м-ря Силь­вестра Тваровского 1680 г.), 18, IX (жалов. гр. 1660 г. архим. Успенно-пречист. Богородицы Ка­невского м-ря Иову Зайончьковскому с братиею на местеч. Бубново и Межиричку), 50, (ди­плом, выданный королем Иоанном III в 1681 г. Сильвестру Тваровскому на звание Овруц. архим.), 60, XXXI (привилегия 1682 г. на право бес­пошлинного привоза соли), 62, XXXII (уни­версал 1682 г. короля Uoahha III к дворянам о небеспокойстве Сильвестра Тваровского в управл. Овруц. архимандриею и о неподдержании притязаний на архимандрию Иннокентия Монастыр­ского), 65, XXXIII (письмо короля Uoahha III архим. Киево-Печер. лавры Гизелю о возвращении Овруцкому м-рю утвари и документов); “Сборник летоп. юж. и зап. России”, 4 (в 1577 г. казаки погребли в Каневском м-ре тело гетмана Под­ковы). 1851 . Онуфриевский – Мстиславский, мужской, ныне погост Онуфриев, Могилевской губ., Чериковского у., в 40 вер. к сев.-вост. от Черикова и неда­леко от границ Мстиславского у., при рч. Черной Натопе (в старину Напоть). В жалов. грамоте 1443 г. Мстиславского кн. Юрия Семеоновича читаем: «посмо­трели есмо на лист отца нашего, кн. Семена Лингвеня, што поставил церковь во имя св. Онофрея на реце Напоте, и м-ръ устроил общежительный и подавал люди к тому монастыру . . .» Известно, что Семеон Ольгердович получил во владение княж. Мстиславское в 1380 г., а м-рь построил, как полагают, после 1407 г., т. е. после возвращения своего из Новгорода. У преосв. Макария год смерти кн. Симеона Лингвена пока­зан в 1399 г., следоват., и м-рь начал свое существование в конце XIV ст. Король Сигизмунд Август II отдал м-рь в пожизненное владение Мстислав. хорунжему Богд. Селицкому; в 1581 г. передан во владение Полотск. архиеп. Феофану, в 1594 г. отдан Льву Сапеге, а в 1601 г. присоединен к унии. Мака­рий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; V, 37, 57, 67; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 12 (архиеп. Феофан); “Могилев. губ. в.”, 1848 г., 47 (род кн. Мстислав­ских); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 506 (под именем Анофреевский); “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, 211 (Ж. гр. 1594 г. Льву Сапеге); II, 9 (Ж. гр. 1601 г. униат. игум. Черейскому Исаии на м-рь с условием, чтобы он находился в еди- нении с католич. церковью); “Акты Зап. Р.”, I, 43 (Ж. гр. 1443 г. Мст. кн. Юрия Сем. на от­чины), 68 (Ж. гр. 1468 г. Мст. кн. Иоанна Юрьев. на оз. Гостин), 82 (Ж. гр. 1483 г. кн. Иоанна Юрьев. на отчины); II, 45 (Челобит. 1508 г. кн. Конст. Острожского об уплате дол­гов его, сделан. во время Смолен. похода; упомин. архим. м-ря Варсонофий), 94 (Ж. грам. 1515 г. на ез на р. Соже; архим. Филарет), 132 (Ж. гр. 1525 г. на бобров. гоны на р. Соже); III, 127 (Ж. гр. 1581 г. Полоц. архиеп. Фео­фану о предоставл. ему в управл. м-рем); IV, 8 (Ж. гр. 1588 г. кн. Богд. Озерецкому Друцкому о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 448, (список м-рей, обращенных в унию).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

46 В одном из своих сочинений, 2. сл. 31. л. 130 об. Максим рассказывает об одном деле человеколюбия со стороны магометанина, замеченном им в Крыму «живущу ми в Перекопи». 47 Клоссиус, о библиотеке в. к. Василия Иоанновича и царя Иоанна Васильевича. В журнале Мин. Нар. Просв. 1834. ч. II. отд. 2. с. 397. Первый разсказ, Веттерманов, заимствован из лифляндской хроники Ниенштедта, теперь уже изданной в Monumenta Livoniae antiqua. 1839. T. II. р. 67. Вторый – неизвестного взят из записки Дерптскаго проф. Дабелова. 48 Сам Максим в послании, при котором представлял в. князю свой перевод псалтири, о вызове своем пишет. «сие внушение Божие – и ныне воздвиже твою державу к превожению толкований псалмов, во многа лета в книгохранительнице заключенных бывших, человеком же никую пользу подавших. Царство твое … абие совет преосвященнейшему о Господе отцу твоему, господину Варлааму митрополиту, сообщает. И сего тако же сдышуща (т.е. согласна) и усерднейша обретает. И молитву от него и благословение приим, скорейшими письмены, непраздными, начальнику и иноком, во св. горе пребывающим, призывал от честныя обители Ватопедския некоего единаго, суща от иже в ней честных священников» т.е. Савву, и проч. Рк. 2. сл. 76. л. 384. 50 Вот почему Максим, пользовавшийся милостию великокняжескою до 1525 г, писал впоследствии, что пользовался ею девять лет. 51 Vir sanctae vitae, пишет о нем Герберштейн. Ed. Starzevsky p. 20. О трудах Варлаама в украшении храмов см. Полн. соб. летоп. T. VI. с. 254. 261. 262. 280. 53 О переводчиках см. Истор. Госуд. Росс. Т. VII. Со слов Герасимова писал свои замечания о России Павел Иовий, со слов Власия Иоанн Фабр. Adelung, Uebersicht der Reis in Russl. S. 185. 55 Максим это называет изъявлением по возвожению, сиречь по высокому и богодухновенному созерцанию. 57 Euseb. Histor. Eccles. VI. c. 24. Для сличения славянскаго перевода с греческим пользуемся а.) сводным греческим толкованием (catena) на псалтир, изд. Кордерием 1643 г. Т. 1 – 3. Но предварительно считаем долгом заметить, что хотя оригинал славянского перевода был близок к этому изданию, но не одно и тоже с ним; – и б.) рукописью перевода Максимова, принадлежащей лаврской библиотеке; она нач. с 55 псалма, писана 1555 – 1560 г. – При сличении рукописи с упомянутым изданием открывается, что приводимые в этом издании места из толкования Оригенова, часто встречаются в рукописи под другими именами, или оставляются без имени, или опускаются. Так напр. Три краткие выписки из толкования Оригенова на пс. 56. у Кордерия Т. 2. р. 112. 113. 119, в рукописи не находятся. – Пс. 57 . Corder. p. 130. Встречается под именем Дидима; р. 131. Под именем Оригена ; р. 136. Приписывается Дидиму. – Пс. 59 . Толкование Оригена у Кордерия р. 154., помещено в рукописи под именем Феодора; р. 178. 180 – под именем Евсевия, – и другое без имени толкователя, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В вопросе о составе молитвы Иисусовой или о речениях, её образующих, бл. Диадох подвижниками XIV века относится к числу немногих древних отцов, передающих половину (τ μισυ) или только часть её (π μρους. Каллист и Игнатий Ксанфопулы Μϑοδος, с. 49. р. 725. М. CXLVII). По свидетельству Григория Синаита  – афонского подвижника XIV века (М. CL, 1329 В.), Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (Μϑοδος. Μ. 1. с.), отцы так произносили молитву Иисусову в полном объёме ( Григорий Синаит , 1. с; τ λον. Каллист и Игнатий, 1. с. р. 725 С.: λκληρον): Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (Κριε ησο Χριστ, Υ το Θεο, λησν με). Каллист и Игнатий, интересовавшиеся происхождением состава означенной молитвы и разыскивавшие свидетельства о нём в творениях древних церковных писателей, утверждают, что эти последние соткали молитву Иисусову по Новозаветному Св. Писанию, взяв для сего речения (χρσεις) а) ап. Павла: никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ); в) ев. Иоанна: благодать [же] и истина Иисус Христом бысть ( Ин. 1:17 ; 1Ин. 4:2 ); с) ап. Петра: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16:13, 16 ). Первый исповедует Иисуса Господом, второй – Иисуса Христом, а третий объявляет Христа Сыном Божиим. Поэтому отцы для составления молитвы Иисусовой заимствовали, по мнению Каллиста и Игнатия, у первого Κριος ησος, у второго – Χριστς, у третьего – Υς το Θεο, а слова λησν με прибавляют от себя для новоначальных, имеющих нужду просить о помиловании, и образовали молитву в таком виде: Κριε ησο Χριστ, Υ το Θεο, λησν με (1. с. с. 50. p. 729, 732). В доказательство своего мнения, что некоторые древние отцы передали молитву Иисусову в полном объёме, Ксанфопулы предложили извлечение только из творений Св. И. Златоустого (1. с. с. 49. р. 725). Из древних отцов, сообщавших не всю молитву, представлены: бл. Диадох, учивший в своём аскетическом творении, что уму должно дать для непрестанного занятия только «Господи Иисусе» (гл. 59, Каллист и Игнатий, 1 с. с 49. р. 728 D, 729 АВ.); преподобный Исихий, сказавший в своём творении Περ νψεως κα ρετς (II, с. 47. p. 1525), что душа до своего исхода из тела должна непрестанно вопиять πρς Χριστν ησον (Μϑοδος, 1. с. p. 729 В.); И. Лествичник; из Лествицы последнего приведены два извлечения (Λγ. 21. р. 945 С.: ησο νματι μαστιζε πολεμους. Λγ. 15. р. 889 CD.: ...μονολγιστος ησο εχ), заимствованные им у преподобного Исихия (I, с. 99. р. 1512 А.: ησο νματι μστιζε πολεμους. II, с. 72. p. 1536: Εχ δ μονολγιστος...); следовательно, во втором и третьем случаях в действительности свидетелем о составе молитвы Иисусовой выступает один Исихий. Эти древние отцы, по мнению Ксанфопулов, потому передавали не всю молитву Иисусову, что сообразовались, может быть, «с силой и состоянием молящегося» (1. с. с. 49. р. 725 С.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

8. Коптская Церковь и Рим Отношения коптов с Римом всегда были прохладными, даже в эпоху византийского господства в Египте, а с момента крестовых походов они стали враждебными, потому что латиняне изгнали их из святых мест и препятствовали паломничеству в Иерусалим. Кроме того, победы крестоносцев над мусульманами вызывали ответную реакцию последних, которые массами вырезали коптских христиан в Египте. Враждебность усилилась после того, как крестоносцы взяли Дамиети (1219) и назначили латинского патриарха в Александрии. Начинается эпоха, когда коптские патриархи и римские папы стремятся подчинить Риму Коптскую Церковь . Попытки к соединению с Римом предпринимались со стороны коптского патриарха Uoahha I (1427–1453), Гавриила VII (1525–1568), Гавриила VIII (1590–1610), однако все они закончились неудачей 46 . С 1630 г. начинается активная миссионерская деятельность Римско-Католической Церкви. С согласия коптского патриарха католические монахи совершали в храмах латинские богослужения, проповедовали в коптских монастырях Фиваиды и Нитрии. С 1731 г. было учреждено уже девять миссионерских центров, а папа Климент XII (1730–1740) поставил для коптских униатов первого епископа, резиденцией которого стал Иерусалим. В течение длительного времени коптские униаты были немногочисленны. Однако первый униатский коптский епископ в Иерусалиме Афанасий, получивший в 1741 г. утверждение папы Венедикта XIV (1740–1758), не прекращает своей миссионерской деятель­ности. Преемниками Афанасия были апостольские викарии Иоанн Фараги (1781) и Матфей Рихтет (1788–1822). В 1824 г. папа Лeb XII при активном влиянии в Египте французов и благодаря поддержке Мухаммеда Али создал коптскую католическую патриархию. В 1893 г. в Верхнем Египте копты-униаты приобрели десять храмов, которые через три года составили три униатских епископии 47 . В 1895 г. папа Лeb XIII воссоздал своим апостольским посланием Christi Domini Александрийскую Католическую патриархию восточного обряда, а Кирилл II–Makapuй был торжественно провозглашен Александрийским Патриархом. Однако внутригосударственные волнения заставили его подать в отставку (1908) и прервать отношения с Римом. До 1947 г. кафедра оставалась вакантной, и поэтому многие униаты вернулись в лоно Коптской Церкви. 9 августа 1947 г. епископ Фивейский Марк Хузан (местоблюститель с 1926 г.) стал патриархом с именем Mapk II , он скончался в возрасте 69 лет в 1958 г. Его преемником стал Стефан Сидарус, возведенный в 1965 г. в сан кардинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

 8. Коптская Церковь и Рим Отношения коптов с Римом всегда были прохладными, даже в эпоху византийского господства в Египте, а с момента крестовых походов они стали враждебными, потому что латиняне изгнали их из святых мест и препятствовали паломничеству в Иерусалим. Кроме того, победы крестоносцев над мусульманами вызывали ответную реакцию последних, которые массами вырезали коптских христиан в Египте. Враждебность усилилась после того, как крестоносцы взяли Дамиети (1219) и назначили латинского патриарха в Александрии. Начинается эпоха, когда коптские патриархи и римские папы стремятся подчинить Риму Коптскую Церковь. Попытки к соединению с Римом предпринимались со стороны коптского патриарха Иоанна I (1427–1453), Гавриила VII (1525–1568), Гавриила VIII (1590–1610), однако все они закончились неудачей 46 . С 1630 г. начинается активная миссионерская деятельность Римско-Католической Церкви. С согласия коптского патриарха католические монахи совершали в храмах латинские богослужения, проповедовали в коптских монастырях Фиваиды и Нитрии. С 1731 г. было учреждено уже девять миссионерских центров, а папа Климент XII (1730–1740) поставил для коптских униатов первого епископа, резиденцией которого стал Иерусалим. В течение длительного времени коптские униаты были немногочисленны. Однако первый униатский коптский епископ в Иерусалиме Афанасий, получивший в 1741 г. утверждение папы Венедикта XIV (1740–1758), не прекращает своей миссионерской деятель­ности. Преемниками Афанасия были апостольские викарии Иоанн Фараги (1781) и Матфей Рихтет (1788–1822). В 1824 г. папа Лев XII при активном влиянии в Египте французов и благодаря поддержке Мухаммеда Али создал коптскую католическую патриархию. В 1893 г. в Верхнем Египте копты-униаты приобрели десять храмов, которые через три года составили три униатских епископии 47 . В 1895 г. папа Лев XIII воссоздал своим апостольским посланием Christi Domini Александрийскую Католическую патриархию восточного обряда, а Кирилл II—Makapuй был торжественно провозглашен Александрийским Патриархом.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

А другой колокол часовой, а на нём слова немецкие; а весу в нём с бабою колокольной 10 пуд и в обеих 37 пудов 20 гриненок. На красных колоколах подпись: лта 7053 (1545) мсяца апрля 9 день, по милости Бoжiu и Пречистые Богородица перелитъ бысть колоколъ старъ Еуимежской въ обитель Николы чудотворца и святаго чудотворца Eyuмiя apxienuckona ноугородского на Вежища, при царств благоврнаго в. князя Иоанна Васильевича всея Pyciu, при apxienuckon eoдociu В. Новаграда и Пскова, nobлehieм вяжицкаго игумена Гeлaciя и всей еже о Христ бpamiu; а делалъ мастеръ Тихонъ Андреевъ сынъ Псковитянинъ. Слава совершителю Богу. На другом колоколе подпись: „при настоятел игумен Вежицкого монастыря при Закхе Печерскомъ, еже о Христе съ бpamieю, слилъ колоколъ Илейка новогородецъ“»; на исподней стороне две каймы и травы вылиты, а лета не описаны. На зазвонных на двух колоколах и на чудотворцовых (св. Евфимия) на двух колоколах подписи нет. Роспись эта хранится между актами Вяжицкого монастыря; а самых колоколов, упоминаемых в ней, не заметно. 514 А в прошлом веке упоминаются даже с польскими надписями два колокола при церкви упразднённого Арсениева монастыря на Торговой стороне. Ист. Росс. Иерарх. Ч. V, стр. 682. 515 В описи Клопского монастыря за 1695 год показан, «колокол большой благовестник 47 пуд – дача Ивана Милославского». Но этого колокола теперь нет. 516 Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковных облачений в Собр. Ист. рассужд., Москва, 1817 года. 518 Hieronim. comment. in Ezechielem. T. V, ed. Basileœ 1525 L. XIII page. 668. – Седьм. Всел. соб. Прав. 16, в Кормчей 1787 г. Москва, л. 185, л. 215. 519 По свидетельству Нестора, благолепие греческой церкви, расположившее Владимира язычника в пользу христианской веры, состояло, между прочим, в священных ризах. Полн. Собр. Русск. лет. Т. I, стр. 46. 520 Полн. Собр. Русск. летоп. Т. II, стр. 226 под 1037 годом об украшении киевской Софии Ярославом Мудрым. 521 Там же, стр. 222 и 223 под 1288 годом, об украшении церквей в Южной России Владимиром Васильевичем Волынским.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

кн. 1669 г. вотчин села Литвинова), 1525 (межев. кн. 1683 г. вотчин в разных станах), 1549 (межев. кн. 1689 г. вотчин села Салкова с дерев. Перемышльской и Замыцкой волостей), 1559 (межев. кн. 1691 г. вотчин в селе Литвинове с дерев. станов Манатьина, Быкова и Коровина), 1569 (межев. кн. 1693 г. вотчин. земель пустоши Хвостовой тех же станов); II, книги дозорн., переписн. и проч., 68 (на стр. 32 перечислены деревни вотчины м-ря в приходе церкви Иоанна Предтечи нар. Соте Иледом. волости Костром. у.), стр. 84, 92, 105, 107, 109 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчин. м-ря Константиновского, Литвинова, Хорюхина тоже, Покровского на рч. Сухой Городенке, дер. Дятловой); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 47, 27 (перенес. м-ря из Москвы на Новое), 353, 14 (Павла, архиеп. Сарск. и Подон., завет м-рю); “Древние акты Вятского края», 154, 127 (цар. грам. 1666 г. еписк. Александру о выдаче игум. Феоктиста и бумаг его Новоспасс. архим. Иосифу), 155, 128 (наказ архим. Иосифу, назначенному ехать в Вятку за игум. Феоктистом); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXVII, 219 (изображения в м-ре царей Михаила Феод. и Алексея Мих.); “Труды Саратов. архив. Комиссии», I, 441 (грам. 1635 г. об отдаче на оброк архим. м-ря Иосифу Саратовских Курдюм. и Чирлатов. рыбн. ловель вместо Иргиз- ских), 446 (грам. 1652 г. о пожаловании м-рю в Саратове 4 дворов. мест; архим. Никон; грам. 1653 г. об отдаче м-рю на оброк Иргизских рыб. ловель; грам. 1659 г. по челобитн. архим. Иосифа о запрещении Богданову брать подрядных ловцов м-ря), 448 (грам. 1674 г. о разрешении м-рю владеть их рыбным двором внутри г. Саратова, предназначавшегося к сломке; архим. Иосиф), 449 (проезж. грам. 1684 г. архим. Гавриилу об освобож. монаст. подвод, посылаем. из Кадом. у. в Саратов для рыбн. и солян. подъема), 453 (выпись 1750 г., выданная по челобитью архим. Мисаила, на недвижим. Саратов. имение близ сел Терсы и Малковки); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., IV, 120 (патр. Иоаким по духовн. завещ. 1690 г. оставил м-рю 3.000 руб.), VI, 80 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в) Время и место занятия молитвой Иисусовой. В учении бл. Диадоха о времени занятия означенной молитвой различаются: 1) указание на непрерывность памятования о Господе Иисусе и 2) обозначение таких часов суток, в которые особенно необходимо призывание имени Его. Необходимость непрестанного призывания имени Иисуса выражается автором ясно и определённо: памятование о Господе Иисусе ( μνμη το Κυρου υσο, гл. 47) для человека, желающего очистить своё сердце, должно быть единственным и непрестанным занятием и делом (гл. 47: ...τοτο μνον μελτην κα ργν παυστον χων). Польза непрестанного занятия молитвой Иисусовой (гл. 59) уясняется автором посредством следующего наглядного примера. Как человек, плавящий золото горнильным огнём, позволяет сему металлу снова приходить в твёрдое состояние, если действие огня будет прекращено хотя бы на короткое время: так и подвижник, то помнящий о Боге, то нет, теряет то, что, кажется ему, приобретено молитвой (гл. 97). У других подвижников мысль о необходимости частого призывания Господа Иисуса выражается в наставлениях о том, чтобы ко всякому дохновению присоединяемо было имя Иисуса ( Евагрий Понтийский , 1. с. р. 1275 С.) и чтобы молитва Иисусова прилепилась к дыханию (Исихий, Centur. II, с. 80. р. 1537 D.: ησο εχ κολληϑτω σ πνο). «В носовом дыхании соедини трезвение (Исследования. К сноске абзац начало: «Словом νψις обозначается трезвое состояние...») и имя Иисусово» (Исихий, I. с. II, с. 87. р. 1540 D.: Ες πνον τς ινς νψιν νωσον κα ησο νομα). Некоторые подвижники свидетельствуют, что молитва Иисусова произносилась днём и ночью (Исихий, II, с. 47 р. 1525 D.: μρας κα νυκτς). Из описания правила служения (τς λειτουργας), которое совершал авва Филимон ночью (τ νυκτ), можно выводить заключение, что особенно при ночных безмолвиях учащалось творение молитвы Иисусовой; ею заканчивал своё дневное служение Богу подвижник, намеревающийся отойти ко сну и запечатлевающий ею в своём сердце имя Спасителя. Авва Филимон, говорится в сказании о нём, ночью пропевал весь псалтирь и песни (9-ть, помещаемых в псалтири, по мнению еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

«Имя Иисуса, – говорит Исихий, – да прилепится к дыханию и всей жизни твоей». (I, с. 99. р. 1512). «Днём и ночью да не престанет душа до своего исхода (из тела) вопиять ко Христу Иисусу» (II. с. 47. р. 1525 D.). 2) Призывание Иисуса (Исихий, I, 24. р. 1488 В: ησο πκλησις), призывание Иисуса Христа (I, 21. p. 1488: τo ησο Χρστο πκλησις. I, 29. р. 1489: πκλησις ησο Χρστο). Сим наименованием свидетельствуется, что молитва Иисусова имеет, по своему построению, форму молитвенного воззвания ко Христу. Наименованием этой молитвы νοητ πκλησις даётся понять, что она произносилась мысленно, умом; произношение её одними устами считалось несовершенным, так как оно рассеивало мысль. «Несовершенна молитва без мысленного призывания, – говорит Марк Подвижник , – нерассеянно же вопиющую мысль (βοσης ννοας) услышит Господь» (1 с. с. 31. р. 936). Но авва Филимон, по свидетельству его биографа, возглашал эту молитву преимущественно устами. Ночью этот авва напряжённо и так долго говорит «Господи помилуй», пока уже не мог восклицать (κφωνεν, Φιλοκαλα τν ερν νηπτινν. p. 487. Περ αββ Φιλμονος λγος πνυ φλιμος, с. 5). 3) Призывание ( πκλησις ) имени Иисуса Христа ( Нил Синайский , Epistolar. lib. II; epist. 140. Μ. LXXIX, 260: πκλησις το νματος ησο Χριστο). Этим наименованием обозначается состав молитвы Иисусовой: она состоит из имён, усвояемых нашему Спасителю. В этом случае πκλησις τo νματος ησο =πκλησις το Κυρου μν ησο Χρστου (Исихий, I, 32. р. 1492). Молитва Иисусова имеется в виду подвижниками и тогда, когда они говорят просто о святом имени Господа Иисуса (Исихий, I, 41. р. 3493 С.: τ γιον νομα το Χριστο παρ’ μν πιβομενον). Речь об одном святом имени Иисуса Христа ведётся часто в том случае, когда аскеты желают показать силу имени Иисуса, заключающегося (имени) в молитве Иисусовой. Антоний Великий , наименовав Христа (τν Χριστν νομσας, дунул на явившегося демона, – и враг исчез ν τ νματι το Χριστο (Vita S. Anton, с. 40. Μ. XXVI, 901 А.), т. е. названный подвижник при появлении демона произнёс молитву Иисусову. «Достаточно нам к защищению от врагов имя Иисуса Христа, говорит Нил Синайский (1. с. р. 261 D.), выражая ту мысль, что во время демонских нападений следует произносить молитву Иисусову, заключающую в себе «святое и покланяемое имя Иисуса» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Вся прочие Кахетинские, Сомхитские, где ныне город Манглис, и Кавказская церкви были тесно соединены с Карталинскою церковью под единою главою Архиепископа, или Католикоса Мцхетского. В летописях сохранены имена Католикосов Грузинских в следующем порядке: Архиепископы: 1 . Иоанн I…… 318. 2 . Иаков …….. 364. 3 . Иов………. 379. 4 . Илия ……….405. 5 . Симеон…… 408. 6 . Иоанн II……. 7 . Георгий……. 8 . Василий…… 9 . Мобидаг….. 434. 10 . Михаил……… 446. Каталикосы: 11 . Петр………….. 457 12 . Самуил I………499 13 . Тавпечаг…….. 541 14 . Чигирман ……. 542 15 . Савва………… 555 16 . Елавий………. 560 17 . Макарий…….. 572 18 . Симеон I…….. 581 19 . Самуил II……. 587 20 . Симеон II……. 600 21 . Варфоломей…. 603 22 . Иоанн I………. 620 23 . Вавил………… 629 24 . Фавор………… 663 25 . Иоанн II……… 717 26 . Иоанн III…….. 1089 27 . Николай I……. 1150 28. Михаил I……. 1160 29. Феодосий…… 1169 30. Иоанн IV……. 1171 31. Феодосий…… 1202 32. Николай II……1209 33. Евфимий I…... 1216 34. Николай III…. 1240 35. Авраам I…….. 1279 36. Евфимий II….. 1301 37. Василий I…… 1345 38. Дорофей I…... 1357 39. Георгий…….. 1375 40. Элоиз I……… 1391 41. Михаил II…… 1396 42. Давид I……… 1407 43. Элоиз II…….. 44. Федор………. 45. Шио………… 1430 46. Давид II…….. 1462 47. Николай IV….. 48. Авраам II……. 1494 49. Василий II…… 50. Дорофей II….. 1522 51. Мельхиседек...1525 52. Герман ……… 1532 53. Николай V….. 1548 54. Доментий I. ….1559 55. Малахия ……. 1580 56. Захарий …….. 1603 57. Евдемон I …... 1634 58. Христофор …. 1642 59. Доментий II…. 1660 60. Николай VI … 1675 61. Иоанн V…….. 1688 62. Евдемон II …. 1704 63. Доментий III…1705 64. Виссарион ….. 1724 65. Николай VII.... 1741 66. Антоний I…… 1744 67. Иосиф………. 1756 68. Антоний же I...1763 69. Антоний II……1788 114 По разделении Грузии на два царства, явились два Католикоса, из коих один назывался Карталинским, Кахетинским и Тифлисским, и жил в столичном городе Мцхете; а другой в Бичвинте (Pytius); впоследствии же в Имеретинском городе Кутаиси с наименованием Абхазского и Имеретинского. Из Католикосов Абхазских и Имеретинских известны пока следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010