Куницький В. А., 1990. Блuзьkocxiдhi ehkoлniohu iз mepumopii Nibдehhoi Руси//Apxeoлoriя.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010