Γεδεν. Σ. 560. 514 Ibid. Σ. 582. 515 Муравьев А. И. Указ. соч. Ч. И. С. 191, 316. 516 Там же. С. 291. 517 Κομνηνο Υψηλντου. Τ μετ τν λωσιν. Σ. 365-366; Βενδτς. Σ. 87; Μακραος. Σ. 208 518 Κομνηνο Υψηλντος. Σ. 367-369. 519 По другому известию (Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 520 Κομνηνο Υψηλντον. Σ. 369-370; Μακραος. Σ. 210. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 522 Βενδτς. Σ. 88. 523 Μακραος. Σ. 223. 524 Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 786 (греч. подлинник - Σ. 142- 143). 525 Ricaut. Historia de l " eglise Grecque. Р. 111-112. 526 Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий. 3-е изд. СПб., 1900. С. 709. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485-486; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник - Σ. 140-141). 528 Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 648 (греч. подлинник - Σ. 132). 529 Λοσιθου. Σ. 1175; Γεδεν. Σ. 577. 530 Βενδτς. Σ. 7; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 791. 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774-1780); Гавриил IV (1780-1785); Прокопий (1785-1789); Неофит VII (1789-1794); Герасим III (1794-1797); Григорий V (1797-1798); Неофит VII, вторично (1798-1801); Каллиник V (1801-1806); Григорий V, вторично (1806-1808); Каллиник V, вторично (1808-1809); Иеремия IV (1809-1813); Кирилл VI (1813-1818); Григорий V, в третий раз (1818-1821); Евгений II (1821-1822); Анфим III (1822-1824); Хрисанф (1824-1826); Агафангел (1826-1830); Константий I (1830-1834); Константин II (1834-1835); Григорий VI (1834-1840); Анфим IV (1840-1841); Анфим V (1841-1842); Герман IV (1842-1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845-1848); Анфим V, вторично (1848-1852); Герман IV, вторично (1852-1853); Анфим VI, вторично (1853-1855); Кирилл VII (1855-1860); Иоаким II (1860-1863); Софроний III (1863-1866); Григорий VI, вторично (1867-1871); Анфим VI, в третий раз (1871-1873); Иоаким II, вторично (1873-1878); Иоаким III (1878-1884); Иоаким IV (1884-1886); Дионисий V (1887-1891); Неофит VIII (1891-1894); Анфим VII (1895-1897); Константин V (1897-1901). Теперь патриаршую кафедру занимает Иоаким III, во второй раз. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов. 532

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

    Γεδεν. Σ. 560.    Ibid. Σ. 582.    Муравьев А. И. Указ. соч. Ч. И. С. 191, 316.    Там же. С. 291.     Κομνηνο Yψηλαντου. Τα μετα τν αλωσιν. Σ. 365—366; Βενδτς. Σ. 87; Μακραος. Σ. 208     Κομνηνο Yψηλαντος. Σ. 367—369.    По другому известию (Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены.     Κομνηνο Yψηλαντον. Σ. 369—370; Μακραος. Σ. 210.     Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35.     Βενδτς. Σ. 88.     Μακραος. Σ. 223.     Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 786 (греч. подлинник — Σ. 142— 143).    Ricaut. Historia de l " eglise Grecque. Р. 111—112.    Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий. 3-е изд. СПб., 1900. С. 709.     Μελετου. Т. III. Σ. 485—486; Мата « Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник — Σ. 140—141).    Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 648 (греч. подлинник — Σ. 132).     Λοσιθου. Σ. 1175; Γεδεν. Σ. 577.     Βενδτς. Σ. 7; Мата » Христ. Чтение. Т. I. С. 791.    Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774—1780); Гавриил IV (1780—1785); Прокопий (1785—1789); Неофит VII (1789—1794); Герасим III (1794—1797); Григорий V (1797—1798); Неофит VII, вторично (1798—1801); Каллиник V (1801—1806); Григорий V, вторично (1806—1808); Каллиник V, вторично (1808—1809); Иеремия IV (1809—1813); Кирилл VI (1813—1818); Григорий V, в третий раз (1818—1821); Евгений II (1821—1822); Анфим III (1822—1824); Хрисанф (1824—1826); Агафангел (1826—1830); Константий I (1830—1834); Константин II (1834—1835); Григорий VI (1834—1840); Анфим IV (1840—1841); Анфим V (1841—1842); Герман IV (1842—1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845—1848); Анфим V, вторично (1848—1852); Герман IV, вторично (1852—1853); Анфим VI, вторично (1853—1855); Кирилл VII (1855—1860); Иоаким II (1860—1863); Софроний III (1863—1866); Григорий VI, вторично (1867—1871); Анфим VI, в третий раз (1871—1873); Иоаким II, вторично (1873—1878); Иоаким III (1878—1884); Иоаким IV (1884—1886); Дионисий V (1887—1891); Неофит VIII (1891—1894); Анфим VII (1895—1897); Константин V (1897—1901). Теперь патриаршую кафедру занимает Иоаким III, во второй раз. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

937A с.51. Так как гнев питается гордостью, то в борьбе с ним необходимо стяжание смирения: Praecepta salutaria 8, PG.65, 1041А–В, р. п., с.284. 717 Ер.4, PG.91. 417C-D, p.234; Ер.1, 388В, р.216. Mystagogia 24, PG.91, 713С-716А, p.525 [р. п. I,183]. Ambigua, PG.91, 1116C-D, f.140a-b. Cap. theol. I,13 [р. п. I,222]. — Св. Григорий Богослов, Or.40, n.38, PG.36, 413A; р. п. III,257. Св. Мефодий Олимпийский, Convivium V,4, PG.18, 101B-104B; р. п., с.68–69. 718 Cap. de charitate I,63,91; II,72; IV,50 [р. п. I,102,106,117,139]. Евагрий, Cap. pract. 5.48, PG.40, 1224A. 1245C; р. п., с.571. 585 [с.96, гл.5]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,70, PG.93, 1504В; р. п., с.173 («Cap. de charitate IV,50 [р. п. I,139]). 719 Cap. de charitate I,91; II,20.71 [р. п. I,106,109–110,117]. — В помыслах — главное искушение для монаха. Евагрий Cap. pract. 46, PG.40, 1233А; р. п., с.577 [с.108, гл.74]; 32, 1229C-D, с.576 [с.105, гл.51]. 720 Сар. de charitate Ш, 88 [р. п. I,132]. Евагрий, Cap. pract. 31, PG.40, 1229С; р. п., с.576 [с.104–105, гл.50]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia II,19 (121). 51 (153), PG.93, 1517В. 1528С; р. п., с.183,191. Авва Дорофей, Doctrina XI,4, PG.88, 1740А; р. п., с.133. Ср. св. Григория Богослова, Or.32, n.28, PG.36, 205D; р. п. III.3,130; св. Григория Нисского, De vita Moysis, PG.44, 353A; р. п. I,288–289. 721 Cap. de charitate III,43; II,87 [р. п. I,126,119]. 722 Ibid. IV,48; II.47 [р. п. I,139,113–114]. Евагрий, Cap. pract.6, PG.40, 1224A; р. п., с.571 [с.99, гл.15]. 723 Сар. de charitate IV,48; III,64,3 [р. п. I,139,129]. Преп. Марк Подвижник, De baptizmo, PG.65, 1021B; De lege spiritual! 108 (106), 917D; р. п., с.173–174. 26; De his qui putant 111(114),119(122),158(170), ibid. 945D,948C,956A, с.64,74. Преп. Исихий, Cap. de temperantia 44, PG.93, 1496A; р. п., с.168. Авва Дорофей, Doctrina X,5. XII,5. PG.88, 1729В,1756С; р. п., с.124–125,149. 724 Liber ascet. 18, PG.90, 925B, p.375 [р. п. I,81]. См. о трезвлении у преп. Исихия, Cap. de temperantia I,1. 3, PG.93, 1480D.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Text with Engl. transl. by F. C. Babbit in Plutarch " s Moralia, VI. C. 66-67. De exilio Texte et trad. francaise par J. Hani in CEuvres morales, VIII. C. 105. De tuenda sanitate praecepta text with Engl. transl. by F. C. Babbit in Plutarch " s Moralia, II. C. 62, 111. Quomodo quis suos in virtute sentiat profectus Text with Engl. transl. by F. C. Babbit in Plutarch " s Moralia, I. C.19. QUINTILIANUS De institutione oratoriae Texte et trad. francaise par J. Cousin (C.U.F). C. 204. RUFUS EPHESIUS Opera Texte et trad. francaise par Ch. Daremberg et E. Ruelle. - Paris, 1879. C. 124, 129, 130, 132, 133, 135, 136-137, 142-144, 146-149. SENECA De brevitati vitae Texte et trad. francaise par A. Bourgery (C.U.F.). C. 54, 74. Consolatio ad Helviam Texte et trad. francaise par R. Waltz (C.U.F.). C.61,68, 191-192. De otio sapientis Texte et trad. francise par R. Waltz (C.U.F.). C.57. De tranquilitate animi Texte et trad. francise par R. Waltz (C.U.F.). C. 54, 57, 61, 74, 104-105. Naturalium quaestionum libri Vlll/Ed. A. Gercke. -- Leipzig, 1907. C. 99-100. Supplementum/Ed.. F. Haase, acc. index rerum memorrabilum. -- Leipzig, 1902. C. 190. SORANUS De mulierum morbis Texte in Corpus Medicorum Graecorum, IV.-- Leipzig, 1927, trad. francaise par F. J. Hergott.- Nancy, 1895, Engl. transl. by 0. Temkin.- Baltimore, 1956. C. 126-127, 134, 138, 139, 141-142, 145. Указатель цитированных произведений STATIUS PAPINIUS Silvae Texte et trad. francaise par H. Frere et H.-J. Izaac (C.U.F.) C.91. SYNESIOS CYRENAEUS De insomnis Texte et trad. francaise par H. Druon in CEuvres.-- Paris, 1878. C. 12-13. СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРЫ ALBUT, С. Greek Medicine in Rome. -- London, 1921 C. 111. BABUT,D. Plutarque et le stoicisme. -- Paris: P.U.F., 1969. C. 196. BEHR,C.A. Aelius Aristides and " the Sacred Tales " . -- Amsterdam, 1968. C. 11. BETZ,H.D. Plutarch " s Ethical Writings and Early Christian Literature..-- Leyde, 1978 C. 207. BLOCH, R. DePseudo-LucianiAmoribus.-- Argentorati, 1907. C. 226, 233. BONHUFFER, A.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

132 Gaji Inst. L. 1. §§. 111. 113. Arnobius, adver. gent. L. IV: «uxorcs enim ii habent atque in coujugalia foedera veniunt conditionibus ante quaesitis, usu, farre, coëmptione, genialis lectuli sacramenta conducunt. Servius Daniel I. Georg: «tribus autem modis apud veteres nuptiae fiebant: usu, farre et coëmptione. Boëthius ad Cicer. Topic. L. II.: tribus enim modis uxor habebatur; usu, farreatione et coëmptione. 138 Сколь упорствовали Патриции в своих притязаниях и как тяжело им было согласиться на брак с Плебеями, доказывают ясно слова Патрициев в восклицаниях о законе Каннулея: «quas quantasque res C. Cannulejuin adgressum! Colluvionem gentium, perturbationem auspiciorum publicorum, privatorumque afferre, ne quid sinceri, ne quid incontaminati sit: ut discrimine omni sublato, nec se quisquam, nec suos noverit. Quam enim aliam vim connubia promiscua habere, nisi ut ferrarum prope ritu vulgentur concubilus plebis patrumque: ut, qui natus sit, ignoret, cujus sangninis, quorum sacrorum sit; dimidius patrum sit, dimidius plebis, ne secum quidem ipse concors? Tit. Livius IV. 2. и на другом месге IV. 1. «qua (lege Canuleja) contaminari sanguinem suum patres, confundique jura gentium rebantur.» 140 Orat. pro Flacco с. 34. «In manum, inquit, converat. Nunc audio. Sed quaero: usu an coëmptione?... coëmptione; – omnibus ergo auctoribus… » Orat pro Muraena c.12. «Nam cum perinulta praeclare legibus essent constitula, ea Ietorum ingeniis pleraque corrupta ct depravata sunt. Mulieres omnes propter infirmitatem consilii majores in tutorum potestate esse voluerunt, hi invenerunt genera tutorum quae potestate mulierum continerentur. Sacra ii interire noluerunt: horum iugenio sencs ad coëmptiones faciendas, interimendorum sacrorum causa reperti. In omni denique jure civili aequitatem reliquerunt, verba ipsa tenuerunt, ut quia in alicujus libris exempli causa, id nomeu invenerant, putarent omnes niulieres quae coëmptionem faccrent, Cajas vocari.» De Orator. 56. Nam neque illud est mirandum, qui, quibus verbis coëmptio fiat, nesciat, cundem ejus mulieris, quae coëmptionem fecerit causam defendere posse.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Hymn 44.378–393. 772. Hymn 47.69–81. 773. Hymn 51.143–153. 774. Hymn 52.142–148. 775. Hymn 52.149–152. 776. Cat 18.288–290. 777. Cat 19.151–160. 778. Eth 1.3.52–64. 779. Eth 1.5.120–124. 780. Eth 2.7.57–64. 781. Eth 4.260–269. 782. Eth 4.269–279. 783. Eth 5.412–417. 784. Eth 7.356–369. 785. Eth 7.371–383. 786. Eth 10.751–753. 787. Eth 7.425–429. 788. Eth 7.453–457. 789. Eth 9.463–482. 790. Eth 10.873–888. 791. Eth 14.285–290. 792. Hymn 11.1–4. 793. Hymn 11.17–19. 794. Hymn 11.35–38. 795. Hymn 11.44–49. 796. Hymn 11.54–58. 797. Hymn 11.75–79. 798. Hymn 11.66–71. 799. Hymn 15.44–50. 800. Hymn 15.52–59. 801. Hymn 20.13–16. 802. Hymn 20.32–44. 803. Hymn 20.181–184. 804. Hymn 24.1–10. 805. Hymn 27.96–106. 806. Hymn 29.103–104. 807. Hymn 42.48–55. 808. Hymn 42.74–78. 809. Hymn 41.19–30. 810. Hymn 58.5–12. 811. Theol 1.124–126. 812. Theol 2.202–204. 813. Theol 2.83–84. 814. Theol 2.108–111. 815. Theol 3.47–48. 816. Theol 3.101–105. 817. Я имею в виду замечание о. Даррузеса: Lorsque (Symeon) emploie la formule δι το Υο, il s " agit de la mission ad extra: ce qui reviendrait equivalement, pour la procession ad intra, a la formule photienne, non au diagramme: du Pere par le Fils. Traites Theologiques… T. I, p. 161 n. 2. 818. Eth 1.10.129–132. 819. Hymn 41.188–189. 820. Eth 7.311–333. 821. Eth 7.342–346. 822. Hymn 47.1–29. 823. Cat 9.1–25. 824. Eth 4.388–390. 825. Eth 3.43–45, 56–59. 826. Eth 9.448–461. 827. Euch 1.223–237. 828. Eth 5.407–409. 829. Eth 10.481–490. 830. Eth 8.202–207. 831. Eth 8.207–216. 832. Eth 11.700–722. 833. Eth 12.184–188. 834. Hymn 52.1–6. 835. Eth 14.194–197. 836. Eth 9.351–355. 837. Hymn 47–17. 838. Eth 7.509–537. 839. Eth 3.104–112. 840. Eth 3.115–122. 841. Eth 3.361–374. 842. Eth 3.558–560. 843. Hymn 1.132–147 844. Hymn 13.32–36. 845. Eth 10.606–611. 846. Eth 2.7.205–208. 847. Theol 1.404–407. 848. Eth 5.418–424. 849. Eth 5.442–460. 850. См. примечание 2 к настоящей главе. 851. Eth 7.377–383. См.: Часть IV. Христос. Прим. 53. 852. Cat 6.198–201. 853.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Иаков, см. Анунд Якоб Иаков Мних, древнерусский агиограф (втор. пол. XI в.) 45, 76 Иафет, с. библ. праотца Ноя 215, 215 Ибн Данишменд, эмир севастийский (нач. XI в.) 212 Ибн Иа‘куб (Якуб) Ибрахим, еврейский купец, кордовский посол (960-е гг.) 50, 148 Ибн Хордадбех, арабский географ (ум. ок. 912/3 г.) 20 Ибрахим Ибн Йа‘куб (Якуб), см. Ибн Йа‘куб Ибрахим IbahчehkoЛ. I 59 Игорь, кн. киевский (после 911 – после 944) IXa, 36, 39–40, 39, 45, 156, 156, 158, 226 Игорь Святославич, кн. новгород-северский, черниговский (1198–1202) IXa, 321 Игорь Ярославич, кн. волынский (с 1054 г.), смоленский (1057–1060) IXa Ида, м. св. Бруно Кверфуртского 69 Ида из Эльсдорфа, теща киевского кн. Святослава Ярославича, двоюродная сестра германского кор. Генриха IV (ум. после 1085 г.) II, III, 338–340, 338–339 ал-Идриси, арабский географ (ум. ок. 1165 г.) 148, 349 Изяслав Владимирович, кн. полоцкий (ум. в 1001 г.) IXa Изяслав Мстиславич, кн. волынский, киевский (1146–1154, с перерывами) IV, IXb, 183, 200, 206, 251, 264, 280–281, 310, 370–371 Изяслав (в крещении – Димитрий) Ярославич, кн. киевский (1054–1078, с перерывами) IV, IXa, 104, 111, 114, 119–120, 155, 157, 174–175, 177–178, 302–303, 339, 345, 351–352, 357–358 Икар, персонаж античной мифологии 305 Иларион, богослов, митр, киевский (1051 – не позднее 1055) 76 Илия II, патр. Градо (853–856) 53 Ильин Н. Н. 88 Илья, с. киевского кн. Ярослава Мудрого, кн. новгородский (1019) VII, IXa, 135, 196 Иммединги, знатный саксонский род (X–XI вв.) 338 Имре (Генрих), с. венгерского кор. Иштвана I (ум. в 1031 г.) V, 107, 108 Имре (Генрих), кор. венгерский (1096–1204) V, 332 Ингвар Путешественник, щведский викинг (ум. в 1041 г.?) 140 Инге I, кор. вестьётский (до 1080 г.), шведский (1080–1112) (тождествен со шведским кор. Анундом?) VII, IXb, 139–140 Ингиборг, ж. ободритского кор. Кнута Лаварда, д. киевского кн. Мстислава Владимировича (ум. после 1131г.) VII, IXb, 271, 343 Ингигерд (Ирина), ж. киевского кн. Ярослава Мудрого, д. шведского кор. Олава Шётконунга (ум. в 1050 г.) VII, IXa, 81, 131–133, 132, 135–136

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вает отношение новозаветных священных писателей и мужей апостольских к древнегреческой образованности (стр. 70–111); в III-й гл. излагает взгляд Отцов и учителей церкви греческой II и III веков на тот же предмет (стр. 112–165) и наконец в IV-й гл. раскрывает взгляд греческих Отцов и учителей IV и V веков на изучение греческих языческих писателей (стр. 166–212). «Сочинение г. Апостолиди не представляет собой капитальной в научном отношении работы; его нельзя назвать даже вполне самостоятельной ученой работой; оно находится в некоторой зависимости от известного ученого труда о. архимандрита Бориса (Плотникова) . «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», вып. 1 и 2-й. Казань, 1885. 1890. Кроме того, сочинение г. Апостолиди далеко не вполне свободно от некоторых недостатков как со стороны содержания, так и со стороны изложения. Так, напр., со стороны содержания можно указать на не вполне соразмерное развитие некоторых частей сочинения в отношении к целому (срав. гл. I и IV), на предпочтение менее значительного более важному в некоторых доводах (срав. стр. 77), на преувеличения (стр. 126:134), на неточности, встречающиеся по местам, в исторических справках (стр. 11:86:87:104:140:161:171) и т. д. Со стороны изложения можно сделать упрек в недостатке внимательности к переводу с греческого (напр. стр. 149–151:174:186), в недостатке ясности, чистоты языка (напр. стр. 154:164:118:132:125–126 и др.) и т. п. Впрочем многие из этих недостатков, без сомнения, зависели, с одной стороны, от остающейся еще у автора, как иностранца по происхождению, непривычки вполне владеть русским языком и излагать на нем свои мысли, а с другой, от опущения, по некоторым обстоятельствам, значительной части времени учебного года для наилучшей обработки сочинения. Уже это одно может служить достаточным основанием к снисходительному взгляду на недостатки сочинения г. Апостолиди. Если же от недостатков его обратить взор к его достоинствам, то легко можно будет видеть, что эти последние имеют весьма значительный перевес над недостатками, и прежде всего, г. Апостолиди, как оказывается из его сочинения, кроме сочинения о. Бориса, пользовался многими и другими источниками и пособиями, из коих некоторых о. Борис даже и не имел

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

86 См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XVI, 2 – XVII, 8; Iuuencus. Evangeliorum l. IV, 631 (CSEL 24. P. 138). 92 108,7 км. В этом месте в издании CCSL, на котором основан этот перевод, издатель Ж. Фрепон дает на полях имя Hieronymus («Иероним»), хотя оно указано только в двух из семи рукописей, на которых основано это издание. Как было сказано, для Беды характерно указание своих источников на полях, однако это могла быть и работа позднейших переписчиков. В любом случае, в корпусе сочинений Иеронима до сих пор не найдено места, из которого могло быть взята эта цитата. 111 Быт. 35:21 ; См. Hieronymus Stridonensis. De nominibus hebraicis, A (CCSL 72:88, 29); Idem. Hebraicae quaestiones in libro Geneseos, 35, 21 (CCSL 72: 43, 21–24). Здесь Беда позволяет себе вольность и изменяет Адамнаново Gader на Ader. Делает он это для того, чтобы привлечь Иеронимову этимологию слова Ader и провести параллель между названием места и теми, кто здесь похоронен. 119 Быт. 13:18 ; См. Adamnanus. De loc. sanc., II, xi, 2–20. Позже Беда будет цитировать эту главу De locis sanctis («О местоположении Хеврона и могилах отцов») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 17. 122 См. Adamnanus. De loc. sanc., II, XIII, 1–8. Ис. Нав. 2: 1–6 . Согласно Адамнану, который является здесь источником Беды, три случая, когда Иерихон был разрушен до основания, следующие: 1. когда Иисус Навин разрушил город во время завоевания Ханаана (Ис. Нав. 6: 20–24 ); 2. когда римляне захватили Иерусалим (70 г. н.э. или 132 г. н.э.); 3. какой-то точно не определенный случай после второго разрушения. Так как Адамнан, говоря об истории Иерихона до его третьего разрушения, почти дословно копирует Liber locorum Иеронима, можно заключить, что третье разрушение произошло уже после смерти Иеронима, то есть с V по VII в. Если ставить под сомнение реальность существования Аркульфа, источник информации Адамнана и Беды в этом месте остается неизвестным. 130 греч. μροβλνος – миробалан (предполож. плод бегена – Moringa oleifera, – масло которого употреблялось для приготовления благовонных мазей). Ibid. IV, XVII, 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

92. Новейшего Пилата — Филиппа IV. 93. Он в храм вторгает хищные ветрила. — Филипп IV разгромил орден рьщарей-храмовников (тамплиеров), чтобы завладеть его богатствами. Суд над ними сопровождался пытками и казнями на костре и плахе (1307-1314гг.). 97. Возглас мой — " Мария! " (ст. 19). 101-102. Покамест длится день — мы вспоминаем Марию и других бедных и щедрых. Поздней заката мы об обратной говорим судьбе — то есть провозглашаем примеры наказанного корыстолюбия. 104-105. Пигмалион — тирский царь, брат Дидоны (А., V, 61-62), предательски убивший ее мужа Сихея, чтобы овладеть его сокровищами (Эн., I, 340-368). 106-108. Мидас — фригийский царь, испросивший себе у Вакха дар превращать в золото все, к чему он ни прикоснется. Так как в золото обращались также и пища и питье царя, Вакх сжалился над ним и велел ему омыться в струях Пактола. Река после этого стала золотоносной, а Мидас впал в скудоумие, и когда, во время музыкального состязания Пана с Аполлоном, он отдал предпочтение Пану, Аполлон наделил его ослиными ушами (Метам., XI, 85-193). 109-111. Ахан — по библейской легенде, воин Иисуса Навина, похитивший часть военной добычи и за это побитый камнями и сожженный вместе с сыновьями и дочерьми. 112. Сапфира с мужем — по церковной легенде, одни из первых христиан, были поражены смертью за свое корыстолюбие. 113. Когда Гелиодор, посланец сирийского царя Селевка, вошел в сокровищницу Иерусалимского храма, чтобы взять для царской казны хранившиеся там богатства, таинственный всадник потоптал его конем, а двое чудесных юношей избили его бичами (Библия). 115. Убийца Полидора — см. прим. А., XXX, 13-21. 116-117. Кросс — римский полководец, скопивший огромные богатства и павший в войне против парфян (53 г. до н. э.). Когда его голову принесли парфянскому царю Ороду, тот велел налить ей в рот расплавленного золота и сказал: " Ты жаждал золота, так пей же " . 130-132. Остров Делос носился по волнам, пока не дал приюта Аатоне, родившей на нем Аполлона и Диану (очи неба — Солнце и Луну).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010