898.  Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки (Пс. 91. 8). 899. Кирпич — по-славянски плинфы. 900.  …праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу (Исх. 5. 17). 901.  …разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4). 902.  Возвратитесь, …дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер. 3. 22). 903.  …пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], пусть только останется мелкий и крупный скот ваш (Исх. 10. 24). 904. Помышления подвижника, если будут вращаться в земном и суетном, то непременно привлекут его к плотской жизни и к согрешениям. 905. Исх. 10. 25. 906.  …что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22). 907. Ис. 33. 2. 908. Поучение 13. О том, как переносить скорби. 909.  Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне (Пс. 138. 22). 910. Поучение 19, состоящее из кратких изречений. 911. Поучение 17. 912.  Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7. 5). 913.  Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным (Авв. 2. 15). 914.  …любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4. 8). 915. 1 Кор. 13. 5, 7. 916.  …составляем одно тело… а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5). 917.  …страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12. 26). 918. Поучение 6 о том, чтоб не осуждать ближнего. 919.  По иному мнению: подобен чистому сосуду по наружности, но внутри наполненному смрадною скверною: когда откроют его, то зловоние обнаруживает свое присутствие в нем. 920. Поучение 7. О самоукорении. 921. Поучение осьмое. О памятозлобии. 922. Гал. 5. 22, 23. 923. Лк. 6. 37. 924. Рим. 19. 21. 925.  «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу…» (Пс. 29. 10). 926.  …истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25. 12). 927. Гал. 6. 12; 1 Тим. 4. 2. 928. Мф. 11. 29. 929.  …если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер. 15. 19). Поучение 17. О наставлении братии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

902. Пример с пожеланием Калигулы встречается у Кьеркегора неоднократно. См. примеч. к первой, «эстетической» части «Или — или». 903. См.: Лк 18, 11: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» 904. Здесь у Кьеркегора игра слов: уже известное нам «уныние» («Tungsind») созвучно глаголу в выражении «давит тяжко» («tynge»). 905. Букв.: за всё, замещающий собой всё, т. е. по преимуществу, как таковой (дат.). 906. См.: Диоген Лаэрций. Жизнь знаменитых философов. «Антисфен». 6.11,13–15. 668 907. См.: Мф 16, 26: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 908. См.: Мф 20, 3: «…выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно…» 909. См.: 1 Кор 15, 31: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем». 910. Он неохотно согласился показаться, а воображение принцессы уже представляло себе образ прекраснейшего мужчины, которого она надеялась увидеть в своем напряженном ожидании. Однако какой контраст между оригиналом и идеалом, поскольку появился всего лишь затрапезный, повседневный образ, — один из тех обычных людей, чья физиономия не выказывала ни гениального взора, ни чувствительного духа! (нем.) (см.: Музэус И. Оруженосец Роланда — Musaus J. A. Rolands Knappen. Volksmarchen der Deutschen. I. Wien, 1815. S. 129). 911. Убегая от бедности по морю, по скалам, сквозь пожарища (лат.) (Гораций. Послания. 1.1.46). 912. В уме, в сознании (лат.). 913. См.: Гал 6,7: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает». 914. Формирующее стремление (лат.), то есть своего рода «креативное усилие». Кьеркегор впервые употребляет это латинское выражение в «Понятии иронии»; позднее оно возникнет и в «Философских крохах» в связи с отсылкой к «Науке логики» Гегеля (2.1.3), где, правда, тот говорит скорее о внутреннем, инстинктивном стремлении.

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

908 Ср. продолжение темы в контексте греч. христианской мысли: «Они пустились из пристани в море, но когда буря постигла их, они, не имея кормчего, потерпели бедственное крушение в этом скверном и соленом море. Необходимо, чтобы море сие поколебалось, возмутилось и рассвирепело, дабы посредством сего волнения извергнуть на землю хворост, сено и все гнилое, что только реки страстей внесли в него. Рассмотрим внимательно, и мы найдем, что после бури на море бывает глубокая тишина» (Лествица, 4. 58–59). Как думается, здесь отражены общие для древнего мира взгляды на море как «скверную», ввиду непригодности для жизни человека, хотя и завораживающую своим величием стихию. 909 МТ: окружила меня, водоросль опутала главу Греч, толковник прочел слово в др. его значении – «конец, предел» (ср. понятие в средневековой евр. философии). Соответственно, следующие два слова интерпретируются как начало др. ст.: «погрузилась голова моя...» и прочее. 911 «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Син). Создается впечатление, что «край моря», во всяком случае, не ближе, чем небо и преисподняя. Это «другой берег» по отношению к земле, окруженной первозданным океаном, т.е. понятие больше метафизическое, чем географическое. 912 Евр. можно было бы перевести и абстрактно как «святость» (ср. в Pesh: «путь Твой свят»), однако LXX, а за ними Vulg следуют букв, смыслу – «святыня», «святое место». 914 Эти «потоки», скорее всего, не реки, а морские течения (см.: Кассуто У. Эпическая поэзия в Древнем Израиле//Библейские исследования: Сб. статей. Вып. 1. М., 1997. С. 130). Возможно, они также ассоциировались с быстро летящими массами кучевых облаков или туманов, так как сходство нижних и вышних вод никогда не упускалось из внимания. Именно неустойчивость, подвижность воды дает почувствовать утвержденность мира как чудо, подобно чуду плывущего корабля (ср. Прем 14:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

а) Собрание Израильтян к 24-му дню 7-го месяца во вретищах и с пеплом на головах (ст. 1). б) Исповедание в грехах своих и в преступлениях отцов, сопровождаемое чтением из книги закона в продолжении четверти дня (ст. 2–3). в) Громкое молитвенное воззвание ко Господу левитов от лица смирившегося народа и приглашение народу встать и славить имя Господне (ст. 4–5). г) Пламенная молитва Ездры от лица кающегося народа с письменным обязательством исполнять заповеди Божии (ст. 6–38). Ст. 1. В двадцать четвертый день этого месяца (т. е. Тисри) собрались все сыны Израилевы – постящиеся и во вретищах, и с пеплом на головах своих... Это был пост и всенародное покаяние, назначенные по особому распоряжению вождей народа израильского – Ездры и Неемии, а не по предписанию закона. Может быть, десятый день месяца Тисри, назначенный по закону для покаяния и очищения народного 912 , был пропущен по особым обстоятельствам того времени, и, именно, ради приготовлений и распоряжений к празднику кущей; а, между тем, Ездра и Неемия хотели непременно воспользоваться умиленным и сокрушенным состоянием народа, в которое он приведен был чтением закона, дабы восстановить завет с Богом и укрепить народ в его благочестивой решимости следовать по путям Господним. В этом случае, Ездра и Неемия подражали тем ревностным вождям народным, как, напр., Иисусу Навину 913 , и тем благочестивым царям Иудейским, как, напр., Асе и Езекии 914 , которые употребляли торжественное покаяние и всенародное заключение завета с Богом, как наилучшее средство к возбуждению и укреплению религиозного чувства в народе. Ст. 2–5. Обряды покаяния состояли в следующем: а) Израильтяне, отделив и отлучив от среды своей всех инородных, стояли на своем месте (т. е. во дворе храма, на площади у восточных ворот) и четверть дня (от первого часа до третьего) читали из книги закона Господа Бога своего. Чтение, конечно, продолжалось в том же роде, что и в праздник труб, и в праздник кущей, т. е. с объяснениями и толкованиями Ездры, при помощи левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Бог всегда отвечает на молитвенные усилия человека, стремящегося к духовному общению с Ним, преображая душу усердно молящегося и научая его богопоклонению «в духе и истине» ( Ин 4:24 ). По слову апостола, «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». ( Рим 8:26 ; см. также: Рим 8:15 ). Не всякое молитвенное обращение к Богу является истинной молитвой. Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди осуждает ложную молитву, говоря: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф 6:5,7–8 ). Молитва напоказ, перед другими людьми, простое вычитывание молитвенных текстов без искреннего обращения к Богу — все это проявления ложного благочестия, которое не приводит к духовному общению с Богом, но, наоборот, отчуждает от Него. Кроме того, недопустимо воспринимать молитву исключительно как средство для удовлетворения житейских нужд, приобретения материальных благ, достижения успеха в земных делах. Господь научает: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф 6:33 ). Истинная молитва выражает покаянные чувства человека, а также надежду на милосердие Божие. Образцом истинной молитвы является молитва мытаря из евангельской притчи о мытаре и фарисее: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику» ( Лк 18:914 ). Обращаясь к Богу, молящийся прежде всего должен исповедать свое недостоинство и греховность, ибо, по слову Апостола, «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим 3:23 ). Покаяние рождает в душе человека надежду на милость Божию, ибо, по слову Спасителя в указанной притче, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». В молитве человек открывает свое сердце Богу в вере и уповании на то, что Бог силой Своей благодати преобразит пораженную грехом душу и направит человека на путь спасения. Истинная молитва — это выражение готовности следовать воле Божией и принимать волю Божию, то есть всецелое предание себя Богу как милосердному Отцу.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Ибо вы сами достоверно знаете, — пишет апостол Павел, — что день Господень так придёт, как тать в ночи. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность!», тогда постигнет их внезапная пагуба… Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ниже тьмы. Итак, да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронёю веры и любви и шлемом надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Ииусом Христом,умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили (ср.: 1Сол.5:2–10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 16. Православные Общества и Согласия трезвости, действующие на территории России В списке представлены координаты субъектов трезвенного просвещения , ведущих активную деятельность в сотрудничестве с Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение» и Координационным центром по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. 1. Абакан. Группа «Трезвение» при храме во имя св. князя Владимира; 8 (923) 217–72–10; yuriyjatkin@mail.ru 2. Архангельск. Общество трезвости при храме во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского; 8 (953) 934–35–17; afhxram@gmail.com 3. Белгород. Согласие трезвости при храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» при Областном наркологическом диспансере; 8 (910) 320–80–72; ot.ioann@yandex.ru 4. Бурятия, г. Кяхта. Общество трезвости при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы; 8 (914) 844–92–14; protolegma@mail.ru 5. Великий Новгород. Межприходское общество трезвости при храме в честь свв. блгвв. князей Бориса и Глеба;

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

И так неустанно пели псалмы до утра. Десять дней пробыли они в темнице. Как-то в ночь на субботу, [в день], когда Иезидбузид должен был умереть мученической смертью, было ему видение. Некий муж кнутом ударил его по голове, и кровь потекла между глаз его. В это время явились три мужа в сверкающих одеждах и прогнали прочь ударившего, затем принесли венец из драгоценных жемчугов и возложили Иезидбузиду на голову. Проснувшись, он рассказал сотоварищам [о видении], и они поняли, что настал его час. И вот пришел в тюрьму палач и приказал доставить святого на судилище. [Иезидбузид], простившись с братьями, пошел. Весь путь от тюрьмы до места судилища он пел четвертый псалом: «Когда я воззвал к тебе, ты услышал меня, Боже правды моей. В тесноте ты давал мне простор» 913 . Окончив псалом, он дошел до места казни. Услышав [о предстоящей казни], все христиане устремились, туда, чтобы узреть мученичества святого. Святой стоял перед четырьмя судьями. [Вблизи] было установлено три креста для приговоренных к смерти. Мобет, подведя к ним святого, сказал: – Видишь крест, на котором ты должен умереть? Пожалей себя и перестань упорствовать. Святой отвечал: – Тверже прежнего я верю в Христа, надежду мою. Исполняй, что приказано тебе. Тогда тот велел подвести его к кресту. С него сорвали немудреную одежду. Блаженный сказал: «Воистину должно быть так, ибо во время своего добровольного распятия Сын Господа моего Единородный спаситель нагим был распят на кресте, чтобы прикрыть наготу нашего прародителя. Да придаст он силы мне, дабы я смог побороть сатанинское ухищрение в теле моем». И, распростершись на древе, он начал петь 43-й псалом: «Поспеши, Господи, на помощь мне, спаси нас ради имени своего, как овцы на заклание идем» 914 . Когда подняли крест, мобет послал к нему человека в надежде, что он откажется [от своего решения]. Но [Иезидбузид], презрев их, не удостоил ответа. Он был пригвожден к кресту на многолюдном судилище, и стрелами пронзали ему бока. В этот день должны были распять двух приговоренных к смерти, которых и распяли вместе с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«И тогда явится обманщик мира, наподобие Сына Божия» (Учение 12 Апостолов). Он не будет бороться явно против Христа, он не будет явно хулить Его. Он будет расточать иудины поцелуи в Его адрес: «Великий Учитель», «Мой славный предшественник», даже «Я – в моем прежнем воплощении»… Главное различие Христа и его антипода с богословской точки зрения в том, что путь Христа – это путь кеносиса, умаления: «Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил. 2:6-7 ). Но в системе «Нью-эйдж» «Спаситель» считается продуктом восходящей эволюции самого человека. Он возвестит, что принес спасение исходящее не от Бога, но от мира. Он построит «сотериологию снизу», которую противопоставит христианской «сотериологии благодати». Поначалу он будет выказывать знаки почтения к христианству, но в конце концов сам сбросит маску и явит себя как «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Фес. 2:4 ). Он преподнесет себя как вершину эволюции человечества, как мирового гения, всем обязанного только самому себе, своим трудам и усилиям. Он потребует вполне серьезного отношения в его религиозной миссии. «Поклонятся ему все живущие на земле» ( Откр. 13:8 ). Если кто не будет принимать его образ мысли («печать на челе») и предлагаемый им образ жизни («печать на деснице») – во имя мира и согласия будет «убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр. 13:15 ) 914 . Тайной числа 666 я не собираюсь заниматься. Мне кажется, здесь нет тайны. Антихрист поставит на своей деятельности такой знак именно потому, что так сказано в Откровении. Хотя бы просто в порядке цинизма. Ведь число уже перестало быть страшным. Его использование скорее свидетельствует просто о «широте взглядов» того или иного деятеля, о том, что он поднялся над предрассудками 915 . Так разве интересующий нас персонаж не будет более всех свободен от «предрассудков»? Вот написала христианская газета, что оккультизм – это антихристова идеология, и Владимир Авдеев (вообще-то именующий себя «зороастрийцем») радуется – «В такой компании не скучно. Мы еще, чего доброго, объявим конкурс „Антихрист года“ и если нас так боятся, то отчего же не покрасоваться этим скандальным титулом?» 916 .

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

...Издалека развалины города не кажутся величественными. Только поднявшись на акрополь, озирая окрестность с высоких ступеней посвященного Августу храма, сознаешь его особый «царственный» характер. Окружающие холмы держатся на почтительном расстоянии, с городских башен в ясный день видно было Средиземное море. Это «дыхание моря» придает Самарии совсем иной колорит, в сравнении с обеими более древними столицами Израиля – Сихемом и Фирцей (Тель аль-Фара). Об основании города в Библии сказано так: В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Амврий над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Фирце он царствовал шесть лет. И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира, владельца горы... И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии» ( 3Цар. 16, 23–24, 28 ). «Семир» означает страж, и Семерон – сторожевая гора. Что касается хронологии, из приведенной цитаты следует, что Самария получила статус новой столицы Израильского царства в 914 г. до Р.Х. Сын Амврия, царь Ахав, женившийся на дочери царя Сидонского, страстной и грешной Иезавели (ей посвящена одна из лучших песен Эдит Пиаф), был известен склонностью к «языческому нечестию». И поставил... он жертвенник в капище Ваала, которое построил в Самарии. И сделал дубраву (имеется в виду священная языческая дубрава), и более всех царей Израильских... делал то, что раздражает Господа ( 3Цар. 16, 32 –33 ). Так начиналась Самария. И, как считают историки, дело здесь не в «нечестии». Царь Амврий и его сын Ахав положили начало принципиально новой политической и культурологической ориентации. Их взгляд действительно был устремлен «к морю» – к преодолению этно-религиозной обособленности Израиля, включению его в круг великих цивилизаций Восточного Средиземноморья. При этом, естественно, значение Финикии не ограничивалось династическим браком с сидонской царевной и не сводилось к активизации торговли и влиянию на материальную культуру. Воздействие было гораздо более глубоким, затрагивало самую сокровенную, духовно-религиозную сторону жизни. Свидетельством ожесточенной борьбы с финикийским языческим влиянием является знаменитое религиозное состязание с «пророками дубравными» и жрецами Ваала, которое устроил пророк Илия на горе Кармил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но отошло все это с наступлением Нового Завета, хотя и сказал Господь, что «… иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут» 911 , да и должно было отойти, ибо пришествие Христа на землю отчетливо и точно определяется в Писании, как пора, в которую «… (егда) прииде кончина века» 912 . Впрочем, с другой стороны, вечный разумеется в Писании и в смысле несомненной бесконечности. Никто не понимает, конечно, иначе слов арханг. Гавриила в благовещении: «… воцарится (Иисус) в дому Иаковли во век », тем более, что далее и добавлено: «и царствию Его не будет конца» 913 . Так в бесконечный век именуется он и иереем по чину Мелхиседекову» 914 . Никто не думает отрицать и вечного блаженства в этом царстве Христа праведных, которые, по слову пророческой новозаветной книги, там «будут царствовать во веки веков» 915 . «Не зайдет уже солнце твое (нового Иерусалима), и луна твоя не скроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» 916 . Итак, под какой же из этих двух смыслов слова «вечный» должна подводиться вечность мучения осужденных – под понимание ли ее в смысле абсолютной бесконечности, или же под первый смысл слова вечный – длительный, быть может, прямо огромный и многосложный период, но все же определенный, т. е. имеющий свой конец, предел? Нет сомнения, что в Библии, как и во всем общем положительном учении православно-христианском, нет никаких данных к категорическому и явно обоснованному неприятию вечности в абсолютном смысле, т. е. к прямому недопущению этой вечности мучений в смысле бесконечности их. И принятое у большинства, и притом у наиболее авторитетных толкователей Священного Писания , понимание, главным образом, уже приведенных нами, мест его именно за такие бесконечные мучения . Достаточно нам привести здесь слова св. Василия Великого , твердо и мотивированно высказывающегося против допущения конца их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010