7 Herod. V, 58. «He без труда» ( μολις ) — намек на постепенное складывание греческого алфавита из финикийского, о чем также говорится у Геродота. 8 Вопрос о γηματα λυγρα — Hom. Il. VI, 168. 9 Это место послужило основанием Фридриху Вольфу для гипотезы о принадлежности различных песен «Илиады» и «Одиссеи» различным рапсодам (Prolegomena ad Homerum, 1795), что придало иное звучание «гомеровскому вопросу» в новое время. 10 Кадм Милетский, автор Αττικαι Ιστοριαι в 16-ти книгах. См. RE X (7) 1476 (F.Jacoby). 11 Акусилай Аргосский причислялся некоторыми к семи мудрецам. Автор «Генеалогий» («Родословий»). См. Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1989, с. 90—91. Упоминается также в Antiquit. I.3, 9. См. RE I (3) 1222—1223 (Schwartz). 12 Т. е. о небесных телах. 13 Ферекида с острова Сирос (ок. 600 г. до н.э.) также включали в число семи мудрецов. См. Фрагменты... М., 1989, с. 84—89. Согласно биографической традиции, учитель Пифагора. Суда содержит указание на то, что «он сам себя выучил, приобретя тайные книги финикийцев». См. RE XIX (2-я сер.) (3) 2409—2429 (Richard Laqueur). 14 Пифагор с острова Самос (ок. 540—500), по всей видимости, совершал путешествия в Египет и Вавилон. Ничего достоверного не известно о его сочинениях. См. Фрагменты... с. 138—149. 15 Фалес Милетский (624—546) научился геометрии у египтян. См. Фрагменты... с. 100—115. Вообще, возведение греческой мудрости к египетской (реже вавилонской или финикийской) было топосом и обыкновенно способствовало к возвеличиванию первой. 16 Гелланик из Митилены — логограф V в., современник Геродота, автор многочисленных сочинений, от которых сохранились только фрагменты. См. RE VIII (7) 104—153 (F. Jacoby). 17 Имеется в виду «Теогония» Гесиода (ок. 700 г.) Примерно о том же, что и Гесиод, писал Акусилай в «Генеалогиях», но прозой. 18 Эфор из Эолийских Ким жил в IV в., автор всеобщей истории, доведенной им до 340 г., которая послужила главным источником для Диодора Сицилийского См. RE V (1) 1—16 (Schwartz). 19 Тимей (ок. 352—256) написал историю своей родной Сицилии. Критиковался за это сочинение Полибием. См. RE VI (2-я сер.) (3) 1076—1203 (Richard Laqueur).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

Идеографическое письмо содержит знаки-детерминативы (обозначение понятий) и т. н. фонетические комплементы со слоговым или звуковым значением; в египетском письме 23 знака со звуковым значением, которые могут рассматриваться как первоначальный прообраз алфавита. Создатели первых алфавитов использовали фонетические составляющие идеографического письма (египетского и аккадского), но отвергли идеографические и логографические знаки, связанные с религиозно-мировоззренческими представлениями Египта, Месопотамии или Крита и с конкретными языками. Тем самым алфавитное письмо стало универсальным инструментом фиксации любого языка и началось быстрое распространение письма среди народов Азии, Европы и Африки. У западно-семитских народов алфавитное письмо (ханаанско-арам. группа семит. языков) сложилось на пространстве от Сев. Ливана до Синайского полуострова во 2-й пол. II тыс. до н.э. Древнейшее клинописное алфавитное письмо Угарита (средиземноморское побережье Сирии ) датируется XV – XIII вв. до н.э. ; оно содержит 30 (позже 22) знаков, обозначающих семит. согласные, порядок к-рых воспроизводится в последующих алфавитах, но начертания угаритских клинописных букв не соответствует знакам др. семит. алфавитов. Памятники слогового письма Библа ( XV в. до н.э. ), синайско-палестин. письма сер.— 2-й пол. II тыс. до н.э. предположительно связывают с племенами филистимлян , заселивших в XIII – XI вв. до н.э. ряд областей Ханаана. Примерно этим же временем датируются древнейшие памятники южносемит. письма Аравии и Синая. Ханаанский, или финик., алфавит (22 буквы), первые памятники которого датируются XII в. до н.э. , считается родоначальником греческого и арамейского письма. Восточные алфавиты Арам. язык, использовавшийся как международный еще в ассир. период, с VI в. до н.э. стал официальным языком ахеменидской Персии и распространился от Египта до Сев.–Зап. Индии . Непосредственно от староарам. алфавита образовались персидско-арам. ( VI в. до н.э. ) и набатейское письмо ( II в. до н.э. ), инд. А.— индо-бактрийский кхароштхи (сер. III в. до н.э. ) и брахми ( III в. до н.э. ). Эти алфавиты стали родоначальниками семейств письменностей.

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

(IV-VI вв.). В сер. I тыс. до Р. Х. буддизм еще не утратил своих позиций в Южноазиатском регионе, однако определяющее значение для всех сфер жизни общества приобретает индуизм. В начале эпохи поздней древности был записан священный для всех индуистов эпос «Махабхарата» , оформились пураны . Появилось индуистское храмовое зодчество. Памятники этого времени, как литературные (напр., творчество Калидасы), так и изобразительные (напр., живопись Аджанты), рассматриваются как величайшие сокровища мировой культуры. В эпоху поздней древности сформировалась 2-я общеинд. держава. В сер. I тыс. на политической карте Сев. Индии Магадха вновь стала центром. Ее территория в это время управлялась династией Гуптов (IV-VI вв.). «Золотой век» державы Гуптов пришелся на время правления Чандрагупты II (кон. IV - нач. V в.), под контроль Гуптов попали области Декана, Зап. Индия; вероятно, определенное влияние Гупты имели и в районе Гандхары. Хотя под непосредственной властью царя, вероятно, были лишь области долины Ганга, однако именно держава Гуптов может рассматриваться как 1-е относительно централизованное гос-во в инд. истории. В этот период сложилась придворная культура: особого рода драматургия и изысканный поэтический стиль (кавья). К. Д. Никольская После падения гос-ва Гуптов продолжилось формирование средневек. инд. общества (которое большинство историков считают феодальным). Расширилась освоенная инд. цивилизацией территория. Земледелие распространялось в долинах рек и на менее увлажненных и засушливых территориях. Земледельцы вытесняли неарийские племена в гористые районы или подчиняли их себе, превращая в «неприкасаемые» касты. Вслед за земледельцами на новые земли переселились ремесленники, а также брахманы. Получала распространение практика дарения деревень и земель, и шло становление крупной частной собственности на землю. Дарственные грамоты стали выбивать на медных табличках и в камне. Получателю грамоты предоставлялись права, к-рые характеризуют как феодальные,- право «вечного» распоряжения землей, право фискального, адм. и частичного судебного иммунитета, право требовать подчинения со стороны населения и т. п.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Римские монеты оказались универсальным «средством массовой информации и пропаганды», распространявшим зримый образ правителя среди его подданных. Т. о., в числе прочих получал реализацию империй (imperium) - полный объем властных полномочий, доверенных монарху «римским народом». Гос-во контролировало как создание и распространение офиц. «образцов» (imagines), так и деятельность резчиков штемпелей, трудившихся по этим образцам. Несанкционированное изменение имп. изображения считалось преступным «оскорблением величества». Образ императора в рим. Н. I в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. выстраивался по единой модели: на аверсе профильный бюст в лавровом венке и тоге (реже, на монетах особых выпусков,- в воинском облачении; на дупондиях и антонинианах - в лучевой короне), с перечислением в легенде принятых императором гражданских магистратур и почетных именований; на реверсе могли изображаться сцены глорификации или обожествления правителя-триумфатора. Эпоха домината и христианизация империи в IV в. существенно переформатировали - милитаризировали и сакрализовали - нумизматический «образ власти». Императора, имя к-рого на лицевой стороне отныне предваряла аббревиатура D[ominus] N[oster] (лат. «наш Господин»), стали изображать в доспехах, а когда в сер. IV в. на солидах появился новый тип бюста - в 3/4-ном развороте, почти анфас (сохр. до сер. VI в.),- то с копьем и со щитом в руках. Этот вариант портрета стал связующим звеном между классическим римским профилем, окончательно исчезнувшим с монет лишь к VIII в., и нормативным для буд. Византии прямоличным изображением (с VI в.). На рубеже III и IV вв. при резком сокращении числа божеств и персонификаций на монетах связь правителя с ними приобретает личностный характер. Устойчивой становится легенда с обращением к гениям тетрархов на оборотной стороне бронзовых фоллисов; портрет императора на аверсе «отражается» в чертах лика сопутствующего ему «двойника» - гения или бога (монеты императоров Постума, Проба). Небесным близнецом Константина I показан Sol Invictus, адептом которого император стал накануне своего обращения ко Христу (солид 315/6 г., Тицинум).

http://pravenc.ru/text/2577987.html

К средней фазе доклассического периода (1200-400 гг. до Р. Х.) относят формирование и развитие на юж. побережье Мексиканского зал. т. н. культуры ольмеков, за к-рой в научной лит-ре закрепилось устойчивое определение «материнская культура» (первые исследователи в сер. XX в. полагали, что именно ольмеки создали основу для всех последующих культур Мезоамерики). Ольмеки известны по археологическим находкам мегалитических каменных изваяний: гигантских каменных голов, алтарей и скульптур. Они начали строить первые в Америке земляные насыпи (маунды) ритуального назначения. Среди ряда археологических памятников ольмеков выделяют Сан-Лоренсо и Ла-Венту, к-рые являлись наиболее крупными политико-ритуальными центрами ольмеков в период между 1200 и 400 гг. до Р. Х. Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице. VI–XI вв. Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице. VI–XI вв. В VIII в. до Р. Х.- IX в. по Р. Х. в Южной М. доминировала высокоразвитая культура сапотеков. К сер. I тыс. до Р. Х. у сапотеков возникли межобщинные политические объединения, на основе которых ок. V в. до Р. Х. появилось 1-е гос-во в Мезоамерике с религиозным и политическим центром в г. Монте-Альбан, построенном на экономически невыгодном, но важном с религиозной и оборонной точки зрения месте. Возникновение Монте-Альбана положило начало «городской революции» в Мезоамерике, в результате к-рой с рубежа эр основой развития цивилизации стали крупные городские центры. Сапотеки впервые в Мезоамерике стали использовать иероглифическое письмо, к-рое остается недешифрованным. Сфера применения письма была достаточно широка - от кратких подписей к изображаемым на рельефах персонажам до весьма пространных текстов с записями имен, топонимов и календарных дат на каменных монументах. Сапотеки разработали календарную систему, впосл. заимствованную многими культурами и использовавшуюся вплоть до испан. завоевания. В классическую эпоху (III-IX вв. по Р. Х.) мезоамериканская цивилизация достигла наивысшего подъема, с которым связаны расцвет культуры индейцев майя и становление самого могущественного государства в регионе - Теотиуаканской державы.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Вскоре после принятия аксумскими царями христианства в сер. IV в. в А. возводится Аксумский собор Богоматери Сионской. В сер. VII в. (по др. данным, в IX в.) А. был заброшен и перестал существовать как город, сохранив лишь значение культового центра, вся жизнь сосредоточилась вокруг этого собора. Неоднократно А. подвергался разграблению и разрушению (наиболее серьезно он пострадал в X в. от царицы Гудит и в 1533 от Ахмада Ибрахима аль-Гази ), но всякий раз возрождался. После династического переворота 1260 г. А. время от времени служил местом коронации эфиоп. императоров. Церемония совершалась в соборе Богоматери Сионской. Последним здесь короновался 21 янв. 1872 г. под именем Йоханнэса IV объединитель Эфиопии, выходец из обл. Тыграй Бэзбэз-Каса, стремившийся вернуть А. его былое величие. Однако после его гибели и воцарения правителя Шоа Менелика II в 1889 г. с надеждой на возрождение А. пришлось расстаться. В наст. время это небольшой эфиоп. городок, центр округа, ставший пограничным с 1991 г. после отделения Эритреи . Ист.: Claudii Ptolemaei Geographia. IV 8, 25 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 148); Cosmas Indicopleustes.Topographia christiana. II 48. 7–8; 51. 4; 54. 4; 55, ill.; 56. 4; 64. 13; III 66. 1; VI 1. 11; 6. 8; 10 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 191–193, 196–197); Liber Axumae/Ed. K. Conti Rossini//CSCO. Ser. 2. T. 8. 54 (Textus); 58 (Versio). P., 1909; 1910. (Scr. aethiop. 24; 27); Periplus maris Erythraei. § 4–5 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 100–101, 104); Procopius. De bello persico. I 19. 17; 22; 27 (рус. пер.: Прокопий. Война с персами. С. 62–63); Photius. Ex historia Nonnosi excerpta/Ed. I. Bekker, B. G. Niebuhr//CSHB. Bonnae, 1829. Pars 1. P. 478–482. Лит.: Littmann E., Lüpke Th. von. Reisebericht der Expedition: Topographie und Geschichte Aksums//Deutsche Aksum-Expedition. B., 1913. Bd. 1; idem. Sabäische, Griechische und Altabessinische Inschriften//Ibid. Bd. 4; Monneret de Villard U. Aksum: Richerche di topografia generale. R., 1938; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV–VI вв. М.; Л., 1951. С. 130–131, 150–152, 165, 168, 262, 268–270; Ethiopia: Statistical Abstracts, 1986. Addis Ababa, 1986. P. 33; Munro;Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinburgh, 1991. P. 9–29, 33–38, 104–143, 258–269; Neguissie C. Aksum and Matara: A Stratigraphic Comparison of Two Aksumite Towns//New Trends in Ethiopian Studies: Ethiopia, 94: Papers of the 12th Intern. Conf. of Ethiopian Stud. Michigan State Univ., 5–10 Sept. 1994/Ed. H. G. Marcus, G. Hudson. Lawrenceville, 1994. Vol. 1. P. 45–83; Phillipson D. W.The 1993 Excavations at Aksum//Ibid. P. 84–96; Francaviglia V. M. Rise and Fall of Obelisks at Aksum//Ibid. P. 26–35.

http://pravenc.ru/text/540784.html

Язык П.- поздний древнееврейский (см. в ст. Еврейский язык ), близкий к языку поздних библейских и небиблейских текстов: Книг Ездры, Неемии, Есфири, Даниила, кумранских свитков и самаритянского Пятикнижия. Он существенно отличается от классического древнееврейского (языка прозаических текстов Пятикнижия, Книг Иисуса Навина, Судей и 1-4-й Книг Царств). П. отличается еще и особенным стилем ( Japhet. 1968). Лингвистические исследования позволяют определить верхнюю границу времени написания П.- не ранее начала послепленного периода (кон. VI в. до Р. Х.), но более вероятно - в течение этого периода ( Idem. 1993. P. 25). По мнению мн. исследователей, в П. не обнаружено признаков эллинистического влияния ни в языке, ни в богословии. Принимая во внимание сильное влияние эллинизма в Иудее с III в. до Р. Х. (см. в статьях Израиль древний , Палестина ), можно утверждать, что год завоевания Палестины Александром Великим - 332 г. до Р. Х.- дает нижнюю границу написания П. ( Ackroyd. 1991. P. 7-8; Williamson. 1982. P. 16; Japhet. 1993. P. 25-26). Исходя из генеалогических списков (1 Пар 1-9), а также из того, что изображение храмовых служителей в П. отражает гораздо более совершенную стадию развития культовой организации по сравнению с описанием в Книгах Ездры и Неемии, П. с уверенностью датируют более поздним временем относительно последних Книг ( Japhet. 1993. P. 27): сер. IV в. до Р. Х. ( Levin. 2003. P. 242-243) или еще позднее ( Jarick. 2002. P. 10). О времени написания книг П. свидетельствует также то, какие библейские книги использует их автор. Девтерономическая история отражена здесь в основном в окончательной канонической форме, но в ряде важных для Летописца моментов он пропускает нек-рые описания из Книг Царств, дополняя их или создавая др. контексты. Это наблюдение предполагает определенную хронологическую дистанцию между Летописцем и его девтерономическим предшественником (сер. VI в. до Р. Х.), история к-рого уже не удовлетворяла представлениям, к-рые сложились ко времени Летописца ( Knoppers. 2003. P. 116-117).

http://pravenc.ru/text/2578974.html

Астрид, ж. норвежского кор. Олафа Святого, д. шведского кор. Олафа I Шётконунга VII, 131 Аттила, предводитель гуннов (ум. в 453 г.) 222, 354, 354 «Аугсбургские анналы» (нач. XII в.) 161–162 Афанасий Александрийский , еп., св. (ум. в 373 г.) 103 Бабенберги, династия мгр. Баварской вост, марки и австрийских герц. (X – сер. XIII в.) 331, 338 Балдуин (Бодуэн) I, кор. иерусалимский (1100–1118) 212, 212 Балдуин (Бодуэн) V, гр. фландрский (1035–1067) II, 153 Балдуин, еп. краковский (1103–1106) 177, 207 Бартоломей, канцлер чешского кн. Владислава II (сер. XII в.) 264 Баумгартен Н. A. (Baumgarten N.) 190, 198, 201–202, 231, 255, 264, 309–310, 329, 356, 361 Беатриса, ж. германского имп. Фридриха I Барбароссы (ум. в 1184 г.) II, 249 Беатриса, ж. германского имп. Оттона IV, д. германского кор. Филиппа Швабского (ум. в 1212 г.) II, III Беда Достопочтенный , англо-саксонский хронист (ум. в 735 г.) 215 Бейлис В. М. 28 Беккер И., см. Becker I. Бела I, кор. венгерский (1061–1063) IV–VI, 137, 175, 210, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–358, 361, 365 Бела II Слепец, кор. венгерский (1131–1141) IV, V, 202, 202–203, 236, 240–241, 240–241, 247, 247, 255, 307, 310, 364–365, 364, 367, 367–369, 369 Бела III, кор. венгерский (1173–1196) V, 313, 313, 322, 371, 371 Бела IV, кор. венгерский (1235–1270) V, IXa, 332, 372, 372 Белёвский А., см. Bielowski А. Бенедикт VI, п. римский (972–974) 117, 186, 187 Бенедикт VIII, п. римский (1012–1024) 87, 87 Бенедикт Нурсийский , св., основатель западного монашества (ум. ок. 560 г.) 47, 164, 164, 185, 185 Бенин, прозвище венгерского кор. Белы I 355, 365 Бенне, предок германского имп. Лотаря III 328 Беренгар I, герц, фриульский, кор. итальянский (888–924) I, 328 Беренгар II, мгр. иврейский, кор. итальянский (950–962, ум. в 966 г.) I, 36, 47–48, 47–48, 85, 106, 110 Беренгар, гр. зульцбахский (ум. в 1125 г.) III, IXb Берингер II, аб. м-ря св. Эммерама в Регенсбурге (1170-е гг.) 275 Бернард Клервоский, св., аб. м-ря в Клерво, основатель Ордена цистерцианцев (ум. в 1153 г.) 204, 204–205, 207, 207, 263, 279, 281

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало раннего железного века (с VIII-VII вв. до Р. Х.) представлено памятниками культур сако-массагетского круга: савроматской, сарматских, саргатской. Исследовался ряд некрополей, где найдены богатейшие комплексы, в т. ч. с сохранившимися органическими материалами (Бесшатыр, Иссык, Тагискен, Уйгарак, Чиликты, Берель, Байкара и др.). Уникальный культовый памятник изучался в Байте. Памятники, связанные с городищами, известны в Приаралье (Чирик-Рабат) и в Приишимье (Актау). Могильники, где присутствуют курганы с отходящими от них каменными насыпями («усами»), относят к тасмолинской культуре, однако материалы, полученные в Зауралье, позволяют считать, что по крайней мере часть из них датируется эпохой Великого переселения народов. В низовьях Сырдарьи сложилась джетыасарская культура; памятники кон. I тыс. до Р. Х.- сер. I тыс. по Р. Х. в среднем течении Сырдарьи и на юге совр. К. принадлежат к отрарско-каратауской и куаунчинской культурам. Эти земли входили в государство Кангюй; ряд памятников Семиречья связывают с усунями. Памятники на территории Зап. К. (до нач. IV в.) относят к сарматским археологическим культурам (наиболее богаты могильники Лебедевка и Кырык-Оба), в междуречье Тобола и Ишима - к саргатской культуре. На развитие культур этой и последующих эпох важное влияние оказало то, что по территории К. проходило неск. ответвлений Великого шелкового пути. IV - сер. XV в. Вероятно, часть культур раннего железного века прекратила существование во время нашествия гуннов, но многие культуры продолжали развиваться. Ряд земель находился под контролем объединения эфталитов (белых гуннов). Во 2-й пол. VI в. эти и др. территории совр. К. вошли в Первый (позднее в Западный) Тюркский каганат, затем часть из них контролировали иные тюркоязычные объединения: тюргешей, вост. тюрков, карлуков, огузов, кимаков и др. Одна из ярких находок - комплекс VI в. у оз. Щучье (Боровое), в к-ром были найдены богато украшенные детали кинжала. Среди памятников есть прямоугольные каменные оградки и выкладки, зачастую покрытые земляной или каменной насыпью (в ряде районов с ними связаны каменные бабы и балбалы), и др. типы курганов, в т. ч. с «усами» (тип Солончанка). Выделяются комплексы памятников (вероятно, сакральных зон), нередко дополняющие более ранние группы курганов, петроглифов и т. д. (Жайсан, Мерке и др.).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Происходят окончательная формализация и упрощение художественного языка, его средства становятся предельно скупыми и лаконичными. Такой стиль представлен в мозаиках, созданных в Риме при папе Льве III (795-816), из которых сохранились только те, что украшают апсидную арку базилики Санти-Нерео-э-Акиллео, при папе Пасхалии I (817-824): в базиликах Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Санта-Мария-ин-Домника, Санта-Прасседе и примыкающей к ней капелле Сан-Дзено - и при папе Григории IV (827-844) в Сан-Марко в Риме. Этот стиль отличают уплощенность, бесплотность и жесткость фигур, преобладание графических средств над живописными, минимальное количество деталей и оттенков, однотипность и повторяемость образов. Мозаика триумфальной арки ц. Санти-Нерео-е-Акиллео в Риме. 795–816 гг. Мозаика триумфальной арки ц. Санти-Нерео-е-Акиллео в Риме. 795–816 гг. Намеченные в неск. чертах, они при этом обладают яркой художественной выразительностью. Рождение этого стиля было результатом как развития итал. живописи примерно с сер. VI в., так и уменьшения контактов с Византией - источником классических художественных влияний и, напротив, с сер. VIII в. усилением связей с др. гос-вами Зап. Европы. Каролингский ренессанс почти не оказал влияния на рим. живопись, но повлиял лишь на политику, хозяйственную жизнь и архитектуру. Единственными его отголосками можно считать использование в мозаиках нек-рых иконографических схем V-VI вв. Композиция с ангелами, несущими медальон с образом Иисуса Христа, в своде капеллы Сан-Дзено восходит к мозаикам капеллы Сан-Джованни-Эванджелиста при Латеранской базилике, сцена «Богоматерь с Младенцем и ангелом» в Санти-Нерео-э-Акиллео и изображение Римского папы Пасхалия, поклоняющегося Богоматери, в Санта-Мария-ин-Домника,- вероятно, к иконе из Санта-Мария-ин Трастевере. Наиболее распространенной темой в мозаиках IX в. (см. апсиды базилик Санта-Прасседе, Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Сан-Марко) стало Второе пришествие Христа; самым ранним дошедшим до нас прототипом этой композиции является мозаика апсиды ц.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010