В 1-й пол. XIII в. в результате агрессии Тевтонского (Немецкого) ордена католицизм утвердился на прусских землях. В 1525 г. орден был секуляризирован его магистром Альбрехтом фон Бранденбург-Ансбахом, конфессией новообразованного герц-ства Пруссия было провозглашено лютеранство (Пруссия стала 1-м лютеран. гос-вом). В XVII в. в Кёнигсберге появились общины православных и иудеев. XVIII-XIX века отмечены политикой веротерпимости прусских правителей (королей Фридриха II Великого, Фридриха Вильгельма II и др.; подробнее см. в ст. Германия ). В 1-й пол. XX в. крупнейшей конфессией на территории совр. К. о. было лютеранство. В 1947 г. советские власти зарегистрировали 12 религ. об-в герм. граждан бывш. Вост. Пруссии: 6 лютеранских, 5 католических и баптистское. В 1948 г. они были сняты с регистрации из-за депортации немцев. В последующие годы, несмотря на активную борьбу православных и представителей др. конфессий за легализацию, действовал запрет на регистрацию религиозных обществ. В 1967 г. офиц. статус получила калининградская община евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты ). В 1985 г. было принято решение о регистрации православной общины в Калининграде. К 1 янв. 2011 г. в К. о. было зарегистрировано 169 религ. орг-ций, действовали 83 незарегистрированные религ. группы. Основные конфессии и религ. орг-ции представлены следующим образом: РПЦ - 73 орг-ции, в т. ч. 3 мон-ря (составляют Калининградскую и Балтийскую епархию ), Римско-католическая Церковь - 24 орг-ции и 13 незарегистрированных групп, Евангелическо-лютеранская церковь - 15 орг-ций и 29 незарегистрированных групп, христиане веры евангельской ( пятидесятники ) - 14 орг-ций, адвентисты седьмого дня - 8 орг-ций, евангельские христиане-баптисты - 7 орг-ций и 7 незарегистрированных групп, Иеговы свидетели - 4 орг-ции и 11 незарегистрированных групп, Новоапостольская церковь - 2 орг-ции и 11 незарегистрированых групп, евангельские христиане - 6 орг-ций, христиане веры евангельской - 5 орг-ций, мусульмане - 2 орг-ции и 4 незарегистрированные группы, иудаисты - 3 орг-ции.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

В 1906 году на выделенные Св.Синодом 5399 рублей 83 коп. были обновлены и позолочены купола и кресты на них, устроены изразцовые печи, устроен плиточный пол и расписаны орнаментами стены. На пожертвования установлен новый трехъярусный Иконостас. Отремонтированный Собор освящен 13 ноября 1906 года Полоцко-Витебским епископом Серафимом. На площадке, против собора, имеется каменная часовня, построенная в память событий 04.04.1866 года (спасение императора Александра 2-го ) и освящена 8 сентября 1867 года. В 1930 году перенесена на церковную землю, внутри ограды - слева от Собора. Справа от Собора устроена часовня над могилой Всеволода Караулова и его жены Елены - как благотворителей Собора. В 1871 году построена в городе Режице новая на каменном фундаменте деревянная тёплая церковь во имя Святого Чудотворца Николая. Освящена 6 декабря 1871 года. Стоимость постройки 3000 рублей, 1 тыс. рублей, по распоряжению епархиального начальства, разрешено было употребить из кошельковой суммы, 2 тысячи отпущены Министерством Внутренних Дел. Остальные суммы составили доброхотные пожертвования. Первоначально церковь эта была при Резекненском Соборе и службы совершались причтом Собора только в зимнее время. Строителем церкви был Резекненский купец Л.И.Масленников и члены его семьи. В 1909 году приход этой церкви стал самостоятельным с отдельным причтом, а в 1911 году к церкви пристроили колокольню. Настоятелем прихода состоял протоиерей Евстратий Рушанов. Заботами его, в 1936 году, были приобретены и подняты на колокольню пять колоколов, возвращённых из СССР. В 1938 году, за неимением причтового дома, священник проживал в наёмном доме. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187 за 1900 г., лист с 1 по 20. «Ведомость о церкви Рождества Богородицы Соборной в городе Режице ». Решение о возведении в Режице городского православного собора было принято в 1834 году. Проект собора разработали петербургские архитекторы Давид Висконти и Шарлеман Боде II. В 1840 году начались строительные работы, но освящён он был только через шесть лет, 25 июня 1846 года, в честь Рождества Богородицы. 1854 году, то есть всего через восемь лет после освящения, православный собор был на грани обрушения. Причиной такого катастрофического состояния храма было признано использование при строительстве недоброкачественного кирпича и извести, а также полная некомпетентность лиц, отвечающих за строительство. Храм был закрыт на ремонт, во время которого была сделана попытка устранения недоделок, а каменный «кумпол» (барабан) был заменён на деревянный. Однако в начале века православный собор вновь пришлось закрыть на капитальный ремонт. За два года ремонтных работ в храме появились изразцовые печи, плиточный пол, трёхярусный иконостас и гранитное крыльцо. Храм Рождества Богородицы приобрёл современный облик.

http://sobory.ru/article/?object=07878

Иером. Арсений (Стадницкий) , сменивший Л. на посту ректора, отмечал «добрые личные качества» предшественника, но считал, что тот «слишком явным неимением административного такта натягивает крепко струны, а затем, когда они лопаются, сваливает вину на других». Иером. Арсений упоминал о прокламациях с угрозами в отношении Л., распространявшихся в академии, а также о том, что при отъезде ректора из академии студенты проявляли к нему «просто какую-то даже неприличную ненависть». По мнению иером. Арсения, Л. был «воодушевлен самыми благими намерениями, но проведение их… было очень неудачное» ( Арсений (Стадницкий). 2006. C. 312, 322). В целом ситуация в МДА при Л. была одним из стимулов, побудивших подготовку новой реформы духовных академий, к-рая так и не была реализована (подробнее см.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: Проблемы и реформы (2-я пол. XIX века). М., 2006. С. 471-511; Она же. Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х гг.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. 2006. Вып. 3(20). С. 7-26). После кончины Московского митр. Сергия 13 февр. 1898 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Л. произнес надгробную проповедь (Слово. 1898). По завещанию митр. Сергия 7 марта 1898 г. Л. был назначен, а 22 марта в С.-Петербурге хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Уже 18 апр. 1898 г. на Красной пл. Курска он участвовал в церемонии открытия движения трамвая, отслужил благодарственный молебен. В мае 1899 г. в Курске начал действовать отдел ИППО, который возглавляли Л. и губернатор гр. А. Д. Милютин. С 1899 г. по благословению епископа по воскресным и праздничным дням Четыредесятницы на базе семинарии проходили религиозно-нравственные Палестинские чтения с бесплатным посещением для желающих. 27 февр. 1900 г. был учрежден Курский комитет правосл. Миссионерского об-ва. В кон. авг.- нач. сент. 1902 г. Курск посетил имп. Николай II с семьей, к-рым Л. подарил 2 списка Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». 4 мая 1898 г. Л. впервые посетил Белгород, побывал в монастырях и духовном уч-ще, с 5 мая возглавил крестный ход в бывш. Коренскую Николаевскую пуст. (близ с. Устинка) с чтимой иконой свт. Николая Чудотворца Ратного, возобновив архиерейский статус этого торжества. 4 мая 1904 г. Белгород посетил имп. Николай II по случаю отправки на Дальн. Восток 5 батарей 31-й артиллерийской бригады. Архиерей вручил царю копию иконы свт. Николая Чудотворца Ратного. Л. освятил белгородский Троицкий собор (1 окт. 1899) после капитального ремонта, и церковь прмч. Андрея Критского (16 окт. 1902) в дер. Сапогова (ныне пос. Искра Курского р-на и обл.), возведенную на средства Курского губернского земства.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

Многие из переписчиков рукописей 1-й пол. XIX в., в к-рых встречаются произведения Г. К., называли его своим учителем (Xeropot. 361; Dionys. 711; Pantel. 953; 988; 1003; Doch. 413; Konstamon. 87; Xen. 107; 109; по предположению Е. В. Герцмана - также СПбГУ. MS E II 80). Среди них есть и известные мелурги: Апостол Констас (Pantel. 976, 1013; Karakal. 227, нач. XIX в.), лампадарий и протопсалт Григорий (Pantel. 906, 1816 г.; РНБ. Греч. 742, нач. XIX в.), Петр Эфесский (Xeropot. 415, ок. 1835 г.), Николай Дохиарит (БАН. РАИК. 41, 1830-1850 гг.; Pantel. 923, 1-я пол. XIX в.; Doch. 360, ок. 1830 г.), Иоасаф Дионисиат (Dionys. 652, 680, 681 (1-я. пол. XIX в.); Pantel. 903, сер. XIX в., и др.). Произведения Г. К. переписывались как с помощью нотации нового метода, так и с помощью др. систем - алфавитной Паисия Ксиропотамского (Xeropot. 359, ок. 1842 г.), бухарестской алфавитной (Xeropot. 409; 411; 413-415, ок. 1835 г.). В 80-х гг. XIX - нач. XX в. творения Г. К. копировались румыноязычными переписчиками (Paul. 407; 432; 315; 396; 503; 428; Stauronik. 22r; 23r). Авторитет Г. К. как мелурга подтверждается эпитетами, к-рыми его имя сопровождается в рукописях: «единственный процветающий (εδοκιμν) из константинопольских музыкантов этого века» (Xeropot. 318, нач. XIX в.), «музыкальнейший» (μουσικολογιτατος - Doch. 1244, ок. 1810 г.; 1247, 1844 г.; 1238, 1239, сер. XIX в.), «после Иакова, протопсалта, единственный музыкальнейший» (Xeropot. 299, ок. 1810 г.), «превосходный среди музыкантов» (ριστος ν μουσικος - Pantel. 977, ок. 1815-1820 гг.). Мн. муз. произведения Г. К. вошли в издания, напечатанные в К-поле в XIX в.: Ταμεον Ανθολογας (1824. Τ. 1. Σ. 19-20, 42-49, 251-274, 417-424; Τ. 2. 251-252, 316-318; 18342. Τ. 2. Σ. 38-44, 123-124; 18373. Σ. 42-49); Χουρμουζου χαρτοφλακος Ερμολγιον τν καταβασων Πτρου Πελοποννησου μετ το Συντμου Ερμολογου Πτρου πρωτοψλτου το Βυζαντου (1825. Σ. 133-134); Γρηγορου προτοψλτου Ερμολγιον καλοφωνικν (1835. Σ. 48-50, 13-188, 205-207, 250-254); Ιωννου λαμπαδαρου Σνοψις καλοφωνικν ερμν (1842. Σ. 23-26, 88-95, 113-117, 146-150); Κωνστωντνου πρωτοψλτου Ταμεον Ανθολογας (1845. Σ. 287-289); Θεωδρου Θωκαως Μουσικ Μλισσα (1848. Τ. 4. Σ. 53-55); Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο (1850. Τ. 1. Σ. 84-91, 204-212, 412-413; 1851. Τ. 2. Σ. 247-273, 813-820, 831-834; Τ. 4. Σ. 35-36, 47-49, 617-620).

http://pravenc.ru/text/164381.html

Частично сохранилась переписка И. с визант. имп. Романом I Лакапином . По просьбе Романа (и, как полагают исследователи, подкупленного Романом Альбериха II) в кон. 932 г. папа признал К-польским патриархом сына императора 16-летнего Феофилакта, возведенного в сан 2 февр. 933 г. в присутствии папских легатов Льва Палестринского, Мадальберта, Сергия и Петра. Имп. Роман отправил папе послание, в к-ром выразил благодарность за признание Феофилакта. Сообщение Лиутпранда Кремонского о том, что И. без согласования с Римской Церковью даровал К-польскому патриарху право ношения паллия, недостоверно. Из переписки с императором известно о переговорах по поводу брака сестры И. Берты и сына имп. Романа I. В июле 931 г. И. утвердил на Миланской кафедре бывш. еп. Веронского Гилдуина, а также попросил кор. Гуго Арльского утвердить в сане еп. Веронского Ратгера. В кон. 932 г. вручил паллий архиеп. Артольду Реймсскому. Место погребения И. неизвестно. Единственное упоминание о нем содержится в описании Латеранской базилики О. Панвинио (2-я пол. XVI в.). Однако ряд исследователей полагают, что гробница И. находилась в соборе св. Петра ( Borgolte M. Petrusnachfolge und Kaiserimitation. Gött., 19952. S. 129. An. 13). Ист.: PL. 132. Col. 155-162; LP. Vol. 2. P. 243; Jaff é . RPR. N 2744-2751; Liudprandus Cremonensis. Antapodosis. III 43-46//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 93-98; idem. Relatio de legatione Constantinopolitana. 62//Ibid. P. 209-210; Flodoardus Remensis. De Christi Triumphis apud Italiam. XII 7//PL. 135. Col. 831; Panvinius O. De sacrosancta basilica, baptisterio et patriarchio Lateranensi// Lauer P. Le Palais de Latran. P., 1911. P. 430; Pitra J. B. Analecta novissima spicilegii solesmensis altera continuatio. P., 1885. T. 1: De epistolis et regestis Romanorum Pontificium. P. 469-470. Лит.: Norden W. Das Papsttum und Byzanz. B., 1903. S. 13-14; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 191-204; Duchesne L. Serge III et Jean XI//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " École française de Rome. R., 1913. Vol. 33. P. 42-64; Zimmermann H. John XI//The Papacy: An Encycl./Ed. Ph. Levillain. N. Y., 2002. Vol. 2. P. 839-840; Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. М., 2008. С. 444-446.

http://pravenc.ru/text/469692.html

В связи с малым объемом храма прихожанам приходилось по большим праздникам во время богослужения находиться на улице. По их просьбе было решено расширить храм за счет приделов: правый – в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и левый – в честь Казанской иконы Божией Матери, а также колокольни. Весной 2000 года храм отштукатурили. 13 июля, в день празднования Собора святых Апостолов, торжественно заложили основания колокольни и двух приделов. 21 ноября 2001 г., в день празднования Собора Архистратига Михаила, был присоединен левый придел – в честь Казанской иконы Божией Матери. Осенью того же года территорию храма обнесли металлической оградой. Один из прихожан пожертвовал на храм несколько старинных икон в киотах. В последствии был присоединен второй придел, построена колокольня. Настоятелем организован хор и налажена выпечка просфор. Постоянно проводятся беседы с детьми из приюта, которым также оказывается посильная помощь. Стараниями настоятеля и прихожан Никольской церкви установлен купол на колокольню и повешены колокола (2003 год), а немного позже установлены последнии три купола на храм, установлен иконостас ( 2004 г.), сделано отопление и осуществлена отделка храма (2005 г), заменен временный пол на постоянный ( июнь 2006 г). Месяц июнь 2006 г. оказался особенно плодотворным и в связи с приобретением мощевика на 60 мощей, началом работы воскресной школы. Апогеем храмостроительства стал 2006 год, в исходе которого митрополит Ювеналий возглавил чин великого освящения храма и Божественную литургию в стенах новой святыни XXI века. В торжественном богослужении, состоявшемся 24 декабря, участвовали благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек, духовенство благочиния, а также благочинный Мытищинского церковного округа священник Димитрий Оловянников. Одновременно были освящены все три алтаря новосозданного храма.. Митрополит Ювеналий отметил самоотверженные труды настоятеля Никольской церкви священника Кирилла Соколова, награжденного Святейшим Патриархом Алексием II ко дню освящения орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского 3-й степени, и клирика храма священника Владимира Соколова, вручив ему орден преподобного Сергия Радонежского 3-й степени. Активным участникам строительства Никольской церкви вручены были митрополичьи грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=07428

Дата основания : ок. 1622 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Лебедянский р-н, г. Лебедянь, ул. Студенческая, 12 Мужской монастырь, основанный в лесу у окраины Лебедяни ок. 1622 как Троицкая Яблонова пустынь, с 1680 подчинен патриаршему дому. Во 2-й пол. XVII в. отстроен в камне, сооружены три храма и стены. В 1764 упразднен, но в 1768 восстановлен. В XIX в. сравнительно небогат, был известен чтимыми иконами Троицы. Окончательно закрыт в 1929, постройки переданы сельхозтехникуму. Вновь открыт в 2005 на части старой территории как женский. Подробнее... Успенский Липецкий мужской монастырь [ править править код ] Свято-Успенский мужской монастырь Адрес: 398000, г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина. Телефон: (4742) 77-27-13 Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Свт. Николая Чудотворца был построен в 17 веке, а в начале 18 века была основана мужская иноческая обитель, именовавшаяся в то время Паройской пустынью. Монастырь находился на берегу Петровского пруда, ныне уже не существующего. В царствование Екатерины II, проводившей политику сокращения иноческих обителей, Паройская пустынь была закрыта по ее указу в 1764 году. В 1804 году Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму г. Липецка. До осени 1936 года в Успенском храме совершались богослужения. В 1938 году храм был закрыт официально и окончательно. С 1960 года храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения. В 1996 году храм был передан РПЦ, были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 года в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 году постановлением Священного Синода РПЦ принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря. Подробнее... Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь [ править править код ] Адрес: 399631 Липецкая область Лебедянский район с. Сезеново ул. Набережная Телефон: 8(47466) 9-41-38 Электронная почта: sezenovo.monastery@yandex.ru Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

Золотой телец. Клеймо иконы «Св. Троица в деяниях». 2-я пол. XVI в. (ГТГ) После смерти царя Соломона царь Иеровоам I , добившись отделения 10 сев. колен, пожелал обеспечить религ. самодостаточность новосозданного Израильского царства (3 Цар 12. 26-27). По совету своих приближенных он воздвиг 2 З. т.- в Вефиле и Дане , придав им статус богов, к-рые вывели народ Израильский из Египта, т. е. отождествив их с Яхве (3 Цар 12. 28-29). Были построены альтернативные Иерусалимскому храму святилища, где служили свои священники, были установлены праздничные дни и приносились жертвы перед идолами (3 Цар 12. 30-33). Создание альтернативных святилищ осуждалось пророками Божиими как неугодное в очах Господа (3 Цар 13. 1-10). О вефильском тельце говорится у прор. Осии, к-рый предсказывает «тельцу Беф-Авена [    - дом идолослужения]», что слава отойдет от него, сам он будет отнесен в Ассирию, а святилища - разрушены (Ос 10. 5-8). Изображение быка как символа физической силы, плодородия и экономического преуспеяния встречается в самых ранних религ. традициях древнего Ближ. Востока. Подобные изображения, во мн. случаях имевшие культовый характер, были также найдены в Угарите, Тире, Хацоре, Библе, Телль-Халафе и Кархемише. Часть этих находок относится к нач. II тыс. до Р. Х., но многие датируются периодом поздней бронзы или началом железного века, т. е. временем Исхода ( Moorey. 1971; Mazar. 1982). В Египте быки рассматривались как инкарнация высших богов (напр., Мневис, бык Гелиополя,- как инкарнация бога Ра - Wyatt. 1999. P. 180). В Месопотамии Гугальанна, «Великий бык небес», муж богини Эрешкигаль (богини преисподней), отождествлялся с Ану и был убит Гильгамешем (Эпос о Гильгамеше. 4). В угаритской религии Эль был также известен как «бык Эль» (tr il), и Ваал мог рассматриваться в качестве быка ( Dietrich. KATU. 1. 5. Taf. V 18-22. (AOAT; 24/1)). В Месопотамии на страже храмов стояли статуи мифических существ - быков с человеческой головой и крыльями птиц; муж. существа назывались «шеду», женские - «ламассу». Сохранились изображения, на к-рых боги бури стоят на спинах перевозящих их животных, в т. ч. быков (ANEP, N 500, 501, 531, 534, 537). В данном контексте быки были символами могущества богов. Херувимы , к-рые на древнем Ближ. Востоке считались небесными существами, служителями бога, имели сходную символику и изображались как крылатые львы с человеческими головами (см., напр.: Albright W. F. What were the Cherubim?//BiblArch. 1938. Vol. 1. P. 1-3). В ВЗ царь Давид использовал символику херувимов для указания на могущество единого истинного Бога - Яхве (2 Цар 22. 11; ср.: Исх 25. 17-22). В богословии ВЗ эти атрибуты были призваны подчеркнуть скорее абсолютность могущества Господа, нежели Его зависимость от языческих богов, и нет никаких свидетельств в пользу того, что Яхве представлялся как восседающий на быках ( Spencer. P. 1068).

http://pravenc.ru/text/199981.html

41 В том числе и Миркович 42 Или Миасин, или Эмессы, то есть теперешнего Хомса 43 По имени своей архиерейской кафедры. 44 По своему происхождению из Лавры Саввы Иерусалимского. 45 Павла Аморейского, Льва Мудрого, Иосифа Гиммографа и др. 46 Времен Романа Мелода. 47 Подобно тропарным обликам. 48 Напр., Успение Богоматери. 49 Написанные в большинстве в России и людьми не всегда литургически и богословски грамотными. 50 Т.е. Страстные последоваяия. 51 См отдел эортологии. 52 «Боровская похвало», «Ростовское украшение» и.т.п. 53 «Взыграйте горы Валаама». 54 Полн. собр. соч. т. II, стр. 308 55 Догматы в христианской поэзии Иоанна Дамаскина. 56 Савваитский, студитский, афонский и др. 57 Разумеется, совершенно отличные от наших по своему составу. 58 Любопытно, что теперь, именно в наше время, в Саввинском монастыре бдения совершаются только раз в году, в день памяти ев Саввы. 59 Согласно описанию утрени там совершавшейся 60 Размера дву- и трипеснцев 61 Т.е 1, 3. 6 и 9. 62 К 1204 г. 63 До конца XIII века. 64 Множ. число. 65 1, 10 66 Дидахи VIII, Пастырь Ермы Подобие XXX V,I. 67 Согласно Ипполиту. 68 Ангелы — в понедельник, Предтеча во вторник и т.д. 69 1 Кор. XVI:8; Деян. XX:16. 70 О идолопоклонниках 20. 71 О крещении 19. 72 Строматы 1, 21. 73 Р. С. т. 8, col. 888. 74 Р. С., т. 42. 740—756, § 79. 75 Теперь это мечеть Акса 76 Кол 11. 18; Апок. XXII:8—9. 77 Втор. пол. IV века. 78 6 сентября, 13 июля, 8 мая. 79 Луг Иоанна Мосха, 76. 80 Архиеп. Сергий «Полный Месяцеслов Востока» 1, 3. 81 Рождение Господа 25 декабря. Распятие Его 25 марта, Воскресение 27 марта. Кончина ап. Петра и Павла 22 февраля и т.д. 82 Гл XVIII. 83 2 Ксанфика, т.е. 23 февраля 165 года. 84 Стр. 17 — 21 1 тома. 85 Стр 12 — 13. 86 Барония в 1586 году, а особливо Иоанна Баптиста де-Росси и Людовика Дюшена в 1894 г. 87 Найденное ученым востоковедом Ассемани в 1736 г. 88 Хранившееся на Афоне в Хиландаре, а потом переданное в Белград; написано во времена Стефана Немани. 89 Арх Сергий, I, 93 — 135 90 Знаменитом Криптоферратском

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Древность первоевангелия Иакова можно видеть из свидетельств древних отцов и учителей церковных. Начиная с IV века находим непрерывный ряд указаний на него у св. Григория Нисского (†394), св. Епифания Кипрского (†403), в толковании на шестоднев, приписываемом Евстафию Антиохийскому 11 , у св. Андрея Критского и других. Св. Григорий Нисский в слове на Рождество Христово, упоминая о том, что родители Богоматери были неплодны до старости и по молитвам своим получили дочь, ссылается на то, что он «слышал некоторую апокрифическую историю, предлагавшую такие сказания о ней (Марии)» 12 . Св. Епифаний, опровергая доведенное у коллиридиан до суеверного обожания почитание Девы Марии, говорит: «если история Марии и предания и сообщают, что Иоакиму, ее отцу, сказано в пустыне, что жена твоя зачнет, то это было не без семени мужеского» 13 . Но следы известности его восходят к III-мy и даже к II-мy веку христианства. Если Климент Александрийский 14 неопределенно указывает на описанное в 20 главе первоевангелия обстоятельство, то некоторые признаки довольно ясно свидетельствуют, что это писание было известно св. Иустину мученику (II-ro века) 15 . А ученик Климента Ориген (1-й пол. III в.), в толковании на Евангелие Матфея, говорит о книге Иакова, как книге известной, ставя ее рядом с апокрифическим евангелием Петра 16 . Все это дает основание относить первоевангелие ко 2-й половине II-ro века. Этому не противоречит и самое содержание его. Религиозное чувство христиан, с благоговением обращаясь от лица Богочеловека к лицам, его окружавшим, прежде всего встречалось с чистым образом Его матери, бессеменно зачавшей от Св. Духа. Как естественно то, что оно, для удовлетворения своему любопытству, прибегало к устным преданиям и даже собственным гаданиям, так естественно, с другой стороны, благочестие могло подвигнуть писателя изложить о Богоматери сказания, обращавшиеся в народе, особенно в опровержение современных ему клевет неверующих иудеев 17 , а также лжеучения евионитов и гностиков, которые отрицали воплощение Иисуса Христа от Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010