Вместе с тем, все очень изменилось со времен апостолов. Что именно изменилось, почему и когда? – Об этом будет сказано дальше. 1. Обрядность В прошлый раз мы с вами анализировали самое первое упоминание об апостольском богослужении ( 1Кор.10:16–17  и 11:20–34), относящееся к 55 г. т.е. к середине I века. Мы выяснили, что апостольское богослужение было точным воспроизведением Тайной вечери, которая в свою очередь генетически связана с ритуальной иудейской трапезой. Даже называлось это «хлебопреломлением» или «агапой» (буквально «вечерей любви»). И таким образом, собственно Евхаристия была включена в общую трапезу. По ходу её совершалось благословение и преломление евхаристического хлеба, а затем пускали вкруговую чашу с евхаристическим вином. Какая-либо обрядовая обстановка и литургический чин, естественно, отсутствовали. Не было даже престола (жертвенника) и участники возлежали вокруг обычного стола, как это изображает фреска «Преломление хлеба» из римских катакомб св. Прискиллы (рубеж 1 и 2 вв.). Прот. Горский так описывает её: «За полукруглым столом возлежат шесть участников вечери, а по правую сторону стола помещается бородатый мужчина, преломляющий хлеб. У его ног стоит чаша и два блюда: одно – с двумя рыбами, другое же – с пятью хлебами». (Горский «Древне-христианская практика причащения Св. Тайн» Серг. Посад. 1914, с. 7). Т.о. вся агапа проходила в обычном триклинии. Верующие получали хлеб из рук предстоятеля прямо в свои руки, а потом поочереди отпивали из чаши. 2. Проповедь Из-за этой неразвитости обряда, основное место в богослужении занимала проповедь (как сейчас у протестантов). Апостолу Иакову даже приходилось бороться со словоохотливыми проповедниками (Иак.гл. 3). В этой связи уместно вспомнить и другой эпизод, относящийся к 58 г. Возвращаясь из своего III путешествия, апостол Павел останавливается в Троаде. Путевой журнал миссии так рассказывает об этом: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел.... беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице где мы собрались было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой, один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись сонный упал вниз с третьего этажа... Павел, сошед, пал на него и, обняв, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем. Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян.20:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во-вторых, что же тогда будет значить фраза: если же и знали Христа по плоти ? Тем более в устах апостола Павла?! Он-то Христа во плоти не видел! Тем, кто подобным образом толкует ( 2Кор. 5:16 ), стоит задуматься над нелепостью ситуации, в которую они себя ставят. Православное же толкование на это место поясняет, что « т.к. ап. Павлу вменяли в недостаток то обстоятельство, что он не слушал Самого Христа, как другие апостолы, а между тем Христос не проповедовал свободы от закона, как Павел, то апостол считает нужным сказать, что он действительно смотрит на Христа уже не как на иудея, т.е. земного Иисуса, а как на прославленного Сына Божия, каким Он явился ему на пути в Дамаск… Он усвоил самое существо учения Христа, Который вовсе не был на стороне идеи об обязательности закона Моисеева и для язычников. Время пребывания Христа «во плоти» уже миновало, и Он теперь предстоит сознанию апостола в другом, духовном, небесном образе. Вместе с тем апостол не принимает во внимание и человеческие авторитеты, как бы высоки они ни были, на которые ссылались его противники» . 521 Далее автор, видимо, просто для количества добавляет сноску ( Евр. 13:7 ), которую истолковать как аргумент против почитания святых мощей не представляется возможным. Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Заповедь эту православные исполняют куда лучше баптистов, которые за полтора тысячелетия (со II по XVII вв.) не усматривают ни одного правомыслящего наставника. На последнюю цитату, приводимую Рогозиным в вышеприведенном перечне, по-моему, стоит обратить внимание. Звучит она так: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено, кто узнает его? ( Иер. 17:9 ). Остроумнее всего, конечно, было бы перевести это обвинение на самих обвинителей. Почитание мощей тут ни при чём. И, как показано выше, возражения протестантов беспочвенны, но все рассуждения баптистов о Православии практически сводятся к тому, что о православных неизбежно складывается впечатление, цитированное выше у Иеремии.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Возражение 5. Е. Пушков пишет: «А. Кураев, начитавшись Максима Исповедника , ратует еще за одно пресуществление. «На евхаристической трапезе, – пишет он, – человек сам должен стать тем, что он ест. Вкушая Тело Христово, человек свое тело должен преобразить в Тело Христа»... С. Кобзарь идет еще дальше... он пишет: «Для того Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом»... Прямо страшно становится: уж так похоже это изречение на слова искусителя в Едемском саду: «Будете, как боги...« " [ 11 ] . Во-первых, мысль о том, что в Причастии человек должен преобразоваться во Христа, св. Максим Исповедник (VI-VII вв.) высказал не первый. Об этом с древности говорили святые. Например, св. Ириней, как мы видели (абз. 39), пишет, что плоть христиан « питается телом и кровью Господа и есть член Его ... И св. Павел в послании к Ефесянам говорит: » потому что мы члены тела Его , от плоти Его и от костей Его »». Здесь ясно выражена мысль, что причастники становятся членом Тела Христа, одно с Ним; иначе – они преобразуются во Христа. О том же говорит и св. Иоанн Златоуст : «Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым...» (абз. 56). Эту же мысль мы находим и у блаж. Августина, который, объясняя смысл Причастия, говорит от лица Г оспода: «Я есть пища твоя, но вместо того, чтобы Мне преложиться в тебя, ты сам преобразуешься в Меня» , и т.п. Во-вторых, мысль эта полностью отвечает сути Таинства Причастия, которая, как уже было сказано, заключается в том, что причастник всецело соединяется со Христом. И в Причастии не Христос в нас, а мы в Него преображаемся. Такое соединение со Христом и полное уподобление Ему и есть назначение и высшее счастье и достижение человека, о чём многообразно говорит Библия: «Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему , потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ); «…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества ...» ( 2Пет.1:4 ); « мы сделались причастниками Христу » ( Евр.3:14 ); «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Вопрос о происхождении зла в мире, вопрос о первобытном состоянии человека, вопрос о том, имеет ли человек свободную волю в своем настоящем состоянии, вопрос о том, как действует Бог Своей благодатью на волю человека, и вместе, в связи с этими вопросами, вопрос об отношении между верой и делами, – вот те религиозно-философские проблемы, которые вообще никогда не забывались представителями западной мысли, но с особенной живостью интересовали христианский запад в 5 и в 16 вв. I глава Августин, ища ответа на преследовавший его вопрос о происхождении зла, изучал философские системы и некоторое время думал, что нашел желаемое им разрешение в учении манихеев, сущность которого есть восточный дуализм, с тем отличием от маздеизма, т. е. от учения Зороастра, что Зороастр представляет доброе начало, Ормузда, в конце концов, побеждающим злое начало, Аримана, тогда как по учению Манеса, основателя манихейского учения, борьба двух начал должна быть вечной. Августин полагал, что в манихействе как раз давался требуемый им ответ: от вечности существует и вечно будет существовать злое начало, противоположное доброму, – оно и есть источник всякого зла на земле, источник злой природы и злой воли человека. Наступило, однако, разочарование: Августин не находил в манихействе объяснения той внутренней борьбы, которую он переживал, борьбы между добром и злом, которой не должно бы было быть, если бы природа человеческая была делом злого начала. Близкий к самому безотрадному скептицизму, готовый усомниться во всех и во всем, Августин принялся за чтение св. Писания и был глубоко поражен, прочитав 7-ю главу послания апостола Павла к римлянам. «Я не понимаю», говорит здесь апостол, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, a что ненавижу, то делаю; доброго, которого хочу, не делаю, a злое, которое не хочу, делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (ст. 15, 19 и 23). В этих словах был изображен тот же самый процесс внутренней борьбы между добрыми желаниями и злыми наклонностями, между законом ума, расположенного к добру, н законом греховным, господствующим в человеческой природе, который хорошо известен был самому Августину. Проповедь знаменитого Амвросия докончила дело обращения Августина к Богу и к добродетельной жизни. Как вообще обстоятельства личной его жизни, так в особенности обстоятельства его обращения оставили неизгладимый след на всем мировоззрении Августина. Отсюда именно объясняется в нем чувство глубочайшего смирения и самой нежной благодарности к Богу и к церкви, которая через Амвросия спасла его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

вратам обители. Даже теперь, по асфальтированной дорожке с мостиками и лестницами, это приятная, но долгая и утомительная прогулка. Можно себе представить, каково было отшельникам V-VI вв. Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных подвигов св. Иоанн Хозевит, а через несколько десятилетий – преп. Георгий, родом с о. Кипр, прибывший для поклонения св. местам Палестины. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей, с его временем связан расцвет обители. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита. Место выбрано было неслучайно. Здесь указано было Богом спасаться пророку Илие в период трехлетней засухи в Израиле: «И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (3 Цар. 17:2–7). Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. Сохранилась и пещера, куда вороны носили пророку пищу, в ней устроена церковь . В церковном предании эта пещера связана еще с одним, уже новозаветным событием. Мы говорили выше о доме Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, в Иерусалиме. Когда священники в Храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел, покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве 40 дней и ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде всякого» ( Деян.2:46 ). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее» ( Деян.4:32 ). «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:34-35 ). Относительно этих фрагментов в богословской литературе сломано немало копий. Многие толкователи, особенно в XIX–XX вв., всячески старались принизить и умалить их значение, представить их чуть ли не случайным, не имеющим принципиального значения эпизодом в жизни Церкви. Часто эти фрагменты толкуются (например, в/9/) в том смысле, что Апостолы устроили у себя в общине вовсе не коммуну с общностью имущества, а нечто вроде «кассы взаимопомощи», куда желающие жертвовали милостыню, которая затем раздавалась нуждающимся вдовам и сиротам. А вот что пишет известный философ Иван Ильин : «Первые христиане попытались достигнуть «социальности» посредством своего рода добровольной складчины и жертвенно распределительной общности имущества; но они скоро убедились в том, что и некая элементарная форма непринудительной негосударственной имущественной общности — наталкивается у людей на недостаток самоотречения, взаимного доверия, правдивости и честности. В Деяниях Апостольских (4,34–37; 5,1–11) эта неудача описывается с великим объективизмом и потрясающей простотой: участники складчины, расставаясь со своим имуществом и беднея, начали скрывать свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удавалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской «социальности» был оставлен как хозяйственно-несостоятельный, а религиозно-нравственно — неудавшийся. Ни идеализировать его, ни возрождать его в государственном масштабе нам не приходится»/6:61/.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-prave-so...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Царь Соломон. Фреска, Новгородский Софийский собор, XII в. Мудрость Соломона Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди " стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд " ( 3 Цар. 3, 16 -28). Мудрость Соломона была " выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов " ( 3 Цар 4, 30 -31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками ( 3 Цар 10, 24 -25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства , которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва ( 3 Цар. 10, 1 -3; 2 Пар 9, 1 -12). Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен ( 3 Цар. 4, 32 ), часть из которых вошла в канон Священного Писания . Царь Соломон. Мозаика, собор в Монреале, XII в. Св. пророк и царь Соломон. Икона из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста, XVIII в. Свв. цари Давид (?) и Соломон (?). Фреска, Иерусалимский монастырь Святого Креста, XII-XVII вв.

http://drevo-info.ru/articles/13672628.h...

Второй принцип: патрологический. Священное Писание изучается в толковании святых отцов. Священное Писание – книга богодухновенная, поэтому, и истолкована может быть только святыми богомудрыми отцами. Книга, данная Духом Святым, только в духе Святом и разумевается. Священное Писание невозможно истолковать только научными методами. Так, апостол Павел пишет, что Господь поставил одних апостолами, других пророками (для передачи им Божественного откровения), иных евангелистами, иных пастырями и учителями (для истолкования Божественного откровения) ( Еф. 4:11 ). Евнух, читавший пророка Исайю, на вопрос Филиппа: разумеешь ли, что читаешь? – отвечает: как могу разуметь, если кто не наставит меня? ( Деян. 8:30 ). Нужен человек, который бы растолковал текст. И этим толкователем оказался человек, которому Дух сказал подойти к колеснице эфиопского евнуха ( Деян. 8:29 ). Толкование пророков может быть только под воздействием Духа Божия. Многие экзегетические пособия вв. не видят разницы между святыми отцами и современными учеными, как правило, отдавая предпочтение последним. Таковы, в особенности, протестантские пособия, а порой, и католические, и даже православные (Толковая Библия» под редакцией проф. А.П. Лопухина , книги Александра Меня). Православная Церковь стоит, однако, на принципе святоотеческой экзегетики, не отделяя ее, но и никак не смешивая с научной. Апостол Иаков пишет: не многие делайтесь учителями ( Иак. 3:1 ). Значит, и среди благочестивых христиан не каждый может толковать Писание. Это – особая харизма, особый дар Духа Святаго. Сохранилось прекрасное свидетельство о том, как читалось Св. Писание во времена священника Ездры, по возвращении иудеев из Вавилонского плена. Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем, как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и (народ) понимал прочитанное ( Неем. 8:7–8 ). Здесь ясно обосновываются оба герменевтических принципа – как о необходимости Предания, так и толкователей. Без толкователей, т.е. святых отцов, невозможно должное понимание Писания. А, с другой стороны, здесь даже поименно указаны ветхозаветные толкователи (древнееврейское Предание).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Второй шанс был дан уже христианам. Казалось бы, они некоторое время были успешнее иудеев, и владели этой территорией в V-VI вв… Но, погрязши в церковных спорах, они просмотрели появление ислама или даже поспособствовали его возникновению, и в результате тоже потеряли землю… И вот уже три авраамических религии ведут спор о том, кому владеть этой землей. Человеческий грех постоянно мешает исполниться замыслу Божию, и Богу приходится изобретать все новые пути, чтобы просветить землю светом знания путей Своих. Сара предлагает Агарь Авраму И вот Авраму даны непреложные обещания. Наверняка он поделился этим с Сарой. Она по-своему поняла сказанное. Аврааму важен ребенок. Что ж, для этого есть средство: по древним законам она могла «одолжить» Аврааму свою служанку, а потом принять ее ребенка как своего. Усыновление в младенчестве и ей самой хоть отчасти принесет радость материнства. Прекрасное решение, казалось ей. 1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. 2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. 3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. 4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. Библия не дает прямых оценок действиям Сары. Лишь косвенно, по плодам можно понять, что это было не то, чего хочет Бог. Впрочем, мы, живя после Иммануила Канта, уже знаем, что другой человек никогда не должен служить для другого средством достижения чего-либо. Думает ли Сара о своей служанке не как об имуществе, не как о способе решить проблему, а как о человеке, личности? «А обо мне кто-нибудь думал так, когда я оказалась в гареме фараона?» – могла бы возразить Сара. Что ж. Хоть Сара и поторопилась, мы не имеем права судить ее. Она заботилась не о себе. В лице Авраама и Сары мы видим праведников, которые находятся в самом начале пути. Так, действительно, поступали в их время. Дай Бог нам, сегодня, через четыре тысячи лет, действовать иначе. Йозеф Винтергерст. Предложение Агари Авраму Агарь убегает от Сары и встречает Ангела

http://blog.predanie.ru/article/zaklyuch...

«Выйди из сего человека», — сказал Христос бесу (Мк. V, 8). 229 Сторонники «Христианской науки» считают возможным исцеление силой духовной сосредоточенности. 230 Эпиктет (50—140) — римский философ-стоик. 231 Сенека Луций Анней (4 до н. э. — 65 н. э.) — римский философ-стоик. 232 Речь идет о следующих текстах: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. XIX, 24). «Если и горе сей скажете: „поднимись и ввергнись в море“, — будет» (Мф. XXI, 21). 233 Совет сиять над всем, как солнце и не заботиться о будущем, как птица — Ср.: Л к. XII, 6. 234 Притча о нерадивом управителе (Лк. XVI) — в Евангелии рассказывается об управителе, который, желая обеспечить себе жизнь после увольнения и завоевать расположение должников своего хозяина, переписал их расписки, снизив размер долга. 235 «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» — Мф. V, 5. 236 Слова, обращенные к Марфе — Иисус был в гостях у сестер Марфы и Марии. Марфа хлопотала об ужине, Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Обиженной этим Марфе Христос сказал: «ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. X, 41—42). 237 О святых Кларе и Екатерине см. прим. к трактату «Святой Франциск Ассизский» (С.с. 32, 40). Все три монахини славились своими видениями. 238 Святая Тереза (1515—1582) — монахиня-кармелитка. 239 О прекрасных и грозных словах про меч — Честертон имеет в виду слова: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. X, 34). 240 Скопцы Царства Небесного — Ср.: Мф. XIX, 16. 241 Зелоты — религиозно-политическое течение в Иудее I в. до н. э. Зелоты боролись против римского владычества, их движение вылилось в Иудейскую войну (66—73). 242 Тиберий (42 до н. э. — 37 н. э.) — римский император с 14 г . 243 «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» — Мф. XXIV, 35. 244 Моголы — династия, правившая Индией в XVI—XVIII вв. 245 Ессеи — аскетическое течение в иудаизме I в. до н. э. — I в. н. э. 246 Каиафа — иудейский первосвященник, обвинивший Христа в богохульстве (Мф. XXVI, 65). 247

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010