Состав: исследования: 1) ко Святому Причащению, неполное (1–33); 2) по Святом Причащении, неполное апостольское чтение на часах ко Святому Причащению (33 об.–41); 3) молитва Всем Святым без начала и конца (1–45 об.), несколько отличная от той, что в 435 на л.л. 130 об.–133; 4) молитва ко Святому Причащению: «Господи Иисусе Христе Спасителю наш взаконивый нам любовь» (45 об.–47 об.), без конца; 5) канон Иисусу Христу (48–59), службы: 6) Благовещению Пресвятыя Богородицы, неполная (59 об.–73 об.); 7) в пяток пятой недели Вели поста «вечер» (73 об.–84 об.); 8) канон радостен Пресвятей Богородице, творение Игнатия иеромонаха (79 об.–84 об.); 9) канон молебен Ангелу хранителю (84 об.–93); службы: 10) Николаю чудотворцу 6-го декабря (93–104); 11) пророку Илии (104 об.–111 об.); каноны: 12) живоначальной Троице, творение Митрофаново (112–118 об.) «Катавасиа вместо достойна есть по вся воскресении после канона троичного пред заутренею» (119–121 об.), без конца; 13) Ангелу хранителю, отличный от предыдущаго, без конца (122–128 об.); 14) Иисусу Христу, без конца, отличный от предыдущаго (129–137 об.) 439. Канонник , в четвертку, 179 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с черными заставками, в кожаном переплете. Первые 6 листов XVII–XVIII в.в. На обороте 179 листа приписка скорописью: «1763 году апреля 27 церкви Введения Пресвятыя Богородицы Златоверховой диакон Павел Васильев продал сию книгу... и подпиоал своею рукою». Состав: 1) келейное правило (1–6 об.), каноны: 2) Иисусу Христу, творение Феоктиста, инока Студийския обители (7–16 об.); 3) Благовещению Пресвятыя Богородицы, творение кир-Феофана (17–27 об.); 4) Пресвятей Богородице, молебен, творение священно-инока Игнатия (28–36 об.); 5) Пресвятей Богородице, благодарен, с акафистом (36 об.–57); 6) Ангелу хранителю, молебен, инока Иоанна (57–67 об.); 7) Ангелу хранителю молебен, отличный от предыдущаго (68–75); 8) Ангелам, творение Иосифово (75 об.–82); 9) Иоанну Предтече, творение Иосифово (82 об.–90 об.); 10) животворящему Кресту, творение Григория Синаита (91–98 об.); 11) святым славным и всехвалным апостолом, творение кир-Феофана (99–105); 12) Всем Святым (105 об.–115); 13) последование Святыя Купины иже во святей горе Синайстей поется, егда кто произволит, егда бывает молния страшна (115–124); последования: 14) ко Святому Причащению (124–172 об.); 15) по Святом Причащении (173–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подношения и «почестный корм» возили не только в Москву, но и на Белоозеро, Сяму, Маслену наместнику, городовым приказчикам доводчикам, тиуну, дворскому, Вологодскому владыке и др. 15—30, 33, 34, 37, 61). Размеры и порядок уплаты «корма» значительно изменились со времен их утверждения в Белозерской уставной грамоте 1488 Памятями регламентировалась выдача продуктов старцам и работникам, плотникам и «христианам», когда они посылались на монастырские Островский, Шатрец и Звозский, а также для ловли рыбы в небольших озерках, принадлежавших монастырю, и на Белом озере, где монастырским старцам было пожаловано право на беспошлинную 31, 32, 52—55, 57, 58, 62, 64, 72, 73, 77, 89). Выловленной рыбы для монастырского потребления не хватало, и старцы вынуждены были покупать рыбу на Белом озере, в селах Карголоме, Вашках, Кивуе и в других местах. В памятях устанавливались объемы необходимой на год 7—9, 11,12). Памяти фиксировали необходимые годовые объемы соли, меда и масла, а также продукты, выдаваемые старцам и слугам, которые осуществляли покупку «потребного в казну» или выезжали на соляные 10, 13, 14, 35, 36, 60, 63, 66, 67, 69, 75, 76, 79, 84—86). Более 10 памятей определяли норму потребления при выполнении сельскохозяйственных работ 38—41, 43—46, 48—51, 70, 71, 82, 87). В состав публикации также входят: «Обиход служебникам» 80);«Устав по праздником. На которые празники дворовым людем не делати» 42); соборный приговор о взыскании денежного штрафа со слуг, «что ездят на монастырских лошадех небрежно» 68); соборный приговор «о Сорокоусте» 88); соборный приговор о выдаче солода слугам и работникам «детям монастырским» на квас вместо пива 65); памяти о сборе сыров на Петров день с околомонастырских крестьян 83), о праздничных кормах работникам и «христолюбцам» 47, 56, 74, 90), о размере оброка за ловлю рыбы на монастырь в Уломском озере 78). В настоящее время выявлено 11 списков памятей келарей (келарских памятей «о поминках и запасах») Кирилло-Белозерского монастыря: 1566, л. 2—20; там же, л. 29—42; Соф. 1477, л. 70—85; Кир.-Бел. 68/1307, л. 46–67; Соф. 1150, л. 115—137; Кир.-Бел. 84/1322 ,л. 71—98 об.; Соф. 1166, л. 1—39; Соф. 1167, л. 118—144; Кир.-Бел. 93/1331, л. 77—92; Государственный архив Тверской области (ГА ТО), ф. 1407, оп. 1, д. 81, л. 130—144, РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

71 Свт.Макарий Великий. Homil. 43,7. 72 Он же. Homil. 30, 8. 73 Он же. Homil. 24,2. 74 De nupt.et concup. 11,12. V,16,3; Св.Иустин. Dialog cum Tryph. С.95; Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. v.12; In Rom. V, 18,20; Блж.Феолорит. In Psalm. 50, v.7; In Psaim 60. v.7,8; Macret.fabul. compend., lib. V,11. Свт.Макарий Великий. Homil. 46,2—3. 75 Блж.Августин. De peccat.. merit et remiss., 1, 63,64. 76 Он же. Contra Julian. VI, 67; 11,9. 77 Он же. De civit.Dei, XIII, 14; ср. Св.Ириней. Contra haer. III, 22,4. 78 Тертуллиан. De anima, c. 40 et 41; comp. De testimon. animae, 3. 79 Ориген. In Rom. V,9; V,1. 80 De moribus eccles. cathol. 1,40. 81 Св. Киприан. Epist.59. ad Fidum. 82 Ср.: Свт.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,28; col.961. 83 Homil. 2,1; comp. Homil. 50,5; Homil. 41,1. 84 Канон Пресвятой Богородице. Песнь 6, ирмос; В субботу на повечерии, глас 2. Ср. «Греховный мрак покрывает мя. и студная моя дела без воздержания выну, и совестное томление непрестанно мучит мя: увы мне, где убо ныне скрыют?..» (Слава и ныне, Богородичен. седален; на утрени 16 июля. Минея). 85 На Господи воззвах. Слава и ныне, Богородичен; в субботу на велицей вечерни, глас 4. 86 Последование ко св.Причащению. Молитва Василия Великого, первая. 87 Тропари непорочн. (мертвых), отпевание. 88 Рим.1:21—31; Пс.13:1—3; 52:1—4; ср.: Свт.Афанасий Вел. Contra. 89 Канон молебный Пресвятой Богородице, Песнь 4; в неделю на повечерии, глас 1. 90 Ср.: Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11, 1.3.4. 91 Канон ко св.Иоанну Предтече. Песнь 6. Богородичен; во вторник утра, глас 2. 92 Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 8; t.25, Col.109A. 93 Strom. V. 94 Contra Ceis. IV,40. 95 Пелагий у блж.Августина. De natura et gratia, 8. 96 Пелагий. Ad Demetriadem. 3,7. 97 De civit.Dei, XIV. 11; Contra duas epist.pelag. 1,2. 98 Concil. Trid. sess. V,5. 99 «Православное исповедание». Члены 6 и 14. 100 Там же. Часть 1, вопросы 24 и 27. букв. «о-смертили себя». — Прим. пер. букв. «о-греховил». — Прим. пер. букв., «о-смертил». — Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

103. Псалтырь , в четвертку, 153 л., полууставом нескольких почерков второй половины XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16. 17, 22, 23, 27, 28, 55, 84, 132, 153. На полях внизу листов 2–15 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь церкви Космы и Дамиана что в Кузминском». На нижней доске переплета приписка скорописью XVII в.: «Книга Псалтырь глаголемая … сына Мелнишново Лушитцково (Глушицкого?) монастыря». Рукопись оканчивается песнию Захарии и словами: «Словеса писанная приидоша в конец, уму же да не будет когда прияти конец но» … . 104. Псалтырь , в четвертку, 107 лл., без начала и конца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита; порваны с ущербом для текста листы: 33, 71, 81, 82. Нет листов между 6, 7, 27 и 28 листами. 105. Псалтырь , в 16-ю долю листа, без начала и конца, неполная, 137 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5, 6, 17, 18, 22, 33, 37, 45, 55, 58, 59, 63, 69, 70, 86, 94, 95, 122, 125, 130, 131, 137. Нет листов между 6 и 7, 9 и 10, 41 и 42 листами. Рукопись начинаетоя продолжением 38 псалма, а оканчивается неполным псалмом 144-м. 106. Псалтырь , в четвертку, 189 л.л., без начала и конца, полууставом нескольких почерков XV–XVI вв., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете; некоторые листы подклеены. Нет листов между 85 и 86, 92 и 93 листами. На полях внизу листов 1–15 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Псалтырь от церкви Василия Великого что на Снежурках (?) отобрана на Вологде»; 2) «Сия книга глаголемая Псалтирь Липенские волости хрестьянина Трофима Макарова сына а подписал Ротковские волости Ракувта Кирозие шлып нонош ( – Матушка Тимофиев сын попов) лета 7137 (1626) году». Рукопись начинается продолжением 2-го псалма, а оканчивается неполною песнию пророка Захарии. 107. Псалтырь с восследованием , в восьмушку, без начала, неполная, 321 л., полууставом нескольких почерков XV–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–2, 8–11, 22, 164 и 319. Нет листов между листами: 7 и 8, 10 и 11, 209 и 210, 226 и 227, 227 и 228, 313 и 314. На некоторых листах письмо очень бледно или истерто; другие листы с помарками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто войдет в Царство Небесное В Царство Небесное войдут только чистые сердцем и смиренные духом (3, с.94). Кто наследует Царствие Божие Царствие Божие наследуют только те, которые омоют свою скверну слезами покаяния (Там же, с.82). В слове Божием сказано, что ничто нечистое и скверное не войдет в Царствие Божие. Значит нам, живущим на земле, надо подвизаться «подвигом добрым», чтобы стряхнуть с себя всю скверну греховную. Прежде всего эта грязь смывается с человека посредством искреннего покаяния и причащением Святых Христовых Тайн (Там же, с.84). Нужно внутри себя создавать Царствие Божие и не выходить из внутренней клети, устремляясь в мир страстей (6, с.122). Тот, кто сам внимательно трудится над устроением в своей душе Царствия Божия, легко разбирается в многообразии духовной жизни (7, с.68). Кто является наследником Христова Царства Наследниками Христова Царства являются не только люди, переносящие с помощью Божией в этой земной жизни скорби, лишения и всевозможные беды, но и те, которые облеклись в Христову ризу – смирение, послушание, терпение, кротость и отсечение своей воли (2.57) (7, с.309). Прежде нужно искать Царствие Божие Искать прежде Царствия Божия, и только при этом условии все остальное в этой жизни устроится наилучшим образом. Напротив же, когда человек свой взор обращает только на предметы этой временной жизни, забывая о духовной, то вместо покоя он обретает одни скорби и неустройства (18, с.453). Веры в Бога еще недостаточно для нашего спасения. Следует всем нам стяжать Христово смирение, терпение и любовь к Богу и всем людям, и даже к нашим обидчикам. Только в таком провождении жизни с нами будет пребывать благодать Божия. Именно тот, кто будет шествовать этим путем, непременно получит Царствие Небесное (3, с.93). Земля предназначена грешному человеку для плача и покаяния, а также для приготовления к жизни вечной. Но благо тому, кто именно стремится трудами, подвигами и добрыми делами приобрести Небесное Царство, то есть требу­ется большое усилие духовного и нравственного подвига. Без этого делания человека ждет за гробом иное царство, где огнь не угасает и червь не умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Иона , в февр., июне, окт. 1671, в сент. 1672, в апр. 1673. Алимпий Уньковский определён из келарей 1673–80. Пафнутий , 1681 и 82. Игнатий Римский-Корсаков , 1683 и 84, 7 сент. перев. в Новоспасский. Арсений Костюрин , 1684, а 9 янв. 1687 перев. в Спасо-Андрониев. Иларион Смирного 9 янв. 1687 перев. из Соловецкого, а 1 февр. 1691 хирот. в митрополита Псковского. Иосиф 19 февр. 1691 перев. из Угрешского; по 1699, июня (sic) 1700. Каллист Поборский [упом. в июле (sic) 1702] 21 февр. 1703 хирот. в архиепископа Тверского. Иосиф [упом. в сент.] 1703–1714. Тихон Писарев , 1714–1718, 7 нояб. перев. в Троицкий Сергиев. Киприан Скрыпицын , с 1719, а в авг. 1723 перев. в Новый Иерусалим. Афанасий Кондоиди 10 сент. 1723 перев. из Тольгского, а 9 окт. 1726 хирот. в архиепископа Вологодского. Аарон , с 1727, а в июле 1734 перев. в Чудов. Карион Голубовский , 1734–1737, 19 июля перев. в Новый Иерусалим. Рафаил перев. из Ростовского Богоявленского, 1737–42. Георгий , 1743 и 44, упом. 21 дек.; † ... Иосиф 1745 перев. из Борисоглебского на Устье; до июля 1747. Варфоломей Любарский 1747 перев. из Пафнутиева Боровского, а 19 июня 1758 хирот. в еписк. Вятского. Иларион Завалевич 14 мая 1758 перев. из Ростовского Яковлевского; он же 11 сент. перев. из Тольгского в Ростовский Спасский, на Песку; в 1759 – на Перерву, (упом. в мар. 1759); в 1761 – в Борисоглебский на Устье. Владимир Каллиграф , перев. из Устюжского Архангельского в сент. 1759 и 1760; † ... Тихон Якубовский , с 1760, из архим., бывших в Кёнигсберге, а 8 авг. 1764 хирот. в викария Московского (еписк. Севского). Арсений Бузановский в исх. 1764 произведён из префектов Александро-Невских, а 2 апр. 1776 перев. в Хутынь. Павел Зернов 9 апр. 1775 перев. из ректоров Троицкой семинарии, и вскоре в Саввин Сторожевский. Иоиль , с 1776; 3 июля 1787 уволен на покой, а мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, под Ростовом, при озере, основан св. Авраамием (в отдалённые времена). Ныне второклассный. [III, 63; V, 718.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Драгоценная одежда эта, замечательная и оригинальностью изображений 93 , – была освящена 24 декабря 1900 года, после литургии, панихиды по рабе Божием Андрее, и молебствии. б) Дарохранительница серебр. вызолоч. в стеклян. футляре, весом 8 фунт. 82 зол. Вклад купца Косьмы Григ. Мошкина 20 авг. 1842 года. в) Мирница серебр. вызолоч. с малою же цепочкою. Пожертв. Дмитрием Ал. Александровым в 1871 г. г) 1. Потир серебр. вызолочен, при нем: дискос, звездица, лжица, и две тарелочки, – чеканной работы, веса в них 6 фунт. 84 золоти., ценою в 525 руб. Вклад ямщичихи вдовы Близ. Степ. Сечкиной, о упокоении Петра и Марии в 1864 году. 2 . Потир большого размера с больш. дискосом и звездиц., сооруж. в 1898 г. для приобщения в Великий пост . Веса в нем 8 фун. 6 зол. 3 . Потир малый для приобщ младенц., сер., пожерт. о. П. П. Поспеловым 1910 г. д) Кресты на Св. Престоле: 1 . Крест серебр. вызолоч. с мощами: св. Василия Великого , царя Константина, царицы Елены и 4-х неизвестных святых. В середине Распятие, вверху Господь Саваоф, по сторонам: Божия Матерь и Иоанн Богослов – чеканные, внизу надпись. Вес в нем 1 фун. и 10 зол. Вклад местного протоиерея Михаила Иаковл. Изюмова. 2 . Крест серебр., на нем изображение Спасителя литое. Вес 1 фун. 90 зол. Пожерт. в 1866 г., цехов. Дм. Александровым. 3 . Крест серебр. с мелкою резьбою, вызол., массивный, дл. 9 верш., шир. 5 верш., на нем изобр. Спасителя литое. Вес в нем 3 фун. Пожерт. в 1890 г. прих. Василием Васильевичем Николаевым, на поминовение Гавриила Григорьевича Бардина. 4 . Крест сер. вызол., весу 78 зол. Вклад купца Иллариона Исидорова Рябова. 5 . Крест малаго размера, серебр. на цепочке серебр. с мощами неизвестных святых, вес в нем 18 золоти. Ранее наход. на местн. храм, иконе св. Василия Великого (опись 1832 года и 1861 года). Ныне – на Св. Престоле. е) Евангелие: 1 . Евангелие в большой александрийский лист, обложено кругом серебром, вызол. На передней доске вычеканены: Воскр; Хр. и 4 Евангелиста. На обратн, стор.: Господь Саваоф и I. Христос, молящийся о Чаше и три апостола. Вес в сер. 8 фунт, и 22 золоти. Цена 3155 р. асс. Напечатано „в 1698 году, индикта 7, мес. Декабря, при Благочест. Вел. Государе Царе и Вел. Князе Петре Алексеевиче, благословением же Святейшего Кир, Адриана Архиепископа Московского всея России и всех северных стран патриарха, при Цесаревиче и Велик. Князе Алексее Петровиче, в царств, граде Москве“. Вклад ямщика Петра Ив. Сечкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Такой вид этих толкований зависел частью от того, что они говорены в смутное время жизни Златоустовой, частью от того, что по той же смутности обстоятельств страдалец святитель не успел внимательно пересмотреть записок, писанных со слов его другими 1215 . Беседы на деяния, уступая прочим в красоте слога и отчетливости толкований, в нравственных наставлениях даже превышают некоторые из других толковательных бесед. Заметим еще одно сочинение Златоустого, относящееся к изучению Слова Божия, – обозрение Свящ. Писания. Это сочинение осталось после Златоустого неоконченным, и, как показывает содержание, писано для домашнего употребления. Такой вид обозрения в последствии подал некоторым мысль дополнить недовершенный труд Великого учителя, и обозрение Златоустого явилось с дополнениями из так называемого Синопсиса Афанасиева 1216 . Подлинное сочинение Златоустого заключает в себе: а) превосходное общее обозрение содержания канонических книг Ветхого и Нового Завета (προθεωρια), б) частное обозрение Бытия, Исхода, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфи, 4 книг Царских 1217 , книги Иова 1218 , 4 больших и 7 меньших пророков. Число Соборных посланий у него ограничивается только тремя, равно не упоминается об Апокалипсисе. Это, как вероятно, потому, что так думали о том и другом предмете в его время в Сирской Церкви 1219 . Впрочем, в других сочинениях своих он приводит свидетельства и из второго Петрова послания 1220 . Подлинность обозрения Златоустого не подлежит сомнению 1221 . 1209 К толковательным беседам на Новый Завет, кроме вышеупомянутых бесед на Еванг. Матфея и Иоанна, на Деяния апост. и на 14 посланий апостола Павла (прим. 93–96, 99–101, 104, 128, 140, 142, 150, 152) и кроме помянутых же бесед на частные места Нового Завета, говоренных в известное время (пр. 48–52, 80, 82, 84, 87, 89, 90, 105, 111, 125), относятся еще беседы, говоренные, неизвестно когда, на Мф. 26, 39, 7, 14 ). Т 3, р. 15, 25 (на Рим. 5, 3, 8, 28 (Т. 3, р. 140, 150), на 1Кор. 11, 19 (Т. 3, 240), на 2Кор. 11, 1 (T.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

58 Funk , Kirchgesch. Abhandl. u. Untersuch. 264 59 Collatio XXI, cap. 30 60 Гл. VII 61 Апология II, Ср. Тертуллиан, «О Крещении», гл. 20 62 Правило 85 63 Epist.Iad Himerium. Bingham o.c. 199 64 В рукописных уставах XVI в. Соловецкой и Московской Синодальной библиотеки такая молитва полагается и на полных великопостных литургиях-свв. Златоуста и Василия Вел. 65 Дмитриевский А . Описание литургических рукописей, т. I. . Киев 1895, стр. 133. 66 Правило 6. 67 Epist. Canon. Ad Letojum. 68 Бес. 52 .о тех, которые в Пасху постятся» 69 Бес. 22, „о гневе». 70 Бес. 42. 71 Missale romanum, dominica I Quadragesimae, feria secuuda 72 Funk , ibid. 265 73 Истор. рассужд. о постах, стр. 20, 58. 74 Бес. на Четыредесятницу 75 Так считает уже Кассиан. Collam. XXI, 27, 28. 76 Правило св. апостолов 66 Трулльск. соб. пр. 55. 77 18 оглас. слово, хотя слово ,,Четыредесятница“ могло быть у него уже terminus technicus 78 В послании св. Иоавна Дамаскина о посте есть ссылка на это cbuдemeльcmbo.Migne, s. gr. 95, 71—78. 79 „Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятницы) прежде поста Пасхи, начинаясь с понедельника, а оканчиваясь в пятницу; потом начинайте св. седмицу Пасхи (Страстную), постясь во время ея со страхом и трепетом» (кн. 5, гл. 1). 80 „Четыредесятницу до 7 дней св. Пасхи (Страстной недели) церковь обыкновенно проводит в посте; сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную неделю) весь народ проводит в сухоядении». 81 69 правило 82 Слово 40, на крещ. 83 Слово 62, о врем. 84 Вот толкование этого места кн. Левит в Талмуде: „Подобно тому, как под «делом», запрещенным в день очищения, разумеется работа, за которую в другом месте (т. е. в законах о субботе) полагается «истребление», так и под «изнурением» разумеется воздержание от такой пищи, за которую в другом месте полагается «истребление», а именно от «оставшихся» (от жертвенного мяса) и от пиггула (мерзкого)» Joma. Siphra achare. Талмуд, перев. Переферковича, Сиб. 1899, II,313. 85 Там же, 814. 86 Joma, VIII, 2 87 VIII, 2 88 Taannith III, 9(а) (3, 3); пер. Переферковича 462

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

«Отец и Сын и Святой Дух всё устрояет, всё делотворит», – говорит святой Иоанн Златоуст 80 . Ибо «Отца и Сына и Святого Духа – один дар и одна власть» 81 . Ибо «где присутствует одна Ипостась (Личность) Святой Троицы, присутствует и вся Троица, так как Она нераздельна в Себе и соединена со всякой точностью» 82 . Поэтому у апостола Павла мы замечаем, что он часто говорит о Троице и Ей приписывает всё и вся, что отмечает и святой Иоанн Златоуст : «И как (апостол) всегда делает, переходя от Сына к Духу, а от Духа к Сыну и Отцу, всё наше вменяя Троице» ( Рим. 8:9–11 ; 1Кор. 6:11, 12:2–4 ) 83 . Это особенно заметно в начале Послания к Ефесянам, как мы уже указали, а также и в начале каждого Послания апостола Павла и в других местах 84 . Следовательно, Триипостасная, Единосущная и Единодеятельная Троица есть начало всего, и центр всего и конец ( τλος) всего, и в сотворении, и особенно в Домостроительстве спасения мира и человека. Хотя следует сказать, что у святого апостола ясно заметно то, что в Домостроительстве спасения каждая из Божественных Ипостасей Единой Нераздельной и Человеколюбивой Троицы имеет свой особый удел и свой «вклад» ( συντλειαν). «Разделили Домостроительство о нас Отец и Сын и Святой Дух», – подчёркивает характерно святой Златоуст 85 , конечно, не подразумевая под «разделением» реальное разделение, но указывая таким образом на особенную личную роль Трёх Божественных Лиц, ибо одним и единственным делом любви и человеколюбия Божественная Святая Троица спасла род человеческий, а каждая из Блаженных Божественных Ипостасей внесла своеобразный вклад – συντλειαν 86 . Это ясно видно, если проанализировать приведённый в начале главы гимн из Послания к Ефесянам. Благословен Бог и Отец – ибо Он благословил нас всяким духовным благословением; Он избрал нас в Нём прежде создания мира, предопределив усыновить нас чрез Иисуса Христа; Он облагодатствовал нас, по изволению воли Его (ср. Еф. 1:3–6, 9, 11 ) 87 . Однако всё это бывает через Сына, во Христе, то есть: Отец нас во Христе благословил, избрал нас прежде создания мира в Нём (Христе); через Христа (Сына), нас предопределил для усыновления; так же обладагодатствовал нас в Нём, в Возлюбленном; во Христе мы имеем избавление и прощение грехов; во Христе запечатлены обетованным Святым Духом, под главою Христом соединено (соединяется, составляется) небесное и земное; через Него услышав слово истины, благовествование спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф. 1:3–7, 10–13 ) 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010