Ц. У. Маоз ( Ma " oz. 1999) высказал предположение, что капернаумскую синагогу в V в. построили христиане как мартирий на loca sancta, при этом использовались остатки других (3 или 4) синагог, заброшенных в III в. То, что синагога с самого начала была христианским памятником, по мнению Маоза, может объяснить странное положение здания (среди др. построек) - недалеко от церкви-октагона, а также нек-рые архитектурные особенности: большое количество дверных порталов (12 вместо традиционных 3-4; 3 входа с вост. стороны атриума имеют исключительно декоративный характер, нависая над подиумом) и наличие бокового атриума, как в сир. христ. храмах. Маоз, объясняя т. о. архитектурные особенности здания, не учел, однако, того факта, что паломница IV в. мон. Эгерия сообщает только о деталях входного портала синагоги - войти и увидеть интерьер она, как христианка, видимо, не могла. С учетом всех объяснений можно сделать вывод: капернаумская синагога действительно могла быть построена (вероятно, на месте упомянутой в Евангелии) во II - нач. III в. (именно ее видела мон. Эгерия в кон. IV в.). Находки (монеты, керамика) и метрологические измерения свидетельствуют о ее значительной перестройке в кон. V - нач. VI в., когда вторично использовались элементы декора зданий рим. времени, в т. ч. и ранней синагоги. Наряду со старыми деталями появились и новые, византийские (антаблементы с аканфовыми медальонами, иудейскими символами, а также некоторые капители), что объясняет различные стилевые характеристики декора. С учетом запрета имп. Феодосия II на строительство новых синагог (439; ср.: Marcus. 1961. P. 5-6) можно предположить, что иудеи построили новое здание синагоги под предлогом ремонта старого. Атриум мог быть реконструирован после землетрясения 749 г. План капернаумской синагоги План капернаумской синагоги II. Реставрация и строительная техника. Как показали исследования, в дальнейшем здание не раз ремонтировалось, в результате чего антаблементы, дверные и оконные перемычки заняли случайные места в кладке стен. К началу реставрации стены синагоги не поднимались выше одного ряда каменной кладки, за исключением сев. стены, к-рая возвышалась до верхнего уровня сев. колонн с антаблементом. При реконструкции синагоги францисканцы частично восстановили каменную облицовку полов, укрепили кладку, восстановили дверные порталы, колоннады с капителями и антаблементами, но эта реставрация является результатом принятия некоторых гипотез, при этом большая часть найденных архитектурных деталей и декора не была использована и передана в археологический музей К. Проект реконструкции, предложенный Сукеником в 30-х гг. XX в., в целом повторяется и др. исследователями без необходимого критического анализа реконструкции декора.

http://pravenc.ru/text/Капернаум.html

Нагорного Карабаха, а также княжество Тарон (830-966/67). Ашота I Багратуни сменил Смбат I. В нач. X в., при царе Ашоте II Багратуни, прозванном за храбрость Железным (арм. Еркат), араб. войска потерпели ряд серьезных поражений. А. прекратила всякие выплаты дани за пределы страны. Власть Багратуни продолжала крепнуть и достигла своего апогея при Гагике I (990 - ок. 1017). Кафедральный собор Эчмиадзин. IV в., перестройки V–XVII вв. Кафедральный собор Эчмиадзин. IV в., перестройки V–XVII вв. В Х - нач. XI в. А. переживала значительный экономический и культурный подъем. В этот период возникли благоприятные условия для расцвета торговли, ремесел, искусства, возрождения городской жизни. Подъем переживали как древние города - Ван, Валаршапат, Двин, Багаран, так и новые - Карс, Лори, Маназкерт, Арцн, Арчеш, Багеш (Битлис). Особого расцвета столица Багратидов Ани достигла в царствование Гагика I. Город прославился мн. архитектурными памятниками. Большое развитие получило ремесленное производство - кузнечное, оружейное, плотницкое, гончарное, каменотесное, ткацкое, прядильное, ковровое. Ани стал важнейшим центром транзитной торговли, откуда в различных направлениях шли торговые пути: на Лори и Тбилиси, на Ахалцихе и Кутаиси к Чёрному м., на Багаран и Вагаршапат, а также через Маназкерт и Багеш в Месопотамию. Одна из главных дорог связывала Ани с Византией, а через Трапезунд проходил морской торговый путь в Сев. Причерноморье. На международный рынок А. вывозила зерно (преимущественно пшеницу), крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, металлические изделия, ковры, шерсть, краски, каменную соль, вино, фрукты, а ввозила гл. обр. предметы роскоши, пряности, тонкие ткани, лекарства. Крупными культурными, ремесленными и торговыми центрами к этому времени стали города Двин, Карс, Нахчаван, Ван, Востан, Багеш, Хлат и др. Успешно стали развиваться внутренний рынок и товарно-денежные отношения. Приобрела значение и торговля с Русью: в Киеве, Новгороде и др. городах появились арм. торговые общины. Расцвет культуры в этот период получил наименование арм. возрождения, к-рое связано с именами таких крупных мыслителей X-XIII вв., как Григор Пахлавуни , Григор Нарекаци , Ованнес Саркаваг, Мхитар Гош и др. Об освободительной борьбе арм. народа против араб. завоевателей повествует знаменитый эпос о св. Давиде Сасунском . Широкую известность приобрел основанный в XI в. Анийский ун-т. Падение Багратидов. Тюрко-монг. экспансия (XI-XV вв.)

http://pravenc.ru/text/76104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Сопка у деревни Любынь Шимского р-на. Фотография С. В. Торопова. 10-е гг. XXI в. Сопка у деревни Любынь Шимского р-на. Фотография С. В. Торопова. 10-е гг. XXI в. субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 54,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Вел. Новгород. Расположена на западе европ. части России; граничит с Ленинградской, Вологодской, Тверской и Псковской областями. Население - 606,3 тыс. чел. (2018). Национальный состав (2010): русские (88,36%), украинцы (1,11%), цыгане (0,57%), белорусы (0,54%), армяне (0,29%), татары (0,26%), азербайджанцы (0,24%) и др. Н. о. включает 1 городской округ, 21 муниципальный район, 3 города областного значения и 7 городов районного значения, 11 рабочих поселков. История Первоначальное заселение территории Н. о. произошло в эпоху мезолита, поселения появились здесь в VIII тыс. до Р. Х. В наст. время по берегам небольших рек и озер Валдайской возвышенности обнаружено около 10 стоянок и местонахождений, относящихся к этой эпохе. По характеру находок прослеживается сходство поселений бассейна р. Мсты со стоянками на территории В. Поволжья и Волго-Окского междуречья, относимыми к бутовской мезолитической культуре. Памятники раннего неолита (кон. V - нач. IV тыс. до Р. Х.) связаны с валдайской культурой, имеющей определенное сходство с др. ранненеолитическими культурами лесной зоны (нарвской, верхневолжской, волго-камской). К среднему неолиту (кон. IV - нач. III тыс. до Р. Х.) пока можно отнести лишь 2 стоянки. Принципиальное изменение демографической ситуации произошло в период позднего неолита (1-я пол. III тыс. до Р. Х.). К этому периоду относится более 200 стоянок. На территории бассейна р. Мсты сложилась мстинская неолитическая культура со своеобразной ямочно-гребенчатой керамикой. Памятники, расположенные по берегам оз. Ильмень и в верховьях Волхова, на раннем этапе неолита близки к памятникам нарвской культуры, а позднее заметное влияние на них оказала культурно-историческая общность ямочно-гребенчатой керамики.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕ-ЦЗЫ (Ле Юйкоу) (V в. до Р. Х.), китайский даосский философ, отшельник, предполагаемый автор трактата «Ле-цзы». Согласно «Чжуан цзы» (IV-III вв. до Р. Х.), Л. достиг сверхъестественной мудрости и придерживался «чистоты и покоя», «недеяния» (у вэй). В «Люй ши чунь цю» (сер. III в. до Р. Х.) сообщалось, что основная доктрина Л.- «ценить пустотность» (гуй сюй). В эпоху Тан (VII - нач. X в.) Л. был титулован как «прорвавшийся в пустоту истинный человек» (чунь сюйчжэнь жэнь). Некоторые исследователи считают Л. легендарным персонажем, поскольку о нем нет информации в хронике Сыма Цяня (Шицзи). Трактат «Ле-цзы» впервые упоминает Лю Синь (I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.). Во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. IV в. он был утерян, в том же столетии восстановлен по памяти и частично дописан мыслителем школы сюань-сюэ Чжан Чжанем - первым и наиболее авторитетным комментатором «Ле-цзы». Трактат состоит из 8 глав, философские идеи выражаются в форме притчи или диалога. В трактате излагаются положения даосской натурфилософии и космологии, учение о постепенном развертывании единого первоначала - «великих перемен» (тай и) в мире «тьмы вещей» (вань у). Также «Ле-цзы» развивает и дополняет положения даосского трактата «Дао дэ цзин»: в нем разрабатывается и конкретизируется завершающая стадия антропогонии - происхождение человека из космической пустоты и энергии; дается определение сущности человека через «человеческое сердце»; выстраивается типология человеческого субъекта - «совершенномудрый человек», «духовный человек», «совершенный человек», «человек совершенной веры», «человек, владеющий изменениями» и т. д. С VIII в. «Ле-цзы» именуется также «Чун сюй чжэнь цзин» («Истинная каноническая книга прорыва в пустоту», «Трактат об абсолютной пустоте и совершенной добродетели»). Ист.: Lia Dsi: Das wahre Buch vom quellenden Urgrund/Übers. R. Wilhelm. Jena, 1911; Ле-цзы чжу [=Ле-цзы с коммент.]. Пекин, 1956. Т. 3 (на кит. яз.); The Book of the Lieh-tzu: A Classic of the Tao/Transl. A. C. Graham. L., 1990; Мудрецы Китая: Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы/Пер.: Л. Д. Позднеева. СПб., 1994; Древнекит. философия. М., 1972. Т. 1. С. 212-224; Чжуан-цзы. Ле-цзы/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. В. Малявин. М., 1995. Лит.: Щуцкий Ю. К. Основные проблемы в истории текста Ле-цзы//Зап. коллегии востоковедов. Л., 1928. Т. 3. Вып. 1. С. 279-288; Graham A. C. The Date and Composition of Liehtzu//Asia Major. Ser. 2: Princeton, 1961. Vol. 8. N 2. P. 140-141. Рубрики: Ключевые слова: КОНФУЦИЙ (551-479 до Р. Х.), первый кит. философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства

http://pravenc.ru/text/2463621.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проблематичность построения убедительной теодицеи в рамках классического теизма Теодицея — «оправдание Бога» — один из самых «проклятых» вопросов за всю историю человечества. Ещё в среднем бронзовом веке были написаны вавилонские поэмы «Муж со стенаньем…» (сер. II тыс. до РХ или ранее) и «Теодицея» (ок. нач. IX в. до РХ), темой которых явилось недоумение: как совместить веру в благой божественный Промысл с наличием в мире зла и страданий? Мнение Этой проблеме целиком посвящена и библейская Книга Иова (VI — нач. IV вв. до РХ), также немало внимания ей уделили отцы Церкви, но она остаётся нерешённой и по сей день. Сам термин «теодицея» был предложен древнегреческим философом Эпикуром (IV–III вв. до РХ), который первым подошёл к данному вопросу аналитически и сформулировал его как трудность совмещения факта наличия в мире зла, несчастий и страданий с верой в то, что Бог одновременно и благ, и всесилен, и является Промыслителем. Почему Творец в принципе попускает страдания Своих созданий, да ещё в такой мере, и особенно страдания невинных существ? Почему Его творение таково или почему Он позволил всему стать таким, какое оно есть? Почему, Сам будучи безгрешным, бесстрастным и бессмертным, Он Своих чад не оградил надёжно от греха, страданий и смерти? Почему нас, столь слабых и ранимых, Он «забрасывает» в мир, полный смертей, страданий, опасностей, вражды, злодейств, борьбы за выживание, хищничества, паразитизма, катастроф и пр.? Если это божественная педагогика, то не слишком ли она сурова? Неужели для нас, «немощных сосудов», у Него не нашлось иных воспитательных средств, кроме мук и в земной жизни, и, как верят многие, ещё и по её окончании? Почему Бог попускает трагические случайности: например, генетические нарушения, приводящие к нежизнеспособности или уродству живого существа — человека или животного? Почему в мире бывают очевидно бессмысленные страдания: муки, переживаемые невинным ребёнком, попавшим в руки маньяка — педофила и садиста, муки детей — жертв геноцидов, эпидемий или стихийных бедствий и т.д.? А каков смысл жизни и страданий, например, сгоревшего в лесном пожаре оленёнка или львёнка, убитого самоутверждающимся альфа-самцом, или уличного котёнка, раздавленного на дороге машиной? А каким был смысл существования вымерших видов живых существ? Неужели Бог создал их ради того, чтобы потом полностью уничтожить? А с учётом того, что глобальные вымирания большинства организмов происходили на Земле по меньшей мере шесть раз и на сегодняшний день вымерла большая часть когда-либо живших на нашей планете видов, закономерен вопрос о наличии смысла у бытия как такового.

http://bogoslov.ru/article/6166029

была передана Ферреолу (после его мученической кончины голову положили в могилу трибуна). Исследователи неоднократно отмечали связи между преданием об И. и Мученичеством св. Ферреола Вьеннского. В ранней версии Мученичества Ферреола (BHL, N 2911) сообщается, что в нач. IV в., во время «великого гонения», преследование христиан в г. Вьенна проводил презид Криспин. Воин Ферреол отказался принести жертву богам и исповедал веру во Христа, после чего был брошен в темницу. Чудесно освободившись от оков, Ферреол решил бежать из города и перешел р. Рона, но затем был настигнут и убит. В этой версии Мученичества нет упоминаний об И., а Ферреол представлен как простой воин. В более поздней версии (BHL, N 2912) утверждается, что гонители, настигнув Ферреола близ Вьенны, отвели его в Бриват и казнили на том же месте, где был предан смерти И. Исследователи неоднократно поднимали вопросы о степени исторической достоверности Мученичества И. и об интерпретации отдельных сведений, к-рые в нем содержатся. Они отмечали отсутствие в тексте датировки гибели И. и упоминаний об исторических лицах. Недостоверными считались утверждения составителей Мученичества о том, что И. был казнен без суда и следствия и что его казнь произошла в обл. Арверния, которая не принадлежала к юрисдикции г. Вьенна. Авторы XVIII-XIX вв. были склонны не придавать значения этим деталям, т. к. Мученичество, по их мнению, было составлено через много лет после гибели И. и его составитель мог не обладать всей необходимой информацией. Л. С. Тиймон одним из первых указал, что изложенные в Мученичестве И. сведения не поддаются однозначной интерпретации. В соответствии с традиц. т. зр. кард. Цезаря Барония , Т. Рюинара и др. авторов, Тиймон счел возможным датировать гибель И. нач. IV в. Исследователь предположил, что Мученичество было составлено в сер. или в кон. V в., и указал на параллели между этим произведением и Мученичеством св. Ферреола (BHL, N 2911-2912) ( Tillemont. 1702. P. 699-701). Болландист Й. Стилтинг не видел веских оснований для того, чтобы отнести гибель И.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

н. Reichskrone, нач. Х в.) в Ахенской капелле - месте погребения имп. Карла Великого. В 1356 г. статус А. как коронационного центра был официально подтвержден в Золотой булле имп. Карла IV. В 936-1531 гг. в А. короновалось 30 королей (от Оттона I до Фердинанда I Габсбурга, а также 12 королев), трое коронованных в др. местах позже проводили церемонию и в А. Не меньшее значение, чем коронация, имело возведение (интронизация) нового герм. короля на «трон Карла Великого» (отсюда одно из обозначений А. как престола империи - Stuhl des Reiches). Считалось, что только интронизированный в А. герм. король имеет право затем получить в Риме имп. корону из рук папы. Важной составной частью коронационных торжеств в А. являлась королевская трапеза, на к-рой курфюрсты исполняли символические придворные должности при новом короле. Она проходила в королевском зале каролингского дворца, с нач. XIV в.- в коронационном зале городской ратуши А. Т. н. имперская корона. 2-я пол. X–XI в. (Исторический музей в Вене) Герм. имп. Оттон III, стремившийся возродить на Западе Римскую империю, в 1000 г. приказал найти утерянную после нападения норманнов на А. в 881 г. могилу (сейчас также неизвестна) имп. Карла Великого в Ахенской капелле и вскрыть ее. Как сообщают Титмар Мерзебургский и др. хронисты, Карл Великий был обнаружен сидящим на троне перед своим саркофагом (мраморный, с изображением похищения Прозерпины, II в. по Р. Х.), тела его почти не коснулось тление. В его могиле было найдено много дорогих вещей, в т. ч. т. н. кошель св. Стефана и меч Карла Великого, к-рые стали вместе с «имперским» Евангелием коронационными инсигниями, хранившимися в А. (др. инсигнии хранились в имперском замке Трифельс; при Карле IV были перевезены в замок Карлштайн под Прагой, а позднее в Нюрнберг). Тело имп. Оттона III, умершего в 1002 г. в Италии, было переправлено в А. и похоронено в капелле «у ног Карла Великого». В 1165 г. по инициативе герм. имп. Фридриха I Барбароссы Карл Великий был канонизирован, его останки извлечены из могилы и помещены в реликварий в капелле.

http://pravenc.ru/text/77174.html

Житие И. относится к типу «агиографического романа», включает ряд лит. топосов (мотив поиска родителей и др.) и фантастические подробности в «восточном стиле». Папеброх, однако, отмечал, что мн. географические и хронологические указания вполне историчны. Упомянутые в Житии деятели рим. Африки нач. IV в., в частности проконсул Африки Анулин, занимавший эту должность при имп. Максенции (306-312) и в нач. правления Константина I Великого (306-337), а возможно, и ранее, при Максимиане Геркулии (286-305), также являются историческими лицами. Мц. Криспина известна по Мученичеству IV в. и по упоминаниям в проповедях блж. Августина. Криспина пострадала в годы гонения имп. Диоклетиана (303-305), по указанию Анулина ее перевезли для суда из г. Тевеста (ныне Тебесса, Алжир) в Карфаген. Город Галилея в рим. Африке неизвестен: либо это вымысел поздних агиографов, либо его название было искажено в рукописной традиции. После разгрома королевства вандалов имп. Юстинианом I (527-565) ряд городов рим. Африки получил дополнительное офиц. название «Юстиниана», в т. ч. Карфаген. Возможно, в Житии подразумевается г. Юстиниана (Юстинианополь) в пров. Бизацена, бывш. Гадрумет (ныне Сус, Тунис). Поскольку в Житии сообщается, что И. бежал морем в др. провинцию, следов., Галилея, как и Тевеста, находилась в Проконсульской Африке, наместником к-рой был Анулин. Житие было записано не ранее IX в. В распоряжении автора были источники VI-VII вв., он дополнил их некоторыми вымышленными подробностями. По мнению Папеброха, переселение И. из Африки в Италию было связано с политикой имп. Констанция II в Зап. Римской империи (350-361), поддерживавшего ариан, когда мн. правосл. епископы и клирики были изгнаны и отправлены в ссылку. И. мог быть одним из таких епископов. Вероятно, сосланный в Таррацину, из-за бури он оказался в Капратии и вынужден был там остаться. Ф. Ланцони признает гипотезу Папеброха, но рассматривает и др. предположения, напр. о том, что И. был местным мучеником или исповедником. По 3-й версии, почитание И. в г. Гаэта является поздним, в действительности там почитался св. Иннокентий I , папа Римский.

http://pravenc.ru/text/389635.html

Уже в IV в. молитвы крещального В. на Востоке были письменно зафиксированы (напр., Serap. Thmuit. Euch. 7; Const. Ap. VII 43). На Западе это, вероятно, случилось несколько позднее - из слов блж. Августина ( Aug. De bapt. contr. donat. 3. 10. 15; 5. 20. 28) следует, что к кон. IV в. лат. формула освящения воды еще не была окончательно утверждена. Кроме молитвы в состав крещального В. вошли помазание воды освященным елеем (или св. миром - см., напр., Areop. EH. 4. 10), осенение воды крестом ( Aug. Serm. 352. 1. 4; Vict. Viten. De persecut. Vandal. 2. 17), дуновение, прикосновение и др. В частности, в визант. традиции крещальное В. состоит из водосвятной молитвы и помазания воды освященным елеем; перед молитвой совершается каждение и произносится мирная ектения с дополнительными прошениями об освящении воды и о крещаемом, во время к-рой священник читает молитву о своем недостоинстве (в случае совершения Крещения над умирающим (чин Крещения «страха ради смертного») каждение, ектения и молитва священника о себе опускаются). В правосл. богослужебных книгах содержатся продолжительная (нач.: Μγας ε, Κριε, κα θαυμαστ τ ργα σου -              ) и краткая (нач.: Κριε Θες παντοκρτωρ πσης κτσεως ρατς τε κα ορτου πλστης -                    ) водосвятные молитвы Крещения. Обе известны у нехалкидонитов различных традиций, что указывает на происхождение молитв до VI в. 1-ю из них совр. рус. Требник предписывает использовать в обычном случае, 2-ю - в случае Крещения «страха ради смертного»; однако древние рукописи Требника (напр., РНБ. Греч. 226, X в.; Athen. Gr. 662, XIII в.; РНБ. Гильф. 21, XIII-XIV вв.; БАН. 13. 6. 3, XVI в.) дозволяли священнику избирать для крещального В. любую из этих молитв по собственному усмотрению. У сиро-яковитов версия 1-й молитвы, несколько отличная от визант., используется как молитва В. на праздник Богоявления ( Scheidt. 1935; du Boullay, Khouri-Sarkis. 1959), а в крещальный чин входит 2-я ( Brock. 1971). Взаимозаменяемость молитв в рукописях визант. крещального чина и использование 2-й из них в сиро-яковитском чине, возможно, указывают на то, что ок. VI в. в визант. традиции (ркп. визант. Евхология этого времени не сохр.) использовалась 2-я молитва, а 1-я (частично совпадающая со 2-й и, вероятно, являющаяся ее переработкой) поначалу предназначалась не для крещального, а для богоявленского В. Возможно также, что наличие 2 альтернативных молитв связано с 2 источниками традиции (напр., малоазийской и сир.). К VIII в. и в крещальном чине 2-я молитва была вытеснена 1-й; еще неск. веков после этого допускалось использование при Крещении любой из них, пока 2-я молитва не была окончательно закреплена только в чине Крещения «страха ради смертного».

http://pravenc.ru/text/155063.html

II. Апокриф кн. Бытия, обнаруженный в Кумране, также содержит признаки знакомства с енохической традицией (рассказы о стражах и о рождении Ноя). Хотя повествование имеет ряд сходств с Книгой Юбилеев, вероятно, авторы этих апокрифов использовали енохическую традицию независимо друг от друга ( Nickelsburg. 2001. P. 76). III. Е. и Кумранские тексты. В 4-й кумран. пещере было найдено большое количество фрагментов разделов 1-й Книги Еноха и связанной с ней Книги исполинов, датируемых нач. II в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х. Учитывая присутствие там же Книги Юбилеев и Апокрифа кн. Бытия, становится очевидным, что енохическая традиция была весьма значима для общины, к-рая хранила эти тексты. Однако идентификация этой общины, а также ее отношение к создателям енохической традиции в наст. время являются дискуссионной проблемой. Притом что ряд тем енохической традиции, а именно: дуалистическая космология, эсхатологические ожидания, критика священства и культа Иерусалимского храма - созвучен документам общины (Уставу, Дамасскому документу), есть и отличия, главные из к-рых - значительное внимание кумран. рукописей к закону Моисееву (о котором почти не говорится в енохических текстах) и связь их эсхатологии с пророчествами ветхозаветных пророков. Согласно теории Г. Боккаччини, кумран. община представляет собой течение, отделившееся из-за несогласия по определенным вопросам (прежде всего из-за учения о происхождении зла и греха) от енохической традиции, представлявшей собой отдельное религ. движение ( Boccaccini G. Beyond the Essene Hypothesis. Grand Rapids (Mich.), 1998). IV. «Завещания 12 патриархов», хотя и рассматриваются традиционно в ряду межзаветной лит-ры, в дошедшем до нас виде представляют собой христ. произведение. Возможно, в его основе лежат письменные иудейские тексты (поскольку в Кумране найдены фрагменты подобных завещаний ветхозаветных праотцов), однако первоначальный материал существенно переработан. Писания Е. и он сам упоминаются в «Завещаниях 12 патриархов» многократно, но источник приводимых цитат не установлен. Е. именуется «Праведным» (Test. XII Patr. III 10. 5; VII 5. 6; XII 9. 1). Напр., в «Завещании Симеона» приводится пророчество Е. о вражде между потомками Симеона и Левия (Ibid. II 5. 4). В «Завещании Левия» от имени Е. приводится пророчество об отступлении и о нечистоте иерусалимского священства (Ibid. III 14. 1; 16. 1). О злодеяниях потомков Иуды, Дана, Неффалима и Вениамина, возвещенных Е., также говорится в соответствующих разделах «Завещаний» (Ibid. IV 18. 1; VII 5. 6; VIII 4. 1; XII 9. 1). В завершение Е. упоминается вместе с Ноем, Симом, Авраамом, Исааком и Иаковом в числе тех, кто «восстанут» (т. е. воскреснут) в веселье одесную Бога в конце времен (Ibid. XII 10. 6). Е. и раввинистический иудаизм

http://pravenc.ru/text/189985.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010