Капитель клуатра мон-ря Сан-Хуан-дель-Дуэро в Сории. Нач. XIII в. Капитель клуатра мон-ря Сан-Хуан-дель-Дуэро в Сории. Нач. XIII в. Притязания кор. Альфонсо Х на королевство Наварра, а также на корону Свящ. Римской империи (он претендовал на имп. титул как сын Беатрисы Швабской из рода Гогенштауфенов) не имели успеха. Но самым тяжелым периодом его правления стали последние годы из-за конфликта по поводу престолонаследия с сыном, инфантом Санчо (впосл. кор. Санчо IV Храбрый (1284-1295)). Санчо опротестовал намерение отца передать престол одному из сыновей инфанта Фернандо де ла Серда († 1275), старшего брата Санчо, и был поддержан представителями знати, недовольными централизаторской политикой короля, якобы посягнувшего на их исконные привилегии. Альфонсо X остались верны лишь Севилья, Мурсия и Бадахос, королю пришлось отречься от власти, хотя титул он сохранил. После его смерти в Кастилии развернулась борьба за престол, в которой участвовали представители знатных испан. родов, поддерживавшие того или иного кандидата, мусульм. правители Марокко, а также городские ополчения. В результате кровопролитных войн инфанту Санчо удалось одержать верх над противниками и стать королем Леона и Кастилии, закрепив этот титул за собой и своим наследником Фернандо IV (1295-1312) и сохранив территориальную целостность королевства. В первые годы правления кор. Фернандо IV, унаследовавшего трон в возрасте 9 лет, смута возобновилась, в ней участвовали инфант де ла Серда, кузен короля, мусульм. правители Гранады и Марокко, а также короли Португалии, Арагона и Франции, рассчитывавшие на территориальные приобретения в обмен на поддержку того или др. претендента. Интересы Фернандо IV успешно отстаивала его мать, кор. Мария де Молина,- он сохранил трон, с большинством противников были заключены соглашения. Арагонская корона добилась самых крупных успехов в расширении территории в правление Хайме I Завоевателя. После гибели в 1213 г. отца Хайме, кор. Педро (Пере) II, участвовавшего в альбигойских войнах на стороне графа Тулузского, Хайме попал в плен к предводителю крестового похода Симону де Монфору.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТ [Юст; лат. Iustus; итал. Giusto] (нач. IV в.?), мч. (пам. зап. 2/3 нояб.), почитается в г. Триест (Италия). Согласно Мученичеству (BHL, N 4604), в г. Аквилея или в г. Тергест (ныне Триест) жил благочестивый христианин И., к-рый усердно соблюдал посты и раздавал милостыню. Когда императоры Диоклетиан и Максимиан начали гонения на христиан, с Востока был прислан префект Маннаций, к-рый назначил во все города наместников, чтобы преследовать христиан. В Аквилею был поставлен презид идолопоклонник Евномий, в Тергест - Маннаций (далее именуется магистратом; возможно, он и префект Маннаций - одно лицо). Узнав об И., Маннаций велел декуриону привести его на допрос. И. отказался поклониться идолам и исповедал веру во Христа, после чего был брошен в темницу и всю ночь молился. На повторном допросе И. вновь отверг предложения Маннация и был приговорен к утоплению за святотатство и неповиновение имп. указам. Мученика отвели в пустынное место и привязали к рукам и ногам свинец. После того как И. произнес молитву, его бросили в море. Тело мученика чудесным образом прибило к берегу близ г. Тергест. Жившему там пресв. Себастиану И. явился во сне и указал местонахождение своих останков. Собрав христиан, пресвитер похоронил тело мученика. Мч. Иуст. Мозаика апсиды собора Сан-Джусто в Триесте. Кон. XI — нач. XII в. Мч. Иуст. Мозаика апсиды собора Сан-Джусто в Триесте. Кон. XI — нач. XII в. Дата составления Мученичества И. неизвестна. Издатель Мученичества болландист Г. ван Хоофф оценил его как достоверный источник и предположил, что оно основано на подлинном протоколе суда. Кард. Цезарь Бароний полагал, что И. погиб в 303 г., ван Хоофф предложил датировать гибель мученика 304 г. Однако Ф. Ланцони указал на ошибочную датировку в Мученичестве: И. пострадал в 9-й год совместного правления Диоклетиана и Максимиана Геркулия (294/295) и в 4-е консульство обоих императоров (4-е консульство Диоклетиана - 290, Максимиана - 293), тогда как великое гонение началось в 303 г. И. Делеэ сделал вывод, что Мученичество И. не содержит достоверных сведений.

http://pravenc.ru/text/1237895.html

На протяжении XII-XIII вв. заседания A. publica и затем A. litterarum contradictarum проводились там, где в данный момент находилась папская курия (в Риме, напр., в Латеранской базилике , в соборе св. Петра, в ц. св. Сабины и др.). В XIV в. в Авиньоне эти органы папской канцелярии получили определенную привязку к месту: A. litterarum contradictarum располагалась в маленьком темном помещении, примыкавшем с одной стороны к большому залу для A. publica, а с др.- к помещению A. sacri palatii. Заседания A. publica проходили обычно по будням, c нач. XIV в.- по четвергам, а A. litterarum contradictarum в случае подачи протеста проводилась через неск. дней после заседаний A. publica. Председателем A. publica и A. litterarum contradictarum был вице-канцлер папской канцелярии, непосредственным же разбирательством по спорным делам и принятием решений занимался аудитор A. litterarum contradictarum, являвшийся одновременно должностным лицом канцелярии в ранге папского нотария и ординарным судьей курии. Трудность разбиравшихся дел и необходимость принятия быстрого решения требовали от аудитора как обширных теоретических знаний канонического и рим. права, так и большого практического опыта судейской работы (среди занимавших эту должность в XIII - нач. XIV в. были 3 известных канониста: в 1226-1227 - Синибальдо Фьески (позднее папа Иннокентий IV ), в 1240-1244 - Готфрид Транийский, в 1304-1313 - Гвидо Байзио). Должность аудитора была пожизненной, теряли ее только при возведении в кардиналы. В XIII-XIV вв. ее обладателями становятся в основном папские капелланы и епископы, имеющие степень доктора обоих прав. Заседания A. publica проводились вице-канцлером при участии аудитора A. litterarum contradictarum, папского корректора и нотариев, лекторов (чтецов) грамот, просителей и их прокураторов; работой A. litterarum contradictarum руководил непосредственно аудитор с 2 лекторами, с одним, а позднее 2 назначенными вице-канцлером нотариями и прокураторами сторон. Все они являлись служащими канцелярии. Должность постоянного прокуратора при Римской курии (не путать с прокураторами в суде) появилась в нач. XIII в. (во 2-й пол. века они уже объединились в собственную коллегию). Ее обладатели, представители низшего светского духовенства (в XIV в. их число было ограничено 15), брались за установленную плату представлять интересы просителей и улаживать их дела с персоналом канцелярии и др. институтов курии. Находясь под судебной юрисдикцией аудитора A. litterarum contradictarum, прокураторы при вступлении в должность приносили ему клятву достойно и честно исполнять свои обязанности и получали от него грамоту, подтверждающую их полномочия (procuratorium). Аудитор налагал дисциплинарные взыскания (штрафы) за недостойное поведение во время заседаний (шум, выкрики, ругательства) и регулировал вопросы оплаты услуг прокураторов.

http://pravenc.ru/text/76812.html

С ветхозаветной В. отождествляют 2 памятника: Телль-эс-Себа и Хирбет-Бир-эс-Себа. Телль-эс-Себа впервые идентифицировал Э. Мастерман (International Standard Bible Encyclopedia. 1929. Vol. 1. P. 424-425); в 1969-1976 гг., во время раскопок Тель-Авивского ун-та (рук. Й. Ахарони и З. Херцог), открыт хорошо спланированный адм. центр со слоями от Х до VIII вв. до Р. Х., вероятно древний евр. город (Y. Aharoni, 1968; 1973; 1974а; 1974b; 1973; Yadin, 1976 и др.). Однако эта идентификация ставится под сомнение из-за несоответствия этой даты библейскому тексту: на телле нет следов поселения эпохи бронзы и поздней фазы раннего железного века, что делает маловероятным существование здесь города в эпоху патриархов, а также и во времена Иисуса Навина. С 90-х гг. на телле под рук. Херцога ведутся новые исследования. Район В. был важным и процветающим уже с медно-каменного века (3500-3000 до Р. Х.), поселения нач.-сер. IV тыс. до Р. Х. открыты по берегам вади. Нек-рые поселения могли быть ремесленными центрами металлургии (Абу-Матар) и резьбы по кости (Бир-эс-Сафади). В эпоху раннежелезного века на Телль-эс-Себа насчитывается 9 слоев (не считая персид., эллинистических и иродианского). Самое раннее поселение (слой IX) открыто только в юго-вост. части холма; оно состояло из пещер и ям разной формы, вырытых в склоне холма, к-рые могли использоваться для хранения зерна или для жилья. В слое обнаружены фрагменты филистимской, краснолощеной и крашеной керамики (кон. XII - нач. XI в.). Пещеры и ямы оставались основными сооружениями в слое VIII (ок. сер. XI в.), но найдены и следы строительства зданий на каменных фундаментах. Застройка поселения зданиями с характерным для бытовых евр. построек планом (4-комнатный дом), стоявшими по периметру холма, произошла в кон. XI - нач. X в. (слой VII). Задние стены домов были пристроены к городской стене. Ворота состояли из 2 камер, пристроенных к углам домов по обеим сторонам. За воротами находился колодец, также окруженный зданиями. Дата появления колодца неясна: его наслоения нарушены в древности падением верхней части стенок, а дно при раскопках (пройдено 28 м) не достигнуто. Он возник не позже VII слоя, т. к. стоит точно в центре двора этого времени.

http://pravenc.ru/text/158746.html

известно устойчивое название «Литовская Метрика». Данный термин (по аналогии с «Коронной Метрикой») систематически стал употребляться в делопроизводстве уже с сер. XVII в. В 1747-1751 гг. варшавскими архивистами этот термин был закреплен в делопроизводстве во время ревизии М. Л. В XV - нач. XVII в. основным языком М. Л. был т. н. старобелорусский. В ВКЛ его статус как основного языка делопроизводства юридически был закреплен специальными статьями 2-го и 3-го Литовских статутов. С нач. XVI в. в М. Л. появились записи актов на латинском и польск. языках. На лат. языке, а во время Ливонской войны - и на немецком, прежде всего копировали документы предшествующей эпохи с 1214 г. по Ливонии и с 1380 г.- непосредственно касающиеся Литвы и Жямайтии. Заметное место среди них занимают папские буллы, документы, связанные с правами и привилегиями католич. Церкви и ее представителей на территории ВКЛ и Ливонии, часть которой вошла в состав Речи Посполитой во время Ливонской войны. Со 2-й пол. XVII-XVIII в. в документации М. Л., к-рую вели на территории ВКЛ и Речи Посполитой, несмотря на 3-й Литовский статут, начинают доминировать польский язык и польская графика письма, причем даже в тех случаях, когда оригинальный текст документа писался на старобелорусском языке. В 1697 г. сложившейся практике был дан официальный статус, благодаря чему окончательно стал доминировать польский язык. Предполагается, что наиболее ранние документы тетрадей, входивших в отдельные книги М. Л., были сформированы в кон. 70-80-х гг. XV в. Это были исходящие документы канцелярии ВКЛ времени правления польск. короля и вел. кн. Литовского Казимира IV Ягеллончика с 1440 г. (напр., «книги данин»), в них содержались отсылки на пожалования еще более раннего времени великих и удельных князей Литовских начиная с Литовского вел. кн. Витовта . В кон. XV - нач. XVI в. акты М. Л. еще не были объединены, а функционировали в виде отдельных тетрадей и отдельных стоп листов с копиями или регистрами документов. Они были сложены в определенной хронологической и тематической последовательности.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Наиболее ранние произведения монументальной церковной архитектуры сохранились в Верхнем Е. Это относящиеся к сер. V в. базилики мон-ря в Пбоу (ныне Фау-Кибли, мухафаза Кена), в г. Гермополе Великом (ныне Эль-Ашмунейн, мухафаза Эль-Минья) и в т. н. Белом и Красном мон-рях близ Сохага (греч. Атрибис). Базилика в Пбоу, одном из мон-рей, основанных св. Пахомием ,- «великолепный образец монашеской архитектуры чисто египетской традиции, которая еще не знала традиционных моделей византийских базилик» ( Capuani. 2002. Р. 221) - сохранилась в руинах. Она была возведена в 459 г. из камня и обожженного кирпича с использованием колонн предшествующих построек, перекрыта горизонтальным деревянным потолком. Это т. н. базилика с 4-сторонним обходом (Umgangsbasilika, по П. Гроссману) - существовавший только в Верхнем Е. V-VII вв. тип храма. Боковые нефы соединены с запада и востока примерно равными им по ширине проходами, отделенными от центрального нефа колоннадами, благодаря чему образуется обход по его периметру. Базилика с 4-сторонним обходом восходит к одной из разновидностей рим. базилик; на ее распространение могла оказать влияние композиция гипостильных залов древнеегип. храмов ( Grossmann. 2002. S. 19-22). Композиция алтарной части также типична для архитектуры Е. вплоть до VIII в.: полуциркульная в плане апсида снаружи была скрыта в прямоугольном массиве стен, расположенные справа и слева от нее компартименты не служили продолжением нефов и, вероятно, не соединялись с храмом; их предназначение неясно. Храм в Пбоу относится к той разновидности базилик с обходом, центральное ядро к-рых разделяется в свою очередь на 3 нефа, благодаря чему образуется 5-нефная композиция; средние нефы здесь почти равны по ширине центральному. Многонефные базилики представлены в Е. в разных вариантах. В базилике, раскрытой раскопками у юж. кладбища в Эш-Шейх-Ибада (мухафаза Эль-Минья, IV в.?), средние нефы превосходили центральный по ширине. Пятинефная базилика в Арманте (греч. Гермонтис, мухафаза Кена, 1-я пол. V в.?), руины к-рой были видны в нач. XIX в., имела уникальные открытые боковые галереи, как в нек-рых арм. (Ереруйк, 2-я пол. V - нач. VI в., Двин, нач. VII в., Одзун, 40-е гг. VII в.) и сир. (Эль-Бара и др.) базиликах. Наконец, в Мадинат-Мади (греч. Нармутис, мухафаза Эль-Файюм) при раскопках обнаружены 5- и 7-нефная базилики V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/187963.html

А. А. Шахматов считал Л. причастным к составлению древнейшего Новгородского свода 1050 г., сведения к-рого отразились в Начальном своде кон. XI в. и в Новгородско-Софийском своде XV в. ( Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 530, 533-534). В наст. время эта т. зр. большинством исследователей не разделяется. В рукописной традиции Л. приписывается обращенное к пастве краткое святительское Поучение (нач.: «Се, братие, первъе всего сию заповедь известно должни есмы вси крестиане держати»). Время и обстоятельства его написания неизвестны. Поучение было найдено в нач. XIX в. профессором Московского ун-та Р. Ф. Тимковским и опубликовано им как творение Луки , еп. Ростовского. Впервые памятник атрибутировал Л. митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) , и это мнение закрепилось в историографии. Об авторстве Л. позволяет говорить наличие Поучения под именем этого Новгородского святителя в составе Новгородско-Софийской группы летописей XV в. и Новгородской летописи по списку Дубровского (свод 1539 г.), где оно читается под 1058 г. после сообщения об оправдании Л. («Поучение архиепископа Лукы к братьи»). Этот же текст (имеющий одну редакцию) встречается и вне летописных сводов, в сборниках XIV-XVI вв., причем является там анонимным или псевдоэпиграфическим. Как замечает О. В. Творогов, «состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым его можно датировать или локализовать» ( Творогов. 1987. С. 252). Сомнения в авторстве Л. имелись уже у исследователей XIX - нач. XX в. ( Строев П. М. Хронологические указания материалов отечественной истории//ЖМНП. 1834. Ч. 1. 2. Отд. 2. С. 153; Никольский. 1906. С. 144-149). По С. А. Бугославскому , архетип списков Поучения в сборниках восходит к одному из списков Новгородской IV летописи, и Поучение Л., считал исследователь, присоединяясь к мнению Шахматова, читалось уже в Новгородском своде 1167 г. ( Бугославский. 1913). Т. о., атрибуция Поучения до сих пор остается неопределенной. Вполне возможно, что список святительского поучения Л. сохранился при Софийской кафедре к XV в. и был использован при составлении летописного свода; но не менее вероятно, что включение этого текста под именем Л. в летописи Новгородско-Софийской группы стало следствием местной канонизации Новгородского святителя в 1439 г.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

В нач. X в. вост. часть К. к. вошла в состав Аланского гос-ва, юго-зап., прибрежная часть - в Абхазское царство. В 988 г. территория Таманского п-ова перешла под контроль Киевской Руси - в Тмутаракани (бывш. Таматарха) возникло одноименное княжество. На территории совр. Сочинского р-на к посл. четв. I тыс.- 1-й четв. II тыс. относится ряд христ. храмов, крепостей, поселений и могильников. В 1016 г. в результате похода кн. Мстислава (Константина) Владимировича были обложены данью касоги. В 1083 г. Матарха (бывш. Тмутаракань) отошла Византии. После распада Хазарского каганата в кон. XI в. территория степного Прикубанья стала местом кочевания половцев . После монг. нашествий в 1223 и 1238-1239 гг. равнинная территория Сев. Кавказа вошла в состав Золотой Орды . Причерноморье и Приазовье стали зонами военно-торговых интересов Генуи . Генуэзцы основали фактории Матрега (бывш. Матарха), Копа (близ совр. г. Славянск-на-Кубани) и Мапа (ныне в черте Анапы). В XV в. в зап. части К. к. находилось черкесское княжеское владение Кремух. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. В 1475-1479 гг. генуэзские фактории были захвачены войсками Османской империи. На рубеже XV и XVI вв. Порта приступила к строительству в регионе системы крепостей и опорных пунктов. В 1515-1519 гг. на Таманском п-ове были возведены крепости Темрюк, Кызыл-Таш, Агджа и др. Влияние Османской империи было распространено на побережье от Азова до Анапы. Ее вост. граница проходила по плавням р. Кубань, за которыми начинались владения Крымского ханства, простиравшиеся от низовий р. Дон до правобережья Кубани и далее на юг до границ с Абхазией, где помимо поселений крымских татар и адыгов располагались многочисленные кочевья. Владения Крымского ханства на Кубани подчинялись кубанскому сераскиру с резиденцией в Копыле; Сев.-Вост. Причерноморье относилось к Кафинскому эялету Османской империи. В XVI в. территорию степного Прикубанья заняли ногайские орды, в то время как в Закубанье и предгорьях Кавказа расселились адыг. племена. Адыги (в рус. источниках - черкесы) предпринимали набеги для захвата пленников, скота и др. добычи. Черкесская феодальная знать была тесно связана с Османской империей, где находились центры работорговли. Под влиянием турок и татар адыги постепенно приняли ислам. В 1552 и 1555-1557 гг. в Рус. гос-во были посланы первые посольства из представителей адыг. племен с просьбой к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному о покровительстве и антикрымском военном союзе. В 1561 г. русско-черкесское войско вторглось в Крымское ханство и достигло Кефе (Каффы). В XVI-XVIII вв. нек-рые представители адыг. знати (напр., князья Черкасские) переходили на постоянную службу к рус. монархам.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Собор Христа в Кентербери. 2-я пол. XI — нач. XVI в.; XIX в. Собор Христа в Кентербери. 2-я пол. XI — нач. XVI в.; XIX в. К нач. V в. рим. Британия испытывала экономические трудности: была прекращена выплата жалованья армии и гражданским служащим, металлургия и производство керамики пришли в упадок. По данным археологии, на протяжении IV в. территория Дуроверна сокращалась, нек-рые кварталы были заброшены (многие вопросы, связанные с упадком рим. городов и заселением Британии герм. племенами англов, саксов и ютов, остаются предметом дискуссии - см.: A Companion to Roman Britain/Ed. M. Todd. Malden (Mass.), 2004. P. 428-442). В 1-й пол. V в. поселение в Дуроверне продолжало существовать, но об упадке городской жизни свидетельствует захоронение, обнаруженное внутри городских стен. Между археологическими слоями рим. времени и следами герм. заселения пролегает слой т. н. темной земли (dark earth), что указывает на отсутствие хозяйственной деятельности. Высказывалось мнение, что временной промежуток между упадком рим. города и появлением англосакс. поселенцев мог составлять 20-30 лет ( Brooks D. A. 1988). Тем не менее исследователи указывают на отсутствие археологических данных о непосредственных контактах в Дуроверне романо-бриттского населения с германцами ( Esmonde Cleary A. S. The Ending of Roman Britain. L., 1989. P. 124-127, 160; Russo. 1998. P. 100-104). Датировка следов ранней деятельности англосаксов на месте рим. Дуроверна остается спорной; остатки древнейших герм. жилищ-полуземлянок скорее всего относятся ко 2-й пол. V в. Согласно различным версиям легенды, приведенным св. Гильдой (VI в.), Бедой Достопочтенным (VIII в.) и Неннием (IX в.), а также составителем «Англосаксонской хроники» (IX в.), англосаксы подчинили Кент раньше др. областей Британии. В более поздних источниках зафиксировано древнеангл. название Дуроверна - Cantwaraburh (крепость жителей Кента), но в лат. сочинениях (напр., в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного) использовалось рим. название - Дуроверн или Доруверн. Во многом благодаря активным торговым связям с континентом, прежде всего с королевством Меровингов в Галлии, правителям Кента удалось укрепить влияние среди англосаксов. В кон. VI в. правивший в Кенте кор. Этельберт I (560-616) носил титул бретвальды (bretwalda), его власть признавалась и в др. англосакс. гос-вах. Этельберт был женат на Берте, дочери Хариберта I (561-567), меровингского правителя г. Паризии (ныне Париж). Берта исповедовала христианство и привезла в Британию духовника, еп. Лиудхарда ( Beda. Hist. eccl. I 25).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010