Беседа 16 Евр.9:15–18 .  И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. 1. Так как, вероятно, были многие малодушные, которые потому особенно, что Христос умер, не верили обетованиям Его, то Павел, желая решительно опровергнуть такое мнение, представляет пример, заимствованный из общего обычая. Какой же это (обычай)? Потому самому, говорит он, и надобно быть уверенным. Почему? Потому что завещания бывают действительны и получают силу не при жизни завещателей, но после их смерти. Поэтому он и начинает так речь: " Он есть, – говорит, – ходатай нового завета». Завещание составляется в последний день перед смертью . Это завещание делает одних наследниками, а других лишает наследства. Так и здесь о наследниках Христос говорит: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» ( Иоан. 17:24 ); и опять о лишенных наследства послушай, что Он говорит: «не о всех молю, но о верующих в Меня по слову их 11 . В завещании бывает относящееся к завещателю и относя­щееся к принимающим завещание, и говорится, что они должны получить и что сделать. Так и здесь: после бесчисленных обетований (Христос) предлагает им и заповедь: «Заповедь новую, – говорит, – даю вам " ( Иоан. 13:34 ). Ещё: завещание должно иметь свидетелей; и послушай опять, что Он говорит: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» ( Иоан. 8:18 ); также об Утешителе говорит: «Он будет свидетельствовать о Мне» ( Иоан. 15:26 ); и посылая двенадцать апостолов, Он сказал: «свидетельствуйте пред Богом» ( Иоан. 15:17 ; 1Тим. 5:21 ). «И потому Он, – говорит (Павел), – есть ходатай нового завета». Что такое – «есть ходатай»? Ходатай не есть властелин дела, которого он посредник; дело – само по себе, а посредник сам по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Предвидя пророческим взором неистовство и бешенство их, Давид с прискорбием и со слезами предначинает свой псалом так: увы! почто они с таким безумием мятутся, подняли такую тревогу и замышляют все ниспровергнуть? Под язычниками ( «языцы) разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом, а под народом ( «людие») – народ иудейский с Анной и Каиафою; под именем же царей ( царие земстии) и верховных правителей или архонтов ( князи) – Ирод и Пилат, из коих первый был царем, а последний правителем, как повествуется об этом, с уяснением самого текста, в книге Деяний Апостольских ( Деян. 4:6, 25–27 . слич. Лук. 23:1–15 . Иоан. 18:12–14, 27 . Матф. 14:9, 27:2 . Мк. 6:14, 22, 25–27 ). А что «царие» и «князи» во множественном числе сказано, вместо единственного, то это обясняют свойством языка еврейского, допускающего такое употребление, или же видят в том другой смысл – таинственный, именно: с именем Ирода царя соединяют и другого царя греха – диавола, вооружившегося против Христа, и с Пилатом князем – многих князей, т. е. «начала и власти тми века сего, духов злобы поднебесных», против которых, по Апостолу, надлежит нам вести «брань» ( Еф. 2:2, 6:12 . Иоан. 12:31, 14:30, 16:11 ). Ибо так как во Христе (Богочеловеке) две природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая); то Ему надлежало и двойную борьбу вести с невидимыми и видимыми врагами. Слова же: «поучишася тщетным» ( κενα εμελετησαω – замышляют пустое) сказаны вместо – усиливаются попусту ( ματην εσπουδασαν), воображая, что они могут погубить Того, Кто воскрес и живет во веки, и эти слова относятся к одним только иудеям, которые, «почивая на законе» Писаний ( Рим. 2:17 ), вотще поучались в них, не вникая и не уразумевая, что эти самыя «Писания свидетельствуют о Нем» ( Иоан. 5:39 ). «На Господа и на Христа Его», то есть, возмутились, восстали и совещаются не менее против Отца, как и против Сына Его, Которого Он поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, как Помазаннику своему. Эта брань против Сына коснулась и Отца. Таким образом в этом месте надобно разуметь под «Господом» Бога – Отца, а под «Христом» Бога – Сына. Ибо сам Отец, по своему Божественному домостроительству, поставил над ними царем Сына своего. Если же в последних словах текста: «на Христа Его» ( αυτου) допустить чтение: «на Христа их» ( αυτων) вместо единственного во множественном числе, как это можно встречать во многих списках Псалтири: то при этом и мысль, выражающую собою отношение, надобно разширить и распространить на всех, не только иудеев и язычников, но даже и самых духов падших, как сказано о Нем: «да о имени Его всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних» ( Филип. 2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Слово в день Святой Пасхи Г лаголаху Фоме друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинные, и вложу перста моего в язвы гвоздинные, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Иоан. 20:25 ). Фома с своим пытливым неверием был на один только шаг от своей погибели: одно безпредельное милосердие Божие спасло его. Как! не верить свидетельству своих собратий, единогласно утверждающих, что они видели воскресшего Господа; не верить десяти свидетелям, из коих каждый в отдельности взятый, по своему прямодушию и честности, ему совершенно известным, стоил тысячи других и вполне заслуживал доверия, и которых он никак не мог подозревать ни в легкомыслии, а тем еще более в злонамеренном обмане; не верить в таком деле, о котором сам он вместе с прочими нераз слыхал от своего Божественного Учителя и задолго еще до Его смерти, и пред самыми Его страданиями ( Матф. 17:9; 20:19 ; Марк. 8:31; 9:9:31; 10:34 ; Лук. 18:33 ); не верить так и в таком положении – с чем это сообразно? Не противно ли сие неверие здравому смыслу? Не преступает ли самых границ правдоподобия? Поверили ли бы даже мы этому неверию, если бы сам Фома откровенно нам его не высказал и неложное слово Божие нам того не подтвердило? Но не будем слишком строги к Фоме, которого сам Господь простил, хотя возбудившуюся за тем сильную его веру и неслишком высоко оценил, поставив ее ниже веры других Апостолов, и даже ниже всех тех, которые после будут твердо и искренно веровать в Него; ибо вслед за тем, с видом упрека, сказал ему: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавше ( Иоан. 20:29 ). Постараемся лучше узнать, каким путем дошел Фома до такого странного и страшного неверия, дабы и самим нам не впасть в туже притчу противления. Ибо не с иною, конечно, целию Промысл и попустил великому Апостолу подвергнуться сей тяжкой погрешности, как с тою, чтобы его неверием предупредить и разрушить наше неверие, а его верою оградить и утвердить нашу веру. Мне кажется, что и каждому из нас в лице св. Фомы говорит Господь: не буди неверен, но верен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

1. Поелику вы многократно желали узнать, как закон, по слову Апостола, духовен есть (Рим. 7, 14); и что должны знать, и как поступать желающие сохранять его, то скажем о сем по силе нашей. 2. Во первых надобно знать, что Бог есть начало, средина и конец всякого блага. Благому же нельзя веровать или совершать оное иначе, как только во Христе Иисусе и в Духе Святом. 3. Всякое благо даруется нам от Господа, и кто так верует, тот не лишится его. 4. Несомненная вера есть крепкий столп, и Христос бывает всем для верующего. 5. Во всяком твоем предприятии началом да будет Бог, Который есть виновник всякого блага, дабы предпринимаемое тобой (дело) было по Богу. 6. Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим. 7. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения, уясняемого опытом. 8. Кто имеет какое-либо духовное дарование, и состраждет не имеющим оного, тот состраданием сохраняет сей дар. Кичливый же, будучи поражаем помыслами самомнения, теряет оный. 9. Уста смиренномудрого изрекают истину, а кто противоречит ей, тот подобен слуге, ударившему Господа в ланиту. 10. Не будь учеником того, кто хвалит самого себя, чтобы вместо смиренномудрия не научиться гордости. 11. Не возносись в сердце твоем разумением писаний, дабы не впасть умом в дух хулы. 12. Не старайся разрешить трудное дело посредством спора; но тем, чем поведевает закон духовный, то есть терпением, молитвой и мысленною надеждою. 13. Кто молится телесно, и не имеет еще духовного разума, тот подобен слепому, взывашему: сыне Давидов, помилуй мя! (Марк. 10,8). 14. Бывший некогда слепым, прозрев и увидев Господа, поклонился Ему и исповедал Его уже не сыном Давидовым, но сыном Божиим (Иоан. 9,35,38). 15. Не возносись, изливая слезы в молитве твоей; ибо Христос коснулся очей твоих, и ты прозрел умственно. 16. Кто подобно слепому, сбросил одежду, и приблизился ко Господу, тот делается его последователем и проповедником совершеннейших учений (Мак. 10,50,51).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

1. Господь наш Иисус Христос , побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: " Так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:12 ); и опять: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Иоан. 15:20 ); и еще: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8:9 ). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: «Вы стоите в одном духе» ( Флп.1:27 ), сказал также: «это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения»( Флп.1:28 ), наконец присовокупил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, – точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, – многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, – то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божьей, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   1) Слово есть Бог от Бога, «и Бог бе Слово» (Иоан. 1:1); и еще: «ихже отцы, и от нихже Христос... сый над всеми Бог благословен во веки, аминь» (Рим. 9:5). И поелику Христос есть Бог от Бога и Божие Слово, Премудрость, Сын и сила, то в Божественных Писаниях возвещается посему единый Бог. Ибо Слово, будучи Сыном единого Бога, возводится к Тому, Чье Оно Слово, так что Отец и Сын суть два и вместе нераздельная и неразлагаемая единица Божества. Можно сказать еще и так: одно начало, а не два начала Божества. Отсюда и единоначалие в собственном смысле. От сего же начала есть Слово, Сын по естеству, не Сам Собою состоявшийся, как другое начало, и не вне сего начала происшедший (иначе, сею разностью производилось бы двоеначалие и многоначалие), но единого начала собственный Сын, собственная Премудрость, собственное Слово, от сего начала сущее. Ибо, по сказанному Иоанном, «в сем начале бе Слово, и Слово бе к Богу». Начало есть Бог. И поелику Слово от сего Начала, то посему «и Бог бе Слово». Но как одно Начало, и посему един Бог, так подлинно, истинно и действительно сущая сущность и ипостась есть единая, именно та, которая говорит: «Аз есмь Сый» (Исх. 3:14), а не две сущности; иначе будут два начала. От единой же сущности есть Слово, Премудрость, ее собственная и неотлучная от нее Сила, по естеству и истинно Сын; но как не иная сущность, чтобы не было двух начал, так и от единой сущности не слово разрешаемое, не просто знаменательный глас, но существенное Слово, существенная Премудрость, то есть воистину Сын. А если бы Слово было не существенное, то Бог глаголал бы на воздух и имел тело ничем не преимущественнее человеческого. Поелику же Бог — не человек, то и Слово Его не может быть подобно человеческой немощи. Как начало есть единая сущность, так одно существенное и самостоятельное Слово сей сущности и одна Премудрость. Как от Бога есть Бог, от Премудрого — Премудрость, от Словесного — Слово, от Отца — Сын, так от Ипостаси — Ипостасный, от Сущности — Существенный и Самосущный, от Сущего — Сущий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   «Бог-де сотворил человека медленным на добро, и, между тем, дал ему столько затруднений от неразумной части души и телесной немощи, что из-за них он почти по необходимости постоянно грешит. Посему надлежало-де Ему или даровать человеку великую какую нибудь ангельскую силу, или и сей большую, к деланию добра, или уже не требовать деятельности, для которой предварительно не дал силы, и не наказывать его, согрешающего таким образом, казнию вечною и конца неимеющею. И об этом сам Бог свидетельствует в божественных Писаниях, говоря: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8:21), «никто не чист...от скверны» (Иов. 14:4) и никто не имеет чистого сердца (Прит. 20:9)».        На это мы ответим, как подаст нам Бог, и начнем отсюда. Бог есть Сущий и Благий. Эти два имени, из всех прилагаемых к Нему, суть главнейшая и содержательнейшая. И ими Он называет Сам Себя: одним в Ветхом Завете, говоря Моисею на горе (Исх. 3:14), а другим — в Новом, чрез единородного Сына своего, пришедшего в мир сей и открывающего нам знание об Отце (Иоан. 5:20), сколько возможно нам. Но слыша, что Бог есть Сущий, мы тотчас приходим к мысли о блаженной сущности Его, по которой Он есть собственно превыше всякого ведения, весь в самом Себе, заключая в Себе бытие, как некое море неизследимое и безпредельное 1 . А слыша, что Он благ, разумеем некоторую деятельность, относящуюся к другому (существу), так как благость — блага для кого нибудь и сохраняет то, в отношении к чему носит имя. Итак оба сии Божественные имена, — одно, указывающее на сущность Божию 2 , другое — на действие Божие, разделяются — первое на три ипостаси 3 , которые называются Отец, Сын и Святый Дух, а второе на многие и различные силы и действия. По одному разделению Бог есть и называется триипостасным, а по другому — всемогущим.        Что на это скажут нам спорщики и обвинители богословов? Будут порицать разделение, как поправку сложения? Так пусть и на ипостаси не разделяют Бога, как Сущего, ни как Благого, на действия, чтобы пребыло у них совершенно иудейское понимание, достойное их безумия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение пятое. О Смысле Священного Писания Грамматическом, Риторическом, Логическом, Аллегорическом, Пророческом и Приточном § 31 Смысл Грамматический, в котором слова по собственному значению изъявляют в Священном Писании достопримечаемую истину. Грамматическим смыслом иногда и высокие тайны в Священном Писании изъясняются; на пр.: в начале сотвори Бог небо и землю; ( Быт. 1:1 ) и в начале бе Слово, и слово бе у Бога, и Бог бе слово. ( Иоан. 1:1 ) Глаголы бе и сотвори (в начале был и в начале сотворил) означают различие начал; ибо когда тот который в начале сотворил небо и землю, был прежде того начала, был прежде создания мира: следовательно, через начало, в котором сотворены небо и земля, разумеется начало времени и порядок созданных вещей; а через начало, в котором ипостасное Слово, Бог Сын, Мессия Иисус Христос пребывает, разумеется вечность, начала и конца неимущая. § 32 Смысл Риторический, в котором истина Священного Писания предлагается такими словами, какие употребляются в Риторических сочинениях; на пр: Виноград из Египта пренесл ecu; изгнал ecu языки, и насадил ecu и; путесотворил ecu пред ним, и посадил ecu корения его, и исполни землю. Покры горы сен его, и ветвия его кедры Божия. Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его. Вскую низложил ecu оплот его, и обымают и ecu мимоходящии путем. ( Псал. 79:9–13 ) В сем Аллегорическом смысле через виноград разумеется Божий Ветхозаветный Израильский народ, по случаю во Египте живший. Вывел его Бог из Египта, чудодейственно проводя через Чермное море, яко по суху; и через пустыню днём в столпе облачном, ночью же в столпе огненном; и распространил и возвысил его так, что сила его превзошла всё могущество и силу Аморреев, Филистимлян, Идумеев, Моавитов и прочих окрестных народов под предводительством Моисея, Иисуса Навина и Давида. Но потом сей народ Израильский грехами своими прогневал Бога; и тогда многие народы утесняли и разоряли его, а особливо во время пленения Вавилонского, при Навуходоносоре. В таковых-то бедствиях народ Израильский в последнем стихе возопил к Богу: Господи, Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. ( Псал. 79:20 ) В молитве сей Израильтяне имели в мыслях и сердце обетованного Мессию; и мы должны с благоговением признавать и исповедовать: яко несть иного имене под небесем данного в человецех о нем же подобает спастися нам, кроме сладчайшего имени Иисуса Христа, Спасителя мира. ( Деян. 4:12 ) § 33

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Бог – Промыслитель мира Общий Промысл Божий о мире «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Иоан. 5:17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире. Хотя Бог «почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт. 2:2–3 ), однако не предоставил мир самому себе. Бог дает «всему жизнь и дыхание и все, – ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:25, 28 ). Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие живой воли Божией, сами по себе они были бы бессильны и бездейственны. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом, и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией. Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иерем. 23:24). «Скроешь лице Твое " - и все придет в смятение ( Пс. 103:29 ). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)» ( Пс. 146:8 ). Он не оставляет без Своей заботы полевых лилий, наделяя их и другие цветы изумляющей нас красотой ( Матф. 6:29 ). Промысл Божий распространяется на весь животный мир. «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144: 15–16 ). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» ( Матф. 10:29 ). Человек наиболее составляет предмет Божия Отеческого промышления на земле. Бог знает помышления каждого ( Пс. 138:2 ), чувствования ( Пс. 7:10 ), и даже вздохи (пс. 77:11), подает потребное всем, прежде чем у Него попросить о том ( Матф.6:32 ), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего ( Пс. 85:1 ), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры ( Матф. 17:20 ) и если согласно с благом просящего, заключающемся в искании Царствия Божия ( Матф. 6:33 ). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути ( Притч. 20:24 ), он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует ( Иов.5:18 ). Любя праведных, Он щадит и грешных, «не до конца гневается, и не вовек негодует» ( Пс.102:8–9 ), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести их к покаянию ( Рим. 2:4 ). – Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви 5 ноября 2009 г. на Круглом столе на тему: «Молодежь и ее духовые искания в зеркале современной православной литературы» Тема сегодняшнего круглого стола избрана не случайно. Святейший Патриарх в своих выступлениях не раз указывал, что воспитание молодого поколения является стратегически важным делом, от результатов которого зависит судьба всего общества, а значит и судьба Церкви. Поэтому данным вопросам необходимо уделять особое и пристальное внимание. Хорошо известно, что период молодости человека – это как и время наиболее активного становления его личности, так и время наиболее опасное для дальнейшей его судьбы. Отношение к жизни в юном возрасте, как отмечают многие психологии и педагоги, буквально соткано из различных противоречий. Одним из таких является сочетание так называемого «максимализма» и недостатка опыта самостоятельной жизни. В молодом возрасте у человека бывают большие запросы, зачастую поступая по принципу «все или ничего», молодой человек часто не замечает простых и важных вещей. Так, например, молодые люди, стремясь к будущей блестящей карьере, очень часто попадают под власть формального отношения к своему образованию, и в то же время, совсем не заботятся о духовно-нравственном своем развитии. Вступая во взрослую жизнь, они не имеют опыта противодействия греху. Он думает, сам своими силами все может преодолеть и всего достичь. К сожалению, современная школьная среда этому способствует. Школьное образование лишено сейчас просвещения и духовно-нравственного формирования личности. Школа нацелена на то, чтобы готовить бизнесменов, менеджеров, но просветительское значение школы стоит среди «прочего». Но без научения духовным основам жизни трудно сказать, какой будет наша молодежь, когда вырастит. Наше общество должно усвоить, что эпоха «неведомого бога» прошла. Более двадцати веков человечество исповедает: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир " (Иоан.1:9) – это Господь Иисус Христос. Только через Него происходит подлинное просвещение сердца и разума всякого человека, давая истинное понимание и значение жизни человека. Вне Христа все в жизни теряет смысл. Еще Премудрый Екклесиаст сказал: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!» (Еккл. 1, 14).

http://pravoslavie.ru/37882.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010