Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИЗМ [Кит. мо-цзя - школа мо], религиозно-философское течение в древнем Китае, появившееся в V-IV вв. до Р. Х. и названное по имени основателя Мо-цзы (Мо Ди; 490/68 - 403/376 гг. до Р. Х.). Получило широкое распространение в IV-III вв. до Р. Х. Мо-цзы первоначально был сторонником конфуцианства, а затем выступил с его резкой критикой. Согласно теории происхождения философских школ, выдвинутой Лю Синем (46 г. до Р. Х.- 23 г. по Р. Х.) и записанной Бань Гу (32 г. по Р. Х.- 92 г. по Р. Х.) в каталоге И вэнь чжи (Трактат об искусстве и о лит-ре), вошедшем в Хань шу (Книга [о династии] Хань), М. создали выходцы из «храмовых сторожей». В XX в. Фэн Юлань (1895-1990), полагаясь на определения, данные в III в. до Р. Х. Хань Фэй-цзы, для конфуцианцев «жу» («ученые интеллектуалы»), а для моистов «ся» («странствующие воины»), связал происхождение М. с социальной прослойкой «удалых воинов». Моистов возглавлял «великий учитель» (цзюй цзы), который, согласно кн. Чжуан-цзы, считался «совершенномудрым» (шэн). Была реконструирована следующая преемственность: Мо-цзы - Цинь Гули - Мэн Шэн - Тянь Сян-цзы - Фу Дунь. В кон. IV в. до Р. Х. произошел распад единой организации на 3 направления «отделившихся моистов» (бе мо), во главе которых стояли Сянли Цинь, Сянфу (Бофу), Дэнлин. Во 2-й пол. III в. до Р. Х. из-за внутренних расколов, а также из-за гонений при династии Цинь (221-207 гг. до Р. Х.) и конфуцианских запретов в эпоху Хань (206 г. до Р. Х.- 220 г. по Р. Х.) М. существовал лишь как духовное наследие. Учение Мо-цзы изложено в 10 начальных главах, названия к-рых отражают его основополагающие идеи: «Почитание достойных» (Шан сянь), «Почитание единения» (Шан тун), «Объединяющая любовь» (Цзянь ай), «Отрицание нападений» (Фэй гун), «Сокращение потребления» (Цзе юн), «Сокращение погребальных [расходов]» (Цзе цзан), «Воля Неба» (Тянь чжи), «Духовидение» (Мин гуй), «Отрицание музыки» (Фэй юэ), «Отрицание предопределения» (Фэй мин). |
Здесь пересекались торговые пути, соединяющие Средиземное м. и Индийский океан. С IV в. до Р. Х. купцы из Египта, Финикии, Греции, Индии, Персии и Юж. Аравии вели торговлю с гос-вом Пунт, к-рому предположительно с III по I тыс. до Р. Х. принадлежала территория совр. Д. Продавали слоновую кость, золото, изумруды, пряности, благовония и проч. Состав населения Сев.-Вост. Африки (в т. ч. Африканского Рога) на рубеже Р. Х. формировался под влиянием 2 миграционных факторов: в VIII-VII вв. до Р. Х. сабейского, в кон. IV - нач. III в. эллинистического. Переселенцы принесли с собой высокоразвитую культуру, которая впосл. смешалась с культурой местных кушитских народов. В течение неск. столетий были основаны города колонистов, постепенно вставшие на путь самостоятельного хозяйственного и культурного развития. Ок. I в. по Р. Х. колонии переросли в значительное независимое гос. образование - Аксумское царство , достигшее расцвета в III-VI вв. В IV в., в правление царя Эзаны, в результате длительных контактов с визант. купцами и путешественниками аксумская знать приняла христианство. В это время границы гос-ва расширились до пределов Баб-эль-Мандебского прол. и зал. Таджура, т. о. территория совр. Д. оказалась в составе Аксума. В VI в. Аксумское царство потерпело поражение от Персии в борьбе за обладание торговыми путями Красного м. Господство на морях между Африкой, Ближ. Востоком и Индией захватили персы, а с VII в.- арабы-мусульмане, к-рые лишили Аксумское царство выходов к морю. Территория совр. Д. вошла в состав исламских султанатов, сначала Шоа, затем Йифат, созданных арабами после захвата африкан. побережья Красного м. Началось активное распространение ислама, оказавшего значительное влияние на культуру и быт местного населения. Однако на протяжении столетий характерной чертой религ. жизни, особенно у скотоводов-кочевников, оставалось сосуществование традиций ислама и местных языческих верований. В политической жизни султанатов определяющим фактором было соперничество между султанами, светскими правителями, с одной стороны, и эмирами, военачальниками, требовавшими ведения более агрессивной внешней политики,- с другой. |
В VIII в. до Р. Х. в наиболее развитой центральной части малоазийского побережья, населенной преимущественно ионийцами, происходило становление основ лит. языка, складывался греч. нефольклорный эпос. Его главными памятниками являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство к-рых с античности приписывалось Гомеру. Эти произведения являются пограничными между фольклором и авторской лит-рой, поэтому VIII в. до Р. Х. считается временем начала греч. лит-ры. Бурное экономическое и культурное развитие вызвало необходимость в письменности, и она была заимствована у семит. народов. В VII-VI вв. до Р. Х. в связи с развитием греч. классической лит-ры складывалась жанрово-диалектная дифференциация греч. словесности. Возвышение Афин в результате греко-персид. войн (500-449 гг. до Р. Х.) повлекло за собой рост престижа аттического диалекта. Этому же способствовал и расцвет словесного творчества в Афинах, появление философских школ, подъем ораторского искусства. В V-IV вв. до Р. Х. язык лит. произведений достиг высокой степени стилистической обработки, при всей важности аттического диалекта для языка словесности не теряли значения и ионийские лит. формы, что постепенно вело к созданию аттическо-ионийского общего варианта языка - койне (от греч. κοιν διλεκτος - общий язык) в разговорных и лит. формах. Эллинистический и римский периоды Послания ап. Павла (Codex H). Греч. рукопись. VI в. (ГИМ. 563) Послания ап. Павла (Codex H). Греч. рукопись. VI в. (ГИМ. 563) С кон. IV в. до Р. Х., в эллинистическую эпоху (см. Древняя Греция ), на состояние Г. я. и его дальнейшее развитие во многом повлияло изменение соотношения между письменной и устной речью. Если полисная жизнь требовала развития устной речи, то политические и культурные контакты на обширной территории империи Александра Македонского и его преемников не могли осуществляться без расширения сфер применения письменного языка, этот процесс повлек за собой перестройку образования и изменение лит. жанров. С этого времени устная речь и письменный лит. язык развивались в противоположных направлениях. В устной речи появились многочисленные местные варианты, смешивались формы диалектов и создавалась некая усредненная разговорная форма, понятная на всем пространстве греч. мира. Этот вариант древнегреч. языка в греч. науке получил название «александрийское (-ая) койне», в рус.- «койне». В письменном лит. языке прозы происходила сознательная консервация классической аттической нормы V-IV вв. до Р. Х. и ионийско-аттического варианта лит. языка кон. IV-III в. до Р. Х., что повлияло на дальнейшую историю Г. я. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДАО ДЭ ЦЗИН» [кит. Канон дао и дэ], основной канонический текст даосизма . Авторство «Д. д. ц.» приписывается Лао-цзы , легендарному основоположнику даосского учения. Традиционно считается, что Лао-цзы носил имя Ли Эр, был старшим современником Конфуция (сер. VI в. до Р. Х.) и занимал должность придворного историографа в царстве Чжоу. В преклонном возрасте он ушел на запад, оставив свою книгу начальнику пограничной заставы Инь Си. Большинство совр. ученых датируют составление текста кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Наиболее ранние списки или фрагменты текста обнаружены в погребении в Мавандуе (III-II вв. до Р. Х.) и в Годяне (IV-III вв. до Р. Х.). Канонический список «Д. д. ц.», принятый на рубеже Р. Х., имеет 2 раздела, соответствующие понятиям дао и дэ , к-рые состоят из 81 главы - число, выражающее предел созидательной силы ян (см. ст. Ян и инь ). Первоначально даосский канон насчитывал «пять тысяч слов». Первым комментатором канона был теоретик легистской школы (см. ст. Легисты ) Хань Фэй-цзы (сер. III в. до Р. Х.). Он искал в учении оправдание идеи абсолютной власти. В III в. до Р. Х. появились 2 классических комментария на «Д. д. ц.», созданные полулегендарным Хэшан-гуном (Старцем с реки) и философом Ван Би. Немного позже были написаны собственно даосские, а затем и буддийские толкования на «Д. д. ц.». При династии Хань (сер. II в. до Р. Х.) наследие Лао-цзы получило офиц. признание в форме «учения Желтого Императора и Лао-цзы» (Хуан-Лао сюэ), соединившего теорию управления и личного совершенствования. В средневек. Китае «Д. д. ц.» воспринимали как воплощение смыслового богатства мироздания. Комментатор VII в. Чэн Сюаньин называл «Д. д. ц.» «вместилищем всех видов вещей», сам же канон, по его представлениям, имеет 3 основных проявления в мире: во-первых, «облачные письмена сгустившейся пустоты Пяти добродетелей и Трех начал»; во-вторых, «яшмовые письмена на золотых скрижалях, начертанные пурпурной кистью в лесу пустоты»; и «старинные письмена, написанные на орхидеевых дощечках и тонком шелку, которые стали известны в мире». |
Замечательную картину именно такой человеческой трагедии живописует Платон в " Законах " (VII 817). Здесь граждане идеального государства состязаются с профессиональными поэтами в театральной постановке. Они " сами творцы трагедии, наипрекраснейшей сколь возможно и наилучшей " . " Прекрасная " и " наилучшая " жизнь является в их государстве не чем иным, как " наиболее истинной трагедией " (einai tragöidian tën alëthestatën), и весь государственный строй в " Законах " представляет собой ее " подражание " (mimësis). Граждане города и поэты – творцы. У них один и тот же предмет творчества. Они, можно сказать, соперники по искусству в " наипрекраснейшем действе " . Но человеческая трагедия, разыгрываемая в наилучшем из государств, несоизмерима с трагедией, созданной искусством. Эта последняя изгоняется из гражданского обихода, что Платон находит вполне естественным, ибо трагедия жизни выше трагедии вымысла. Хрисипп, один из основателей древней Стои (IV – III вв. до н. э.), также сравнивает государство (urbs) и мир (mundus), где уважается право каждого человека, с театром. Ведь театр представляет собой общность (commune), " в которой место принадлежит каждому, кто его займет " (SVF III 371). Оратору Демократу (IV в. до н. э.) приписывают изречение о космосе – сцене и жизни как пароде, то есть проходе к ней. Человек приходит на сцену жизни, видит нечто и покидает ее . Хороший актер оказывается для философов иной раз образцом, по которому люди могут строить всю свою жизнь. Киник Телет (III в. до н. э.) полагает, что хороший человек в начале, середине и конце жизни поступает " как хороший актер, хорошо играющий в прологе, и в середине, и в решительном повороте действия " (catastrophë 16, 4 Hense). Историк Полибий (III – II вв. до н. э.), грек, прославивший мощь римской державы, объединял богиню Тюхе и сценическую игру. Случай – сила, которая выводит на подмостки жизни то одного, то другого героя. В связи с этим Полибий упоминает Тюхе, которая поставила на сцене третью драму о македонских политических событиях (XXII 1 10, 12). Он пишет об " эписодиях случая " (ta episödia tes tychës – II 35, 5), употребляя традиционную театральную лексику. |
В кон. VIII в. до Р. Х. начинается упадок Урарту. Несмотря на поражение от ассир. царя Саргона II в 714 г. до Р. Х., страна нек-рое время еще продолжала развиваться и осваивать новые земли в Закавказье вплоть до Каспия. Однако постоянная необходимость сдерживать натиск Ассирийской державы, вторжения киммерийцев, скифов, мидян, а также внутренние факторы - интенсивное распространение арм. племен и их языка в вост. половине Армянского нагорья - способствовали ослаблению гос-ва Урарту. Первые арм. гос-ва. Правление Ахеменидов (VII-III вв. до Р. Х.). На рубеже VII и VI вв. до Р. Х. на территории Урарту впервые появляются фрако-фригийские племена, к-рых месопотамские источники именуют «мушку». На смену распавшемуся гос-ву Урарту пришло сложившееся уже на основе армяноязычной этнической общности гос-во Оронтидов (Ервандидов), находившееся под протекторатом Мидийской державы. Арм. этнос сложился в результате сближения и слияния мн. этнических групп, как местных хурритских, так и индоевропейских (лувийцев, фригийцев-мушков). Важную роль в истории образования древнеарм. государственности сыграли племенные союзы, населявшие зап. часть Армянского нагорья, в частности Арме-Шуприа (XII-VII вв. до Р. Х.). В 520 г. до Р. Х. царство было завоевано персами и оставалось в составе державы Ахеменидов . Слово «А.» для обозначения страны впервые упоминается в Бехистунской надписи персид. царя Дария I , высеченной на 3 языках в 521 г. до Р. Х. А. была известна мн. древним народам. Она изображена в числе 6 стран на звездообразной вавилонской карте, высеченной на глиняной плите в V в. до Р. Х. О ней писали древнегреч. историки Геродот (V в. до Р. Х.) и Ксенофонт (V-IV вв. до Р. Х.), называвший армян «миролюбивым, богатым, гостеприимным народом». Т. о., с кон. VI в. до Р. Х. А. испытывала сильное иран. политическое и культурное влияние. Широкое развитие в тот период получили ремесленное производство и строительная техника. Большим достижением было введение в А. в сер. V в. до Р. Х. нового лунно-солнечного календаря, к-рый использовался до нач. XIV в. |
vg ms/mss – обозначение отдельных рукописей Вульгаты с самостоятельными чтениями. latt – соответствует всей латинской традиции, подтверждающей греческое чтение. lat(t) – соответствует всей латинской традиции, за некоторыми исключениями в результате внутренних различий, подтверждающей греческое чтение. lat – обозначает чтение Вульгаты и части древнелатинской (Vetus Latina, I tala) традиции. Сирийские переводы Для различных сирийских переводов (Vetus Syra, III–IV вв., Пешито, IV–V вв., Филоксенов перевод 507–508 гг., Гарклейский перевод 515–516 гг.) характерны разные принципы, начиная с очень свободного, лингвистически корректного воспроизведения и заканчивая текстом до такой степени близким к греческому, что он нарушает самые нормы сирийского языка. Всякая оценка этих переводов как свидетелей греческого текста должна учитывать этот факт. Более поздние переводы с их буквализмом и формальным соответствием оригиналу цитируются чаще, поскольку их основу определить легче. Сирийские переводы имеют следующие обозначения: sy s sy c – перевод Vetus Syra сохранился в двух рукописях, называемых Syrus Sinaiticus и Syrus Cureto- nianus. В них заметны текстовые различия, так что они всегда цитируются по отдельности. Их стилистическое сходство и частые совпадения свидетельствуют о том, что они содержат самый ранний сирийский перевод четырех Евангелий. sy s воспроизводит первоначальную форму перевода, тогда как sy c дает ее редакционную переработку. Они приводятся по следующим изданиям: sy s (=Syrus Sinaiticus) – The Old Syraic Gospels or Evangelion da-mepharreshe, being the text of the Sinai or Syro-Antiochene Palimpsest/Ed. by Agnes Smith Lewis. London, 1910. В этой рукописи Евангелия (палимпсест, IV–V вв.) есть следующие лакуны: Мф 6,10–8,3; 16,15–17,11; 20,25–21,20 , от 28,7 и до конца; Мк 1,1–12; 1,44–2,21; 4,18–41, 5,26–6,5 ; Лк 1,16–38; 5,28–6,11 ; . sy c (=Syrus Curetonianus) – Evangelion da-mephar- reshe. The Curetonian Version of the Four Gospels. Ed. By F. Crawford Burkitt. Cambridge, 1904; McCo- naughy D.L. A recently discovered folio of the Old Syraic (Sy с ) text of Luke 16,13–17,1//Biblica. 1987. Vol. 68. P. 85–88. |
803–814 гг.). Уничтожил аваров, потом в 807 г. объединил болгар из бассейна Дуная с болгарами из Трансильвании, сплотив их в единый народ. К. известен своими успешными войнами с Византией, полным разгромом ромейской императорской армии в 811 г., захватом многих византийских городов во Фракии. В 813 г. учинил настоящую резню ромейской армии Михаила I Рангави в окрестностях Адрианополя, осадил Константинополь и после неудачных переговоров, когда его пытались убить, разграбил и сжег окрестности столицы. Умер от инсульта во время подготовки нового грандиозного похода на Константинополь. Крумбахер (Krumbacher) Карл (1856–1909 гг.) – немецкий исследователь византийской литературы, автор капитальной, хорошо структурированной «Истории византийской литературы», второе издание которой появилось в 1897 г. Инициатор и редактор немецкого «Византийского временника» (Byzantinische Zeitschrift), который с 1892 г. стал органом мирового византиноведения. К. К. был основателем Института по средней и новогреческой филологии в университете в Мюнхене (Германия), который до настоящего времени остается одним из главных центров византиноведения. Крым – большой полуостров на севере Черного моря, в древности именовался Херсонесом Таврическим; исконные жители – тавры и скифы. В VIV вв. до н. э. его колонизовали греки, которые основали города на побережье: Херсонес (около совр. Севастополя), Пантикапей (совр. Керчь), Феодосия и др. В восточной части К. в начале V в. до н. э. возникло Бос- порское царство, а западная часть полуострова была сферой влияния Херсонеса. Римское присутствие прослеживается в К. с I до IV вв. н. э. В III-V вв. на К. нападали готы, авары и гунны. С IV-VI вв. Византия контролировала Херсонес (Херсон), Боспор, Сугдею (ныне Судак), имела укрепления – фруры, кастроны на южном берегу К. (Алустон, Горзувиты) и в Предгороном и Горном К. (Инкерман, Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Бакла, Сюрень и др.). С конца VII в. здесь появились хазары, с конца ГХ в. – печенеги, а со второй половины XI в. |
Англо-бурская война (1899—1902) — война Великобритании против южноафриканских республик Оранжевой и Трансвааля. В результате этой войны в 1910 г . был образован Южно-Африканский Союз. 58 Т. Карлейль отстаивал самобытность англосаксонской культуры, отрицая значимость для ее формирования нормандского (1066 года) завоевания. 59 Французская армия 1870 года — армия времен франко-прусской войны (1870—1871), в которой Франция потерпела сокрушительное поражение. 60 Пенденнис Артур — герой романа У. М. Теккерея «История Пенденниса». 61 Арчер Уильям (1866—1924) был первым английским переводчиком Г. Ибсена. 62 Ср.: «Кто эта блестящая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами» (Песн. II. VI, 10). 63 …когда золотой корабль пошел ко дну до начала времен — Честертон имеет в виду гибель, грозившую Римской империи, а вместе с ней и христианской церкви во время нашествия варваров (IV—VI вв.). 64 «Просят у Бога пищу себе» — Пс. CIII, 21. 65 Мерсия — англосаксонское королевство в Центральной Англии (IV—IX вв.). 66 Эдинбургскаятемница — вероятно, имеется в виду древнейшая часть замка в Эдинбурге (Шотландия), построенная в VI—VII вв. 67 Хэмптон-корт — самый большой дворец в Англии, подарен Генриху VIII в 1526 г . Лабиринт — один из аттракционов при дворе. 68 Ноттинг-хилл и Бэттерси— бедные районы Лондона. 69 Апологеты — защитники учения; специально это название применяется к христианским писателям II—III вв., отстаивавшим христианство в полемике с язычеством. 70 Бредлоу Чарльз (1833—1891) — сторонник отделения церкви от государства, известный журналист, писал под псевдонимом «Иконоборец». 71 Ингерсолл Роберт Грин (1833—1899) — американский юрист и политический деятель, сам давший себе прозвище «Великого агностика», автор книг «Суеверие», «Ошибки Моисея» и др. 72 Цитата из «Гимна Прозерпине» А. Ч. Суинберна. 73 Эдуард Исповедник (1003—1066) — король Англии с 1042 г ., был набожен и кроток, не вмешивался в бесконечные феодальные распри, хотя они в итоге и стоили ему трона. 74 |
2202 См.: Алексеенко H.A. Херсонская родовая знать X – XI вв. в памятниках сфрагистики//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – С. 262–263,265: Алексеенко H.A. Протевоны Херсона в системе городских структур власти X в.//АДСВ. – Екатеринбург, 2001. – Вып. 32. – С. 160. 2204 Якобсон A.A. Средневековый Крым. – М.; A., 1964. – С. 56. До этого исследователь тоже писал об институте херсонских протевонов как лиц., «...фактически самостоятельно правивиших городом bIX в.» (Якобсон A.A. Средневековый Херсонес (XII – XIV вв.)//МИА. – 1950. – – С. 19). 2205 Герцен А.Г. Эпоха средневековья//Греки в истории Крыма. – Симферополь, 2000. – С. 18. Показательно, что автор тут же. признает слишком большую зависимость Херсона «от состояния международной морской торговли, до начала XIII в. полностью контролировавшейся Византией, для того, чтобы предпринимать какие-либо решительные сепаратистские действия» – пример создания очередного гибридного представления об этаком «свободно-подневольном городе». 2206 Corpus juris civilis. – Berolini, 1908. – Vol. 1: Digesta. – 1.5.17; Corpus juris civilis. – Berolini, 1904. – Vol. 3: Novellae. – 78; Basilicorum libri LX/Ed. C.G.E.Heimbach, G.E.Heimbach.– Lipsiae, 1846. – Vol. 4. – XLVI.1.14; Basilicorum libri LX. Ser. В (Scholia)/Ed. H.J. Scheltema, D. Hohverda. – Groningen, 1963. – Vol. 7. – P. 2732 – 2733; Goria F. Romani, cittadinanza ed estensione della legislazione imperial nelle costituzione imperiale nelle costicuzioni di Giustiniano//L a nozione di «romano» tra cittadinanza e universalita: Da Roma alia Terza Roma (Studi II). – Napoli, 1984. – P. 301–302. О значении термина «ипики» ал; Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI – XII вв. – М., 1960. – С. 256–263; Obolensky D. The Principles and Methods of Byzantine Diplomacy//Actes du Xlle Congres international des etudes byzantines. – Belgrad, 1964. – Vol. 1. –P. 56–58. 2207 Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J.Haury, G.Wirth. – Lipsiae, 1962. – Vol. 1: De bellis libri I – IV. – 1.12. 7; Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J.Haury, G.Wirth. – Lipsiae, 1963.– Vol. 2: De bellis libri V – VIII. – VIII. 5. 27; Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J.Haury. G.Wirth.– Lipsiae,1964, – Vol. 4: Peri Ktismaton libri VI sive de aedificiis. – III. 7.10; ср.: ДюноЖ.-Ф., ЛриньонЖ. – П. Понятие «граница» у Прокопия Кесарийского и Константина Багрянородного//ВВ. – 1982. – Т. 43. – С. 64–69. |
| |