Поэтому выбор молодого человека в пользу церкви вполне логичен. И полностью соответствует тому, что мы знаем о его современниках из галлоримской аристократии 868 . Кроме того, Цезарий имел живой пример успешной карьеры на этом поприще – своего родственника Эония, который стал епископом города Арля, одного из самых значимых и богатых городов в Галлии. Однако Цезарий направляется туда в сопровождении лишь одного раба и, по всей видимости, имея при себе рекомендательное письмо некого покровителя 872 . Аббат Порхарий принимает Цезария. Тот покровитель, вероятно, был настолько влиятелен, что Цезария сразу же назначают келарем общины – на должность, достаточно влиятельную в общине. Таким образом, он становится одним из ее важных руководителей и распоряжается ее имуществом. И сопоставив все это, мы не погрешим против истины, если скажем, что под маской некоего покровителя скрывался его родственник, епископ Арля. Абсолютно очевидно, что только заступничество епископа Эония могло помочь в одночасье из простого чтеца сделаться келарем крупнейшей и влиятельнейшей монашеской общины Запада, тесно связанной с епископатом Арля 873 . Естественно, на этом поприще Цезарий столкнулся и с оппозицией из людей не менее знатных, но давно уже живущих в общине и, по их мнению, более достойных этой должности. И очень скоро часть монахов выступила против Цезария, потребовав от настоятеля смещения Цезария с должности, что вскоре и было сделано 874 . Мы не можем с полной уверенностью утверждать, действительно ли Цезарий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, как утверждали монахи аббату, или же это были всего лишь происки оппозиционной к нему партии, но факт остается фактом: карьера Цезария, совсем недавно казавшаяся столь безоблачной, дала первый сбой. В связи с этим событием его авторитет в общине стал минимальным, противоборствовавшая же ему партия восторжествовала. В таких условиях Цезарий решается на практически полный разрыв с общиной, начинает пренебрегать укоренившимися нормами общежительного монашества в Галлии, особенно теми, которые были заложены авторитетом Кассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Папа Симмах поддержал последние три пункта петиции, но первый и самый главный для Цезария пункт поддержал лишь частично 951 . Дело в том, что сам папа Симмах детально рассматривал вопрос о возможном отчуждении церковного имущества в 502 г. и постановил, что церковное имущество можно передавать в ведение монастыря, достойного клирика или пилигрима только в качестве узуфрукта. Причем это решение было принято в контексте защиты Симмаха от нападок сторонников антипапы Лаврентия и соответствовало его собственным политическим интересам 952 . И он, естественно, не мог в этом вопросе пойти навстречу Цезарию. Не получив полного удовлетворения по своей петиции, Цезарий получил от папы Симмаха очередное подтверждение своих прав на диоцезы, находящиеся за р. Дюранс, которые de facto находились под контролем епископа Вьенны Авита. Это решение не могло изменить фактическую ситуацию, однако Цезарий всячески пытался помешать Авиту превратить этот контроль из статуса de facto в статус de jure 953 . Кроме того, папа Симмах подтвердил притязания кафедры Арля как митрополии и для Второй Нарбоннской провинции, которая тоже подчинялась власти короля Италии. И, наконец, Цезарий удостоился высшей чести от папского престола и был назначен папским викарием в Галлии, т. е. своим официальным представителем. Из-за объективной невозможности своего непосредственного участия в делах Галлии и дабы не потерять свой престиж на Западе, папский престол вынужден был последовать такой политике и делегировать свои права непосредственно на места. Такая практика уже существовала в Испании и в Иллирике, где были свои викарии. Такая политика папства и для самой Галлии была совсем не нова. Попытка усиления Арльского епископата и превращения его в проводника папской политики в Галлии была произведена папой Зосимом еще в 417 г., но она встретила решительную оппозицию провинциального духовенства, и уже в 428 г. папа Целестий был вынужден отказаться от этой идеи 954 . Однако в 513 г. папа Симмах решил повторить эту попытку и снова назначить викарием епископа Арля. Таким образом, Цезарий стал первым после почти столетнего перерыва, кто был назначен викарием Галлии. Его основная функция состояла в представлении интересов папского престола путем созыва соборов по проблемам, интересующим Рим, передавая в ведение Рима только те проблемы, которые не могут быть решены на уровне этих соборов. Так, в его ведении было снабжение клириков, идущих в Рим, специальным сопроводительным письмом, чтобы только подтвержденная викарием информация о делах в Галлии доходила до Римского престола 955 . Это назначение должно было показать наличие тесной связи и большого доверия между епископом Арля и Римом, а также подразумевало передачу Цезарию на правах викария контроля над всей Галлией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако это совсем не значит, что «Vita Cæsarii» не содержит те штампы и шаблоны, которые существовали в то время в агиографии. В этом труде естественно отразилось желание создать образ Цезария, основываясь на уже имевшихся библейских и агиографических примерах 857 , в которых большое внимание уделялось его христианским добродетелям. Особенное место в жизни Цезария, по замыслу авторов, занимало усердие в проповедях, забота об обездоленных, сотворение добрых дел и выкуп пленных. Остальные же важные события его жизни, связанные с его бурной деятельностью на епископской кафедре Арля сначала под властью вестготов, потом остготов и, наконец, франков, либо отодвинуты на задний план, либо по какой-то причине совсем опущены. Сами по себе чудеса Цезария, наполняющие две книги его жизни и в основном связанные с излечением и изгнанием нечистой силы, не несут в себе полезной исторической информации, но именно благодаря этим пассажам мы узнаем достаточно много не только о культуре и быте этого региона, но и о существовавших в то время сельских приходах в окрестностях Арля. Сам факт, что житие было выполнено по заказу Цезарии Младшей, до некоторой степени определяет цель его создания, т. е. чтобы через прославление дел святого и описания его подвижнической и аскетической жизни поддержать престиж женского монастыря и предоставить монахиням пример аскетической жизни, которую проповедовал сам Цезарий. Несомненно, что возникновение культа святого Цезария должно было помогать монастырю, в котором хранились мощи святого. Поэтому даже слухи, ходившие у храма апостолов, о чудесной силе мощей Цезария были внесены в Vita 858 . Создание этого труда и продвижение культа святого Цезария, несомненно, было в интересах наследников Цезария на епископской кафедре города Арля, которые стремились благодаря развитию этого культа усилить свои позиции в раннесредневековом мире 859 . Прежде чем обратиться к изложению самой жизни Цезария, хотелось бы остановиться на некоторых моментах. У. Клингшерн в своей монографии (Cæsarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul) на основе существующих свидетельств достаточно полно описал жизнь и деятельность Цезария, и эта работа выступает основополагающей для всех, кто обращается к фигуре Цезария.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вне Италии, всего более христианских саркофагов сохранилось в южной Франции, где в первые века торжества церкви проявилась значительная пластическая деятельность, как это мы видим по барельефам, иногда, очень сложного сочинения, многочисленных, дошедших до нас, гробниц, находящихся теперь в музеях и в церквах Лиона, Арля, Марселя, Эса в Провансе и других городов южной Франции 924 и северной Испании. Все эти саркофаги принадлежат ко временам торжества церкви, и большая часть из них – к V-мy веку. В Марселе и в Арле можно указать несколько подобных гробниц, вероятно, второй половины III-ro столетия, но нет достаточно доказательств, чтобы положительно утверждать это. Саркофаги Галлии, особенно, IV-ro века, представляют столь сильное сходство с итальянскими, что их можно принять за работу римских мастеров. Но, так как произведения языческого искусства южной Галлии составляют подражание, более или менее удачное, создавшегося в столице империи – в Риме, то повторение того же факта на христианской почве не должно удивлять нас. В V-м столетии, однако, после наводнения Галлии варварами и падения западной Римской империи, когда связи между Римом и этой страною были значительно ослаблены и, наконец, прерваны окончательно, прекратилось также и влияние римских скульпторов на художников Галлии. Мы, в самом деле, находим в барельефах саркофагов, открытых в южной Франции и принадлежащих к V-мy и последующим векам, некоторые особенности в стиле и в выборе сюжетов, делающие из этих памятников отдельную группу. Саркофаги Галлии можно разделить на два отдела. Один принадлежит юго-восточной, другой – юго-западной части этой страны. Типы первого мы находим в музее Арля – город, называемый Римом южной Галлии. Барельефы этих гробниц, не имея красоты и правильности памятников подобного рода, римского происхождения, однако, выше в художественном отношении саркофагов юго-западной Галлии. Образцы последних мы находим в Тулузе; они более грубого исполнения, фигуры и архитектурные мотивы их тяжелы и массивны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36 . Без сомнения, по этой причине и за это его старание дьявол , аки лев рыкающий, злясь на раба Божьего, когда еще раз обвинение против него было выдвинуто 1050 , сделал так, что епископ был выведен из Арля и приведен в Италию, находясь по пути в Равенну под постоянной охраной. Чтобы на его примере было явлено: «Как золото и серебро поверяется в печи, так души избранных у Господа». Цезарий вступил во дворец и, намереваясь приветствовать короля Теодориха, подошел к нему, ведомый Христом. Как только король заметил почтенного и бесстрашного Цезария, встал для приветствия, сняв символ королевской власти с головы, снисходительно ответил на приветствие и спрашивал прежде всего о страданиях его в пути, затем подробно о своих готах и о жителях Арля. Когда епископ Цезарий покинул короля, тот обратился к своим приближенным: «Пусть Господь не пощадит тех, кто напрасно заставил проделать столь долгий путь человека такой святости и безупречности. Кто он есть, было проверено здесь. Ведь когда он вошел для приветствия, меня сотрясло. Я вижу ангельское лицо и вижу апостольского мужа и считаю грешным высказывать что-либо дурное о столь почтенном человеке» 1051 . 37 . После этого, когда Цезарий пришел на постоялый двор и намеревался там позавтракать, король отослал ему в подарок серебряное блюдо, вес которого оценивался примерно в 60 фунтов, и, прибавив к нему еще 300 солидов, просил: «Прими, святой епископ! Король, твой сын, просит тебя принять в дар небольшое блюдо, чтобы ты, пользуясь им, хранил память о короле». Цезарий же, не имея по обыкновению ничего серебряного на столе, кроме ложек 1052 , на третий день приказал своим слугам для общественной пользы продать ценное блюдо, а за вырученные деньги начал освобождать множество пленников. Вскоре, как рассказывают 1053 , собственные слуги рассказали королю: «И вот! Мы увидели выставленным на продажу твой дар, за цену которого епископ Цезарий освободил множество пленных. И столько бедных скопилось на входе и в гостиной его дома, что из-за столпившихся несчастных едва можно было подойти для его приветствия. Ведь мы видели на улице неисчислимую толпу несчастных, входящих к нему и выходящих от него».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прованс, и в частности Арль, несколько раз переходил из рук в руки, а к 500 г. находился под властью бургундов 886 . Но в 500 или 501 г. в Бургундском королевстве произошел очередной этап междоусобной борьбы, в которую вмешались и соседние королевства. Бургундский король Гундобад был разбит войском франкского короля Хлодвига близ Дижона, Гундобад, преследуемый Хлодвигом, скрылся в Авиньоне 887 , и казалось, что участь его была уже предрешена. Но Гундобад находит себе союзника в войне против врагов, им становится вестготский король Аларих II, который давно уже враждует с Хлодвигом. Гундобад заключает союз с Аларихом 888 , но взамен он, по-видимому, был вынужден передать контроль над Провансом, и в частности Арлем, Алариху. В результате этого Аларих двинулся к границам франков, и Хлодвиг, дойдя до Вьенны, вынужден был вернуться в свое королевство, опасаясь нападения вестготов 889 . Благодаря этому, Гундобад получил необходимое ему время, за которое он смог заново собрать силы и вернуть себе Бургундское королевство. Однако он вынужден был на время смириться с потерей выхода к Средиземному морю и экономически важного региона с крупнейшими городами Арль и Марсель. Во время этих бурных событий епископ Арля Эоний, предчувствуя свою скорую кончину, пожелал передать епископскую кафедру Арля в руки своего родственника Цезарию. Определение епископом своего преемника, хотя такие попытки и предпринимались в то время постоянно, все же напрямую противоречило церковному принципу свободного выбора должности епископа 890 . Однако Эония это не смущало, и он всего лишь спустя 3 года после того, как сделал Цезария аббатом, обратился к народу, клиру и господам, «чтобы они, когда он сам по воле Бога отойдет к Христу, решили, что никто другой, кроме Цезария, не будет назначен ему наследником» 891 . И когда, по мнению Эония, согласие в этом вопросе было получено и все надежно устроено, Эоний спокойно скончался, уверовав, что кафедра останется в руках его семьи. После кончины Эония Цезарий лишился уже привычной поддержки и должен был сам бороться за то наследие, которое вроде бы уже было оставлено ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти Раймунда VII (1249) Тулузское графство перешло мужу его дочери Альфонсу де Пуатье, младшему брату франц. кор. Людовика IX Святого . Поскольку в то время Альфонс вместе с королем участвовал в 7-м крестовом походе, во владение графством вступила его мать, вдовствующая кор. Бланка Кастильская. Фукуа стал одним из советников кор. Бланки, а затем и Альфонса, после его возвращения во Францию (осень 1250). Фукуа участвовал в переговорах Альфонса де Пуатье и его брата Карла Анжуйского с коммунами Арля и Авиньона (апр.-май 1251), входил в состав комиссии юристов, рассматривавших законность завещания гр. Раймунда VII (28 мая 1251). Как советник графа Фукуа, участвовал в работе над новой инструкцией для сенешалей, бальи и судей, призванной ограничить злоупотребления в судопроизводстве; был членом комиссии по реформированию управления Тулузским графством (с 1252). Служба у Альфонса де Пуатье позволила Фукуа приобрести связи при королевском дворе. В 1254-1257 гг. он был членом комиссии, созданной для изучения и защиты прав франц. монарха в южнофранц. сенешальствах Каркасон и Бокер. Участвовал в работе над ордонансом Людовика IX о реформе управления королевством (дек. 1254). В качестве юриста-консультанта сотрудничал с активно действовавшей на юге Франции инквизицией . Свои рекомендации обобщил в трактате «Quaestiones quindecim ad inquisitores» (Пятнадцать вопросов инквизиторам, ок. 1260), сохранявшем практическое значение до кон. XVII в. Овдовев, Фукуа обратился к церковному служению. В кон. 1254 или нач. 1255 г. он получил место клирика королевской капеллы, затем стал каноником собора в Ле-Пюи. Ок. 1256 г. рукоположен в сан пресвитера; вероятно, в том же году стал архидиаконом диоцеза. После смерти Армана де Полиньяка, еп. Ле-Пюи, Фукуа был избран на епископскую кафедру (11 июня 1257), подчиненную непосредственно Папскому престолу. По неизвестным причинам папа Римский Александр IV (1254-1261) сначала с неодобрением отнесся к кандидатуре Фукуа и лишь 19 окт. утвердил результат выборов. В янв. 1258 г. состоялась епископская хиротония Ги Фукуа. Тогда же он стал членом Парижского парламента и получил должность королевского советника. Фукуа проживал гл. обр. при королевском дворе; в июле 1259 г. он заключил с кор. Людовиком IX выгодное для своего еп-ства соглашение об имущественных и о фискальных правах короля в диоцезе, что обеспечило новому епископу поддержку местного духовенства. Был посредником на переговорах короля Арагона Хайме (Жауме) I с горожанами Монпелье (кон. 1258), представлял интересы франц. монарха в его тяжбе с архиепископом Арля (1259).

http://pravenc.ru/text/1841383.html

Наконец, он всячески настаивал на том, чтобы после его смерти Кесарий стал его преемником. Последнее произошло, хотя и не так гладко, в 502 г., когда Кесарий стал епископом Арльским 859 . Именно в качестве епископа этот выходец из Леринского монастыря представляет особый интерес. Как архипастырь, занимающий наиболее престижную в Галлии кафедру 860 , Кесарий взял на себя огромную ответственность, которую с честью оправдал. Он предложил такой стиль пастырства, который соответствовал превратностям эпохи. Он не только исполнял традиционную, характерную для предшествовавшего столетия роль деятельного епископа, но и осуществлял особое пастырское попечение в изменяющемся мире, в условиях упадка грамотности. Иными словами, он заботился одновременно и о физическом благосостоянии своих сограждан в период варварских междоусобиц, и об их духовном благополучии в радикально изменяющемся мире. По мнению Хилгарта, Кесарий является выразителем той «роли, которую играли местные галло-романские епископы в смутный период между падением Рима и установлением гегемонии франков». К его заслугам можно отнести «относительно мирный переход [Арля и Прованса] сначала от вестготов к остготам (508 г.), а затем (536 г.) от остготов к франкам» 861 . После осады Арля в 508–509 гг. Кесарий выкупил пленных у готов, сначала опустошив епископскую казну, а затем продав ценную богослужебную утварь 862 . В 513 г. сопротивление со стороны клира, возможно, связанное с тем, что он продал церковные ценности ради поддержки основанного им женского монастыря, привело к тому, что он был арестован и доставлен ко двору остготского правителя Теодориха в Равенну. Однако Кесарий обернул это в свою пользу, добившись со стороны Теодориха и папы Симмаха поддержки в деле расширения властных полномочий арльской кафедры 863 . Он даже употребил полученные от Теодориха дары, чтобы выкупить у остготов пленников, в том числе жителей Оранжа 864 . Среди других форм его благотворительной деятельности, отвечающей нуждам времени, следует указать на учреждение больницы 865 и устройство жилья для бывших узников, для чего использовался даже его собственный дом 866 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Это еще раз показывает, насколько для Алариха II был вынужден такой шаг, который должен был компенсировать те затруднения, которые возникли при вынужденном разделе Арльской митрополии. Однако не совсем ясно, насколько этот шаг компенсировал все те явные преимущества, которые могло дать пребывание под властью Гундобада. Ведь если бы Арль перешел к бургундам, Гундобад мог своей властью подтвердить те льготы, которые даровал Аларих II, тем самым отрезав последнюю нить, связывавшую Цезария с вестготским королевским двором. Кроме того, если заглянуть немного вперед, то в связи с этим стоит вспомнить поведение Цезария во время осады Арля франко-бургундскими войсками в 508 г. В тот момент он тоже повел себя недостаточно лояльно по отношению к вестготам и, по всей видимости, был не прочь передать город осаждавшим 908 , но ему помешали горожане и готский гарнизон. Этот эпизод показывает, что для Цезария дарованный Аларихом II иммунитет не смог полностью компенсировать преимущества, которые он получил бы, пребывая под властью Гундобада. Приняв во внимание все вышесказанное, можно прийти к мнению, что обвинения Луциниана, скорее всего, не были беспочвенными. Хотя мотивы Луциниана как сторонника оппозиционной Цезарию партии легко объясняются желанием дискредитировать Цезария в надежде на новое избрание епископа 909 , что само по себе не исключает возможной виновности Цезария. Он имел поводы для недовольства сложившейся политической ситуацией в первые годы своего епископства, но имел ли он в то время силы и возможности для непосредственного осуществления приписываемого ему замысла, остается неясным. Скорее всего, нет. Но Аларих имел формальные основания для ссылки Цезария и решил воспользоваться этим в своих интересах. Хотелось бы подчеркнуть, что эта ссылка не имела под собой никакой религиозной подоплеки и была связана с чисто политическими мотивами. Поэтому ее нельзя привести как пример гонений против католического духовенства при Аларихе II. Итак, в 505 г. Цезарий отправляется из Тулузы в ссылку в Бордо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(62). Ad prandium vero et ad cenum mensæ suæ sine cessatione cotidie legebatur, ut uterque interior exteriorque homo satiatus refectione duplici lætaretur. In hac ergo arta constrictaque conclusione audientes cum sudore, fateor, et verecundia grandi multi ante eum mox obliviosi sunt agniti, dum pauci, quod peius est, commissam narratiunculam potuerant saltuosis compendiis replicare. In domo vero ecclesiæ suæ, sicut illo præsente, ita absente, convivium semper præparatum est clericis sive quibuscumque advenientibus. Nullus illo superstite tamquam ad extraneam civitatem, sed tamquam ad propriam domum Arelato venit. Cum grandi zelo hac fervore spiritus sollicitudinem gerens de ecclesiis, de monasteriis, de peregrinis, de viduis, de infirmantibus, de quorumcumque causis, ne aliquis contra vestigia oppriineretur, precabatur. Universos viros occurrentes sibi tantæ caritatis affectu excepit, cum tam sancto et dulci alloquio affatus est, ut partem se æternæ benedictionis percipere crederet, quicumque eius expetiit præsentiam. Mulieres tamen intra domum ecclesiæ non ad salutandum, non qualibet causa, nec religiosæ nec propinquæ ancillæ, nulla omnino feminarum introeundi habuit licentiam. Et vere sancta, cauta et perfecta consuetudo, ut abscindatur omnis occasio maligna sive sinistra suspicio. (63). Et quia de innumerabilibus eius bonis hæc pauca præsuinpsimus attingere, sufficiant manifesta, etiamsi celantur occulta. Rogamus tamen vos, sancti fratres Messiane presbyter et Stephane diacone, quibus de illo multa comperta sunt, pro eo quod ab adolescentia in obsequio ipsius fuistis, ut huic opusculo vestram quoque collationem iungatis. Explicit liber primus. Начинается жизнеописание. 3 . Святой и блаженный Цезарий, епископ Арля, был уроженцем области Шалона. Его родители, равно как и вся его семья, служили великим примером славы и знатности и отличались от всех своих сограждан своим нравом и верой. Этот почитаемый святой, будучи семи лет от роду, без колебаний раздавал бедным имевшуюся у него одежду. И часто, когда Цезарий возвращался домой раздетым, родители, встречая его, строго ругали за то, что он отдал свои одежды. Он же им отвечал, что они были отняты прохожими.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010