служащих. Ряд христ. и мусульм. праздников являются в Н. государственными. На некоторых гос. церемониях читаются христ. или мусульм. молитвы. Доминирование ислама и христианства нередко вызывает критику со стороны приверженцев традиц. африкан. культов, влияние к-рых особенно сильно в сельской местности в юж. регионах страны. Общественная жизнь проходит на фоне постоянных дебатов о свободе совести и о секулярном характере государства, которые нередко приводят к межконфессиональным и межэтническим столкновениям. Э. Небольсин История Доколониальный период Первые свидетельства о присутствии человека на территории совр. Н. относятся к эпохе раннего палеолита: пещерные стоянки найдены на скале Ропп (плато Джос) и в ряде др. мест. На северо-востоке Н. обнаружена древнейшая в Зап. Африке керамика (2-я пол. VI тыс. до Р. Х.). 2-й пол. II - 1-й пол. I тыс. до Р. Х. датируется оседлое поселение Гаджиганна, жители к-рого занимались скотоводством, рыболовством и охотой. В нач. I тыс. до Р. Х. появляется земледелие (выращивали гл. обр. просо). Количество и разнообразие находок увеличиваются, в позднем каменном веке (топоры, зернотерки, бусины, округлые глиняные сосуды, терракотовые зоо- и антропоморфные фигурки). Найдены погребения без инвентаря, в северной части Н.- наскальные рисунки и петроглифы. Культура железного века Нок, к-рая охватила центральные сев.-зап. регионы совр. Н., датируется X в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. Во 2-й пол. I тыс. по Р. Х. на юго-западе Н. (совр. шт. Огун) возник город-государство Ифе, его возглавлявлял обожествлявшийся правитель оони. Впосл. этот город стал духовным центром городов-государств йоруба, образовавшихся вокруг него на рубеже I и II тыс. (Ойо, Иджеша, Экити, Ову, Ондо, Иджебу, Эгба и Эгбадо). По традиц. представлениям йоруба, Ифе был 1-м городом на земле, основанным богами, здесь они сотворили человеческий род, создали государственность и наделили правителя божественной властью. Во главе центральных городов стоял сакральный правитель (оба), в подчиненных поселениях управляли его наместники (бале). Города были окружены глинобитными стенами и рвами с водой и имели мостовые из керамических черепков. В центре располагались дворец и рынок. Горожане занимались земледелием, торговлей, ремеслами, охотой. Среди них были профессиональные жрецы, обслуживавшие святилища и священные рощи. В городах действовали тайные об-ва Огбони, Геледе, Эпа, Эгунгун, Оро, Элуку и др. Существовали рабство (рабы - должники и военнопленные), имущественное неравенство, была распространена полигиния. В XII-XV вв. города йоруба процветали.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

Помимо погребальных комплексов, содержащих раннехрист. символы, на общегородских кладбищах Б. Мцхеты и Урбниси в разное время раскопаны погребения, устроенные по христ. обряду. Все они датируются кон. II - 1-й пол. IV в. В первые века христианство в Г. подвергалось гонениям, к-рые начались еще при царе Адеркии (2-я пол. I в.). К нач. II в. относят мученическую кончину св. Сухия и 16 воинов с ним - груз. князей, служивших царю Албании Артаксару. Лит.: Джавахишвили И. Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. С. 77-113; Максимова М. Геммы из некрополя Мцхеты-Самтавро//Вестник ГМИГ. 1950. Т. 16-В; Иващенко М. М. Результаты археол. исследований. Тбилиси, 1980. Т. 3: Самтаврские погребения I-III вв.; Бибилури Т. И. Плинфовые погребения в Грузии античной эпохи: Дис. канд. ист. Тбилиси, 1983; он же. Интересный погребальный комплекс из Мцхеты//Дзеглис мегобари. Тбилиси, 1983. 62 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Предметы с греческими надписями из Мцхеты//Сб. докладов, посв. Дж. Рухадзе. Тбилиси, 2002; Бибилури Т. , Глонти Н. Археологические памятники II-IV вв. Самтаврского могильника. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). Т. Бибилури, Н. Т-М. Картли и Колхида в I - нач. V в. В I-II вв. Картли вернула себе былое могущество, восстановившись в границах IV-III вв. до Р. Х.; в 35-50-х гг. I в., по сведениям рим. историков (Дион Кассий, Тацит, Плиний), она владела даже Арменией. В 60 г. римляне восстановили в Армении царство и посадили на престол Тиграна IV; картлийский царь Парсман I (35-60-е гг. I в.) получил области Камбисену (Камбечоани; при этом граница с Кавказской Албанией прошла по нижнему течению р. Алазани), Квемо-Картли (Гогарена) и Месхети. В правление Парсмана II (30-50-е гг. II в.) Картли усилилась, присоединив земли (совр. Аджария и Лазистан) до Чёрного м. (Плутарх, Арриан). Парсман II пытался управлять Картлийским царством независимо от Рима. Имп. Адриан посылал ему богатые дары и приглашал в Рим, что объясняют значительным влиянием Парсмана на племена кочевников Сев. Кавказа. Так, в 134 г. картлийский царь инициировал нашествие аланов на Албанию, Армению, Мидию и Каппадокию, что встревожило Парфию и Рим. Преемник Адриана Антоний Пий (ум. 161), «когда Парсман Иверийский с супругой прибыл в Рим… увеличил его владения, дал разрешение на принесение жертвы в Капитолии, воздвиг ему конную статую и наблюдал за военными упражнениями Парсмана, его сына и других именитых иберийцев» (Дион Кассий).

http://pravenc.ru/text/168205.html

В 1-й пол. IV в. до Р. Х. первым в Юж. Аравии К. стал выпускать собственные монеты - подражания афинским тетрадрахмам. Начиная с III-II вв. до Р. Х. в К. чеканили серии монет с портретами и именами катабанских царей. Нередко на реверсе помещалось название дворца катабанских правителей - Хариб (  ), находившегося в Зу-Гайле и служившего монетным двором. Чеканка своей монеты продолжалась в К. приблизительно до кон. I в. по Р. Х. Основой существования К., как и др. гос-в древнего Йемена, являлось паводковое орошение, заключавшееся в использовании воды, которую дважды в год, в сезоны муссонных дождей, приносили селевые потоки, заполнявшие вади - русла высохших рек. Однако экономическим процветанием К. и его соседи были обязаны международной торговле благовониями и пряностями, сведения о к-рой, отсутствующие в местной эпиграфике, встречаются у античных авторов. На значительную роль товарно-денежных отношений в жизни К. указывает высеченный в камне торговый кодекс, обнаруженный на рыночной площади Тамны,- единственный юридический памятник такого рода, происходящий из Юж. Аравии. Ряд его положений поддается лишь приблизительной интерпретации ( Beeston. 1959, 1971). Возвышение К. началось после успешных для него войн с Сабой в кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Последние 2 века до Р. Х. ознаменовались чередой катабано-хадрамаутских войн, в ходе которых были разорены внутренние районы Хадрамаута. Однако в этот период К. постепенно теряет свое могущество. В кон. II в. до Р. Х. от него отделилась обл. Химьяр , во 2-й пол. I в. до Р. Х.- обл. Мадхи, на рубеже эр - царство Аусан, в 70-х гг. I в. по Р. Х.- обл. Радман. В греч. соч. «Перипл Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), содержащем уникальные сведения о странах бассейна Индийского океана, К. в отличие от Сабы, Химьяра и Хадрамаута даже не упомянут. В 1-й пол. II в. К. потерял большую часть остававшихся под его контролем земель, в т. ч. Тамну, захваченную сабейцами, и его столицей стал Зу-Гайль. В сер. II в. Сабейское и Химьяритское царства временно объединились в единое государство. Против него сложилась т. н. вост. коалиция царя Хадрамаута, полунезависимого правителя Радмана и Мадхи и царя К. Набата Йуханъима (    ), к-рый считается последним катабанским монархом. Вооруженный конфликт между этой коалицией и Сабейско-Химьяритским гос-вом начался в 146-147 гг. и продолжался, вероятно с перерывами, по крайней мере до 159-160 гг. Неудача, постигшая союзников во время этой войны, очевидно, решила судьбу К.: он был разделен между Сабой и Хадрамаутом, причем последнему достался Зу-Гайль.

http://pravenc.ru/text/1681347.html

О ранних религ. представлениях, заключавшихся в обожествлении сил природы, известно по археологическим памятникам каменного века. Тогда же сложились представления о потустороннем мире и бессмертной душе. В погребениях найдены орудия труда, оружие, предметы обихода. На зарождение анимистических и тотемистических представлений и культа предков в период неолита указывают находки на поселениях и в захоронениях фигурок людей и животных, амулетов из кости, рога, камня, янтаря, имевшего сакральное значение. В первые века по Р. Х. становится характерным орнамент из кружков, прямых и косых крестиков, отождествляемых с поклонением Солнцу и Луне; распространяется орнамент со знаком меандра, олицетворяющего постоянное обновление и вечность жизни. Этническая принадлежность древнейшего населения точно не установлена. Предки совр. прибалтийских финнов и балтов появились в регионе соответственно во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. (культура гребенчатой керамики) и в 1-й пол.- сер. II тыс. до Р. Х. (культура боевых ладьевидных топоров и керамики со шнуровым орнаментом). Формирование известных по средневековым письменным источникам этноплеменных объединений куршей, латгалов, земгалов, селов (все в основе - балты), ливов (прибалт. финнов) завершилось к V в. по Р. Х. Позже из них сформировались древние народности. В V-VIII вв. в связи с социальной дифференциацией выделилась верхушка общества (знать), состоявшая из глав и старейшин родов и племенных объединений, на службе у к-рых находились военные дружины. Этот процесс отразился на погребальном инвентаре: появились серебряные и позолоченные украшения, короткие лезвийные мечи из Порейнья и с Готланда. Знать селилась в хорошо укрепленных городищах, защищавших от нападений врага сельское население, жившее в окрестных местах. Увеличение военной опасности усиливало важность укрепленного городища как центра сельской округи, способствовало созданию отдельных территориально-адм. образований. В нач. II тыс. активно развивались ремесла: использовался гончарный круг, совершенствовалось производство оружия, ювелирных изделий (в т. ч. украшений, инкрустируемых серебряными пластинами), началось изготовление ткани из шерсти специально разводимых тонкорунных овец и т. д. На рубеже I и II тыс. Даугава стала районом транзитной торговли между Русью, Зап. и Сев. Европой, в к-рую включились и местные жители. В XII в. в Европу с территории совр. Л. экспортировались зерно, рыба, продукты бортничества, меха и др. На берегах Даугавы возникли центры ремесел и международной торговли (городища Даугмале, Айзкраукле и др.).

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Западносемитский караван. Реконструкция росписи гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане, Египет. Ок. 1890 г. до Р. Х. Западносемитский караван. Реконструкция росписи гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане, Египет. Ок. 1890 г. до Р. Х. Мн. исследователи считают, что соответствующий исторический контекст, в к-ром патриархальная история получает свое место,- 1-я пол. II тыс. до Р. Х., период среднего бронзового века ( Kitchen. 1966. P. 56; Mazar A. 1990. 225-226; Vaux. 1978. P. 265 (Авраам - XIX-XVIII вв.); Wright. 1962. P. 50 (Авраам - ок. 2000-1700)) - время интенсивной иммиграции групп зап. семитов, называвшихся аморреями (или сутиями). С иммиграцией аморреев обычно связывают изменения в материальной культуре Сиро-Ханаанского региона. Согласно археологическим данным, городская культура этого региона в эпоху ранней бронзы, в посл. четв. III тыс. до Р. Х., приходит в упадок и сменяется по преимуществу культурой кочевников (процесс приходится на 4-ю фазу раннебронзового века, 2300-2100). Переход же от 1-й фазы среднебронзового века (2100-1900) ко 2-й его фазе, подпериоду А (1900-1750), в Сирии и Палестине характеризуется значительными изменениями в материальной культуре и активным развитием городской цивилизации (период реурбанизации). У. Ф. Олбрайт и Н. Глюк интерпретировали археологические данные в пользу того, что время Авраама относится к 1-й фазе среднего бронзового века (2100-1900; ср.: Снигирев. 2007. С. 167-168). Описанное в Быт 12 событие (переселение Авраама), по мнению Олбрайта, отражает движение семитоязычных племенных групп во главе с их вождем Авраамом из южномесопотамского Ура на запад в Харран и далее на юг, вплоть до Негева. Кроме того, он предложил более точное время миграций патриархов: Авраама в Сиро-Ханаанский регион - XIX в. и Иакова в Египет - XVIII-XVII вв., связывая последнюю с гиксосским вторжением в Египет ( Albright. 1961. P. 83). В дальнейшем мн. исследователи, в т. ч. нек-рые ученики Олбрайта, ограничивались более общей датировкой (не выделяя времени Авраама и времени Иакова) и относили события патриархальной истории к нач. II тыс. до Р. Х. ( Wright. 1962. P. 50. Not. 5), решая тем самым один из основных вопросов концепции Олбрайта - вопрос о существовании городов.

http://pravenc.ru/text/293912.html

А. была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Ее население составляли неск. групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа , греки и македоняне, евреи, а со II в. до Р. Х.- римляне и италийцы. В первые века по Р. Х. в особую группу выделились принявшие христианство египтяне - копты. На рубеже эр население А. быстро росло: если в нач. I в. до Р. Х. оно составляло 300 тыс., то уже через 100 лет достигало, по нек-рым оценкам, 1 млн. В городе часто происходили беспорядки и столкновения, в ряде случаев носившие антииудейский характер, поскольку евреи составляли привилегированную часть городской общины. Они поселились в А. сразу после основания города и занимали один, а позднее 2 из 5 кварталов города. Главным из них был квартал «Δ», расположенный в сев.-вост. части А. рядом с царским дворцом (Иосиф Фл. Иуд. война. II 18. 7; Иуд. древн. XIV 117; Филон. Против Флакка. 55). Несмотря на возможность жить по своим обычаям в отдельных городских кварталах, александрийские евреи были сильно эллинизированы. Представители высших сословий получали хорошее греч. образование. В ответ на появление в 1-й пол. III в. до Р. Х. в А. грекоязычных антиеврейских сочинений евр. община А. создает собственную лит-ру на греч. языке, предназначавшуюся для всего эллинистического мира и стремившуюся доказать древность и ценность евр. истории и религии. По масштабу и распространению эта лит-ра соперничала в античном мире с совр. ей собственно греч. Главным ее достижением был перевод на греч. язык ВЗ - создание Септуагинты (1-я пол.- сер. III в. до Р. Х.), в честь к-рого александрийские евреи установили особый праздник. Богослужение в местных синагогах также совершалось на греч. Др. важнейшими направлениями евр. лит-ры на греч. языке являлись: составление текстов, примыкающих к канону (2-я и 3-я книги Маккавейские , Кн. Премудрости Соломоновой ); художественное, в т. ч. драматургическое переложение ветхозаветных сюжетов (Езехиэль, рубеж III и II вв. до Р. Х.; «Иосиф и Асенеф», II-I вв. до Р. Х.); изложение евр. истории (Филон Старший, ок. 300 до Р. Х.; Деметрий, кон. III в. до Р. Х.; Феодот и Евполем в сер. II в. до Р. Х.); наконец, идейно-философское самоопределение по отношению к греч. культуре - в этой области подходы варьировались от доказательств безусловного хронологического и содержательного приоритета евр. мировоззрения перед греч. ( Аристовул , ок. 100 до Р. Х.) до попыток доказать внутреннее единство и добиться синтеза иудаизма с эллинизмом ( Филон Александрийский , ок. 30 до Р. Х.- 40 по Р. Х.). Не оказав заметного влияния на греков, грекоязычная лит-ра александрийских евреев, использовавшая помимо языка многие приемы и элементы греч. лит-ры и науки, все больше предназначалась для самих евреев, оказываясь средством их частичной эллинизации. Это вызывало оппозицию со стороны консервативно и антигречески настроенных представителей общин.

http://pravenc.ru/text/64468.html

В немногих случаях изображены люди и лодки (Сульбакк). В сер. II тыс. до Р. Х. в Н. начался бронзовый век, но собственного производства бронзы здесь не было: бронзовые слитки и изделия ввозились из Центр. Европы. О переменах в духовной жизни свидетельствует новый обряд погребения - ингумация под насыпями из земли или камней, воздвигавшимися над одиночными захоронениями, бедными инвентарем. На рубеже II и I тыс. до Р. Х. появился обычай кремации, остававшийся господствующим до сер. I тыс. до Р. Х. Наскальные изображения каменного века дополняют рисунки кораблей, битв, ритуальных процессий, оружия и солнца, пахарей, повозок с впряженными лошадьми и быками. Среди фигур участников процессий и плывущих на лодках людей часто своими размерами выделяется фигура вождя или жреца (Листа). В раннем железном веке (сер. I тыс. до Р. Х.- сер. I тыс. Р. Х.) добыча и обработка железа на территории Н. привела к интенсификации хозяйства благодаря использованию более совершенных орудий труда. В связи с переменой климата появилось стойловое содержание скота в зимний период, летом - отгонное скотоводство на высокогорных пастбищах. Ко 2-й пол. IV в. до Р. Х. относится 1-е письменное свидетельство о Сев. Европе: ок. 325 г. до Р. Х. греч. путешественник, географ и астроном Пифей из Массилии (Массалии; совр. Марсель) совершил поездку на север, достигнув некоего о-ва Туле, который отождествляется разными учеными с Исландией, зап. побережьем Н. и др. регионами Скандинавии. К 1-й пол. I тыс. Р. Х. заселена большая часть прибрежных территорий и установлены торговые связи с рим. провинциями бассейна Рейна, увеличился импорт («вестланнские» бронзовые котлы, стеклянные изделия). Продвижение германцев на север вдоль зап. побережья Н. привело к нач. VI в. по Р. Х. к разделению саамских и финских культурных ареалов - от Халогаланда (Холугаланн) включительно на север, и германских - от Халогаланда, где были лишь анклавы германцев, на юг. Поздний железный век подразделяется на эпоху Меровингов (сер. VI - 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

34 Ему, в частности, уделено много внимания в работе В. Е. Гусева «Эстетика фольклора» (Л., 1967). 44 См.: Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978; Дурасов Г. П. Попытка интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа//Советская этнография. 1980. 6. 45 См.: Grabar A. La peinture byzantine. Geneve, 1953. P. 31–46; Michelis P. A. An Aesthetic Approach to Byzantine Art. L., 1955; Tatarkiewicz W. Historia estetyki. T. 2. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1962. S. 20–57; Mathew G. Byzantine Aesthetics. L., 1963; Onasch K. Die Ikonenmalerei. Leipzig, 1968. S. 9–28; Каждан А. П. Византийская культура (XXII вв.). М., 1968. С. 158–195; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Бычков В. В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М., 1977; Культура Византии. IV-nepb. пол. VII в. М., 1984. С. 504–545; Культура Византии. Втор. пол. VIIXII вв. М., 1989. С. 401–469; Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. 46 Их эстетике посвящено исследование: Бычков B. В. Эстетика поздней античности. IIIII века. М., 1981. 47 Подробнее см.: Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988– 1237). Munchen, 1982. 48 Подробнее о христианско-византийской концепции любви см.: Bytschkow V. Die Liebe als Fundament menschlicher Existenz//Stimme der Orthodoxie. Berlin, 1989. N 11–12.; Бычков В. В. Идеал любви христианско-византийского мира II Философия любви. М., 1990. Т. 1. С. 68– 109. 50 Подробнее см.: Бычков В. В. Теория образа в византийской культуре VIIIIX веков//Старобългарска литература. Кн. 19. София, 1986. C. 60–74; Byckov V. V. Die asthetischen Anschauungen des Patriarchen Mikephoros//BS, 1989. T. 50/1. 51 Подробнее см.: Бычков В. В. Важный аспект ранневизантийской эстетики//ЗРВИ. Т. XXIII. 1984. С. 31–47; Культура Византии. Втор. пол. VIIXII вв. С. 450–455. 57 См.: Treitinger О. Die ostromische Kaiserund Reichsidee nach ihrer Gestaltung im hofischen Zeremoniell. Jena, 1938.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Панорама Нижнего Новгорода. Фотография. 10-е гг. XXI в. Панорама Нижнего Новгорода. Фотография. 10-е гг. XXI в. Начало бронзового века на территории совр. Н. о. связано с расселением скотоводов культурно-исторической общности шнуровой керамики, в к-рую входила фатьяновская культура; памятники ее вост. части (в т. ч. на территории Н. о.) некоторые исследователи выделяют в балановскую культуру. На поселении Васильсурск 1 (Воротынский р-н) были построены деревоземляные укрепления (древнейшие в регионе), вероятно свидетельствующие о противостоянии балановцев местному волосовскому населению; однако позднее, когда территория поселения разрослась, новые укрепления не возводились. На поселениях в низовьях Суры зафиксирован процесс формирования чирковской культуры (2-я пол. II - нач. I тыс. до Р. Х.; согласно др. т. зр., кон. III - нач. II тыс. до Р. Х.; ареал от верховьев Волги на севере до района совр. Казани на юге, от Посурья на западе до бассейна Вятки на востоке), сложившейся в результате взаимодействия местных поздневолосовских и балановских традиций с пришлой кротовской культурой. Немногочисленные памятники чирковской культуры обнаружены также на Оке (территория Павловского р-на). В том же регионе (Вачский и Павловский р-ны) открыты поселения с керамикой абашевской культуры. На левом берегу Волги и правом берегу Оки расположены 2 крупных могильника сейминско-турбинской культуры: Сейминский (Володарский р-н) - один из эпонимных для культуры, известный с 1912 г., и Досчатое (Решенский; Выксунский р-н). Доминирующее положение на территории Н. о. в сер.- 2-й пол. II тыс. до Р. Х. занимала поздняковская культура, названная по древнему поселению близ с. Позднякова (Навашинский р-н), открытому О. Н. Бадером в 1924 г. Формирование культуры прослежено на памятниках Нижегородского Поочья. На территории близ нижнего течения Пьяны и в бассейне нижнего течения Суры зафиксированы немногочисленные поселения срубной культуры. На правом берегу Волги и на р. Ветлуге известны единичные памятники приказанской культуры, ареал которой охватывал в XVI-IX вв. до Р. Х. Ср. Поволжье и Прикамье.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Среди многочисленных мигрантов, постоянно проживающих в ОАЭ, 25% составляют индуисты, 5% - буддисты, 5% - сикхи и бахаиты. Дубай - единственный эмират, где разрешено функционирование сикхской гурдвары (в Джебель-Али), индусского мандира (в Бур-Дубае) и буддийского храма (в Эль-Гархуде). Религиозное законодательство Утверждая гос. статус суннитского ислама и шариат в качестве основы юридической системы страны (95% суннитских имамов содержатся на средства из казны), законы ОАЭ (разд. VII Конституции) и офиц. практика высших лиц (публичные выступления и участие в символических мероприятиях) подчеркивают важность веротерпимости в отношении всех религ. общин, проживающих в пределах федерации, включая те, к-рые не относятся к традиционно «покровительствуемым» мусульманами религиям Писания (иудаизм и христианство). Тем не менее шариатские нормы сохраняют значимость в частно-, семейно- и уголовно-правовой сфере и в регулировании взаимоотношений между мусульм. и немусульм. частями населения: ограничения в форме одежды (хотя и менее строгие, чем в соседних монархиях), запрет на проповедь негос. религий в СМИ, строгие меры наказания за браки мусульманок с немусульманами, смертная казнь за прелюбодеяние и мужеложство, как и за отступничество от ислама, при поощрении к переходу в эту религию новообращенных. История Юж. побережье Персидского зал. между полуостровами Мусандам и Катар человек освоил в VII тыс. до Р. Х. В окрестностях Джебель-Хафит (эмират Абу-Даби) выявлены захоронения неолитических охотников и рыболовов и ранних земледельцев (V-IV тыс. до Р. Х.). Расцвет бронзового века здесь приходится на 2-ю пол. III тыс. до Р. Х.: в многочисленных погребениях на о-ве Умм-эн-Нар (эмират Абу-Даби) обнаружена керамика из долин Инда, Тигра и Евфрата и с юга Иранского нагорья. Широкие торговые связи подготовили возвышение т. н. страны Маган, откуда, согласно памятникам на аккадском языке , в Месопотамию ввозили медь, жемчуг и овощи. Во 2-й пол. II - 1-й пол. I тыс. до Р. Х. прибрежную полосу Магана и простиравшегося к западу от него Дильмуна колонизировали финикийцы. В VI-V вв. до Р. Х. на эту территорию распространялась власть Ахеменидов , а с кон. IV в. до Р. Х. завоевания Александра Великого втянули их в орбиту эллинистической цивилизации.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010