Фотий, патриарх Константинопольский , свт. Библиотека. TLG 4040/1. Кодекс 201 [p. 163b Bekker; vol. 3 p. 101 Henri; PG 103,672 D – 673 A] – 44 8 Послания. 4040/9. 1 [vol. 1, p. 13: 346–352 Laourdas-Westerink]=ep. I, 8, 17 [PG 102, 649 A] – 246 347 Неустановленные авторы и цитаты – 458 10 , 459 11 Соборные акты Вселенский второй (Константинопольский I) Собор 381 г. Символ веры . CPG 8599, cf. 2128 (разные предыд. варианты символа). БУ ДВС 24. Новейшее крит. изд.: Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta, edition critica. Vol. 1: Th e Oecumenical Councils from Nicaea I to Nicaea II (325–787)/Ed. Istituto per le scienze religiose Bologna, General Editor G. Alberigo. Turnhout: Brepols, 2006 (Corpus Christianorum). – 436 12 , 438 1-й член (p. 57 Alberigo-Ritt er; Mansi 3, 565) – 268 449 , 270 459 , 271 467 , 272 473 , 273 480 , 274 2-й член (ibid.) – 235 288 8-й член (ibid.) – 403 20 См. также: Афанасий Великий . О постановлениях Никейского Собора; Евсевий Кесарийский . Письмо к своей пастве. Вселенский третий (Ефесский) Собор 431 г. TLG 5000/1. ACO I, 1, 1, 2, p. 98: 1–3 Sch wartz; Mansi 5, 180 DE [CPG 5245t. БУ ДВС 153] – 328 сн . См. также: Кирилл Александрийский , Феодорит Кирский . Вселенский пятый (Константинопольский II) Собор 553 г. CPG 9332–9339. Рус. пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. 4 СПб., 1996. С. 294–563. Место не найдено – 260 407 Вселенский шестой (Константинопольский III) Собор 680–681 гг. CPG 9416–9442. 5000/9. Рус. пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. 4СПб., 1996. С. 5–307. -I, 7, 25 (47101) Деяния 18 и 33, подписи [ACO II, 2, 2 (1992), p. 796: 19, cf. 894: 7 Riedinger; Mansi 11, 653 E, cf. 693 E] – 45 11 Место не найдено (см., однако, изложение деяний у свт. Фотия) – 246 347 Поместные Соборы Константинопольские 1341 г. Соборный том. 5056/2. ИАБ VI, 594–596. – 166, 205 (170) , 206 (173) , 207 174 , 209, 210, 214204, 220 231 , 225, 273 482 3 [RPK, vol. 2, p. 212: 30–31; PG 151, 680 B] – 211 188 8 [RPK, p. 220: 111–113; PG 151, 682 D] – 299 9

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Многие из переписчиков рукописей 1-й пол. XIX в., в к-рых встречаются произведения Г. К., называли его своим учителем (Xeropot. 361; Dionys. 711; Pantel. 953; 988; 1003; Doch. 413; Konstamon. 87; Xen. 107; 109; по предположению Е. В. Герцмана - также СПбГУ. MS E II 80). Среди них есть и известные мелурги: Апостол Констас (Pantel. 976, 1013; Karakal. 227, нач. XIX в.), лампадарий и протопсалт Григорий (Pantel. 906, 1816 г.; РНБ. Греч. 742, нач. XIX в.), Петр Эфесский (Xeropot. 415, ок. 1835 г.), Николай Дохиарит (БАН. РАИК. 41, 1830-1850 гг.; Pantel. 923, 1-я пол. XIX в.; Doch. 360, ок. 1830 г.), Иоасаф Дионисиат (Dionys. 652, 680, 681 (1-я. пол. XIX в.); Pantel. 903, сер. XIX в., и др.). Произведения Г. К. переписывались как с помощью нотации нового метода, так и с помощью др. систем - алфавитной Паисия Ксиропотамского (Xeropot. 359, ок. 1842 г.), бухарестской алфавитной (Xeropot. 409; 411; 413-415, ок. 1835 г.). В 80-х гг. XIX - нач. XX в. творения Г. К. копировались румыноязычными переписчиками (Paul. 407; 432; 315; 396; 503; 428; Stauronik. 22r; 23r). Авторитет Г. К. как мелурга подтверждается эпитетами, к-рыми его имя сопровождается в рукописях: «единственный процветающий (εδοκιμν) из константинопольских музыкантов этого века» (Xeropot. 318, нач. XIX в.), «музыкальнейший» (μουσικολογιτατος - Doch. 1244, ок. 1810 г.; 1247, 1844 г.; 1238, 1239, сер. XIX в.), «после Иакова, протопсалта, единственный музыкальнейший» (Xeropot. 299, ок. 1810 г.), «превосходный среди музыкантов» (ριστος ν μουσικος - Pantel. 977, ок. 1815-1820 гг.). Мн. муз. произведения Г. К. вошли в издания, напечатанные в К-поле в XIX в.: Ταμεον Ανθολογας (1824. Τ. 1. Σ. 19-20, 42-49, 251-274, 417-424; Τ. 2. 251-252, 316-318; 18342. Τ. 2. Σ. 38-44, 123-124; 18373. Σ. 42-49); Χουρμουζου χαρτοφλακος Ερμολγιον τν καταβασων Πτρου Πελοποννησου μετ το Συντμου Ερμολογου Πτρου πρωτοψλτου το Βυζαντου (1825. Σ. 133-134); Γρηγορου προτοψλτου Ερμολγιον καλοφωνικν (1835. Σ. 48-50, 13-188, 205-207, 250-254); Ιωννου λαμπαδαρου Σνοψις καλοφωνικν ερμν (1842. Σ. 23-26, 88-95, 113-117, 146-150); Κωνστωντνου πρωτοψλτου Ταμεον Ανθολογας (1845. Σ. 287-289); Θεωδρου Θωκαως Μουσικ Μλισσα (1848. Τ. 4. Σ. 53-55); Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο (1850. Τ. 1. Σ. 84-91, 204-212, 412-413; 1851. Τ. 2. Σ. 247-273, 813-820, 831-834; Τ. 4. Σ. 35-36, 47-49, 617-620).

http://pravenc.ru/text/164381.html

Троица – 1) догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Окончательно утвердился на II Константинопольском Вселенском соборе в 381 г.; 2) один из наиболее значительных (двунадесятых) христианских праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи Господней (его также называют Пятидесятницей). На 51-й день празднуется Духов день. В основе праздника лежит свидетельство Нового Завета о сошествии Святого Духа на апостолов и он трактуется как начало широкого распространения христианства. Включает поминание умерших, украшение жилищ зеленью. См.: праздники православные великие и двунадесятые. Тромп – полукруглая ниша в углу потолка наоса христианского храма. Трон – 1) императорский – высокое сиденье без спинки с подушкой и подножьем. Т василевса был двухместным – второе место отводилось Христу, которого символизировал положенный на сиденье крест (итомасия); 2) епископский – кресло архиерея, седалище (возвышенное – «горнее место»), расположенное в алтаре, в центре апсиды у стены; к нему с двух сторон примыкают скамьи священников (синтрон). Троп (тропы) – 1) слово или выражение, употребляемое в переносном значении для достижения большей выразительности; примеры Т в риторике. аллегория, гипербола, метафора, эпитет, сатира, метономия, плеонасм, подражание; 2) одно из названий мартириев в Византии. Тропарь – короткое церковное песнопение в виде молитвы, посвященной церковному празднику или святому, элемент любого религиозного гимна ромеев. Поначалу это была простая проза. Потом, когда стали применять ритмические законы словосложения, Т принял поэтическую форму. См.. ирмологий, аполитикион, канон, контакион, стихерон. Тропик (греч.) – портик перед входом в зал в виде арки, поддерживаемой двумя колоннами. Тропики Магнавры – длинный портик полукруглой формы, представляющий собой открытую колоннаду в Большом императорском дворце рядом с триклином Магнавры. Трулло – отдаленная зала Большого императорского дворца, предназначенная для судебных заседаний. В ней собирался Шестой и Пято-Шестой Вселенский соборы в 680/681 и в 691/692 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако этот первый шаг не только проясняет вопрос, который мы здесь рассматриваем, но одновременно порождает и ряд трудностей: по ходу дела возникают новые вопросы. Если мы предполагаем, что существует (и должен существовать) некий вероучительный минимум, необходимый и достаточный для исповедания истинной, то есть спасительной, веры, тогда логично предположить: – что существует (и должен существовать) некий механизм церковного " магистериума " – официального церковного учительства, то есть именно те самые " авторитетные инстанции религиозной общины " , которые определяют содержание того, что входит в объем ортодоксальной доктрины; – что существует (и должна существовать) такая объективная логика религиозного мышления, которая позволяет разворачивать основоположные истины веры ( " спасительные догматы " ) на все поле человеческого опыта, то есть ортодоксально толковать самые разные и порой весьма удаленные от ядра веры предметы мысли и явления жизни. Напомним, что мы остаемся в православном контексте. А в этом контексте – в отличие от контекста римско-католического, где как раз существует общецерковный магистериум, – нет актуального, то есть постоянно действующего, механизма воспроизводства и подтверждения догматической ортодоксии. Что же есть вместо этого? То, что можно назвать догматическим (вероучительным) преданием, разные слои которого обладают разной степенью авторитетности. Максимальный и неопровержимый авторитет имеют вероопределения древних Вселенских соборов (IV-VIII вв.). Соответственно, догматический minimum minimorum составляют: Никео-Константинопольский Символ веры (325-381 гг.) и собственно " догматы " : христологические – " О двух естествах во едином лице Господа нашего Иисуса Христа " (451 г.) и " О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе " (680-681 гг.) – и догмат об иконопочитании (787 г.). Ясно, что эти чрезвычайно сжатые и весьма непростые для понимания вероопределения нуждаются в более или менее развернутом истолковании. Следующий слой предания – это наследие тех Отцов и Учителей Церкви, прежде всего эпохи классической патристики (опять же IV-VIII вв.), авторитет которых является бесспорным и общецерковным. Патристический корпус по существу является именно истолкованием и расширением вероучительного минимума. И именно здесь мы сталкиваемся с феноменом богословия.

http://religare.ru/2_66742.html

656 убийство Османа в Медине; натиск арабов ослабевает. 656 диспут в Визии. 660–685 660 Констант II убивает своего брата Феодосия 17.4.667–15.11.669 Фома II, патр. Константинопольский 662 второй процесс против прп. Максима и его учеников, их ссылка на Кавказ. 668–685 Константин IV Погонат (при воцарении 16– летний), сын Константа II Ноябрь 669–18.8. 675 Иоанн V, патр. Константинопольский 24.7.662 кончина прп. Анастасия-монаха. 669–681 Макарий I, патр. Антиохийский 13.8.662 кончина прп. Максима. 11.4.672–17.6.676 Адеодат, папа Римский 662/63 Констант с войском покидает Константинополь и, разграбив по пути Рим, поселяется в Сицилии. 2.9.675–9.8.677 Константин I, патр. Константинопольский 11.10.666 кончина прп. Анастасия-апокрисиария. 2.11.676–11.4.678 Домн, папа Римский 668 убийство в Сиракузах Константа. 669 подавление восстания самозванца Мизизия, папа Виталиан поддерживает Константина IV. Авг./сент. 677–ноябрь/дек. 679 Феодор I, патр. Константинопольский 674–678 осада арабами Константинополя. 27.6.678–10.1.681 Агафон, папа Римский 678 в морском сражении «греческим огнем» сожжен арабский флот. Дек. 679–февр 686 Георгий, патр. Константинопольский 10 сент. 678 Импер. Константин IV направляет послание папе Домну с призывом вступить в богословский диалог и обещанием «заморозить» на время Типос. 681–691 Феофан патр. Антиохийский 17.8.682–3.7.683 Лев II, папа Римский 680-е гг. Водворение болгар за Дунаем. 680–681 Шестой Вселенский собор в Константинополе. 685–717 Февр./март 686– 28.12.687 Феодор I, патр. Константинопольский 712 анафематствование Шестого собора на Константинопольском соборе при импер. Филиппике Вардане. 715–716 восстановление православия в Константинополе. I. СОЧИНЕНИЯ ПРП. МАКСИМА: ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ amb. (Трудности, в частности: Трудности к Иоанну и Трудности к Фоме) – Ambigua=PG 91, 1061–1417, ed. Oehler. cap. theol. (Главы о богословии и домостроительстве) – Capita theologica et oecumenica (I-II)=PG 90, 1084–1173, ed. Combefis. cap. XV (Различные богословские и домостроительные главы I, 1–15) – Diversa capita 1–15 [Cap. XV]=PG 90, 1177–1185, ed. Combefis.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Папа многократно упоминает о непогрешимости всех своих пред­шественников и этим дает понять, что и Гонория он не считает впавшим в ересь. Естественно, что ни на Востоке, ни на Западе, где хорошо помнили и папу Гонория, и двусмысленное поведение всех его преемников (кроме Феодора и Мартина), никто не мог воспринять это заявление всерьез. Но одно было очевидно: в отличие от недавнего прошлого, римская делегация прибыла в Константинополь, пользуясь поддержкой всего западного епископата, и выступала за Православие против монофелитства. Тем временем император Константин IV настоял на низложении антиримского патриарха Феодора. Новый патриарх Константинопольский Георгий хотя и склонялся в сторону монофелитизма, был открыт для дискуссий. Общая атмосфера была такова, что простая богословская конференция, планировавшаяся императором, на первой же сессии объявила себя Вселенским собором. VI Вселенский Собор открылся 7 ноября 680 г. в Трулльском зале имперского дворца. До 16 сентября 681 г. прошло 18 сессий. Император практически не оказывал влияния на дискуссии. В начале в работе Собора принимало участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174-мя иерархами. Такие малые цифры отражают состояние христианского мира в 680–81 гг., когда Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка были оккупированы арабами, Малая Азия была разорена, а большая часть Балканского полуострова занята славянами. Представительство восточных патриархатов было номинальным. На соборе присутствовал Макарий, титулярный патриарх Антиохийский, проживавший в Константинополе, но Александрия и Иерусалим, где халкидонские кафедры были вдовыми, были представлены лишь “викариями”, тоже по всей видимости проживавшими в столице. В отличие от ранних Соборов, на которых обсуждались богословские вопросы сами по себе, собрание 680–81 гг. концентрировалось на вопросе Предания. По существу на нем обсуждался единственный вопрос: можно ли использовать ранние соборные решения и писания отцов для оправдания учения об одной энергии и одной воле во Христе.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

В отличие от ранних Соборов, на которых обсуждались богословские вопросы сами по себе, собрание 680-681 гг. концентрировалось на вопросе Предания. По существу, на нем обсуждался единственный вопрос: можно ли использовать ранние соборные решения и писания отцов для оправдания учения об одной энергии и одной воле во Христе. Была проделана большая работа: поднимались святоотеческие тексты, подлинность ряда писаний ставилась под вопрос, тексты сверялись друг с другом, проводились активные архивные поиски. Такой «архивный» характер дискуссий отчасти объяснялся тем, что после смерти великого преп. Максима в Церкви не было выдающегося богослова, способного вести христологические дискуссии на уровне, которого они достигали при св. Кирилле, св. Льве или даже императоре Юстиниане. Но главный вопрос был, конечно, ясен: подлинность человечества Христа и спасения во Христе не абстрактной человеческой «природы», а самого человечества, подвижного, динамичного и творческого. Именно в этом было богословское наследие св. Максима Исповедника, и именно оно вдохновило окончательное решение Собора. Исследование соборных и святоотеческих текстов началось на первой сессии, когда оба патриарха, присутствовавшие в Трулльском зале - Георгий Константинопольский и Макарий Антиохийский, - попытались поддержать монофелизм и объявили, что позиция Сергия и его последователей находилась в рамках Предания. В последовавших дискуссиях было сделано открытие, что письмо патриарха Мины папе Вигилию, служившее главным аргументом в поддержку моноэнергизма и произведшее большое впечатление в Риме во время Гонория, было подложным. На 8-й сессии (7 марта 681 г.) патриарх Георгий Константинопольский объявил, что его убедили, и официально принял учение о двух волях. Лишь Макарий Антиохийский с кучкой сторонников остался верным монофелизму. После тщательного изучения на 11 и 12-й сессиях его исповедания веры Собор низложил Макария. На Пасху 681 г. было восстановлено евхаристическое общение между Римом и Константинополем. Папский легат, епископ Портский, совершил Евхаристию на латыни, а император официально отменил налог, который папы должны были платить имперским властям после своего избрания.

http://sedmitza.ru/lib/text/434778/

Папа Агафон хочет следовать примеру своих предшественников. Он излагает историю ереси, но повсюду замалчивает случай с Гонорием, приглашает императоров и константинопольских патриархов отвергнуть ереси и принять православное учение, которое опирается на непоколебимую скалу Римской Церкви, quae ejus gratia atque praesidio ab omni errore illibata permanet. Папа многократно повторяет о непогрешимости всех своих предшественников и этим дает понять, что и Гонория он не считает впавшим в ересь. Естественно, что ни на Востоке, ни на Западе, где хорошо помнили и папу Гонория, и двусмысленное поведение всех его преемников (кроме Феодора и Мартина), никто не мог воспринять это заявление всерьез. Но одно было очевидно: в отличие от недавнего прошлого, римская делегация прибыла в Константинополь, пользуясь поддержкой всего западного епископата, и выступала за православие против монофелизма. Тем временем император Константин IV настоял на низложении антиримского патриарха Феодора. Новый патриарх Константинопольский Георгий, хотя и склонялся в сторону монофелизма, был открыт для дискуссий. Общая атмосфера оказалась таковой, что простая богословская конференция, планировавшаяся императором, на первой же сессии объявила себя Вселенским Собором. VI Вселенский Собор открылся 7 ноября 680 г. в Трулльском зале имперского дворца. До 16 сентября 681 г. прошло 18 сессий. Император практически не оказывал влияния на дискуссии. Вначале в работе Собора принимали участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174 иерархами. Такие низкие цифры отражают состояние христианского мира в 680-681 гг., когда Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка были оккупированы арабами, Малая Азия разорена, а большая часть Балканского полуострова занята славянами. Представительство восточных патриархатов было номинальным. На Соборе присутствовал Макарий, титулярный патриарх Антиохийский, проживавший в Константинополе, но Александрия и Иерусалим, где халкидонские кафедры пребывали вдовыми, были представлены лишь «викариями», тоже, по всей видимости, в столице.

http://sedmitza.ru/lib/text/434778/

Определенное представление о церковной «географии» раннесредневековой Таврики и о месте в ней Херсона дают акты (каноны) Вселенских и Поместных соборов в тех случаях, когда им сопутствовали подписи херсонских предстоятелей. Они засвидетельствованы для Трулльского (Пято-шестого) собора 692 г. и VII Никейского собора 787 г. 309 Их дополняют сведения о боспорских (VI Вселенский собор 680–681 гг., Константинопольский поместный собор 879–880 гг.) и сугдейских иерархах (собор 787 г.) 310 . Еще богаче сведения епархиальных ведомостей Константинопольского патриархата (Notitiae episcopatuum), отразившие церковно-административное деление и связанные с ним населенные пункты Империи, в том числе на Крымском полуострове 311 . Впрочем, даже официальные нотиции не полны как документы 312 . Самым ранним из них, дошедшим по трем рукописям XII–XIII и XVII вв., является так называемый Ecthesis – детальный список епархий, создание которого приписывается св. Епифанию, епископу Кипрскому (ум. 402/403 г.). Его окончательное составление, как правило, датируют временем близким к VI Вселенскому собору (680–681 гг.), хотя содержание отражает постюстиниановское время и период правления василевса Ираклия (610–641) 313 . Как и в следующей нотиции (Notitia по Дарруже), датируемой концом VIII в. или временем патриархата Никифора (806–815), Херсон фигурирует здесь как кафедра (соответственно 62-я и 66-я по счету), которая наравне с Боспором (63 и 67) и Никопсеей (64 и 68) входит в автокефальную епархию Зихия, охватывавшую земли северо-восточного побережья Черного моря (eparchia Zekchios о Chersonos, eparchia tes autes o Bosporou, eparchia tes autes o Nikopseos) 314 . Это были прибрежные территории, лежавшие к северу и западу от Авасгии и Алании с центром, вероятно, в районе Туапсе, а зихи являлись предками современных адыгов 315 . Следующая нотиция представляет собой список епархий, видимо, скомпилированный из разновременных записей и известный как рукопись Parisinus 1555 А. Она дошла в единственной копии XIV в., была открыта и под греческим названием Taxis prokathedrias ton osiotaton patriarchon, metropoliton kai autokephalon впервые издана в 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончание собора 680-681 гг. А.В.Карташев. Вселенские соборы//VI Вселенский собор (680-681гг.)(оглавление) Заключительное 18-е заседание было назначено на 16 сентября. K нему заготовлено было и вероопределение. Собрались 174 епископа. И появился снова для председательствования император. B opoce собора были повторены вероопределения вселенских соборов: Никейского, Константинопольского, главной части Халкидонского с дополнениями из ороса V Вселенского собора и, наконец, новое вероопределение: Και δο φυσικς θελσεις τοι θελματα εν Αυτω, και δο φυσικς ενεργεας αδιαιρτως, τρπτως, μερστως, συγχτως, κατ την των αγων πατρων διδασκαλαν. Ωσατως κυρττομεν και δο μεν φυσικ θελματα, οχ υπεναντα, μ γνοιτο, καθς οι ασεβες εφησαν αιρετικο, λλ επομενον το νδρπινον Αυτο θλημα, και μη ντιππτον, ντιπαλαιον, μλλον μεν ουν και υποτασσομενον τω θεω Αυτο και πανστενει θελματι. [Проповедуем также по учению святых отцов что в Нем и две природные воли, и два природных желания, и два природных действия нераздельны, неизменны, неразлучны, неслиянны . И две природные воли не противоположны одна другой, как говорили нечестивые еретики, — да не будет! Но Его человеческое желание не противоречит (=не стоит в противоположности фактически) и не противоборствует (=не противится преднамеренно), a следует или, лучше сказать, подчиняется Его божественному и всемогущему желанию.] На вопрос императора: все ли согласны провозгласить этот орос? — собор ответил дружными утвердительными восклицаниями. Тогда император произнес перед собором речь (λογος προσφωνητικος), повторяя в ней, что, созывая собор, он имел в виду исключительно вопросы чистоты веры и церковного мира. Затем от лица собора была прочитана императору ответная речь, полная византийского красноречия и искренней радости ο торжестве православия. Β речи ярко подчеркнута, выдвинута православная характеристика Рима по аналогии с IV Вселенским собором. Β речи говорилось: «Рим-старец простер тебе (императору) богоначертанное исповедание. Хартия превратила вечер в день, чернила издавали свет, через Агафона говорил Петр, и вместе с Соцарствующим Вседержителем постановлял ты — самодержец, ты — богопоставленный. Симоны, заметные по оперению отступничества, упали с высоты полета. И памятником этого является низложение, a вера восстает, и согласие народов слагается в настоящую красоту. «Воздвижеся солнце и луна ста в чине своем» (Авв. 3:11). Воздвиглось солнце к свету, это значит: твой ум поднялся к солнцу правды, чисто узрел Чистейшего и принес нам оттуда умиротворение. И луна стала в чине своем, — это значит: церковь — невеста Христова — одевается в свое благолепие и украшается благочестием и, вполне восстановив чистоту православия, блистает миру твердым спокойствием.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435347/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010