Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «INTER MIRIFICA» [лат.- среди поразительных (технических изобретений)], декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора и утвержденный папой Римским Павлом VI 4 дек. 1963 г. Первый проект документа (схема), планировавшийся как конституция о средствах социальной коммуникации (De instrumentis communicationis socialis), готовился секретариатом по СМИ под рук. титулярного архиепископа Лаодикии Сирийской Мартина Джона О " Коннора, председателя Папской комиссии по кинематографии, радио и телевидению. С началом работы Собора курирование схемы было поручено соборной комиссии по апостолату мирян и СМИ под рук. кард. Фернандо Ченто. Представленный на 1-й сессии Собора к рассмотрению (24-26 нояб. 1962) вариант текста состоял из 4 частей, в к-рых излагались вопросы миссионерства через средства социальной коммуникации, развитие католич. печати, радио, киноиндустрии и телепрограмм, нравственных обязанностей СМИ в обществе, правил и норм, требуемых при работе в СМИ. Обсуждение проекта документа не вызвало особого интереса у участников Собора, критические замечания гл. обр. касались большого объема текста, а также недостаточного внимания авторов проекта к роли мирян. 26 нояб. проект был принят большинством голосов (2138 против 15) и передан в соборную комиссию для внесения изменений с учетом высказанных замечаний и пожеланий. Сокращенный до 2 глав и измененный текст получил из-за небольшого объема статус проекта декрета и был представлен на 2-й сессии Собора 14 нояб. 1963 г., в тот же день одобрен большинством голосов. Однако нек-рые епископы и соборные эксперты выразили недовольство его содержанием и формой модераторам, по решению к-рых окончательное голосование было назначено на 25 нояб., чтобы участники Собора могли лучше ознакомиться с документом, а комиссия - учесть предложения и поправки. 16 нояб. 3 журналиста из амер. католич. изданий распространили обращение, содержавшее резкую критику текста за провозглашаемую в нем обязанность гражданских властей контролировать деятельность СМИ, что противоречило законодательствам многих гос-в о свободе печати, а также за устаревшее и морализаторское восприятие средств коммуникации, не учитывающее реальных проблем совр. мира. Обращение получило поддержку у ряда видных соборных экспертов, в т. ч. у пресвитеров Ж. Даниелу и Дж. К. Мюррея. 18 нояб. в комиссию по апостолату мирян и СМИ была направлена петиция, подписанная кардиналами Пьером Жерлье, Йозефом Фрингсом , Жозефом Лефевром, Бернардом Алфринком и другими 93 участниками Собора, в к-рой предлагалось снять документ с голосования и полностью его переработать.

http://pravenc.ru/text/468841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Соборы. Синоды. Документы. Энциклики AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора «КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» [Кларендонские конституции], законодательный сборник, регулирующий отношения между королевской властью и католич. Церковью в Англии; издан в янв. 1164 г. КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II ЛАТЕРАНСКИЙ II СОБОР (2-8 или 12 апр. 1139), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся X вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием II

http://pravenc.ru/rubrics/130125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ИЛАРИЙ [Иларий Арелатский] (ок. 401-449), св. (пам. зап. 5 мая), еп. г. Арелат (ныне Арль, Франция), митр. Вьеннской пров., первенствующий еп. Галлии (до 445), политический и церковный деятель, писатель ИЛИ средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство ИМЛЕХ [Имлех-Ибар], в VI-XII вв. главенствующая епископская кафедра обл. Муман (Мунстер (Манстер), Юж. Ирландия), ныне сел. Имли (англ. Emly) в графстве Юж. Типперэри ИНГЕНУИН [Генуин] (VI - нач. VII в.), св. (пам. зап. 5 февр.), еп. Сабионы (нем. Зебен, близ совр. г. Кьюса (Клаузен), обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия) ИНГОФРИД († до 678), св. (пам. зап. 9 апр.), 4-й аббат монастыря Луксовий (Люксёй, на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция) ИНДАЛЕЦИЙ (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания) ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ офиц. перечень книг, к-рые Римско-католическая Церковь объявляла противоречащими основам католич. вероучения или не соответствующими нормам морали ИНДУЛЬГЕНЦИЯ в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИННОКЕНТИЙ V (1225 - 1276; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276) ИННОКЕНТИЙ XI (1611 - 1689; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676) ИННОКЕНТИЙ XII (1615 - 1700; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691) IN PARTIBUS INFIDELIUM (лат. в странах неверных), наименование титулярных архиепископов и епископов, а также титулярных архиепископских и епископских кафедр, употреблявшееся в Римско-католической Церкви до 1882 г. ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ в Римско-католической Церкви канонически утвержденные церковной властью сообщества, к-рые добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора ИОАНН [Иоанн Реомский] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 26-28 янв.), основатель мон-ря Реомай (Реом, впосл. Мутье-Сен-Жан) в обл. Бургундия (совр. Франция) ИОАНН [Жан из Шатийона] (1098-1163), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 1 февр.), еп. Алета и Сен-Мало (Бретань)

http://pravenc.ru/rubrics/122074_17.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Католицизм ИНГЕНУИН [Генуин] (VI - нач. VII в.), св. (пам. зап. 5 февр.), еп. Сабионы (нем. Зебен, близ совр. г. Кьюса (Клаузен), обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия) ИНГОФРИД († до 678), св. (пам. зап. 9 апр.), 4-й аббат монастыря Луксовий (Люксёй, на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция) ИНДАЛЕЦИЙ (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания) ИНДУЛЬГЕНЦИЯ в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИННОКЕНТИЙ V (1225 - 1276; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276) ИННОКЕНТИЙ XI (1611 - 1689; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676) ИННОКЕНТИЙ XII (1615 - 1700; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691) ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ в Римско-католической Церкви канонически утвержденные церковной властью сообщества, к-рые добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора ИОАНН [Иоанн Реомский] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 26-28 янв.), основатель мон-ря Реомай (Реом, впосл. Мутье-Сен-Жан) в обл. Бургундия (совр. Франция) ИОАНН [Жан из Шатийона] (1098-1163), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 1 февр.), еп. Алета и Сен-Мало (Бретань) ИОАНН XXII (1244/45 - 1334; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» ИОАНН XXIII (ок. 1370 - 1419; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (1410-1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в.

http://pravenc.ru/rubrics/122076_15.html

11). В то же время декрет возлагает на гражданскую власть задачу «защищать и оберегать подлинную и справедливую свободу информации», в т. ч. издавать и соблюдать законы, направленные на пресечение использования средств социальной коммуникации во вред общественной нравственности и прогрессу, а также ограждающие детей и подростков «от такой прессы и таких зрелищ, которые способны повредить им в их возрасте» (IM. 12). Гражданская власть обязана поощрять освещение в средствах коммуникации вопросов религии, культуры и изящных искусств (Ibidem). Во 2-й гл. излагаются практические нормы, направленные на развитие деятельности католич. Церкви в области информации. Декрет признает необходимость активно создавать и развивать католич. печать, не только освещающую жизнь Церкви, но и способную формировать и развивать общественное мнение в соответствии с католич. вероучением и нравственностью; верующие должны читать католич. печать для получения христ. суждения обо всех событиях и заниматься ее распространением (IM. 14). Признается необходимым развитие производства и демонстрации кинофильмов, «способствующих достойному развлечению и полезных с точки зрения культуры и искусства - особенно тех, что предназначаются молодежи», для чего предлагается координировать и поддерживать труды производителей кино и открывать принадлежащие католикам кинозалы, а также оказывать поддержку в организации католич. радиостанций, создании католич. радио- и телепередач, следя за тем, чтобы они «отличались подобающим качеством и действенностью» (Ibidem). Для обеспечения данных мер Собор предписал открывать особые католические школы, фак-ты и ин-ты для подготовки клириков, монашествующих и мирян в области журналистики, кинопроизводства, театрального и актерского мастерства (IM. 15) и уделять должное внимание разъяснению вопросов использования средств социальной коммуникации при преподавании в католич. школах и семинариях (IM. 16). Наряду с особой комиссией, осуществляющей от имени Папского престола высшее руководство развитием этих средств в католич.

http://pravenc.ru/text/468841.html

Павел VI сразу же включил в свою программу успешное завершение собора и введение в законные рамки того широкомасштабного духовного брожения, которое началось после собора и стало источником конфликтов, тянущихся и по сей день. Ведь собор перевернул послетридентскую церковь и вновь вынес на поверхность неразрешимую проблему: противоречие между вселенским собором и коллегиальностью, с одной стороны, и церковной иерархией и централизмом, непогрешимым воплощением которого являлся папа, - с другой. В отличие от не знавшего сомнений и опасений Иоанна XXIII Павел VI по опыту знал, что проведение в жизнь эпохальных реформ и обоснование их практикой - задача более сложная и пикантная, чем пророческое прокламирование обновления. Программу папы Павла составляли, наряду с завершением собора и осуществлением экуменизма, дальнейшее развитие диалога, упорядочение отношений с социалистическими странами. 27 июня 1963 года Павел VI объявил, что следующая, вторая сессия собора будет открыта им 29 сентября. (Сессия продлилась до 4 декабря.) При открытии сессии Павел VI четко определил задачи собора: углубление самопознания (самораскрытия) церкви; обновление внутренней жизни церкви; продвижение вперед дела единства христиан (экуменизм); диалог с миром (осмысление внешней миссии церкви). Одновременно он закрепил давнее пожелание папы Иоанна о том, что собор не должен принимать никаких решений, которые претендовали, бы на пастырскую (наставническую) непогрешимость. Вторая сессия собора проходила под непосредственным руководством Павла VI. На обсуждение были вынесены три проекта (схемы) решения: о церкви, о епископах и об экуменизме. Разногласия между прогрессистами и консерваторами были исключительно острыми, и к концу октября собор зашел в тупик. Проекты решений вновь вернули в комиссии. Вполне ощутимым результатом сессии было почти единогласное принятие на последнем заседании, 4 декабря 1963 года, переработанных тем временем регламентирующих документов о святой литургии («Sacrosanctum concilium»), а также декрета о средствах массовой информации («Inter mirifica»), которые были затем провозглашены Павлом VI. Для осуществления зафиксированных в обоих документах решений папа создал в начале 1964 года две комиссии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441713/

25 нояб. перед началом заседания Собора его участникам раздавались листовки с призывом голосовать против проекта декрета, что вызвало недовольство генерального секретаря Собора архиеп. Перикле Феличи , попытавшегося остановить их распространение. Объявляя о начале голосования, модератор заседания кард. Эжен Тиссеран выразил сожаление по поводу случившегося инцидента, напомнив участникам Собора, что документ уже принят большинством голосов. Хотя голосование по тексту показало значительное увеличение числа его противников (1598 голосов против 503), документ был объявлен принятым «в целом». 4 дек., во время закрытия 2-й сессии, состоялись последнее голосование по декрету (1960 голосов против 164) и его утверждение под офиц. названием «Inter mirifica» (IM). В преамбуле декрета говорится, что католич. Церковь обращает особое внимание на те технические изобретения, к-рые могут беспрепятственно передавать сообщения, идеи и наставления, и т. о. оказывать важное влияние не только на отдельного человека, но и на массы людей и на все человечество. Чтобы расширить понятие СМИ, а также подчеркнуть разнообразие и особый социальный характер средств передачи информации, существующих в совр. обществе, печать, кинематограф, радио, телевидение и др. изобретения названы в декрете «средствами социальной коммуникации» (instrumenta communicationis socialis; IM. 1). Декрет указывает, что наряду с огромной пользой для человечества эти средства тем не менее могут использоваться «вопреки замыслу Божественного Творца», наносить вред человеческому обществу. Поэтому декрет излагает «предписания в области веры и нравов», целью которых является не только забота о спасении верных Христу, но и служение «прогрессу всего человеческого общества» (IM. 2). В 1-й гл. декрета, посвященной общим правам и обязанностям в отношении средств коммуникации, провозглашается право католич. Церкви на использование этих средств и владение ими, т. к. с их помощью она может совершать порученную ей проповедь Евангелия, заниматься вопросами христ.

http://pravenc.ru/text/468841.html

INSTITUTIO [лат.- установление], принятое в научной лит-ре наименование той части анафоры, в которой говорится об установлении таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери 106-107 ИНСТИТУТ ПЕРЕВОДА БИБЛИИ в Москве: автономная некоммерческая организация, занимающаяся переводом Библии на языки неслав. народов России и стран СНГ ИНСТИТУТ РУКОПИСЕЙ ИМЕНИ КОРНЕЛИЯ КЕКЕЛИДЗЕ АН Грузии, фонды ИР включают наибольшую часть известных рукописей, созданных на груз. языке 97-102 ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ в Римско-католической Церкви канонически утвержденные церковной властью сообщества, к-рые добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) 102-103 103-106 107-110 112-115 ИНТЕРИМ в церковно-исторической науке общее неформальное название 2 политико-канонических документов 1548 г., регулировавших положение лютеран. церковных структур в Германии 115-116 116-117 117-118 «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора 110-112 ИНТОНАЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ в одноголосном (монодийном) христ. богослужебном пении - мелодические фразы, предназначенные для настройки хора на исполнение гласовых песнопений 118-120 120-124 124-131 131-132 132-133 ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский 133-134 ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен 134-136 ИОАКИМ Сийский (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), ученик прп. Антония Сийского 136-137 ИОАКИМ Шартомский († после 1625, Суздаль), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), иконописец 137-138 148-149 138-148 149-151 151-152 152-153 153-154 154-155 ИОАКИМ II (Коккодис (Курсулудис) Иоаннис; 1802 - 1878), патриарх К-польский (1860 - 1863, 1873 - 1878)

http://pravenc.ru/vol/xxiii.html

На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации). Важнейшими из них следует признать : «Sacrosanctum Concilium» - конституция о священной литургии; «Lumen gentium» - догматическая конституция о Церкви; «Gaudium et Spes» - пастырская конституция о Церкви в современном мире Из декретов наиболее важны : «Ad gentes» - декрет о миссионерской деятельности Церкви; «Orientalium Ecclesiarum» - декрет о Восточных католических церквах; «Unitatis redintegratio» - декрет об экуменизме; «Perfectae caritatis» - декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям; «Inter mirifica» - декрет о средствах массовой коммуникации; «Apostolicam actuositatem» - декрет об апостольстве мирян Из деклараций : Dignitatis humanae» - декларация о религиозной свободе; «Nostra aetate» - декларация об отношении церкви к нехристианским религиям Какие же реформы произвел собор? Сразу оговорюсь, что за рамками сегодняшнего доклада я намеренно оставляю такие темы, как, к примеру, «теология освобождения», которая для некоторых (в основном «левых» политических кругов) вообще является главной темой собора, произведенная на соборе определенная ревизия принципа папской монархии, ранее окончательно провозглашенной Первым ватиканским собором и т.п. Мой интерес ко Второму Ватиканскому собору носит прикладной, инструментальный характер, мне интересны параллели, которые можно и нужно провести с сегодняшней ситуацией в нашей Православной Церкви, где церковный модернизм и реформаторство, а также отношение к нему также является насущной и актуальной проблемой. Главное, о чем следует говорить и о чем всегда говорят исследователи - это, конечно же, осуществленная собором реформа богослужения. Целью ее объявлялось более активное участие народа в мессе и привлечение большего числа верующих. После реформы большое место в богослужении стало отводиться проповеди, чтениям Писания, общим молитвам и т.д. Священнослужитель во время мессы развернулся лицом к молящимся и спиной к тому, что православные назвали бы Горним местом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/12/...

воспитания и пастырства (IM. 3). На епископов и др. пастырей возлагается обязанность учить верных использовать средства коммуникации для «спасения и совершенства», а на мирян - наполнять эти средства «человеколюбивым и христианским духом» (Ibidem). Каждый, кто применяет эти средства и пользуется ими, должен следовать нормам нравственного порядка, прежде всего при распространении новостей. Признавая право человеческого общества на открытую и своевременную «информацию о том, что небесполезно знать людям», необходимо следить, чтобы эта информация строилась на «началах справедливости и любви», была правдивой, полной, честной и пристойной, т. е. сохраняла в неприкосновенности законные права и достоинство человека (IM. 5). Во взаимоотношениях между «правами искусства» и нормами нравственности первенство всегда должно сохраняться за объективным нравственным порядком, особенно при описании и изображении нравственного зла, к-рое может способствовать более глубокому исследованию человека и возвышению величия истины и добра лишь в том случае, если будет соблюдаться приоритет нравственных норм (IM. 6-7). В числе обязанностей, связанных с использованием средств коммуникации, декрет особо оговаривает правильность их выбора самими читателями, зрителями и слушателями. Подчеркивая личный и свободный выбор этих средств, документ указывает, что каждому необходимо «направлять и воспитывать свою совесть», делая выбор, связанный с нравственной, культурной и художественной ценностью, и избегая всего того, что приводит к духовному ущербу. Не менее важная обязанность лежит на родителях, к-рые должны следить за тем, чтобы противоречащие вере и нравственности продукты этих средств не проникали в их дом и чтобы дети не сталкивались с ними в др. местах (IM. 9-10). На всех, кто участвуют в производстве и передаче сообщений (журналистах, писателях, актерах, режиссерах, продюсерах, а также лицах, занятых планированием и сбытом, и др.), возлагается особый, нравственный долг соотносить собственные экономические, политические и художественные интересы с «общим благом», для чего им рекомендуется вступать в профсоюзы (понимаемые в духе христианского синдикализма ), которые обязывают своих членов уважать нравственные законы (IM.

http://pravenc.ru/text/468841.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010