Барельеф на саркофаге Юния Басса вместе с Иовом представляет его жену и одного из друзей, пришедшего посетить его: жена его стоит перед ним в глубоком трауре знаменитых римских матрон, согласно с описанием Тертуллиана ; в одной руке она держит платок, которым прикрывает свой нос и рот, предохраняя себя от дурного запаха, исходившего от ран ее злополучного мужа и от зловонного дыхания, которое, как сам он жаловался, было для нее предметом отвращения 692 ; другой рукой она держит перед собою и протягивает к мужу предмет, который объясняется археологами различно: по предположению Боттари это – flabelium – веер, или даже зеркало; по предположению Мюнтера, тоже или веер, или зрительное стекло, что по меньшей мере сомнительно; предположение же Гарруччи, будто это – colum vinarium, которым она хочет ударить мужа, положительно невероятно. Самым естественным и правдоподобным представляется объяснение Северано, принимаемое Аринхи и Мартиньи, что она подает ему на палке хлеб 693 . Третье лицо, стоящее рядом с женою пред Иовом, никто иной, как один из друзей Иова, быть может, Элифаз, который первый пытался утешить его. Почти в тех же условиях представляет Иова копия с барельефа г. Арля, опубликованная Эдмондом Ле-Бланом, с той, впрочем, разностью, что жена Иова одна пред ним, что Иов вместо кучи навоза сидит на складном стуле античной формы, sedes decussata, и правую ногу свою поставил на три предмета шарообразной формы, которые археологи затрудняются объяснить 694 . Это единственный памятник, представляющий Иова на кресле. На одной фреске 695 Иов, сидящий на куче навоза, держит в руке предмет, которым, кажется, скоблит свою ногу: это, без сомнения, черепок, которым он, по рассказу Библии 696 , чистил гной на своих ранах. Барельефы галльских саркофагов представляют Иова согласно с римскими, с некоторыми разностями в подробностях. На саркофаге музея Lapidaire в Лионе 697 Иов сидит на куче навоза, одетый в тунику и короткую мантию, и держит пред собою нечто вроде свернутого свитка, чем выражено, по всей вероятности, желание Иова, чтобы слова его были записаны, желание, осуществленное в книге, переходящей из рода в род под его именем; перед ним стоят двое из его друзей в дорожном одеянии, и, указывая рукой, смотрят на него с выражением иронии.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

К классической манере Тосканы принадлежит скульптурная группа «Св. Мартин и нищий», выполненная ок. 1204 г. для собора в Лукке, возможно мастером Гвидетто да Комо (в наст. время она находится в интерьере собора, на фасаде установлена копия). На купели работы мастера Роберто (кон. XII в.) из ц. Сан-Фредиано в Лукке, украшенной сценами из истории прор. Моисея (Dizionario dell " arte italiana. Mil., 1981. Р. 239), можно видеть композиционные и иконографические заимствования из раннехристианских рельефов: размещение фигур под арками, 3/4-ные развороты персонажей, применение контрапоста, изображение Иисуса Христа в круглом медальоне (тип «imago clipeata») как Доброго Пастыря. Персонажи объемны, подвижны, очень пластичны; многие задрапированы в античном духе. В архаичной манере оформлены порталы в церквах Санта-Мария-Маджоре в Тускании (обл. Лацио; XII в.), Пьеве-ди-Корсиньяно в Пьенце (обл. Тоскана; XII в.), в соборе Санти-Пьетро-э-Паоло в Соване (обл. Тоскана; XII в.), капители в ц. Пьеве-ди-Сан-Пьетро-а-Ромена в Пратовеккьо (обл. Тоскана). Юж. Италия (Апулия, Калабрия, Базиликата, Абруццо и Сицилия). Для этого региона характерно смешение влияний раннехрист. и лангобардского искусства, Нормандии, Византии, Ломбардии и араб. Востока. Мастера украшали в основном порталы и предметы церковной обстановки (кафедры, епископские троны). Здесь редки большие портальные композиции со сложной иконографической программой. Чаще всего это один портал на фоне плоского фасада-экрана, оформленного в пизанском стиле (собор Санта-Мария-Ассунта в Трое, обл. Апулия) или ломбардском стиле с портиком-крыльцом (собор Санта-Мария-Ассунта-э-Сан-Валентино в Битонто, обл. Апулия). Купель. Кон. XII в. Мастер Роберто (ц. Сан-Фредиано, Лукка) Купель. Кон. XII в. Мастер Роберто (ц. Сан-Фредиано, Лукка) Примером раннероманской декорации могут служить капители крипты собора свт. Николая в Бари (Апулия; построен в 1087), с птицами и львиными масками, выполненными в низком рельефе. Тимпан юж. портала собора в Трое (2-я четв. XII в.) принадлежит к классицизирующему направлению романской скульптуры. Сцена «Иисус Христос, попирающий аспида и василиска» восходит к раннехрист. эпохе, а проработка фигур, драпировок, тип лиц близки к визант. рельефам из слоновой кости. К этому же направлению можно отнести позднероманский западный портал («портал Луны») монастырской ц. Сан-Джованни-ин-Венере (обл. Абруццо). Согласно надписи, он датируется 1230 г. В композиции тимпана сохранились только фигура Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей. Все рельефы выполнены из мрамора. Мастер, оформлявший портал, был хорошо знаком не только с произведениями скульпторов Арля и аббатства Сен-Жиль-дю-Гар, но и с античными рельефами. Многоплановая композиция с группой пророков на правом откосе свидетельствует о желании передать глубину пространства по примеру рим. саркофагов.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

XIX в. (собор св. Трофима в Арле, Франция) Реликварий свт. Кесария Арелатского. XIX в. (собор св. Трофима в Арле, Франция) В 30-х гг. VI в. Остготское королевство было разрушено, Прованс вошел в состав королевства франков. Похвала Жития в адрес кор. Хильдеберта (Vita Caesarii. II 45) свидетельствует, что К. с радостью воспринял переход под власть православного короля ( Delage. 2010. P. 97). В 538 г. К. получил от папы Вигилия письмо «Si pro observatione caelestium», которое было посвящено поставленному кор. Теодебертом вопросу о том, что делать с человеком, который вступил в брак с женой своего брата ( Caes. Arel. Ep. 17// Morin. 1942. P. 31-32). Исследователи отмечают, что К. не участвовал ни в одном из Соборов, проводившихся в Сев. Галлии после 537 г., и не посылал на них своих представителей ( Delage. 2010. P. 98). Инициативы К. по реорганизации Галльской Церкви не получили дальнейшего развития на церковных Соборах во франк. Галлии ( Klingshirn. 1994. P. XV). За неск. дней до смерти К. приказал принести себя в основанный им женский монастырь, чтобы попрощаться с сестрами (Vita Caesarii. II 47), к-рых тогда было уже более 200. Согласно хронологии, предложенной в XVII в., К. умер 27 авг. 543 г., в канун памяти блж. Августина, которого он глубоко почитал (Ibid. II 48; см. также: Malnory. 1894. P. 1. Not. 1; Plinval. 1953. Col. 188; Dorenkemper. 1953. P. 4). Однако среди совр. исследователей предпочтительной считается дата на год раньше - 27 авг. 542 г. (см.: Krusch B. Vita Caesarii//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 444; Klingshirn. 1992. P. 81, 84; Idem. 1994. P. 260; Vog üé . 1988. P. 26; Gryson. 2007. P. 348). К. был погребен в Арелате в базилике Св. Девы Марии (Vita Caesarii. II 50). Частица мощей К. в наст. время покоится в кафедральном соборе св. Трофима в Арле. Некоторые предметы облачения К. (паллий, далматик и пояс) хранятся в Музее античного Арля. Впосл. племянник К. диак. Теридий способствовал распространению правил К. ( Vog üé . 1988. P. 28). Жен. мон-рь, основанный К., просуществовал до Французской революции, однако монашеские правила К.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Далее, в древности даже личные молитвы читались вслух. Новый Завет приводит многочисленные примеры такой молитвы вслух, и это подтверждается многими другими источниками, как языческими, так и христианскими, из классического и позднеантичного периодов. Св. Никита Ремесцианский († после 414) в своём литургическом трактате „О пользе гимнов“, 13–14, увещевает свою паству, что во время бдений они должны внимать чтению Писания, и не отвлекать чтеца и других собравшихся бормотанием вслух своих частных молитв: „Никто не должен молиться столь громким голосом, который мог бы помешать читающему“. Столетие спустя св. Кесарий, митрополит Арля (503–542) поднимает тот же вопрос в своих Проповедях (72, 2): „Прежде всего, возлюбленные, когда мы приступаем к молитве, мы должны молиться в тишине и молчании. Если ктото хочет молиться вслух, он может похитить плоды молитвы от стоящих рядом с ним“. Даже после появления фиксированных литургических формул, которые получают широкое распространение к концу IV века, литургические молитвы продолжают читаться вслух, поскольку именно так в те дни люди читали, даже будучи наедине и читая для себя. Деяния Апостолов, ( Деян.8:27–35 ) приводят пример такой личной молитвы вслух, это же делает Августин в своей „Исповеди“, VIII, 6 (15), IX, 4 (8). Наша современная практика молчаливого чтения, даже „чтения глазами“, без произнесения слов вслух и даже без движения губ была для древних редким искусством, вызывавшим удивление при столкновении с ним, как это видно из „Исповеди“ Августина, VI, 3 (3). Так что, даже когда предстоятели на Литургии читали фиксированный текст, всё равно можно сделать вывод, что они читали вслух, поскольку в древности именно так люди читали даже для себя. На основании выше написанного, следует сделать вывод, что ранние христиане и христиане позднеантичного периода молились вслух независимо от того, была ли молитва личной или литургической, спонтанной или читаемой с написанного текста. 2. Что произошло с этой традицией? К окончанию периода поздней античности ранняя традиция начала приходить в упадок и литургические молитвы, молитвы, такие, как Евхаристическая анафора, начали читаться тайно. Впервые мы это видим у сирийских христиан. В приписываемой Нарсаю (†502) Гомилии 17 о восточно-сирийской анафоре говорится: «Одетый в яркие одежды священник, язык Церкви, открывает уста и тайно говорит Богу, как своему знакомому». В греческих источниках, ок. 600 г. Иоанн Мосх в своём «Луге Духовном», 196, замечает, что «в некоторых местах у священников был обычай произносить [евхаристическую] молитву вслух» имея в виду, надо полагать, что это уже не было повсеместным обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наиболее популярными в средние века были святые апостолы Петр и Павел, Андрей, Иаков, а также святой апостол и первомученик Стефан, святой великомученик Георгий, святитель Николай из Мир Ликийских (брошенный в заточение при гонении на христиан императора Диоклетиана) и др. И это было общим как для православных, так и католиков. Социальные связи господства–подчинения, личной зависимости, патроната, ментальность людей западноевропейского феодального средневековья нашли свое выражение и в эволюции культа святых мучеников. Отношения личной зависимости были спроецированы и на не основанную на опыте связь человек – святой мученик. Мученики рассматривались как святые покровители целых государств, отдельных регионов, сословий, даже монастырей. Великомученик Георгий стал святым покровителем Англии, Генуэзской республики, апостол Андрей – Шотландии. Святой Георгий выступал патроном рыцарей 235 . Корпоративная структура феодального общества породила и такое явление, как святые мученики – покровители цехов ремесленников и гильдий купцов. Выводить феномен покровительства христианских святых таким различным общностям людей средневековья только из позднеримского института патроциния, как это делает американский историк П. Браун 236 , неправомерно. Слишком ограниченной получается социальная составляющая для широкого спектра множества макро- и микрогрупп средневекового общества, явно не учитываются ментальные характеристики людей средневековья, отнюдь не тождественные ментальности поздней античности. То, что запрещалось в поздней Римской империи церковными Соборами и императорскими указами как языческая практика в культе мучеников, в средневековье стало составной частью культа святых. Аграрный характер средневековой экономики привел к восприятию многих мучеников в качестве покровителей отдельных видов сельскохозяйственных занятий. Апостолы-мученики Петр и Павел в восприятии средневековых христиан могли помочь установиться благоприятной погоде. Даже в начале XVI в. сельский люд в окрестностях Арля во Франции молил покровителя своей местности: «Святой Петр, пособи нам в нашей нужде, пошли нам, ради Бога, дождь!» Причем, поскольку дождь пошел не сразу, была попытка утопить изображение апостола-мученика 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, в древности даже личные молитвы читались вслух. Новый Завет приводит многочисленные примеры такой молитвы вслух, и это подтверждается многими другими источниками, как языческими, так и христианскими, из классического и позднеантичного периодов. Св. Никита Ремесцианский (†после 414) в своём литургическом трактате «О пользе гимнов», 13–14, увещевает свою паству, что во время бдений они должны внимать чтению Писания, и не отвлекать чтеца и других собравшихся бормотанием вслух своих частных молитв: «Никто не должен молиться столь громким голосом, который мог бы помешать читающему». Столетие спустя св. Кесарий, митрополит Арля (503–542) поднимает тот же вопрос в своих Проповедях (72, 2): «Прежде всего, возлюбленные, когда мы приступаем к молитве, мы должны молиться в тишине и молчании. Если кто-то хочет молиться вслух, он может похитить плоды молитвы от стоящих рядом с ним». Даже после появления фиксированных литургических формул, которые получают широкое распространение к концу IV века, литургические молитвы продолжают читаться вслух, поскольку именно так в те дни люди читали, даже будучи наедине и читая для себя. Деяния Апостолов, 8:27–35 приводят пример такой личной молитвы вслух, это же делает Августин в своей «Исповеди», VIII, 6 (15), IX, 4 (8). Наша современная практика молчаливого чтения, даже «чтения глазами», без произнесения слов вслух и даже без движения губ была для древних редким искусством, вызывавшим удивление при столкновении с ним, как это видно из «Исповеди» Августина, VI, 3 (3). Так что, даже когда предстоятели на Литургии читали фиксированный текст, всё равно можно сделать вывод, что они читали вслух, поскольку в древности именно так люди читали даже для себя. На основании выше написанного, следует сделать вывод, что ранние христиане и христиане позднеантичного периода молились вслух независимо от того, была ли молитва личной или литургической, спонтанной или читаемой с написанного текста. 2. Что произошло с этой традицией? К окончанию периода поздней античности ранняя традиция начала приходить в упадок и литургические молитвы, такие, как Евхаристическая анафора, начали читаться тайно. Впервые мы это видим у сирийских христиан. В приписываемой Нарсаю (†502) Гомилии 17 о восточно-сирийской Анафоре говорится: «Одетый в яркие одежды священник, язык Церкви, открывает уста и тайно говорит Богу, как своему знакомому». В греческих источниках, ок.600 г. Иоанн Мосх в своём «Луге Духовном», 196, замечает, что «в некоторых местах у священников был обычай произносить [евхаристическую] молитву вслух» имея в виду, надо полагать, что это уже не было повсеместным обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Далее, в древности даже личные молитвы читались вслух. Новый Завет приводит многочисленные примеры такой молитвы вслух, и это подтверждается многими другими источниками, как языческими, так и христианскими, из классического и позднеантичного периодов. Св. Никита Ремесианский († после 414) в своем литургическом трактате О пользе гимнов 13–14, увещевает свою паству, что во время бдений они должны внимать чтению Писания, и не отвлекать чтеца и других собравшихся бормотанием вслух своих частных молитв: «Никто не должен молиться столь громким голосом, который мог бы помешать читающему». Столетие спустя св. Кесарий, митрополит Арля (503–542) поднимает тот же вопрос в своих Проповедях 72, 2: «Прежде всего, возлюбленные, когда мы приступаем к молитве, мы должны молиться в тишине и молчании. Если кто-то хочет молиться вслух, он может похитить плоды молитвы от стоящих рядом с ним». Даже после появления фиксированных литургических формул, которые получают широкое распространение к концу IV века, литургические молитвы продолжают читаться вслух, поскольку именно так в те дни люди читали – даже будучи наедине и читая для себя. Деяния Апостолов 8:27–35 приводят пример такой личной молитвы вслух, это же делает Августин в своей Исповеди VIII, 6 (15), IX, 4 (8). Наша современная практика молчаливого чтения, даже «чтения глазами», без произнесения слов вслух и даже без движения губ была для древних редким искусством, вызывавшим удивление при столкновении с ним, как это видно из «Исповеди» Августина гл. VI, 3 (3). Так что, даже когда предстоятели на литургии читали фиксированный текст, все равно можно сделать вывод, что они читали вслух, поскольку в древности именно так люди читали даже для себя. На основании вышенаписанного, следует сделать вывод, что ранние христиане и христиане позднеантичного периода молились вслух независимо от того, была ли молитва личной или литургической, спонтанной или читаемой с написанного текста. 2. Что произошло с этой традицией? К окончанию периода поздней античности ранняя традиция начала приходить в упадок, и литургические молитвы, такие как евхаристическая анафора, начали читаться тайно. Впервые мы это видим у сирийских христиан. В приписываемой Нарсаю († 502) Гомилии 17 о восточносирийской анафоре говорится: «Одетый в яркие одежды священник, язык Церкви, открывает уста и тайно говорит Богу, как своему знакомому». В греческих источниках, ок. 600 г. Иоанн Мосх в своем Луге Духовном 196, замечает, что «в некоторых местах у священников был обычай произносить [евхаристическую] молитву вслух» – имея в виду, надо полагать, что это уже не было повсеместным обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

В этом смысле возможно, что и прочие земные семена равным образом заключают в себе аналогию и знамение небесных вещей. И если это истинно по отношению к семенам, то должно быть истинно и по отношению к растениям; и если это истинно по отношению к растениям, то не может быть иначе в том, что касается животных, птиц, рептилий или копытных… Можно сделать вывод, что все эти существа, семена, растения корни или звери, хотя и предназначены, без сомнения, для служения те лесным потребностям людей, но, с другой стороны, они, заключая в себе очертания и образ невидимого мира, имеют и другое предназначение: возвышать душу и приводить ее к созерцанию небесных вещей. Может быть, именно это и хотел сказать глашатай Божественной Премудрости в следующих словах: Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремление ветров ч мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего (Прем. 7, 17—21). Итак, представляется несомненно возможным, что всякое видимое связано с неким сокрытым, то есть всякое видимое сущее есть символ и указание на некое невидимое сущее, с которым оно соотносится. Ориген Комментарий на Песнь Песней, 3. Для всякого, кто предается размышлению, явления красоты становятся образами невидимой гармонии. Ароматы, касающиеся наших чувств, представляют просвещение духовное. Материальные светильники знаменуют тот поток нематериального света, образами которого они являются. Дионисий Ареопагит О небесной иерархии, 1, 3. Осмысление мира как теофании, составляющее величие архаичных религий, находит таким образом свое место и в христианстве, освобождаясь, однако, от угрозы идолопоклонства и обращаясь в поэтику причастия. Перечитаем великолепный гимн солнцу, сложенный Дионисием Ареопагитом: солнечное сияние символизирует и воплощает животворное излучение славы Божией. Своим плодотворным теплом солнце свидетельствует об ином Солнце. Прекрасное–и–Благое, в солнцеподобном взаимообщении, порождает троичную игру единения и различий, полагая каждой вещи ее предел и в то же время сообщая ей порыв к причастию, устремленность к свету, к его солнечному истоку, к средоточию, где сходятся все линии. Этот текст Ареопагита заставляет вспомнить о размышлениях Ван Гога, в разгаре августа писавшего из Арля брату Тео: «Кто не верует здесь в солнце, тот поистине неверный».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Ещё святому Иринею Лионскому было известно, что между списками Апокалипсиса, которые ходили среди его современников, были такие, где под «числом зверя» стоит 616. Сам святой Ириней считал это ошибкой переписчиков, однако для нас важно подтверждение факта, что в то время в.) существовали списки Апокалипсиса с числительным 616. Кроме того, цитируя книгу Откровения, западный богослов Цезарий из Арля (VI в.) также упоминает число 616. Откуда же появилось число 666, которое и закрепилось официально в каноне книг Нового Завета? Безусловно, 18-й стих необходимо рассматривать не только в контексте 13-й главы, но в контексте всего Апокалипсиса, ни в коем случае не вырывая его. Для более глубокого осмысления этого стиха предложим обратиться к другому фрагменту книги Откровения - главе 17: И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих (Откр. 17, 1). Первый вопрос, возникающий при чтении этого стиха, связан с образом «великой блудницы, сидящей на водах многих». Что имел в виду Иоанн Богослов? И сказал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был и нет его, и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был и нет его, и явится (Откр. 17, 7-8). Второй вопрос вызывает образ зверя, который должен вновь явиться, по слову апостола Иоанна. Сам Иоанн Богослов, чтобы не оставить читателя в замешательстве, пытается помочь понять, о чём он на самом деле говорит, но делает это также с помощью аллегорий. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдёт в погибель (Откр. 17, 9-11). Безусловно, современному читателю очень трудно интерпретировать образы книги Откровения, но многие её символы читались современниками Иоанна Богослова без затруднений. Сегодня мы можем понять их только обратившись к библейской традиции и символике.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Причины выбора Цезария на эту роль достаточно очевидны. Главная из них кроется прежде всего в той роли, которую играл сам город Арль, будучи до конца V в. фактически политическим центром Галлии. Нельзя забывать и об авторитете, который имели епископы Арля в галльской церкви на протяжении всего V в. Кроме того, к двум названным причинам нужно прибавить долгую историю сотрудничества епископов Арля и епископов Рима 956 . Из всего сказанного ясно, что со стороны папского престола назначение епископа Арля викарием было вполне естественным решением. Совершенно очевидно, что и личность самого Цезария играла в этом немалую роль. И процесс прихода Цезария к власти, и модель его поведения невообразимо схожи с борьбой за папский престол и той манерой поведения, которые пропагандировал сам папа Симмах. Напомним, что Симмах был известен как освободитель пленных и покровитель бедных, возводивший церкви и регулярно раздававший одежду и пищу, чем был прославлен и Цезарий. Эти два церковных деятеля, одинаково ориентируясь на поддержку простого народа и клира, были настолько похожи друг на друга по своей поведенческой стратегии, что их можно назвать единомышленниками. И естественно, что именно человеку, своими делами столь похожему на самого себя, Симмах доверил викариат в Галлии и наделил его правом носить палий, тем самым подчеркивая его особую близость к Святому Престолу и выделяя его из других епископов не только званием, но и одеждой. Кроме того, арльским дьяконам было разрешено носить туники-далматики, которые носили только дьяконы Рима 957 . С этого момента наступает период особо близких отношений между епископами Арля и Рима. Обе стороны получали свои дивиденды от этого сотрудничества. Римский престол не хотел терять связи и быть в курсе галльских церковных дел. Благодаря этому он не утрачивал своего участия в этих делах и одновременно имел формальное подтверждение своего примата. Епископы Арля получили новый источник повышения своего престижа и пытались использовать его в своих политических целях 958 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010