– М., 1974. – С. 109–110). 2171 ТалисД-Λ. Оборонительные сооружения... – С. 99–104; Крым в VIII–IX веках. Хазарское господство. – С. 63–64. 2172 Талис Д.Л. Керамический комплекс Баклинского городища как источник по этнической истории Горного Крыма d IV–IX вв.//Археологические исследования на юге Восточной Европы. – М., 1982. – С. 62; Сазанов A.B. Кхронологии цитадели Баклинского городища IX–XI вв. – С. 42–53. 2174 Герцен А.Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике. – С. 61; Айбабин А.И. Этническая история ... – С. 218. 2175 Герцен А. Г. О крепостном строительстве на Мангупе: Тезисы докладов XI Всесоюзной сессии по проблемам византиноведения и средневековой истории Крыма//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 27; Бармина Н.И. Историческое место Мангупской базилики в христианской архитектуре Таврики: Дис.... канд. ист. наук/Институт археологии АН СССР. – М., 1983. – С. 79 ,95–96,143; Мыц В.А. Загородный храм и некрополь Мангупа//АДСВ: Античная и средневековая идеология. – Свердловск, 1984. – С. 57–66 2176 Бармина Н. И. Место и значение Мангупской базилики в истории Дороса-Мангупа-Феодоро//Научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения проф. М. Я. Сюзюмова. – Екатеринбург, 1993. – С. 3–4; Бармина Н.И. Вопросы и ответы: опыт источниковедческого анализа//Кумуляция и трансляция византийской культуры: Материалы XI Науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 2003. – С. 10–13; Бармина Н.И. Мангупская базилика: от возникновения до разрушения//Россия – Крым-Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 262–263. 2179 Белый А. Л. К вопросу о датировке «средней» оборонительной стены в Чуфут-Кале//ВВ. – 1990. – Т. 51. – С. 205–210; Белый A.B., Карлов С. В. Архитектурные особенности и строительная периодизация оборонной стены Пенджер-Исар на Чуфут-Кале//Moruляhcьki читання 2002. – К., 2003. – С. 72. 2180 Баранов И.А. Периодизация оборонительных сооружений Судакской крепости//Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII–XVI вв. – Ростов-на-Дону, 1989. – С. 50–53. Читать далее Источник: С 65 Византийский Херсон (вторая половина VI — первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть I/Харьков—Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. — 600 с.: ил. — (Византия и ее окружение). ISBN 978-5-91244-077-9: ISBN 978-5-91244-080-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Библиографию по данному вопросу см.: Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. Проблемы истории одного столетия: 976–1081 гг. М., 1977. С. 9–27, 259–264; Lemerle P. The agrarian history of Byzantium from the origins to the twelfth century. Gallows, 1979. P. 204–207. Kaplan M. Les hommes et la terre a Byzance du VI au XI siecle. Propriete et exploitation du sol. Paris, 1992. P. 340–356. – Следует также отметить исследования конкретных процессов, проходивших в среде византийского общества. Среди них особенно важны: Hohlweg A. Beitrage zur Verwaltungsgeschichte des ostromischen Reichs unter den Komnenen. Munchen, 1965; Ahrweiler H. Recherches sur la soci-ete buzantine au XI siecle: nouvelles hierarhies et nouvelles solidarites//Travaux et memoires. 1976, T. 6. P. 99–174; Ostrogorsky G. Observation on the Aristocracy in Byzantium//Dambarton Oks Papers. 1971. 25. P. 3–32; Oiconomides N. L " organisation de la frontiere orientale de Byzance aux X–XI s. et le Tacticon de 1 es-corial (Codex Scorialensis)//Actes du XIV congres internat. des etudes byzantines. Bucarest. 1971. T. I. 6–12 sept. P. 285–302; Удальцова 3. В., Каждан А. П., Бартикян Р. Н. Социальная структура восточных границ Византийской империи в IX-XU вв.//Ibid. P. 231–236. 2 Особенно отметим монографию М. Каплана: Caplan M. Les hommes et la terre a Byzance du VI au XI siecle. Propriete et exploitation du sol. Paris, 1992. 3 Об этом см.: Медведев И. П. Очерки византийской дипломатики. Византийский частноправовой акт. Л., 1988; Dolger F. Byzantinische Diplomatik. 20 Aufastze zum Urkundenwesen der Byzantiner. Ettal, 1956. S. 10–28; Dolger F., Karayannopulos J. Byzantinischen Urkundenlehre. Munchen, 1968. 5 См. обобщающие труды по историографии византиноведения: Курбатов Г. Л. История Византии (Историография). Л., 1975. С. 122–123; Попов Н. Начало византиноведения в России//Сб. статей, посвященный В. О. Ключевскому . М., 1909; Успенский Ф. И. Из истории византиноведения в России//Анналы. 1922. 1, См. также: Горянов Б. Т. Федор Иванович Успенский//ВВ. 1947. Т. I. С. 13–16; Литаврин Г. Г. Василий Григорьевич Васильевский – основатель Санкт-Петербургского центра византиноведения (1839–1899)//ВВ. 1994. Т. 55 (80). С. 5–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2015 . Соболева Н. А. О ратификации русско-византийских договоров Х в.//Внешняя политика Древней Руси. – М., 1988. – С. 91–94. 2016 . Соколова И. В. Клады византийских монет как источник для истории Византии (VIII-XI вв.).//ВВ. – 1959. – Т 15. – С. 50–63. 2017 . Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона. – Л.: Искусство, 1983. – 176 с. 2018 . Соколова И. В. Чин стратигов византийских фем VIII – первой половины Х в. по данным сфрагистики//Българско средновековие. Българско-советски сборник в чест на 70-годишната на проф. И. Дуйчев. – София: Наука и изкуство, 1980. – С. 137–141. 2019 . Соколова Т М. Византийская сатира (Три византийских «путешествия в загробное царство»)//Византийская литература. – М., 1974. 2020 . Соколов И. И. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии. Печалование патриархов перед василевсами в Византии IX-XV вв. Патриарший суд над убийцами в Византии в X-XV вв./Послеслов. А. В. Маркидонова. – СПб, 2005. 2021 . Соколов И. И. Вселенские судьи в Византии. – Казань, 1915. 2022 . Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV в. (Историко-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской Церкви. – СПб., 2004. 2023 . Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843–1453). Вселенские судьи в Византии. – СПб., 2003. 2024 . Соколов И. И. О поводах к разводу в Византии с половины IX до половины XV в./Христианское чтение. – 1909–1910. – С. 322–367. 2025 . Соколов И. И. Сирийское монашество до начала VII века. Исторический этюд//Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. – 1912. – Т 23. – С. 21–33. 2026 . Соколов И. И. Состояние Византийской Церкви. – СПб., 2002. 2027 . Соколов И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно-исторического исследования. – Казань, 1894. – 536, XX, XII, 9 с. 2028 . Соколов И. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. – СПб., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2003. Вып. 10. С. 402-426; она же. Декоративно-символическая система росписи херсонесских христ. склепов: Проблемы хронологии и генезиса//Там же. 2005. Вып. 11. С. 258-288; она же. О строительных периодах храма св. Апостолов Петра и Павла в Партените//Там же. 2006. Вып. 12. Ч. 1. С. 299-320; она же. Христианские расписные склепы Крыма в контексте развития погребальной росписи в ранневизант. период//Там же. 2009. Вып. 15. С. 89-131; она же. Катастрофа в Херсоне в кон. X-XI в.: Критика гипотезы о землетрясении//Там же. 2010. Т. 16. С. 456-487; eadem (Zavadskaya I. А.) Early Christian Painted Tombs in Crimea//MChrAr. 2013. Bd. 19. S. 41-67; Евреи в Крыму: Краткий очерк истории иудейских общин Крыма/Сост.: Ю. М. Могаричев, И. И. Вдовиченко. Симф., 1999; Науменко В. Е. Церковная география Таврики в VII-IX вв. по данным Notitiae episcopatuum//Крымский архив. Симф., 1999. 5. С. 9-23; он же. К вопросу о характере визант.-хазарских отношений в кон. VIII - сер. IX вв.//Проблемы истории, филологии, культуры. 2002. Вып. 12. С. 544-568; он же. К вопросу о церк.-адм. устройстве Таврики в VIII-IX вв.//АДСВ. 2003. Вып. 34. С. 123-145; он же. К вопросу о готском епископе на VII Вселенском Соборе в Никее и церковно-полит. ситуации в Крымской Готии в кон. VIII - нач. IX вв.//Sacrum et profanum. Севаст., 2005. Вып. 1. С. 129-140; Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерус., 1999; Пуцко В. Г. Бронзовый киотный крест Херсонеса: (Визант.-киевская металлопластика нач. XIII в.)//ВВ. 1999. Вып. 58(83). С. 165-171; Смычков К. Д. Печати церк. иерархов из Херсона//АДСВ. 1999. Вып. 30. С. 124-129; Абдуллаева З. З. Крымскотатарское духовенство накануне присоединения Крыма к России//Культура народов Причерноморья. 2000. 14. С. 59-63; она же (Хайрединова З. З.) Возникновение и развитие Таврического магометанского духовного правления (кон. XVIII - нач. XX в.): Канд. дис./Таврический нац. ун-т им. В. И. Вернадского. Симф., 2003; М. А. Дyxobho-peлiriйhe життя rpekib в Криму: hanpukihцi XVIII - на початку XX ст.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Со 2-й пол. II тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион степных народов - здесь найдены как бронзовые предметы, характерные для киммерийской культуры, так и захоронения, свойственные степным племенам. В К.-Ч. открыты памятники кобанской культуры (XII-VII вв.). Территория республики входила в ареал распространения прикубанской культуры - родственной и одновременной кобанской культуре. Здесь находился наиболее мощный очаг металлодобычи прикубанской культуры - верхнекубанский. Есть следы добычи медных руд, выплавки металла и значительное количество бронзовых изделий. Следы производства железа на территории республики обнаружены на Хумаринском городище, на участке VIII-VII вв. до Р. Х. В сер. I тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион скифских племен, оставивших характерные курганные захоронения. В находках периода позднекобанской культуры (VII-IV вв. до Р. Х.) есть влияние скифской культуры. В сарматское время (III в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.) в предгорных районах К.-Ч. появились поселения аланов и меотов. После гуннского нашествия, с кон. IV в., аланы заняли также горные ущелья. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. в верховья Кубани и Зеленчуков проникают тюркские племена: болгары (с V в.), хазары (с VII в.), в Х в. здесь появились печенеги и торки (гузы), в XI в.- кипчаки. В VII-IX вв. территория К.-Ч. входила в состав Хазарского каганата, с кон. IX до кон. XIV в.- в состав Аланского гос-ва. Здесь располагались резиденция аланских царей и центр Аланской епархии , были сосредоточены крупные города, проходили караванные пути. В X-XII вв. Аланское гос-во достигло расцвета. Араб. географ Х в. аль- Масуди писал, что аланский царь имел большее влияние, чем др. кавказские правители. Усилению Алании способствовал проходивший через нее Великий шелковый путь. С сер. VII в. из-за арабо-визант. войн торговцы стали использовать маршрут в обход неспокойного Ирана: из Ср. Азии через плато Устюрт и Сев. Прикаспий караваны направлялись в степи Предкавказья и через них по долинам рек Алании (Б. Лаба, Б. Зеленчук, Теберда) к перевалам Санчаро, Клухорский в Абхазию, через порты к-рой попадали в черноморские владения Византии. Алания вела активную внешнюю политику, у нее были политические, военные и династические связи с Византией, Грузией, Абхазией. Тесные отношения установились между Аланией и Русью. Между аланскими и рус. правителями заключались династические браки: рус. князья св. Андрей Юрьевич Боголюбский , сын Владимира Мономаха Ярополк, св. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо были женаты на «ясках» (в рус. летописях аланы называются «асами» («ясами»)). На территории К.-Ч. (в Н. Архызе, на городище Адиюх на окраине Карачаевска) найдено неск. древнерус. крестов-энколпионов, в Аланию эти кресты попали предположительно в XI-XII вв., в период наиболее активного развития русско-аланских отношений.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

до Р. Х.), Аккада (XXIII-XXII вв. до Р. Х.), Третьей династии Ура (кон. XXII - кон. XXI в. до Р. Х.), Вавилона (XVIII-VI вв. до Р. Х.), Ассирии (XVIII - кон. VII в. до Р. Х.) с изображениями сцен предстояния богам, мифологических сюжетов, сцен сражений, животных, орнаментальных композиций и т. п.; они сопровождались надписями и могли играть роль владельческих печатей или амулетов. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (IX-VII вв. до Р. Х.), Хеттского царства (XVIII-IX вв. до Р. Х.), Сирии, Финикии. С нач. II тыс. до Р. Х. произведения вост. Г. стали известны на Крите и в Эгеиде (печати с изображениями людей, возможно портретными, «игр» с быком и др.). Критская Г. оказала влияние на развитие этого искусства в микенской Греции XIV-XIII вв. до Р. Х. Греч. геммы XI-VIII вв. до Р. Х. большей частью вырезаны на кости, имеют упрощенный геометризированный рисунок. Г. достигла расцвета в ахеменидской Персии (VI-V вв. до Р. Х.), оказав сильнейшее влияние на греческую в VI - кон. V в. до Р. Х. Античная Г. Первые образцы греч. Г. известны с VI в. до Р. Х. и своим происхождением обязаны контактам с Востоком. Архаические греч. геммы обычно имели овальную форму, подражавшую егип. привозным изделиям, и резались в основном из стеатита и сердолика. Круг сюжетов тесно связан с искусством ахеменидской Персии (через Ионию): в основном это изображения животных, сцены поединка с животным; встречаются мифологические персонажи. В VI в. до Р. Х. на Самосе был изобретен сверлильный станок, создателем к-рого, по преданию, считается Феодор Самосский, изготовивший, по сообщению Геродота, перстень с резным изумрудом для тирана Поликрата. В V в. до Р. Х. в Г. начинают широко использоваться халцедон и яшма; все большее значение приобретает сохранение резчиком декоративных качеств камня (полихромность поверхности, разница слоев по цвету, просвечивание). Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличают простота композиции, гармония, т.

http://pravenc.ru/text/165147.html

Реформы, проводимые клюнийскими монастырями, привлекли к ним огромное число людей, воодушевленных идеей возврата к евангельским началам. Клюнийское движение стало необычайно популярным. Среди его сторонников были богатые феодалы, которые одаривали монастыри землями, крестьянами и другими богатствами. Разбогатевшие монастыри постепенно сами становились крупными феодалами. Стремление к обновлению духовной жизни, к монашеским и церковным реформам начинает иссякать. Клюнийские монастыри сходят с пути реформ. В рамках клюнийского движения реформированием католицизма в X-XI вв. занимались императоры Священной Римской империи. Начав с реформирования монастырей, императоры скоро вышли за их пределы. Считая себя продолжателями политики Каролингов, помазанниками Божьими, они решают реформировать всю церковную организацию Западной Европы, начав с реформирования Ватикана. В 1049 г. германский император Генрих III выдвинул на папский престол кандидатуру графа Бруно Эгисхейм-Дагсбурга из Эльзаса, немецкого епископа. Он был избран папой под именем Льва IX. С папы Льва IX (1049–1054) начинается эпоха немецкого папства . В проведении своих реформ Лев IX следовал клюнийцам: запрещение симонии, введение целибата духовенства и борьба со светской инвеститурой. Размах реформ Льва IX был шире, чем у клюнийцев, и осуществлялись они сверху. Папа начинает реформы с перестройки папского аппарата управления, который стал называться римской курией. Лев IX создает коллегию кардиналов-реформаторов, причем по новому принципу: эта коллегия существовала и раньше, но в нее входили исключительно итальянцы. Коллегия Льва IX, созданная им из числа клириков из разных стран, явилась символом универсальности папской власти. Многонациональная коллегия была призвана укрепить и распространить авторитет центральной власти католицизма, авторитет папства и Ватикана. В процессе реформирования религиозной жизни Западной Европы продолжает оформляться догматический корпус католицизма, основы которого вырабатывались еще первыми Отцами Церкви (Августином, Амвросием Медиоланским , Иеронимом и Григорием I Великим). Пути католичества и православия расходятся все дальше и серьезнее. В XI в. папа утверждает добавление к Никео-Царьградскому Символу веры нового догмата – filioque. Оформляется учение о загробном мире, и в XIII в. будет утвержден догмат о чистилище. Учение о чистилище разрабатывалось еще папой Григорием I Великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно Джексону, у Джоселина приведена ошибочная, «народная» этимология названия, происхождение к-рого остается неясным (Ibid. P. 311). Др. исследователи переводили название Глазго как «зеленая лощина» (glas-cau - Macquarrie. 1986. P. 12-13). Основными источниками агиографической традиции св. К. Джексон считал 2 несохранившихся текста, к-рые он обозначил как А и В. По мнению исследователя, в нач. XI в. в обл. Кумбрия было составлено Житие А, в к-ром содержались сведения о деяниях К. после основания епископской кафедры Глазго. В сказании В, созданном ирл. автором в обл. Файф (X-XI вв.), говорилось о жизни К. до этого события, в частности о его пребывании у св. Сервана. Оба источника вместе с дополнительными материалами ирл. происхождения (С) были положены в основу Жития К., составленного в сер. XI в. в Кумбрии под ирл. влиянием. Это Житие послужило основным источником Гербертова Жития, в к-ром использовано также сказание о непорочном зачатии К., написанное в XI-XII вв. в обл. Лотиан (D). В распоряжении Джоселина кроме Гербертова Жития (именно оно, по мнению исследователя, хранилось в кафедральном соборе) находилось Житие сер. XI в., написанное «в ирландском стиле», а также англо-нормандское сказание о подвигах К. в Уэльсе, созданное после 1143 г. (Е), и др. источники (F). Чтения оффиция К. в Спроустонском бревиарии восходят к тексту В, гимны - к тексту Джоселина; чтения оффиция К. в Абердинском бревиарии основаны на «ирландском» Житии сер. XI в. с учетом Жития, составленного Джоселином, чтения оффиция св. Танеу - на Гербертовом Житии ( Jackson. 1958. P. 331-342; ср.: Boyle. 1970. P. 44; Gardner. 1998. P. 123-125). Согласно Джексону, самые ранние письменные источники, следы которых можно обнаружить в сохранившихся текстах, могут восходить к IX в. ( Jackson. 1958. P. 342, 347). Др. версию реконструкции агиографической традиции К. предложил Дж. Маккуин. Исследователь обратил внимание на то, что в Абердинском бревиарии говорится о составлении Жития К. св. Балдредом († 756), англосакс.

http://pravenc.ru/text/1684197.html

 Этот богослужебный сборник содержал молитвы, ектении и возгласы священнослужителей во время Литургии и прочих церковных последований; в современной русской традиции материал Евхология разделен между Служебником, Требником и Архиерейским Чиновником (см.:  Желтов М.,  диак.  Евхологий  //Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 699–700). Псалтири же, в отличие от Евхология, далеко не всегда предназначались для богослужения в храме и нередко копировались для частных нужд (см. замечательное исследование о Псалтири в византийской рукописной традиции:  Parpulov G.   Toward a History of Byzantine Psalters . Plovdiv, 2014). Часословы также могли предназначаться для келейной молитвы – как, например, Часослов Sinait. gr. 864, рубежа IX–X вв., не содержащий вечерни и утрени, которые совершались не в келье, а в храме (изд. и комм.: Livre d’Heures du Sinaï/Maxime (Leila) Ajjoub, Joseph Paramelle, éds. Paris. 2004. (=Sources Chrétiennes; 486.)).  В  приложении C2  к книге  Parpulov.  Toward a History… перечислены различные греческие рукописи XI–XV вв., содержащие отдельные молитвы или целые правила ко Святому Причащению (список не полон); перечень содержит две таблицы; Псалтири, наряду с Часословами и одним из Евхологиев, представлены во второй из них. Это следующие рукописи: Hieros. Taphou 53 + РНБ. Греч. 266 (две части рукописи хранятся в разных собраниях), 1053 г.; Paris. gr. 40, 1059 г.; Athos. M. Laur. B 12, XI в.; Oxford. Christ Church 44, XI в.; Paris. gr. 23, XI в.; Athos. Vatop. 1231, посл. треть XI в.; Athos. Pantokr. 43, посл. треть XI в.; Athos. Gregoriou 157, 1107 г.; Paris. gr. 22, 1125 г.; Oxford. Bodl. Canon. 114, XII в.; New York. Pub. Lib. Spencer 1, XII в.; Florent. Laur. Conv. soppr. 35, XII в. Мы не включили в это число рукописи Harvard. Houghton gr. 3, 1104 г., и Sinait. gr. 869, XII в., первая из которых представляет собой Псалтирь с Часословом, а вторая некогда составляла одно целое с Псалтирью Sinait. gr. 51 ( Parpulov.  Toward a History… P. 58, fn. 37), поскольку в этих двух рукописях молитвы ко Причащению включены в часословную часть (см. ниже).

http://pravoslavie.ru/82496.html

§ 3. Положительные выводы относительно проскомидийного чина в IX–XI вв. можем сделать на основании рукописных евхологиев, принадлежащих этим векам: Барберинова IX–X в., 499 Россанского XIXII в., 500 Румянцевского музеума – Севастьяновский XI в. 15 (474), 501 Императорской Публичной библиотеки – Порфириевский IX–X вв., 502 – и хотя позднейшие, но того же типа: списки литургии XII в., хранящиеся в Англии: Британского музеума, библиотеки леди Бурде-Кут (два списка), 503 Московской Синодальной библиотеки 279 (по нов. опис.Архим. XIV в., 504 280 (262) XV в., 281 (263) XV в., Румянцевского музеума – Севастьяновские (473), 18 (477) XV–XVI, 505 Ватиканской библиотеки 1170 XVI в. 506 и др.; сюда же относятся и славянские служебники того же типа, о коих речь будет особо. – Из перечисленных списков Россанский и Британского музеума начинаются с середины литургии: объясняется это просто тем, что списки сохранились не полные, без предварявшей Златоустову – литургии Василия, – все остальные списки начинаются молитвою предложения: «Господи Боже наш, предложивый Ся агнца непорочна»... (Барберинов и Порфириевский), остальные теперешнею и, кроме того, Порфириевский имеет теперешнюю молитву кадила. Надписание молитвы предложения: «молитва, которую иерей творит в скевофилакие при положении хлеба на дискосе» (Барберинов), или: «молитва, говоримая в скевофилакие» (Рум. муз. Севастьяновский X–XI в. 15 (474)), 507 или: «молитва предложения даров при положении иереем хлеба предложения в дьяконике» (Порфириевский) 508 – показывает, что уготовление даров совершается пред литургией, в скевофилакие или дьяконике, на проскомидийном жертвеннике. А молитва кадила в Порфириевском евхологионе свидетельствует о проскомидийном каждении даров. – Отсутствие в рассматриваемых рукописях целого проскомидийного чина, хотя таковой несомненно уже существовал в эпоху написания рукописей, должно объяснять, во-первых, – тем, что по обычаю Великой Церкви проскомидийное уготовление даров совершал дьякон, а священник читал только молитву предложения; во-вторых, особым типом тогдашнего греческого служебника, так что мы не находим проскомидийного чина даже и в служебниках 15–17 вв., а с другой стороны, он излагается в таких книгах, как Кормчая и Типик, т. е. уже установившийся тип служебника не скоро принял в себя новосложившийся чин проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010