Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОТЫ [готоны, гутоны; лат. Gothi, Gotones; греч. Γτθοi], восточногерм. племена, по языку родственные сев. германцам; в V в. создали неск. гос-в на бывш. территории Зап. Римской империи, в к-рых офиц. вероисповеданием было христианство арианского толка. Происхождение и миграция Г. на юг Согласно традиц. версии происхождения Г., к-рую сообщает гот. историк Иордан (VI в.), их прародина находилась в Скандинавии, легендарной Скандзе Iord. Get. 9).Дискутируется гипотеза и о континентальном северогерм. происхождении Г. На рубеже I в. до Р. Х. и I в. по Р. Х. они во главе с конунгом Беригом переселились в устье Вистулы (совр. Висла), дав этой местности название Готискандза (Ibid. 25–26). Выйдя из Скандинавии, Г. рассеялись мелкими группами по юж. побережью Балтийского м. Вытеснив германцев-ульмеругов и подчинив вандалов, они расселились в землях к западу от нижней Вистулы, уступив вост. области родственным племенам гепидов (Ibid. 26). На нижней Вистуле они встретились со слав. населением — венедами (Ibid. 34). Следы пребывания Г. на нижней Вистуле представлены вельбарской археологической культурой. В период 1-й волны миграции (сер. II в.) Г. продвинулись на юго-восток вдоль Вислы и Зап. Буга и появились на Волыни и в Подолье, что отражено в предании о гот. переселении в Скифию. 2-я волна в том же направлении датируется сер. III в. Двигаясь на юг, они присоединяли к себе мн. негерм. племена, постоянно пополняя миграционный поток. Вместе с Г. на юг перемещалось смешанное население, значительную часть к-рого составляли славяне и представители западно-балт. племен. Возглавляемые Г. переселенцы в кон. II в. разделились на 2 части: основная масса заселила Волынь и Подолье, остальные в нач. III в. достигли сев. границ Римской империи. История Ашбернема. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6) История Ашбернема. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6)

http://pravenc.ru/text/531505.html

серы, Серская страна или земля (=Серика) – 8. XV, 1, 34; 37. 11. VI, 54–55; 88; XII, 17; 38; 84; XIV, 22; XXXIV, 145. 16. 19. VI, 26, 6–9. 23. I, 11, 3; 6; 17, 4; VI, 15, 1; 16, 1–8; VII, 2, 1 (bis); 3, 1; 5, 2 (bis); VIII, 24, 1; 5; 27, 2. 38. XIV, 3, 3. 44. I, 1; 2 (греч. Σρες, лат. Seres – серы; Σηρι, τν Σηρν χρα – страна, земля серов); см. также Серия, Сер, Сера, Серинда, серские (ткани и т. д.) – обычно считалось (многими и сейчас считается), что это китайцы, Китай. Название производят от китайского названия шелка si, ss (др. -кит. sir, приводится и форма sig), sil, откуда античное название «серские ткани» и др. (см.) и обозначение народа производящего их (серы). Павсаний 19), впервые сообщающий о шелковичном черве, говорит, что эллины называют его сер, а сами серы – как-то иначе (относительно названия Павсаний ошибается). Античные авторы сообщают и о синах (см.). Поэтому обычно считают, что страна серов – это северная часть Китая, о которой греки (и римляне) узнали со стороны материка (т. е. по Великому шелковому пути), начиная с Восточного Туркестана (нын. район Синьцзян на северо-западе нынешнего Китая), а страна синов – южная часть Китая, о которой греки и римляне позднее узнали по морскому пути с юго-востока, со стороны Индии, начиная приблизительно с центральной части нынешнего Вьетнама к северу (эта часть Вьетнама была захвачена Китаем с I в. н. э.). По другим мнениям, страна синов – это собственно Китай, а страна серов – Монголия и Маньчжурия (северо-восточные части нынешнего Китая). Некоторые также предполагают, что серами могли называть и другие народы, связанные с торговлей шелком (т. е. по Великому шелковому пути). В самое последнее время даже с уверенностью утверждается, что серы – не китайцы (см. ниже). О времени знакомства античного мира с серами так же существуют разные мнения. Обычно достоверные сообщения о серах и серских тканях относят к концу I в. до н. э. (упоминания у римских поэтов времени Августа), при этом ссылки в античной литературе на более ранних авторов (Ктесия, Гекатея из Милета, Неарха) считают не подлинными. Страбон 8. XV, 1, 20), передавая сообщения Неарха об Индии, говорит: «такого рода и серские ткани (...)» – здесь явно подразумеваются и серы (как их производители). Неарх (см.) был в Индии с Александром Македонским до 325 г. до н. э. Однако некоторые считают, что «серские ткани» здесь – добавление самого Страбона. Тот же Cmpaбoh(XI, 11, 1)передает сообщение Аполлодора из Артемиты (II в. до н. э.) о том, что греко-бактрийские цари распространили свое царство также до серов и фринов, – это сообщение тоже считают сомнительным. Все же, по всей видимости, знакомство с серами следует относить, по крайней мере, ко времени Неарха (т. е. Александра Македонского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1979). Возможно, в комплекс святилища входила и большая пещера, расположенная в 10 м южнее. Среди культовых находок в пещере - сосуды, кадильницы, фигурки богини-матери, фигурки «солнечных коней» (свидетельство ассирийского влияния). Однако ненадежность датировки комплекса (Кеньон датировала его сер. VIII в.) позволяет предположить, что он мог возникнуть и столетием ранее, при реформе царя Езекии. Четыре алтаря (без рогов), найденные в городе царя Давида и интерпретируемые как домашние культовые подставки для каждения, надежно датируются нач. VI в. и свидетельствуют о возвращении части израильтян к языческой культовой практике вскоре после гибели И. ( Barkay. 1992. P. 362). Тем не менее археологический материал дает достаточно свидетельств позитивных результатов реформ И. В найденной в Лахише военной переписке (т. н. лахишских письмах), надежно датируемой 589/588 г. до Р. Х., часто встречается призывание имени Божия  : «Может Яхве…» (использовано в качестве вводной формулы; остраконы II-VI, VIII-IX). 14 раз употребляются теофорные имена, оканчивающиеся на   или начинающиеся с  , но нет элементов имен языческих богов (ANET. P. 321-322). Совр. археологические исследования на горе Гевал дали материал, к-рый может быть использован в дискуссии о датировке кн. Второзаконие, происхождение к-рой в библейской критике связывалось с реформой И. (подробнее см. в ст. Второзаконие ). В 1982-1987 гг. под рук. А. Зерталя на горе Гевал был исследован жертвенник, датируемый не позднее сер. XIII в. до Р. Х., т. е. началом железного века ( Zertal. 1986/1987). Повеление поставить жертвенник на горе Гевал встречается именно во Второзаконии (27. 1-9), а в Книге Иисуса Навина, традиционно относимой к девтерономической (отражающей основные идеи богословия кн. Второзаконие) традиции, сказано об исполнении повеления (Нав 8. 30-33). Несмотря на отсутствие аналогичных построек этого времени (высказывалось предложение отождествить его с «башней Сихемской» - Суд 9. 49; Kempinski. 1986; Finkelstein.

http://pravenc.ru/text/673725.html

неоднократно подвергавшийся нападениям рус. дружин, приходивших по Волге и Каспию), в прикаспийских областях - гос-во Ширваншахов (нач. IX - сер. XVI в.), Дербент (Хашимиды) и ряд мелких владений. Наряду с этим к югу от Куры сохранялось неск. христ. арм. княжеств (Парисос, Хачен и др.), а на северо-западе оформилось христ. княжество Эрети , связанное с Картли. После разгрома в Вост. Закавказье восстания хуррамитов (816-837) правитель Эрети Сахл, сын Смбата (представитель одной из арм. династий), сдал арабам вождя восставших Бабека, за что халиф признал его правителем А. К. («батрик ар-Рани»). Позднее его потомок Амам принял титул «царя Албании» (893), претендуя на власть над землями по обоим берегам Куры. План храмового комплекса городища Судагылан близ Мингечаура (Азербайджан). VI - VIII вв. План храмового комплекса городища Судагылан близ Мингечаура (Азербайджан). VI - VIII вв. В Х в. Динар , дочь преемника Амама, «патрикия» и «царя албанов (ранов)» Адарнасе обратила Эрети в Православие. В результате этого народ Эрети, с древних времен в культурном и этническом отношении тесно связанный с Вост. Грузией, вошел в лоно Грузинской Церкви. К кон. Х в. Кахетинское княжество начало наступление на земли Эрети, завершившееся в 1010 образованием объединенного «царства кахов и ранов» (Кахети-Эрети). Правители расположенного в Правобережье Куры Хаченского княжества, придерживавшиеся монофизитства и в Х - сер. XI в. также носившие титул «царей Алуанка», находились в вассальной зависимости от арм. царства Анийских Багратидов и в своем стремлении к самостоятельности противопоставляли им себя как наследников древних албан. царей. В Х в. было создано историческое соч. «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци), в к-ром жители Правобережья Куры представлены в качестве особого народа алван (агван, албанов), имеющего издревле собственные светские и церковные традиции. Это было сделано с целью подтвердить права феодалов и духовных владык независимо властвовать в своей стране.

http://pravenc.ru/text/64030.html

   Herod. V, 58. «He без труда» (μολις) — намек на постепенное складывание греческого алфавита из финикийского, о чем также говорится у Геродота.    Вопрос о γηματα λυγρα — Hom. Il. VI, 168.    Это место послужило основанием Фридриху Вольфу для гипотезы о принадлежности различных песен «Илиады» и «Одиссеи» различным рапсодам (Prolegomena ad Homerum, 1795), что придало иное звучание «гомеровскому вопросу» в новое время.    Кадм Милетский, автор Αττικαι Ιστοριαι в 16-ти книгах. См. RE X (7) 1476 (F.Jacoby).    Акусилай Аргосский причислялся некоторыми к семи мудрецам. Автор «Генеалогий» («Родословий»). См. Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1989, с. 90—91. Упоминается также в Antiquit. I.3, 9. См. RE I (3) 1222—1223 (Schwartz).    Т. е. о небесных телах.    Ферекида с острова Сирос (ок. 600 г. до н.э.) также включали в число семи мудрецов. См. Фрагменты... М., 1989, с. 84—89. Согласно биографической традиции, учитель Пифагора. Суда содержит указание на то, что «он сам себя выучил, приобретя тайные книги финикийцев». См. RE XIX (2-я сер.) (3) 2409—2429 (Richard Laqueur).    Пифагор с острова Самос (ок. 540—500), по всей видимости, совершал путешествия в Египет и Вавилон. Ничего достоверного не известно о его сочинениях. См. Фрагменты... с. 138—149.    Фалес Милетский (624—546) научился геометрии у египтян. См. Фрагменты... с. 100—115. Вообще, возведение греческой мудрости к египетской (реже вавилонской или финикийской) было топосом и обыкновенно способствовало к возвеличиванию первой.    Гелланик из Митилены — логограф V в., современник Геродота, автор многочисленных сочинений, от которых сохранились только фрагменты. См. RE VIII (7) 104—153 (F. Jacoby).    Имеется в виду «Теогония» Гесиода (ок. 700 г.) Примерно о том же, что и Гесиод, писал Акусилай в «Генеалогиях», но прозой.    Эфор из Эолийских Ким жил в IV в., автор всеобщей истории, доведенной им до 340 г., которая послужила главным источником для Диодора Сицилийского См. RE V (1) 1—16 (Schwartz).    Тимей (ок. 352—256) написал историю своей родной Сицилии. Критиковался за это сочинение Полибием. См. RE VI (2-я сер.) (3) 1076—1203 (Richard Laqueur).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

Раннесредневек. Сев. и Центр. Европа, почти не имевшая «городского прошлого», не знала и устойчивой традиции устроения Н. Однако и здесь на языческом кладбище сначала появляются могилы христиан, иногда сгруппированные при небольшой церкви (?), а затем старый Н. оставляют ради нового в центре поселения при церкви (приходской, епископской и др.). Случаи оставления старого Н. и возникновения вместо него кладбища при церкви в центре поселения отмечаются, напр., во Франкии (самый ранний пример - ц. Сен-Мартен-де-Мандевиль в Мандевиль-ан-Бессен, деп. Кальвадос, Сев. Нормандия, где перенос кладбища с окраины села к стоящей в центре прихода церкви состоялся между 650 и 700, но первые погребения, совершённые в самой церкви, восходят к VI в.); на территориях союзов герм. племен (напр., в Бюлахе, кантон Цюрих (большое, ок. 320 погребений), внешнее кладбище сер. VI в. уже к нач. VIII в. было оставлено и перенесено в центр поселения, к построенной в сер. VII в. над погребением знатной христианки церкви, ныне ц. св. Лаврентия); в Британии (в VIII в. небольшие кладбища за окраиной Бриксуэрта (графство Нортгемптоншир) были оставлены в то время, когда погребения начали совершать у церкви в середине поселка, см. об этом статьи и книги Б. К. Янга, К. Сапена, Ж. К. Пикара, Г. П. Феринга, Дж. Кифера-Олсена). К VIII в. архитектурно неоформленные кладбища исчезают, их сменяют церковные дворы. Иногда церковные кладбища возникали за пределами поселений, на месте языческих захоронений. Так, переносу кладбищ обычно предшествовал процесс структурирования внутренней топографии Н.- на нем выделяли погребения знатных людей, принявших христианство. Эти участки были территориально отделены от окружавшего языческого Н. (курганного или в виде погребений с могилами, расположенными параллельными рядами), и т. о. нередко возникал «дочерний» Н. недалеко от первоначального, к-рый иногда разрастался. Строительство при таких кладбищах церкви приводило к появлению церковных кладбищ и за пределами поселений аналогично античным Н. extra muros.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Неск. языческих храмов было расположено и в самих поселениях М. г., таких как Барад (Капроварада), Бурдж-Хайдар (Капрокера), Дахис, Рас-эль-Хисн и др. На возвышенностях и отчасти также поблизости от храмов и др. сакральных мест в рим. эпоху возникли кладбища, на к-рых завещали себя похоронить мн. представители знатных и богатых семей Сирии. Были распространены мавзолеи, выстроенные из камня или высеченные в скалах. Мавзолеи, как правило, были квадратными или прямоугольными в плане, украшались декоративными колонками наподобие классических греко-рим. храмов; часто были увенчаны высокими обелисками пирамидальной формы. В архитектурном декоре они содержали также элементы стиля, близкого к памятникам Пальмиры. Лучше других в М. г. сохранились мавзолеи у селений Фиркая и Мегара (оба в горах Эз-Завия). Отдельные мавзолеи есть в Эд-Дане, Бшандлае, Катуре, Дайр-Бурайдже, Кауканае и др. селениях. Калъат-Симъан. План и реконструкция христ. комплекса Калъат-Симъан. План и реконструкция христ. комплекса Период с сер. III по 30-е гг. IV в. археологи описывают как время сравнительной стагнации в М. г., когда новых построек появлялось мало. В сер. IV - кон. VI в. последовал небывалый расцвет: число поселений этого периода измеряется сотнями; в каждом из них в среднем несколько десятков частных домов. По оценке французских археологов на основе подсчета сохранившихся домов, в горных массивах Бариша и Эль-Ала в это время могли проживать соответственно ок. 21 тыс. и 8,5 тыс. чел., что составляет плотность населения 100 и 53 чел. на кв. км. Увеличение числа домов и количества населения отмечается до 50-х гг. VI в. В этот период земли М. г. интенсивно использовали для разведения оливковых садов. Возле всех деревень, вилл или мон-рей сохранились остатки маслодавилен (в сел. Бахью их найдено 37). Оливковое масло производилось в больших объемах на экспорт. Скорее всего оно поступало на рынки Антиохии и Лаодикии и оттуда вывозилось в регионы Средиземноморья, однако прямых указаний на наличие именно таких путей экспорта археологами не найдено.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

С первых веков по Р. Х. буддизм, видимо, занимал ведущее место в религ. верованиях бактрийцев. Раскопки буддийских святилищ и мон-рей в Кара-тепе и Фаяз-тепе в Ст. Термезе дали образцы скульптуры и живописи, принадлежащие этому периоду. К VI-VII вв. по Р. Х. относится скульптура из Аджина-Тепе (в Юж. Таджикистане), включая гигантскую статую лежащего Будды. Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв. Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв. Древнейшее сообщение о распространении в Б. христианства содержится в соч. «Книга законов стран», написанном Бардесаном Эдесским или его учеником Филиппом в нач. III в. по Р. Х. На территории Бадхыза (между Гератом и Мерверудом, в р-не совр. границы между Афганистаном и Туркменией), как рассказывает «Хроника Сеерта», в кон. V в. персид. шах Кавад бежал к «тюркам», и именно христиане помогли ему в пути. В сер. VI в. христиане, депортированные персами из нек-рых сир. городов, были переданы гуннам-эфталитам и поселены здесь же. Они распространили христ. вероучение среди гуннов. К ним неск. раз прибывали епископы из Армении, однако местные христиане просили епископа у несторианского патр. Мар Абы (в 549), к-рый, как говорится в его жизнеописании, был этим очень обрадован. Косма Индикоплов , сообщая в «Христианской топографии» о гуннах-христианах (III 65), видимо, имеет в виду это событие. Интересное свидетельство о христианстве в Б. дают и материалы из Китая. Памятная стела, установленная в честь начала христ. миссии в Китае и датируемая 781 г., упоминает «Милиса, священника из Балха, города в Тохаристане». К числу археологических свидетельств относится небольшой скальный мон-рь VI-VII вв., расположенный на юге Таджикистана (возле с. Айвадж). В одной из келий потолок выполнен в виде купола, в центре к-рого сохранилось изображение типичного несторианского креста. На территории Термеза было раскопано здание (X-XII вв.), к-рое, возможно, принадлежало христ. общине, т. к. живописный декор его содержит большое изображение креста.

http://pravenc.ru/text/77402.html

до Р. Х. греч. колонизация коснулась и районов расселения фракийских племен. На территории буд. Болгарского гос-ва были основаны греч. колонии Аполлония (совр. Созопол), Анхиал (совр. Поморие), Месемврия (совр. Несебыр), Одесс (совр. Варна), Дионисополь (совр. Балчик). Одними из наиболее ярких свидетельств эллинизации фракийской знати являются великолепные росписи т. н. Казанлыкской гробницы (III в. до Р. Х.) и найденный в окрестностях Панагюриште клад золотых предметов, ориентированных на лучшие греч. и переднеазиатские образцы, но сохранившие особенности местной культуры. Со своей стороны, и фракийцы оказали влияние на греч. культуру. К сер. I тыс. до Р. Х. относится становление фракийских гос-в, сильнейшим из к-рых стало Одрисское царство, сложившееся в VI-V вв. до Р. Х. В 342-339 гг. Одрисское царство было завоевано македон. царем Филиппом II. После смерти его сына Александра Великого (323) и распада его огромной державы на территории Фракии развернулась борьба диадохов; в 212-211 гг. до Р. Х. одрисы изгнали македон. гарнизоны. К сер. II в. до Р. Х. Македонию и земли Юж. Фракии завоевали римляне. Фракийцы принимали участие в антирим. восстании македонцев (149 г. до Р. Х.) и в войнах против Рима понтийского царя Митридата VI Евпатора (132-63 гг. до Р. Х.). В 27 г. до Р. Х. к Римскому гос-ву была присоединена территория Мёзии (населенная фракийскими племенами область между Н. Дунаем и Балканскими горами), а в 46 г. по Р. Х.- горная Фракия. На этих территориях были образованы рим. провинции. В 86 г. Мёзия (Мисия) была разделена на Верхнюю (зап.) и Нижнюю (вост.). Провинция Фракия включала горную область между Эгейским, Мраморным и Чёрным морями. Территории новых провинций были вовлечены в хозяйственную структуру Римской империи; строились новые дороги; во Фракии производилась треть всего рим. вооружения. Романизация местного населения особенно быстрыми темпами происходила в Мёзии, к-рая являлась пограничной провинцией; здесь были во множестве расквартированы рим. легионы; велась активная колонизация земель ветеранами рим.

http://pravenc.ru/text/149669.html

66 Например, все Рерихи были агни-йогами, из приведенного стиха нетрудно заключить, что они считали себя «Богочеловеками». 68 См.: Вишал Мангалвади. Сатья Саи Баба. С-079. Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org 69 Имеется в виду книга «Братство религий». Единые основания религии и нравственности. См.: Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП «Интерграф Сервис». 1994. 70 Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП «Интерграф Сервис». 1994. С.184. 72 Брахма (Брама) – один из трех верховных богов индуизма, бог – творец и отец других богов, прародитель небожителей, демонов и смертных. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.79. 73 Юга – понятие, которое обозначает самую мелкую единицу исчисления времени, основанную на представлении о божественном, в противоположность человеческому времени. В индуизме 12000 человеческих юг составляют одну божественную югу, 1000 божественных юг составляют кальпу или день Брахмы. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.477. 74 Бхагавадгита. Книга об Бхишме (отдел «Бхагавадгита», кн. VI гл.13–24). Сер. «Философские тексты Махабхараты». 3-изд., доп.,/Введение, пер. с санскр. и коммент. Смирнов Б.Л. СПб., «A-cad», 1994. С.491 75 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.416. 76 Бхагавадгита. Книга об Бхишме (отдел «Бхагавадгита», кн. VI гл.13–24). Сер. «Философские тексты Махабхараты». 3-изд., доп.,/Введение, пер. с санскр. и коммент. Смирнов Б.Л. СПб., «A-cad», 1994. С.417. 82 См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда; Питанов В.Ю. Духовный опыт, как источник истины. 83 См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости; Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда; Питанов В.Ю. Духовный опыт, как источник истины. 85 См.: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. М., Отчий дом. 1997; Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010