> Дело дня: Помогите ребёнку <

IV-V в

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Власть в Византии. Цикл История Византии. Беседа ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... некая надстройка над огромным, пестрым и разнообразным полем муниципальных структур низшего уровня. Если угодно, это можно назвать, как сделал в свое время Т. Моммзен, огромным политическим союзом разнородных и многообразных политических организмов, скрепленных железным обручем римской армии и римского законодательного механизма во главе с императором. Но на местах, в разных городах, жизнь протекала так, как она протекала столетиями до римского завоевания, и огромную роль играло самоуправление. Эти традиции впоследствии были трансформированы и потеряли свою античную форму, привычную для IV–V веков, но, тем не менее, традиции самоуправления были очень сильны в византийской системе власти. Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным, то есть из городской, по преимуществу урбанистической, страны Римская империя позднего времени стала в основном страной крестьянской, но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин. Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского ... далее ...
Учение о нетварном Фаворском Свете : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... с особенной силой описывает видение Света преп. Симеон Новый Богослов ( 949-1022 ) , как в своих поучениях, так и в стихах. Не будет преувеличением сказать, что никто, кроме него не выражал с такой яркостью, откровенностью и подробностями видения Божественного Света. С другой стороны, мысли о природе этого Света, об его несравнимости и отличности от всего тварного, об его несозданности встречаются (при отсутствии систематичности изложения) у многих православных авторов задолго до Паламы. Ограничимся несколькими примерами. Указания на это мы уже можем видеть у преп. Макария Египетского (IV в.) , у блаж. Феодорита (V в.) , в жизнеописаниях многих святых, в особенности преподобных, например в житии Павла Латрского (X в.) . Св. Григорий Богослов ( 329-390 ) учит в своем Слове на крещение о Фаворском Свете, как о видимом явлении Божества. Еще больший интерес представляют принадлежащие св. Андрею Критскому ( 660-740 ) и преп. Иоанну Дамаскину (+750) Слова на праздник Преображения. Развиваемое в них (особенно у Дамаскина) учение о Фаворском Свете весьма сходно, и не только по своему содержанию, но даже и по словесной его формулировке с учением Паламы о том же ... далее ...
Научная рациональность и православное богословие ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... же. – С. 387-8. 5 Глубоковский Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и суще-ству. Кн. 3. – СПб. : 1912. – С. 3, 4. (Курсив мой – И. В.) 6 Там же. – С. 4. 7 Богословский вестник, 2004, № 4. – С. 386. 8 Credo ut intelligam, non quaero intelligere ut credam – Верую, чтобы понимать, но не нуждаюсь в понимании, чтобы верить (лат.) 9 Ансельм Православная богословская энциклопедия. Т. 1, ч. 2. – СПб. : 1900. – С. 793. 10 Благовестие св. апостола Павла… Кн. 3. – С. 4. 11 Новицкий О. М. Постепенное развитие древних философских учений в связи с раз-витием языческих верований. Часть IV. Религия и философия Александрийского пе-риода. – Киев, 1861. – С. 383. (Курсив мой – И. В.) 12 Там же. – С. 384. (Курсив мой – И. В.) 13 Михаил (Грибановский) еп. Лекции по введению в круг богословских наук. – Киев. : «Пролог», 2003. – С. 17. 14 Там же. – С. 18. 15 Там же. 16 Хайдеггер М. Петь – для чего? – М. : 2003. – С. 181. 17 Лекции по введению в круг богословских наук... – С. 33. 18 Шапошников Л. Е., Федоров А. Изучение философии и пути развития философской мысли в русских духовных академиях в XIX веке. Русская философия. Новые исследования и материалы. – СПб. : «Летний сад», ... далее ...
Иконография праздника Сретения Господня в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами — в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона. Древнейшим историческим свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое «Паломничество ко Святым местам» галльской паломницы Этерии (Сильвии Аквитанской) , [1] датируемое концом IV века. Однако, в ее сочинении у праздника Сретения нет самостоятельного названия, и он именуется просто «сороковым днем от Богоявления», то есть от Рождества Христова. В армянском Лекционаре, содержащем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, день Сретения тоже не имеет установившегося названия - соответствующая ему богослужебная статья озаглавлена «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Из этого видно, что в это время праздник не имел самостоятельного значения и воспринимался как завершающий ... далее ...
Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... мая. Пятница. Вчера литургия и панихида по Патриарху Сергию. Мы все выходили только на панихиду, на которой был С. К. Белышев (заместитель Карпова – Л. А.) . Затем в Патриархии – лития, обед с Карповым и Белышевым (пред киселем – «вечная память») . После обеда я долго (полтора часа) был у Карпова. Выяснил все вопросы. О здании (Академии – Л. А.) , Казанском, Александро-Невском и Сампсоньевском соборах и о митрополичьем доме он проведет вопрос при личном докладе у Сталина (вероятно, на этой неделе) . 27-го он выезжает дня на 3-4 в Ленинград и обещал устроить мне потом прием у Лазутина» [iv]. Г. Г. Карпов, нужно отдать должное, также прилагал усилия к возвращению храмов, но не все вопросы решались в принципе, и не все вопросы решались в Москве. Хорошей «директиве из центра», как в наше время, так и при советской власти, часто мешали как политика местной администрации, другими словами – «самоуправство на местах», так и «война ведомств». В Ленинграде было отказано в возвращении всех закрытых в 1918–1930 годах соборов и церквей в центральной части города. Последний настоятель Казанского собора, митрополит Григорий уже подбирал для него иконы. Однако собор не отдали епархии ... далее ...
Как же Бог творил мир? О роли логосов, ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... , тогда как мир сотворен волей Божией из ничего и имеет иную сущность (природу) . Св. Афанасий отличает в Боге Его невыразимую Сущность от Его свойств (например, «силы» и «благости») и действий (энергий) , которые выражают бытие Бога вовне, т. е. бытие Бога в мире [6] (это различение сыграет важную роль в становлении учений преподобного Максима Исповедника и святителя Григория Паламы) . Вера в существование абсолютного начала сотворенного мира является непреодолимой пропастью, разделяющей христианское богословие и древнегреческую философию (как платоническую, так и эпикурейскую) [7]. В IV веке до Р. Х. древнегреческий философ Платон на основании учения Сократа об абстрактных понятиях (а также мысли Гераклита об изменчивости материального мира) выдвинул гипотезу о существовании мира идей (греч. Κόσμος νοητός, космос ноэтос – «духовный мыслимый мир», в терминах неоплатоника Плотина) – реального бытия, в отличие от материального мира – небытия ( греч. μή όν, ме он ) . Идея эйдос (греч. ἰδέα — «вид, наружность, прообраз») понималась Платоном как сущность вещи, познаваемая без помощи чувств; причем идея представляет собой сущность не отдельной вещи, но какого-либо вида вещей. ... далее ...
Философия Мартина Хайдеггера в свете нашего опыта ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... в этом своём качестве, вне химер западничества и евразийства. Не будучи чужой, а именно иной для запада (а сыновья Хайдеггера могли убедиться в этом на своём опыте пребывания в российском пространстве в качестве военнопленных) , русская мысль способна ли ещё спасти европейский модерн? Для философии, чьё бытие началось с издания журнала « Европеец », ответ очевиден. [i] Хайдеггер, М. Статьи и работы разных лет Пер., сост. и вступ. ст. А. В. Михайлова. - М. : Гнозис, 1993. С. 241. [ii] Хайдеггер, М. Парменид: [Лекции 1942-1943 гг. ]. СПб. : Владимир Даль, 2009. С. 104. [iii] Там же. С. 106. [iv] Там же. С. 112. [v] Ф. -В. фон Херрманн. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Пер. с нем. - Томск, 1997. С. 66. [vi] Александр Койре. Философская эволюция Мартина Хайдеггера Логос # 10 1999 (20) . Цит. по электронной версии: [vii] Срв. : «Самоутверждение немецкого университета - изначальная, сообщная воля к его сущности... Воля к сущности немецкого университета есть воля к Знанию как воля к историческому духовному назначению немецкого народа: народа, знающего себя в своём государстве» (М. Хайдеггер.) Сергей Демаков, Россия, Вятка 27. 10. 2009 в 11: 49 Отец Александр Задорнов в ... далее ...
Рим. Via Appia Antica, 51 : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... свидетельства, что в 71 году до Р. Х., после подавления восстания Спартака, вдоль этой «царицы дорог» от Капуи до Рима стояли вкопанными более 6 тысяч крестов с распятыми на них пленными рабами, а под землей тянулись глубокие галереи с усыпальницами, где хоронили христианских мучеников. Постепенно на дороге стали строить колумбарии знаменитых римских семейств и знатных жителей, а также монументальные гробницы – мавзолеи. Подземные сооружения в виде гипогеев и катакомб своей формой напоминали дом или храм. Многочисленные катакомбы вначале служили местом собраний первых христиан, а в I–IV вв. их использовали вместо кладбищ. Вдоль Аппиевой дороги расположено множество самых различных памятников, средневековых башен и укреплений, ренессансных и барочных построек. Об этой дороге, названной римским поэтом Публием Папинием Стацием в произведении «SILVAE» («Леса») , «царицей дорог, вдаль идущих», писали в своих трудах и сочинениях многие известные историки и литераторы: Тит Ливий в «Истории от основания города» («Ab urbe condita») , Гораций в «Сатирах», византийский историограф Прокопий Гёте в «Путешествии в Италию», Чарльз Диккенс в «Картинах Италии», Байрон в ... далее ...
Спасо-Преображенский Валаамский и Коневецкий ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Серафима (Лукьянова) власти Финляндии потребовали в течение 3-х месяцев выучить финский язык. На экзамен владыка не явился и был сослан на о. Коневец. 11 февраля 1921 г. Патриарх Тихон даровал Финляндской архиепископии автономию, оставив за собой право влиять на выборы архиепископа. В 1922 г. Патриарх Тихон предоставил право автономии также Православной Церкви в Польше. 25 ноября 1921 г. на Константинопольскую кафедру был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис) . Решение, принятое 1 марта 1922 г. Константинопольским Патриархатом под управлением Патриарха Мелетия IV, об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находившихся вне границ государств, в пределах которых пребывали Поместные Православные Церкви, нарушило традиционный братский характер межправославных связей. Вольно или невольно, наибольший ущерб внешняя деятельность Патриарха Мелетия IV нанесла находившейся тогда в крайне тяжелом положении Русской Православной Церкви [ii]. В 1923 г., когда Патриарх Тихон находился в заключении, Государственный Совет Финляндии ... далее ...
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота: к проблеме ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... царей» кроме Давида, а также то, что изображены «пророки, Иона, Исаия, Иеремия, праведный Авель и многие другие» связано с поздней иконографией Анастасис. – Нимбы на иконе Анастасис – «все в венцах» – у всех участников события появляются довольно поздно. На ранних иконах нимбы лишь у Давида и Соломона, кресчатый нимб у Христа; но, например, праведный Авель и избранные святые изображаются без нимба еще на фреске монастыря Хора (XIV в.) . – Указание, что Христос «держит правою рукою Адама, а левою Еву», может быть связано с иконами, написанными после XIV в. Кроме того, что данный тип (IV по классификации А. Картсонис) появился довольно поздно, нужно отметить его сравнительно небольшую распространенность. Поэтому здесь можно с равной вероятностью предположить влияние образов Descensus, где зачастую Христос протягивает обе руки прародителям. Анализируя описание и сравнивая его с образом Анастасис, мы видим, что описывается не собственно икона Анастасис, а некий ее поздний тип, представляющий смешение двух разных иконографий – причем иконография западноевропейского образа Descensus может быть названа как основная. Те характеристики, которые связаны в образом Анастасис, ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: IV-V в
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера