Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИЗМ [Кит. мо-цзя - школа мо], религиозно-философское течение в древнем Китае, появившееся в V-IV вв. до Р. Х. и названное по имени основателя Мо-цзы (Мо Ди; 490/68 - 403/376 гг. до Р. Х.). Получило широкое распространение в IV-III вв. до Р. Х. Мо-цзы первоначально был сторонником конфуцианства, а затем выступил с его резкой критикой. Согласно теории происхождения философских школ, выдвинутой Лю Синем (46 г. до Р. Х.- 23 г. по Р. Х.) и записанной Бань Гу (32 г. по Р. Х.- 92 г. по Р. Х.) в каталоге И вэнь чжи (Трактат об искусстве и о лит-ре), вошедшем в Хань шу (Книга [о династии] Хань), М. создали выходцы из «храмовых сторожей». В XX в. Фэн Юлань (1895-1990), полагаясь на определения, данные в III в. до Р. Х. Хань Фэй-цзы, для конфуцианцев «жу» («ученые интеллектуалы»), а для моистов «ся» («странствующие воины»), связал происхождение М. с социальной прослойкой «удалых воинов». Моистов возглавлял «великий учитель» (цзюй цзы), который, согласно кн. Чжуан-цзы, считался «совершенномудрым» (шэн). Была реконструирована следующая преемственность: Мо-цзы - Цинь Гули - Мэн Шэн - Тянь Сян-цзы - Фу Дунь. В кон. IV в. до Р. Х. произошел распад единой организации на 3 направления «отделившихся моистов» (бе мо), во главе которых стояли Сянли Цинь, Сянфу (Бофу), Дэнлин. Во 2-й пол. III в. до Р. Х. из-за внутренних расколов, а также из-за гонений при династии Цинь (221-207 гг. до Р. Х.) и конфуцианских запретов в эпоху Хань (206 г. до Р. Х.- 220 г. по Р. Х.) М. существовал лишь как духовное наследие. Учение Мо-цзы изложено в 10 начальных главах, названия к-рых отражают его основополагающие идеи: «Почитание достойных» (Шан сянь), «Почитание единения» (Шан тун), «Объединяющая любовь» (Цзянь ай), «Отрицание нападений» (Фэй гун), «Сокращение потребления» (Цзе юн), «Сокращение погребальных [расходов]» (Цзе цзан), «Воля Неба» (Тянь чжи), «Духовидение» (Мин гуй), «Отрицание музыки» (Фэй юэ), «Отрицание предопределения» (Фэй мин).

http://pravenc.ru/text/2563948.html

Здесь пересекались торговые пути, соединяющие Средиземное м. и Индийский океан. С IV в. до Р. Х. купцы из Египта, Финикии, Греции, Индии, Персии и Юж. Аравии вели торговлю с гос-вом Пунт, к-рому предположительно с III по I тыс. до Р. Х. принадлежала территория совр. Д. Продавали слоновую кость, золото, изумруды, пряности, благовония и проч. Состав населения Сев.-Вост. Африки (в т. ч. Африканского Рога) на рубеже Р. Х. формировался под влиянием 2 миграционных факторов: в VIII-VII вв. до Р. Х. сабейского, в кон. IV - нач. III в. эллинистического. Переселенцы принесли с собой высокоразвитую культуру, которая впосл. смешалась с культурой местных кушитских народов. В течение неск. столетий были основаны города колонистов, постепенно вставшие на путь самостоятельного хозяйственного и культурного развития. Ок. I в. по Р. Х. колонии переросли в значительное независимое гос. образование - Аксумское царство , достигшее расцвета в III-VI вв. В IV в., в правление царя Эзаны, в результате длительных контактов с визант. купцами и путешественниками аксумская знать приняла христианство. В это время границы гос-ва расширились до пределов Баб-эль-Мандебского прол. и зал. Таджура, т. о. территория совр. Д. оказалась в составе Аксума. В VI в. Аксумское царство потерпело поражение от Персии в борьбе за обладание торговыми путями Красного м. Господство на морях между Африкой, Ближ. Востоком и Индией захватили персы, а с VII в.- арабы-мусульмане, к-рые лишили Аксумское царство выходов к морю. Территория совр. Д. вошла в состав исламских султанатов, сначала Шоа, затем Йифат, созданных арабами после захвата африкан. побережья Красного м. Началось активное распространение ислама, оказавшего значительное влияние на культуру и быт местного населения. Однако на протяжении столетий характерной чертой религ. жизни, особенно у скотоводов-кочевников, оставалось сосуществование традиций ислама и местных языческих верований. В политической жизни султанатов определяющим фактором было соперничество между султанами, светскими правителями, с одной стороны, и эмирами, военачальниками, требовавшими ведения более агрессивной внешней политики,- с другой.

http://pravenc.ru/text/171837.html

В VIII в. до Р. Х. в наиболее развитой центральной части малоазийского побережья, населенной преимущественно ионийцами, происходило становление основ лит. языка, складывался греч. нефольклорный эпос. Его главными памятниками являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство к-рых с античности приписывалось Гомеру. Эти произведения являются пограничными между фольклором и авторской лит-рой, поэтому VIII в. до Р. Х. считается временем начала греч. лит-ры. Бурное экономическое и культурное развитие вызвало необходимость в письменности, и она была заимствована у семит. народов. В VII-VI вв. до Р. Х. в связи с развитием греч. классической лит-ры складывалась жанрово-диалектная дифференциация греч. словесности. Возвышение Афин в результате греко-персид. войн (500-449 гг. до Р. Х.) повлекло за собой рост престижа аттического диалекта. Этому же способствовал и расцвет словесного творчества в Афинах, появление философских школ, подъем ораторского искусства. В V-IV вв. до Р. Х. язык лит. произведений достиг высокой степени стилистической обработки, при всей важности аттического диалекта для языка словесности не теряли значения и ионийские лит. формы, что постепенно вело к созданию аттическо-ионийского общего варианта языка - койне (от греч. κοιν διλεκτος - общий язык) в разговорных и лит. формах. Эллинистический и римский периоды Послания ап. Павла (Codex H). Греч. рукопись. VI в. (ГИМ. 563) Послания ап. Павла (Codex H). Греч. рукопись. VI в. (ГИМ. 563) С кон. IV в. до Р. Х., в эллинистическую эпоху (см. Древняя Греция ), на состояние Г. я. и его дальнейшее развитие во многом повлияло изменение соотношения между письменной и устной речью. Если полисная жизнь требовала развития устной речи, то политические и культурные контакты на обширной территории империи Александра Македонского и его преемников не могли осуществляться без расширения сфер применения письменного языка, этот процесс повлек за собой перестройку образования и изменение лит. жанров. С этого времени устная речь и письменный лит. язык развивались в противоположных направлениях. В устной речи появились многочисленные местные варианты, смешивались формы диалектов и создавалась некая усредненная разговорная форма, понятная на всем пространстве греч. мира. Этот вариант древнегреч. языка в греч. науке получил название «александрийское (-ая) койне», в рус.- «койне». В письменном лит. языке прозы происходила сознательная консервация классической аттической нормы V-IV вв. до Р. Х. и ионийско-аттического варианта лит. языка кон. IV-III в. до Р. Х., что повлияло на дальнейшую историю Г. я.

http://pravenc.ru/text/166467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДАО ДЭ ЦЗИН» [кит. Канон дао и дэ], основной канонический текст даосизма . Авторство «Д. д. ц.» приписывается Лао-цзы , легендарному основоположнику даосского учения. Традиционно считается, что Лао-цзы носил имя Ли Эр, был старшим современником Конфуция (сер. VI в. до Р. Х.) и занимал должность придворного историографа в царстве Чжоу. В преклонном возрасте он ушел на запад, оставив свою книгу начальнику пограничной заставы Инь Си. Большинство совр. ученых датируют составление текста кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Наиболее ранние списки или фрагменты текста обнаружены в погребении в Мавандуе (III-II вв. до Р. Х.) и в Годяне (IV-III вв. до Р. Х.). Канонический список «Д. д. ц.», принятый на рубеже Р. Х., имеет 2 раздела, соответствующие понятиям дао и дэ , к-рые состоят из 81 главы - число, выражающее предел созидательной силы ян (см. ст. Ян и инь ). Первоначально даосский канон насчитывал «пять тысяч слов». Первым комментатором канона был теоретик легистской школы (см. ст. Легисты ) Хань Фэй-цзы (сер. III в. до Р. Х.). Он искал в учении оправдание идеи абсолютной власти. В III в. до Р. Х. появились 2 классических комментария на «Д. д. ц.», созданные полулегендарным Хэшан-гуном (Старцем с реки) и философом Ван Би. Немного позже были написаны собственно даосские, а затем и буддийские толкования на «Д. д. ц.». При династии Хань (сер. II в. до Р. Х.) наследие Лао-цзы получило офиц. признание в форме «учения Желтого Императора и Лао-цзы» (Хуан-Лао сюэ), соединившего теорию управления и личного совершенствования. В средневек. Китае «Д. д. ц.» воспринимали как воплощение смыслового богатства мироздания. Комментатор VII в. Чэн Сюаньин называл «Д. д. ц.» «вместилищем всех видов вещей», сам же канон, по его представлениям, имеет 3 основных проявления в мире: во-первых, «облачные письмена сгустившейся пустоты Пяти добродетелей и Трех начал»; во-вторых, «яшмовые письмена на золотых скрижалях, начертанные пурпурной кистью в лесу пустоты»; и «старинные письмена, написанные на орхидеевых дощечках и тонком шелку, которые стали известны в мире».

http://pravenc.ru/text/171363.html

Замечательную картину именно такой человеческой трагедии живописует Платон в " Законах " (VII 817). Здесь граждане идеального государства состязаются с профессиональными поэтами в театральной постановке. Они " сами творцы трагедии, наипрекраснейшей сколь возможно и наилучшей " . " Прекрасная " и " наилучшая " жизнь является в их государстве не чем иным, как " наиболее истинной трагедией " (einai tragöidian tën alëthestatën), и весь государственный строй в " Законах " представляет собой ее " подражание " (mimësis). Граждане города и поэты – творцы. У них один и тот же предмет творчества. Они, можно сказать, соперники по искусству в " наипрекраснейшем действе " . Но человеческая трагедия, разыгрываемая в наилучшем из государств, несоизмерима с трагедией, созданной искусством. Эта последняя изгоняется из гражданского обихода, что Платон находит вполне естественным, ибо трагедия жизни выше трагедии вымысла. Хрисипп, один из основателей древней Стои (IVIII вв. до н. э.), также сравнивает государство (urbs) и мир (mundus), где уважается право каждого человека, с театром. Ведь театр представляет собой общность (commune), " в которой место принадлежит каждому, кто его займет " (SVF III 371). Оратору Демократу (IV в. до н. э.) приписывают изречение о космосе – сцене и жизни как пароде, то есть проходе к ней. Человек приходит на сцену жизни, видит нечто и покидает ее . Хороший актер оказывается для философов иной раз образцом, по которому люди могут строить всю свою жизнь. Киник Телет (III в. до н. э.) полагает, что хороший человек в начале, середине и конце жизни поступает " как хороший актер, хорошо играющий в прологе, и в середине, и в решительном повороте действия " (catastrophë 16, 4 Hense). Историк Полибий (III – II вв. до н. э.), грек, прославивший мощь римской державы, объединял богиню Тюхе и сценическую игру. Случай – сила, которая выводит на подмостки жизни то одного, то другого героя. В связи с этим Полибий упоминает Тюхе, которая поставила на сцене третью драму о македонских политических событиях (XXII 1 10, 12). Он пишет об " эписодиях случая " (ta episödia tes tychës – II 35, 5), употребляя традиционную театральную лексику.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

В кон. VIII в. до Р. Х. начинается упадок Урарту. Несмотря на поражение от ассир. царя Саргона II в 714 г. до Р. Х., страна нек-рое время еще продолжала развиваться и осваивать новые земли в Закавказье вплоть до Каспия. Однако постоянная необходимость сдерживать натиск Ассирийской державы, вторжения киммерийцев, скифов, мидян, а также внутренние факторы - интенсивное распространение арм. племен и их языка в вост. половине Армянского нагорья - способствовали ослаблению гос-ва Урарту. Первые арм. гос-ва. Правление Ахеменидов (VII-III вв. до Р. Х.). На рубеже VII и VI вв. до Р. Х. на территории Урарту впервые появляются фрако-фригийские племена, к-рых месопотамские источники именуют «мушку». На смену распавшемуся гос-ву Урарту пришло сложившееся уже на основе армяноязычной этнической общности гос-во Оронтидов (Ервандидов), находившееся под протекторатом Мидийской державы. Арм. этнос сложился в результате сближения и слияния мн. этнических групп, как местных хурритских, так и индоевропейских (лувийцев, фригийцев-мушков). Важную роль в истории образования древнеарм. государственности сыграли племенные союзы, населявшие зап. часть Армянского нагорья, в частности Арме-Шуприа (XII-VII вв. до Р. Х.). В 520 г. до Р. Х. царство было завоевано персами и оставалось в составе державы Ахеменидов . Слово «А.» для обозначения страны впервые упоминается в Бехистунской надписи персид. царя Дария I , высеченной на 3 языках в 521 г. до Р. Х. А. была известна мн. древним народам. Она изображена в числе 6 стран на звездообразной вавилонской карте, высеченной на глиняной плите в V в. до Р. Х. О ней писали древнегреч. историки Геродот (V в. до Р. Х.) и Ксенофонт (V-IV вв. до Р. Х.), называвший армян «миролюбивым, богатым, гостеприимным народом». Т. о., с кон. VI в. до Р. Х. А. испытывала сильное иран. политическое и культурное влияние. Широкое развитие в тот период получили ремесленное производство и строительная техника. Большим достижением было введение в А. в сер. V в. до Р. Х. нового лунно-солнечного календаря, к-рый использовался до нач. XIV в.

http://pravenc.ru/text/76104.html

vg ms/mss – обозначение отдельных рукописей Вульгаты с самостоятельными чтениями. latt – соответствует всей латинской традиции, подтверждающей греческое чтение. lat(t) – соответствует всей латинской традиции, за некоторыми исключениями в результате внутренних различий, подтверждающей греческое чтение. lat – обозначает чтение Вульгаты и части древнелатинской (Vetus Latina, I tala) традиции. Сирийские переводы Для различных сирийских переводов (Vetus Syra, III–IV вв., Пешито, IV–V вв., Филоксенов перевод 507–508 гг., Гарклейский перевод 515–516 гг.) характерны разные принципы, начиная с очень свободного, лингвистически корректного воспроизведения и заканчивая текстом до такой степени близким к греческому, что он нарушает самые нормы сирийского языка. Всякая оценка этих переводов как свидетелей греческого текста должна учитывать этот факт. Более поздние переводы с их буквализмом и формальным соответствием оригиналу цитируются чаще, поскольку их основу определить легче. Сирийские переводы имеют следующие обозначения: sy s sy c – перевод Vetus Syra сохранился в двух рукописях, называемых Syrus Sinaiticus и Syrus Cureto- nianus. В них заметны текстовые различия, так что они всегда цитируются по отдельности. Их стилистическое сходство и частые совпадения свидетельствуют о том, что они содержат самый ранний сирийский перевод четырех Евангелий. sy s воспроизводит первоначальную форму перевода, тогда как sy c дает ее редакционную переработку. Они приводятся по следующим изданиям: sy s (=Syrus Sinaiticus) – The Old Syraic Gospels or Evangelion da-mepharreshe, being the text of the Sinai or Syro-Antiochene Palimpsest/Ed. by Agnes Smith Lewis. London, 1910. В этой рукописи Евангелия (палимпсест, IV–V вв.) есть следующие лакуны: Мф 6,10–8,3; 16,15–17,11; 20,25–21,20 , от 28,7 и до конца; Мк 1,1–12; 1,44–2,21; 4,18–41, 5,26–6,5 ; Лк 1,16–38; 5,28–6,11 ; . sy c (=Syrus Curetonianus) – Evangelion da-mephar- reshe. The Curetonian Version of the Four Gospels. Ed. By F. Crawford Burkitt. Cambridge, 1904; McCo- naughy D.L. A recently discovered folio of the Old Syraic (Sy с ) text of Luke 16,13–17,1//Biblica. 1987. Vol. 68. P. 85–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

803–814 гг.). Уничтожил аваров, потом в 807 г. объединил болгар из бассейна Дуная с болгарами из Трансильвании, сплотив их в единый народ. К. известен своими успешными войнами с Византией, полным разгромом ромейской императорской армии в 811 г., захватом многих византийских городов во Фракии. В 813 г. учинил настоящую резню ромейской армии Михаила I Рангави в окрестностях Адрианополя, осадил Константинополь и после неудачных переговоров, когда его пытались убить, разграбил и сжег окрестности столицы. Умер от инсульта во время подготовки нового грандиозного похода на Константинополь. Крумбахер (Krumbacher) Карл (1856–1909 гг.) – немецкий исследователь византийской литературы, автор капитальной, хорошо структурированной «Истории византийской литературы», второе издание которой появилось в 1897 г. Инициатор и редактор немецкого «Византийского временника» (Byzantinische Zeitschrift), который с 1892 г. стал органом мирового византиноведения. К. К. был основателем Института по средней и новогреческой филологии в университете в Мюнхене (Германия), который до настоящего времени остается одним из главных центров византиноведения. Крым – большой полуостров на севере Черного моря, в древности именовался Херсонесом Таврическим; исконные жители – тавры и скифы. В VIV вв. до н. э. его колонизовали греки, которые основали города на побережье: Херсонес (около совр. Севастополя), Пантикапей (совр. Керчь), Феодосия и др. В восточной части К. в начале V в. до н. э. возникло Бос- порское царство, а западная часть полуострова была сферой влияния Херсонеса. Римское присутствие прослеживается в К. с I до IV вв. н. э. В III-V вв. на К. нападали готы, авары и гунны. С IV-VI вв. Византия контролировала Херсонес (Херсон), Боспор, Сугдею (ныне Судак), имела укрепления – фруры, кастроны на южном берегу К. (Алустон, Горзувиты) и в Предгороном и Горном К. (Инкерман, Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Бакла, Сюрень и др.). С конца VII в. здесь появились хазары, с конца ГХ в. – печенеги, а со второй половины XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Англо-бурская война (1899—1902) — война Великобритании против южноафриканских республик Оранжевой и Трансвааля. В результате этой войны в 1910 г . был образован Южно-Африканский Союз. 58 Т. Карлейль отстаивал самобытность англосаксонской культуры, отрицая значимость для ее формирования нормандского (1066 года) завоевания. 59 Французская армия 1870 года — армия времен франко-прусской войны (1870—1871), в которой Франция потерпела сокрушительное поражение. 60 Пенденнис Артур — герой романа У. М. Теккерея «История Пенденниса». 61 Арчер Уильям (1866—1924) был первым английским переводчиком Г. Ибсена. 62 Ср.: «Кто эта блестящая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами» (Песн. II. VI, 10). 63 …когда золотой корабль пошел ко дну до начала времен — Честертон имеет в виду гибель, грозившую Римской империи, а вместе с ней и христианской церкви во время нашествия варваров (IV—VI вв.). 64 «Просят у Бога пищу себе» — Пс. CIII, 21. 65 Мерсия — англосаксонское королевство в Центральной Англии (IV—IX вв.). 66 Эдинбургскаятемница — вероятно, имеется в виду древнейшая часть замка в Эдинбурге (Шотландия), построенная в VI—VII вв. 67 Хэмптон-корт — самый большой дворец в Англии, подарен Генриху VIII в 1526 г . Лабиринт — один из аттракционов при дворе. 68 Ноттинг-хилл и Бэттерси— бедные районы Лондона. 69 Апологеты — защитники учения; специально это название применяется к христианским писателям II—III вв., отстаивавшим христианство в полемике с язычеством. 70 Бредлоу Чарльз (1833—1891) — сторонник отделения церкви от государства, известный журналист, писал под псевдонимом «Иконоборец». 71 Ингерсолл Роберт Грин (1833—1899) — американский юрист и политический деятель, сам давший себе прозвище «Великого агностика», автор книг «Суеверие», «Ошибки Моисея» и др. 72 Цитата из «Гимна Прозерпине» А. Ч. Суинберна. 73 Эдуард Исповедник (1003—1066) — король Англии с 1042 г ., был набожен и кроток, не вмешивался в бесконечные феодальные распри, хотя они в итоге и стоили ему трона. 74

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

2202 См.: Алексеенко H.A. Херсонская родовая знать X – XI вв. в памятниках сфрагистики//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – С. 262–263,265: Алексеенко H.A. Протевоны Херсона в системе городских структур власти X в.//АДСВ. – Екатеринбург, 2001. – Вып. 32. – С. 160. 2204 Якобсон A.A. Средневековый Крым. – М.; A., 1964. – С. 56. До этого исследователь тоже писал об институте херсонских протевонов как лиц., «...фактически самостоятельно правивиших городом bIX в.» (Якобсон A.A. Средневековый Херсонес (XII – XIV вв.)//МИА. – 1950. – – С. 19). 2205 Герцен А.Г. Эпоха средневековья//Греки в истории Крыма. – Симферополь, 2000. – С. 18. Показательно, что автор тут же. признает слишком большую зависимость Херсона «от состояния международной морской торговли, до начала XIII в. полностью контролировавшейся Византией, для того, чтобы предпринимать какие-либо решительные сепаратистские действия» – пример создания очередного гибридного представления об этаком «свободно-подневольном городе». 2206 Corpus juris civilis. – Berolini, 1908. – Vol. 1: Digesta. – 1.5.17; Corpus juris civilis. – Berolini, 1904. – Vol. 3: Novellae. – 78; Basilicorum libri LX/Ed. C.G.E.Heimbach, G.E.Heimbach.– Lipsiae, 1846. – Vol. 4. – XLVI.1.14; Basilicorum libri LX. Ser. В (Scholia)/Ed. H.J. Scheltema, D. Hohverda. – Groningen, 1963. – Vol. 7. – P. 2732 – 2733; Goria F. Romani, cittadinanza ed estensione della legislazione imperial nelle costituzione imperiale nelle costicuzioni di Giustiniano//L a nozione di «romano» tra cittadinanza e universalita: Da Roma alia Terza Roma (Studi II). – Napoli, 1984. – P. 301–302. О значении термина «ипики» ал; Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI – XII вв. – М., 1960. – С. 256–263; Obolensky D. The Principles and Methods of Byzantine Diplomacy//Actes du Xlle Congres international des etudes byzantines. – Belgrad, 1964. – Vol. 1. –P. 56–58. 2207 Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J.Haury, G.Wirth. – Lipsiae, 1962. – Vol. 1: De bellis libri I – IV. – 1.12. 7; Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J.Haury, G.Wirth. – Lipsiae, 1963.– Vol. 2: De bellis libri V – VIII.VIII. 5. 27; Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J.Haury. G.Wirth.– Lipsiae,1964, – Vol. 4: Peri Ktismaton libri VI sive de aedificiis. – III. 7.10; ср.: ДюноЖ.-Ф., ЛриньонЖ. – П. Понятие «граница» у Прокопия Кесарийского и Константина Багрянородного//ВВ. – 1982. – Т. 43. – С. 64–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010