Не меньший интерес проявляли к мифологии знатоки древних генеалогий Гекатей, Акусилай, Ферекид, Гелланик (V в. до Р. Х.); философы Эмпедокл , Парменид , Ксенофан , Платон; историки Геродот (V в. до Р. Х.), Полибий (III-II вв. до Р. Х.), Диодор Сицилийский (I в. до Р. Х.); географы, такие как Страбон (I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.); философ-моралист и историк Плутарх (I-II вв. по Р. Х.); путешественник и любитель старины Павсаний (II в. по Р. Х.); коллекционер редкостей Атеней (III в. по Р. Х.); поздние философы-неоплатоники, создавшие своеобразную диалектику мифологии и истолковавшие аллегорически и символически древние мифы, такие как Плотин , Порфирий (III в. по Р. Х.), Прокл (V в. по Р. Х.). Но особенно была важна работа мифографов, собирателей мифов и составителей специальных сборников. Среди мифографов отличались ученостью александрийцы (III-II вв. до Р. Х.). Широко известен Аполлодор Афинский, которому принадлежало не сохранившееся до наст. времени соч. «О богах» в 24 книгах. Ему же приписывается дошедшая частично в компилятивном виде известная «Библиотека», где подробно излагается теогония и главнейшие родословные героев, следуя Гомеру, эпическому циклу, Гесиоду и трагикам. Мифограф Гигин, писавший на лат. языке (I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.), несмотря на сухость и краткость изложения, дает материал для изучения мифологии, так же как и сборник, известный под названием «Ватиканские мифографы» и включающий 3 мифографических сочинения (VII в.), где в систематическом виде представлен обзор всей античной мифологии. Незаменимым источником мифологии являются комментаторы античной поэзии, такие, напр., как Сервий (IV в. по Р. Х.), толкователь Вергилия. Сочинения христ. авторов первых веков по Р. Х. (напр., Афинагор , Климент Александрийский (II-III вв. по Р. Х.) также могут служить источником сведений о мифах, притом о вариантах очень древних и редких. Борясь с языческой религией, христ. авторы опровергали ее, используя факты греко-рим. мифологии, доказывающие, по их мнению, невежество, грубость, жестокость и несуразность язычества и его божественно-героического пантеона.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

В III-II вв. до Р. Х., по мере того как преобладающим типом ландшафта становилась засушливая саванна, негроидные автохтоны отступали к р. Сенегал под давлением европеоидных носителей берберо-ливийских диалектов, двигавшихся с севера в поисках пастбищ. Последние, будучи знакомы с выплавкой меди и железа, сочетали коневодство с охотой на газелей, страусов и др. животных. Об имевшихся у них примитивных навыках письма свидетельствуют эпиграфические фрагменты, выполненные ливийской графикой. Отдельные экспедиции рим. легионов в имперский период могли достигать территории совр. М.: напр., Гай Светоний Паулин в 41-42 гг. по Р. Х. первым из римлян совершил переход через Атласские горы, предположительно до Адрара. В тот период был налажен товарообмен между античным миром и автохтонами, на что указывают находки монет и фибул эллинистического происхождения в Акжужте и Тамкаркарте (обл. Адрар). До I в. до Р. Х. берберо-ливийцы использовали в хозяйстве почти исключительно лошадей, с III-IV вв. по Р. Х. стали широко использовать верблюдов во время вооруженной экспансии в южные территории. На крайнем юге совр. М. в VI-VII вв. на базе раннего протогос-ва зап. манде (сонинке) Вагаду сложилась империя Гана со столицей Кумби в обл. Аукар (ныне Ход-эль-Гарби и Ход-эш-Шарки в М. и обл. Каес в Мали). С VII в. наплыв вост. берберов из Сев. Африки, отступавших под натиском халифата, усилил 2 берберские этические группы: на севере вокруг г. Сиджильмаса образовалось объединение коневодов - зената; на юге вокруг г. Аудагост сложилась конфедерация верблюдоводов - санхаджа. В IX в. берберы стали контролировать важнейшие перевалочные пункты транзита в зап. части Сахары. Распространение ислама и арабо-берберские империи (VIII-XIV вв.) Первые отряды арабов-мусульман проникли на земли совр. М. еще в нач. VIII в., но вторжение сюда омейядских войск произошло в 734 г. Тем не менее в VIII-IX вв. ислам оставался здесь по преимуществу религией иноземных купцов. Даже после того как в X в. в ислам обратилась правящая династия конфедерации санхаджа, основная масса населения сохранила верность домонотеистическим культам или ранним монотеистическим представлениям, которые проникали сюда через зенатские княжества Дальн. Магриба (совр. Марокко и Зап. Алжир) - Сиджильмаса, Бергвата, Накур и Агмат, где происходил синтез иудео-христиан. культов с архаичными верованиями сев. берберов.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОСПОР Перстень с крестом и двумя рыбами по сторонам. Керченский п-ов. III–IV вв. Перстень с крестом и двумя рыбами по сторонам. Керченский п-ов. III–IV вв. [Боспор Киммерийский; греч. Βσπορος, Βσφορος], историческая область в Сев. Причерноморье, на Таманском и Керченском п-овах. Сформировалась в процессе греч. колонизации сев.-вост. побережья Понта Эвксинского, автохтонным населением к-рого, согласно античным легендам, были киммерийцы. В VI в. до Р. Х. выходцы из Милета основали на Керченском п-ове колонии Пантикапей (Боспор, древнерус. Корчев, совр. Керчь), ставший впосл. важнейшим портом и центром греч. колонизации на Б., Нимфей, Тиритаку, на Таманском п-ове - Кепы. Ионийцами и лесбосцами на Таманском п-ове была основана Гермонасса (хазар. Таматарха; визант. Матраха; древнерус. Тмутаракань), теосцами - Фанагория. В V в. до Р. Х. образовалось Боспорское царство со столицей в Пантикапее, объединившее греч. колонии Б., соседние земли Вост. Крыма, заселенные скифами, а также территории Тамани, Н. Кубани и Вост. Приазовья, заселенные меотами. Возникли новые города: Китей, Киммерик, Феодосия на Керченском п-ове, Горгиппия на Таманском, в устье Дона крупнейшим центром с III в. до Р. Х. стал Танаис. Захватив плодородные земли, Боспорское царство стало крупнейшим экспортером хлеба в Грецию; сохранялись интенсивные экономические связи с метрополией. В эпоху расцвета (с IV-III вв. до Р. Х.) в городах Б. велось интенсивное монументальное строительство, возводились храмы, усыпальницы боспорской знати (гробницы в Царском, Золотом, Б. Близнице и др. курганах) украшались росписями, в Пантикапее существовал театр. Распространены были культы Аполлона (исследован монументальный храм в Пантикапее) и Афродиты, земледельческий культ Деметры, с V в. до Р. Х. известен культ Кибелы, равно как и культы местных богов автохтонного населения Б. В кон. II в. до Р. Х. под угрозой экспансии Скифского гос-ва боспорский царь передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору; Митридат втянул Б.

http://pravenc.ru/text/153247.html

Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки в Херсонесе в 1891 г.//Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским археологическим обществом. – М., 1897. – Т. 5. – С. 187–188, 194–195; Отчет за 1896 год//Архив НЗХТ. – Д. 5. – Л. 17 об., 22 об.; Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 год. – С. 176, (серебряная пряжка из инвентаря этого склепа датируется не ранее середины VII в.); с.196, (судя по «громадному, не встречавшемуся еще количеству остовов», в погребенных в склепе можно видеть жертвы массовой эпидемии); Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году. – С. 71, («ямообразный» склеп, 1,06 X 2,48 X 3,55 м, по-видимому, не оконченный, содержал «множество костей, между которыми было 30 черепов); с.75, (склеп трапецевидной формы, грубой работы, 2,84 X 2,88–3,06 х 1,68 м, с тремя нишами-лежанками; «внутри было скучено огромное количество костей», монеты II–IV вв. и надгробие Георгия Мамсиа не ранее IX в.); с.94, («катакомба была до самого потолка завалена костями»); с.96, (склеп трапецевидной формы, хорошей работы, 1,91 х 1,60–1,73 х 1,46–1,64, с тремя «нишами-ящиками, снабженными аркосолиями»; «множество остовов лежало в беспорядке»); с.105, 2052 (квадратная «катакомба... найдена наполненной человеческими костями»); с.106, (в склепе «скучено огромное количество человеческих костей»); с.108, («катакомба трапецевидная грубой работы, с выгнутой полукругом передней стеной», 2 X 1,68–2,13 х 1,60, с тремя нишами-лежанками, использовалась с III–IV вв., «была наполнена остовами»); с.111, 2080 (прямоугольный склеп грубой работы, 3,48 х 3,04 х 1,62 м, «с 3-мя нишами-койками с округленными боками»; «при разбросанных костях ничего не найдено»); (склеп аналогичной конструкции; «при разбросанных костях» – миниатюрный стеклянный бальзамарий, 14-гранная пронизь, бронзовый нательный крестик, «по-видимому, очень поздний»); Косцюшко-Валюжинич К. К. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1906 году. – С. 56–60, (типичный позднеримский склеп грубой работы, 2,75 х 2,30–2,84 X 1,68–1,60 м, с тремя боковыми нишами-лежанками, наряду с херсонескими и римскими монетами U–III и IV–V вв., прочим инвентарем этого времени содержал бронзовую поясную малую пряжку в форме креста конца VII–VIII вв.); Суров Е. Г. Херсонес Таврический. – Свердловск, 1961. – С. 71 сл.; Суров Е. Г. К истории северозападного района... – С. 127 (в склепе 1959 г. с многочисленными костяками одна лежанка была заложена плинфой и оштукатурена).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папирус Фуада 266. II–I вв. до Р. Х. Папирус Фуада 266. II–I вв. до Р. Х. I. Папирусы. Выделяются по материалу, на к-ром написаны (листы из обработанного нильского тростника). На папирусе написаны древнейшие из дошедших до нас фрагментов. Папирус 458 (Pap. Ryl. Gk. 458) из б-ки Дж. Райландса в Манчестере сер. II в. до Р. Х. содержит древнейший сохранившийся греч. библейский текст. Свидетелями дохрист. текста LXX являются также 6 фрагментов из мумифицированного захоронения и папирус Фуада 266; по времени к ним примыкают найденные в Нахал-Хевере фрагменты кожаного свитка малых Пророков. Папирусы содержат ряд особенных чтений, к-рые почти не встречаются в др. свидетелях текста. По объему сохранившегося текста и его ранней датировке выделяются папирусы собрания Честера Битти в Дублине (Chester-Beatty-Papyri), названного по имени сэра Алфреда Честера Битти, приобретшего их в 1931 г. Они содержат остатки 11 кодексов, части 9 ветхозаветных и 15 новозаветных книг, Книги Еноха и гомилии св. Мелитона Сардийского. Эти папирусы датируются II-IV вв. по Р. Х. и, вероятно, являются остатками христ. б-ки в Файюме. Др. значительные собрания папирусов находятся в б-ке Дж. Райландса, в Манчестере (Rylands Papyri), в собраниях Дж. Шайде (Scheide Biblical Papyri), в Принстоне, и Фрира (The Freer Greek MS), в Вашингтоне. Нек-рые части обширного папируса Честера Битти 967 (1-я пол. III в.) находятся в Кёльнском собрании папирусов (Книги Иезекииля, Даниила и Есфири) и в Мадриде (фрагменты Книги Иезекииля). Папирусы содержат значительные части книг Бытия, Чисел и Второзакония, фрагменты книг Исаии и Иеремии, части Иезекииля, Даниила, Есфири и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Важными свидетелями текста на папирусах являются Берлинские фрагменты с текстом кн. Бытия (1. 16-35. 8; кон. III в. по Р. Х.) и папирус Бодмера XXIV (Papyrus Bodmer XXIV; III в.), к-рый содержит псалмы 17-118. Папирус Честера Битти 967. 1-я пол. III в. Книга пророка Иезекииля (16. 57 — 17. 1) Папирус Честера Битти 967. 1-я пол. III в. Книга пророка Иезекииля (16. 57 — 17. 1)

http://pravenc.ru/text/209477.html

Помимо погребальных комплексов, содержащих раннехрист. символы, на общегородских кладбищах Б. Мцхеты и Урбниси в разное время раскопаны погребения, устроенные по христ. обряду. Все они датируются кон. II - 1-й пол. IV в. В первые века христианство в Г. подвергалось гонениям, к-рые начались еще при царе Адеркии (2-я пол. I в.). К нач. II в. относят мученическую кончину св. Сухия и 16 воинов с ним - груз. князей, служивших царю Албании Артаксару. Лит.: Джавахишвили И. Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. С. 77-113; Максимова М. Геммы из некрополя Мцхеты-Самтавро//Вестник ГМИГ. 1950. Т. 16-В; Иващенко М. М. Результаты археол. исследований. Тбилиси, 1980. Т. 3: Самтаврские погребения I-III вв.; Бибилури Т. И. Плинфовые погребения в Грузии античной эпохи: Дис. канд. ист. Тбилиси, 1983; он же. Интересный погребальный комплекс из Мцхеты//Дзеглис мегобари. Тбилиси, 1983. 62 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Предметы с греческими надписями из Мцхеты//Сб. докладов, посв. Дж. Рухадзе. Тбилиси, 2002; Бибилури Т. , Глонти Н. Археологические памятники II-IV вв. Самтаврского могильника. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). Т. Бибилури, Н. Т-М. Картли и Колхида в I - нач. V в. В I-II вв. Картли вернула себе былое могущество, восстановившись в границах IV-III вв. до Р. Х.; в 35-50-х гг. I в., по сведениям рим. историков (Дион Кассий, Тацит, Плиний), она владела даже Арменией. В 60 г. римляне восстановили в Армении царство и посадили на престол Тиграна IV; картлийский царь Парсман I (35-60-е гг. I в.) получил области Камбисену (Камбечоани; при этом граница с Кавказской Албанией прошла по нижнему течению р. Алазани), Квемо-Картли (Гогарена) и Месхети. В правление Парсмана II (30-50-е гг. II в.) Картли усилилась, присоединив земли (совр. Аджария и Лазистан) до Чёрного м. (Плутарх, Арриан). Парсман II пытался управлять Картлийским царством независимо от Рима. Имп. Адриан посылал ему богатые дары и приглашал в Рим, что объясняют значительным влиянием Парсмана на племена кочевников Сев. Кавказа. Так, в 134 г. картлийский царь инициировал нашествие аланов на Албанию, Армению, Мидию и Каппадокию, что встревожило Парфию и Рим. Преемник Адриана Антоний Пий (ум. 161), «когда Парсман Иверийский с супругой прибыл в Рим… увеличил его владения, дал разрешение на принесение жертвы в Капитолии, воздвиг ему конную статую и наблюдал за военными упражнениями Парсмана, его сына и других именитых иберийцев» (Дион Кассий).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРЕНАИКИ [греч. ο Κυρηνακο; лат. Cyrenaici], одна из сократических школ (см. в ст. Сократ ) античной философии, существовавшая в IV-III вв. до Р. Х. Наиболее известные представители: Аристипп, Аристипп Младший, Гегесий, Анникерид, Феодор. Источники Сочинения К. не сохранились; сведения о жизни и философских мнениях К. содержатся во 2-й кн. соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского ( Diog. Laert. II 65-104), а также в трактатах Секста Эмпирика (I-II вв.), Плутарха (I-II вв.), Евсевия , еп. Кесарии Палестинской († 340), и др. древних авторов. В XX в. вышло 2 научных издания фрагментов К. ( Giannantoni. 1958; Mannebach. 1961). В наст. время исследователями используется в качестве стандартного источника подборка фрагментов К., опубликованная в составе труда «Фрагменты Сократа и сократиков» (Socratis et socraticorum reliquiae) Г. Джаннантони (SSReliq. Vol. 2. P. 3-133=SSReliq. IV A-H). История школы Наименование «киренаики» происходит от крупного и могущественного в древности г. Кирена (о нем см.: Pauly, Wissowa. R. 1. 1924. Bd. 12. Hbd. 23. Sp. 155-169), где родился основатель школы Аристипп ( Diog. Laert. II 65; SSReliq. IV A 1; уроженцами Кирены были и нек-рые его последователи, см.: Mannebach. 1961. P. 32-35. N 128-142). Вслед. этого в древних классификациях К. относят к разряду школ, названных «по родине основателя школы» (π τς πατρδος το αρεσιρχου - Elias. In Categ. P. 108; ср.: Mannebach. 1961. P. 86-87). Аристипп Точные годы жизни Аристиппа неизвестны; на основании ряда косвенных свидетельств исследователи полагают, что он род. ок. 430 г. и скончался ок. 355 г. до Р. Х. ( D ö ring. 1998. S. 247; ср.: Giannantoni. 1990. P. 137-138). По сообщениям источников, Аристипп прибыл в Афины в молодом возрасте, «привлеченный славой Сократа» ( Diog. Laert. II 65), и стал его учеником (SSReliq. IV A 2). Если сопоставить возраст Аристиппа с известной датировкой смерти Сократа (399 г.

http://pravenc.ru/text/1840167.html

о храмах Юпитера и императора), 6-колонный псевдопериптер; в длинной (600 м) подземной галерее было святилище Приапа, связанное с местным источником (найдено много вотивных статуэток). Обнаружены рынок, жилые дома, а также термы (I-II вв. по Р. Х.) с остатками мозаик и opus sectile, в сер. IV в. использовавшиеся как гончарные мастерские: Клуния была центром керамического производства, известным «терра сигиллата» (тип римской посуды с блестящим красноватым покрытием), а также расписной посудой. Целую инсулу (квартал) занимало городское поместье (I в. по Р. Х.) с летним и зимним триклиниями, на которых сохранились фрагменты росписи II в. и мозаики IV в.; здесь же найден клад монет кон. III в. После пожара 284 г. город восстановили, он просуществовал до V в., но затем был заброшен; в VII-VIII вв. место, на к-ром находилась Клуния, использовалось как кладбище. Римский амфитеатр в Тарраконе. II в. Римский амфитеатр в Тарраконе. II в. Один из самых сохранных примеров рим. урбанистики - г. Бело-Клавдия (близ совр. Тарифы, пров. Кадис), главный порт торговли с Тунисом (его изучение ведет франц. «Дом Веласкеса»). Городской форум (45×33 м) был окружен портиками с 3 сторон, с сев. стороны находилось прямоугольное здание (36×20 м) с внутренними аркадами; статуя имп. Траяна указывает, что эта базилика, возможно, использовалась как здание суда. Плотность и частая смена застройки в I-II вв. по Р. Х. свидетельствуют о вложении значительных средств и лихорадочных работах, в т. ч. по постройке храмов имп. культа. В нач. III в. юж. сторона форума была заброшена, а в IV в. он опустел целиком. Главный комплекс городских святилищ располагался севернее форума. Открыты стоявшие в ряд идентичные храмы (тетрастили) в честь Капитолийской триады божеств - Юпитера, Юноны и Минервы (подобная тройная композиция известна в Суфетуле, ныне Сбейтла, Тунис; сер. II в.), храм Исиды (там найдена табличка с проклятием и просьбой наказать воров-святотатцев), полукруглый фонтан и алтарь. Раскопаны рынок, термы, театр, мастерские по производству рыбного соуса (гарума).

http://pravenc.ru/text/2007788.html

ч. и К., в течение долгого времени обсуждались среди образованных римлян и оказали серьезное влияние на последующее развитие рим. философии ( G ö rler. 1994. S. 853). К. отличался большой любовью к наукам, широким кругозором и необыкновенным трудолюбием ( Diog. Laert. IV 9. 62). Уже современники признавали К. непревзойденным мастером построения сложных диалектических рассуждений, отмечая свойственную ему «изворотливость ума» ( Cicero. De re publica. III 5. 9; G ö rler. 1994. S. 853). Христ. апологет Луций Цецилий Фирмиан Лактанций (III-IV вв.) свидетельствует, что в одном из сочинений рим. поэта Гая Луцилия (II в. до Р. Х.) Нептун, «рассуждая о труднейшем вопросе, указывает, что он не сможет его разъяснить, если Орк не отпустит к нему самого Карнеада» ( Lact. Div. inst. V 14. 3). Философские рассуждения К. иногда были столь сложными и запутанными, что их не понимали даже его ученики; так, по свидетельству Цицерона, «Клитомах утверждал, что никогда не мог понять, что именно одобряет Карнеад» ( Cicero. Acad. II 45. 139). Искусное использование в рассуждениях диалектики сближало К. с софистами ; вместе с тем Флавий Филострат (II-III вв.) в соч. «Жизнеописания софистов» (Vitae sophistarum) относил его к числу «тех, кто, по видимости будучи софистами, [в действительности] занимались философией», т. е. считали искусство убеждения лишь средством для достижения философского знания (CFrM. T12; ср.: Arnim. 1919. Sp. 1965). Лекции и философские беседы К. пользовались большой популярностью у жителей Афин; их посещали даже обычно равнодушные к философии «риторы», прерывавшие ради этого собственные занятия ( Diog. Laert. IV 9. 62). Афиняне с почтением относились к философу; не будучи уроженцем Афин, он получил афинское гражданство и был приписан к дему Азения, представителями к-рого ранее были Платон и Хрисипп ( Mette. 1985. S. 121; G ö rler. 1994. S. 852). К. пользовался покровительством каппадокийского царя Ариарафа V и состоял с ним в переписке ( Diog. Laert. IV 9. 65), однако эти письма не сохранились.

http://pravenc.ru/text/1681111.html

На изготовление склепа (2403) в ранневизантийский период указывает кладка его передней стены из типичной плоской плинфы на цемянке, но в самой камере оказались «кости от многих остовов в беспорядке», которым сопутствовали светильник III–IV вв., четыре раннесредневековые бронзовые серьги в виде гладких колечек, серьга VII–VIII вв. с остроконечной подвеской и медная монета Василия I, указывающие на использование добротно сделанной, оштукатуренной цемянкой усыпальницы вплоть до X в. 1517 . В том же районе кладбища, в 15 м к юго-востоку от башни Зинона в 1908 г. Н. И. Репниковым был вскрыт большой склеп исключительно своеобразного, сложного, «пещерообразного» устройства (общая ширина – 8,9 м, а длина с дромосом – 6,2 м), какой принято относить к ранним вариантам склепов. Над его входным отверстием (1,10 х 0,80 х 0,50 м) в скале была высечена крупная, но сравнительно мелкая, не глубокая ниша-аркосолий (1,64 х 1,30 х 0,39 м), возможно, для установки иконы или плоского надгробного памятника, стелы, а в полу склепа вырублено для погребений восемь отдельных ящиковидных могил (рис. 417). Он был заполнен до верха сильно истлевшими костяками более тысячи покойников, среди которых оказалась найдена золотая монета Тиверия Маврикия, а также семь бронзовых поясных пряжек типичных византийских типов VII–VIII вв., указывающие приблизительно на время функционирования этой, вероятно, общественной усыпальницы раннесредневекового Херсона 1518 . Там же, в 40 м от башни Зинона находился склеп с пятью нишами-лежанками, прямоугольный вход в который остался заложен грубо отесанной известняковой плитой (рис. 418) 1519 . В нем тоже хоронили, очевидно, в течение долгого времени, поскольку во всех нишах истлевшие костяки лежали мощными слоями, достигавшими толщины 0,19–0,36 м. Находка золотой сережки типа, встречающегося в раннем слое могильника Суук-Су VI–IX вв., трех медных проволочных сережек-колечек, очень популярных в силу своей дешевизны, бронзового браслета с заходящими друг на друга концами, двуручного кувшина, который по форме сближается с раннесредневековыми амфорами, а также херсонской монеты Василия I свидетельствует в пользу того, что усыпальницу если не регулярно, то периодически могли использовать c VI–VII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010