Питешти. Церковь Николая Чудотворца. Biserica cu ceas /// Объект утрачен До 1962 года в центре Питешти охранялся старый собор Святителя Николая. Место, известное как Часовая церковь, после часов, установленных на колокольне, на протяжении многих лет было одной из самых богатых церквей города. Однако в последней части своего существования бедное поселение, состоящее всего из 20 прихожан, прибыло и печально закончилось под коммунистическими танками по причинам городской реконструкции. Построенный в 1812 году на пересечении старых улиц Шербан-Водэ с г-жой Белашей, вместо старой церкви XVIII века, которая была разрушена в результате землетрясения 1802 года, бывшая церковь Свт. Николая в центре Питешти пострадала от пожара 1848 года, в котором сгорела часть городских зданий. Однако это был третий раз в резиденции во время правления Александру Иоан Куза. В течение многих лет это место было одной из самых богатых церквей города. «Cafe de France» и «Hala de Bere» (Зал Пива) приносили стабильные доходы Никольской церкви. Два столетия назад церковь обладала внушительным имущественным достоянием: семь земель с земельным участком (очень долгосрочная аренда, в течение которых арендодатель пользовался всеми правами собственности) на улицах Братяну, Ласкар-Катарджиу и Фантани и две другие земли от центра города, позже пройденный мэрией в открытом доступе. Кроме того, он владел четырьмя магазинами в центре Питешти, которые были сданы в аренду торговцам. Это после того, как ранее владели крупной собственностью в деревне Джамена, район Ватэшешти. Благодаря различным пожертвованиям, сделанным прихожанами, дом также включал некоторые важные движимые товары, в том числе часы, подаренные в 1873 году фармацевтом Стефаном Бабичем, которые должны были быть установлены на колокольне и соединенные с церковным колоколом, и паникадило, пожертвованное королём Каролем I со следующей надписью: «Поклоняйся церкви города Питешти с посвящением Святителя и Чудотворца Николая, Карола I Румынии, этот аромат в память о днях 9 мая 1866 года, 10 мая 1878 года и дня 14 декабря 1877 года, дня его возвращения домой после поражения в Болгарии». Кроме того, в здании был целый ряд ценных предметов культа, которые впоследствии поступили в различные музейные коллекции.

http://sobory.ru/article/?object=49729

преподобный Марк Подвижник 3. ДВЕСТИ ГЛАВ О ДУХОВНОМ ЗАКОНЕ 1. Поелику многократно изъявляли вы желание знать, как, по Апостолу, «закон духовен» ( Рим. 7, 14 ) и каков строй ума и какова деятельность у тех, кои стараются соблюдать его, то скажем об этом по силе нашей. 2. Во-первых, Бог, как ведомо нам, есть начало, середина и конец всякого блага. Благо же 42 ни в действие прийти, ни уверовано быть иначе не может, как во Христе Иисусе и в Духе Святом. 3. Всякое благо даровано нам от Господа смотрительно (с особым намерением). Кто так верует, тот не погубит его. 4. Твердая вера есть крепкая башня 43 . Для верующего Христос есть все. 5. Да начальствует над всяким начинанием твоим Начальствующий над всяким благом, чтобы по Богу было начинание твое. 6. Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому. 7. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего и ты увидел пользу молитвы, и чтения, опытно уразумеваемого. 8. Имеющий какое-либо дарование духовное и состраждущий неимущим – сим состраданием хранит свой дар, а кичливый потеряет его, бием будучи помыслами кичения. 9. Уста смиренномудрого говорят истину, и противоречащий ей подобен слуге, ударившему Господа в ланиту. 10. Не будь учеником самохвала, чтоб вместо смиренномудрия не научиться гордости. 11. Не возносись познаниями из Писания (заимствованными), чтоб не впасть умом в дух хулы. 12. Не покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством любопрения, но тем, чем повелевает духовный закон – терпением, молитвою и непоколебимой 44 надеждой. 13. Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал, говоря: «Сыне Давидов, помилуй мя» ( Марк. 10, 48 )! 14. Этот же (такой же) прежде слепой, когда прозрел и увидел Господа, уже не называл Его сыном Давидовым, но исповедал Его Сыном Божьим и поклонился Ему ( Иоан. 9, 35 – 38 ). 15. Не возносись, проливая слезы в молитве твоей, ибо это Христос коснулся очес твоих и ты прозрел умственно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преполовение Преполовение Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в установлениях апостольских правил (37) и собора антиохийского (20) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным Церковью . В V веке Анатолий константинопольский, в VII преподобный Андрей критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX преподобный Феофан исповедник – воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь Церковь восхваляет Господа в Преполовение Пятидесятницы. Праздник этот посвящен воспоминанию учения Иисуса Христа в преполовение ветхозаветного праздника кущей ( Иоан. 7:14–36 ). Последний, восьмой, день этого праздника сопровождался замечательнейшим обрядом. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуйя, то есть шесть псалмов (112–117). От божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Однако ни в Церкви восточной, ни в древней русской этот праздник, надо полагать, не имел никаких особенностей, которые бы выделяли его из ряда других церковных праздников. Праздничные службы этого дня совершались с отличиями, свойственными всем средним праздникам: «В среду Преполовения вечер и утро благовест и звон с реутом, а поют по уставу, на 9 песни благовест в реут же немного. В Преполовениев день на литургии задостойник Чужде матерем, и на отдание той же, а до отдания святейший (патриарх) петь не указал». Так было в Москве до начала XVII века. В самом начале этого века ко дню Преполовения были присвоены воспоминания из русской жизни и приурочены молитвословия, отвечавшие тогдашним потребностям. Начало XVII века было временем тяжелых испытаний для Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Приложение Недели особые Неделя пред воздвижением Еванг. от Иоан. зач. 9-е, гл. III, 13–17. 1. Евангельское чтение в неделю пред Воздвижением, с указанием спасительных плодов страданий и смерти Иисуса Христа Евангельское чтение настоящей недели взято из беседы Господа с Никодимом, тайно приходившим послушать учение Иисуса Христа. В нем Господь говорит, что: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–16 ). В этих словах Господа содержится указание на род смерти, избранной Им для искупления падшего человечества и на спасительные плоды Его страданий. «Боюсь говорить и коснуться языком страшного сказания о страданиях Спасителя. Печаль и слезы сжимают сердце, когда представляю себе, что Владыка терпит от рабов оскорбления и укоризны, бичевание, заплевание и заушение». Так говорит в одном из своих творений преподобный Ефрем Сирин . Подлинно, велики, несказанно велики и безмерно тяжки были страдания, которые претерпел за нас от беззаконных иудеев безгрешный Христос Спаситель. Сама бездушная природа содрогнулась и сострадала пригвожденному на кресте: потряслись основания земли, солнце омрачилось и удержало лучи своей светлости; а святые небожители – ангелы и архангелы – закрыли лица свои крылами, ужаснувшись поругания над Владыкою. Но сколь велики были страдания Иисуса Христа, столь же важны и спасительны заслуги Его для нас, грешных людей. Страданиями Сына Божия Иисуса Христа очистились наши грехи, потребилась клятва, умертвилась вечная смерть, восстановлена и обновлена падшая, расстроенная грехом человеческая природа. Приняв человеческое естество от Пресвятой Девы Марии, сделавшись во всем подобным нам, кроме греха, человеком, единородный Сын Божий стал новым родоначальником людей. Как грех Адама вследствие естественного происхождения от него всех людей внес во весь человеческий род растление и вечную смерть, так и святейшая праведность Иисуса Христа, второго Адама, сообщила людям оправдание и вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – ПРАЗДНИК БОЖЕСТВЕННОГО СМИРЕНИЯ. «Се, иду… еже сотворити волю Твою, Боже!»  – так изрек в Предвечном Совете Божием Единородный Сын Божий, Слово Божие, Бог-Еммануил (Псалом 39, 7–9; Евр. 10, 5–9 ). Ибо «не терпел» Вседержитель-Господь, «милосердия ради милости Своея, зрети от диавола мучима рода человеча», а потому, как благодарно взывает Ему Церковь , «пришел еси, и спасл еси нас» (Молитва на Великое Освящение воды). И вот совершилась  «велия благочестия тайна – Бог явися во плоти»   ( 1Тимоф. 3, 16 ). «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины»  ( Иоан. 1, 14 ). Как же, при каких обстоятельствах, произошло это великое и дивное событие? Не в роскошных царских чертогах, не в пышности, богатстве и знатности явился на земле Вочеловечившийся Сын Божий, а в убогом вертепе и, вместо детской колыбели, положен был в яслях. Всю жизнь Свою на земле Он провел,  «не имя, где главы подклонити»   ( Матф. 8, 20 ). И преследуемый постоянной злобой книжников и фарисеев, Он, оставленный даже Своими ближайшими учениками, был предан позорной смерти, будучи пригвожден ко кресту. Он «Себе умалил«, как учит св. Апостол:  «зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя»  ( Филип. 2, 7–8 ). Уже самое вочеловечение и пришествие в мир Воплотившегося Сына Божия, как мы видим, было запечатлено глубочайшим  смирением,  какое только можно себе представить. Ибо  «Что хуждше вертепа? Что же смиреншее пелен?.. в нихже просия Божества Твоего богатство»..,  как умиленно поет св. Церковь в день Рождества Христова (Vnakou по 3-й песни канона). Вот почему великий подвижник первых веков христианства преп. Исаак Сирианин характеризуя смирение, как высочайшую христианскую добродетель, так выразительно и образно о ней говорит: «Смиренномудрие есть риза Божества, в которую облеклось Вочеловечившееся Слово и чрез него беседовало с нами»  (Слово 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Память святого Апостола Иакова Зеведеева Память 30 апреля Святой Иаков, сын Зеведеев и брат святого Евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати Апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Позванный Иисусом Христом, Иаков, вместе со своим братом, оставил корабль, отца и рыболовные сети и пошел за Христом ( Мф.4:21–22 ), следуя за Ним всюду, внимая речам Его и видя чудеса, совершаемые Им. И Господь так возлюбил обоих братьев, что одному позволил возлежать на персях Своих ( Иоан.13:23 ), а другому (Иакову) обещал дать пить чашу, которую Сам должен был испить ( Мф.20:22–23 ). И сами Апостолы так сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их ( Лук.9:54 ); и они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил им. Этим двум Апостолам, Иакову Зеведееву и Иоанну, а также Апостолу Петру Господь преимущественно пред всеми другими Апостолами открывал Свои Божественные свойства и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе, когда Господь, пожелав показать славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна (Мф.17и след.) После вольного страдания, воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании Святого Духа, святой Апостол Иаков прошел Испанию и другие страны с проповедью слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь грозен для иудеев, как гром ( Мк. 3:17 ) ибо мужественно и дерзновенно проповедовал Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. Иаков побеждал в спорах фарисеев 2836 и книжников 2837 , обличая и укоряя их за жестокосердие и неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв, будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по имени Филита, сказав: – Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Слово в неделю Пасхи святые И будет вам день сей в память, и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша ( Исх. 12:14 ). Если так предписано было о ветхозаветной пасхе, которая была только сению новозаветной; если иудеи должны были каждогодно воспоминать и праздновать день своего исхода из Египта, – освобождение от своего временного рабства: то Церковь Христова тем более должна торжествовать, веселиться и радоваться в сии дни воскресения Христа Спасителя – истинной и вечной Пасхи нашей. Ибо воскресением Иисуса Христа мы освобождены от царства тьмы, исторгнуты из поносного рабства духовному фараону и преставлены в свободу чад Божиих. Чем вообще духовное важнее телесного, вечное – временного, небесное – земного: тем и наше освобождение важнее освобождения иудейского. Следовательно и настоящая радость наша, и настоящее торжество наше должно быть несравненно выше, несравненно величественнее, нежели радость и торжество древнего Израиля. Христиане торжествуют, веселятся и радуются, – и духовной их радости никтоже возмет от них ( Иоан. 16:22 ). Ибо Воскресший ктому уже не умирает, и смерть Им ктому не обладает ( Рим. 6:9 ). Он, по обещанию Своему, с нами есть во вся дни до скончания века ( Матф. 28:20 ). Церковь знает всю цену спасительных плодов воскресения Господня, и в слух всех сынов своих торжественно восклицает: «веселитеся и радуйтеся, яко Христос воскресе. Торжествуйте и восхищайтесь, яко умерший Спаситель из мертвых воста». Все чада ея, все носящие на себе имя христиан, по видимому, слышат приветственный глас своея Матери, и ответствуют на него своею покорностию: ибо все твердят: Воистинну воскресе Христос. Но все ли они действительно способны исполнить его, и все ли истинно и вполне могут ощущать радость о воскресении Христовом? Вот вопрос достойный нашего внимания. Бесспорно, что настоящее торжество Церкви и само в себе столь полно и совершенно, что невольно возбуждает и настроивает дух наш к радости. Но не все те, которые именуются христианами, могут в полной мере наслаждаться радостию чистою и небесною. Пророк Исаия говорит: несть радоватися нечестивым ( Ис. 48:22 ), а Церковь среди самого торжества воспевает ныне: да погибнут грешницы ( Псал. 67:3 ); следовательно тем самым уже отлучает их от соучастия в своей радости. Подлинно, неистинные христиане – и недостойны и неспособны вкушать чистую радость о воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Также о том, что Христос называется Пастырем и Агнцем; и о завесе, и о жертве умилостивления. 1. Снова – воспоминание о мучениках, снова – празднества благочестивых, снова – речь об ангелах, снова – торжественное собрание Церкви. Воспоминание – о тех, которые претерпели мученичество; честь же мучеников – слава Того, за Кого они подверглись мучениям. Чествуются мученики, пострадавшие за Христа, воздается поклонение Христу, Который пострадал за всех. Те своим страданием возвели себя из состояния уничижения на высоту, а Спаситель с высоты Божества спустился в уничиженное состояние человеческого естества, не лишаясь Своего достоинства, но совершая дело Своего домостроительства. Мы слышали, что Он говорил: «Я есмь пастырь добрый,... полагающий жизнь свою за овец» ( Иоан. 10:11 ). Сказав это, Он и обнаружил Свое человеколюбие, и возвестил о Своем могуществе. Пострадать за овец – дело человеколюбия; а то, что Он Сам, по Своей воле, «положил» Свою душу, служит доказательством Его могущества. Он не насилию покоряется, но совершает дело Своего домостроительства. Хотя и говорит апостол, что Отец предал Его за нас ( Римл. 8:32 ), но он представляет страдание Сына не вынужденным, показывая, что воля Сына находилась в согласии с волей Отца. Сын предает Себя, не необходимости подчиняясь, но содействуя намерению Отца. Одно дело – рабски служить и другое – Божески содействовать. Ведь содействует Отцу Единородный Его Сын, хотя ученики еретиков и не желают согласиться с этим. Они, в силу своей порочности, рассекая неделимое естество, проповедуют, что Отец – Творец, что Сын – служитель, и что таков же и Дух Святой. Они не стыдятся даже и слов Павла, который назвал служителей благовестил не слугами, но сотрудниками Божиими, сказав: «Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3:9 ). Павел – соработник, а Сын – служитель? Не разыскивай того, что сказал Христос устами Исайи, но то, что сказал Сам лично. Сам по Себе Он, конечно, Пастырь; а ради тебя стал Агнцем. Сегодня встретились оба этих чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слово 24 Глава 70. О достоверности виденного Апостолом Откр.22:8–9 . «И аз Иоанн видех сия и слышах: и егда слышах и видех, падох поклонитися на ногу Ангела показующаго ми сие. И глагола ми: виждь, ни: клеврет бо твой есмь и братии твоея Пророков, и соблюдающих словеса книги сея: Богу поклонися». И это есть свойство Апостольской души, ибо, как сделал в Евангелии, сказав: и видевый свидетельствовал, и вем, яко истинно есть свидетельство его ( Иоан. 19:35 ), так и здесь, сказав, что сам он слышал и видел предсказанное, сим удостоверяет о виденном. Показал же и благоговение Ангела, изобразившего видение, что не принял он поклонение от сораба, но мудро отнес его к общему Владыке. Глава 71. О том, что повелено было не запечатлевать, но возвещать откровение Откр.22:10 . «И глагола ми: не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть». Передавая доселе речения Ангельские, к лицу Владыки Христа переходит теперь, говоря: не запечатлей словес пророчествия. И подлинно, книга достойна чтения верными. Ибо и наказанием, уготованным грешникам, и покоем, обещанным святым, руководит читающих к истинной жизни. Откр.22:11–12 . «Обидяй да обидит еще: и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще. И се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его». Сказал сие не как одобряющий неправду и скверну, да не будет сего, но как сохраняющий непринужденность разума, как бы и то сказал: пусть каждый делает, что ему нравится, я не принуждаю произволения. Показывая же, что за всяким действованием следует соответственный ему конец, сказал: гряду воздати коемуждо по делом его. Откр.22:13 . «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, первый и последний.» Алфа и Омега показывают, что и по началу нет ничего старее, и конца не будет Божеской власти и царству. Много уже раз и выше было говорено, что и Христос есть Алфа по Божеству, и Омега или последний по человечеству. Откр.22:14 . «Блажени творящии заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Слово на день Благовещения и вторник светлой недели, говорено в Тверском кафедральном соборе в 1847 году 26 И рече Господь: субботы моя сохраните, есть бо знамение между Мною и вами: да увесте яко Аз Господь, освящаяй вас. И сохраните субботу яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю, смертью умрет. ( Исх. 31:12,13,14 ) Два святейших таинства веры, содержащие в себе начало и конец нашего спасения, в настоящий день открываются взору нашему в одно и тоже время. Устремляясь мыслью, по гласу нынешнего Евангелия, в Галилейский город Назарет, и там внимая словам предстателя силы Божией, открывающего Отроковице совет превечный, мы видим, как Ипостасное Слово, всегда сущее у Бога, нисходит с неба на землю, – как Сын Божий, от вечности сияя славой, яко единородный от Отца ( Иоан. 1:14 ), скрывает славу Свою, и приобщаясь плоти и крови ( Евр. 2:14 ) нашей, делается человеком и сыном человеческим. Но переносясь из незнатного Назарета в окрестности Иерусалима, видим, каким образом это же Слово, воплотившееся и уже умершее и погребенное, исходит из гроба силой божества Своего, дабы опять взойти к Отцу на небо; – каким образом человек Иисус, за всех вкусивший смерть ( Евр. 2:9 ), опять открывает славу Свою и опять является Сыном Божиим, как победитель смерти и ада. Очевидно, что такие чрезвычайные события мира, поколебавшие небо и землю, такие величайшие и святейшие богоявления в Церкви Божией, объемлют собой всю неистощимую бездну милосердия Божия к нам грешным, а совмещение      их в одно святое торжество, в один день богосветлый, усугубляя величие настоящего праздника, усугубляет и нашу обязанность – проводить это святое время в особенной святости и чистоте. Да и можем ли мы, христиане, оставаясь верными Христу, проводить дни сии не свято, когда они и называются по преимуществу, святыми как богоосвященные памятники безмерной и неистощимой любви Божией к падшему человечеству. Посмотрите, о чем говорят, что напоминают нам эти дни? Вечное и всесотворшее Слово, Царь миров и славы, уничижает Себя до девического чрева, становится плотью, принимает образ человека и зрак раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010