4. Ибо сердце мое было сухим, печень моя недвижимой, а внутренности мои нечувствительными. 5. Ведь и мужество дается от Всевышнего людям в душах и телах. 6. Во время юности моей завидовал я сильно Иосифу, ибо возлюбил его отец мой более всех. 7. И утвердился я против него в сердце моем, возжелав убить его, так как отец обмана и дух зависти ослепили мне ум, и забыл я, что это брат мой, и не пощадил отца моего Иакова. 8 . Но Бог его и Бог отцов наших послал ангела Своего и избавил Иосифа от рук моих. 9. Ибо, когда я отправился в Сикимы, чтобы принести притирание для стада, а Рувим – в Дофаим, где было необходимое нам и все хранилища наши, 4 Иуда, брат мой, продал Иосифа Измаильтянам. 10. Рувим, услышав об этом, опечалился, ибо он хотел отвести его к отцу. 11. Я же, услышав это, сильно разгневался на Иуду, ибо он отпустил Иосифа живым, и пять месяцев пребывал я в гневе на него. 12. И сковал меня Господь и удалил от меня дело рук моих, ибо десница моя стала наполовину сухой на семь дней. 13. И познал я, дети, что из-за Иосифа случилось это со мною. И, раскаявшись, заплакал я и молил Господа Бога, чтобы восстановилась рука моя и удержался я от всякой скверны и зависти и ото всякого безрассудства. 14. Ибо понял я, что дурное дело замыслил перед лицом Господа и Иакова, отца моего, против Иосифа, брата моего, позавидовав ему. III. Ныне, дети мои, послушайте меня и остерегитесь духа обмана и зависти. 2. Ведь зависть властвует надо всем помыслом человека и не дает ему ни есть, ни пить, ни делать ничего доброго. 3. Но всечасно подстрекает она убить того, кому человек завидует, но тот всечасно процветает, а завистник чахнет. 4. И вот, два года сокрушал я в страхе Господнем душу мою постом. И узнал я, что избавление от зависти происходит через страх Божий. 5. Если кто прибегает к Господу, оставляет его злой дух и становится помысел легким. 6. И наконец, начинает он сочувствовать тому, кому завидовал, и примиряется с любящими его, и так избавляется от зависти. IV. Спросил отец мой, что со мною, ибо узрел меня скорбящим, и сказал я ему, что переполняется печень моя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

305. Что происходит с человеком после смерти? После смерти тело человеческое разлагается, а душа его приступает к Суду Божию. 306. Получат ли люди полную награду или полное наказание сейчас же после частного Суда Божия над ними? Полную награду и полное наказание не получат люди сейчас же после частного Суда над ними, но только после Суда Последнего, так как участие в наградах и наказаниях должны принять по справедливости не только душа, но и тело, а это произойдет только после всеобщего воскресения. Пояснения: I. О Своем втором пришествии Господь Иисус Христос сказал: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф.25:31 ). II. Также о Последнем Суде говорил Господь Иисус Христос, и Его слова подробно записаны в Евангелии от Матфея ( Мф.25:31–46 ). При этом Он упомянул также о том, что праведники пойдут, согласно Его справедливому решению, в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. III. Апостол Павел пишет: «Ибо всем нам должно явиться перед судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). Далее говорит апостол Павел, что Господь Иисус Христос по Своем пришествии «осветит скрытое во мраке» ( 1Кор.4:5 ). IV. Впервые пришел Господь Иисус Христос на свет как бедное Дитя; во второй раз, однако, Он придет в большой славе и величии. V. Хотя Господь Иисус Христос не открыл нам времени конца света, все же указал, что будет предшествовать этому концу: оскудение веры и любви между людьми, размножение греха и соблазна, а также и приход человека, который будет себя выдавать за другого Христа, в действительности же, однако, будет врагом Христовым, или Антихристом (противохристом), за что получит свою отплату и будет уничтожен славою второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 2Фес.2:3–8 ). Конец света, однако, не наступит раньше, чем все народы вселенной не будут просвещены Евангелием Христовым ( Мф.24:14 ). VI. Царство Христово состоит из трех частей:

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Скачать epub pdf Книга первая. Вопросы в Евангелии от Матфея Вопрос I. (Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Мф.11:27 ). Сказавши: никто не знает Сына кроме Отца, не прибавил: «кому пожелает Отец открыть». Говоря же: никто не знает Отца кроме Сына (nemo novit Patrem nisi Filius) 1 присоединял: и кому Сын хочет открыть. Сие не так должно быть понимаемо, как будто Сын ни кем не может быть познан, кроме одного Отца, Отец же познается не только Сыном, но и теми, которым открыл Сын. Так к нашей пользе сказано, чтобы мы уразумели, что Отец и Сам Сын открывается через Сына, ибо Он – свет нашей мысли, так что, когда присоединил: и кому Сын хочет открыть, то принимай не только Отца, но и Сына; к целому 2 относится сказанное. Ибо Сам Отец открывается чрез Свое Слово; Слово же не только открывается чрез слово, но и Само Себя открывает. Вопрос II. (В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Мф.12:1 ). Ученики Господа начали срывать колосья и есть, – чего они не могли иначе сделать, как только сильно растирая их руками. Отсюда: умертвите земные члены ваши, поскольку никто не входит в тело Христово, если он не совлечется земных одеяний. Отсюда: отложите 3 вы ветхого человека ( Кол.3:5–9 ). Отсюда и: обрезанием нерукотворенным в совлечение (in expolationem) 4 плоти. Вопрос III. (Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; Мф.12:20 ). «В льне курящемся». Следует заметить, (что сказано: не угасит), ибо потушенный он производит смрад. Вопрос IV. (Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. Мф.12:22 ). Тогда приведен был к Нему имеющий беса, слепой и немой, – то есть тот, кто не верит и предан власти диавола, – кто не разумеет и не исповедует веры, о которой сказано: устами исповедуется во спасение ( Рим.10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

III. Подобно Иисусу Христу, желали сего и апостолы Его. Сказывали мне о вас, братия мои, пишет тот же апостол Павел к коринфянам, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят иные: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или в Павлово имя вы крестились? Ежели между вами зависть, споры и разногласия; то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю, неприличному христианам, поступаете? Ибо когда один говорит: я Павлов; а другой: я Аполлосов; то не плотские ли вы? Что Павел? Что Аполлос? Они только служители, посредством которых вы уверовали, и притом поколику каждому дал Господь ( 1Кор.1:11–13, 3:3–5 ); 6) внушали верующим всемерно удаляться тех, кои нечисто проповедуют учение Иисуса Христа и производят в Церкви Его разделение, а сим лжеучителям угрожали тяжким наказанием: умоляю вас, братия, писал апостол Павел к римлянам, остерегайтесь вводящих разделения и соблазн против учения, которому вы научились, и удаляйтесь от них: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а чреву своему; и ласковыми и красивыми словами обольщают сердца простодушных; а другие апостолы говорят: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами себе скорую погибель. – Из любостяжания они будут уловлять вас ухищренными словами; но давно предопределенный им суд не умедлит, и погибель их не воздремлет. – Это люди отделяющие себя от единства веры, душевные, без духа ( Рим.16:17–18 , 2Пет.2:1–3 , Иуд.17–19 ). Так св. апостолы желали, чтобы Церковь Христова всегда была единою, без всякого разделения. IV. О сем же усердно заботились и преемники апостолов, св. отцы Христовой Церкви. Поэтому они: 1) строго держались одного истинного учения, преподанного Иисусом Христом и апостолами Его, а для большего согласия в нем посылали друг другу свои исповедания веры, совещались между собою по церковным делам на поместных и вселенских соборах и действовали во всем согласно, почему св.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

А из этого следует другая цель, притом высшая, а именно, слава Божия, которую Бог принимает то от нашей веры, как об Аврааме говорится, что он, веруя, воздал славу Богу ( Рим.4:20 ), то от добрых дел: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Глава II. О разделении Богословия § 8. Разделение Богословия также становится очевидным из его определения, а именно, поскольку Богословие – учение о Боге, Которого следует познавать и почитать, оно непременно должно учить о вере, которая является познанием Бога, и о добрых делах, в которых заключено почитание Бога и служение Ему. Итак, все Богословие будет разделено на две части, из которых первая будет исследовать то, во что следует верить, последующая – то, что нужно делать. § 9. Что поистине именно такое разделение является подходящим и достаточным, обнаружится из Священного Писания . I. Павел, когда излагает смысл своего Богословия, говорит так: Я верую всему написанному, имею надежду на Бога и стараюсь подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть без преткновений 2 . II. Тот же Апостол так наставляет Тимофея к служению: Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью ( 2Тим.1:13 ). И он же тому же Тимофею говорит в другом месте: Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере ( 1Тим.1:18–19 ). III. Он же другого своего ученика, Тита, так приуготовляет к преподаванию Богословия: Я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам ( Тит.3:8 ). IV. Его же послание к Римлянам, которое считается сводом или сокращением всего Богословия, заключает в себе две темы, о вере и о добрых делах, что очевидно читающему. V. Мало того, Сам Христос, когда посылает Апостолов на проповедь , говорит: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Это относится к вере. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам (ст. 20). Это обращено к добрым делам. Также в Ветхом Завете сущность всего Богословия сводится к тому, чтобы веровать и делать добро: Уповай на Господа и делай добро ( Пс.36:3 ). Наконец, поскольку все совершенство человеческой жизни состоит в этих двух вещах, когда мы правильно мыслим о Боге и хорошо действуем (ведь что может быть сверх этого?), а Богословие стремится совершенствовать человеческую жизнь, то и отсюда открывается. двойственность занятий Богословием, а именно, его стремление научить тому, как правильно мыслить и хорошо поступать, а также, что его следует разделить на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

   Христос пребывает на небе до времен совершения всего: Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века (Деян. III:21).    Его второе пришествие произойдет таким же образом: и сказали (ангелы): мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. I:11) . – Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснуть прежде (1 Сол. IV:16).   5. О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца    (Из твор. св. I. Златоуста)    Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Пс. CIX,1). Для чего Господь говорит Христу седеть одесную Его? Для того, чтобы показать, что Он имеет с Ним и равную честь, и равную власть, а отнюдь не низшию; ибо слуги не сидят пред господином, но предстоят пред ним. Седение есть признак владычественного достоинства и власти, также как предстояние показывает подчиненное и служебное существо. Посему то и пророк Даниил говорит: зрях дондеже престолы поставившася и Ветхий деньми седе.... престол Его пламень огненный, река огненная течаше исходящи пред ним, тысяща тысящ служаху Ему и тьмы тем предстояху Ему (Дан. VII:9 10). Равным образом, пророк Исаия говорит: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне и серафимы стояху окрест Его, шесть крыл единому и шест крыл другому, и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема же летаху и взываху друг ко другу и глаголаху; свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его (Ис. VI:1, 2, 3). Пророк Михей свидетельствует тоже: Видех, говорит он, Господа Бога Израилева, седящего на престоле своем, и все воинство небесное стояше окрест Его, одесную Его и ошуюю Его (3 Цар. XXII:19).    Итак, везде в Писании ты находишь, что умные силы небесные предстоят, а Господь восседит. Посему, когда слышишь, что и Сын Божий имеет седение одесную Бога Отца, то и Его достоинство должен представлять себе не как служебное, но как господственное достоинство Владыки. Посему-то и блаженный Павел, постигая совершенно и то и другое, т. е. что предстояние свойственно существам служебным, а седение показывает повелителя и владыку, отделяет особо одно от другого и вот каким образом говорит: и ко ангелом убо глаголет: творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ. К Сыну же: престол Твой Боже в век века, жезл правости жезл царствия твоего. Чрез престол, он показывает здесь ясно царственное достоинство Сына Божия. – Итак, поелику сими местани Писания явно доказывается не служебное, но царственное и владычное достоинство Сына Божия, то мы должны чтить и преклоняться пред Ним, как перед Господом нашим, равночестивым и равнопрестольным Отцу (Воскр. чт. гл. XIV, стр. 55).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

IV. О блаженстве плачущих апостол Павел написал: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10). V. Тихий и трудолюбивый земледелец скорее сохранит свое добро, чем сварливый и жадный. VI. Справедливость в конце концов всегда победит; каждый, кто ее любит, этого дождется. VII. Господь является Господом мира, а не разъединения и распада. Кто старается быть миролюбивым, следует за Богом и может быть назван сыном Божиим. Христос приветствовал Своих учеников словами: «Мир вам!» (Лк.24:36; Ин.20:19, 21). Этими словами также приветствует священник присутствующих на Святой Литургии. Часть III. О Святых Таинствах 1. О Таинстве Крещения 601. Для чего люди принимают Таинство Крещения? Люди принимают Крещение: 1) чтобы соединиться со Христом и стать членами Его Тела; 2) для достижения очищения от всех грехов и получения благодати Божией; 3) для того, чтобы стать способными к новой, святой жизни. 602. От какого греха очищаются в Таинстве Крещения души младенцев? Души младенцев очищаются в Таинстве Крещения от первородного греха, так как иных грехов они не имеют. 603. Как совершается Таинство Крещения? Священник погружает крещаемого трижды в воду и при этом говорит: «Крещается раб Божий (раба Божия) во имя Отца — аминь, и Сына — аминь, и Святаго Духа — аминь», при этом произносит имя, которое дается крещаемому. 604. Что сказал Господь наш Иисус Христос апостолам, когда устанавливал Таинство Крещения? Когда Господь наш Иисус Христос устанавливал Таинство Крещения, Он сказал апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19—20). 605. Необходимо ли для человека Таинство Крещения? Таинство Крещения для человека совершенно необходимо, так как без него мы не могли бы достичь спасения и приступать к остальным Таинствам. 606. Что сказал Христос о необходимости Таинства Крещения? О необходимости Таинства Крещения Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

III. Б. как деятельная любовь к ближним служит для христианина залогом оправдания перед судом Божиим. Господь воздаст благотворителям («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - Мф 5. 7) и осудит на «муку вечную» отказавшим в помощи ближнему (Мф 25. 31-46). Царство Божие сравнивает Спаситель с драгоценной жемчужиной, для приобретения к-рой христианин ничего не должен жалеть (Мф 13. 46). «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное» ( Ioan. Chrysost. De paenit. 3). На суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя, говорит свт. Иоанн Златоуст, «милостыня есть выкуп души» (Ibidem; ср.: Мф 16. 26). IV. Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей ( Greg. Nazianz. Or. 14) и наказывает скупых. В Свящ. Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6). Б. не есть растрата, но приумножение имущества, сил. Подобно тому, как земледелец, чем больше бросает семян в землю, тем богаче получает урожай, так же, чем щедрее милостыня, тем более пожинает человек плодов (ср.: Пс 36. 26) своей Б. Спаситель учит: «...давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6. 38). «Даяние не убыточно...- вторит свт. Григорий Нисский,- плод милостыни произрастает обильно» (De benefic.; см. также: Basil. Magn. Destruam). Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. В житии прп. Илариона Великого († 371/2; пам. 21 окт.) рассказывается о том, что, когда прп. Иларион с многочисленными учениками обходил мон-ри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Все брали винограда сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше (ЖСв. Октябрь). «Дающий же семя сеющему,- говорит ап. Павел,- и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор 9. 10-11).

http://pravenc.ru/text/149333.html

II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» ( Пс.148:1 ). «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117:1 ). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). IV. В Первом послании св. апостола Павла к Тимофею ( 1Тим.2:4 ), сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». 3. Могут ли люди своим разумом познать Бога? Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно. Пояснения: I. В Пс.18говорится: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит ( Рим.1:20 ). 4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом? Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам Сам Бог , и то тем, что Он о Себе открыл. 5. Для кого дал Бог Свое откровение? Бог дал Свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства. 6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога? Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его. 7. Через кого дал Бог людям Свое откровение? Бог дал людям Свое откровение сначала по частям через первого человека Адама, через Ноя, Авраама, Моисея и других пророков, наконец, полностью Он дал нам Свое откровение через Господа нашего Иисуса Христа и через Его апостолов. Пояснение: Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). 8. Необходимо ли людям Божие откровение?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

3) Сравнивать св. Крест с древом, на котором повесили бы нашего отца, неразумно, ибо Христос для того и сошёл на землю, чтобы пострадать на кресте. От крестных страданий Он не только не бежит, но смотрит на них, как на средство Своего прославления. «Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего...» ( Ин. 17:1–5 ). Ко кресту Он обещает всех привлечь, говоря: «И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт» ( Ин. 12:32–33 ). III. Ветхозаветные прообразы св. Креста и проявлявшаяся чрез них сила Божия. 1) Когда Израильский народ сражался с амаликитянами, то заметили, что победа и поражение израильтян зависели не от орудия и силы воинов, а от рук Моисея, молившегося на горе, ибо «когда Моисей подымал руки свои – одолевал Израиль, а когда опускал руки свои – одолевал Амалик». Посему Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца, пока Иисус Навин не победил Амалика – Исх. 17:10–13 . Моисей с распростёртыми руками – есть образ Иисуса Христа, распростёртого на Кресте. 2) Когда евреи были в пустыне, кишащей змеями, от укусов которых многие умирали, то Господь, видя раскаяние евреев, повелел на знамени повесить медного змея. Моисей так и сделал. И с тех пор, кто из ужаленных ядовитыми змеями смотрел на медного змея, тот оставался живым – Чис. 21:6–9 . Так и ныне, кто с верою и мольбою смотрит на св. древо Креста, тот не умрёт от ужаления змея ядовитого диавола. IV. Апостолы почитают Крест Христов. Они пишут: 1) «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Если слово о кресте – сила Божия, то тем более сам Крест. 2) Ап. Павел «хвалится крестом» Христовым. Сказавши о том, что некоторые обрезываются для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:12–16 ). Здесь под крестом разумеются не страдания, а самое древо Креста Господня, за прославление которого и были гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010