Григ. Неокес. прав. 8. б) Отныне клирик да не определяется к двум церквам; потому что это свойственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковному обычаю. От гласа самого Господа мы слышали, что никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить или одному станет усердствовать, a о другом нерадеть ( Мф.6:24 ). Итак каждый, по слову Апостола ( 1Кор.7:20 ), к чему призван, в том должен пребывать и находиться при одной церкви; потому что все, что происходит в церковных делах из-за гнусного своекорыстия, чуждо Богу. Для потребностей же сей жизни существуют различные занятия и если кто хочет, пусть при помощи их приобретает потребное для тела; потому что Апостол сказал: нуждам моим и нуждам бывшим при мне послужили руки мои сии ( Деян.20:34 ). Это соблюдать в этом богохранимом городе, а в других местах, по недостатку в людях, можно допустить исключение. VII Вселенск. соб. пр. 15. ...Председательствующие в судебных местах и имеющие власть разбирать дела человеческие должны в совести своей обращать всякое внимание на то, чтобы бедные, вдовицы и сироты не были притеснены противозаконно и неправосудно. Писание говорит к ним: научитесь добро делать, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту; вступайтесь за вдову ( Ис.2:17 ). Если же они о сем ни мало не пекутся, то угнетаемые, алчущие и жаждущие правды получать блаженство, а судей оных постигнет гнев Божий; ибо Писание говорит: Господи, ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. Испов., II, ответ на вопр. 36. См. также (о посильной деятельности V, β) Катих. стр. 106; также (о воровстве) Кат. стр. 114–115; еще (о делах милосердия) Испов., II, отв. на вопр. 41. См. еще ниже немного извлечение из послания III Всел. соб. в) Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, так как Константинополь есть новый Puм. II Всел. соб. прав. 3; срав. I Всел. соб.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Последние стихи этой главы относятся ближе к современным Исаии событиям. 20 . И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: 21 . Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Последние годы царства Самарийского от падения династии Ииуя до Осии, сына Илы, последнего из царей Израильских, наполнены мятежами и убийствами, в которых действующая причина была жажда богатств и почестей, которые разделялись между сообщниками того лица, которому удавалось захватить царскую власть. Эти страсти рисуются в предыдущих стихах в форме пожара (независимо от особенного значения его, о котором мы говорили). Но удовлетворение возникших желаний и стремлений не может удовлетворить человеческих разгоревшихся страстей. В ином образе это неутолимый голод, доходящий до бешенства, что изображено пророком в образе человека, гложущего от неутолимого голода собственные руки свои. Исторически пророчество 21–22 стихов оправдалось и в междоусобиях царства Израильского, которые рисуются в форме братоубийственного междоусобия между Ефраимом и Манассиею, и в ненависти обоих к Иуде, среди которого от колена Давидова должен был родиться Еммануил 587 . Среди этой безрадостной картины оскудения любви, свет тихой радости светит только тем, кои верят и ждут Еммануила, Князя мира! Для всех же „рука Господня еще простерта“. 549 Повидимому и среди жителей Галилеи было много язычников „Галилея языческая“. Ср. Страбона кн. XVI, гл. II, 34. (Causab. 760). 557 Ср. ниже главу XIV с нашими замечаниями и ср. в конце нашего вступления значение Вавилона как типа мира, борющагося против царства Божия. 559 Это название встречается только здесь. В главе 63 у Исаии в ст. 9 встречается еще название: Ангел лица Господня. 560 Сравни на всю XXXIII гл. Исхода наши примечания во 2 томе Св. Летописи. См. еще Исх. 23примеч. 570 3 Царств 19и смотри IV том Священной Летописи часть II, стр. 41–44 видение пророка Илии на горе Хориве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

I. Учение о Боге. Если в 1-й ч. книги (Ис 1-39) Бог представлен как грозный Судия, Который непременно покарает всех нарушителей закона (1. 28), то в главах 40-55, когда наказание уже совершилось («за неправды… сделано удовлетворение» - 40. 2), Господь Саваоф изображается единственным Искупителем (  ) (41. 14; 43. 14) и Утешителем (  ) (51. 12; ср.: 40. 1) израильского народа. Как и в 1-й ч. И. п. к., в Ис 40-55 пророк торжественно возвещает открытую ему истину: Бог свят; Он ни с чем не сравним, и человеческий разум не в состоянии охватить Его безмерную тайну (40. 12-17). Идолы, которым поклоняются язычники, не более чем кусок позолоченного дерева. Есть лишь единственный Творец Вселенной, перед Которым материки - пылинки, а народы - увядающая трава; Его велению подвластны созвездия; у Него нет двойника и соперника. Гимн 40. 22-31 прославляет величие и всемогущество Бога - Творца Вселенной (40. 22, 26, 28), неизмеримость и непознаваемость Его разума (40. 28, 13; ср.: Рим 11. 34; 1 Кор 2. 16). В отличие от 1-й ч. книги во 2-й постоянно повторяется мысль о единственности Господа Саваофа: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис 44. 6; ср.: 41. 4; 43. 10; 44. 8; 45. 5; 46. 9). Выражение «кроме Меня нет Бога» иногда получает более развернутую форму - «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43. 10). Часто встречается развернутое обличение идолопоклонства, к-рое есть глупость и обман (40. 18-21; 42. 17; 44. 9-20). Воздвижение Креста, с апостолами Петром и Павлом, пророками Иеремией и Исаией. Миниатюра из Евангелия XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1051. Л. 10 об.) Воздвижение Креста, с апостолами Петром и Павлом, пророками Иеремией и Исаией. Миниатюра из Евангелия XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1051. Л. 10 об.) II. Господь - Творец мира и Искупитель. «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (45. 12; ср.: 40. 28). Говоря о Создателе, пророк указывает на положение человека перед Богом: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук»?» (45. 9). Бог не только Творец мира, с этим неразрывно связано то, что Он - Творец Израиля (43. 1, 7, 15; 44. 2, 21): Господь вызвал этот народ к существованию, «избрал» Израиля и «избавил» его. Глаголы «сотворить» (    ) и «избавить» (  ) используются в Ис 40-55 как синонимы (ср.: 44. 1-2).

http://pravenc.ru/text/674802.html

13 не отступали от грехов дома Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . и дубрава стояла в Самарии. Эта дубрава, т.е. место поклонения языческим богам сохранилась, очевидно, со времен царя Ахава ( 3Цар. 16,33 ), так как не была вырублена при Ииуе (10,18–28). 13 пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших. При внушительной по численности пехоте конницу Иоахаз имел весьма слабую. 13 в летописи царей Израильских. См. ком. 3Цар. 11,41 . 13 В тридцать седьмой год Иоаса. Т.е. в 798 г. до Р.Х. царствовал шестнадцать лет. Иоас, царь израильский, находился на престоле с 798 по 782 г. до Р.Х. 13 не отставал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 13 как он воевал с Амасиею, царем Иудейским. См. 14,8–14 и 2Пар. 25,17–24 . в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 13 Иеровоам сел на престоле. Т.е. Иеровоам II, правивший с 793 по 753 г. до Р.Х. (см. 14,23–29). 13 отец мой. См. ком. к 2,12. Ранее Елисей обращался с этим восклицанием к Илии, теперь теми же словами Иоас славит Елисея. 13 отвори окно на восток. Т.е. окно, выходящее в сторону занятого сирийцами Заиорданья (10,32.33). стрела избавления против Сирии. С помощью символического действия Елисей объясняет Иоасу, какую роль тому предстоит сыграть в борьбе с Сирией. в Афеке. См. ком. к 3Цар. 20,26 . 13 И умер Елисей. Вероятно, Елисей умер от старости, однако конкретных подтверждений этому предположению нет. 13 ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом. Божественный завет неизменен и нерушим (ср. 3Цар. 18,36 ). доныне. Это выражение соответствует положению дел, существовавшему до вавилонского пленения (см.: Третья книга Царств. Введение: Автор). 13 Венадад. Венадад III (см. ком. к ст. 3). 13 Три раза разбил его Иоас. Являясь исполнением пророчества Елисея (ст. 19), победы Иоаса лишили Сирию значительной части ее территориальных приобретений. Глава 14 14 Во второй год Иоаса. Т.е. в 796 г. до Р.Х. 14 двадцать девять лет царствовал. Амасия царствовал с 796 по 767 г. до Р.Х. 14 И делал он угодное в очах Господних. Т.е. следовал установлениям завета (см. ком. к 3Цар. 2,2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

в) Идеальная, опять или идеально–добрая или идеально зла 8 . Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда; поскольку не согласились с денницею восстать против Бога, то и получили сию благодать, так что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, по благодати Божией... Испов., I., отв. на вопр.20). См. выше, Испов., I., отв. на вопр.18. Злые ангелы сотворены от Бога добрыми; ибо что Бог сотворил, то сотворил Он добрым; но они сделались злыми по собственной воле, как свидетельствует Господь наш о начальнике их: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). ...Поскольку же они осуждены на век, то никогда не могут получить благодати Божией, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Испов., I, отв. на вопр.21. ...В будущем веке снидет благословение Божие на избранных Его (Бога) и наступит для них вечная жизнь, полная радостей и веселий духовных, конца не имеющих, как свидетельствует писание: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ср. Ис.64:4 ); также н в другом месте: царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Испов., I, отв. на вопр.125. А что будет с неверующими и беззаконниками? Они будут преданы вечной смерти или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами... Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Почему так строго поступлено будет с грешниками? Не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но они сами погибают за то, что они не приняли любви истины для своего спасения ( 2Фес.2:10 ). Катих.73. III. Сверхъестественный деятель в нравственной жизни человека Для истинно-нравственной жизни человека (кроме естественных сил самого человека) необходима еще божественная благодать 9 . Рай , в котором пребывали первые человеки, вещественный был или духовный? Для тела вещественный, как видимое блаженное жилище; а для души духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей (См. Гр.Богосл. 38, 42; Иоан Дамаск. Богосл. кн. II, гл. XII, ст.3). Катих., с.23.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Еще один рассказ, относящийся к особому материалу Л., повествует о паломничестве 12-летнего Иисуса с семьей в Иерусалимский храм. Его находят «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк 2. 41-47). На слова удивленной Марии Иисус отвечал: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49-51). II. Начало земного служения Иисуса Христа (Лк 3. 1 - 4. 13). Евангелист указывает точное время начала проповеди Иоанна Предтечи: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). (О проповеди Иоанна см. в ст. Иоанн Предтеча ). Иисус перед выходом на проповедь отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну и принимает от него крещение на Иордане. В этом рассказе подчеркивается, что Иоанн и Иисус тесно связаны: Креститель есть «приготовляющий путь» (Лк 3. 1-6; ср.: Ис 40. 3-5), а Иисус - «Грядущий» Мессия (Лк 3. 15-17). Крещение Иисуса сопровождается голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение», утверждающим Его мессианское достоинство, и явлением Св. Духа в образе голубя (Лк 3. 21-22; ср.: Ис 42; Пс 2). Родословие Иисуса в Евангелии от Луки (Лк 3. 23-38) призвано подтвердить Его Богосыновство. Но т. к. перед утверждением веры в девственное рождение Иисуса (Лк 1. 26-38) Его родословие по человечеству нуждается в комментарии, евангелист указывает: «Иисус... был, как думали, Сын Иосифов» (Лк 3. 23). При этом подчеркивается, что Иисус связан со всем человечеством: Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк 3. 38). Родословие у Л. отличается от родословия в Евангелии от Матфея рядом особенностей. Если Матфей проводит его от Авраама до Иосифа, то у Л. оно ведется от Иосифа до Адама и Бога. При этом в обеих генеалогиях имена совпадают лишь частично. Отличаются оба варианта и по их структуре: у Матфея - число поколений 3 раза по 14, у Л.- 3 раза по 7 поколений от Иосифа до Салафиила, 3 раза по 7 поколений - от Нирия до Давида, 2 раза по 7 поколений - до Авраама и 3 раза по 7 поколений - до Адама и Бога.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Литература . Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 39–41, 272–274; Василий (Кривошеин) , архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Калуга, 2003.С.63–64; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие.Ч.1,2.С.50–53, 62–64; Давыденков О., прот. Катихизис. С.11–13. Вопрос 9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс.18:2–4; Рим. 1:20; 1Тим.2:4). Нравственные условия богопознания (Прем.1:4; Мф.5:8; Ин.3:20; 4:7–8; 1Кор.2:14) Ответ. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог «от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:26–28 ). В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис.53:3 ) и грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:9,17 ). Познание в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – Божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Каким образом люди получили знания о Боге? Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» ( Еф.4:6 ). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II–III вв.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

23). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось - по существующему религ. обычаю - в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, к-рая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу (Лк 2. 41-51). В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака - Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25-26) заботилась Богоматерь. После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (Ин 2. 1-11). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум ( Ioan.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

31. См.: Матф., 12.24: " Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского " . 32. См.: Первое посл. к Коринфянам, 2.9: " Но, как написано: (не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " . 33. Подразумевается сюжет комедии датского литератора первой половины XIX века Й. Хольберга " Политикан " (Holberg Х Den politiske Kandestpber). Акт 4. Сцена 2. 34. См.: Лука, 18.32: " Ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его... " 35. " Мыслю, следовательно, существую " (лат.) — основной методологический постулат философии Рене Декарта. 36. Имеются в виду, по всей вероятности, произведения известного датского теолога того времени Ганса Лассена Мартенсена (1808-1884) (Martensen Н. L. Christelige Dogmatik. 1849) и немецкого профессора теологии Филиппа Конрада Мархейнеке (Marheineke Р. К. Die Grundlehren der christelichen Dogmatik. 1827). 37. См.: Псалтырь. 111.10 и др. 38. См.: Иоанн, 3.16: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " . 39. " Призвание " — дат.: Kald, означает одновременно и " церковный приход " , равно как и вообще " вакансию " на службе. 40. См. также Дневник Кьеркегора (Papirer. VIII. В 16б). 41. Известен латинский вариант поговорки: " Errare humanum est " — " грешить (ошибаться) свойственно человеку " . В средневековой схоластической традиции поговорка была продолжена: " ...sed nullius nisi stulti in еггоге perseverare " , то есть " но ничего нет хуже, чем упорствовать в своих ошибках (грехах) " . 42. Шекспир. Макбет. Акт III. Сцена 2. Кьеркегор цитирует перевод Ф. Шлегеля. 43. См.: Гете. Фауст. Часть 1. Стих 3116. 44. Шекспир. Макбет. Акт II. Сцена 3. У Кьеркегора, цитирующего немецкий перевод Шлегеля, ошибочно указана сцена 2. 45. Christenhed (дат.) (соответствующий немецкий термин — Christenheit), то есть историческое христианство, христианство как общественное явление, каким оно предстает в мире.

http://predanie.ru/book/219874-bolezn-k-...

И мы читаем далее, 2 глава, со 2 стиха и ниже: Откр.2:2–5 . «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Вот таково обращение к Ефесской церкви. Что мы знаем о городе Ефесе и его первоначальной церкви. Профессор Петроградской Духовной Академии Н.Н. Глубоковский (1863–1937) так описывает город Эфес и первоначальную эфесскую церковь : «ЕФЕС (желанный, вожделенный) ( Деян.18:19  и др.), известнейший из малоазийских городов, расположенный при устье реки Кайстра, в 45 верст. На юг от Смирны. Ефес был подчинен римлянам с 41 г. до Р.Х., служил украшением и важнейшим городом проконсульской Азии (или Асии) и славился знаменитым храмом Дианы. Там была давняя и влиятельная иудейская колония; вероятно, от Антиоха II Феоса (261–246 гг. до Р.Х.) иудеи получили здесь право гражданства, но наряду с этим многие обладали еще и римским гражданством. В 49 г. до Р.Х. консул Лентулл, сторонник Помпея, привлек в Малой Азии к военной повинности римских граждан, однако ефесские иудеи, обладавшие этим правом, были от нее освобождены (И. Флавий. Древности XIV, 10, 13, 16, 19). В 43 г. до Р.Х. это преимущество было им подтверждено вместе с обеспечением всех религиозных отправлений (Древности XIV, 10, 12). При Августе ефесским властям многократно внушалось, чтобы они не мешали евреям в посылке священных сборов в Иерусалим (Филон. Legatio ad Caium, 40 – письмо Гая Норбана Флакка; И. Флавий. Древности XVI, 6, 4 – письмо Агриппы; XVI, 6, 7 – письмо Юлия Антония около 4 г. до Р.Х.) В Ефесе было несколько синагог (18:19, 26; 19:8). Ап. Павел прибыл сюда во второе свое путешествие и крестил во имя Господа Иисуса многих из обратившихся: им был ниспослан свыше дар языков и пророчества. Затем он три месяца проповедовал в синагоге, откуда перешел со своей проповедью в школу некоего Тиранна. Проповедь его в Ефесе продолжалась до трех лет и сопровождалась многими чудесами (19:11–12), а успехи ее были весьма велики. За это время ап. Павел написал Первое послание к Коринфянам. Пастырям Ефесской Церкви он говорил: «бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (20,31). Следствием самоотверженной проповеди апостола было и то, что многие оставили дурные обычаи, а это возбудило противодействие со стороны неверующих, особенно среди промышлявших изготовлением и продажей серебряных копий храма Дианы и ее самой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010