Упраздненные: Больше-Юнгинская Покровская пуст. (мужская, в устье р. Б. Юнга, при резиденции Суздальских епископов, ныне с. Покровское Горномарийского р-на, основана в 1607, упразднена в 1764); Ново-Спасский Мало-Юнгинский (мужской, с. М. Юнга (после 1764) совр. Горномарийского р-на, основан между 1625 и 1627, упразднен в 1764); Вознесенский (женский, в Козмодемьянске (ныне Козьмодемьянск), основан не позднее 1655, закрыт в 1764); скит во имя прп. Михаила Малеина (мужской, между современными слободой Хмелёвка Воротынского р-на Нижегородской обл. и дер. Барковка Горномарийского р-на Марий Эл, основан в 1671, упразднен в 1764, приписной к Хмелёвской Троицкой муж. пуст. в Васильгороде (ныне пос. Васильсурск)); Черноозерская Троицкая Ветлужская пуст. (мужская, на р. Ветлуге, на границе совр. Нижегородской обл. и Горномарийского р-на Марий Эл, в 1710 приписана к Казанскому архиерейскому дому); Мусерская Тихвинская пуст. (мужская, совр. дер. Мусь Килемарского р-на, основана не позже 1710, в 1726 приписана к Казанскому архиерейскому дому в качестве скита, упразднена в 1764); Ильинская пуст. (мужская, между современными дер. Токари Горномарийского р-на Марий Эл и с. Ильинка Моргаушского р-на Чувашии, основана в 1720, упразднена в 1764, приписная к Мало-Юнгинскому мон-рю); Богоявленский (мужской, в Козмодемьянске, упразднен в 1764); Свято-Троицкий (женский, в Царёвококшайске, упразднен в 1764); Сурский Михаило-Архангельский (мужской, на р. Сура, близ совр. дер. Нов. Слобода Горномарийского р-на, построен в 1868-1871, закрыт в 1921, возрождается с 2008); Свято-Троицкий (женский, в Козмодемьянске, образован в 1887, закрыт в 20-х гг. XX в.); Богородице-Сергиевский (женский, в царёвококшайске (Краснококшайске), основан в 1888 при богадельне, закрыт в 1921); Вершино-Сумский Введенский (женский, близ с. Вершино-Сумка, ныне выселок Революция Горномарийского р-на, основан в 1898, закрыт в 1921-1933); Аштавай-Нырская Николаевская пуст. (мужская, близ совр. выселка Октябрьский (Аштавай) Горномарийского р-на, основана в 1906, закрыта в 1921); Куженерский Николаевский (женский, близ совр. пос. Куженер Куженерского р-на, образован в 1910, закрыт в 1918). Церковная архитектура

http://pravenc.ru/text/1238037.html

Никодима Святогорца, написанная в 1958 г. (Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. М., 2005). Др. известный насельник Д. м.- Иосиф Дионисиатский, совр. писатель и агиограф. На рус. язык переведена его книга об игум. Д. м. Харалампии, духовным чадом к-рого был мон. Иосиф (Наставник молитвы Иисусовой: Жизнеописание Старца Харалампия Дионисиатского/Пер. с греч. братии пустыни Новая Фиваида Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2005). Подворья Д. м. в разные периоды истории владел многочисленными подворьями (47), расположенными большей частью за пределами Св. Горы, в основном на п-ове Халкидики. Подворья не только служили аграрными угодьями, но и являлись духовными и культурными центрами. Моноксилит - единственное подворье Д. м., расположенное на Св. Горе между пределами Хиландара и рус. подворьем Хрумица. Название восходит к местному подвижнику, использовавшему для общения с внешним миром лодку из цельной сосны (моноксил, т. е. однодревку). В документах упоминается мон-рь Моноксилит, к-рый пришел в запустение и был приписан к Великой Лавре, а затем, не позднее нач. XVII в., к Д. м. На подворье возделывались виноградники и производилось вино. Сюда направляли молодых послушников, пока у них не отрастет борода. Подворье сильно пострадало от наводнения 1911 г., землетрясения 1933 г. и пожаров 1922, 1927, 1937 и 1938 гг. Имеет храмы во имя свт. Василия Великого (центральный), при к-ром есть кельи, винные погреба и скрипторий, во имя вмч. Артемия и свт. Николая Чудотворца, в честь Рождества Пресв. Богородицы на пристани и во имя св. Бессребреников в винограднике. Наиболее значимые подворья за пределами Афона: Касандра (п-ов Касандра, земля пожалована имп. Иоанном VIII Палеологом в 1407), Мариана (близ совр. Полийироса), Метангици (п-ов Халкидики), Орфани (близ совр. г. Элефтеруполи) с визант. времени, подворья на островах Закинф, Тасос и Лесбос, в Кидонии (совр. Айвалык, Турция), в г. Филиппополь (совр. Пловдив, Болгария), Хотэрани (совр. Румыния). Все подворья пережили 2 тяжелых события: секуляризацию внешних монастырских владений в 1568 г.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Духовенство византийско-слав. обряда (неоунии) представляет отдельную от униатов юрисдикцию в непосредственном ведении римско-католического примаса Польши, к неоунии относится храм в Костомлотах с санктуарием во имя подляшских мучеников, канонизированных в 1996 г. В основном клир данного обряда составляют римско-католич. священники-биритуалисты. Попытки расширения деятельности неоуниат. клириков в 2006-2007 гг. вызвали негативную реакцию как со стороны православных, так и со стороны отдельных деятелей УГКЦ. Турковицкий Покровский мон-рь. Фотография. 1910 г. Действующие: ставропигиальный Яблочинский Онуфриевский (мужской, в с. Яблечна, основан не позднее 1534), Турковицкий Покровский (женский, в с. Турковице, основан в 1902 как жен. община, с 1912 мон-рь, упразднен в 1915, возобновлен в 2008), Костомлотский Серафимовский (мужской, в с. Костомлоты, основан в 2005). Упраздненные: Угровский Данииловский (мужской, в совр. с. Ухруск Влодавского повята, известен с 1247), Столпьевский Преображенский (мужской, в совр. с. Столпе Хелмского повята, известен с 1404, упразднен в 1703), Доманижский (мужской, в с. Доманиж (ныне в черте г. Лащув Томашувского повята), упоминается в 1406-1519), Молодятичский Успенский скит Холмского Рождество-Богородичного мон-ря (мужской, в совр. с. Молодятыче Хрубешувского повята, упом. в 1432-1549), Преображенский скит Столпьевского Преображенского муж. мон-ря (в с. Спас (ныне Подгуже Хелмского повята), известен с 1450), холмский Рождество-Богородичный (мужской, в Холме, известен с 1478, с 1596 в унии), Сульмицкий Рождество-Богородичный (мужской, в совр. с. Сульмицы Замойского повята, упом. в 1488-1578), Преображенский (мужской, в с. Монастырь (ныне Калинувка Замойского повята), известен в 1516-1591), Каньевский Петропавловский (мужской, в совр. с. Канье Хелмского повята, известен с 1530, упразднен в 1749), Дороговский Успенский (мужской, в с. Дороговск (ныне Дорохуск Хелмского повята), известен с 1569), Бельский Рождество-Богородичный (мужской, в Беле (ныне Бяла-Подляска), известен с 1590), красноставский Троицкий (мужской, в Красноставе (ныне Красныстав), известен с 1594), холмский Васильевский (мужской, в Холме, известен с 1596), Колемчицкий Вознесенский (мужской, в совр.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

Текст М. к. и в др. изданиях (Московская Библия 1661 г. и Елизаветинская Библия 1751 г.) следует Острожской Библии; с незначительными с т. зр. содержания изменениями он входит и в совр. издания Библии на церковнославянском языке. В XIX в. М. к. были переведены на рус. язык в 3-й раз. Вопрос о переводе на рус. язык Свящ. Писания был поставлен в 1813 г., после основания Русского библейского об-ва. В 20-х гг. XIX в., после выхода из печати НЗ, начинается перевод книг ВЗ, однако в апр. 1826 г. по указу имп. Николая I деятельность об-ва была прекращена, и перевод М. к., последних в ВЗ, осуществлен не был. Работа по созданию Библии на совр. рус. языке возобновилась в 1860 г., после создания специального комитета при СПбДА. К работе привлекались также ученые Московской и Киевской Духовных Академий. Перевод книг ВЗ делался с древнеевр. подлинника с использованием греч. текста и латинского в переводе блж. Иеронима. В 1873 г. еп. Порфирий (Успенский) публикует свой перевод на рус. язык 4 М. к.: в 3-м номере ТКДА за 1873 г. вышла 1 Макк, в 9-м номере - 2 Макк, в 11-м - 3-4 Макк. Однако по утвердившемуся составу в полную Библию на рус. языке были включены лишь 1-3 Макк, а перевод 4 Макк остался лишь в издании еп. Порфирия (Успенского). В 1876 г. вышло в свет 1-е издание полной Библии на совр. русском языке, известное как Синодальное. Т. о., в совр. обиходе в составе Библии на церковнослав. и рус. языках читаются 1-3 Макк. Совр. правосл. Церковь продолжает почитать Маккавеев 1(14) авг. Служба им озаглавлена «Память святых седми мученик Маккавей и матере их Соломонии, и учителя их Елеазара», стихира мученикам традиционно начинается: «Закона верх, седмию столпы возвышен, мучительство не поколеба, ибо скотский гонителя гнев мужески претерпеша, тело предавше секущим, благороднии юноши и братия, Моисейским преданием хранителие...» (Минея (МП). Авг. Ч. 1. С. 5-6). Тропарь (нач.: «Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи...») и кондак (нач.: «Премудрости Божия столпи седмочисленнии и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии...») входят и в совр.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

191-229 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 229-280 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 280-320 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) 321-351 351-352 352-387 387-388 ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин (1783 - 1872), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель 388-389 389-391 ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова 391-392 ГРЭМ Уильям (Билли) Франклин (род. 1918), амер. проповедник неоевангеликализма и общественный деятель 392-393 393-394 ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник 394-396 ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу 396-399 ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ 399-400 ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви 400-401 401-402 402-403 403-405 ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) 405-411 ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) 411-412 ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

Арестован Мариинский пересыльный пункт Московские тюрьмы: Внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август 1946 г. август-ноябрь 1946 г. Темниковские лагеря. Плетение лаптей декабрь 1946-июль 1947 Дубравлаг. Инвалид без работы по возрасту – в июле 1947 г. исполнилось 60 лет Здесь был митрополит Харбинский Нестор (Анисимов) , архиепископ Чкалове кий Мануил (Лемешевский) июль 1947 г. – май 1954 г. Зубово-Полянский дом инвалидов с 18 марта 1954 г. по 7 мирта 1955 г. Всего на этот раз в заключении: по приговору без приговора сверх срока 9 ноября 1943 г. – 9 ноября 1951 г. 9 ноября 1951 г. – 7 марта 1955 г. Освобожден из инвалидного дома на иждивение Г. Г. Седова 7 марта 1955 г. В Тутаеве 10 марта 1955 г. – 24 октября 1955 г. В Петушках с 24 октября 1955 г. 27 июня (ст. ст.) 1954 г. исполнилось 33 года архиерейства. За это время на епархиальном служении 2 года, 9 месяцев, 2 дня На свободе, но не у дел 2 года, 8 месяцев, 2 дня В изгнании 6 лет, 7 месяцев, 24 дня В узах и горьких работах 21 год, 11 месяцев, 12 дней Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения обо мне, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (в среднем около 30 в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию моих благодетелей. Верю: изречет Он им во оный день: Приидите, благословеннии... В темнице был Я и вы посетили Меня... своею любовию, своими заботами и попечением. 101 Позже епископ Афанасий подверг этот текст значительной редакторской правке. Именно в этой исправленной редакции мы и воспроизводим его. Молитва... с. 17–26. Читать далее Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк/Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1955. Т. 3. С. 166-177); древнейшая редакция Мученичества Христины (Там же. С. 178-196); Мученичество св. Голиндухи Персидской (Там же. С. 197-250); «Вновь открытое агиографическое сочинение Иосифа Скевофилакса» (издание текста Жития мон. Иоанна, игум. мон-ря св. Диомида - Там же. С. 251-270); Мученичества Филофея (Там же. 1960. Т. 6. С. 81-102), Евсевия Самосатского (Там же. С. 131-147), Евстохия (Там же. С. 148-159), Евпсихия Каппадокийского (Там же. С. 251-256); Жития Диона К-польского (Там же. С. 160-186), Астиона и 7 всадников (Там же. С. 187-211), Дидима и Феодора, всадников (Там же. С. 212-225); Житие Феофила Эконома, описанное Евтихианом (Там же. С. 256-275); Мученичества Афанасия Кузлимского (Там же. 1962. Т. 8. С. 56-70), Сергия и Вакха (Там же. С. 71-93), Гурия, Самона и Авива (Там же. С. 94-131) и др. Неск. сочинений посвящено христианизации Грузии (Там же. 1955. Т. 3. С. 16-22; 1957. Т. 4. С. 252-292) и истории взаимодействия различных религий: зороастризма и христианства (об истории митраизма в Грузии - Там же. 1945. Т. 2. С. 342-353; об антимаздаимской полемике в древнегруз. лит-ре, в частности в Житии Евстафия Мцхетского и Авива Некресского - Там же. 1955. Т. 3. С. 42-60); ислама и христианства (об отражении вост. суфизма в древнегруз. поэзии - Там же. 1945. Т. 2. С. 281-286) и др. Представлены также история Афона, груз. афонской лит. школы, груз. насельников Св. Горы (Там же. 1945. Т. 2. С. 218-236, 237-268; 1955. Т. 3. С. 65-86; 1956. Т. 1. С. 155-167; 1957. Т. 4. С. 90-114; 1974. Т. 13. С. 11-17, 18-25); груз. книгопечатания и деятельности Никифора Ирбаха в Риме (Там же. 1945. Т. 2. С. 292-313; 1955. Т. 3. С. 108-115; 1962. Т. 8. С. 352-356). В серии «Этюды...» К. издал мн. литургические, гимнографические, богословские и другие оригинальные и переводные памятники, такие как: «Малый канон» Иоанна-Зосима (Там же. 1955. Т. 3. С. 127-133), древнейшая грузинская Псалтирь (Там же. С. 120-126), сочинение Феодосия Гангрского «Памятная записка» (Там же. С. 271-310), «Хронограф» Георгия Амартола (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Что касается Ваших писем, то едва ли я их получал, т. к. у меня обычай отвечать на получаемые письма – или лично, или через канцелярию. Вероятно, если я получил Ваше письмо через Е[пископа] Владимирского, – я поручил или ему, или нашей канцелярии дать Вам по нему ответ, или, во всяком случае, известить Вас о получении его мною. Принимая во внимание, что Вы теперь более или менее свободны, было бы хорошо, если бы Вы нашли возможность быть в Москве, где мы могли бы с Вами обсудить вопрос о месте Вашего дальнейшего пребывания и о той или иной церковной работе Вашей. Если в Москве Вам нельзя быть прописанным, то Вы могли бы несколько дней пробыть в Лавре – на богомолье, т. к. теперь, кажется, могут быть даже прописанными за 60 км от Москвы лица, не имеющие права жить в самой Москве. Молитвенно желаю Вам здоровья и бодрости душевной. Прошу Ваших молитв. С братскою о Христе любовью П[атриарх] Алексий. 5 Апреля 1955 г. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия. Машинопись. 2. Около 10 апреля 1955 г. 35 Пасха 1955 г. Преосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Христе брат! Христос Воскресе! Радостно приветствую Ваше Преосвященство сею радостию Господнею и вместе благодарю Вас за слово приветствия, взаимно подавая Вам лобзание мира и любви о Христе. Воскресший Начальник жизни да хранит дни Ваши в благоденствии и здравии. С братской к Вам о Христе любовию Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Пасха Христова 1955 г. в Москве Д. 7. Л. 6. Подлинник. Автограф. 3. 24 ноября 1955 г. Сердечно благодарю Вас, Ваше Преосвященство, за Ваше доброе письмо и за присланный снимок с иконы Всех Святых Российских, написанной по Вашим указаниям М. Н. Соколовой. Нахожу превосходной эту композицию. Было бы желательно видеть самую икону. Где можно ее достать? Относительно иконы всех Святых русских XVII века попробую навести справки, но не ожидаю успеха от этого изыскания. Вы пишете, дорогой Владыка, о соблюдении каких-то правил этикета при сношениях со мною... Какой может быть этикет при сношениях между собою смиренных епископов православной Церкви, кроме братских чувств, выражаемых в беседе о деле Божием? Где этикет, там непременно доля неискренности и деланности. А между нами – Епископами, все должно быть чисто и свято.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Грик-стрит, Греческая улица, была связана с греческой общиной, которая в XVIII веке построила православную церковь на Чаринг-Кросс-роуд. http://en.wikipedia.org/wiki/House_of_St_Barnabas . Peter Anson, The Call of the Cloister (London, 1955), p. 242-259. Anson, Cloister , 1955, p. 455-457. Ананьина, которую упоминает о. Николай, – это Антонина Владимировна Ананьина (ум. 2006), крестная мать автора статьи. Антонина не была одной из «Белградских соловьев», но с удовольствием пела в хоре о. Николая. С 1970 по 1996 год Антонина Владимировна была регентом хора лондонского Кафедрального собора Русской Православной Церкви в изгнании. Больше информации об этой англиканской общине см. в разделе о Софии Квачадзе. Anson, Cloister , 1955, p. 385-393. Anson, Cloister , 1955, p. 336-355. Anson, Cloister , 1955, p. 385-393. (дата доступа: июль 2020 г.). Российский Красный Крест много и успешно помогал русской общине в Лондоне. Первоначально РКЦ располагался в бывшем посольстве, а затем переехал в «Русский Дом», где часто устраивались благотворительные ярмарки, чтобы собрать средства для беженцев и поддержать Церковь. Anson, Cloister , 1955, p. 439-446. Основатель общины в Ист-Гринстеде отец Джон Мейсон Нил (1818-1866) – священник Англиканской Церкви, ученый и исследователь восточного православия. Он был одним из главных основателей созданной в 1864 году Ассоциации Восточных Церквей, предшественницы Ассоциации Англиканской и Восточных Церквей. Среди книг, написанных Джоном Нилом, были «История святой Восточной Церкви» (1847) и «Гимны Восточной Церкви» (1865). В 1855 году отец Джон основал в Ист-Гринстед Общество святой Маргариты, главной миссией которого было ухаживать за больными. Позже были основаны сиротский приют, а также Школа святого Михаила в соседнем Уэст-Гринстед. В 1865 году, за год до своей смерти, отец Джон Нил руководил закладкой первого камня в фундамент монастыря святой Маргариты. В этих церемониях участвовал капеллан Российского Императорского посольства протоиерей Евгений Попов. Отец Евгений был капелланом посольства с 1842 года до своей смерти в 1875 году. Он известен многими достижениями, не в последнюю очередь тем, что руководил постройкой часовни при Императорском посольстве на Уэлбек-стрит в Лондоне, которая была открыта за несколько месяцев до его визита в Ист-Гринстед.

http://bogoslov.ru/article/6166355

До марта 1955 г. он находился в больнице в Праге. После этого Е. прибыл в Москву для продолжительного лечения и отдыха. Патриарх Алексий предоставил ему свои покои на патриаршей даче в Переделкине. 4 авг. 1955 г. Е. направил письмо Патриарху Алексию, в к-ром сообщал о решении оставить пост главы Чехословацкой Православной Церкви, т. к. возвращение в Прагу, по мнению врачей, ему противопоказано. Е. также просил назначить его на к.-л. кафедру в пределах СССР, но желательно не на юге страны. 8 авг. 1955 г. Свящ. Синод рассмотрел просьбу Е. и постановил «предоставить ему пребывание в Свято-Духовом монастыре в г. Вильнюсе с поручением ему управлять Литовской епархией». Вскоре после этого дочь Е. Елисавета посетила Вильнюс, чтобы подготовить переезд сюда отца. Ознакомившись с состоянием архиерейской резиденции в Свято-Духовом мон-ре, она направила письмо Патриарху Алексию, в к-ром сообщала, что резиденция требует капитального ремонта и переезд в нее Е., еще не оправившегося от тяжелой болезни, невозможен. В кон. авг. Е. обратился к Патриарху с просьбой пересмотреть решение Синода о назначении его в Вильнюс. 5 нояб. 1955 г. скончался митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) . 28 нояб. 1955 г. Свящ. Синод под председательством Патриарха Алексия постановил освободить Е. от управления Литовской епархией и определил ему быть митрополитом Ленинградским и Новгородским. 22 нояб. 1956 г. Свящ. Синод по представлению Е. постановил выделить Новгородскую епархию в самостоятельную и в связи с этим с 1 янв. 1957 г. освободить Е. от управления ею. Отныне Е. носил титул «митрополит Ленинградский и Ладожский». В 1955 г. верующим был возвращен Троицкий собор Александро-Невской лавры . По инициативе Е. здесь был проведен капитальный ремонт, по окончании которого 12 сент. 1957 г. он освятил собор. Е. продолжал общественную деятельность в защиту мира. В июне 1958 г. был избран в Совет Ленинградского обл. совета мира. В ночь с 26 на 27 марта 1959 г. у Е. случился повторный инфаркт. Он скончался ок.

http://pravenc.ru/text/189719.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010